Религия в литве

Специфика истории ВКЛ

Великое княжество Литовское существовало на территории сразу нескольких современных держав Восточной Европы: Литвы и Белоруссии полностью, а Латвии, Украины, Польши и России — частично.

Конечно, в Средневековье не было принято национальное деление, хотя балты и славяне в ВКЛ очень серьезно отличались друг от друга уровнем культуры и государственности. При этом создание ВКЛ было делом именно литовской знати, долгое время выполнявшей роль правящего сословия. Политолог Константинов: Белорусов 70 лет учили, что они не русские © Facebook, Евгений Константинов

До недавних пор вопрос о преимущественно «белорусской» государственности в ВКЛ вообще не стоял. Он закономерно возник в начале 90-х гг., когда белорусские националисты приступили к переосмыслению средневековой истории. Фактическим «отцом» версии стал писатель Николай Ермолович, не имевший исторического образования, но одержимый идеей полностью нивелировать вклад иных народов в историю ВКЛ.

Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок вопрос, необходимо не только изучить политическую историю данного государственного образования, но и оценить роль каждого народа в его историческом развитии.

При этом в разные периоды истории Великое княжество Литовское не было однородным в культурном и религиозном отношении. Во многом это сыграло роковую роль в XV-XVI веках, когда внутренние противоречия привели к фактической ликвидации местной государственности и ее растворению в польской по своему характеру Речи Посполитой.

Роль «литовской» и «белорусской» элиты в создании ВКЛ

Белорусско-литовская летопись 1446 года определенно свидетельствует о том, что основание ВКЛ было осуществлено балтскими князьями с территории современной Литвы.

На момент создания литовской государственности (XIII век) все земли, на которых проживают современные белорусы, находились в состоянии глубокой феодальной раздробленности. Полоцкое княжество, даже в пору своего наивысшего могущества находившееся на второстепенных ролях, при потомках Всеслава Чародея (ок. 1029—1101) окончательно распалось на ряд уделов, неизменно продолжавших дробиться в последующее время.

В XII-XIII веках мы не встречаем среди полоцких Рюриковичей сильных личностей, способных объединить страну. Более того, некоторое время Полоцком правит смоленская династия. Мятеж Михаила Глинского. «Не так восстали» или «хитрый план» Василия III © nn.by

Возникает резонный вопрос: на каком основании создание ВКЛ приписывается западнорусским князьям?

Внятного ответа на него у создателей «белорусской» идентичности ВКЛ нет. Вместо этого они пытаются локализовать историческую Литву в пределах современной Белоруссии, а ее население отнести к славянам.

Вместе с тем непредвзятому историку очевидно, что основатель первой династии литовских князей Миндовг и последующие литовские князья белорусами не могли быть в принципе. Они носили балтские имена, открыто называли себя язычниками, их интересы на первоначальном этапе были локализованы прежде всего в балтских землях. А в середине XIV века Ольгерд и Кейстут, сыновья основателя самой известной династии великих князей литовских Гедимина, даже разделили государство на славянскую и балтскую части, чтобы упростить управление разнородными регионами.

Собственно говоря, летописцы однозначно свидетельствуют, что в западнорусских (белорусских) землях Миндовг и его дружина появились после гражданской войны в Литве. Воспользовавшись полной беспомощностью местной династии Рюриковичей, они взяли на себя роль правящей элиты и начали захватывать местные земли, неспособные оказать им сопротивление. При этом местная западнорусская элита чаще всего сохранила некоторые права в прежних владениях, а часть ее поступила на службу к литовским князьям.

Религиозный аспект

К середине XIII века все западнорусские земли были крещены по православному обряду.

Разумеется, вся западнорусская знать (без исключения) также была православной. Если бы именно она выступила создателем ВКЛ, то государство с самого начала было бы целиком православным.

Однако ничего подобного в Великом княжестве Литовском мы не наблюдаем. От Миндовга до Витовта все литовские князья являются язычниками.Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма © Public domain

Учитывая значимость религиозного вопроса в то время, мы вынуждены констатировать, что балтская знать настолько чувствовала себя хозяином положения, что не находила нужным уважать религиозные чувства на подчиненных ей территориях. В данном случае мы имеем совершенно уникальную для средневековья ситуацию, когда христианами управляли язычники, а местная знать с этим мирилась.

Литовцы оставались язычниками вплоть до Кревской унии 1385 г., когда сын Ольгерда великий князь Ягайло крестил их по католическому обряду. Это был еще один удар по самолюбию западнорусской знати, так и не сумевшей до конца ассимилировать пришельцев.

Действия литовских князей красноречиво свидетельствуют о том, что православные подданные для них были все-таки покоренным народом. Да, покорение проходило не в форме жестокого противостояния, однако строить свою государственность на наследии полоцких Рюриковичей литовские князья не стремились.

Более того, иногда они (как Ольгерд) даже казнили своих православных подданных за защиту веры.

Отмечу также, что когда принятие христианства стало насущной необходимостью для политических целей, то все литовцы крестились в одночасье по католическому обряду. То есть принятие веры западнорусских земель (православия) для правящей элиты не являлось обязательным. Понятное дело, что ни о каком западнославянском аспекте государственности в таких условиях говорить не приходится.

Культура

Сфера культуры ВКЛ наиболее подвержена мифотворчеству, поскольку является единственной областью, где западнорусский элемент сыграл решающую роль.

Балтские племена на середину XIII века не имели собственной письменности и сформированной государственности. Их элита, утвердившаяся в западнорусских землях, была вынуждена перенимать культурные достижения местного населения, чтобы эффективно управлять им. Однако, как сказано выше, это не приводило к ассимиляции литовцев и превращению их в часть западнорусского народа. Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинам © Public domain

Здесь уместно привести пример с маньчжурской династией, в свое время утвердившейся в Китае. Ее правящая верхушка заимствовала у покоренных народов язык и некоторые обычаи, однако при этом продолжала считать себя маньчжурами. То есть четко отделяла себя от местного населения, хотя и использовала его культурные достижения.

Принятие определенных культурных навыков и практик не привело к ассимиляции. Литовская знать предпочитала просто быть правящим сословием. Именно поэтому в Великом княжестве Литовском православная культура так и не стала господствующей.

Разумеется, были и обратные примеры, в том числе среди потомков правящих литовских князей. Так, дети Ольгерда от витебской княжны Марии Андрей и Дмитрий были убежденными сторонниками православия и защитниками местных традиций. Впрочем, они скорее ассоциировали себя с западнорусской знатью, чем с литовской элитой.

Часть западнорусской знати, допущенной в окружение литовских князей, пыталась влиять на характер государственности, однако не преуспела в этом. Позже из нее стала формироваться оппозиция правящей династии.

Литва и Москва

Отношения ВКЛ и Москвы — еще одно яркое свидетельство литовского происхождения местной государственности.

Дело в том, что уже при первых успехах московских князей по объединению русских земель интересы почти всех православных феодалов западнорусских земель начинают вращаться вокруг нового центра объединения Руси.Князь Константин Острожский между Москвой и Литвой © planetabelarus.by | Перейти в фотобанк

Это свидетельствует о том, что именно православная московская государственность была для православной знати белорусских земель своей, и как этнически русская и как религиозно православная.

Позже это приведет к массовым переходам западнорусских князей под крыло Москвы. До тех пор, пока литовские князья были язычниками, они не слишком преследовали православие, однако с переходом в католичество начались настоящие гонения.

Согласно Городельской унии 1413 года, лишь католические феодалы могли занимать ключевые государственные посты. Если бы государственность ВКЛ была «белорусской», то ничего подобного не могло бы произойти.

Таким образом, уже в XIV веке литовская правящая династия не только не ассимилировалась с местным населением, но и приняла другую веру, которую распространила на литовскую часть своих подданных. А население западнорусских земель, входивших в состав ВКЛ, было вынуждено терпеть гонения на веру и находило спасение в бегстве в московские пределы.

Столица

Построение Гедимином столицы в литовских, а не западнорусских землях также не было случайным.

Дело в том, что изначально столица была еще и языческим центром государства. Именно здесь находилась резиденция главного жреца литовских племен, перенесенная из покоренной крестоносцами Пруссии.»Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной Европы © Public domain

Христианские церкви в Вильно присутствовали, но не играли определяющую роль. Как я уже писал выше, литовские князья даже казнили наиболее ретивых православных, пытавшихся христианизировать местное население.

Языческий характер столицы был изжит лишь после того, как литовцы массово перешли в католичество. То есть приняли веру не западнорусских земель, а польских.

По той же самой причине в современном Вильнюсе много памятников литовской и польской культуры, но православные святыни практически отсутствуют.

Коренная Литва

Коренные литовские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, так и не стали по своему характеру западнорусскими.

Более того, всю историю княжества сохранялся определенный антагонизм между ними и белорусско-украинскими территориями.

Правящая литовская династия никогда не делала каких-либо попыток сблизить эти земли. Они и до настоящего момента не имеют ничего общего с Белоруссией и Украиной.

Заключение

Из вышеприведенных тезисов можно сделать следующие выводы:Витовт и его «Ostpolitik». Как литовский князь завоевывал друзей и оказывал влияние на «Диком Востоке» © картина Яна Матейко |

1) ВКЛ управлялось чуждой западнорусским землям иноземной династией, не разделявшей религиозных воззрений восточных славян.

2) Ближайшее окружение литовских князей состояло из балтской знати, позже крещенной в католичество. Подавляющее большинство магнатских родов ведут свое происхождение из коренной Литвы. Западнорусская знать представлена лишь небольшим количеством родов.

3) Столица государства располагалась в центре литовских, а не западнорусских земель, там же находился и языческий, а позднее католический ее центр.

4) Использование славянской письменности, а также западнорусской культуры носило вынужденный характер, не влиявший на самоидентификацию.

5) Западнорусская знать в XIV веке связывает свои надежды с единоплеменной Москвой, а не с Литвой.

6) Литовцы оставались в государстве особым этносом, не связанным с западнорусским населением.

Таким образом, нет никаких оснований считать ВКЛ «белорусским» государством. Предки современных белорусов лишь частично приняли участие в государственном строительстве этой державы. Западнорусские земли всегда сохраняли второстепенный характер по сравнению с Литвой.Люблинская «шахматная партия». Как украинские земли оказались в составе Польши

В конце XIV века начинается борьба между западнорусской знатью и литовцами. Она вылилась в две большие войны — Ягайло с Андреем Полоцким, а позже Сигизмунда Кейстутовича со Свидригайло. Поражение православной партии резко ухудшило положение западнорусского населения. Отныне и до конца существования ВКЛ многие его представители не просто находятся в дискриминационном положении, но и участвуют в противостоянии Москвы с Вильно.

В конечном счете ВКЛ из полуязыческой страны превращается в католическую, а государство перенимает польскую культуру и продолжает свое существование в русле польской государственности.

Виленский Пречистенский собор

Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви

Распространение Православия до конца XIV в.

Христианство стало проникать в Литву из Руси, Польши и Ливонии. Однако, язычество здесь было крепким и оказало значительное сопротивление. Церковь в Польше и Ливонии была в составе Римского Патриархата и вместе с ним в XI веке отпала от полноты Православия, после чего источником его осталась Русь.

Летопись епископа Петра Камеранского свидетельствует о проникновении Православия в Литву уже в XI веке . Ранние связи с Русью, посредством которых проникало Православие, включали в себя военные, торговый и бытовые. Русские князья предпринимали походы вглубь литовских земель и строили там для собирания дани укрепления. Литовские дружины неоднократно совершали набеги на русские земли. Наконец, «задолго до татарского нашествия литвины сближались с белорусами и проходили в восточную Россию через их страну, как свои люди» .

Первым известным из литовских князей, принявшим Христианство, был основатель объединенного Литовского государства, первый великий князь и король Литовский Миндовг. При нём литовцы начали захват руссих земель, расширяя государство на юго-восток и принимая всё больше православных руссих людей в своё государство. Это способстовало распространению Православия также и в исконно литовских землях, которые стали входить – как и русские земли – в Киевскую митрополию Константинопольского Патриархата. Согласно Гусынской летописи, в 1246 году Миндовг принял православное крещение, но, видимо, сделал это не по убеждению а по расчёту – в целях союза с русскими князьями против Тевтонского ордена. Когда условия изменились и Миндовг предпочёл сблизится с орденом он в 1251 году принял римо-католическое крещение.

Среди последующих великих князей Литвы было не менее трёх православных — сын Миндовга, ревностный подвижник и монах Войшелк, Шварна и Римунд (в монашестве Елисей). При великом князе Гедимине в первой половине XIV века, после присоединения обширных западнорусских земель, русское православное население составило уже две трети населения Литовского государства. Гедимин, хоть и оставался язычником, проявлял широкую веротерпимость к православным. Сам он был дважды женат на православных русских, а вообще в ту эпоху известо 16 русских княжен, выданных замуж за литовских князей, и 15 литовских княжен, выданных замуж за русских князей. Сын Гедимина, великий князь Ольгерд, был также женат на русской православной – Марии Ярославне – и, по некоторым данным, живя в Витебске принял православное крещение. В годы его княжения в его стольном граде Вильне был построен православный храм святой Параскевы-Пятницы. Однако, после кончины защитницы христиан Марии Ярославны, Ольгерд уступил языческому жрецу и в 1347 году трое придворных православных – Антоний, Иоанн и Евстафий – были казнены за отказ совершать языческое жертвоприношение. Эта казнь лишь способствовала дальнейшему обращению литовцев ко Христу. Канонизация литовских первомучеников совершилась в Константинополе по почину патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 годами. При Ольгерде в Вильне продолжалось строительство православных храмов, распространялось почитание православных святых: Литовских первомучеников, святителя Кирилла Туровского, преподобной Евфросинии Полоцкой, Литовской княжны Евпраксии Псковской и других. В 1397 году великий магистр Тевтонского ордена Кондрат Юнгинген свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, и что литовцы больше обращаются в русскую веру – Православие.

Римо-католическое гонение

Для Православия в Литве обстоятельства полностью изменились при преемнике Ольгерда Ягайле. Будучи с детства православным, но стремясь получить руку польской королевы Ядвиги и корону Польского королевства, он принял римо-католицизм. Вступив в 1386 году в брак с Ядвигой он обязался ввести среди своих подданных латинскую веру. При нём в литовскую жизнь постепенно начинают проникать римо-католические начала. В 1387 году в Вильне было объявлено о крещении литвы в римо-католицизм, который с того времени стал государственной религией. Было остановлено распространение Православия среди литовцев, а русское православное большинство Литовского государства стали склонять к принятию римо-католицизма – в первую очередь путем ограничительных мер и лишения многих прав.

Со времени правления наследника Ягайлы, Витовта, начались попытки сверху насадить унию Православной Церкви в Литве с римо-католицизмом. На подобии государственной с унией Литвы с Польшей, учинённой в 1413 году, Витовт попытался провести тоже и в Церкви. По его настоянию Собор западнорусских архиереев в 1415 году образовал отдельную Киево-Литовскую митрополию с кафедрой в Вильне, на которую был поставлен митрополит Григорий (Цамблак). Однако, будучи вызван на Констанцский Собор Римо-католической церкви, митрополит Григорий отверг унию. Впоследствии вырабатывались и испытвались всё новые проекты унии и подавления Православия. При этом с 1458 по 1596 год Киевские митрополиты Западной Руси имели местопребывание в Вильне, исконно-литовские земли по большей части находились в прямом ведении митрополитов.

Особенно усилились эти попытки искоренить Православие после объединения Литвы с Польшей в единое государство – Речь Посполитую – в 1569 году. Новый виток нажима закончился отпадением большинства ранее православного епископата в унию на Брестском Соборе в 1596 году и объявлением Православной Церкви «соединённой» с римо-католической. Последующие меры по внедрению унии среди православных часто были силовыми и жестокими, так-как множество верующих не желало принимать её. Большая часть православных общин в исконно-литовских землях в то время отпало в униатство. Православное сопротивление римо-католическому давлению сплачивалось вокруг братств и монастырей, при которых развивалась просветительская и издательская деятельность. В Литве таким оплотом стал Виленский Свято-Духов монастырь. После насильственного обращения православных церквей в униатские в Вильне, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре открылось Виленское Свято-Духовское братство; другие православные монастыри в округе нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки. Несмотря на постепенное распространение унии, Свято-Духов монастырь пережил многочисленные нападки и устоял в Православии вплоть до присоединения Литвы к России в конце XVIII века.

В составе России

В составе Российской империи впервые за века литовские православные снова смогли существовать без притеснений. Церковная жизнь края поначалу восстанавливалась в составе Минской епархии. Многие униаты, чьи предки стали таковыми не по убеждению, а по принуждению, хранили привязанность к вере отцов и начали возвращаться к ней. В 1832 году была воссоздана Полоцкая епархия, включавшая территорию Виленской губернии.

Непосредственно Литовская епархия была учреждена 6 марта 1839 году, после восстановительного Полоцкого Собора, приведшего в Православие бывших униатов Российской империи. В состав епархии вошли Виленская и Гродненская губернии. До 9 мая 1845 года кафедра временно находилась в Жировицком монастыре, а затем была перенесена в Вильну. Также были учреждены Ковенское и Брестское викариатства.

Новейшая история

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году епархиальное управление во главе со святителем Тихоном, духовенство и множество святынь были эвакуированы от наступающих немцев вглубь России. С паствой епархии до 1918 года осталось не более 10 священнослужителей и монахов, множество верующих лишилось духовного окормления. В ходе последовавшей междоусобицы вновь обособившихся Польши и Литвы территория Виленской епархии оказалась разделена между ними. В Литве продолжила действовать епархия верная Московскому священноначалию с центром в Каунасе, а в Польской части была учреждена Виленская кафедра Польской Православной Церкви с центром в Вильне. Только в 1939 году, после занятия Литвы советскими войсками, кафедра была воссоединена в составе Русской Православной Церкви. К началу XXI века епархия охватывала территорию Литвы.

Исторические названия

  • Литовская
  • Литовская и Виленская (17 апреля 1840 — ?)
  • Виленская и Лиддская
  • Виленская и Литовская

Статистика

  • 1 января 1958 — 55 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1 января 2005 — 50 приходов, 1 мужской монастырь, 1 женская монашеская община, 39 священнослужителей.

Архиереи

Викарные епархии

  • Браславская (недейств.)
  • Брестская (ныне самостоятельная)
  • Ковенская (недейств.)
  • Тракайская

География благочиний

  • Виленское:
    • г. Вильнюс
  • Каунасское
  • Клайпедское
  • Висагиновское

Монастыри

  • Виленский Мариинский (женский)
  • Виленский Свято-Духов (мужской)

Церковно-общественные организации

  • Литовское православное братство
  • Православное общество св. Евфросинии Полоцкой

Использованные материалы

  • Сковородко Вячеслав, прот., «Очерк истории Православия в Литве,» официальный сайт Виленской епархии, 29 сентября 2011:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница портала Иерархия церквей:

По указанию историка Г. Я. Киприяновича. Ссылка по Сковородко Вячеслав, прот., «Очерк истории Православия в Литве,» официальный сайт Виленской епархии, 29 сентября 2011,

По словам профессора истории М. О. Кояловского. Цит. по Сковородко Вячеслав, прот., «Очерк истории Православия в Литве,» официальный сайт Виленской епархии, 29 сентября 2011,

— старейшее известное летописное произведение из числа белорусско-литовских летописей. В литовской историографии известна как первая редакция Литовской хроники. Описывает политическую историю Великого княжества Литовского в период от смерти Гедимина в 1341 году до конца XIV века. «Летописец…» написан западнорусским языком неизвестным автором в конце 1420-х годов в Смоленске. Впервые опубликован в 1823 году Игнатием Даниловичем в «Dziennik Wilenski».

В произведении в форме цельного повествования представлены заговор Ольгерда и Кейстута против Евнутия, гражданские войны между Витовтом и Ягайло и между Свидригайло и Сигизмундом. Эта часть написана в 1390-е годы с целью исторического обоснования права Витовта на великое княжение в Вильне.

Вторая часть, более фрагментарная, характеризуется церковно-религиозными взглядами на события и складывается из коротких рассказов о политической жизни Великого княжества Литовского последней четверти XIV века.

Полная редакция включает ещё «Повесть о Подолье», где рассказывается о битве на Синих Водах и о походе Витовта в эти места.

Летопись сохранилась в разных списках (Виленском, Супрасльском, Слуцком, Красинского, Рачинского и др.), летописных сводах и исторических компиляциях. В XV веке послужила основой части Белорусско-литовской летописи 1446 и частично использована польским историком Яном Длугошом в «Истории Польши». В XVI веке «Летописец» вошёл в состав второго и третьего летописных сводов, через которые перешел в «Хронику польскую, литовскую, жамойтскую и всея Руси» Мацея Стрыйковского. «Летописец…» был известен также в Северо-Восточной Руси, где не раз переписывался и перерабатывался (списки Дубровского, Погодина и др.). Переведён на польский, немецкий, литовский, латинский и русский языки.

Литература

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Летописец_великих_князей_литовских

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *