Римская религия

Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки.

Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Волю богов по полету птиц, грому и молнии читали жрецы-авгуры. В особо ответственных случаях приглашались этрусские специалисты-гаруспики.

Различным богам посвящались специальные праздники. Сатурну, например, который почитался как бог золотого века – века изобилия, всеобщей свободы и равенства, посвящались сатурнáлии. Во время этого праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, рабы наслаждались свободой, воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

Наряду с древнейшими римскими богами – Янусом1, Сатурном, Марсом2, Вестой3, ларами и пенатами4 – легко приживались в римском пантеоне этрусские, италийские, греческие божества. Италийские Юпитер и Юнона вместе с римской Минервой вошли в Капитолийскую триаду – триаду высших божеств Рима, которым воздавались почести в храме на Капитолии.

Не позднее конца 5 века до н.э. началось проникновение в Рим греческой мифологии и отождествление римских богов с греческими: Юпитера – бога неба, света, грозы – с Зевсом; Юноны – богини брака и материнства, супруги Юпитера – с Герой; Минервы – покровительницы ремесел и искусства, дочери Юпитера – с Афиной и так далее.

Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей. Особым поклонением пользовались божества Доблести, Согласия, Свободы, Благочестия.

Интересно, что молящийся римлянин, в отличие от грека, накрывал голову частью плаща, дабы ненароком не увидеть призываемого им бога.

1 Янус – бог входов и выходов, дверей и всякого начала: первого дня всякого месяца, первого месяца года (отсюда «январь»), начала жизни человека. Считалось, что он знает и прошлое и будущее.

2 Марс – бог войны. В Древней Италии был также богом плодородия.

3 Веста – богиня священного очага городской общины и дома.

4 Лары и пенаты – божества, охранявшие домашний очаг и семью.

Античная культура всегда привлекала человечество. После мрачного периода Средневековья люди обратились к достижениям Древней Греции и Древнего Рима, пытаясь постичь их искусство, отношение к жизни. Эпоха, следующая за Средневековьем, стала называться Ренессансом (Возрождением). Обращались к античности деятели культуры и искусств и в эпоху Просвещения. Так можно сказать почти о каждом историческом отрезке существования человечества. Так что же так привлекает нас в античных Греции и Риме? Более всего нам известны мифы и легенды, содержащие глубокие основы морали. Героями мифов становятся люди, фантастические существа и, конечно, боги.

Древние боги Рима

Древнеримские боги очень похожи на древнегреческих. Это не случайно: две цивилизации находились рядом, а когда Римская империя начала захватывать другие государства, она включала в свой пантеон и чужих богов.

Хотя пантеон богов Древнего Рима в результате значительно разросся, главными оставались 12 богов — 6 мужчин и 6 женщин — так называемый Совет богов. Помимо этого, есть еще другие почитаемые боги.

Список и описание богов Древнего Рима — далее в статье.

Сатурн

Один из значимых древних богов Рима. Сатурн не входил в Совет богов, но был весьма почитаем. Возникает вопрос: Сатурн — бог чего в Древнем Риме? Соответствующий древнегреческому Крону Сатурн — покровитель жизненных сил, земледелия. Безусловно, земледелие играло важную роль в античности, поэтому почитание этого бога вполне естественно.

Юпитер — бог молний

Юпитер был одним из наиболее почитаемых богов в Древнем Риме. Он ассоциировался с молниями и громом, считавшимися знамениями или наказаниями. Интересно, что места, пораженные молниями, являлись священными, их ограждали заборами и рядом с ними приносили жертвы. Любой римский полководец, отправляясь в поход и возвращаясь с победой, молился Юпитеру. Одним из самых значимых храмов Юпитеру был в Капитолии, который заложил Тарквиний Гордий.

Юнона — богиня семьи

Юнона — покровительница семьи и брака. Ее храм, как и Юпитера, располагался на Капитолийском холме (такая честь была оказана не многим богам). Богине было присвоено много эпитетов, среди которых есть и Монета — дающая совет. Его появление связано с интересной легендой.

В V веке до нашей эры между римлянами и этрусками завязалась война, которая продолжалась 10 лет. Из захваченного города Вейо привезли статую богини — Юноны, которая явилась одному из солдат и благословила. Именно в честь этого события был построен храм на Капитолийском холме, где приносили в жертву гусей. Когда, много позже, в 390 году до н. э., враги окружили крепость Капитолия, гуси разбудили предводителя крепости, и Рим удалось спасти. Считалось, что это было знаком от дающей совет богини.

В 3 веке до нашей эры именно в храме Юноны был основан монетный двор.

Нептун — повелитель морей

Брат Юпитера и покровитель моря, Нептун был вторым по силе богом Рима. По легенде, на дне моря у Нептуна был роскошный дворец.

Удивителен факт о боге моря: именно он подарил человеку первую лошадь!

Нептуна изображают с трезубцем, мощным оружием, которое способно разбить на куски что угодно.

Церера — богиня плодородия

Древнеримская богиня плодородия и материнства была почитаема в пантеоне богов Древнего Рима. С особенным уважением к Церере относились земледельцы: праздники в честь богини длились несколько дней.

Римляне приносили богине своеобразные жертвы. Вместо традиционных убийств животных, Церере отдавалась половина имущества мужа, который без всяких причин разошелся с женой. Кроме того, ее считали защитницей сельской общины и урожая от грабителей.

Минерва — богиня мудрости

Минерва считалась богиней мудрости, знания и справедливой войны, она была покровительницей наук и ремесел. Нередко богиня изображается вооруженной, с оливой и совой — символом мудрости. Минерва была частью триады Капитолия, считалась равной Юпитеру и Юноне.

Особенно почитали ее в Риме за воинственный характер.

Аполлон — бог музыки и искусств

Аполлон считается одним из самых красивых богов, с ярким солнечным диском над головой. Бог считается покровителем музыки и искусств. Его отец, Юпитер, был недоволен своеволием Аполлона и даже заставлял его прислуживать людям!

Диана — богиня-охотница

Диана считалась в Древнем Риме богиней-охотницей. В то время как ее брат Аполлон олицетворял собой солнце, Диана ассоциировалась с луной. В Риме она покровительствовала низшим классам. Традиции обрядов, связанных с Дианой, порой были жестоки — не обходилось без человеческих жертв. Жрецом храма, например, первого, воздвигнутого на Авентинском холме, обязательно был беглый раб. Жрец носил имя Рекс (Царь), а чтобы стать жрецом богини, нужно было убить своего предшественника.

Марс — бог войны

Несомненно, Римская империя была могущественной державой, постоянно расширяющейся за счет войн. В античном мире без помощи богов не могли свершаться никакие дела. Поэтому у Марса, бога войны в Древнем Риме, всегда хватало почитателей. Любопытно, что по легенде именно Марс был отцом Ромула и Рема, основавших Рим. В связи с этим он почитался выше других богов, чем не мог похвастаться греческий Арес.

Венера — богиня любви

Прекрасная богиня любви, плодородия, вечной весны и жизни Венера обладала удивительными способностями. Ее власти подчинялись не только люди, но и даже боги, за исключением немногих. Венера была самой почитаемой богиней у женщин. Символом ее является яблоко. В честь Венеры был построен Сицилийский храм, она была покровительницей потомков Энея, сына Венеры, и всех римлян. Один из величайших римских полководцев, Гай Юлий Цезарь, считал Энея своим предком, поэтому очень уважал богиню.

Вулкан — бог-кузнец

В отличие от Аполлона, славившегося своей красотой, Вулкан был хром и некрасив. Но это не помешало ему стать талантливым кузнецом. Согласно легенде, именно Вулкан выковал Юпитеру его грозное оружие — молнии. Без огня нельзя выковать меч, поэтому Вулкан считался и покровителем этой грозной стихии. Каждый год 23 августа жители Империи праздновали Вулканий.

А следующий факт уже нельзя полностью отнести к легенде. В 79 году до нашей эры, 24 августа, произошло известное извержение вулкана Везувия, которое стало последним для города Помпеи. Быть может, жители прогневали бога своим незнанием, что гора Везувий — вулкан?

Меркурий — бог торговли

Жезл вестника и крылатые сандалии… Несложно догадаться, что речь идет о вестнике богов — Меркурии. Он считался покровителем торговли, интеллекта, красноречия и даже… воровства! Именно он, согласно легендам, изобрел азбуку, единицы измерения, а затем даровал это знание людям.

Жезл Меркурия назывался кадуцеем, его обвивали две змеи. Существует миф, что, когда Меркурий получил жезл, способный усмирить кого угодно, он поместил его между двумя змеями, которые в тот момент боролись между собой. Они обвили посох и стали его частью.

Веста — богиня домашнего очага

Веста в Древнем Риме — богиня домашнего очага, семьи. В Риме ей был посвящен храм, в котором постоянно поддерживался огонь. За пламенем следили специальные жрицы — весталки. Нравы и обычаи древних цивилизаций порой жестоки, и жрицы должны были сохранять целомудрие в течение 30 лет. Если несчастная нарушала запрет, ее хоронили заживо.

Перечислять богов Древнего Рима можно до бесконечности — их очень и очень много. Самые значимые перечислены выше. Удивительно, как много связывает древнеримских богов и нашу современность. В честь некоторых из них получили названия планеты — Венера, Марс, Уран, Юпитер. Нам известен месяц июнь, названный в честь Юноны.

Как можно увидеть из описания богов, они не были безобидны, могли постоять за себя, многие были связаны с военным делом. Кто знает, может, и вправду именно боги помогли римлянам основать одну из самых могущественных империй в истории человечества.

Древний Рим

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности. Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь — Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
  1. торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
  2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
  3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс., Аполлоновых — З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II — I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима
Республика
Ранняя Республика
Пунические войны
и экспансия на Востоке
Союзническая война
Гражданская война 83—82 до н. э.
Заговор Катилины
Первый триумвират
Гражданская война 49—45 до н. э.
Второй триумвират
Империя
Список императоров
Принципат
Династия Юлиев-Клавдиев
Династия Флавиев
Династия Антонинов
Династия Северов
Кризис III века
Доминат
Западная Римская империя

Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

  • 1 Пантеон
  • 2 Боги и персонажи римской религии
  • 3 См. также

Пантеон

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Римская мифология

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Боги и персонажи римской религии

Древнейшие божества

  • Калиго/Скотос (в женской ипостаси — Калиго, в мужской ипостаси — Скотос) — воплощение Мглы и Пустоты
  • Хаос (Скотос) — воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной

Первое поколение — боги заимствованы из греческой религии (по Гигину)

Дети Хаоса:

  • Эребус (Мрак)
  • Нокс (Ночь)
  • Этар (Свет)
  • Диес (День)

Дети Этара и Диес:

  • Теллус/Терра (Земля)
  • Тартаррус (Бездна)
  • Амур (Любовь)
  • Темпус (Время)

Дети Хаоса и Теллус:

  • Уран (Небо)
  • Мар (Море)

Второе поколение божеств:

Дети Урана и Теллус — титаны:

  • Океан
  • Гиперион
  • Крий
  • Полос
  • Япет
  • Сатурн
  • Опс
  • Монета
  • Юстиция
  • Тетис
  • Эфра
  • Феба

Дети Мара и Теллус:

  • Цефей
  • Еврибия
  • Тавмантус
  • Турсциверс
  • Кето

Младшие титаны:

  • Сол
  • Луна
  • Аврора
  • Латона
  • Астерия
  • Атлас
  • Менетий
  • Эпиметей
  • Прометей
  • Перс
  • Паллант
  • Астрей

Третье поколение

Главные (олимпийские) боги — дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)

  • Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)
  • Юнона Наставница (богиня семьи и брака)
  • Нептун (бог морей и океанов)
  • Церера (богиня плодородия и земледелия)
  • Веста (богиня тихого огня, домашнего уюта и семейных традиций)
  • Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых и смерти)

Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, со ссылкой на неизвестного греческого поэта

Четвертое поколение (дети Юпитера)

  • Вулкан (бог огня, сын Юпитера и Юноны)
  • Марс (бог войны и мощи, сын Юпитера и Юноны)
  • Вакх/Бахус (бог виноделия, сын Юпитера и Либеры)
  • Меркурий (бог путешественников, купцов и воров, сын Юпитера и плеяды Майи)
  • Минерва (богиня мудрости и наук, дочь Юпитера и Метис)
  • Диана (богиня охоты и войны, дочь Юпитера и Латоны)
  • Феб (бог охоты и поэзии, старший сын Юпитера и Латоны)
  • Венера (богиня любви, брака и страсти, младшая приёмная дочь Юпитера и Юноны; дитя из тела умирающего Урана-Неба)

Прочие божества:

Заимствованные боги:

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н.э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Мифические основатели Рима:

  • Эней — юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и выйдя после этого замуж за царевну латинов. Вспоследствие, спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), вскормленные божеством-волчицей и одолевшие своего дядю, пытавшегося убить их, станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю, просуществовавшую больше 500 лет.
  • Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр их же дядей Амулием, после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу свое имя, назвав Римом (Рим. лат. — Roma) и став его первым царем.

Герои римских мифов

  • Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
  • Авиллий (сын Ромула)
  • Эней (сын Венеры — греч. Афродиты; прадед Реи Сильвии)
  • Сильвий (младший сын Энея)
  • Латин (царь Лаврента, его имя связано с происхождением названия племени латинян, отец невесты Энея)
  • Турн (царь рутулов — племени в древней Италии)
  • Акрос (сабинский царь, убитый по преданию Ромулом в войне и принесенный им в жертву Юпитеру)
  • Геркулес (полубог, сын Юпитера и Алкмены)
  • Персей (полубог, сын Юпитера и Данаи)
  • Тесей (полубог, сын Нептуна и Эфры)
  • Терей (сын Марса и нимфы)

Героини римских мифов:

  • Рея Сильвия (жрица богини Весты; мать братьев — великих основателей Рима; потомок Энея)
  • Амата (жена царя латинов)
  • Герсилия (жена Ромула, одна из тридцати похищенных римлянами сабинянок)
  • Лавиния (дочь Латина и Аматы; жена Энея)
  • Тарпия (одна из весталок, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости, предательница своего народа в войне с сабинянами)

Основные мифы:

  • Мифы об основании Рима
  • Миф о похищении сабинянок
  • Божественные сказания (греч.):
    • Сотворение Вселенной: Пустота — Мрак — Хаос — Стихии
    • Рождение Земли, Времени и Ночи
    • Рождение титанов
    • Свержение Урана-Неба титанами; начало правления Сатурна — «Золотой Век», «Эпоха Справедливости», «Эпоха Титана»
    • Рождение Юпитера
    • Война титанов с Юпитером и остальными богами Олимпа
    • Рождение человечества
    • Битва богов Олимпа с гигантами (дети Земли и Тартарусса)
    • Бой с Тифоном

Мифические существа (По Плинию Старшему):

  • Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
  • Центавры — народ существ с туловищем человека и телом лошади
  • Фавны — козлоногие лесные божества
  • Вакханки — спутницы бога вина Вакха
  • Наяды — нимфы-воплощения источников
  • Дриады — нимфы лесов
  • Ореады — нимфы гор
  • Напеи — нимфы долин и полей
  • Лимониады — нимфы полян и лугов
  • Небулы — нимфы облаков
  • Ауры — духи ветра
  • Вентусы — духи шторма
  • Карпои — духи зерна
  • Нереиды — нимфы морей
  • Океаниды — нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
  • Фурии — богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
  • Керы — богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
  • Лары — божества домашнего очага
  • Пенаты — добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
  • Маны — духи предков
  • Камены — покровительницы наук, поэзии и искусств
  • Гигинеи — раса землерожденных великанов
  • Гиганты — раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и ее вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти. Согласно мифу всего гигантов было 150, а царей у гигантов было 3: Алкионей, Эвримедон, Порфирион. Порфирион был одним из самых сильных и выступал в новой войне против самого Юпитера и был убит им же и Геркулесом. По словам прорицателей, каждый из гигантов мог умереть только от руки бога и полубога, поэтому в войне с гигантами боги призвали древних героев.
  • Тритоны — подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
  • Цетусы — морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
  • Ламии — демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
  • Лестригоны — народ великанов-людоедов
  • Лярвы — души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
  • Амфисбены — раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой — на длинном хвосте.
  • Реморы — гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
  • Гарпии — полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
  • Грации — богини красоты и изящества
  • Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла

См. также

  • Римская мифология
  • Соответствие римских и греческих богов
  • Список праздников Древнего Рима

Ссылки

  • Древнеримская мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира с иллюстрациями.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М., 2000.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Древнеримская мифология

Древнеримская религия и мифология
Главные боги

Аполлон • Венера • Веста • Вулкан • Диана • Квирин • Марс • Меркурий • Минерва • Нептун • Плутон • Церера • Юнона • Юпитер

Жрецы

Авгуры • Августалы • Арвальские братья • Великий понтифик • Весталки • Гаруспик • Коллегия понтификов • Салии • Священный царь • Фециалы • Тиции • Фламины • Эпулоны

Верования
и ритуалы

Книги Сивилл • Праздники (Квинкватрии • Консуалии • Лемурия • Луперкалии • Матроналии • Нептуналии • Паренталии • Сатурналии • Терентинские игры • Цереалии • Ювеналии) • Храм • Ауспиции

Другие боги,
божества и духи

Аннона • Беллона • Благая богиня • Вагитан • Диоскуры • Кибела • Конс • Купидон • Лары • Оркус • Рома • Сатурн • Сол • Теллус • Фавн • Янус • Приап • Пенаты

Персонификация

Ангерона • Виртус • Конкордия • Хонос • Фортуна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *