Религия в обществе

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.

Религия (от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) – это:

– вера в сверхъестественное (в Бога);

– совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

– одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Вызывает споры и проблема происхождения религии.

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

– нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

– определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

– веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;

– веру в спасительную силу для души человека, ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);

– веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ (от лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение) – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

Разновидности культа:

– магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

– умилостивительный культ – комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (гр. Kyriakon – дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.

Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире-, эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж– и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.

«Исламизация» – 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых – построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия».

Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».

Ответ: Знание.

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религииОценка

ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ — вид превратного сознания, более или менее упорядоченная совокупность идей о боге, мире в целом, природе, об-ве и человеке, целенаправленно развиваемых богословами и религ. философами. И. р. выступает в форме определенной концепции, претендует на стройность и последовательность, хотя в действительности внутренне противоречива. Она возн. в период становления клас. общества и разделения труда на материальный и духовный. «С этим, — замечает К. Маркс, — совпадает первая форма идеологов, попы» (т. 3, с. 30). И. р. в совр. религиях включает в себя: 1) теологию; 2) богосл. концепции экономики, политики, права, искусства и т. д.; 3) религ. философию. И. р. разрабатывалась в основном представителями господств. классов и отражала действительность с позиций этих классов. Но в ее сферу неизбежно вовлекался духовный материал, к-рый был результатом осмысления условий жизни и угнет. классов. Неудивительно, что в определенные историч. периоды соответствующим образом интерпретируемая И. р. используется для иллюзорного выражения чаяний народных масс.

Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.

Религии бывают «примитивные» и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические — в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста «зачем нужна религия?»

Ответ верующих людей обычно таков: религия объясняет этот мир и человека во всей полноте, которую не способно дать научное объяснение мира и человека. Кроме того, каждый верующий человек, как правило, пережил некий особый личный опыт, который убедил его, что мир и человек — это не цепь случайных физических и биологических явлений, а творение Бога или высших сил.

Читать рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он поверил в Бога

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь — организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии:

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Согласно основной классификации религий различают:

  • мировые религии
  • национальные (религия отдельного народа)
  • архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель — сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий — сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара — бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос — это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир — это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства — Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии — иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия — вкушение хлеба и вина. Причастие — это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями.

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Читать десять заповедей

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

Ислам — самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель — пророк Муххамед. Бог в исламе — Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, — верят мусульмане. Сходство с христианством — в идее о бессмертии души, существовании ада и рая.

Священная книга ислама — Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата.

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный — рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку.

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм.

Архаические религии — это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени.

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

«Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это – чудо, счастье… А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: «А я тебя не прошу слушать, – просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. – то есть все то, что в 14–15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял – не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, – правда, и значит, правда и все остальное… И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь».

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Десять заповедей Ветхого Завета

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ

Когда мы даем характеристику религии, то должны учесть многозначность этого слова. Что же может подразумеваться под религией?

1. Прежде всего, религия является типом мировоззрения. Это значит, что она формулирует определенные ценности и идеалы, а не только знания о мире.

2. Религией также является система особых действий, предназначенных для достижения определенных целей. По-другому, совокупность этих действий называют культом, который, как правило, выражается в форме обрядов, ритуалов, богослужений, молитв.

3. Под религией подразумевают организацию верующих, которую обычно называют церковью, общиной или сектой.

4. Наконец, мы можем говорить о религии как социальном институте, когда данное мировоззрение, культ и организация верующих приобретают легитимный характер и начинают играть в обществе определенную роль.

Выделим две принципиальные черты, которые определяют своеобразие религии как типа мировоззрения. Во-первых, это утверждение о существовании и особых свойствах сверхъестественного, а во-вторых, вера как способ коммуникации со сверхъестественным. Поэтому мировоззрение, которое отрицает существование сверхъестественного и возможность связи с ним, называется атеистическим.

Что такое сверхъестественное? Это некоторый мир, который находится за пределами нашего человеческого опыта, не обладает физическими характеристиками и вообще не подчиняется законам материального мира. Обычно это божество. Здесь можно выделить религии политеистические, т.е. признающие существование множества божеств, и монотеистические, т.е. признающие существование единого божества. К последним принято относить иудаизм, христианство, ислам. Как правило, в монотеистических религиях божество наделяется свойством абсолютности. Абсолютность предполагает отсутствие всяческих ограничений, а также наличие соответствующих свойств. Прежде всего, это вездесущность или вездеприсутствие, всезнание, всемогущество и всеблагость. В ряде религий божество является некоторой безличной силой, которая действует с автоматизмом законов природы. Но во многих религиях, таких как христианство, ислам, иудаизм, божество воплощает и личностное начало. Следует добавить, что есть религии, в которых отсутствует представление об абсолютном божестве. Примером может служить буддизм.


Но религия состоит не просто из утверждений о существовании абсолютного божества. Она формулирует некоторые принципы отношения божества к миру. Прежде всего, оно не зависит от мира, а, наоборот, и является определяющим началом по отношению к нему. В тех религиях, которые исходят из существования личного абсолютного божества или Бога, такое определяющее начало проявляется в следующих чертах. Это креационизм, т.е. учение о сотворении мира Богом. Теоцентризм илиучение о Боге как основе существования мира, его целостности, устойчивости. Иначе говоря, Бог не просто творит мир. Мир существует, т.е. длится во времени и пространстве, только благодаря воле Бога и. отдельно от него просуществовать не сможет. Провиденциализм, т.е. учение о плане или предназначении, который Богом предписан миру. Это значит, что мир не просто создан и действует как хорошо отлаженная машина. Миру уготовлена волей Бога определенная цель. Можно сказать, что с точки зрения религии мир не только функционирует, но и развивается или движется в определенном направлении. Эсхатология, т.е. учение об окончании мира и мирового процесса. План, предписанный миру, как раз и состоит в том, что он когда-то сотворен и когда-то закончится. Кроме того, мировой финал не означает буквальной гибели мира. Религия предполагает преображение мира, которое принято называть соединением мира с богом. И, наконец, еще одной существенной чертой отношения бога к миру следует назвать сотериологию. Сотериология – это учение о смысле или цели человеческого существования. Смысл этот состоит в спасении. Подчеркнем, что не во всех религиях обязательно присутствие всех перечисленных характеристик. Или не везде они присутствуют в столь явно выраженной форме.

Уже эти черты религиозных представлений показывают, что религия не является просто системой знания о мире. Она не только объясняет, как устроен мир, кто его создал и т.д. Религия, как мы увидели, формулирует цели или ценности, к которым призывает стремиться и на которые направляет человека.

В чем же особенность религиозного мировоззрения? Прежде всего – это специфика основной человеческой цели. В отличие от других мировоззрений религия указывает на существование двух различных миров: земного и потустороннего, подчеркивает их принципиальное различие и говорит о посмертном существовании или необходимости спасения из мира земного. Он трактуется как место человеческого страдания. Страдает человек: от своей ограниченности. Т.е. он всегда полон неудовлетворенных желаний, и главным образом потому, что он смертен. Поэтому спасение будет состоять в преодолении человеческой конечности. Он не станет равным божеству, но будет избавлен от страданий благодаря тому, что получит полноту общения с Богом. Состоится спасение не в земном мире, а в потустороннем. Но утверждение о том, что земная жизнь есть страдание, не означает бессмысленности земного существования. Чтобы достичь спасения следует не убегать от земной жизни, а пройти испытание на право заслужить спасение. Испытание осуществляется в ходе исполнения определенных требований.

Вот здесь мы выходим ко второй важнейшей стороне религии: вере как способу связи человека с божеством. Почему? Ведь чтобы спастись следует верить. Но что значит верить? В самом простом смысле веру можно определить как принятие каких-либо утверждений без доказательства опытом (чувствами) или разумом (рассуждением). Почему для религии так важна именно вера? Прежде всего, потому, что иными способами нельзя удостовериться в существовании божества, особенно если оно носит абсолютный характер. Его нельзя увидеть, услышать, нельзя доказать его существование путем логических рассуждений.

Как тогда человек узнает о божестве и его существовании? Как правило, посредством откровения, т.е. предполагается, что Бог открывается человеку через знаки, пророчества, предзнаменования, а с точки зрения христианства, и непосредственно в человеческом облике, как Иисус Христос. Поскольку это в основном знаки, то божество никогда ни открывается человеку полностью. Ведь оно абсолютно, а человек – нет, и поэтому не может вместить в себя полноту знания о божестве. Вот почему религия всегда подчеркивает, что существование божества есть тайна, загадка, нечто непостижимое, поэтому человек всегда должен ощущать беспокойство, трепет, тревогу, сомнение в совершенстве своей религиозной жизни. Это означает, что от человека требуется не только признавать существовать божества, но и испытывать определенные эмоциональные состояния, переживания. Совокупность таких состояний называют религиозным опытом. Он складывается не только из знаний людей о том, что есть божество и какими свойствами оно обладает, но включает в себя эмоции, страсти, состояния чувств.

Но вера состоит не только в признании существования божества. Ведь с ним связываются человеческие желания, надежды и ожидания. Поэтому вера обладает сложной структурой. Можно выделить следующие составные части: вера-уверование, вера-упование и вера-обязательство или вера-верность.

Вера-уверование нам уже знакома. Это признание существования божества.

Второй составной частью является вера-упование т.е. надежда на то, что божество обладает такими свойствами или осуществит такие действия, которые важны для человеческого существования. Это надежды на помощь божества, например на спасение, т.к. большинство религий признает недостаточность человеческих сил для достижения спасения. Следует подчеркнуть, что это вера. Ведь в то, что оно будет спасен, человеку приходится верить. Никаких других доказательств получить нельзя.

Однако вера предполагает и взаимные обязательства. Недаром религию называют встречей бога и человека. Поэтому третьей составной частью веры является вера-обязательство, т.е. признание необходимости для человека обладать определенными свойствами или осуществить определенные действия, чтобы участие бога в судьбе человека было положительным.

Если посмотреть на историю религии, то можно увидеть разные типы обязательств, которые брали на себя верующие. Самым древним можно видимо считать жертвоприношения, обряды, ритуалы. Другим видом является следование определенным правилам поведения (заповеди, моральные нормы). Характерной формой обязательств являются определенные физические и духовные процедуры (йога, экстаз, аскетизм, отшельничество, монашество). И, наконец, ближе к современности возникает представление о том, что условием спасения может стать не просто исполнение некоторых правил поведения, но и мирская деятельность в целом. Успех в делах, например в предпринимательской активности, может служить мерилом избранности Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *