Рерих учение

Андрей Гуков

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие из разных неправославных конфессий. Андрей Гуков, сегодняшний гость отца Георгия, почти 20 лет провел в общине последователей учения Николая и Елены Рерихов. Как попадают в общину? Индия – это страна махатм и гуру или ужасающей нищеты и равнодушия к несчастью ближнего, которое обескураживает русского человека? Почему учение Рерихов не может утолить духовной жажды? Что вернуло ко Христу? Где – реальное чудо, а где – «духовный театр»? Предлагаем расширенный и дополненный по сравнению с телеинтервью текст беседы.

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Она посвящена тем людям, для которых приход ко Христу стал событием, которое делит жизнь на «до» и «после», которое многое заставило переосмыслить. Что движет этими людьми, что дает им силы измениться и жить по-христиански – об этом мы беседуем с нашими гостями. Сегодня в студии у нас гость, который почти 20 лет своей жизни посвятил учениям, связанным с религиями индийского происхождения в преломлении теософских движений. Конкретно речь идет об учении Николая и Елены Рерихов. Пожалуйста, расскажите о том, как начались ваши духовные поиски.

Андрей Гуков: Прежде всего я хотел бы сказать, что крещен был еще во младенчестве и мои мама и бабушка с детства мне рассказывали про нашу веру, про Православие. Я помню, когда приезжал к бабушке, всегда любил ходить в храм. И эти детские впечатления до сих пор живы в моем сердце: как я был на службе, как меня всё это впечатляло. Торжественность богослужения, украшение храма – это всё мне очень нравилось. Но когда я вырос, то постепенно утратил связь с Церковью. Ведь тогда были времена коммунистического давления, с атеистической пропагандой. Было невозможно ходить свободно в храм; кроме того, у меня не было возможности хорошо узнать свою веру. И когда Советский Союз распался, в нашу страну хлынуло большое количество разных сект. А так как во времена атеистической власти народ (и я в том числе) изголодался по вере в Бога, а также от своего полного невежества, то и готов был приобщиться к любому учению, которое так или иначе поднимало вопрос о вере в Бога и рассматривало духовный аспект бытия. Один знакомый дал мне почитать рериховскую книжку. Это была книга «Община» Елены Рерих, еще самиздатовская. Читать ее было трудно из-за специфического языка, и я не могу сказать, что особо проникся, но мне было интересно общаться с группой людей, которая увлекалась всем этим. И так, в значительной степени из-за духовного вакуума и незнания о Православии, я попал в эту секту рериховскую.

Отец Георгий: Многие знают лишь, что Николай Рерих был художник. Не всем известно, что у него и его жены была своя религиозная доктрина. Может быть, вы немного расскажете, в чем ее суть?

Николай Рерих

Андрей Гуков: В основе лежит учение Елены Рерих «Живая этика». Она считала себя контактером с потусторонними силами и ссылалась на полученные от них «мистические откровения». В этом учении намешаны понятия из разных религий. Там можно найти представления из буддизма, индуизма, ислама, христианства – и всё это перемешано, как в винегрете. И вот эта смесь выдается за истину. Также это учение пропагандирует превосходство женщин над мужчинами, что выражается в концепции «Эпохи матери мира», или «Эпохи женщин», где им отводится первостепенная роль. В силу этого рериховские сообщества изобилуют женщинами-феминистками. И при этом одним из характерных моментов учения является негативное отношение к Церкви.

Отец Георгий: В чем это выражалось?

Андрей Гуков: Например, они очень сильно осуждали священство. Говорили, что оно исказило учение Христа. Они старались человека настроить против Православной Церкви и вообще против христианства. Постоянно была критика, высмеивание. В своих книгах Елена Рерих уверяет, что христианство – «ложная вера», Церковь – «источник тления», а священники скрывают от народа истину.

Отец Георгий: По-вашему, что привлекает людей в этой доктрине?

Многих привлекает восточный антураж, ведь Восток всегда считался у нас чем-то загадочным

Андрей Гуков: Я думаю, восточный антураж, ведь Восток всегда считался у нас чем-то таким загадочным. И это, наверное, многих подкупало.

Отец Георгий: Да, есть такое очарование Востоком, причем идеализированным и даже отчасти фантастическим. Потому что, например, эти идеи с поиском Шамбалы, которым занимался Рерих, – это во многом продукт его собственных фантазий и интерпретаций того, что он услышал, живя на Востоке.

Я позволю себе поделиться таким наблюдением: с людьми, которые увлекаются подобными теософскими, эзотерическими учениями, очень трудно говорить христианину. Во-первых, нет единой точки, от которой мы можем отталкиваться в разговоре. Во-вторых, разговаривая с эзотериком, ты будто упираешься в какую-то ватную стену: человек, как правило, не ведет себя агрессивно, но ему абсолютно всё равно, что он слышит. Он как бы свысока на тебя смотрит, вежливо кивает головой и думает: «Ну да, для твоего низкого уровня, может быть, то, что ты говоришь, – это и важно, а вот нам-то открылось что-то такое, что вам вообще не понять, поэтому я об этом с тобой даже говорить всерьез не буду». Верно ли это наблюдение?

В горах Индии. Фото, сделанное Андреем

Рериховское учение взращивало чувство превосходства, что я какой-то уникум, знаю нечто «сокровенное», хотя ничего не знал совершенно

Андрей Гуков: Да, полностью с вами соглашусь. Вы всё точно подметили. Действительно, в этой рериховской организации они часто свысока смотрели на представителей Церкви: и на священство, и на мирян. Они, мол, не знают ничего, а нам открылось. И я помню, как и в других, и во мне в тот период рериховское учение взращивало чувство превосходства, что я какой-то уникум, что я что-то узнал «сокровенное», хотя ничего не знал совершенно. Всё это было лишь личное представление Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – то, что они сочинили и написали.

Отец Георгий: Мне вспоминается, как один атеистический писатель отзывался про эзотерические движения такого типа: когда предлагают вступить на эту стезю, ты оказываешься в такой ситуации, что тебе, условно говоря, сообщают: «Пойдем, поднимемся на гору, и вот там тебе откроется нечто невероятное, что тебе не открылось бы нигде в другом месте». Хорошо, идем на гору, поднимаемся, и, когда ты достигаешь вершины, пригласивший тебя просто садится и молчит. И всё. И возникает вопрос: «А зачем мы на гору-то шли?» То есть сам этот «путь», который всё время обставляется какими-то загадками, какой-то мистикой, какими-то намеками на тайные смыслы и обещанием, что в будущем откроется что-то замечательное, – он, собственно говоря, подменяет собой содержательное учение. Получается, что человек находится в состоянии какой-то игры. Можно ли согласиться с этим, как вы думаете?

Елена Рерих в одном из писем советует даже лгать в целях пропаганды

Андрей Гуков: Да, это справедливо. Потому что люди там на самом деле не ощущают в себе всего того, что им обещается, и больше играют на публику, которая собирается в таких группах. Они стараются показать себя какими-то знающими, просвещенными… И при этом много конфликтов внутри движения. Вот сколько я там был, постоянно видел, как одна группа про другую, мягко говоря, нехорошие вещи высказывает. То есть нет единства и взаимопонимания между ними. И, наверное, как раз из-за того, что каждый считает себя каким-то уникумом, что он будто познал нечто и знает больше, чем кто-либо еще. И это мешает единству. Там нет единства, одни против других. Хотел бы добавить также, что рериховское движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость и верность Евангелию), а на деле – истинная суть доктрины до времени утаивается от широкого круга последователей и посторонних людей. Так, Елена Рерих в своем письме от 8 марта 1938 года советует даже лгать в целях пропаганды.

Елена Рерих Отец Георгий: Вы упомянули, что в учении Рерихов большую роль играют принципы, заимствованные из религий индийского происхождения, хотя и во многом переосмысленные. Я знаю, что вам довелось прожить несколько лет в Индии, где вы работали переводчиком. Интересно, насколько то, что вы слышали об этой стране и об этой культуре из рериховских кругов, совпало или не совпало с тем, что вы увидели, оказавшись там?

В Индии я видел такие вещи, которые меня, прямо скажу, шокировали

Андрей Гуков: Впечатления были разные. Мне часто встречались доброжелательные и отзывчивые местные жители, которые очень религиозны, но при этом очень суеверны. Когда они узнают, что ты русский, сразу улыбаются, обнимаются и начинают задавать массу вопросов о России. Такое добродушие индийского народа, несомненно, располагает. Но вместе с тем в той действительности я видел такие вещи, которые меня, прямо скажу, шокировали.

Отец Георгий: Какие, например?

Андрей Гуков: Например, огромное количество нищих людей. И у этих людей ситуация настолько плачевная, они живут в столь нечеловеческих условиях, что вынуждены некоторых своих детей специально калечить, чтобы, попрошайничая, вызвать чувство жалости у прохожих и получить за это какую-то денежку. И меня неприятно впечатлило, что местные жители с равнодушием относятся к тем инвалидам, которые стоят или лежат на улице и просят милостыню.

Отец Георгий: У них ведь карма такая.

Андрей Гуков: Это я уже потом понял. Индийцы этим оправдывают всё – что у них карма такая.

Отец Георгий: С их точки зрения, это значит, что данный человек заслужил свое уродство, свою нужду и свою беду в прошлой жизни и сейчас получает по заслугам. Что его жалеть? Я слышал, что когда англичане только вводили больницы в Индии, то это не у всех там встречало понимание. Ведь с точки зрения учения о карме, если человек больной, то и пусть дальше болеет и умрет от этой болезни. Так он очистит свою карму и тогда в следующей жизни будет жить нормально. А если его здесь вылечат, значит, он здесь недострадает и в следующей жизни должен будет страдать. Эта логика, вероятно, влияет и на отношение к людям нищим и увечным. Помню, когда я оказался в Калькутте и увидел людей, которые живут семьями на тротуарах, то это меня очень поразило. Такой нищеты, которую можно увидеть в Индии, – ее, наверное, нигде больше нельзя увидеть. Я слышал даже, что жители Африки, побывав в Индии, говорили: «Мы думали, что мы бедно живем, а теперь мы увидели, как можно действительно бедно жить». Искренне надеюсь, что Индия по мере своего развития будет оказывать какую-то заботу и об этой части своих граждан. Но возвращаясь к учению Рерихов – популярно ли оно в Индии?

Индийцы знают, что тут жил русский художник со своей семьей, но само учение Рерихов им неинтересно

Андрей Гуков: В самой Индии это движение не получило популярности и не нашло большого количества сторонников. В горной гималайской деревне Наггар (штат Химачал-Прадеш) имеется музей Рерихов (их бывший дом-усадьба, а также учрежденный ими Институт гималайских исследований «Урусвати»). Но, несмотря на то, что некоторые книги «Живой этики» переведены на английский и на хинди, это учение не получило распространение в Индии. Даже местные жители Наггара и окрестных деревень не становятся последователями «Живой этики». Они знают, что в их местности проживал русский художник со своей семьей, но само учение Рерихов им неинтересно.

Отец Георгий: А как насчет индийской духовности? Знаю, что некоторые иностранцы, в том числе и наши соотечественники, становятся фанатами тех или иных гуру и индуизма в целом. И мне там встречались люди, которые говорили, что, приходя в индуистские капища, что-то там чувствовали, переживали. Я даже беседовал с человеком, который демонстрировал все признаки беснования и сознавал это, но был доволен, считая, что в него вселился один из индуистских богов. И хотя он им управляет и не дает что-то сделать, что этому человеку хотелось бы сделать, всё равно он считал, что это положительный опыт. Предположу, что вы тоже в то время посещали ашрамы, желая познакомиться с местной духовной традицией. И здесь не случилось ли у вас неожиданных открытий для себя?

Стояли сикхи с автоматами Калашникова, следили, чтобы кто лишний не прошел к учителю

Андрей Гуков: В общем-то, случилось. Я попал в один ашрам, просто ради интереса. Мне его рекомендовали: мол, посмотри, какие там «высокие» гуру живут. Я жил там где-то полмесяца. Основатель этого ашрама, этот гуру, был сам родом из Пенджаба, из сикхской традиции. Но он тоже всё смешивал, как и Рерихи. Они говорили, что любой путь, каким бы ты ни пошел, приведет к Богу. И когда я попал к этому гуру и посмотрел, какая у него жизнь, то очень сильно разочаровался. Даже тогда, еще будучи рериховцем, разочаровался. Я увидел, что это всё некий театр. Внешне гуру был похож на Карабаса-Барабаса: бородатый и с большой чалмой. Люди, приходя к нему, все сразу падали на колени, о чем-то его просили. Его «правой рукой» была одна американка, Мэри. Она пишет о нем книги и очень фанатично верит во всё это. А я увидел там лживость и лицемерие и был шокирован. Приведу один простой пример: чтобы к нему прийти на прием, нужно было пройти через его охрану. Стояли сикхи в чалмах и с автоматами Калашникова, следили, чтобы кто лишний не прошел. Когда я спросил у Мэри, зачем это, она сказала, что были уже нападения на гуру и мы его бережем, чтобы никто не напал. А меня это смутило. Как так? Вроде, если он святой человек – а они его все святым называли, – то почему же он не знает, кто придет? Вот наш батюшка Серафим Саровский всех принимал с какой любовью, кто бы к нему ни шел.

Андрей с индийскими друзьями Отец Георгий: Да, вооруженную охрану у его кельи не ставили. Даже несмотря на то, что на него раньше нападали.

Андрей Гуков: Потом, когда я уже говорил с местными жителями, которые там работали, как рабы, я у них спросил: а вам нравится здесь? вы верите в этого гуру? Они вздыхали: «Ну, мы даже подойти к нему не можем. Нас просто не пускают».

Отец Георгий: А как после стольких лет в рамках рериховского движения вы решили выйти из него и прийти в Православие?

Андрей Гуков: Помогло то, что моя бабушка, Царствие ей Небесное, и моя мама в детстве познакомили меня с миром Православия. И, думаю, помогло то, что за меня молились близкие мои друзья и родные. По их молитвам Господь пожалел меня. После того, как я побывал в Индии и вернулся в Россию, то светлое христианское воспоминание из детства снова всплыло в памяти. И я начал ходить в храм. Вот иду мимо храма – и захожу. Конечно, я не полностью выстаивал службы в первое время, просто стоял, находился в этой атмосфере, видел людей, которые с такой душевностью молились Богу. И еще сильнее вспоминал бабушку и то, что она мне говорила.

Когда я впервые увидел чудо схождения Благодатного огня, я вдруг осознал: вот где Бог

Но полный мой выход из рериховской секты произошел после того, как я увидел чудо Божие. Несколько лет назад по телевидению стали транслировать в прямом эфире схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Когда я впервые увидел это чудо своими глазами, я вдруг осознал, что вот она, истинная вера в Живого Бога, Который не где-то там, в непонятной и никем не виденной Шамбале, а рядом с каждым из нас, верующих в Него. Я понял: вот где Христос. Он до сих пор каждый год показывает, что Он со Своими людьми, что Он действительно Истинный Бог. Это необъяснимое чудо происходит у православных каждый год. А у Рерихов нет ничего такого. Я им даже задавал потом вопрос: «Вот у вас учение называется «агни-йога”, вы говорите, что на Елену Ивановну снизошел какой-то огонь. А вот реальный огонь – вы можете посмотреть». Это реальное чудо. Оно очень сильно меня впечатлило. Я увидел лица людей в том храме, которые умывались этим огнем и получали такую духовную радость и укрепление в их вере в Господа Иисуса. Это всё ясно отображалось на их лицах. И я тоже, глядя на них, испытал великую радость и покой в душе, осознав, насколько я заблуждался до этого, поверив лжеучению Рерихов. После этого я выбросил всю рериховскую и теософскую литературу на помойку, пошел в церковь и принес покаяние в том, что ступил на ложный и бесовской путь.

Отец Георгий: А как отнеслись ваши друзья и знакомые по рериховскому движению, когда узнали, что вы возвращаетесь в христианство? Говорили ли вы об этом или просто перестали посещать их собрания?

Махатма Мория. Таким его вообразил Г. Шмичен в 1884 г.

Андрей Гуков: Я перестал ходить в общество. Но мне звонили, и со мной была проведена «вразумительная» беседа. Меня пытались убедить, что я заблуждаюсь и скатился на неправильную дорогу. Но когда я категорично высказал своюпозицию в отношении рериховского учения и назвал его бесовским, было заявлено, что владыка Шамбалы махатма Мориа обязательно мне воздаст по заслугам за мое предательство. На что я спросил: «А вы уверены, что этот Мориа действительно существует где-то там, в выдуманной людьми Шамбале?» Меня уверили, что я сам скоро об этом узнаю и пожалею.

Отец Георгий: Учитывая то, что за прошедшие годы вы этого так и не узнали и не пожалели, Христос оказался сильнее махатм.

Андрей Гуков: Да кто их видел?! Как и Шамбала… Кто ее видел? Никто не видел. После этой беседы активисты рериховского движения меня уже не беспокоили, но иногда звонили рядовые члены, приглашая на разные свои мероприятия, от чего я отказывался.

Отец Георгий: Что изменилось в вашей жизни после принятия Православия?

Православие отрезвило меня духовно и помогло посмотреть на себя со стороны

Андрей Гуков: Православие отрезвило меня духовно и помогло посмотреть на себя со стороны. Привело меня к покаянию и осознанию своей греховности, чего я был полностью лишен, находясь в рериховской секте. Ибо учение Рерихов не обращает никакого внимания на греховность человеческой природы. Более того, учит тому, что каяться бесполезно, да и не перед кем. «Живая этика» налагает запрет на покаяние, наряду с этим рериховское учение взращивает в человеке гордыню. Православие помогло мне понять, что я болен своими грехами и только Господь Иисус Христос может исцелить меня по милости Своей. Став православным, я реально ощутил поддержку Господа. Стоит лишь искренне попросить в молитве Господа Иисуса Христа, и вскоре видишь, как на твоих глазах проблемы разрешаются и обстоятельства складываются так, что сам человеческим умом я бы никогда до этого не дошел.

Отец Георгий: А что вы могли бы сказать тем людям, которые продолжают пребывать очарованными этим учением и которые считают, что там невероятно глубокая мудрость, а христианство по сравнению с ним – это как будто что-то скучное, унылое?

Андрей Гуков: В христианстве уникальный путь, который может привести человека к реальному спасению. И сколько в нашей Церкви примеров тому – святых отцов, которые шли за Христом и достигали вершин духовного совершенства. Например, святой Иоанн Кронштадтский, который жил сравнительно близко к нашему времени. Из описания очевидцев и из его собственных текстов мы можем увидеть, какой жизнью он жил и к чему его привела эта жизнь. У рериховцев я не видел такого примера. И я не слышал, чтобы там говорилось, что в первую очередь нужно бороться со своими страстями, видеть их в себе, исповедовать и от них с Божией помощью освобождаться. Потому что если мы будем себя мнить какими-то «забравшимися на гору», как вы правильно сказали, то что будет? Мы все передеремся друг с другом каждый за свою гору, и превратится это в ад на земле. Только христианство дает человеку путь осмысления себя, анализа своих поступков, своих помыслов, дел. Я так благодарен Господу нашему Иисусу Христу, что Он дает этот путь!

Отец Георгий: Дай Бог, чтобы и другие люди, которые увлечены этим учением, нашли в себе смелость посмотреть непредвзято на христианство – и не как на «идеологию», а как на жизнь в соответствии с откровением Божиим. И, думаю, вы согласитесь, если я скажу, что опыт преображения своей жизни благодаря встрече со Христом – это то, чего не хватает людям, которые еще находятся в плену такого рода эзотерических идеологий. Вот что важно было бы им узнать, прежде чем делать выводы о христианстве на основании каких-то отражений кривых зеркал, в которых оно показано в книгах Рерихов в том числе.

Андрей Гуков: Вы справедливо заметили, отец Георгий, что в книгах Рерихов очень много искажения и лжи. Потому что Рерихи учили такому, что все религии могут привести ко спасению. С трудом можно представить себе, как противоположные по своему учению религии могут привести к одной и той же цели.

Схождение Благодатного огня

Отец Георгий: Это всё равно что, допустим, милиция арестовывает вора и потерпевшего. Потерпевший говорит: «Он у меня отнял кошелек под угрозой оружия», а грабитель говорит: «Ничего подобного, он мне сам его отдал». И если следователь скажет: «И ты прав, и ты прав. И у вас есть общая истина, которая вас объединяет. Не надо ссориться, вы все одинаково правы», – это же, конечно, будет абсурдом. И это то, чего не понимают люди, которые увлекаются синкретическим учением. Потому что смешать религии, которые говорят прямо противоположные вещи, и объявить, что и те, и те – единые части одной истины – это, скажем так, и упрощение, и заблуждение. Тем более что и сами последователи этих религий с таким выводом не согласились бы.

Андрей, благодарю вас за рассказ. Дай Бог, чтобы все те, кто еще ходит на распутьях эзотерических учений, могли бы узнать правду о христианстве и сделать осознанный выбор в пользу Христа. Спасибо вам. Помощи Божией!

Уважаемые друзья! Приглашаем Вас стать меценатами Международного Центра Рерихов в Москве, основанного в 1989 году младшим сыном Николая Константиновича Рериха – Святославом Рерихом и внести свой вклад в сохранение и развитие национального достояния России. Деятельность Международного Центра Рерихов осуществляется за счет народных пожертвований и помощи волонтеров. Каждый желающий может стать меценатом Центра. С необходимой информацией для благотворительных взносов можно ознакомиться на сайте в разделе «Помощь Международному Центру Рерихов»: http://www.icr.su/rus/contacts/accounts.php

Банковские реквизиты: http://www.icr.su/rus/contacts/bank_details.php

ПРОСИМ ВАС ПОДДЕРЖАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ!

• Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха

• Позиция участников Международного Рериховского движения в отношении создания Государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных (Москва) ценой уничтожения общественного Музея имени Н.К. Рериха, основанного С.Н. Рерихом

• МУЗЕЙ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛА РОССИЯ: ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ЗАЛАМ ОБЩЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА, РАЗРУШЕННОГО В МОСКВЕ

• Материалы Международного съезда рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов» (Россия, Новосибирск)

16 июля 2020

Проектные работы по реставрации живописи начнутся в Анастасиевской часовне Пскова уже в июле // «Псковское агентство информации, 14.07.2020

16 июля 2020

Новости из регионов России:

«По маршруту Мастера» в Севастополе

16 июля 2020

Новости из регионов России:

Онлайн-марафон «Вместе читаем статьи Николая Рериха о культуре» на выставке «Пакт Рериха: история и современность» в Новокузнецке

14 июля 2020

ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с ходатайством следователя Государственного следственного управления ГУ МВД по г. Москве о наложении ареста на картины Н.К. Рериха, принадлежащие МЦР

14 июля 2020

Сообщение Международного Центра Рерихов

10 июля 2020

Александра Иванова. Не отдают. Международный Центр Рерихов добивается исполнения решения суда и постановления о снятии ареста с 19 картин // «Наша Версия», 10.07.2020

10 июля 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

А. Стеценко. Кто и зачем мешает исполнению Конституции, решению суда и постановлению пристава

5 июля 2020

Новости из регионов России:

Ольга Слепова. Поэтический сборник «Ступени»

28 июня 2020

Новости из регионов России:

Открытие выставки «Пакт Рериха: история и современность» в Новокузнецке

27 июня 2020

Вышла в свет новая книга стихов Марианны Озолини «СЕРДЕЧНЫХ МЫСЛЕЙ ВЕРТИКАЛЬ»

27 июня 2020

Новые стихотворения на поэтической страничке Марианны Озолиня:

Главная победа

Межвременье

Миссия Хранителя Огня

Наше кредо

26 июня 2020

Новости из регионов России:

Л. Воронова. Живая Этика – философия космической реальности

20 июня 2020

Сообщение Международного Центра Рерихов

16 июня 2020

17 июня — день памяти Бориса Андреевича Данилова

15 июня 2020

Новости из регионов России:

К 100-летию начала записей научно-философской системы «Живая Этика» // Газета «Все дела», г. Муром

10 июня 2020

Сергей Рудаков. Помогите спасти святыню Пскова // Портал «Credo.Ru», 9.06.2020

9 июня 2020

Иван Приоров. Спасти часовню // «Частный Корреспондент», 9.06.2020

8 июня 2020

Новости из регионов России:

Всемирный День Культуры в Иркутской области и за ее пределами //сайт «Мир через Культуру»

30 мая 2020

Вышел очередной номер журнала «Вестник Культуры»

29 мая 2020

Алексей Смирнов. Приходите через год. Минкультуры не нашло средств для спасения псковской часовни // «Версия», 28.05.2020

24 мая 2020

Новые стихотворения на поэтической страничке Марианны Озолиня:

Молитвенная Русь

Потомкам Атлантиды

Солнечные души

Эра Нового Огня

23 мая 2020

Сообщение Международного Центра Рерихов

21 мая 2020

21 мая – День памяти Юрия Николаевича Рериха

20 мая 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Вечер памяти С.Н. Рериха 30 января 2020 года в Москве в Международном центре научной и технической информации

17 мая 2020

Н. Зоткина. Сохранять обязаны культурное наследие! // Газета «Волжские вести» №31(23022), 15 мая 2020

15 мая 2020

Новости из регионов России:

Вышел очередной номер Кузбасской Рериховской газеты «Свет Утренней Звезды” № 1 (117) 20 апреля 2020 г.

10 мая 2020

Н.П. Германова. Письмо в Министерство иностранных дел Беларуси

10 мая 2020

Дарья Хваткова. Потайной памятник // «АИФ Псков», 08.05.2020

9 мая 2020

9 мая – день 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне

8 мая 2020

Юрий Самодуров. Желаю успеха Международному центру Рерихов! // «Эхо Москвы», 05.05.2020

8 мая 2020

8 мая — День Белого Лотоса

5 мая 2020

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих объявил конкурс на лучший видеоролик «Космизм в рисунках детей»

3 мая 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Международный круглый стол «Грани осмысления Живой Этики в научной школе Л.В.Шапошниковой». Информационное письмо

29 апреля 2020

П.Журавихин, Ф.Костюченко. Святыня без защиты. В Пскове разрушается Анастасиевская часовня // «Российская газета», 28.04.2020

26 апреля 2020

Международный центр Рерихов намерен вернуть свое имущество через суд и подал иски против Государственного музея Востока // «Версия», 26.04.2020

24 апреля 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Пресс-релиз Международного Центра Рерихов по поводу исков к Государственному музею Востока

21 апреля 2020

21 апреля 2020

К 85-летию Пакта Рериха:

Любовь Дорохина. Путеводная звезда человеческой эволюции // Газета «Мои года», 17.04.2020

20 апреля 2020

21 апреля исполняется 93 года со дня рождения Бориса Андреевича Данилова

17 апреля 2020

15 апреля 2020 года состоялся Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру» // «Общая газета», 17.04.2020

17 апреля 2020

Обращение участников Международного круглого стола «Пакт Рериха – Мир через Культуру» к международной и российской общественности

17 апреля 2020

Новости из регионов России:

Выставка «Мы – дети Космоса» в Сызрани

17 апреля 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

15 апреля 2020 года состоялся Международный круглый стол «Пакт Рериха – Мир через Культуру»

16 апреля 2020

Алексей Михайлов. Человек, изменивший мир // «Версия», 13.04.2020

15 апреля 2020

Вышел новый номер журнала «Вестник Культуры»

15 апреля 2020

Международная культурная хроника:

«Вестник Красоты» — выставка репродукций картин Н.К. Рериха, посвященная 85-летию Пакта Рериха (г. Днепр, Украина)

15 апреля 2020

15 апреля исполнилось 85 лет со дня подписания Пакта Рериха

14 апреля 2020

К 85-летию Пакта Рериха:

15 апреля — Всемирный День Культуры // Газета «Все дела», 14 апреля 2020, г. Муром

13 апреля 2020

К 85-летию Пакта Рериха:

Культура на страже мира: 85 лет Пакта Рериха // «Деловой Казахстан», 13 апреля 2020

13 апреля 2020

К 85-летию Пакта Рериха:

Т. Орлова. Знамя Мира Н.К. Рериха // «Бежецкая жизнь», №14 (16784)

12 апреля 2020

12 апреля — День космонавтики

11 апреля 2020

Новости из регионов России:

Любовь Дорохина. Путеводная звезда человеческой эволюции

7 апреля 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Международный Круглый стол в рамках выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. Мир через Культуру». 15 апреля 2020 года. Информационное письмо

6 апреля 2020

Новости из регионов России:

Марат Альмухаметов. Приглашение к путешествию. Выставка фоторабот Сергея Скородумова в Провинциальном колледже Ярославля

5 апреля 2020

Начинается прием работ на IV Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса»

3 апреля 2020

Выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – мир через культуру» в городах Баку и Сумгаите (Азербайджан)

2 апреля 2020

Ольга Слепова. Выбор души

28 марта 2020

Электронная версия газеты «Содружество» №2 (51), март 2020 г.

28 марта 2020

Открытое письмо Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха по Заключению комиссии Союза музеев России

28 марта 2020

Новые стихотворения на поэтической страничке Марианны Озолиня:

Носители космического света

Сердец единение

24 марта 2020

24 марта 2020 года – День 100-летия начала Записей Учения Живой Этики

21 марта 2020

Новости из регионов России:

Приглашение к участию в межрегиональном Фестивале «День Культуры под Знаменем Мира» в Иркутске, посвященном 85-летию Пакта Рериха

17 марта 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Конференция «Философия космической реальности и новое научное мышление. К 100-летию создания Живой Этики». Информационное письмо

16 марта 2020

Заявление Рериховских организаций Кузбасса по поводу письма президента НРК А.П. Лосюкова

15 марта 2020

Новые стихотворения на поэтической страничке Марианны Озолиня:

В огненной связке

Перед рассветом…

15 марта 2020

Новости из регионов России:

Концерт Николая Кузнецова в г. Заречном Пензенской области

12 марта 2020

Обращение общественности к министру культуры РФ по спасению фресок и росписи Анастасьевской часовни в Пскове

• Алексей Смирнов. Погибающая старина. Общественность обратилась к властям с просьбой сохранить часовню с фресками Николая Рериха // «Версия», 13.03.2020

• Почти 400 общественных организаций подписали обращение к Минкульту с просьбой спасти фрески Анастасьевской часовни в Пскове // Псковское агентство информации, 13.03.2020

• Общественники обратились к министру культуры РФ по поводу сохранения Анастасьевской часовни в Пскове // «Псковская губерния», 13.03.2020

• Иностранные общественники просят Минкультуры о спасении часовни с фресками Рериха в Пскове // ТАСС, 13.03.2020

• Общественники 9 стран просят у псковского губернатора содействия в решении вопроса сохранения Анастасьевской часовни // Псковская Лента Новостей, 13.03.2020

• Жители девяти стран мира подписали обращение с просьбой спасти фрески Анастасьевской часовни // «Псковская правда», 13.03.2020

• Общественники из девяти стран просят Минкультуры спасти псковскую часовню с фресками Рериха // «Интерфакс-Россия», 13.03.2020

• Общественники попросили Ольгу Любимову спасти часовню с фресками Рериха в Пскове // Портал «Культуромания», 13.03.2020

11 марта 2020

Заявление Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха «EURASSIM» в связи с публикацией Заключения комиссии Союза музеев России по сохранению наследия Рерихов

11 марта 2020

Новости из регионов России:

На крыльях Космической радости. V региональная конференция молодёжи «Мы творим будущее»

7 марта 2020

8-е марта – Международный женский день

7 марта 2020

Новости из регионов России:

Выставка «Учитель и ученики» выставочного проекта «Пути творчества»

7 марта 2020

Новости из регионов России:

Людмила Жерихова. Выставка «Берегите старину» в Сызрани

4 марта 2020

Заявление Международного Центра Рерихов в связи с публикацией заключения постоянной комиссии Союза музеев России по сохранению наследия семьи Рерихов

3 марта 2020

Генпрокуратура заступилась за картины Рерихов // «Новый Известия», 02.03.2020

3 марта 2020

Генпрокуратура внесла представление в связи ненадлежащим хранением картин Рерихов // «Общая газета», 02.03.2020

3 марта 2020

Новости из регионов России:

Выставка художника Лолы Лонли во Владимирском областном колледже культуры и искусства

28 февраля 2020

ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха в связи с обращениями директоров государственных музеев и М.Б.Пиотровского

28 февраля 2020

Заявление Международного комитета по сохранению наследия Рерихов

28 февраля 2020

Новости из регионов России:

Ярославль. Программа «Алтай. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха»

27 февраля 2020

Новости из регионов России:

Лекторий «Держава Рериха» в Республиканской юношеской библиотеке Татарстана

26 февраля 2020

Новости из регионов России:

Выставка «Мы – дети Космоса» в Данилове (Ярославская область)

24 февраля 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Вышла в свет книга «Мир Огненный» (часть третья)

23 февраля 2020

Александра Иванова. Сомнительная забота // «Версия», 23.02.2020

23 февраля 2020

Сергей Рубцов. Культобман // «Версия», 23.02.2020

23 февраля 2020

Ольга Слепова. Поздравление с Днем Защитника Отечества

21 февраля 2020

Заявление Международного Центра Рерихов по поводу обращения к Президенту РФ В.В. Путину директоров 13 государственных музеев о сохранении наследия семьи Рерихов

19 февраля 2020

Материалы Международного съезда рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов»:

• Обзорная статья

• Резолюция

• Письма

• Фотохроника

17 февраля 2020

Новое стихотворение на поэтической страничке Марианны Озолиня:

Пламенный поход

15 февраля 2020

Сообщение Международного Центра Рерихов

13 февраля 2020

Новости из регионов России:

В.В.Донская. Постигаем истину через творчество и красоту

13 февраля 2020

Новости из регионов России:

В. Донская, О.Слепова. Приобщение к Прекрасному через знания и смыслы

13 февраля 2020

Светлой памяти Татьяны Павловны Сергеевой

12 февраля 2020

12 февраля исполнился 141 год со дня рождения Е.И. Рерих

2 февраля 2020

Новости из регионов России:

Н.Г. Зоткина. «Будите в себе Прекрасное…». Концертная программа в Сызрани

31 января 2020

Сообщение Международного Центра Рерихов

30 января 2020

30 января — день памяти Святослава Николаевича Рериха

28 января 2020

Новости из регионов России:

Выставка Н.Рериха «Мир через культуру» (Иркутск) // сайт Иркутского регионального колледжа педагогического образования

22 января 2020

Е. Рудакова. Осквернители (По статье К.Е. Рыбака, Ю.С. Избачкова «К постановке вопроса о мистическом опыте и творческом методе Е.И. Рерих и допустимости использования психиатрии в культурологических исследованиях»)

19 января 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Виктор Байда. Печальная история каретника, или Хождение по мукам

16 января 2020

Новости из регионов России:

Любовь Дорохина. Рождественские встречи для детей в Культурно-выставочном центре имени Н.К. Рериха (Иркутск)

15 января 2020

Антон Надточеев. По полному праву. Мемориал и памятники Рерихам находятся на территории усадьбы Лопухиных на законных основаниях // «Версия», 15.01.2020

14 января 2020

Новости из регионов России:

Межрегиональный конкурс для молодежи «Читаем Николая Рериха» (Иркутск)

14 января 2020

Новое стихотворение на поэтической страничке Марианны Озолиня:

Слушать сердцем…

10 января 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Международный Центр Рерихов обратился к Президенту США с просьбой не нарушать Пакт Рериха уничтожением объектов культурного наследия

10 января 2020

Новости Международного Центра Рерихов:

Департамент культурного наследия г. Москвы подтвердил законность размещения Мемориала и памятников Рерихам на территории усадьбы Лопухиных

6 января 2020

Стихотворения Ольги Слеповой

Отличная, всегда актуальная и очень полезная книга, где замечательно анализируется и разбирается и буддизм, и теософия, и «Агни-Йога» Рерихов, и «Тайная Доктрина» Блаватской — и весьма аргументировано доказывается вредоносность всего этого оккультного маразма и его крайне деструктивное влияние на человеческую психику. Да и вообще, там дается великолепный анализ основных положений ВСЕХ индийских религий — и блестяще доказывается их полная НЕсовместимость с христианством! Кто еще не читал ее, тот многое потерял. Рекомендую немедленно скачать и прочесть — она на многое открывает глаза.
Ладно, я ничуть не возражаю против того, чтоб Будде, Шиве или Кришне поклонялись этнические индусы, на своей исторической родине; но, когда на этой почве сходят с ума наши доморощенные идиоты, моему глубочайшему возмущению воистину нет предела. Однако, до многих несознательных черноголовых до сих пор упорно не доходит, насколько вредны и деструктивны ВСЕ без исключения индийские культы, насколько они ПРОТИВОПОЛОЖНЫ истинной религии Древней Месопотамии (и, соответственно, органически вышедшим из нее авраамистическим религиям – иудаизму и христианству), до какой степени Индия НЕСОВМЕСТИМА с Шумером! Подобные дебилы и недоумки остро жаждут этой, как там ее …ДУХОВНОСТИ! (под которой они понимают самую натуральную ШИЗОТЕРИКУ) В Шумере вот никакой шизотерики не было… а это их категорически не устраивает!
То ли дело, к примеру, культ Шивы, откровенно проповедующий два изумительных извращения (которые столь порочной и бездуховной стерве, как я, совершенно НЕ близки) — с его открытой пропагандой НАРКОМАНИИ и НЕКРОФИЛИИ! Адепты Шивы широко применяют наркоту, считая ее допустимым, приемлемым средством для достижения измененного состояния сознания – это общеизвестный факт. В их религии галлюциногены и психоделика – важнейший, неотъемлемый элемент. Но для меня это категорически не приемлемо (как алкоголь, и курение), ибо я изрядно насмотрелась на бедных наркоманов, собственноручно лишивших себя и психического, и физического здоровья. И еще поклонники Шивы славятся своими ярко выраженными некрофильскими наклонностями – у них странное (едва ли не сексуальное) влечение к трупам – к примеру, одна лишь традиция обмазываться пеплом от сожженных тел покойников чего стоит! Фу, какая гадость!.. По-моему, это еще хуже, чем культ православных мощей… Но зато – до чего духовно! (не чета моей развращенно-гедонистической шумерской религии) А уж какая глубокая философия в шиваизме – просто закачаешься: «Не привязывайся к бренному и тленному материальному миру, ибо он – всего лишь какое-то досадное недоразумение на самой окраине и периферии высших духовных миров! Материальный мир – иллюзорен, да и сама твоя личность, твоя бессмертная душа – тоже иллюзия! Тебя на самом деле нет! Да и вообще – на самом деле никого нет…» Мои бедные шумерские Ануннаки никогда бы не додумались до таких обалденных философских высот и глубин!

Елена Смирнова

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие из разных неправославных конфессий.

Иногда путь к Свету лежит через годы служения силам тьмы, как это случилось с сегодняшней гостьей отца Георгия: Елена Смирнова занималась колдовскими и эзотерическими практиками, вызывала злых духов. О том, хозяин или раб темных сил тот, кто обращается к ним, что вывело ее на дорогу ко Христу, в чем видит теперь она свое служение, – рассказ Елены.

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу» – о тех людях, для которых обращение ко Христу стало событием, разделившим жизнь на «до» и «после», и которым ради этого события пришлось прийти иногда с очень далекой стороны. Сегодняшняя наша гостья как раз такой пример. Ее путь к Богу лежал через соприкосновение с миром злых духов. Елена Николаевна, не могли бы вы рассказать, с чего собственно всё началось. Насколько я понимаю, вы росли не в церковной семье.

Елена Смирнова: У меня семья была православная, но невоцерковленная. Мы ходили в храм раз в год на праздники, ставили свечки. В общем, какое-то понятие о Церкви я имела, но очень неясное. Родители меня крестили, когда я только родилась. В этом помогала одна бабушка. Она пригласила священника к нам в гости, он совершил крещение, а после этого она мне «заговорила» грыжу. И вот у меня и родители такие же, и бабушка. Они и в Бога верили, и в «барабашку» верили. Мама моя рассказывала, как к ней приходил домовой на даче. И бабушка тоже рассказывала. В общем, они с детства передавали мне разные удивительные истории. Я всем этим тоже увлекалась. Я любила сказки, была немножко замкнутым ребенком, любила фантазировать. И, наверное, гадать научилась классе во втором. Мама мне показала какие-то несложные гадания на исполнение желаний – это были мои первые опыты.

Одной девочке погадала, другой – и поняла: это дает мне власть над людьми

Отец Георгий: Ну, наверное, тогда это было скорее как игра?

Елена Смирнова: Да. Но мне было уже интересно. Мне рассказывали, что у нас были какие-то даже ведьмы в роду и много кто занимался этими черными делами. И мне с детства даже нравилось в этот образ играть. Какая-то тяга уже была. Но настоящее большое увлечение началось в старших классах. Тогда, лет в 14, мои одноклассники немножко задирались. Они увидели у меня магический медальон, очень красивый, и спросили: «Ты что, ведьма?» – как бы с насмешкой. Я говорю: «Да». Они мне: «Докажи». Ну, я одной девочке погадала, другой. Тут – угадала, там – сообразила, здесь – сбылось. Надо мной перестали смеяться. Так я поняла, что это дает мне какую-то власть над людьми. И я стала об этом читать, более серьезно увлекаться этим. Опять же, мама моя показала мне гадания на святки, научила значениям карт. Она сама не ведьма, просто она считала, что это такое нормальное девичье развлечение – после Рождества собираться, кидать сапожок «на женишка» и так далее. А я заинтересовалась. Мне всё это показалось очень интересным, таинственным.

Я не могу сказать, что с детства искала Бога, но я всегда понимала, что есть какие-то силы, которые нам неподвластны. И мне было сложно понять: как это так, я живу – а потом меня не будет, я умру? Я ведь чувствую, анализирую, люблю. Я не могу просто так исчезнуть! И я начала искать ответ на этот вопрос. И подумала, что в магических ритуалах, может быть, и кроется ответ. Конечно, я и о религии тоже, бывало, книжки читала. Но для меня это всё казалось сложным, скучным. В церкви мне было тоже неинтересно. В детстве мне, конечно, нравилась там вся эта красивая обстановка. А потом, когда я уже подросла, то подумала, что, наверное, истина не там. Меня тянуло в подростковом возрасте к чему-то более завораживающему.

И вот девочки из класса стали меня просить вызывать духов. Мы занимались спиритизмом, Пушкина, Лермонтова вызывали по тарелочке, какие-то вопросы задавали про мальчиков. Но после этих сеансов, еще тогда, лет в 14, я стала себя не очень хорошо чувствовать: как будто у меня температура поднимается и какие-то силы теряются. Но особого значения этому не придала. А однажды, помню, мне приснился сон: как будто ведут меня по темному коридору и приводят к свету. И я слышу: «Зачем ты вызывала духов в Благовещение?» Я проснулась. Говорю: «Мама, что такое Благовещение?» Я вообще не знала, что это. Мама говорит: «Какой-то православный праздник». Но и на это я тоже особого внимания не обратила.

А в 16 лет я всем этим уже увлеклась очень сильно. Помню, как приходила в книжный – а там полки ломились от всего, что называлось «эзотерика». Чего там только не было!

Отец Георгий: Да и сейчас, увы, немало этой литературы продается. И вы в основном всё по книгам изучали?

Елена Смирнова: Пока я еще в школе училась, это были книги. Потом уже стала переходить к практике. И медитацию пробовала, и как-то «уходить в астрал», впадать в определенные состояния. Ну, например, чтобы настроение поднималось, чтобы в жизни что-то улучшалось, нужно было закрыть глаза, представлять «ангела-хранителя», с ним разговаривать – в общем, впадать в состояние измененного сознания. Параллельно изучала гадание по картам.

Чувствую, как будто на мне сидит какая-то сущность, она меня душит, болит сердце, всё болит

Однажды знакомая сказала мне: «Ты вызываешь всё каких-то духов… Пушкин, Лермонтов… А есть один очень сильный дух, прямо из ада, один из близких к лукавому. Вызови его, – говорит, – и можно желание загадать». Не знаю, что я думала в 16 лет и зачем это сделала. Я тогда вызвала по тарелочке, одна. Я столько силы ощущала в себе и еще так радовалась, что у других не получается, а я могу сама. И я вызвала, загадала ему какие-то желания свои, подростковые. И в эту же ночь случился со мной мой первый тяжелый приступ. Я помню, что как будто на мне сидит какая-то сущность, она меня душит, болит сердце, всё болит, я как будто умираю. Я просыпаюсь. В какой-то момент читаю «Отче наш» – сразу молитва почему-то в голову пришла, я других не знала. Потом опять засыпаю, и снова всё повторяется. И так всю ночь. Где-то под утро я уже смогла с трудом проснуться. Пришла в школу, и мне эта девочка говорит: «А ты что, думала: просто так вызываешь? Там написано у меня в книжке: прочитаешь заклинание – отдаешь душу». Но я тогда по глупости опять его вызвала и сказала, что не надо мне никаких желаний, ничего исполнять не надо. Однако это не помогло, и сны мучительные повторялись. Но опыты свои я не бросила, продолжала искать. Я и Богу молилась, помню, у икон. Какие-то свои желания просила. Я просто думала, что всё духовное как-то вместе связано.

Отец Георгий: Неужели вы не слышали о том, что Церковь негативно относится к магии, гаданию?

Елена Смирнова: Слышала. Но когда я начала общаться с гадалками, я видела: у них стоят иконы. Они любят понаставить. И они говорили, что есть ведь и белая магия. Что если человек несет свет и добро, то значит, в общем-то, он Церкви не противоречит. У меня никого из друзей и знакомых не было, кто был бы воцерковлен. И я понимала, что вроде плохо то, чем я занимаюсь. Но насколько плохо, я не осознавала. И продолжала всё это. В итоге в 19 лет я очень сильно заболела. Случилась совершенно непонятная болезнь. Не просто эти сны, которые продолжались у меня, а я начинала видеть наяву разные сущности, ощущала постоянный страх, болело сердце, голова, шумело в ушах… Стали вызывать «Скорую», врачи говорили, что у меня сердечный приступ, панические атаки. Проверялась у разных врачей – найти ничего не могли.

У меня было магическое мышление, и я на Причастие пошла как на магический обряд

У меня тогда появился интернет, и я вычитала на одном церковном сайте, что надо причащаться. А у меня было уже сформировано магическое мышление, суть Православия мне была неясна, и я вряд ли бы поняла, даже если бы мне объяснили. А магическое мышление – это вот что: Бог – это вселенная; ты делаешь какое-то действие – и безликая вселенная откликается, как бы в виде противодействия. Мне почему-то казалось, что Господь Бог – это что-то такое огромное, непостижимое, но не личность. И тогда была моя вторая исповедь с Причастием. Я и это решила совершить вроде магического обряда. Не то чтобы я покаялась и хотела измениться. Но я думала: вот исповедаюсь, причащусь – и мне станет легче. Я вроде как и подготовилась, вроде какую-то информацию нашла о подготовке, но всё равно не могла вникнуть в глубину – или, может быть, не хотела.

Отец Георгий: Иногда бывает такое внутреннее ослепление, когда человек предается какому-то неверному пути, какому-то греху. Уже само это состояние добровольно-греховное вызывает определенное ослепление ума, так что человек не может со стороны посмотреть на то, что делает, переосмыслить это. Это тяжело.

Елена Смирнова: Очень сложно. Тем более что все мои знакомые, которые тогда появились, тоже мне поддакивали: «Да, всё едино. Сходи, если тебе будет легче, на исповедь, на Причастие».

Нельзя забывать: причащаться или креститься не ради соединения с Господом, а ради иных целей, тем более оккультных, – тяжкий грех

Отец Георгий: Рискну предположить, что, конечно, такое отношение к исповеди и к Причастию в итоге не пошло на пользу. Вы, конечно, тогда этого не знали и отчасти по неведению это сделали. Но для наших телезрителей стоит подчеркнуть, что если человек приходит на исповедь, или на причастие, или на крещение не ради соединения с Господом Иисусом Христом, а ради каких-то совсем других целей, тем более оккультных целей, то это является тяжким грехом. Бывает так, что говорят: «Вот, мы ходили к бабкам, а они сказали: «Вы некрещеный, идите креститесь” – или: «Идите причаститесь в церковь, а потом мы вам погадаем, потом мы вам сделаем то, что вы хотите”». Из этого некоторые делают выводы, что, значит, они православные. Но это бесы так делают, потому что для бесов надругаться над крещеным христианином интереснее, чем над некрещеным человеком. Поэтому рискну предположить, что и в вашем случае это не принесло того, чего вы ожидали, потому что было сделано не с той целью, для которой эти таинства установлены.

Елена Смирнова: Даже несмотря на то, что это произошло по ложным мотивам, легкое облегчение после Причастия было. Может быть, я могла бы воспринять это как знак, куда надо идти, чтобы освободиться от нападок злых духов. Но мне кажется, я не хотела, внутренне не хотела избавляться… Хоть мне и было плохо. Ведь когда занимаешься эзотерикой, тебя наполняет ощущение, что ты знаешь что-то тайное, что ты не такой, как все, – и вот эта гордыня, я думаю, мешала. Так что я была не готова. Я сейчас говорю с людьми, которые в этом во всем остаются, – они продолжают мыслить магически и просто не слышат. Очень сложно достучаться.

Ошо В общем, став взрослее, я изучила разные версии гадания по картам, и всё еще мне казалось, что можно найти какую-то светлую сторону в этом занятии. А еще помню: когда кто-то ругал Христа, например какие-то знакомые язычники, то мне почему-то всё время хотелось защитить Его. И когда мне говорили эзотерики, последователи Ошо, что, например, христианство – это всё ерунда, что это всё для рабов, то у меня всегда какое-то внутреннее противоречие было. Но когда я стала старше, то стала читать разные книги восточных мистиков, решила, так сказать, больше развивать свою духовность.

Отец Георгий: И где именно вы ее искали?

Елена Смирнова: В интернете всё есть. Знакомилась с людьми, покупала книги. Я люблю читать, и книги меня привлекают. А эти книги были очень красивыми. Особенно Ошо, например, о любви: нарисован красивый цветочек, а содержание в общем-то гнилое. И притом что еще меня поразило: его жизнь подана, как будто он был великий мученик, страдалец. Я тогда не знала о христианских мучениках, поэтому мне казалось, что это великий человек, которого не понимали, а он открыл что-то разумное, понял, что человек – свободен. И в этих книгах прямо ведь не написано: гуляйте, блудите, будьте свободными. Там очень хитро всё подано. Поэтому я считаю, что даже вообще не стоит эти книги открывать. Сегодня ты почитал, завтра почитал, а потом сознание начинает меняться.

И вот после прочтения Ошо у меня даже какие-то мысли об атеизме появились. Если я до этого всё равно себя считала православной, хоть и с горем пополам, то там очень убедительно внушалось, что христианство не нужно. Что Иисус Христос – это был просто человек, что Он не умер на кресте, что Он куда-то ушел жить после этого. В общем, всякие выдумки Ошо. Я поначалу была вдохновлена, но позднее вчиталась и вижу: да там же повторяется одно и то же – и масса противоречий. Но меня поражает, что люди в это всё верят. Конечно, я была невежественная, мне никто ничего не сказал… Но я сама могла бы искать правду. А я искала то, чего хотелось тогда для себя. Пожив немного по Ошо, я стала хуже – развратнее, эгоистичнее, равнодушной к чужой боли.

Ошо учит: наслаждайся собой, делай, что хочешь. Человек, подверженный страстям, именно это и хочет услышать

Отец Георгий: Собственно говоря, почему ему верят? Потому что, с одной стороны, там есть какие-то сентенции из области общечеловеческой мудрости – Ошо был начитанный человек и мог вставить то один, то другой афоризм в свои рассуждения. С другой стороны, основной его посыл: ты хорош уже сам по себе, такой, какой ты есть, и никто не вправе тебе ничего указывать – поэтому наслаждайся собой, наслаждайся своей жизнью, делай, что хочешь. Для человека, который подвержен страстям, это то самое, что ему хочется услышать. Потому что на самом деле человек, который живет по страстям, находится во внутреннем конфликте, ведь совесть ему говорит: то, что ты делаешь, – неправильно. Ты можешь себе забивать голову чем угодно, ты можешь думать, что ты свободный человек, что никакого Бога нет, или что ты сам бог, или что есть боги, которые одобряют то, что ты делаешь. Ты можешь всё это придумать. Но в конце концов ты всё равно совершаешь грех против Единого Истинного Бога. Вот у Соломона есть такие слова: «Веселись, юноша, и ходи по путям сердца твоего, только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд» (ср.: Еккл. 11: 9). И этот внутренний голос совести, который подсказывает людям, что они не на правильном пути, создает дискомфорт, который приводит к депрессиям, стрессам. Даже когда вроде бы всё хорошо и в порядке. Вот, ты решил, что не веришь, что это грех, решил жить как хочешь. Ну, казалось бы, это твой выбор – живи и радуйся. А радоваться не получается. Получается какой-то внутренний раздрай. Люди это чувствуют, люди из-за этого раздражаются. И слова Ошо вроде как помогают на какое-то время этот внутренний раздрай погасить: благодаря самовнушению, вколов себе в сознание очередную дозу убеждений: «Да нет, всё хорошо, я на самом деле прав, и не надо ни о чем сожалеть». Поэтому такие идеи популярны, но это не те идеи, которые способны изменить человека к лучшему.

Начитаешься книг по эзотерике – и как будто взрыв внутри происходит: кажется, что ты – бог

Елена Смирнова: Это как таблетки анальгина: вроде принимаешь, и на время боль утихает – но болезнь остается. Те же книги позитивной психологии, тот же фен-шуй… Я и это всё читала. Прочитаешь, вдохновишься на какое-то время, а потом снова за этой книгой бежишь, снова хочешь почитать. Потому что внутренне всё равно плохо. Не можешь заглушить. В состояние прелести впадаешь. Я потом только поняла, что состояние благодати и состояние прелести – совершенно разные вещи. От благодати Божией умиротворение, спокойствие, тишина, мир в душе. А в состоянии прелести когда находишься – внутреннее беспокойство, хочется какие-то дела совершать, какие-то бесстыдные поступки, как будто взрыв внутри происходит. Кажется, что ты – бог. Все эти книги внушают: будете сами как боги, зачем вам какая-то Церковь? И вот я продолжала всем этим заниматься.

И самое плохое: ко мне уже стали люди обращаться, чтобы я погадала и составила гороскопы. Подружка другую подружку пригласила и пошло… Я поняла, что у меня получается. Собиралась открывать собственный салон. Хотя, признаюсь, было неприятное ощущение после гадания. Я даже карты выкидывала. Но всё равно потом шла и покупала. Уже началась зависимость какая-то. Даже до того доходило, что на работу устраиваешься – сделаешь расклад. Обязательно всегда что-нибудь плохое, расстроишься, запрограммируешь себя – и, естественно, будет плохо. Когда, например, колдуны вызывают духа или карты раскладывают и выпадает что-то – то человек начинает про это думать и уже отбирать из происходящего те факты, которые подтвердят предсказанное. Этот механизм я уже потом разгадала. Например, девушке выпало, что встретит она блондина, и, в общем, она смотрит только на блондинов. Естественно, она встречает светловолосого молодого человека – а потом говорит: «Ну вот, сработало!» Или позитивная психология: конечно, если на душе мир, то, в общем-то, человек сделает какие-то добрые вещи. И это совершенно не связано с тем, что вселенная тебе за то, что ты такой добрый и хороший, вдруг что-то подарила. Эта разгадка пришла потом, но пока я была еще в состоянии прелести, в состоянии этого магического сознания.

Мой переворот случился в 2012 году на Святки. Я решила вызвать дух моего любимого тогда Ошо. Думала: я с ним побеседую во время спиритического сеанса. Собрались с девушками погадать.

Отец Георгий: Ну да, к чему книги читать, когда можно напрямую пообщаться. (Смеется.)

Спрашиваю у духа: «Ты кто? Ты Ошо?» И тарелочка показывает три буквы: «ЗЛО»

Елена Смирнова: Мы о чем-то тогда гадали, веселились. Но я подумала, что вот, пришло время более серьезных занятий, я хочу истину познать, я хочу стать более серьезной ведьмой. Вызвали мы этого Ошо. И я, помню, спрашиваю у духа: «Ты кто? Ты Ошо?» И у меня тарелочка показала три буквы: «ЗЛО». То есть он сам себя и назвал. Ну, мы погадали как обычно, разъехались. И ту ночь я хорошо помню. Я приехала домой, и меня охватил жуткий страх. У меня такого страха никогда не было. Я не могла заснуть. Помню, нашла у себя дома церковную свечу, зажгла ее. Стала молиться. Подчеркну, что злой дух уходит только от имени Иисуса, только от знамения креста, только от православных молитв. От всех прочих религиозных молитв они не уходят, проверено мной на опыте. И хотя я давно заметила эту закономерность, долго не могла сделать из нее правильный вывод. И вот, через несколько дней после этого, когда Ошо сказал, что он – зло, во мне случился резкий переворот.

Хотя на самом деле я к этому перевороту долго шла. Помню, садилась и говорила: «Господи, если Ты есть, покажи, Какой Ты. Потому что я чувствую, что я уже в этом тону, в этих всех увлечениях и что до добра они не доведут. Но я продолжу искать». И вот в те дни меня, конечно, много мыслей посетило. Я читала и про йогу, и про поездки в Тибет, это были последние отголоски моих увлечений. От «любимого» греха тяжело отказаться. Также я стала смотреть в интернете передачу про спиритизм, где священник объяснял, что это грех, показывали бесноватых, было страшно. Это были тяжелые дни.

А дальше наступило 19 января 2012 года. Крещение Господне. Я просыпаюсь утром и понимаю, что хочу быть православной, что я выброшу все прежне книги, что не буду ни с кем общаться из прежнего круга. Я вообще всё это отсеку и буду познавать только одну истину, потому что истина там, в Православии. Я с такими мыслями встала и всё это сразу сделала. Я даже не знаю, откуда такая решимость взялась. Как мне сказал батюшка, у которого я потом была на исповеди: «Возможно, кто-то за тебя помолился. Потому что это бывает очень редко, чтобы человек так вдруг резко от всего отказался». Я очень долго готовилась к исповеди. Помню, когда в интернете начала искать, у меня так было: вот задаю вопросы – и мне сразу ответ. И именно нужный, правильный, логичный ответ. Не так, как в этих учениях эзотерических: ищешь ответ – и еще больше запутываешься. А тут всё стало складываться в голове. Просто истина – и всё. Я подготовилась. Помню, пришла на исповедь в малом храме города Череповца, был вечер. И вот перед самой исповедью мне жутко плохо стало, меня трясло, речь будто пропала. Я думала, что убегу оттуда.

Отец Георгий: Духи, конечно, мешают человеку, который решил прийти к Богу. Понятно, что они не будут сидеть и смотреть, как их добыча от них ускользает. Поэтому, конечно, и не только в вашем случае, во многих подобных случаях они пытаются как-то воспрепятствовать тому, чтобы человек от них ушел.

Я ощущала в храме, как вся чернота сходит с моей души и мне становится легко

Елена Смирнова: Да, очень плохо было. Но я подумала: у меня ангел-хранитель рядом, я не уйду, я пойду на исповедь. Я помолилась ангелу-хранителю, и это отступило. Я очень благодарна отцу Иоанну, к которому попала тогда на исповедь. Он сам проникся тогда моей болью. Мы прочитали чин отречения от сатаны, прочитали молитву, плюнули в его сторону. Помню, первые службы дались тяжело. Мне до сих пор тяжело стоять. Но я тогда стояла. Я ничего не понимала, но мне было хорошо – и даже это не совсем то слово. Я ощущала в храме, как вся чернота сходит с моей души и мне становится легко. Я сделала выбор. Было сложно. Мне до сих пор сложно. Сначала я избавлялась от магического мышления, чтобы не было такого, например, что птичка пролетела – это какая-то примета.

Отец Георгий: На самом деле это очень сильно порабощает человека. Несмотря на всю риторику про свободу, чем больше человек углубляется в такое мышление, тем большими вещами он сковывается. Вот этими приметами, гаданиями. Собственно говоря, это то, что было и у древних язычников, когда они никакого дела не делали, не погадав. И, действительно, как вы хорошо объяснили, это делает человека несвободным. Первые христиане почувствовали свободу от всего этого. Думаю, что такую же свободу ощутили и вы, хотя это, возможно, было непросто.

Елена Смирнова: Да, раньше мне казалось, что христиане – несвободные люди, а оказалось всё наоборот. Христианство – религия очень сильных, свободных людей, оно дает силы для борьбы с грехом. В общем-то я надеюсь, что магическое мышление у меня ушло. И возвращаться к прежнему не хочу. Все книги выкинуты. И батюшка сказал: «Ты, раз других обращала к этим всем делам, теперь действуй в обратном направлении». Я ведь, естественно, и вызывала со своими знакомыми духов, и кому-то эзотерическую литературу давала почитать, и гадала. И после покаяния я при помощи интернета нашла девушек, которые тоже занимались похожими вещами. Им вообще плохо, некоторым даже до сих пор. Значит, я еще легко отделалась. Не могу сказать, что у меня прошло всё полностью. Думаю, это длительный процесс. Я посадила свой духовный иммунитет очень сильно всеми этими занятиями. Но по крайней мере я поняла: я нашла то, что искала. Жаль, что так долго и с такими неприятными приключениями, но Господь к Себе привел. Главное теперь – правильно идти.

Тем, кто думает, что у них не получится измениться, скажу: не нужно унывать, Бог сильнее бесов

Отец Георгий: Я знаю, что вы ведете группу «ВКонтакте», которая посвящена проблемам магии и оккультизма, помощи людям, которые пострадали от этого. Потому что ваш случай не единичен. Собственно говоря, это такой духовный закон: тот, кто так или иначе обращается к духам зла, потом ничего хорошего от них не получает, потому что у них нет задачи помогать людям. Их задача – навредить человеку. Может быть, вы могли бы рассказать про тех, кто тоже занимался оккультизмом, чьи истории вы узнали, – рассказать, что случается с людьми, которые продолжают это увлечение, и что случается с людьми, которые все-таки бросают это и с покаянием приходят к Богу?

Елена Смирнова: Наша группа называется «Осторожно! Оккультизм и секты». Сначала мы ее вели вдвоем – девушка Евгения и я. Она занималась еще более глубоко, прошла инициации, жила в ашрамах Ошо. Там было серьезнее, чем у меня. Сейчас она себя чувствует плохо, работать не может. Но кто не кается, тем намного хуже. Я знаю примеры многих ошовцев, эзотериков и прочих, кто очень плохо кончил. Однако мне бы хотелось через эту передачу донести до людей, которые тоже занимались черными вещами, чтобы они не боялись бесов, даже если они приходят сейчас по ночам к вам, пугают. Бог сильнее. Просто некоторые говорят, что всё, им очень тяжело и уже не получится измениться. Я думаю, что не нужно этого уныния.

Когда мы начали вести нашу группу, то очень много негатива сначала встретили. И я до сих пор не знаю, как до многих оккультистов донести свет веры. Да, приходится что-то страшными историями подавать, не просто говоря: «Я погадала, и мне стало плохо», а описывать все ощущения. Тогда кто-то начинает задумываться. И уже были случаи, когда мне говорили: да, я вот тоже погадала, и у меня были похожие сны; пожалуй, мне надо бы прекращать. Были и такие случаи, когда, узнав о пагубности гадания и оккультизма, прочитав наши истории, люди не только оставляли это, но кто-то приходил к первому Причастию, начинал воцерковляться. Знаете, вскоре после покаяния я описала подробно свою историю, а сейчас, спустя три года, я специально перед передачей прочитала ее, и мне кажется, что она как будто уже не про меня. Я даже каких-то вещей уже не помню. Думаю, это положительная тенденция.

Отец Георгий: Конечно. Господь помог от этого избавиться. Действительно, началась новая жизнь. И это хорошо, что прошлое уже не властвует над вами даже через воспоминания.

Елена Смирнова: А с теми, кто всем этим занимается, мы говорим на разных языках. Мне кажется, что им сейчас живется плохо. А они смотрят на нас и думают: «Сумасшедшие христиане. Зачем ты побежала в церковь?» У многих ведь о Церкви такое впечатление: там все ходят в платочках, злые, в юбках длинных, ни улыбнуться, ни посмеяться.

Отец Георгий: Некоторые стереотипы поддерживаются, конечно. В том числе антицерковными силами. А иногда и напрямую злыми духовными силами.

Елена Смирнова: Но на самом деле люди не хотят каяться, потому что в Церкви надо над собой работать, смотреть за своими страстями, признавать их, бороться с ними. А при магическом сознании, наоборот: там люди ищут счастья без особой работы над собой. Но я не вижу в них счастья. Я вижу какую-то экзальтацию, прелесть. Я не видела людей, которые стали миллионерами после того, как где-то денежками пошуршали и так далее… Но они вот в это свято верят. У них убеждение, что они во вселенную посылают сигналы, и это однажды будет. Я раньше со многими говорила, но теперь стала осторожнее. Потому что, бывает, сама разозлюсь, и уже начинаю защищать не истину, а себя. Но так Богу не угодно. Я, конечно, продолжу работу против оккультизма. Хотя бы среди своих друзей. Многие не верили, что я православная. Думали, что это просто новое увлечение, пройдет через несколько месяцев. Но это не увлечение, это жизнь. В этом истина.

Отец Георгий: Мой близкий друг отец Даниил Сысоев многие годы трудился в Центре Иоанна Кронштадтского. И туда очень много проходило людей, пострадавших от воздействия злых духовных сил, от обращения к оккультистам, к гадалкам, к магам. И отец Даниил на основании многих наблюдений сделал такой вывод: если обращаться к злым силам, например, с просьбой, чтобы кто-то исцелился и здоровье получил, то после этих магических действий человек может почувствовать себя лучше, но это улучшение держится ровно до тех пор, пока человек не расскажет об этом кому-то еще, чтобы вовлечь его в тот же процесс. А после этого становится хуже. И нередко даже хуже, чем было изначально. Помню пример, который он приводил: мать, у которой сын пил, пошла к бабке заговорить его, чтобы он перестал пить. Пить перестал, стал резко агрессивным, бил ее, потом покончил жизнь самоубийством. Это просто иллюстрация той истины, что злые духи не помогают из альтруизма. И всякое обращение к ним духовно вредит человеку. Опять же, приступы одержимости. Вас сохранил Господь от этого, но часто бывает, когда человек становится одержимым именно после того, как начал заниматься похожими вещами или обращался за помощью к злым духам. К сожалению, люди недооценивают эту опасность. И некоторые, когда слышат, что Церковь относится к колдовству и экстрасенсорике негативно, думают: ну, это просто попы не хотят себе конкуренции, или другие нелепые мысли. А мы предупреждаем об опасности просто потому, что к нам потом приходят люди, искалеченные этим опытом. Многие получили такое повреждение, от которого им потом приходится избавляться годами.

Елена Смирнова: Даже если немножко участвуешь в этом, получаешь вред. А то слышишь иногда: «Ну, погадала один раз, а что плохого?» Как-то надо донести, что даже один раз – уже всё. А то ведь чего только не пишут, до смешного доходит. Я как-то читала в интернете: мол, потому гадают на Святки, что Господь Бог так радуется тому, что у Него родился Сын, что выпускает бесов погулять по земле, и они дают людям информацию. И поэтому можно гадать на святки и это якобы не грех.

Отец Георгий: Это, конечно, полная чушь. В действительности всё очень просто. Если мы ожидаем помощи от Бога, можно ее попросить у Самого Бога. И ни карты для этого нам не нужны, ни чьи-то духи… А когда человек обращается не к Богу, а к другим силам – здесь уже всё очевидно. Это силы, которые против Бога. И если Бог – источник добра, ясно, что эти силы, как бы они себя ни позиционировали, ничего, кроме вреда, принести нам не могут.

Елена Николаевна, спасибо большое за ваш рассказ. Помощи Божией вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *