Религия в новое время

§ 19. Религия и церковь в начале Нового времени

1. Религиозные противоречия в Европе. В начале XVI в. подавляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и православие, распространённые соответственно на западе и востоке Европы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе исторического развития возникло несколько самостоятельных православных церквей, лишь формально признававших старшинство константинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и культовыми различиями, но и с неоднократными попытками пап римских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.

Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Те, кто рискнул остаться, приняли христианскую веру (их называли морисками). Но если на юго-западе Европы мусульманское население таким образом резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.

Кроме христиан и мусульман, в Европе издавна имелись сравнительно немногочисленные иудейские общины. Они объединяли потомков выходцев с Ближнего Востока, которые ещё в Средние века вслед за арабами-завоевателями пришли на Пиренейский полуостров и оттуда уже расселились по другим странам.

2. Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.

Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в её адрес со стороны простых верующих. А упрекали её ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветского образа жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.

Торговля индульгенциями в церкви. 1520 г.

Продавец индульгенций. Карикатура XVI в.

Папа в роли антихриста. 1545 г. Карикатура

Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой.

Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine cura — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.

Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб её прямому назначению — заботе о спасении душ верующих.

3. Выступление Лютера. В этих условиях огромный отклик получили 95 тезисов против индульгенций, с которыми 31 октября 1517 г. выступил немецкий богослов, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер. Эти тезисы он направил церковному начальству, но благодаря печатному станку, гениальному изобретению Иоганна Гутенберга, они разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их исправления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его требованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церковных отношений.

Гравюра, противопоставляющая бедность Христа и богатство папы. Около 1540 г.

Выступление Лютера положило начало Реформации — широкому общественному движению, развернувшемуся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленному на осуществление церковной реформы.

Реформация решала многообразные задачи. Особенно насущной была разработка новой этики и морали — системы норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.

Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притязания обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противопоставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показателем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аскетизм, но требовал чётко разделять религиозные, церковные и светские, мирские интересы. К числу высших моральных ценностей Лютер относил трудолюбие. Осуждая праздность, он заявлял: «Человек рождён для труда, как птица для полёта». Причём трудом он считал не только тяжёлую физическую работу, но и другие виды деятельности, доставляющие человеку средства к существованию и приносящие пользу обществу.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания и возбуждению религиозного чувства верующих.

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения духовенства как особого сословия. Его место должны были занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и целибат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли индульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мнению, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни церковных сановников.

4. Реформация в Германии. Противники Лютера добились его отлучения от церкви, а когда это не помогло, провозгласили на Вормсском рейхстаге 1521 г. (представительном собрании Священной Римской империи) имперскую опалу над ним и его сторонниками. Но Лютера выручили единомышленники. Курфюрст Фридрих Саксонский предоставил ему убежище в замке Вартбург.

Тем временем в Германии, разбуженной выступлением Лютера, закипели религиозные и политические страсти. Под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признававших справедливой критику католицизма, так и многие князья, мечтавшие увеличить свои владения за счёт церковных земель.

Под влиянием реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из князей самостоятельно решать церковный вопрос. Многие из них осуществили в своих владениях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Но в 1529 г. католики, напуганные масштабом перемен, добились подтверждения Вормсского эдикта. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.

На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. с изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Лютера. В его выступлении устанавливалась обрядовая сторона лютеранской веры. Согласно «Аугсбургскому вероисповеданию», упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (католической обедни — главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, но из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов.

К середине 30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северо-западных и северо-восточных районах Германии — Вестфалии, Померании, Мекленбурге и т. д. Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Восточной Прибалтике.

5. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин. В 1536 г. по приглашению местных протестантов он приехал в Женеву. Это была небольшая городская республика (один из кантонов Швейцарской конфедерации), которой удалось освободиться от власти герцога Савойского. Женева так понравилась Кальвину, что он решил остаться в этом городе навсегда.

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Единственным источником Божественной истины он считал Священное Писание. Он отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, которое в оценке искренности веры человека в Бога исходило из весьма зыбкого критерия. Ведь под личиной благонравия нередко скрываются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божественном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждому его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются успех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональной деятельности.

Нравственный урок, вытекающий из учения Кальвина о Божественном предопределении, очевиден: что бы ни случилось в жизни, нельзя терять надежды на спасение. Кроме того, каждый по собственному опыту знает, что успеха можно добиться только ценой упорного труда, целенаправленных усилий самого человека. Вслед за Лютером Кальвин стремился возвеличить труд. Он подчёркивал, что труд — это долг человека, выступал за сокращение числа праздников, энергично оправдывал предпринимательство и прибыль. Он обосновал нормы и правила поведения в обществе, основанном на рыночных отношениях и конкурентной борьбе, в котором никто никому не может дать пожизненных гарантий. Поэтому учение Кальвина часто называют «этикой капитализма».

Хотя кальвинизм возник позже лютеранства, во многих странах он постепенно приобрёл значение основного реформационного учения, противостоящего католицизму. Разные группы и слои общества нашли в нём нечто созвучное своим интересам и идеалам. Предпринимательским элементам импонировала этика кальвинизма. Дворянству и родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В конце XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называли пуританами.

6. Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Он присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требование Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монастыри, имущество которых отошло к государству.

Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. корону Англии унаследовала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, она снова отдала английскую церковь под власть папы римского и подвергла преследованиям сторонников Реформации.

За жестокости и насилия, творившиеся во время её правления, она получила прозвище Марии Кровавой. В 1558 г. английские протестанты добились избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал её отец.

В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы её вероучения — Англиканского символа веры. Подобно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников.

7. Контрреформация. Борьба католической церкви с протестантизмом называется Контрреформацией. Она велась по двум направлениям: по отношению к протестантам никакие насилия не считались чрезмерными, но и в самой церкви проводились умеренные реформы, направленные на её частичное обновление. Главным оружием католической церкви в борьбе с протестантской «ересью» стали орден иезуитов, обновлённая инквизиция и цензура печати.

Орден иезуитов (или Общество Иисуса) был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнатия Лойолы. В отличие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церковные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на общественную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию молодёжи и государственной службе. В разных странах создавались учебные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломатические поручения.

Инквизицией назывались церковные суды, рассматривавшие дела о преступлениях против веры и церкви. В отличие от обычных гражданских судов, руководствовавшихся идеалом справедливости, признававших право обвиняемых на защиту, они были орудием наказания лиц, заведомо признанных церковью виновными в преступлениях, им приписываемых. Основанием для обвинительного приговора служили доносы, оговоры и самооговоры, вырванные под пыткой. Только признание и раскаяние могло в таком суде сохранить жизнь обвиняемому. Нераскаявшихся грешников суд инквизиции обычно приговаривал к сожжению на костре — аутодафе (порт, auto de fe — акт веры). Особой жестокостью прославилась испанская инквизиция, которую в конце XV в. возглавлял великий инквизитор Томас Торквемада. Именно на нём лежит ответственность за изгнание мавров из Испании, а также массовые преследования морисков и иудеев.

В 1542 г. папа Павел III реорганизовал инквизицию с учётом испанского опыта борьбы с инакомыслящими. В Риме был создан Высший апостольский трибунал, позднее получивший название Священной канцелярии.

В 1543 г. великий инквизитор Караффа распорядился, чтобы печатание книг осуществлялось только после предварительного разрешения инквизиции. Так возникла цензура печати. В 1559 г. в Риме был опубликован первый список запрещённых книг, или Индекс. Не только за печатание и продажу запрещённых книг, но даже за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Программу борьбы с Реформацией принял Тридентский собор 1545—1563 гг. Он подтвердил, что Священное предание, т. е. решения церковных соборов, папские постановления и т. д., должно почитаться наравне со Священным Писанием, право толкования которого было оставлено церкви. Собор сохранил в неприкосновенности и обряды католической церкви. В силе остался обет безбрачия, который были обязаны давать католические священники. Вместе с тем он принял важные решения о реформе управления и нравов церкви. Была, наконец, запрещена торговля индульгенциями. По решению Тридентского собора в каждом епископстве создавалась семинария (институт) для обучения священников. Постановления Тридентского собора положили начало реформе католической церкви, направленной на повышение её авторитета и влияния в обществе.

Суровые преследования протестантов и умеренные реформы позволили католической церкви предотвратить распространение Реформации в Южной Европе.

8. Религиозные войны в Европе. С переходом католической церкви от обороны к наступлению Европа погрузилась в пучину религиозных войн. В 1546 г. император Карл V объявил войну союзу протестантских княжеств Германии, образованному с целью защиты лютеранской веры. Однако эта война закончилась поражением императора. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге Карл V был вынужден подписать с протестантскими князьями договор, который вошёл в историю как Аугсбургский религиозный мир. По этому договору князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных в соответствии с принципом «Чья власть, того и вера».

Франция стала ареной ещё более кровопролитных войн. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны закончились, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, унаследовавший корону Франции (и поэтому принявший католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католицизм сохранил статус государственной религии. Вместе с тем гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны, за исключением Парижа.

Во второй половине XVI в. главной опорой католической церкви в борьбе с Реформацией был король Испании Филипп II, сын и один из наследников императора Карла V. Как супруг Марии Кровавой, он поддерживал меры, принимавшиеся ею для реставрации католицизма в Англии. После её кончины Филипп II хотел жениться на Елизавете I, удержать английскую церковь в подчинении римскому престолу. Когда Елизавета отвергла его сватовство, испанский король стал угрожать Англии войной. В 1588 г. он направил к её берегам огромный флот — Непобедимую армаду с 18-тысячной армией. Однако успешные действия английских моряков, которым помогла природа (сильнейшая буря разметала испанские корабли), помешали осуществлению этого плана.

9. Освободительная война в Нидерландах. В ответ на притеснения протестантов ещё в 1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, которые по воле Карла V вместе с испанской короной унаследовал Филипп II. На борьбу с повстанцами он направил войска под командованием герцога Альбы. Однако кровавый террор, развязанный испанскими властями, не достиг цели. Восстание переросло в освободительную войну против испанского владычества, которую возглавил принц Вильгельм Оранский. В ходе этой войны Нидерланды разделились на две части. В 1581 г. семь протестантских провинций Северных Нидерландов объявили о низложении испанского короля и образовании независимого государства, которое получило название Республика Соединённых провинций. Для краткости её именуют также Голландией (по названию одной из семи провинций). Населённые преимущественно католиками Южные Нидерланды остались под властью Испании.

Несмотря на перемирие 1609 г., заключённое сроком на 12 лет, Испания не признала независимость Голландии. В 1621 г. война возобновилась, но уже как один из эпизодов Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индульгенция, лютеранство, реформация, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация.

1. Назовите причины возникновения реформационного движения в Западной Европе. При ответе прокомментируйте иллюстрации к параграфу.

2. Составьте таблицу «Реформация в Германии и Англии» по схеме: начало реформации, основные события, итоги.

3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.

4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканской церкви? Запишите не менее четырёх тезисов, отражающих Англиканский символ веры.

1. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространилось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?

2. Назовите два направления Контрреформации. Перечисленные в параграфе события соотнесите с этими направлениями. Сделайте выводы.

3. Дополните таблицу «Реформация в Германии и Англии» событиями, происходившими во Франции и Нидерландах.

4. Рассмотрите карту 3 на вклейке и определите территории и государства, где сохранилось католичество, а где распространился протестантизм. Какое из этих религиозных течений пользовалось наибольшим влиянием в Европе?

Эхо эпохи

М. Лютер

«Тезисы против индульгенций». Фрагмент

21. …Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, Он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.

Почему Мартин Лютер выступал против индульгенций?

Ж. Кальвин

«Наставление в христианской вере». Фрагмент

Мы полагаем Бога Господом и Устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по своей премудрости изначально предопределил всё то, что должно совершиться, и теперь своею силою осуществляет предрешённое. Отсюда мы заключаем, что не только небо, земля и все неодушевлённые творения управляются Его провидением, но также намерения и воля людей, поскольку Бог направляет их к предначертанной Им цели… Если всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак Его проклятия, то судьбе не остаётся места в том, что происходит с людьми.

О каком основополагающем понятии кальвинизма идёт речь в документе?

Религия и церковь в начале Нового времени

⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 78

В н. XVI в. подав­ляющее большинство населения Европы исповедовалохристианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и пра­вославие, распространённые соответственно на западе и востоке Ев­ропы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско-католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе ис­торического развития возникло несколько самостоятельных право­славных церквей, лишь формально признававших старшинство конс­тантинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и куль­товыми различиями, но и с неоднократными попытками пап рим­ских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.

Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных ру­бежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значи­тельную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиа­не их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Аф­рику. Однако, если на юго-западе Европы мусульманское население, таким образом, резко сократилось, то на юго-востоке, наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как пра­вославных, так и католиков, часть которых была вынуждена при­нять веру завоевателей — ислам.

Католическая церковь к нача­лу Нового времени выглядела, как ни­когда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а пор­тугальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из З. Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся ар­хитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.

Поэтому католическая церковь дол­гое время не придавала большого зна­чения тому зреющему недовольству, которое росло среди простых верую­щих. А упрекали её ни больше, ни меньше как в расхождении между сло­вами и делами. Действительно, на сло­вах церковь проповедовала аскетичес­кий идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосвет­ского образа жизни, но и демонстратив­но пренебрегали соблюдением церков­ных обетов и уставов, например обязательным для католических свя­щенников и монахов обетом безбра­чия (целибата). Они открыто создава­ли семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.

Цер­ковь по-прежнему активно занималась предпринимательской деятельностью. Благодаря разнообраз­ным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижи­мого имущества, которым распоряжа­лась с большой для себя выгодой. Важной статьёй её доходов была си­мония— продажа церковных долж­ностей, представлявшая собой завуа­лированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму де­нег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за испол­нение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой(от лат. — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмез­дия в загробной жизни.

Как видим, кризис церкви н. XVI века мало отличается от подобных явлений X-XI вв. (призыв монахов Клюни к очищению церкви) или XIII в. (создание ордена-нищих францисканцев, доминиканцев).

Особое возмущение народа вызывало беззастенчивое обогащение католической церковью с помощью индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить в грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен­но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

Лютеранство.

Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер(1483-1546). В 1517г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на­чалом Реформации.

Эти тезисы благодаря печатному станку Иоганна Гутенберга, разошлись по всей Германии в огромном количест­ве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их ис­правления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его тре­бованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церков­ных отношений.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притяза­ния обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противо­поставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показа­телем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной люб­ви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аске­тизм, но требовал чётко разделять церковные и мирские интересы.

Единственным источником истины Лютер провозглашал Священ­ное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на не­мецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исклю­чительно к разъяснению смысла Священного Писания.

Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения ду­ховенства как особого сословия. Его место должны были занять про­поведники (пасторы),отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и цели­бат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли ин­дульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мне­нию, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жиз­ни церковных сановников.

Реакция противников Лютера не заставила себя долго ждать, Лютер был от­лучен от церкви, а когда это не помогло, они провозгласили имперскую опалу над ним и его сторонниками. Лютер был вынужден скрываться. Под знамёна Рефор­мации встали как широкие слои верующих, признававших справед­ливой критику католицизма, так и многие князья («княжеская реформация»), мечтавшие уве­личить свои владения за счёт церковных земель. Под влиянием Реформации многие из князей осуществили в своих владе­ниях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных зе­мель. Однако в 1529 г. церковь, напуганная масштабом перемен, добились запрета на княжескую секуляризацию. В ответ часть князей и городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и со­вести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали на­зывать протестантами.

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге с изложением основных прин­ципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, бли­жайший сподвижник Лютера. Согласно новым принципам вероучения упразднялись пышные богослужения, а также по­читание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (главной церковной службы, соверша­емой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное мес­то в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная ор­ганизация сохранялась, но из подчинения папе римскому она пере­ходила в ведение светских монархов.

К сер.30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северных районах Германии (Пруссия, владе­ния древнего Тевтонского ордена), а также на землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония).

Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.

Реформация и крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.)

Начало реформация в Германии почти сразу переплелось с крестьянской войной 1524-1526 гг. Реформация для крестьянских масс стала не только религиозным движением, связанным с обновлением вероучения, но и вселяла надежду на реальные социально-политические преобразования. Вождем и идеологом народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490-1525).Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Свои идеи Мюнцер изложил в «12 статьях» в которых настаивал на уменьшении феодальных поборов и барщины, свободном пользовании общинными угодьями, восстановлении старых общинных вольностей, требовал упразднения крепостной зависимости.

Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала «Гейльброннская программа»,подготовленная Венделем Гиплером.Она отражала интересы, прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. «Гейльброннская программа» была направлена на централизацию германского государства.

Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению.

Кальвинизм.

Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Ре­формации выступил французский богослов Жан Кальвин,живущийв Женеве (Швейцария).

В его воззрениях было много общего с лютеранством. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Ве­рующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, ведь под личиной благонравия нередко скрыва­ются ханжество и лицемерие.

Кальвин положил в основу своих воззрений учение оБожествен­ном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждо­му его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное бла­женство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его за­слуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются ус­пех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональ­ной деятельности.

Кальвинизм про­возглашал новые моральные ценности — умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Привле­кательность кальвинизма также объяснялась тем, что на место официаль­ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от­личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу­дарственную религию.

Кальвинизм получил распространение главным образом во Фран­ции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В кон­це XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называ­ли пуританами.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Поводом для этого стало желание короля Генриха VIII развестись со своей женой и запрет папы Климента VII. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу и сам стал назна­чать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требо­вание Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монас­тыри, имущество которых отошло к государству.

Важнейшее значение имел Акт оверховенстве, провозглашавшийкороля главой английской церк­ви. Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи­чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави­лами реформированной церкви.

В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в ко­тором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской.

По­добно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохра­нялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентербе­рийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников.

По­скольку англиканская церковь сохраняла многие эле­менты католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зароди­лось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол­ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст­ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, гак и в истории британских колоний в Америке.

Контрреформация

Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформация». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. За печатание и продажу запрещённых книг, а также за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.

Одним из наиболее действенных средств религиозной борьбы становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491-1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и рас­пространение католицизма в Европе и во всем мире. В от­личие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церков­ные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на обществен­ную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию моло­дёжи и государственной службе. В разных странах создавались учеб­ные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, вы­полняли их дипломатические поручения.

В като­лической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтвер­ждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. Была, нако­нец, запрещена торговля индульгенциями. В результате, активных мер, предпринятых ка­толической церковью, ей удалось сохранить свое доминирую­щее положение в Европе и затормозить наступление протес­тантизма.

Религиозные войны.

Столкновение Рефор­мации и Контрреформации привело к многочисленным религиозным войнам,в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. За­частую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Ни­дерландское восстание 60-70-х гг. XVI века), борьбы фео­дальных семей и группировок за власть (французские рели­гиозные войны 2 пол. XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габ­сбургами XVI — XVII вв.).

В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации.

В Германии в ходе реформации ряд немецких княжеств перешли в лютеранство вместе со своими подданными, что привело к конфликту с католиками и императором. Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами, которая за­кончилась поражением императора Карла V. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла, и Карл V отрекся от власти.

Во 2 пол. XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во 2 пол. XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугено­тами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассальное королевство на юге страны) Антуан Бурбон (позднее его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колиньи. Вождя­ми католиковбыли герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти и поэтому гугенотами стали многие знатные люди. Буржуазия чаше придерживалась католичества.

На первых порах борьба не являлась непримиримой и в 08.1572 г. между противниками был заключен мир. Протестанты получили право занимать госу­дарственные должности, проводить свое богослужение. Для закрепления мира был заключен брак между Генрихом Наваррским и сестрой короля Маргаритой (Марго). В Париж на свадь­бу съехались гугеноты. Однако Гизы и мать короля Екатерина Медичи решились на расправу над гугенотами.

23.08.1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея католикинапали на гугенотов. В ходе варфаламеевской резни погиб адмирал де Колиньи, а Генрих Наваррский бежал. В Париже было перебито ок. 3 тыс. гугенотов, после чего резня перекину­лась в провинцию. Война вспыхнула с новой силой в ходе, которой погибли многие вожди противоборствующих сторон.

В 1589 г. Генрих IV Наварр­скийстал королем Франции, основав династию Бурбонов. В 1593 г он принял католичество и вступил в Париж, а в 1598 г. король провоз­гласил Нантский эдикт,завершивший религиозную войну.

Като­лицизм оставался господствующей религией, но гугеноты полу­чили свободу вероисповедания, сохранили за собой ряд крепос­тей, вооруженные силы. Этот конфликт привел к гибелипочти миллиона человек.

Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательст­вом. Гугенотов поддерживала английская королева Елизавета и гер­манские протестантские князья, католиков — испанский король Фи­липп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, боровшимся за независимость от католической Испании.

Новое время

Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в.. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей.

Первым мыслителем, заложившим серьезные материалистические предпосылки для научного объяснения явлений мира, был английский философ Фрэнсис Бэкон. Он же стоит у истоков формирования важнейших принципов, определивших лицо новой философии. Прежде всего, Бэкон делает попытку радикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. В соответствии с этой посылкой, английский мыслитель предлагает по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, в жизни человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее для своего Благополучия. Бэкону принадлежат крылатые слова: «Знание — сила»

Огромная роль в утверждении позиции философии в качестве познавательной дисциплины в общественной жизни принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту. Прежде всего, он утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по Декарту, — это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Декарт не отвергает право Бога, а, следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть предтечей, началом философствования.

Философия Декарта являет собой новый, рационально мыслимый мир, отвечающий соответствующему уровню естествознания и определяющий параметры его будущего развития. После Декарта философия не только уравнялась с богословием в правах на существование и объяснение мира, но и в определенной степени даже получила кое-какие преимущества в том, что касается роли человеческого ума в познании мира.

Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века, такие как Жан Мелье, Дени Дидро, Поль Анри Гольбах. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле.

У истоков радикальной критики религии и церкви стоял Жан Мелье. Он критикует само содержание Библии, причем так, как до него никто этого не делал. Прежде всего, он показал несостоятельность содержавшихся в ней сведений о явлениях Бога людям. Что же касается божественных деяний, свидетельствующих о могуществе Христа, то Мелье увидел в них различные вариации мифов, существовавших до появления Библии. Не обошел он своим вниманием обещания и пророчества, заявленные в Ветхом и Новом заветах, которые оказались нереализованными. Рассматривая учение церкви о сотворении мира Богом, Мелье показывает, что имеется достаточно доказательств, которые не подтверждают существование Бога. Творцом всего он считает саму природу. И вообще объяснение мира и всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи Мелье считает более разумным и естественным, чем идею сотворения мира Богом. Еще более резко отзывается Мелье о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку грабительской политики правителей по отношению к народу с помощью веры в Бога.

Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, и в первую очередь, Дени Дидро и Поля Анри Гольбаха. Французские философы дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. Прежде всего, они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают попытку, можно сказать, первую в истории общественной мысли, объяснить ее земное происхождение.

Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков только Евангелий, из которых в дальнейшем только сами богослужители отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидро утверждает, что составление и написание текста Священного писания было делом рук человеческих, а не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных, «верительных грамот».

Аналогичную позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, подобно другим мыслителям, в частности, Спинозе выражает сомнение, что Моисей действительно является автором Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы сводятся к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея»

Легко заметить, что подобные рассуждения и доказательства Дидро, Гольбаха, других мыслителей-безбожников подрывали фундамент самой христианской веры, как, впрочем, и всякой другой религии.

Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у язычества некоторых догматов, таких, как непорочное зачатие «божьей матерью», воскресение умертвленного «Сына Божия» и Его вознесение на небо, очеловечивание Бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое происхождение, но отнюдь не божественное. Еще один источник земного происхождения христианства, и в частности, его догмата о триединстве Бога, Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях

Главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского.

Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией.

Можно сказать, что с этого момента религия начала существенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни. Нам нет смысла прослеживать характер взаимоотношений между религией и философией в последующие столетия. Тенденция, обозначившаяся ранее, продолжает сохраняться и в наше время. Светские человеческие науки привлекают все большее число людей, но позиции религии и церкви также остаются достаточно прочными и даже сейчас трудно сказать, на чьей стороне перевес.

До принятия христианства на территории Древней Руси проживали племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и других славян, которые исповедовали язычество. Суть языческого мировоззрения связана с признанием добра и зла как двух равнозначных и самостоятельных начал бытия мира. Нетрудно представить, каким образом эти «истины» влияли на бытовую жизнь во всех ее проявлениях. Ведь если добро и зло равноправны и естественны для человека, то он вправе руководствоваться ими в своей жизни. И народы, которые исповедовали язычество, не отличались «дружелюбием» не только к другим племенам, но и к своим соплеменникам. Исторические хроники дают немало примеров «дикой жесткости», проявленной язычниками. Так, после победоносных походов, на земле побежденных оставались в буквальном смысле горы трупов, далеко не всегаа появлявшиеся в результате только военных сражений. Достаточно вспомнить завоевательные походы чужеземного для России язычника Александра Македонского. Не отличались милосердием и русские князья-язычники. В быту язычников также царили жестокие обычаи. Так, вместе с умершим воином на погребальном костре должны были быть сожжены и его жена или жены (славяне, например, признавали многоженство).

Крещение Руси и принятие в 988 г. христианства способствовали не только объединению на основе исповедывания одной веры различных племен в один русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в течение многих десятилетий), но и внесли в мировоззрение и повседневный быт новые принципы, в основе которых находится нравственный идеал, соборность народа и державность государственного устройства.

Первым проявлением нового религиозного мировоззрения на Руси и одновременно философского видения мира является «Слово о законе и благодати» русского митрополита Иллариона. Условно содержание этого произведения можно разделить на три раздела. В первом акцент сделан на религиозной трактовке мира, мировой истории, объясняемых как переход от ветхозаветного закона, которым руководствуется один иудейский народ, до новой благодати, заключенной в Новом завете, открытой и доступной всему человечеству. Второй и третий разделы — это в известной степени светская философская трактовка событий в принявшей христианство Руси, а также восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и Ярослава на благо Руси. Как видим, уже в первом из дошедших до нас произведений крещенной Руси, дано религиозное и философское видение мира. В дальнейшем эта тенденция, вплоть до конца XIX века, постоянно присутствует и ползает дальнейшее развитие. Приведем лишь два примера. Это, прежде всего, подтверждается религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа Волоцкого (1439-1515) и царя Иоанна Васильевича Грозного (1530-1584), чаще всего известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.

Иосиф Волоцкий, мирское имя которого было Иван Санин, «стал русским выразителем древнего православного учения о «симфонии властей» — церковной и государственной, об их взаимном гармоничном отношении и дополняющих друг друга обязанностях» Митрополит Иоанн. Самодержавие духа Очерки русского самосознания. Санкт-Петербург. 1994, С. 114.. В своих трудах церковный мыслитель последовательно проводил идею об общественном служении Церкви, Пропагандируемая им идея осознания жизни народа как общего «Божья тягла» закономерно включала в себя царя и выступала своеобразным выражением единства религиозного мышления и светской власти. Согласно религиозному мыслителю, единство религии и ее церковных институтов со светской властью получает подтверждение в деятельности монастырей на Руси, которые являлись не только средоточием просвещения, книгоиздания, религиозной культуры в целом, но и своеобразными экономическими центрами, которые в неурожайные и бедственные для русского государства годы оказывали ее гражданам продовольственную помощь.

Фигура царя Иоанна Грозного в истории России отмечена явными чертами судьбоносности. При нем произошло окончательное становление русского государства. Его правление также венчает период формирования русского религиозного самосознания. Именно при нем, и не в последнюю очередь благодаря вышеперечисленным обстоятельствам, произошло окончательное оформление русского народа как этнически однородного, завершилось формирование его взглядов на свою сущность, свою роль в истории, на народные и государственные формы своего бытия.

Известно, что на Руси, как, впрочем, и в большинстве других стран мира того времени, считалось, что царская власть имеет божественное происхождение и поэтому изначально русские православные князья короновались сначала на княжение, а затем и на царствование. Иван IV стал первым русским царем, над которым было совершенно высшее церковное таинство) он стал первым Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского и религиозных начал достигло своего высшего уровня. Соборность народа, его державность и святость как бы слетись воедино. Вся деятельность Ивана Грозного была направлена на укрепление самодержавия, то есть силы и мощи русского государства и усиление позиций Православия. Благодаря этой деятельности Россия при Грозном значительно расширила свои территориальные границы и превратилась в мощное государство.

В последующие столетия взаимодействие религии и философии продолжало укрепляться, что в свою очередь способствовало развитию и укреплению русского государства, его превращению в мощную державу. Своеобразным подтверждением этого единства являются слова графа Уварова, царского министра просвещения, сказанные им в 1855 г. о том, что сущность и будущее российского государства можно определить тремя словами; православие, самодержавие, народность.

В советский период развития нашего общества позиции религии были серьезно ослаблены, в том числе и административными мерами. В последние несколько лет, судя по всему, церковь получила некоторые возможности для своей деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым столом» философов и богословов. Имеются основания считать, что в будущем контакты теологов и философов станут более частыми, а это в целом может привести к позитивным результатам.

Таким образом, философия и религия в Российском государстве долгое время были тесно связаны.

Презентация «Религия и церковь в начале Нового времени» 10 класс

Тема: «Религия и церковь в начале Нового времени»

Всеобщая история, 10 класс

Домашнее задание: Выучить схему направлений христианства План:

  • Религиозные противоречия в Европе;
  • Сила и слабость католической церкви;
  • Выступление Лютера;
  • Реформация в Германии;
  • Кальвинизм;
  • Особенности Реформации в Англии;
  • Контрреформация;
  • Религиозные войны в Европе;
  • Освободительная борьба в Нидерландах.

Религия и церковь в начале Нового времени. Какая религия была ведущей в европейских странах? В каком году и какие появились два течения в этой религии? Какие между ними сложились отношения? В результате завоевания турками-османами Византии, какая здесь распространилась религия? Сила и слабость католической церкви: Задание: прочитав 2 п. на с. 222, выделите Причины Реформации: Расхождение между словами и делами

  • Роскошь;
  • Несоблюдение церковных обетов и уставов;
  • Церковь активно занималась прибыльной деятельностью (владение движимым и недвижимым имуществом, симония, индульгенции).

Проверка домашнего задания Расскажите: Что такое Реформация? Кто и когда начал Реформацию в Германии? Как стали называть сторонников Реформации? Какое направление сформировалось в Германии? На каких территориях побеждает это направление к сер. 30-х гг.XVI в.? Основные положения учения Лютера:

  • Человек спасается только верой;
  • Вера обретается через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;
  • Только Священное Писание является авторитетом в делах веры.

Схема управления лютеранской церкви: Князь пастор пастор пастор Какой стала новая церковь?

  • Отменили пышные обряды;
  • Убрали скульптуры, иконы;
  • Церковь стала дешевой.

Проверка домашнего задания Расскажите: Как звали французского богослова, которого пригласили в Женеву? В каком году? Какому направлению он положил начало? В каких странах распространяется это направление ? Как называли сторонников этого направления во Франции? В Англии? Основные положения кальвинизма

  • Души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели;
  • Никто из верующих не может знать своего предопределения;
  • Человек должен быть тружеником, выявить все, заложенные Богом способности;
  • Если человеку не везет, то нужно приложить еще больше труда.

Жан Кальвин (1509 – 1564)

Схема управления кальвинистской церковью Церковная община Пресвитеры Пасторы Признавали только два обряда – причастие и крещение. Проверка домашнего задания Расскажите: Кто выступил с инициативой Реформации в Англии? В каком году начинается Реформация в Англии? Кто и в каком году принял закон «39 статей»? Как стало называться новое религиозное направление в Англии? Основные положения англиканства

  • Человек спасается только верой;
  • Вера обретается через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека;
  • Только Священное Писание является авторитетом в делах веры;
  • Сохранили обряды, таинства – причастие и крещение;
  • Пышное богослужение;
  • Епископальный строй.

ГЕНРИХ VIII

(1509 – 1547)

Елизавета I.

( 1558-1603)

Схема управления англиканской церковью Король Архиепископ Кентерберийский Епископы

Протестанты

Лютеране — Германия

Кальвинисты — Швейцария

Пуритане — Англия

Гугеноты – Франция

Католики —

Попробуем составить схему Попробуем составить схему «Направления в христианстве»

С. Германия,

Норвегия, Швеция,

Дания

Англия

Швейцария, Англия (пуритане), Франция (гугеноты), Нидерланды (гёзы), Шотландия

Контрреформация 1534 г. – образование ордена иезуитов — неофициальное название «Общества Иисуса»; 1540 г. – его руководителем стал Игнатий Лойола, которого утвердил папа Павел III; Цель ордена – превратить общество в орудие для расширения власти папы римского. Методы борьбы:

  • Оживление деятельности инквизиции;
  • Издание списка запрещенных книг для католиков;
  • Массовые избиения протестантов.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

Тридентский собор (1545 – 1563 гг.)

  • Верховенство папы над собором;
  • Строгое соблюдение предписаний папы;
  • У церкви осталось исключительное право толковать Священное писание;
  • Укрепление инквизиции;
  • Запрет на продажу индульгенций;
  • Открытие семинарий для католических священников.

Религиозные войны в Европе С переходом католической церкви от обороны к наступлению Европа погрузилась в пучину религиозных войн. Германия – Аугсбургский религиозный мир 1555 г.

  • Мир заключил Карл V с князьями;
  • Устанавливалось равноправие католиков и протестантов;
  • Князья получили право определять религию своих подданных – это означает «Чья власть, того и вера».

Франция — 1562 – 1598 гг. – религиозные войны 24 августа 1572 год – Варфоломеевская ночь (более 30 тыс. человек убито).

Генрих IV Бурбон (Наваррский)

Маргарита Валуа

Варфоломеевская ночь

Инициаторами Варфоломеевской ночи принято считать Генриха де Гиза и Екатерину Медичи

1598 год – Нантский эдикт. ГЕНРИХ IV Бурбон НАВАРРСКИЙ Это указ о веротерпимости.

  • Католицизм сохранил статус гос.религии;
  • Гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны (кроме Парижа).

Испания – главная опора католицизма в Европе Был супругом Марии Кровавой, а после её смерти хотел жениться на Елизавете I, но она его отвергла

Филипп II

Разгром «НЕПОБЕДИМОЙ

АРМАДЫ»

1588 год

вГИБЕЛЬ «НЕПОБЕДИМОЙ АРМАДЫ» ПОДОРВАЛА МОРСКОЕ МОГУЩЕСТВО ИСПАНИИ.

Проверка домашнего задания Расскажите: В каком году началось восстание в Нидерландах? Почему? Кого Филипп II направил для подавления восстания? Кто возглавил освободительное движение? В каком году объединились семь протестантских провинций? Как стало называться государство? Итоги освободительной борьбы Нидерландов. 1581 г. – Семь протестантских провинций Северных Нидерландов объявили о независимости Республики Соединённых провинций. Южные Нидерланды – остались под властью Испании, населены католиками. 1609 г. – перемирие, Испания не признала независимость Голландии. Итоги: Таким образом, Реформация приводит к образованию новых направлений в христианстве. Во многих странах переход сопровождался религиозными войнами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *