Религия иудаизм

История евреев и еврейского народа — одного из древнейших в мире — насчитывает три с половиной тысячи лет, примерно с XVIII века до н.э. по сей день. События еврейской истории и их точная датировка, как правило, хорошо известны, они подробно описываются в Торе, Пророках и Писаниях (ТаНаХ) и обогащаются фактами Устной Традиции, запечатленными в Талмуде и Мидраше. Наиболее важные события еврейской истории отмечены в еврейском календаре в виде праздников и памятных дней.

Современная наука, прежде всего, библейская археология, установила за последние сто лет множество фактов, подтверждающих и проясняющих библейские тексты, «привязывающих» их к конкретным местам и временным периодам.

Особенности еврейской истории

История еврейского народа уникальна, т. к. не выписывается ни в одну научную концепцию в рамках материалистического взгляда на развитие и исчезновение этносов.

С момента первого изгнания из Страны евреи теряют свою территорию, язык и отчасти культуру, что, согласно мнению части знаменитых учёных, должно было привести к постепенному растворению еврейского народа в среде окружающих народов.

Однако еврейский народ существует до сих пор, сохраняя веру и неповторимую самобытность, несмотря на неоднократные попытки тотального уничтожения и принудительной ассимиляции.

Традиционный иудаизм считает причины такой сохранности исключительно духовными. В частности, мы видим здесь исполнение обещания Б-га Аврааму в рамках союза между рассеченными частями (Берешит 15) — вечно оберегать его потомков от тотального уничтожения.

Б-жественный план еврейской истории

Еврейская история и история мира в целом развиваются по четкому Б-жественному «сценарию». В нем еврейскому народу отведена особая роль: нести веру в единого Б-га и быть Его служителями «от имени» всего человечества.

История евреев насчитывает почти 4 тысячи лет

Выполнение евреями своей задачи является непреложным условием существования мира и достижения цели, ради которой мир был создан.

В Торе неоднократно повторяется, что благополучная жизнь евреев на своей земле обусловлена безукоризненным соблюдением законов Торы, а отход от соблюдения приведет к изгнанию. Сказано в главе Бехукотай (Ваикра 26): «Если будете идти по Моим законам и заповеди Мои чтить… то дам дожди вовремя… и будете жить спокойно в стране вашей…. Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти… будете поражены врагами вашими и будут властвовать над вами ненавистники ваши…»

Исторический опыт подтверждает сказанное. Расцвет еврейского государства пришелся на время правления царей Давида и Шломо, когда евреи строго соблюдали заповеди. А разрушение Первого и Второго Храмов произошло в период духовного падения народа.

Последние две тысячи лет еврейский народ находится в самом продолжительном изгнании за всю свою историю — галутЭдом, охарактеризованном в Торе как период «сокрытия лика Б-га», т. е. период, когда участие Б-га в происходящем будет неочевидно. Описания событий и страданий последнего изгнания содержатся в книгах Пророков, а также в книге Дварим («Второзаконие») в главе «Ки таво».

Влияние еврейской истории на мировую цивилизацию

Еврейская история описывает жизнь единственного народа, получившего Б-жественное откровение и пронесшего его в сохранности через множество веков.

От еврейского народа распространилось монотеистическое учение, принятое и в более поздних авраамических религиях, таких, как христианство и ислам.

Дарование Торы, а позже распространение Септуагинты стало переломным моментом в мировой истории, изменив культурные, государственные и религиозные модели Древнего мира. На сегодняшний день этические, имущественные и гражданские нормы Библии присутствуют практически во всех государственных и судебных системах современного общества — в той или иной степени.

Рассеяние еврейского народа в разных странах способствовало экономическому, культурному и научному развитию этих стран в разные периоды мировой истории.

Антисемитизм как часть еврейской истории

Появление еврейского народа на мировой арене ознаменовалось возникновением нового явления — антисемитизма, религиозной и национальной нетерпимости к евреям. С тех пор в истории евреев мы видим регулярные попытки истребления народа — как физического, так и духовного, — перемежаемые периодами относительного спокойствия.

Существует множество теорий, стремящихся объяснить враждебность к евреям в рамках политических, социальных, исторических и религиозных концепций.

Традиционный иудаизм видит в антисемитизме элемент Б-жественного замысла, призванный сохранить еврейский народ от полной ассимиляции.

Четыре царства

Трагедия в истории еврейского народа —
разрушение Храма и изгнание евреев

В пророчестве Даниэля(глава 7) описываются четыре зверя, олицетворяющих четыре цивилизации-сверхдержавы, под игом которых последовательно будет находиться еврейский народ. Согласно традиционным комментариям, эти четыре царства — Вавилон, Персия, Греция и Рим. Каждая деталь описания зверя указывает на определенное свойство народа, который он олицетворяет.

Наследниками Римской империи принято считать христианские страны, перенявшие культуру и религию римлян.

В каббалистических книгах сказано, что кроме четырех царств, упомянутых в книге Даниэля, будет еще одно, последнее — это могущественное царство Ишмаэля, которое причинит много страданий еврейскому народу в конце дней (Пиркей дэ-раби Элиэзер 32, Зоар к Шмот 17а, Аризаль в книге «Эц даат тов»). Религия Ишмаэля — Ислам.

Основные события еврейской истории

  • 1742 г. до н. э. (2018 от сотворения мира) — заключение союза между Творцом и Авраамом. В рамках союза между рассеченными частями Творец обещает произвести от Авраама новый народ и даровать ему Землю Кнаан. Это событие является отправной точкой еврейской истории.
  • 1522 г. до н. э. (2238 от с. м.) — переселение в Египет. Из-за тяжкого голода в Земле Кнаан Яаков и его семья спускаются в Египет. Сын Яакова — Йосеф, который в это время был наместником Фараона, берет их под свою опеку.
  • 1451-1312 гг. до н. э. (2309—2448 гг. от с. м.) — египетское рабство. Новый Фараон с помощью хитрых манипуляций постепенно превращает евреев в рабов. Годы египетского рабства — период формирования еврейского народа, превращение семьи кочевников в нацию.
  • 1312 г. до н. э. (2448 гг. от с. м.) — Исход. После страшных десяти казней, обрушившихся на Египет, непреклонный прежде Фараон отпускает евреев, но вскоре раскаивается в этом и пускается за ними в погоню. Творец совершает очередное чудо — рассечение Красного моря, бывшего естественной преградой на пути евреев. Евреи благополучно проходят по дну моря, а египетское войско погибает в морских пучинах…
  • 1312 г. до н. э. (2448 г. от с. м.) — дарование Торы. Тора была дарована через 50 дней после Исхода, это было целью Исхода, и это завершило формирование национального, религиозного и этического сознания еврейского народа. Правовая система и общественные нормы, а также высокий этический уровень новой религии резко контрастировали с порядками политеистических культур Ближнего Востока. В будущем, во многом за счет перевода Септуагинты, многие законы и этические основы иудаизма станут частью культуры других народов и основой таких религий, как христианство и ислам.
  • 1272 г. до н. э. — 1258 г. до н. э. (2488-2302 гг. от с. м.) — завоевание Эрец-Исраэль. Период завоевания Земли Израиля и разделения на двенадцать уделов продлился в общей сложности 14 лет. После смерти Йеошуа бин-Нуна до вступления на престол первого еврейского царя народом руководили Шофтим (Судьи).
  • 826 г. до н. э. (2960 г. от с. м.) — строительство Первого Храма. Первый Храм был построен царем Шломо во время наивысшего расцвета еврейского государства. Он действовал 410 лет.
  • 795 г. до н. э. (2965 г. от с. м.) — раскол еврейского царства. После смерти царя Шломо еврейское государство распадается на два царства — Иудейское (колена Йеуды и Биньямина) и Израильское (остальные десять колен). На престол Израильского царства вступают цари, исповедующие язычество, они уводят народ с пути Торы. Цари Иудеи были в основном значительно более праведны.
  • 550 г. до н. э. (3210 г. от с. м.) — изгнание десяти колен. Ассирийская армия захватывает Израильское царство и выселяет десять колен из Страны, размещая их по разным областям Ассирийской империи. Десять колен «теряются» после неоднократных призывов пророков отказаться от языческих культов и вернуться на путь Торы.
  • 420 г. до н. э. (3340 г. от с. м.) — разрушение Первого Храма. Разрушение Первого Храма царем Вавилонской империи Навухаднецаром (Навуходоносором) положило начало семидесятилетнему Вавилонскому изгнанию. Это было результатом продолжительного духовного упадка народа — на протяжении нескольких веков. После падения Вавилона и достижения Персидской империей мирового господства для еврейского народа наступает второе изгнание — Персидское.
  • 355 г. до н. э. (3405 г. от с. м.) — события, в честь которых был установлен праздник Пурим. Потомок Амалека — Аман — делает попытку полностью уничтожить евреев, но благодаря чудесному «стечению обстоятельств» его ждет полный крах. По указу царя Ахашвероша евреи получают право защищаться от своих врагов. Их положение в царстве упрочивается.
  • 352 г. до н. э. (3408 г. от с. м.) — строительство Второго Храма. Лояльный к евреям персидский царь Кореш (Кир) через год после вступления на престол разрешает евреям вернуться на свою Землю и построить Храм. Однако активное сопротивление соседних народов, главным образом, шомроним (самаритян) ведет к тому, что строительство приостанавливается на двадцать с лишним лет. По истечении 70 лет годы Вавилонского и Персидского изгнания подходят к концу и 50000 евреев возвращаются в Землю Израиля во главе с Зерубавелем. Эзра и Нехемия руководят последующими волнами репатриации.

  • Период правления мужей Великого собрания. Еще во времена Зерубавеля духовные вожди еврейского народа занимались систематизацией Устной Торы, ее законы становились частью жизни населения Иудеи. В период Эзры и Нехемии эта работа возобновилась. Мудрецов, объяснявших и комментировавших законы Торы, называли Мужами Великого Собрания. В годы, последовавшие за периодом правления Нехемии, они стали учителями и просветителями, передававшими из поколения в поколение Устную Тору, которую Моше Рабейну получил на горе Синай вместе с Письменной Торой и передал своему ученику Йеошуа бин-Нуну. Тот, в свою очередь, передал ее мудрецам, от мудрецов она перешла к пророкам, а от пророков — к Мужам Великого Собрания. Период правления Мужей Великого Собрания продолжался до прихода греков, захвативших Персидское царство, которое более двухсот лет владело Эрец-Исраэль.
  • 318 до н. э. (3442 от с. м.) — Александр Македонский завоевывает Эрец-Исраэль.
  • 208 до н. э. (3552 от с. м.) — Эрец-Исраэль переходит под власть Антиоха III. После смерти Александра Македонского вся его империя была разделена между его бывшими соратниками и военно-начальниками. Иудея на какое-то время отошла правителям Египта Птолемеям, но затем попала под власть греко-ассирийской державы во главе с Антиохом из династии Селевкидов.
  • 160-140 гг. до н. э. (3600-3620 гг. от с. м.) — восстание Хасмонеев. Пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана возглавили восстание против династии Селевкидов. Причина восстания — политика активной эллинизации со стороны властей, насильственное насаждение греческой культуры и языческих культов, гонения на еврейскую религию. В память о чудесной победе Хасмонеев и о чуде с Менорой установлен праздник Ханука. Позже Хасмонеи установили свою династию и некоторое время правили еврейским народом независимо.
  • 63 г. до н. э. (3697 от с. м.) — Иудея под властью Рима. Еврейское государство, вовлеченное в междоусобицу, теряет независимость. Рим устанавливает свой протекторат в Иерусалиме и оказывает все нарастающее давление на еврейский народ и на его жизнь. Вскоре Иудея полностью переходит под власть Рима и становится римской провинцией.

В еврейской истории много чудес, расхождение
вод Красного моря — одно из них

  • 68 г. н. э. (3828 г.) — разрушение Второго Храма. Безобразное правление римских наместников приводит евреев к восстанию. В конце концов, из-за раскола между евреями, римлянам удается подавить восстание. Под руководством Тита римляне осаждают Иерусалим. После долгой осады и безуспешных переговоров врываются в город и сжигают главную святыню евреев — Иерусалимский Храм. С этого момента начинается самое продолжительное за всю еврейскую историю изгнание — Римское, или Эдомское. Мы скорбим о разрушении Первого и Второго Храмов, в дни событий, связанных с различными этапами разрушения: 10 Тевета, 17 Тамуза, 9 Ава евреям предписаны пост и соблюдение некоторых обычаев траура.
  • 132-134 гг. н. э. — (3892-3894 гг. от с. м.) восстание Бар-Кохбы. Император Адриан пытается превратить Иерусалим в центр язычества. Евреи восстают. Во главе восставших становится Бар-Козева — человек невиданной отваги и бесстрашия. Победоносные войны под его руководством на первых этапах воодушевляют народ; многие евреи, в том числе и Раби Акива, видят в своем военачальнике будущего избавителя — Машиаха. Но вскоре восстание жестоко подавляется, и иллюзии оборачиваются чередой страшных трагедий, наиболее известная из которых — уничтожение полумиллионного населения крепости Бейтар. Желая сломить дух евреев, римский император переименовывает Исраэль в «Палестину», а Иерусалим — в «Элиа Капитолина». Запрещено изучать Тору и присуждать звание раввина (смиха). В ходе жестоких гонений были зверски убиты десять величайших мудрецов Торы, в том числе и сам Раби Акива.
  • Конец II в. — начало III века н.э. (около 3960 г. от с. м.) — запись Мишны. Это была первая запись Устной Торы. Ее было запрещено записывать, законы передавались от учителя к ученику. Но настали тяжелые времена, многие мудрецы погибли, другие покинули Эрец Исраэль. А с гибелью мудреца уходит и его учение. Чтобы сохранить Устное Учение, духовный глава того поколения раби Йеуда аНаси решает, что Учение необходимо записать. Так была создана Мишна — краткое изложение законов и изречения мудрецов-танаим.
  • Конец V века (около 4200 г. от с. м.) — запись Вавилонского Талмуда. Вавилонский Талмуд, составленный в конце эпохи амораим, стал основным источником законодательных решений в рамках еврейского Закона. Талмуд, составленный Равиной и равом Аши, содержит комментарии к Мишне, высказывания и дискуссии амораим, законодательные решения, а также обсуждения мировоззренческого характера.
  • 589-1040 (4355-4806) — эпоха Гаонов. Гаонами называли глав ешив Вавилонии, бывших духовными лидерами еврейского народа в этот период.
  • Начало XI — конец XV вв. (около 4355 — около 5258 от с. м.) — эпоха Ришоним — законоучителей и мудрецов Торы времен Средневековья. Постепенно сила и влияние вавилонских ешив уменьшается. С другой стороны, в общинах Европы и Северной Африки «растут» новые центры Торы, многие из которых были основаны учениками гаонов. Со смертью рава Ая Гаона в 1038 (4798) году центр изучения Торы перемещается из Вавилонии в Европу.
  • XI-XII вв. — Крестовые походы. «Черные» дни для евреев Европы. Первый Крестовый поход произошел в 1096 (4856 от с. м.). Второй Крестовый поход — 1145-1147 (4905-4907 от с.м.). В это время многие общины Германии и Франции были на корню уничтожены крестоносцами. Третий Крестовый поход — 1188 (4948 от с.м.), в это время испытания обрушиваются на евреев Англии.
  • 1348 (5108 от с. м.) — «Черная смерть» — эпидемия чумы в Европе. Евреев Германии и Франции обвиняют в распространении чумы. В Европе — разгул антисемитизма. Массовое бегство евреев из Германии — сначала в Австрию, затем — в Польшу.
  • 1492 г. (5258 г. от с. м.) — изгнание евреев из Испании. По приказу королевской четы — Фердинанда II Арагонского и его супруги Изабеллы Католической — ок. 100 000 евреев изгоняются из Испании, Сардинии и Сицилии, около 50 000 предпочитают крещение изгнанию, десятки тысяч погибают. Процветающая, могучая община евреев Испании перестает существовать. Беженцы из Испании находят пристанище в Османской империи и Северной Африке.
  • XVI — XVII вв. — начало эпохи Ахроним. Расцвет общин Восточной Европы и Цфата. Изгнание из Испании стало национальной трагедией. А в ходе жестоких гонений в странах Европы были разрушены многие общины. Центр еврейской жизни постепенно перемещается из Европы Западной и Центральной в Европу Восточную — в Польшу, Богемию и др. Здесь была построена замечательная система образования, вырастившая множество мудрецов. Другим крупным духовным центром снова стала Святая Земля, и, в частности, город Цфат, где собрались великие мудрецы и ученые. Раби Йосеф Каро, Рамак, Аризаль — это лишь несколько имен из поистине уникального содружества великих раввинов и мужей Торы Цфата. Эпоха Ришоним подошла к концу, но началась новая эпоха — эпоха Ахроним, мудрецов последних поколений, которая продолжается до сих пор.
  • 1648-1660 (5408-5420 от с. м.) — восстание Богдана Хмельницкого и кровавые казацкие погромы. По одному из мнений, от геноцида, устроенного отрядами Хмельницкого, погибло ок. 100 тысяч евреев; согласно другому мнению — более 600 тысяч.
  • 1648-1676 гг. — деятельность лжемессии Шабтая Цви и появление саббатианства. Невыносимые страдания 1648 года «рождают» надежду на близкое Избавление. Погромы Хмельницкого при этом начинают пониматься как муки перед приходом Машиаха. Все это дает толчок к появлению лжемессий. Первым из них появился Шабтай Цви, чье влияние захватило умы многих последователей. Чуть позже эти идеи нашли продолжение в деятельности Яакова Франка и франкистов. Время, однако, доказало неправомочность лжемессий и правоту мудрецов, выступивших против них.
  • 1736 г. (5496 г. от с. м.) — возникновение хасидизма. Основатель этого движения — праведник и чудотворец раби Исраэль бар-Элиэзер Бааль Шем Тов. Иеди хасидизма во многом основаны на каббалистической концепции Рамака и Аризаля. Полемика вокруг нового движения расколола еврейское население на последователей и противников хасидизма. Противники — их называли «митнагдим» — опасались, что излишняя «популяризация» Каббалы приведет к серьезному духовному кризису и появлению новых лжемессий. После смерти Виленского Гаона острота расхождений постепенно сглаживается — до практически полного примирения в борьбе против общего врага — ассимиляции.
  • 1800 г. (5560 г. от с.м.) — начало движения Аскалы (т.н. еврейского «Просвещения»). Аскала дала толчок к секуляризации еврейского общества. Когда евреи Европы получают гражданские права, начинается их ассимиляция и массовый отход от традиционного еврейского образа жизни. Поэтому кажется не случайным, что движение Аскалы, зародилось именно в эмансипированной Германии. Постепенно Аскала распространяется и среди евреев Восточной Европы, но здесь оно не получило такой поддержки, как в «просвещенной Европе».
  • Вторая половина XIX в. — развитие сионизма как движения еврейского националистического возрождения. Мессианская аура возвращения в Сион получает свое развитие в трудах идеологов современного сионизма. Следом за т.н. «политическим сионизмом» (в большинстве своем секулярным), возникает и движение религиозного сионизма. При этом многие ортодоксальные общины и раввины не поддержали этих идей.
  • 1913 — 1918 гг. — Первая мировая война. Она необратимо изменила еврейский мир: военные действия и связанные с ними жестокость, убийства и голод; русские революции и приход к власти большевиков; крушение империй и передел границ — все это привело к исчезновению ряда общин и послужило поводом для отхода людей от традиционных духовных ценностей.
  • 1917(18) — 1948 г. — Британский мандат в Палестине. В конце Первой мировой войны территория Эрец-Исраэль была занята Великобританией. Это положило конец четырехсотлетнему господству Оттоманской империи над Святой Землей. В годы Британского мандата еврейскими поселенцами был заложен фундамент для будущего государства Израиль. С другой стороны, в этот период обостряются отношения между евреями и местным арабским населением: арабы не довольны таким большим наплывом прибывающих сюда евреев. Учащаются погромы, стычки между сторонами. Многие считают, что корни современного арабо-израильского конфликта «растут» именно отсюда.

  • 1939 г. (5699 г. от с. м.) — начало Холокоста — Катастрофы европейского еврейства — невиданной в истории человечества трагедии, геноцида, унесшего жизни шести миллионов евреев Европы.
  • 1948 г. (5708 г. от с. м.) — провозглашение независимости государства Израиль. Сразу после провозглашения государства началась Война за независимость: 7 арабских государств, которые решительно намеревались смести Израиль с лица земли и «сбросить в море» шестисоттысячное еврейское население, напали на Израиль. В результате этой арабо-израильской войны около половины территорий, изначально выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим, оказались под контролем государства Израиль.
  • 1967 г. — Шестидневная война. Израиль одержал в Шестидневной войне одну из величайших побед в своей истории. Были разгромлены армии трех арабских стран, которые потеряли более пятнадцати тысяч убитыми, около шести тысяч солдат и офицеров были взяты в плен. Израиль потерял убитыми 777 человек. В результате Шестидневной войны объединенный Иерусалим стал столицей Израиля, была освобождена Стена Плача — еврейская святыня у Храмовой горы. К Израилю были присоединены Голанские высоты.

    Штетл — еврейское местечко в Восточной
    Европе до Холокоста в истории евреев

    События Шестидневной войны пробудили во многих евреях интерес к иудаизму. Чудеса, сопровождавшие солдат во время Шестидневной войны, породили целое поколение баалей-тшува — в большинстве своем бывших солдат и участников войны. На данный момент многие из них — преподаватели Торы и раввины.

  • 1973 г. — Война Судного дня. Хотя Израиль и победил, война Судного дня стала для него тяжелой травмой. Число погибших израильтян было так велико, что в Стране был объявлен общенациональный траур. Победоносная с военной точки зрения, в политическом плане эта война была поражением для Израиля. Пытаясь оказать давление на Израиль, арабские государства наложили эмбарго на поставку нефти США и некоторым странам Западной Европы. Почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Внешнеполитическое давление, тяжелый экономический кризис, а также изоляция на мировой арене свели на нет значение этой победы. Однако, война Судного дня вновь выявила единство еврейского народа и способность еврейской диаспоры оказать помощь в час тяжелых испытаний.
  • Израиль сегодня. Сегодня почти половина всех евреев проживает на Святой Земле. При этом существует огромное количество общин в диаспоре: США, Россия, Франция, Великобритания, Германия… Много евреев, увы, ассимилируется. Но также огромное количество других, благодаря переосмыслению понятий веры и Б-га в современном обществе, возвращается к духовным ценностям своего народа.

Конец дней

Одной из основ иудаизма является вера в приход Машиаха — Мессии, который завершит Эдомское изгнание и откроет новую веху человеческой истории. В этот период весь мир будет верить в Единого Б-га, прекратятся войны, а евреи вернутся в Святую Землю, где будет отстроен Третий Храм. Во главе народа встанет праведный царь из рода Давида.

Эти события будет сопровождать воскрешение мертвых — тхият а-метим.

Согласно традиционному летоисчислению, Машиах придет не позднее шестого тысячелетия со дня сотворения мира.

О деталях и хронологической последовательности событий времен Машиаха мнения мудрецов различны. Спорят и о будущем физическом устройстве мира, и о том, будет ли у человека в те времена свобода выбора.

Рамбам («Законы о царях» 12:2) говорит об этом так: «И никто не может знать, как произойдут эти события, пока они не наступят, поскольку об этом нет четкой устной традиции, а пророческие описания недостаточно ясны. И все мнения мудрецов основаны только на понимании текста, оттого по этим вопросам существуют разногласия…»

Сегодня мы видим исполнение многих предсказаний пророков о временах Машиаха. В том числе — возвращение евреев в Святую Землю, которая вновь дает свои плоды…

Еврейский народ ждет Машиаха и Третий Храм, который уже не будет разрушен!

Какова роль евреев в мире?

Величайшее достижение Израиля — монотеизм, оно настолько очевидно, что упоминать его стало почти банально. И, тем не менее, именно это достижение сформировало всю последующую историю человечества… Ни одно другое достижение человеческой культуры со времен каменного века не оказало такого далеко идущего воздействия на историю, будь то влияние через христианство, ислам или непосредственно через слово еврейских мыслителей.

X. и Х.А.Франкфорт, Джон А. Вильсон, Торкильд Иакобсен, Уильям Ирвин
Интеллектуальное приключение древнего человека

Древние евреи сделали больше для цивилизации человека, нежели какой-либо другой народ… Доктрина о высшем разуме… властелине вселенной… я полагаю, является сущностью всей морали и основой всей цивилизации.

Джон Адаме, письмо Ф.А.Вандеркампу, 16 февраля 1809 года

Евреи представили миру Бога и призвали все народы жить в братстве, признавая одни и те же моральные стандарты, данные Богом. Все идеалы древних евреев — единый Бог вселенной, универсальный нравственный закон и всемирное братство людей — возникли впервые более трех тысяч лет назад. И, как ни странно, идеалы эти были провозглашены бывшими рабами в Синайской пустыне. Почему именно эта малочисленная группа людей в именно этот исторический момент взяла на себя и на все последующие поколения своего народа гигантскую миссию «усовершенствования мира по закону Бога», остается загадкой бытия, которую под силу разгадать только глубоко религиозным мыслителям. Даже сами эти слова — «усовершенствование мира по закону Бога» — произнесенные более трех тысяч лет тому назад, продолжают повторяться по сей день, три раза ежедневно, в молитвах праведных евреев. Ни сам Бог, признанный евреями, ни задача «усовершенствования мира по Его законам» никогда и нигде не упоминаются в более древней истории человечества. Профессор Иехезкель Кауфман в своем труде Религия Израиля (изд-во Чикагского университета, 1960, стр. 2) писал: «Религия израильтян является уникальным творением. Она в корне отличается от всего, что знал языческий мир. Единобожие не имеет предыстории в языческом мире…»

Об этом же пишет и профессор сравнительного литературоведения Кембриджского университета Джордж Стайнер: «Идея невидимого и непостижимого Бога, имя которого нельзя произносить, абсолютно уникальна. Идея эта возникла, насколько нам известно, только один раз в истории мыслящего человечества. Идея эта умопомрачительна, если принимать ее серьезно», она противоречит «инстинкту и интуиции древних людей, полагавших, что все окружающее — окала, река, небо, деревья и цветы, не говоря уже про звезды на небе — имеют «божественный» характер и достойны поклонения — «обожествления» (цитата взята из Журнала Психология сегодня за февраль 1973 года).

Независимо от того, считаем ли мы, что наделенный искрой Божьей Моисей (или какой-либо другой смертный) породил эту идею, или что она была дарована евреям Божественным провидением и что именно оно предусмотрело влияние последующих их поколений на развитие человечества —1 факт остается фактом: небольшая (но нынешним меркам) группа людей взвалила на себя обязанность переделать мир! И несмотря на неисчислимые страдания и жертвы (ни один народ мира не перенес столько страданий, пыток и убийств, как евреи, в течение столь продолжительного исторического времени); несмотря ни на что этот маленький (численно) народ упрямо сохранял веру в то, что божественной волей он, народ, назначен на непосильную, казалось бы, роль — привести все человечество к признанию Бога и универсальной морали…

Именно и только в этом смысле, в смысле моральной обязанности усовершенствовать себя и затем весь мир, евреи могут считаться «избранным» народом. Эта «избранность» никогда не означала привилегий для евреев, увы, только повышенные обязательства и связанные с ними тяготы бытия. Если Бог не избрал именно эту группу людей на роль носителей моральных эталонов для улучшения мира, если фактически в Синайской пустыне не произошло никакого «свидания» между Богом и человеком, то нам остается лишь заключить, что такая упрямая готовность и желание одного народа взять на себя столь гигантскую миссию и столь тяжелую обузу (между прочим, иудаизм в еврейских источниках так и характеризуется — «ол», обуза, тяжесть), является весьма выдающимся национальным достижением евреев.

Невзирая на всевозможные препятствия и беды, которые, возможно, не всякий другой народ смог бы пережить (включая утерю своей национальной территории, рассеяние по всему миру и неоднократные попытки геноцида, то есть уничтожения всего еврейского народа), евреи не только выжили физически, но и достигли весьма значительного успеха в том, что историк Чикагского университета Вильям Х.Макнил называет «карьерой трансформации мира» (Возвышение Запада, изд-во Чикагского университета, 1963, стр. 166). «Именно иудаизм, — пишет священник Эдвард Х.Фланнери, член Национальной конференции католических епископов, — даровал человечеству концепцию универсальной морали и закона, данных Богом… Хочет он того или нет, еврей несет на себе тяжесть Божьей миссии через всю историю — вот за это еврея никогда и не прощают!» (газета Нью-Йорк тайме, 30 ноября 1974 года). Человечество никогда не желало оценить, да и сегодня не оценивает те обязывающие к действию идеалы, которые евреи дали неблагодарному миру — идею единого Бога, универсальной морали, идеалы добра, справедливости, любви, мира и, главное, личной ответственности человека за свое поведение и за все происходящее в этом мире. Такие идеалы всегда казались обывателям «странными» и подрывающими основы существующих режимов, то есть нарушающими спокойный, обычный «порядок вещей». Иудаизм провозгласил, что Бог и Его мораль превыше всех остальных богов, всех вождей и армий мира… что мораль универсальна и абсолютна, а не «относительна» в применении к каждому отдельному индивидууму, нации или экономической формации. Иудаизм провозгласил, что любовь должна проявляться не только по отношению к самому себе или близким в семье, но и по отношению к «соседу» и даже к незнакомому человеку (Левит 19’34). Именно иудаизм породил видение будущего мира, где «народ не поднимет меча на народ», и это было провозглашено в мире, где войны и вожди были в большем почете, нежели мир и религиозные пророки. Именно иудаизм заставил людей осознать тот факт, что каждый человек, в конечном итоге, отвечает не только перед сильными мира сего, но главным образом перед Всевышним. Нет ничего удивительного в том, что за такие речи евреев возненавидели, как пишет отец Фланнери, «самой лютой ненавистью в истории людей».

Но, несмотря на все препятствия, идеалы иудаизма продолжали распространяться и крепнуть, в то время как империи и «формации» рушились она за другой. И вот, двенадцать веков спустя после откровения в Синайской пустыне, группа евреев под руководством Павла из Тарсиса, наблюдая крах Римской империи и ее языческой веры, пришла к выводу, что «настал час» приведения мира под «власть Божию». Апостол Павел верил, что, отказавшись от «сковывающего» еврейского Закона и обретя Бога в образе человеческом (Иисус), человечество более охотно примет «закон Бога» и пойдет путем самосовершенствования. Так родилось христианство — первый отпрыск иудаизма… Через шесть веков после Павла, в другой языческой части мира, где еврейские идеалы монотеизма дали новые ростки, Мухаммед провозгласил Бога перед арабами — и возник второй отпрыск иудаизма, ислам. Здесь следует отметить, как это делает Чарльз Террей в своей книге Еврейские основы ислама (Нью-Йорк, изд-во Ктав, 1968, стр. 61), что «знакомство Мухаммеда с иудаизмом было близким и многосторонним. Мухаммед был прилежным исследователем Библии. Если тщательно сравнивать тексты Корана и еврейские священные тексты того времени, можно с полной уверенностью сказать, что ученики Мухаммеда и авторы Корана, кто бы они ни были, были отлично знакомы и с Библией, и с «устным законом». Талмудом, и с «Агадой»… «Две новые религиозные системы (христианство и ислам) оказались необычайно жизнеспособными, они распространились путем миссионерской деятельности весьма активно и даже агрессивно, и в результате этого этические идеалы иудаизма довольно быстро овладели умами людей, сначала в центральной Азии, затем в Европе и, наконец, в «Новом свете» (Америке и заокеанских колониях европейских метрополий). Но это стремительное распространение идеалов, к сожалению, повредило самим идеалам. Две дочерние религиозные системы стремились игнорировать по крайней мере три главных принципа иудаизма:

Во-первых, обе религии подчеркивали первостепенное значение веры (и, в исламе, предопределения) по сравнению с практическим «земным» поведением людей. Во-вторых, обе религиозные системы получили наибольшее число последователей (верующих) не столько путем морального убеждения, сколько силой, иногда довольно грубой физической силой. В результате ислам и христианство «обратили» в свою веру не столько умы и души, сколько тела «верующих». В-третьих, обращая в свою веру массы людей (количество возобладало над качеством), обе религии не смогли избежать «засорения» языческими верованиями, ритуалами и традициями. Возможно, в качестве реакции на слишком усиленный упор на «потусторонний» мир христианства Карл Маркс, внук двух ортодоксальных раввинов, основал свой собственный «нерелигиозный» вариант еврейского идеализма — мессианский социализм. Эта «научная» религия стремилась к усовершенствованию «сиюминутного, нынешнего мира — сейчас!» Марксистская интерпретация идеалов иудаизма звучала так: «Усовершенствовать мир по законам человека (а не Бога)». На протяжении всех этих веков среди последователей всех религиозных систем, отпочковавшихся от иудаизма, росло недоброжелательство к евреям. Профессор Стайнер в своей статье в журнале Психология сегодня (февраль 1973 г.) отмечает: «Тройственный призыв евреев к совершенству (через 1/еврейский этический монотеизм; 2/христианство и ислам; З/мессианский социализм) породил в общественном подсознании убийственное недоброжелательство по отношению к евреям. Евреи превратились в «нечистую совесть» в истории западной цивилизации».

Что же касается последователей отпрысков иудаизма, то и они возненавидели евреев за то, что те не следуют идеалам совершенства, провозглашенным этими новыми движениями, за то, что они подвергают сомнению авторитетность и истинность этих течений. Христианская церковь, начиная с эпохи Нового Завета и до сегодняшнего дня, с трудом переваривает тот очевидный факт, что люди, к которым обращался Иисус, отвергли его. Дает ли это право христианской церкви характеризовать всех евреев как «детей дьявола» (например, в Евангелии от Иоанна 8:14) и относиться к ним соответственно этому определению?

Средневековое христианское описание евреев как «дьяволов» подробно документировано в труде историка Джошуа Трахтенберга Дьявол и евреи (изд-во -Иельского университета, Нью-Хэйвен, 1941). Церковное законодательство в отношении евреев было настолько всеобъемлющим, что впоследствии нацисты использовали его как образец для своих антисемитских законов. Так, например, третий синод Орлеана в 538 году постановил, что евреям запрещается показываться на улицах города во время страстной недели, а нацистский закон от 3 декабря 1938 года уполномочил местные власти подобным же образом запрещать евреям находиться в общественных местах в определенные праздничные дни. Труланский синод в 692 году постановил (и многие церковные лидеры неоднократно повторяли позднее этот законодательный акт), что христианам запрещено лечиться у еврейских докторов… Нацистский закон от 25 июля 1938 года постановил то же самое. Начиная с третьего синода в Толедо в 681 году, церковь регулярно сжигала Талмуд и прочие еврейские книги публично, что было с готовностью подхвачено и в нацистской Германии. Четвертый лютеранский совет в 1215 году в каноне 68 постановил, что все евреи должны носить на своей одежде опознавательный знак. Нацисты в сентябре 1941 года ввели такое же правило… Синод в Бреслау в 1267 году ограничил территорию проживания евреев специальными «гетто» и, начиная с XVI века, церковь содействовала созданию таких гетто по всей

Европе. 21 сентября 1939 года Гейдрих принял такой же закон. Совет в Базеле в 1434 году на XIX сессии постановил, что евреям запрещено получать научные степени в европейских университетах. Такой же закон был принят нацистами 25 апреля 1933 года, и назывался он «Закон против переполнения германских школ и университетов»…

Профессор Рауль Хилберг, составивший этот список, отмечает, что нацистская Германия смогла так успешно «бороться» с евреями именно потому, что «немецкие бюрократы могли щедро заимствовать из обширного резервуара административного опыта, накопленного христианской церковью и заполнявшегося в течение пятнадцати веков истории всевозможной разрушительной деятельностью (по отношению к евреям)» (Уничтожение европейского еврейства, изд-во Квадрант, Нью-Йорк, 1961, стр. 4-6).

Но вернемся к Мухаммеду. Разгневанный на евреев за то, что те отказались принять его пророчества, Мухаммед перенес центр своей религии из Иерусалима в Мекку. По его же настоянию евреи были изгнаны из Медины. Хотя ислам был исторически менее враждебен иудаизму, нежели христианство, мусульмане всегда недолюбливали евреев за их непризнание Мухаммеда, который фактически создал священный Коран на основе еврейской Библии и еврейской веры. (Чтобы познакомиться с- более подробным анализом еврейских основ Корана, читайте книгу Абрахама Катика Иудаизм в исламе, изд-во Ктав, Нью-Йорк, 1954, или изд-во Херман, 1980, в бумажном переплете). В наши дни это издевательство над евреями выродилось в декларацию всего исламского мира, объявляющую каждого еврея смертельным врагом, если он верит в право евреев на свою национальную государственность.

Подобно этому Карл Маркс тоже полагал, что не будет никакого «освобождения пролетариата» до тех пор, пока общество не освободит себя от иудаизма, то есть пока евреи будут считать себя евреями. По мнению Маркса, для освобождения человечества необходимо, чтобы евреи ассимилировались и влились в стройные ряды рабочего класса… И по сей день почти единственный принцип, который разделяют и марксисты, и ленинисты, и троцкисты и даже маоисты — это необходимость исчезновения евреев как своеобразной отдельной общественной и национальной части человечества. Вот поэтому все эти «революционеры» считают любое и каждое «национально-освободительное движение»… «прогрессивным», за исключением национально-освободительного движения евреев, сионизма, который они, марксисты, считают «реакционным», даже если среди сионистов есть еврейские социалисты и рабочие! Таким образом, религиозные системы, ответвившиеся от иудаизма, не любят евреев, тем не менее охотно приглашают их в свои ряды «усовершенствовать мир» — но только по их рецептам и только при условии отказа от иудаизма и еврейства. Евреям, перешедшим в христианство, ислам или марксизм, была обещана спокойная и безбедная жизнь без притеснений и преследований, которым подвергались верующие евреи. Вопреки мифу о том, что евреи не могут ассимилироваться, факты свидетельствуют об обратном — многие евреи ассимилировались и перешли в другие веры. Но большинство все-таки продолжало оставаться в лоне иудаизма. Как объяснить это нежелание обеспечить себе «легкую жизнь» и безопасность ценою отказа от иудаизма? Ответ на этот вопрос заключается в характере той миссии, которую, как евреи неустанно повторяют, они получили от Бога — «служить светом для человечества» {Исайя 49:6) и совершенствовать мир по закону Божию. Еврейский народ должен при этом противостоять двум наиболее искусительным философским соблазнам: религиозному фанатизму, который превозносит Бога, но отвергает этику, разум и мораль, и светскому, нерелигиозному гуманизму, который превозносит разум и стремится улучшить мир… но без Бога. К первой категории людей относятся те, кто печется о Боге больше, нежели о людях, верят в то, что только они знают единственно верный путь к спасению, и судят людей не по делам их, а по степени декларируемой ими веры. В то же время евреям приходится бороться и против тех, кто отвергает основополагающие элементы монотеизма — Бога и универсальные моральные стандарты. Как мы уже отмечали в предыдущей главе, в нынешнем мире главная борьба идет между двумя идеологическими символами — между Моисеем и Марксом. Будущее человечества зависит от выбора между этими двумя идеологиями. Выберет ли человечество идею Моисея о том, что Бог — верховное существо и что мораль выше человека? Или люди пойдут за Марксом, веря в то, что человек — вершина творения и что не нужно ему, человеку, никакой «высшей», внечеловеческой морали? Если Бог объявляется «мертвым», человек умирает духовно и морально… а впоследствии и физически и, как правило, в массовом порядке, целыми народами и цивилизациями. Менее чем через 65 лет после заявления Ницше о том, что для человека западной цивилизации «Бог умер», две идеологии, основанные на «мертвом Боге», коммунизм и нацизм, вплотную занялись умерщвлением (массовым) самого человека в лагерях смерти. Если, как утверждает иудаизм, каждый человек создан по образу и подобию Бога, — человеческая жизнь священна. Но если мы верим в то, что человек создан «по образу и подобию» материи, как утверждают марксисты и гуманистические атеисты, то тогда человек — лишь кусок материи, который можно использовать для производства мыла или делать из его кожи абажуры для настольных ламп, как это делали нацисты с евреями — или как это делают сегодня коммунисты, убивая миллионы людей ради ускорения индустриализации. И это вполне логичный результат воплощения в жизнь идеологий, основанных на идее «мертвого Бога»… Тот факт, что марксизм и прочие нерелигиозные идеологии с их моральной относительностью распространяются и побеждают сегодня с опасной быстротой, несмотря на недавний исторический опыт гитлеризма и сталинизма, еще раз доказывает, что люди ничему не научились у истории и что перед евреями стоит самая трудная задача за последние 3200 лет. Но еще рано предсказывать исход борьбы, рано судить лишь по числу убитых или порабощенных людей, или по физической мощи армий и техники в руках людей, отвергших Бога. Как свидетельствует история, иудаизм является самой мощной идеологией в истории человечества, вполне успешно пережившей многие другие. Две тысячи лет иудаизм оставался интроспективной, замкнутой в себе системой. Настало время, когда иудаизм должен обратить взор на мир и предложить себя и свой монотеистический идеал этики как альтернативу для человечества. Пора и человечеству взглянуть на иудаизм более благожелательно и серьезно. Христианство и ислам показали нам, что только лишь вера в Бога не создает нравственное общество. Марксизм и коммунизм продемонстрировали нам, что вера в человека тоже не содействует созданию нравственного и доброго человечества. Гуманисты и нерелигиозные интеллектуалы, превозносящие разум, как Бога, тоже не создали лучшего общества. Остается иудаизм, создатель идеала совершенствования мира, основатель универсальной морали, система, объединяющая Бога, человека и разум.

Если бы все четырнадцать миллионов евреев на земле жили по заветам иудаизма, разделяя его моральные ценности и применяя законы иудаизма на практике, поиски правильного пути для человечества были бы значительно облегчены. Если бы сотни тысяч еврейских ученых, профессоров, писателей, журналистов, врачей и юристов поддержали идеалы иудаизма, могла бы произойти моральная революция гигантских масштабов. Если бы каждый еврей исполнял свою миссию, утверждая этический монотеизм и борясь против религиозного фанатизма и «мирского» радикализма, их влияние на общество могло бы быть колоссальным… Впервые за последние две тысячи лет у евреев появилась возможность создать «образцовое» государство — Израиль. Сегодня евреи имеют возможность продемонстрировать миру, и в индивидуальном порядке, и как нация, моральную мощь идеалов иудаизма. Как повелевает евреям заповедь 3200-летней давности (Исход ]9:б), они должны создать «армию» сильных, но добрых, заботливых, нравственных людей, чтобы противостоять множеству бесцельно и скучно живущих людей, отдавших себя во власть безбожных нигилистических и жестоких идеологий тоталитаризма. Отпрыски иудаизма — христианство, ислам, марксизм и гуманизм — владеют сегодня миром и человечеством. Сознательно или бессознательно, человечество еще раз подтвердило правоту идеалов иудаизма, изменив и извратив, однако, методы достижения этих идеалов. Настало время, если еще у человечества есть время, продолжить и завершить преобразующий мир эксперимент, начатый в Синайской пустыне больше трех тысяч лет тому назад. Мы могли бы назвать этот благородный эксперимент усовершенствования мира еврейской революцией.

По мнению историков это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Богогословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

Иудаизм — это монотеистическая национальная религия евреев. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

Многие из них — убеждённые сторонники документальной гипотезы, которая утверждает, что Тора (Пятикнижие) приобрела современную форму путём объединения нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написана полностью Моисеем. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

Около XIV в. до н.э. многочисленные западно-семитские племена, включая некоторых представителей рода патриархов, мигрировали в Египет.Покинув Египет примерно в 1250 г. до н.э. в момент катаклизмов (Исход), израильтяне обрели религиозное и национальное пробуждение на Синае, где, согласно библейской традиции, им открылся Бог. Под предводительством своего лидера и учителя Моисея они приняли Тору как божественный закон. Это событие станет точкой отсчета для всей последующей еврейской истории.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Время и место возникновения Иудаизма.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Время и место возникновения Иудаизма.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Время и место возникновения Иудаизма.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Раввинизм, также раввинистский иудаизм или талмудический иудаизм — основная форма иудаизма с шестого века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские обряды стали невозможны.

В основе раввинистического иудаизма лежит вера в то, что Синайское откровение, наряду с Пятикнижьем моисеевым, содержало и его устную интерпретацию или принципы интерпретации, которые передавались из поколения в поколение, пока не были записаны в лаконичной форме в виде Мишны и других сборников барайт.

От раввинизма ведут своё происхождение все основные течения современного иудаизма. Несмотря на глубокие различия в подходе к Галахе между ними и на разное отношение к пересмотру решений, принятых авторитетами прошлого, все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Исторически, раввинизм противопоставляется караимизму не признающему авторитет Устной Торы и её принципов интерпретации. Ретроактивно, раввинистическим иудаизмом называют и иудаизм ранних веков Новой эры, пришедший на смену библейскому иудаизму в новых условиях.

Последователей раввинизма иногда называют раввинистами (раббанистами) от (ивр. רבניים‎ ‘Раббаним’, ед. ч. ‘Раббани’)

Название «раввинист» в качестве антонима слову «караим» было широко распространено в те времена, когда значительная часть иудеев исповедовало караимизм (9 век — 13 век) и употреблялось как караимами, так и раввинистами (см. например «Кузари»). С закатом караимского иудаизма термин стал употребляться реже, так как почти все иудеи являются раввинистами.

В Караимско-Русско-Польском словаре под редакцией Н. А. Баскакова, А. Зайончковского, С. М. Шапшала (1974) — караимский вариант слова ‘Раббани’ («Раббан») переводится как «еврей», а его производные «Раббанка» как «еврейка» и «Раббанлык» как «иудаизм». Таким образом, исторические антираввинисткие высказывания караимов, имеющие религиозную почву, могут быть истолкованы как антиеврейские, что отражает мнение составителей словаря о нееврейском происxождении караимов и отличии караимизма от иудаизма.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *