Религия третьего рейха

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Верования древних германцев

Племена, проживавшие на территории современной Германии, до обращения в христианство, поклонялись в основном силам природы – огню, ветру, солнцу, луне. У каждого племени древних германцев имелся и свой пантеон богов, которым приносились жертвы, в том числе человеческие. Жрецы обладали большой властью и имели веский голос в решении вопросов, касающихся жизни племени. Храмов своим богам германцы не возводили, а посвящали им водоемы, деревья или целые священные рощи. Волю богов предсказывали жрецы по разбросанным плашкам – прообразам рун.

Обращение в христианство

В IV веке готские племена первыми из германцев приняли христианство, а к середине VIII века святому Бонифацию, который считается крестителем страны и основателем Германской Церкви, удалось обратить в христианство значительную ее часть. Принявший мученическую смерть от язычников, Бонифаций именуется апостолом Германии и почитается всей Католической Церковью.

Реформация

К моменту Реформации, родиной которой стала Германия, Католическая Церковь владела третью земель страны вместе с проживающими там крестьянами. Все жители платили церковный налог – десятину. Церковные должности продавались и покупались, а торговля индульгенциями (не только на совершенные грехи, но и на будущие), порождала безнаказанность.

Монах из Саксонии Мартин Лютер стал основателем нового религиозного движения, считавшего необходимостью очищение католической церкви, погрязшей в пороках. В 1517 году Лютер обнародовал 95 тезисов, представлявших собой возражения против торговли индульгенциями. Через год им были опубликованы еще несколько сочинений, осуждавших нравы, царившие в католической церкви. Папа Римский издал буллу, которой отлучал Лютера от церкви, однако последний демонстративно ее сжег.

Реформация стала причиной религиозных войн, в результате которых страна раскололась на католические и лютеранские регионы, что привело к раздробленности государства. Подданные феодала вынужденно принимали веру своего господина. «Cuius regio euius religio» (чья власть, того и вера) – принцип, закрепленный Вестфальским договором 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания – еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

Религия в Третьем рейхе

Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. «Античность, — говорил он, — была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса». Позднее он сформулирует свое негативное отношение к христианству следующим образом:

Немецкие девушки совершают неоязыческий обряд с целью магического воздействия на плодородие земли

1. Христианство — это религия, защищающая слабых и униженных. 2. По своему происхождению эта религия — еврейская, вынуждавшая людей «гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога». 3. Христианство зародилось 2000 лет назад среди больных, изможденных и отчаявшихся людей, потерявших веру в жизнь. 4. Христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения являются откровенной чепухой. 5. Христианское сострадание — опасная негерманская идея. 6. Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека. 7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих.

В первые годы нацистского движения идеолог нацизма Альфред Розенберг пытался внести определенную долю христианских принципов в партийную программу. Однако со временем большая их часть была заменена на такие «позитивные» аспекты как расизм, возрождение нордических ценностей, культ сверхчеловека. Став канцлером Германии, Гитлер неоднократно заявлял, что его правительство имеет целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и что он приложит все усилия для установления дружеских отношений с церковью. Многие немцы искренне верили, что Гитлер способен спасти христианство от атеистического «красного террора» и обеспечит подлинно свободное отправление всех религиозных нужд в стране.

20 июля 1933 Гитлер заключил договор с католической церковью (см. Конкордат 1933), который гарантировал неприкосновенность католической веры и сохранял все привилегии и права католиков. Согласно договору, всем католическим общинам, школам, молодежным организациям и культурным обществам гарантировалась защита государства в том случае, если они не будут заниматься какой-либо политической деятельностью. Подписывая это соглашение, Гитлер рассчитывал обеспечить себе доверие мировой общественности, поскольку католическая церковь имела значительное влияние в мире. Как показали последующие события, договор явился дипломатическим трюком, обязательства которого Гитлер собирался выполнять лишь пока ему это было выгодно.

Однако достичь взаимопонимания с протестантской церковью Гитлеру так и не удалось, в результате чего по стране прокатился призыв отвергнуть протестантизм и создать новую «германскую» религию, основанную на объединении идеи «Блут унд боден» («Кровь и почва») и принципа фюрерства. В 1934 профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов этой новой «религии».

Еврейский Ветхий завет не годится для новой Германии.

Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния.

Адольф Гитлер — новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев.

Свастика является преемницей меча как символа германского христианства. Германская земля, кровь, душа, искусство — священные категории германского христианства.

Рассуждая о новой германской религии, Бергман говорил: «Или у нас будет германский бог, или не будет никакого. Мы не можем преклонять колени перед всеобщим богом, который уделяет больше внимания французам, чем нам. Мы, немцы, были оставлены христианским богом на произвол судьбы. Он не справедлив, и потому мы терпели поражение за поражением, что верили ему, а не нашему, германскому, богу».

Христианская церковь всего мира была шокирована подобными заявлениями. Внутри Германии зародилось движение Бекентнискирхе, конфессиональная церковь, боровшаяся за сохранение чистоты евангелического вероисповедания. Это движение отказалось признать Имперского епископа, назначенного властями, созвало собственный собор и заявило, что христианские догматы несовместимы с нацизмом, его мировоззрением и политикой.

Тем временем Гитлер объявил о подчинении протестантской церкви государству. Были закрыты церковные школы, конфискована церковная собственность, многие пасторы были уволены, а другим ограничили возможность проповедовать, что должно было подорвать мощь церковной оппозиции. И хотя некоторая часть пастората поддержала нацистский режим, большинство, как, например, д-р Карл Барт, отказались признавать Гитлера новоявленным мессией. «Я в течение 10 лет был профессором теологии Боннского университета, вспоминал позднее в эмиграции д-р Барт. — До тех самых пор, пока не отказался начинать свои ежедневные лекции вскидыванием руки и криком «Хайль Гитлер!» На это я пойти не мог, это было бы богохульством». Нацистскими властями был арестован за свои проповеди д-р Мартин Нимеллер, пастор богатого берлинского района Далем, служивший во время 1-й мировой войны командиром подводной лодки. Несмотря на то, что суд оправдал его, Нимеллер был вновь арестован и отправлен в концлагерь.

Католическая церковь не долго наслаждалась покоем, обещанным Конкордатом 1933. Католические епископы все еще пытались сохранить хорошие отношения с Гитлером, однако из-за многочисленных нарушений условий договора со стороны нацистских властей в средних и нижних эшелонах католической церкви усиливалось недовольство. По нелепым обвинениям в контрабанде золотом из Германии были арестованы многие церковнослужители. Католическая пресса подвергалась жесточайшей цензуре. Религиозные шествия были запрещены, закрывались монастыри, монахов подвергали показательным судам, инкриминируя им распутство. Пропагандистская машина, которую возглавлял Йозеф Геббельс, старалась посеять отвращение среди немцев к «нравственным излишествам» католических священников. Росло и сопротивление католической церкви. Архиепископ Мюнхенский кардинал Фаульхабер, оказывал открытое неповиновение нацистскому режиму, за что, несмотря на объявленную папским легатом его дипломатическую неприкосновенность, был арестован. 21 марта 1937 со всех католических кафедр Германии была оглашена энциклика папы Пия XI «Mit brennender Sorge…» («С глубокой обеспокоенностью…»), в которой Гитлер обвинялся в нарушении условий договора с церковью и преследовании католиков. В ответ нацистские власти организовали серию судебных процессов над священниками, монахами и паствой.

Борьба Гитлера с церковью неожиданно прекратилась с началом 2-й мировой войны. Фюрер посчитал, что ему выгоднее ослабить давление на церковь, чтобы не подорвать моральный дух своих солдат. Но от своей конечной цели — истребление как католического, так и протестантского вероисповедания — он не отказался. Однако счел более благоразумным впредь не поддерживать открыто нового язычества — Германского движения за веру.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Немецкие христианеDeutsche Christen

Страна:Германия Основатель: Иоахим Хоссенфельдер, Ханно Конопат Дата основания: 1932 Идеология: Национал-социализм, лютеранство Программа: 28 тезисов Немецких христиан Количество членов: 600 тыс. чел.600000 чел. <br /> Шаблон: п·о·и Форма: о·с

«Немецкие христиане» (нем. Deutsche Christen) — пронацистское религиозное движение, образовавшееся в 1932 году под руководством И. Хоссенфельдера и патронажем Ханно Конопата в рядах Немецкого евангелического церковного союза (на базе лютеранской ветви протестантской церкви). «Немецкие христиане» называли себя «штурмовыми отрядами Христа». Они возобладали в церквях Пруссии, Гессена, Мекленбурга, Брауншвейга, Шлезвиг-Гольштейна.

Цели движения

Значок участника

  • создание «национальной» христианской религии
  • «ариизация» Иисуса Христа
  • ревизия основных принципов христианства из-за их якобы «еврейской сущности»
  • изъятие из Библии Ветхого Завета (в котором вообще-то находятся доказательства истинности Иисуса из Назарета как Мессии, Христа, а также некоторые объяснения в связи с вопросом о Его Воскресении)
  • образование подчинённой государству единой имперской Евангелической церкви с жёсткой централизацией и едиными нормами

История

Коричневый собор

В течение двух дней, 5 и 6 сентября 1933 года, в Берлине состоялся старый Прусский Генеральный Синод. Делегации пасторов и церковнослужителей прибывали на него в нацистской униформе и использовали нацистское приветствие. Этот Собор быстро принял характер скорее показного, чем дискуссионного совещания. Его участники утвердили Людвига Мюллера как своего епископа и сместили действующих генеральных суперинтендантов для замены их более лояльными целям нацистов. Они одобрили то, что называлось «арийским пунктом», согласно которому люди с еврейской кровью не могли быть допущены к церковным кафедрам в Германии. От всех пасторов требовалось подписаться под этим заявлением и оказывать «безусловную поддержку национал-социалистическому государству». Голос оппозиции был заглушен криками.

Этот Собор, благодаря нацистской униформе, в которую были одеты делегаты, известен как «Коричневый Собор» (или Синод).

Он не требовал отставки существующих пасторов еврейской крови, а только заявлял о том, что претенденты на должность, имеющие еврейские корни, к служению не могут быть допущены. Отныне все пасторы должны были представлять доказательства своего арийского происхождения. Ответственность за ведение протокола этого печально известного собрания была возложена на плечи не кого иного, как Мартина Нимёллера — человека, имя которого вскоре станет известным благодаря его сопротивлению нацификации церкви.

На Соборе были приняты 28 тезисов Немецких христиан.

Первый съезд Немецких христиан

13 ноября 1933 года «Немецкие христиане» организовали огромный съезд в Берлинском дворце спорта. Демонстрация открылась процессией нацистских флагов. Затем хор спел «Теперь все возблагодарим Бога нашего», а ансамбль трубачей протрубил «Крепкая башня — это наш Бог». Во вступительном слове было отмечено, что «Движение веры» еще не достигло всех своих целей и что «врага необходимо преследовать до тех пор, пока он не побежит в смятении».

Затем доктор Краузе, бывший председателем из Немецких христиан в Большом Берлине, выступил перед присутствующей двадцатитысячной аудиторией с сенсационной, если не сказать богохульной, речью «Послание Лютера к народу». Он призвал ко второй немецкой «Реформации». После того как его прервали оглушительные аплодисменты, он заявил, что если церковь хочет обосноваться в Германии, то на первом этапе необходимо освободиться от всех, кто не проявляет немецкого духа в литургии и исповедании; Краузе призывал освободить церковь от «неарийских элементов», от всего чужеродного в богослужении и вероисповедании, от Ветхого завета с «его еврейской торгашеской моралью, от всех этих скотовладельцев и сутенерских историй», очистить Новый завет от «греховности и уничижительности», «от неполноценной теологии раввина Павла», которая отделяет человека от Бога.

Наша поместная церковь должна также увидеть, что из Нового Завета должны быть удалены все явно искаженные и суеверные рассказы, и что теология учителя Павла, построенная на козле отпущения и унижении, должна быть отвергнута в принципе, так как она увековечила фальсификацию Евангелия.

Это собрание вызвало бурную полемику. Им были оскорблены даже некоторые «Немецкие христиане». Нимёллер выразил протест епископу Рейха Мюллеру, призывая его отстранить всех епископов, не выступивших против богохульных высказываний. Краузе пришлось уйти со своего поста, а многие лидеры начали отказываться от радикальной нацификации церкви. С того времени за «Немецкими христианами» плотно закрепились крайние антисемитские, антипавловые и антихристианские взгляды, проявившиеся на этом съезде. Даже Гитлер отказался поддерживать «Немецких христиан», опасаясь, что усиливающийся раскол будет сложнее обуздать, ему же была необходима поддержка церкви.

  • Съезд, Дворец спорта. 13 ноября 1933. Берлин

  • Президиум съезда. 13 ноября 1933. Берлин

  • Празднование дня Лютера. 19 ноября 1933. Берлин. На трибуне епископ Бранденбургский Иоахим Хоссенфельдер

Первоначально «Немецкий Luthertag» планировали провести 10 ноября 1933 года, в день рождения и 450-летний юбилей Лютера, с этой датой были подготовлены плакаты. Однако, так как Гитлер запланирован на 12 ноября выборы городских советов и начало «референдума» о выходе из Лиги Наций, Luthertag был отложен до 19 ноября.

Раскол в лютеранской церкви

4 января 1934 года епископ Рейха Мюллер издал указ, известный как «Приказ о наморднике», о восстановлении порядка в Евангелической церкви Германии. Служителям было запрещено включать в свои проповеди любые вопросы церковных разногласий. Было сказано, что церковное служение — это «провозглашение чистого Евангелия и только его одного».

25 января 1934 года Гитлер созвал лидеров церквей на личную встречу, на которую был приглашен и Нимёллер. До Гитлера дошли вести о том, что внутри церкви может возникнуть раскол, а он хотел предотвратить дискредитацию собственного епископа.

Гитлер начал с упреков в адрес своих гостей, обратившись к ним с тирадой о том, что он был неверно понят. По его словам, все, чего он хотел, — это «мира. Мира между Церковью и государством». Он побранил их за то, что они мешали ему, саботируя его попытки по достижению этого мира.

Под руководством Бонхёффера и Нимёллера «Чрезвычайная лига пасторов» сформировала ядро того, что было названо Исповеднической Церковью. Бонхёффер проповедовал, что церковь должна быть церковью и «Исповедовать! Исповедовать! Исповедовать!». Пришло время публичного и непрерывного исповедания.

В мае 1934 года Исповедническая Церковь собралась и приняла Барменское исповедание, составленное швейцарским богословом Карлом Бартом. Несмотря на то что Бонхёффер на этом собрании не присутствовал, он помогал в подготовке этого мероприятия, поддерживая связь из Лондона и навещая Европу.

12 мая 1935 года в Марбахе состоялся второй съезд Немецких христиан, третий съезд состоялся также в Марбахе 5 июля 1936 года, четвёртый съезд проходил 17 октября 1937 года в Шорндорфе.

  • Значок II съезда

  • Значок IV съезда

В 1939 году с одобрения трех четвертей немецких протестантских церквей в Айзенахе был образован «Институт исследования и искоренения иудейского влияния на немецкую церковную жизнь». Многие христиане увидели в нём инструмент преодоления нарастающего раскола.

Создание Института инициировал Зигфрид Леффлер, директором стал Вальтер Грундманн. Одна из его целей была собрать «Народный Завет», в смысле предложенного Альфредом Розенбергом написания «Пятого Евангелия», с мифом об «арийском провозглашении Иисуса». Поэтическая версия «Народного Завета» вышла из под пера известной поэтессы Лулу фон Штраус унд Торней.

Раскол в движении

Призыв Краузе за исключение из церкви «семитских элементов» и за утверждение в церкви принципов «крови и расы» привёл к тому, что Мюллер вынужден был сместить Краузе. Лидером движения «Немецких христиан» стал более умеренный Х. Киндер. Он, так же как и Мюллер, был склонен вести переговоры с оппозицией и сконцентрировался преимущественно на создании единой Евангелической церкви. 1933 год стал пиком популярности «Немецких христиан», впоследствии, хотя движение продолжало существовать, они не смогли целиком подчинить себе Евангелическую церковь. Постепенно из движения вышли и наиболее умеренные, и наиболее радикальные элементы, прежде всего группа тюрингцев под руководством Лёффлера и Лойтхойзера. Они с 1936 года стали называться Союзом за немецкое христианство (нем. Bund für Deutsches Christentum), а позднее — Национальной церковью (нем. Nationalkirchliche Bewegung «Deutsche Christen» — Национально-церковное движение «Немецких христиан»). Тюрингцы хотели провозгласить Христа «национальным Богом» и утверждали, что НСДАП есть «новое тело Христово».

Вышедший из движения Краузе основал собственную церковь — Немецкую народную церковь (нем. Deutsche Volkskirche), в 1935 году переименованную в Немецкий религиозный фронт (нем. Deutsche Glaubensfront). Краузе, подобно Розенбергу, утверждал, что религия немецких христиан должна быть расовой, «нордической». В том же году он присоединился к созданному в июле 1933 года на основе объединения всех т. н. немецковерующих в Движение Немецкой веры (нем. Deutsche Glaubensbewegung). Руководил организацией (с января 1934) ученый-индолог из Тюбингенского университета Я. В. Хауэр. Немецкое религиозное движение выступало против христианства, за «народную, нордическую религию» и издавало журнал «Немецкая вера» (нем. Deutscher Glaube).

Послесловие

По окончании Второй мировой войны бывшие члены движения подлежали отстранению от священнических должностей согласно общей программе денацификации немецкого общества.

Известные деятели

Богословы:

  • Вильгельм Штапель (Wilhelm Stapel)
  • Вальтер Грундманн (Walter Grundmann)

Пасторы:

  • Иоахим Хоссенфельдер (Joachim Hossenfelder)
  • Юлиус Лойтхойзер (Julius Leutheuser)
  • Зигфрид Леффлер (Siegfried Leffler)

Интересные факты

А. Гитлер в радиообращении от 22 июля 1933 года призвал голосовать на церковных выборах за «Немецких христиан», однако уже вскоре так отзывался, по утверждению Г. Раушнинга, о подобных движениях:

«Немецкие Христиане», Германская церковь, христиане-автокефалы, какое старье! Я уже знаю, что придет им на смену. И в свое время я об этом позабочусь. Без собственной религии немецкий народ не устоит. Что это за религия, еще никто не знает. Мы ощущаем ее. Но этого недостаточно.

Движение Deutsche Christen насчитывало 600 000 членов, что составляло около 30 процентов немецких протестантов. К движению же Исповедующая церковь (нем. Bekennende Kirche) в конечном итоге присоединилось около 20 процентов протестантских пасторов.

Примечания

  1. de:Deutsche Christen
  2. а б de:Joachim Hossenfelder
  3. а б Захаров В. В. Между властью и верой: религиозные конфессии Восточной Германии в годы советского оккупационного режима, 1945‒1949 // СВАГ и религиозные конфессии Cоветской зоны оккупации Германии 1945‒1949. — М.: РОССПЭН, 2006. ISBN 5-8243-0792-X, ISBN 5-8243-0621-4
  4. Александр (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии
  5. Михаил Помазанский, протопресв. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви
  6. Арндт У. Свет истинный. Существуют ли противоречия в Библии? / Пер. с англ. К. Комарова // Библиотека «Славянское лютеранство»
  7. а б Эрвин Люцер. Крест Гитлера: Церковь времен III Рейха. Киев. «Нард», 2005. — 272 с. ISBN 966-8795-04-0
  8. de: Reinhold Krause
  9. Л. Н. Бровко. Кардинал Михаэль фон Фаульхабер и Третий рейх
  10. Berlin im Jahr 1933
  11. Der «Deutsche Luthertag» 1933 und die «Schreckenskammer der Luther-Jubiläen»
  12. а б de:Siegfried Leffler
  13. de:Christian Kinder
  14. Православная энциклопедия. Начало Реформации
  15. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. — М.: Миф, 1993. — С. 54. ISBN 5-87214-017-7
  16. Рассел Григг. Переписал ли Гитлер Библию?

См. также

  • Gerhard Hahn, Christuskreuz und Hakenkreuz, Schriftenreihe der «Deutschen Christen» Hannovers, Nr. 1 (1934). (англ.)
  • Иудейство
  • Емельян Михайлович Ярославский
  • Союз воинствующих безбожников
  • Движение Немецкой веры

Литература

  • Бровко Л. Н. Немецкая евангелическая церковь и национал-социализм // Новая и новейшая история. — 2010. — № 1. — С. 71‒92.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *