Римская республика

Римляне сформировали государство, в котором власть принадлежала народу – в период Ранней республики было создано народное собрание, которое принимало законы и решало важные вопросы республики.

Были также должности магистратов – избранных лиц, которые управляли государством и обеспечивали разные направления его деятельности. Они избирались на один год, а несли ответственность за свои действия и решения перед народным собранием. Подобная структура республики называлась системой народного представительства.

Деление населения: гражданство и сословия

Римское население делилось на граждан и неграждан. Гражданство передавалось по наследству, а по истечении некоторого времени его стали предоставлять всему свободному населению Рима.

Права граждан заключались в том, что они могли владеть землей, являться членами народного собрания, быть избранными на различные должности. В период Ранней республики стало формироваться общество граждан, которое носило название цивитас.

Также в Риме граждане делились на сословия, большие группы, которые отличались друг от друга положением. Высшим сословием Рима считались патриции, так как они относились к древней родовой аристократии. Было еще одно сословие – плебеи, которые занимали более низкое положение в римском обществе.

Система покровительства

В Ранней республике действовала система покровительства, это означало, что богатые представители высшего сословия могли помогать простым и обедневшим римлянам.

Тогда их называли патронами, а тех, кому они помогали, звали клиентами. Патрон мог защитить своего клиента и помочь ему даже деньгами. В ответ на это, клиент мог нести военную службу для покровителя или выполнять для него определенные работы.

А что неграждане и рабы?

Часть населения, которую в период Ранней республики называли негражданами, состояла из иноземцев. Они были вынуждены платить налоги, и не имели таких прав, как полноценные граждане Рима. Чаще всего они были жителями земель, которые были покорены римлянами.

Если говорить о рабовладельческом строе в Ранней республике, то стоит отметить, что в отличие от рабства в эпоху Поздней Республики, тогда рабов было немного. Но они были бесправны, изначально они выполняли домашнюю работу, но когда их численность заметно возросла – их труд стали использовать и для других, более обширных работ.

Система управления государства

Помимо народного собрания к системе управления государства относился и сенат, который состоял из знатных граждан республики и бывших магистратов. В период ранней Республики число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек.

В их обязанности входило распределять надлежащим образом денежные средства, подписывать мирные договоры, следить за состоянием и развитием армии.

Также они должны были рассматривать законы, утверждающиеся на народном собрании. Сенаторы заседали в специальном здании, которое было расположено на центральном форуме Рима. Здание носило название – курия. Сенаторы избирались пожизненно, и их звание было очень почетным для любого гражданина Рима.

Борьба патрициеев и плебеев

История Ранней Республики известна благодаря развернувшейся в ней борьбы патрициев и плебеев. Так как вся власть республики была в руках патрициев, плебеи настаивали на том, что бы и у них появились политические права.

Неоднократно они отказывались нести военную службу и создали свое народное собрание, которое назвали плебисцитом. Им удалось добиться должности трибунов для своего сословия, трибуны защищали права плебеев и созывали народное собрание. У них было право «вето», то есть плебеи могли наложить запрет на любое решение сената.

«Законы XII таблиц»

Итогом борьбы патрициев и плебеев стали «Законы XII таблиц», которые были высечены на 12 медных досках и выставлены на центральном форуме. В них были казаны те суровые наказания, которые ожидали того, кто будет покушаться на жизнь свободного человека и на его имущества.

Впоследствии плебеи и патриции стали равными в правах и свободах, разрешались браки между этими сословиями, а с 366 года до н.э. избирали одного консула из числа плебеев, а другого – из числа патрициев.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Древний Рим эпохи царей: 7 царей Рима
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРимская семья: нравы и религия

У этого термина существуют и другие значения, см. Консул. Консульская процессия. Штучная мозаика из римской базилики Юния Басса (IV век).

Ко́нсул (лат. consul) — высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

См. также

  • Список магистратов-эпонимов Римской республики
  • Список консулов Римской империи
  • Cursus honorum

Литература

  • Консулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Магистратуры, должности и титулы в Древнем Риме
Республика
Ординарные Cursus honorum: Трибун → Квестор → Эдил → Претор, пропретор → Консул, консул-суффект, проконсул (Список консулов периода Республики) → Цензор
Экстраординарные Диктатор и начальник конницы (Список диктаторов и начальников конницы) · Интеррекс · Военный трибун с консульской властью · Децемвиры · Триумвир
Религиозные Великий понтифик · Коллегия понтификов · Священный царь · Авгур · Августал · Арвальские братья · Весталка · Гаруспик · Салий · Фециал · Фламин
Военные Военный трибун · Примипил · Центурион
Другие Принцепс сената · Плебейский трибун · Ликтор · Легат
Ранняя
Империя
Император (Список императоров) · Консул (Список консулов периода Империи) · Претор · Префект претория · Префект города · Префект Египта (Список префектов римского Египта) · Префект анноны · Префект вигилов · Легат · Военный трибун · Прокуратор · см. также: Императорский совет · Принцепс
Поздняя
Империя
Верховная власть Доминус · Август · Цезарь · см. также: Тетрархия
Республиканские магистратуры Консул (Список консулов периода Империи) · Претор
Центральные административные
должности
Препозит священной опочивальни · Магистр оффиций · Комит священных щедрот · Комит частных дел · Комит доместиков · Магистр армии · Квестор священного дворца · Примицерий священной опочивальни · Примицерий нотариев · Начальник канцелярии
Провинциальная администрация Префект города · Префект претория · Викарий · Ректор · Корректор · Консуляр
Титулы Vir illustris · Vir spectabilis · Vir clarissimus · Vir perfectissimus · см. также: Консисторий
См. также: Древний Рим, История Древнего Рима, Магистратура (Древний Рим) и Портал:Древний Рим

Консулы

Два консула были высшими должностными лицами республики. Они выбирались на годичный срок в центуриатных комициях. Именами консу­лов обозначался год по формуле: «В консульство такого-то и такого-то», например «L. Pisone A. Gabinio consulibus» («в консульство Л. Пизона и А. Габиния»), поэтому консулы были эпонимными магистратами. До се­редины II в. они вступали в должность 1 марта, после этого — 1 января.

Консулы обладали и военной, и гражданской властью. В качестве носи­телей военного империя они являлись главнокомандующими римским вой­ском. Они производили набор, комплектовали легионы, назначали часть военных трибунов (другая часть выбиралась в трибутных комициях), ру­ководили военными действиями и проч. Как носители гражданской власти (potestas) консулы созывали сенат и народные собрания, председатель­ствовали в них, вносили предложения и законопроекты, руководили выбо­рами должностных лиц, являлись главными исполнителями постановле­ний сената и народа, заботились о внутренней безопасности, заведовали некоторыми празднествами и проч.

Так как должностная власть консулов была одинаковой и каждый из них имел право протеста против действий другого, то они должны были выступать сообща во всех важных гражданских делах. Однако для некото­рых актов, требовавших единоличного руководства (например, председа­тельству в комициях), вопрос решался жребием или полюбовным согла­шением. Если нужно было вести войну, то один консул отправлялся на театр военных действий, а другой оставался в городе. В том случае, если на фронтах должны были действовать оба консульских войска, между обо­ими командующими происходило распределение районов военных действий посредством жребия, соглашения или по усмотрению сената. Когда кон­сульские войска действовали совместно и, следовательно, при них находи­лись оба консула, они командовали попеременно, сменяясь каждый день.

Внешним знаком отличия консульской власти служили 12 ликторов, которые сопровождали каждого консула во время отправления им своих служебных обязанностей и несли в руках пучки прутьев (fasces) как знак консульского империя. За чертой города, где консулы как главнокоманду­ющие обладали всей полнотой власти, в фасцы втыкались топоры.

В случаях крайней внешней или внутренней опасности в Риме на­значался диктатор. Когда возникла диктатура, точно неизвестно. Тит Ливий первым диктатором называет Тита Ларция, исполнившего эту должность в 501 г. (II, 18). Как бы то ни было, диктатура явилась нововведением первых лет республики. Диктатор всегда назначал­ся по решению сената. При этом, однако, сенату принадлежало пра­во принимать одно только принципиальное решение: нужен ли во­обще диктатор в данное время или нет. Само же назначение осуще­ствлялось одним из консулов. Правда, сенат, как правило, указывал лицо, которое ему желательно было видеть в качестве диктатора, и консул обыкновенно учитывал это желание.

Власть диктатора была неограничена по объему. Курульное кресло, тога-претекста и 24 ликтора с фасциями были знаками его неограниченной власти. С другой стороны, власть диктатора была строго ограничена по содержанию. Диктатор всегда назначался для решения какого-либо од­ного конкретного дела, но не более чем на шесть месяцев. С заверше­нием дела, для которого он был назначен, диктатор обязан был сложить с себя полномочия, даже если шесть месяцев еще не прошло. До 363 г. диктатор назначался только для разрешения военной или политической проблемы. С 363 г. (Ливий, VII, 3) стали назначаться диктаторы с ограниченным правом (imminuto iure), то есть для раз­решения различных административных или религиозных дел: освя­щение храма, устройство игр, созыв комиций и т. д. В последний раз диктатор был избран в 202 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Римская республика

Год основания: 509 до н. э.
Официальный язык: латинский
Форма правления: Аристократическая республика
Титул правителя: Консул
Законодательный орган: Сенат
Столица: Рим
Религия: Римский пантеон
Площадь: около 2 400 тыс. км²
Население: около 35 миллионов чел.
Валюта: Денарий

Римская республика — государство, возникшее в первой половине I тысячелетия до н. э. на востоке Балканского полуострова и к 30 г. до н. э. ставшее ведущей державой Средиземноморского региона, подчинив основную его территорию.

Ранняя история

В середине II тысячелетия до нашей эры восток Балканского полуострова заселили индоевропейские племена, которые позднее получат название фракийцев.

В первой половине I тысячелетия до нашей эры на крайнем юго-востоке Фракии, к востоку от реки Марица, сформировался союз племен под названием латины. Они испытывали сильное культурное влияние со стороны греков, а также народов Малой Азии, прежде всего лидян. В частности, они приняли мифы об осаде Трои — но, в отличие от греков, считавших себя наследниками ахейцев, латины стали считать себя потомками троянцев, возводя свою родословную к Энею.

В середине I тысячелетия до нашей эры началось возвышение города Рим (Roma). По легенде, город, расположенный в бухте Золотой Рог пролива Босфор, был основан 21 апреля 753 года до н. э. двумя братьями, Ромулом и Ремом. Ромул, по той же легенде, стал первым из семи римских царей.

Должность царя поначалу не передавалась по наследству: преемник царя избирался на собрании патрициев. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников.

Народ Рима (populus) в то время состоял из трёх родовых триб, объединявших римлян латинского, греческого и вифинского происхождения. Каждая триба подразделялась на 10 курий, в состав каждой из которых входили 10 родов. Членом римского народа мог стать лишь тот, кто принадлежал к одному из родов. Старейшину выбирали все члены рода, совет старейшин (сенат) ведал делами общины. Впоследствии в качестве старейшин стали избирать представителей только одной семьи каждого из родов, что привело к возникновению родовой знати и «патрицианских» семей. Позднее на территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков, значительную часть которых составляли греки. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс («множество»). Плебеи получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Они были свободны, владели землей, занимались торговлей и ремеслом. В процессе смешения с римскими родами и через институт клиентелы плебеи постепенно включались в родовую организацию на ограниченных правах. Клиентела заключалась в том, что знатные люди (патроны) давали покровительство чужакам либо обедневшим гражданам, которые становились их клиентами. Патрон принимал клиента в свой род, давал ему своё имя, выделял часть земли, защищал в суде; клиент должен был во всём подчиняться патрону и обязан был участвовать вместе с его родом в войне.

Благодаря своему выгодному географическому положению Рим быстро возвысился и в VI веке до н. э. возглавил Латинский союз — объединение племен Восточной Фракии.

Седьмым и последним царем Рима был Тарквиний Гордый. Его правление вошло в память горожан как время жестокой тирании. В 509 году до н. э. Тарквиний был свергнут, и было установлено демократическое правление — республика. Вместо царя верховными правителями стали два избираемых на один год из числа патрициев консулы. В их обязанности входило руководство заседаниями Сената и народного собрания, контроль выполнения принятых этими органами решений, распределение граждан по центуриям. Консулы следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед Сенатом.

Первые столетия Римской республики

Латинский союз в VI веке до нашей эры формально признал верховную власть Персидской державы, но сохранял собственное самоуправление. Попытки персов вмешаться во внутреннюю политику Рима вызвали сопротивление и привели в конечном счете к восстанию и отложению Латинского союза от Ахеменидов в период греко-персидских войн. К этому периоду истории относится предание о подвиге Сцеволы.

Подвиг Сцеволы

Юноша по имени Гай Муций, согласно рассказу Геродота, попытался убить персидского сатрапа, осадившего Рим, чтобы вернуть власть Тарквинию Гордому. Муций пробрался в его шатер, но по ошибке убил писца, который был одет дороже и красивее персидского военачальника. Муция схватили, и тогда он объявил, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить вождя персов и Тарквиния. Когда ему стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Муций протянул правую руку в разведённый на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила персов, что пленника отпустили, и с Римом был заключен мир. За потерю правой руки Муция прозвали Сцевола — «Левша».

После провозглашения республики в Риме шла борьба плебеев за равноправие с патрициями. В 494 году до н. э. после очередного отказа Сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору, и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая должность — народные трибуны. Они избирались исключительно из плебеев (первоначально два) и обладали священной неприкосновенностью. Трибуны имели право вмешиваться в деятельность остальных органов власти (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

В 452 году до н. э. плебеи вынудили Сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских должностных лиц (магистратов). Эти законы вошли в историю как «Законы двенадцати таблиц».

В первой половине V века до нашей эры Рим испытывал сильнейшее греческое культурное влияние, которое немного уменьшилось лишь после Пелопонесской войны. В этой войне Рим, ранее находившийся в сфере влияния Афинской державы, выступил на стороне Спарты, что позволило ему подчинить греческие полисы на побережье Мраморного моря и установить контроль над торговлей с городами Понта Эвксинского. С кораблей, проходивших через Босфор, в римскую казну стала взиматься пошлина.

В середине IV века до нашей эры Римская республика потерпела поражение от Филиппа II. Латинский союз был распущен. Позднее римляне приняли участие в походе Александра Македонского на восток.

После смерти Александра Македонского в 325 году до н. э. Рим восстановил свою независимость и воссоздал Латинский союз. Римская республика участвовала в войнах между диадохами и их наследниками, воспользовавшись ими для собственного усиления. В зависимость от Рима постепенно попали Фракия, Мезия и Вифиния.

Путь за объединение под властью римлян эллинистического мира едва не был оборван, когда в 279-277 годах до н. э. на Балканский полуостров вторглись воинственные племена галатов. Фракия была разорена, города Латинского союза были разграблены, сам Рим взят в осаду. Тем не менее попытки штурма города оказались безуспешными. Об одной из атак, согласно легенде, римлян предупредил гогот священных гусей из храма Юноны. В конечном итоге вождь галатов Бренн согласился на заключение мира при условии уплаты огромной контрибуции — тысячи фунтов золота. Взвешивать выкуп, по позднейшему рассказу, пришлось фальшивыми гирями врага. Римляне пытались возражать, и Бренн, с унизительными для них словами «Горе побежденным», положил сверху гирь свой тяжелый меч.

После снятия осады с Рима галаты переправились в Вифинию, царь которой Никомед призвал их для помощи в борьбе со своим мятежным братом и для защиты от государства Селевкидов. Позднее основная часть галатов захватила Пафлагонию, образовав там собственное государство.

Длительное время опаснейшим соперником Рима была Македония, правители которой пытались воссоединить под своей властью земли, завоеванные Александром. Для борьбы с ней римляне заключали военные союзы со Спартой, Египтом, Эпиром. Впрочем, когда царь Эпира Пирр настолько укрепился, что попытался занять македонский престол, Рим выступил уже против него.

В III веке до нашей эры Римская республика вступила в длительное и ожесточенное противостояние с державой Селевкидов, во владения которой входили Сирия, значительная часть Малой Азии, Месопотамия и Иран. Три Сирийские войны закончились присоединением к Риму большей части Малой Азии, столица Селевкидов — город Антиохия — была захвачена и разрушена.

Во II веке до нашей эры Рим проник в западное Средиземноморье и начал завоевание Италии. Это встретило противодействие Карфагена, рассматривавшего Италию и земли к западу от Сицилии как собственную вотчину. Борьба между Римом и Карфагеном затянулась на несколько десятилетий. Не последнюю роль в этом играло внутреннее противостояние в самом Риме.

Гражданские войны в Риме и установление империи

В середине II века до нашей эры население города Рим превысило 200 тысяч человек. Хотя далеко не все из них были полноправными гражданами, прежние способы управления полисом, годные для сравнительно небольшого города, для державы, занявшей территории, на которых могли разместиться несколько средней руки царств, становились все менее эффективными. Римское гражданство имели жители множества выведенных во Фракию и Азию колоний, а кроме того, его получили ряд союзных общин и городов.

Усиление внутреннего противостояния в Риме

Среди самих римских граждан произошло заметное расслоение по богатству. В то время как наиболее видные семьи патрициев и плебеев слились в единое сословие — нобилитет, значительная часть населения беднела, теряла земельные наделы и попадала в зависимость от новой аристократии. В обществе ширилось недовольство меняющимся положением дел, но согласия в том, как разрешить противоречия, не было. Часть римских политиков, ставших известными под именем оптиматов, считала выходом из положения возвращение к «золотому времени ранней Республики», считая достаточным ограничение роскоши для наиболее зажиточных слоев граждан и ограничение крупного землевладения. Оптиматы выступали против практики предоставления римского гражданства союзникам и стремились ограничить гражданские права низших слоев населения. Им противостояли популяры, стремившиеся дать права римских граждан союзникам, выступавшие за расширение прав низших сословий и ограничение аристократии. Борьба между оптиматами и популярами была чрезвычайно ожесточенной, сопровождалась множеством политических убийств и вылилась в череду гражданских войн, приведшим в конечном счете к падению республиканского строя.

Среди наиболее важных этапов кризиса Рима следует отметить земельную реформу братьев Гракхов, начатую в 133 году до н. э. Безземельные крестьяне впервые выводились в колонии, созданные за пределами Фракии и Вифинии; в самой Фракии был ограничен размер имений, созданных на общественных землях, с конфискацией земельных излишков и их перераспределением в пользу безземельных и малоземельных крестьян. Закономерным результатом этой реформы стало убийство Гракхов и ряда их сторонников.

Проникновение в западное Средиземноморье и Первая Пуническая война

Несмотря на все внутренние неурядицы, Рим стал сильнейшей силой в восточном Средиземноморье, в сферу влияния которого вошли Эллада, Малая Азия до Киликии включительно, Восточная Сицилия и Италия.

Италийское царство было основано эпирским царем Пирром после того, как он был вытеснен римлянами из Македонии. Население его составляли потомки греческих колонистов и так называемые италики — коренные жители Апеннинского полуострова, к тому времени в значительной степени эллинизированные. На севере граница царства после нескольких столкновений с этрусками установилась по реке Тибр. На юге Пирриды пытались закрепиться в Сицилии, но этому противодействовал крупнейший полис острова — Сиракузы, ставшие союзником римлян. Под власть Сиракуз перешла восточная часть Сицилии, а западная Сицилия стала владением Карфагена.

Карфаген, основанный финикийцами город-государство в северной Африке, к середине II века до нашей эры достиг наибольшего могущества. Его владения включали побережье Африки от границы с Киренаикой до Геркулесовых столпов, запад Сицилии, Сардинию, Корсику и Балеарские острова, а также большую часть Испании и южное побережье Галлии.

В 112 году до н. э. Карфаген, воспользовавшись мятежом наемников в Сиракузах, попытался захватить восточную Сицилию. Царь Сиракуз обратился за помощью к Риму. Так началась Первая Пуническая война.

Война продолжалась пятнадцать лет и шла с переменным успехом. В то время как римская армия обладала превосходством на суше, карфагенский флот первоначально был сильнее римского. Римляне на море должны были опираться на союзников — греков, которые после вступления Италии в войну на стороне Карфагена стали менее надежными. Риму пришлось усиливать свой собственный флот и устанавливать более плотный контроль над союзниками. В частности, на все их корабли назначались римские офицеры, а команды усиливались абордажными группами из римлян.

Римляне разбили карфагенян на Сицилии, нанесли поражение Италийскому царству, а после нескольких побед на море высадились в Африке, принудив в 97 году до н. э. Карфаген к миру.

Впрочем, еще одной причиной затягивания войны называли продажность римских сенаторов, которой объясняли, в том числе, чрезвычайно легкие условия мира для Италии, сохранившей все свои владения. В результате общественного возмущения оптиматы, стоявшие тогда у власти, были повержены, а консулом Рима с диктаторскими полномочиями стал Гай Марий, командовавший римской армией в Африке.

Реформы Гая Мария

В правление Мария, избиравшегося консулом в последние годы войны несколько раз подряд, была проведена военная реформа. Римские граждане, не имевшие земли, были включены в число подлежащих призыву; была произведена унификация вооружения, которое теперь покупалось государством, а не самими легионерами. Средний размер легиона увеличился с 4200 до 5000-6200 человек, при этом его обоз был уменьшен, что позволило сделать армию более мобильной. Подготовка солдат стала более интенсивной за счет форсированных маршей, занятий бегом, приглашения инструкторов из гимнасиев. Для укрепления воинского духа каждый легион получил орла на древке в качестве официального символа.

Под давлением Мария Сенат принял закон, по которому легионеры после окончания службы должны были получать землю; для этого в Мезию, Македонию, Иллирию, Лидию и Фригию выводились колонии из отставных солдат.

После окончания войны Марий был оттеснен от власти Сенатом и на время ушел из большой политики, куда вернулся после начала Италийской войны.

Италийская, Спартаковская и Вторая Пуническая войны

Италийская война началась в 91 году до н. э. после попытки царя Италии Александра V присоединить Эпир, откуда происходил основатель династии. После нескольких поражений от римлян, в условиях угрозы на северной границе со стороны варварских племен тевтонов и кимвров, захвативших в начале I века до нашей эры Малую (Предальпийскую) Галлию, в 88 году до н. э. Александр V запросил мира, признав себя «другом и союзником римского народа», несмотря на то, что годом ранее войну против Рима начали Карфаген и Боспор.

Боспорский царь Спартак VII (по другим источникам, Спарток) претендовал на владения Понтийского царства после пресечения там династии Митридатов. Поскольку римляне этому противились, Спартак заключил тайный союз с Карфагеном и направил «доверенных людей» в греческие города Эллады и Малой Азии, разжигавших там антиримские настроения. В 89 году до н. э., воспользовавшись отвлечением значительной части римских сил на войну в Италии и Сицилии, Спартак захватил Понт и затем высадился под стенами Рима — впервые после Антиоха III. Надежды Спартака на всеобщее восстание эллинов, однако, оказались несбыточными — для сохранения верности греческих городов Сенату оказалось достаточно дать им римское гражданство. Эллины при этом были приписаны лишь к 10 новым трибам (их общее число к тому времени достигло 35), и таким образом, не были допущены к реальной власти. В то же время взаимная связь Рима и греческих городов значительно упрочилась. Рим терял своё исключительное положение и становился primus inter pares — первым среди равных. В самом городе, как полагают, именно с этого времени греческий язык начал вытеснять латынь из бытового обращения.

В 85 году до н. э., после вторжения в Понт войска Великой Армении, Спартак был вынужден признать свое поражение, хотя ему удалось сохранить свои довоенные владения в Тавриде. Высвободившиеся армии римляне направили в Африку, где продолжалась Вторая Пуническая война.

Карфаген начал боевые действия с высадки в 89 году до н. э. на Сицилии. Несмотря на, казалось бы, благоприятную политическую обстановку, война для карфагенян шла малоуспешно — римские войска из Италии были переброшены в Сицилию, несколько легионов из самого Рима высадились в Испании и Африке, и они не были отозваны, даже когда Спартак стоял под стенами Вечного города. А после окончания Спартаковской войны поражение Карфагена стало только вопросом времени — и в 82 году до н. э. осажденный Карфаген попросил мира, по итогам которого потерял все свои владения за пределами Африки.

Сардиния, Корсика, Балеарские острова, южное и восточное побережье Испании, а также побережье Галлии от Пиренеев до Родана стали новыми провинциями Римской республики. Между тем в Риме немедленно после победы над внешними врагами обострилось внутреннее противостояние.

Гражданская война 82 года до н. э. и диктатура Сертория Магна

В том же 82 году до н. э. народный трибун Публий Сульпиций, сторонник умершего к тому времени Гая Мария, выдвинул законопроект, предлагавший распределение вольноотпущенников и только что получивших римское гражданство эллинов по всем трибам для того, чтобы уравнять их в правах со «старыми гражданами». Реализация этого закона практически означала переход власти к этим «новым гражданам», поскольку они уже составляли большинство полноправного населения республики. Консервативно настроенные «старые граждане» восприняли предлагаемую реформу как ущемление своих привилегий и организовали мятеж, во главе которого встал полководец Луций Корнелий Сулла.

Квинт Серторий Магн. Раскрашенный бюст

В ходе мятежа Сульпиций и другие видные марианцы были убиты, против их сторонников начался террор. Началась гражданская война, в которой силы, противостоявшие сулланцам, возглавил Квинт Серторий. Он был ветераном нескольких войн, в которых отличился личной храбростью, и пользовался популярностью. Незадолго до суллианского мятежа он выдвинул свою кандидатуру на пост народного трибуна, но не был избран из-за противодействия Суллы, что воспринял как личное оскорбление. Серторий, набрав армию в Азии и Элладе, высадился во Фракии, где в ходе трех сражений разгромил мятежников, а после восстания популяров в Риме занял город. Солдаты провозгласили Сертория своим императором. Вслед за этим Сенат, с подсказки Сертория, назначил его диктатором — «до тех пор, пока Рим, Фракия, вся римская держава, потрясённая междоусобными распрями и войнами, не укрепится».

Основная статья — Квинт Серторий Магн

Сенат предоставил ему право казнить смертью, конфисковать имущество, основывать колонии, строить и разрушать города, давать и отнимать престолы; все мероприятия Сертория как в прошлом, так и в будущем, признавались законными. Кроме того, постановлением Сената Квинту Серторию был присвоен агномен (добавление к имени) Магн — «Великий».

Придя к власти, Серторий Магн начал репрессии — проскрипции — против своих политических противников. На Форуме были вывешены таблички с именами «врагов римского народа» и обоснованиями приговора. Проскрипционные списки включали сначала 80 человек, позже число «врагов римского народа» достигло 500 человек. Основной удар пришелся, однако, не только и не столько на оптиматов, сколько на радикальных сторонников обеих враждебных партий. В целом Серторий Магн стремился к «умиротворению» римлян, и пламенных «борцов за справедливость», независимо от того, в чем заключались их представления о справедливости, ждала печальная участь.

В своих реформах Серторий Магн стремился учесть интересы как «новых граждан», приведших его к власти, так и коренных римлян. Реформа, предлагавшаяся Сульпицием, была проведена частично, и «новые граждане» были зачислены лишь в 20 триб из 35, что хотя и давало им реальную власть, при решении важных проблем вынуждало их сотрудничать со «старыми гражданами». Серторий Магн пополнил Сенат, в состав которого были введены ветераны, отличившиеся в последних войнах и подходящие по имущественному цензу, а также наиболее видные представители сословия всадников. Общая численность сенаторов при этом достигла 300 человек.

Римская республика при Сертории столкнулась с Великой Арменией, царь которой Тигран II претендовал на гегемонией над значительной частью Передней Азии, а также укрыл бежавших из Рима мятежников во главе с Суллой. Последний взамен на свое возвращение к власти пообещал Армении значительные территориальные уступки. В 81 году до н. э. армянская армия во главе с самим Тиграном II вторглась в так называемую Малую Армению, входившую в состав Понтийского царства, в конце Спартаковской войны обращенного в римскую провинцию. Пропретор Луций Корнелий Сципион Азиатский в битве под Никополисом был разбит и бежал, большая часть Понта была захвачена. В Боспорском царстве проармянски настроенная часть местной знати после провала заговора подняла мятеж против царя Спартака, но при поддержке Рима мятежники были разгромлены. Вслед за этим Тигран развернул наступление на союзные Риму Каппадокию и Сирию, свергнув каппадокийского царя Ариобарзана и захватив северную часть Сирийского царства, включая ее столицу — город Самосата, после чего вторгся в римскую провинцию Киликия. Однако в битве у Киликийских ворот римляне под командованием Луция Валерия Флакка нанесли армянам поражение. Это позволило Риму выиграть время, необходимое для формирования новых легионов взамен потерянных в начале войны. Поражение Армении теперь стало лишь вопросом времени. Во главе римских войск, ведших боевые действия в Понте и Малой Армении, встал полководец Гай Марий Младший — сын бывшего диктатора. Несмотря на свою молодость, Гай Марий Младший показал себя выдающимся полководцем, нанеся Тиграну ряд поражений. В 76 году до н. э. римляне под стенами города Тигранакерт одержали решающую победу над Арменией. Город, основанный за год до этого как будущая столица Великой Армении, был сожжен, а его население, значительную часть которого составляли захваченные в Малой Азии греки, было вывезено в Каппадокию и Киликию. После этого разгрома Тигран II был вынужден просить о мире. Хотя главные цели римлян и не были достигнуты: Сулла бежал уже в Парфию, а Армения сохранила выход к Понту Эвксинскому, присоединив часть бывшего Понтийского царства, завоевательным амбициям Тиграна II отныне был положен предел.

В 77 году до н. э. Карфаген, воспользовавшись отвлечением Рима на войну с Арменией, вновь попытался отвоевать у римлян Испанию и острова западного Средиземноморья. В 73 году до н. э. в Италийском царстве при поддержке Карфагена произошел дворцовый переворот. Новый царь Пирр VI объявил войну Риму, однако военные действия развивались для него крайне неудачно: ряд городов и значительная часть армии перешли на сторону римлян, которые за считанные месяцы захватили большую часть Италии. В 71 году пал последний оплот антиримских сил — город Бовиан. С этого времени Италия стала римской провинцией, при этом города, перешедшие на сторону Рима в начале войны, получили римское гражданство.

Военные столкновения между Римом и Карфагеном развернулись на территории Сицилии, Италии, Испании и Африки. Несмотря на первоначальные успехи Карфагена, преимущество очень быстро перешло к римлянам, которые теснили карфагенян на всех фронтах. Даже смерть Сертория Магна в 68 году до н. э. этому не смогла помешать.

Смерть Сертория спровоцировала распрю в Риме между его сторонниками и противниками. К этим двум группировками принадлежали и консулы — Квинт Марций Рекс поддерживал серторианцев, а Квинт Цецилий Метелл, принадлежавший к пережившим проскрипции антисерторианцамбезуспешно попытался воспрепятствовать торжественному погребению Сертория. В Риме был объявлен траур, на время которого вся политическая деятельность и все судебные процессы были приостановлены. Умершему диктатору были предоставлены две исключительных привилегии — на кремацию и захоронение в черте города, на Марсовом поле, где ранее хоронили только царей. Погребальная церемония, организованная за государственный счет, была проведена чрезвычайно пышно и произвела неизгладимое впечатление на современников.

Жизнь республики после Сертория

Серторий не оставил официального преемника на посту диктатора. По мнению его противников, он стремился избавиться от любых возможных соперников и не терпел самостоятельных политиков рядом с собой. В то же время его сторонники, ссылаясь на высказывания самого Сертория, указывали, что он считал собственную диктатуру чрезвычайным явлением, которое ни в коем случае не должно было стать нормой. Более того — он якобы собирался оставить диктаторский пост по завершении войны с Карфагеном. Так или иначе, но после его смерти новый диктатор не был назначен, и властные полномочия вернулись к консулам и Сенату.

В 63 году до н. э. римская армия взяла Карфаген после длившейся несколько месяцев осады. Часть его бывших владений стала провинцией под названием Африка, другая часть стала независимым и союзным Риму царством Нумидия.

После завоевания Италии и Африки в эти страны, как и в другие римские провинции, устремился поток переселенцев из центра Римской державы. Одна из созданных ими колоний, основанная в низовьях реки Тибр выходцами из самой столицы и ее окрестностей в 53 году до н. э., даже получила название Новый Рим (Roma Nova). Впрочем, это пышное название не прижилось, и в историю этот город вошел под названием Авентин — по имени холма, на котором были возведены первые укрепления.

С окончанием диктатуры Сертория, казалось бы, вернулись «золотые времена» республики. Новые законы не позволяли слишком юным и горячим гражданам занимать важные и ответственные посты, на которых они могли бы натворить дел, было достигнуто равновесие между «старыми гражданами» и «новыми людьми», сам Рим, как когда-то Македония, превращался в лидера эллинского мира. Но самая главная проблема — несоответствие республиканских способов управления державе, раскинувшейся уже на все Средиземноморье, так и не была решена. Хуже того, из-за чрезвычайно сильного влияния армии на общество не было установлено ограничений для военачальников, желающих занять магистратуры. К несчастью, Серторий собственным примером показал честолюбцам и то, что в республике возможно удерживать практически неограниченную власть, и способ, как ее добиться.

Так, в 63 году до н. э. консулом Марком Туллием Цицероном разоблачается заговор Катилины — попытка части римского нобилитета во главе с пропретором Африки Луцием Сергием Катилиной захватить власть. Катилина, после того как заговор был раскрыт, поднял открытый мятеж, но был разгромлен и убит в бою. Республика снова была спасена… но ненадолго.

Первый триумвират

В 60 году до н. э. популярные римские политики и полководцы — Гай Юлий Цезарь, Гней Помпей Магн и Гай Марий Младший — заключили тайный союз, вошедший в историю как Первый триумвират.

Организатором триумвирата выступил Цезарь, только что вернувшийся из Дальней Испании в должности пропретора. У стен Рима ему пришлось выбирать между триумфом, на который он надеялся, и консульством. Претендент на триумф не имел права пересекать священные границы города (померий) до его начала, а для регистрации кандидата в консулы требовалось личное присутствие в сенате. Цезарь просил сенат сделать для него исключение и позволить выставить свою кандидатуру его друзьям, но этого не дали сделать его политические противники. После этого Цезарь отказался от попыток получить и триумф, и консульство сразу, и вошёл в Рим, чтобы выставить свою кандидатуру в консулы. В это же время Цезарь вступил в тайные переговоры с Помпеем и Марием о создании политического союза: в обмен на их поддержку он обязывался провести несколько законов в их интересах, которые ранее блокировались сенатом. Несмотря на то, что Помпей и Марий давно враждовали и даже препятствовали проведению законов в интересах друг друга, Цезарю удалось их примирить.

Цезарь благодаря поддержке Мария и Помпея был выбран консулом на 59 год до н. э. В то же время, его коллегой стал ставленник сената Марк Кальпурний Бибул, с которым Цезарь вступил в непрекращавшийся до окончания их совместного консульства конфликт. Цезарь провел закон о разделе земли между неимущими и ветеранами и о выводе колоний, причём второй консул Бибул даже не был допущен на форум. Также Цезарь утвердил сделанные Марием в Азии распоряжения, которые ранее отказался утверждать сенат. Несмотря на традиционный принцип коллегиальности, Цезарь фактически узурпировал власть и перестал созывать сенат, так что некоторые стали даже именовать 59 год «годом Юлия и Цезаря».

По окончании консульства Цезарь добился, чтобы ему в ранге проконсула доверили управление Италией и Иллириком на 5 лет.

  1. Под Азией в этот период времени понималась только северо-западная часть полуострова Малая Азия — территория Вифинии.
  2. Антиох III безуспешно осаждал Рим в 190 году до н. э., во время Второй Сирийской войны.
  3. В этот период времени титул императора (лат. imperator) мог принять любой полководец, которого признали таковым его солдаты. Этот титул был очень почётным, однако не имел никакого политического содержания.
  4. Традиционно в Риме год получал название по именам двух правивших в этот год консулов.

§ 2. Римская республика

Положение населения. В 509 году до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н. э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II–I вв. до н. э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н. э. был издан закон, ограничивший эту практику.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III–II в. до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н. э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н. э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н. э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права» — права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т. е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только «собственного права».

Государственный строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н. э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н. э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т. п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н. э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н. э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450–451 гг. до н. э.

Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым стали платить жалованье. В III в. до н. э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во II в. до н. э. они составляли уже до двух третей римской армии. В это же время понижается имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность.

Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н. э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н. э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, — крупной политической фигурой.

Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н. э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *