Риторика


Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Упражнения


Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

8 упражнений для тренировки речи

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Страх публичных выступлений


Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

5 способов побороть волнение

Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:

  • Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
  • Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
  • Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
  • Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
  • Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.

Как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.

Даже прекрасно подготовленная речь может быть безнадежно провалена только из-за бездарного ее исполнения и не достигнет коммуникативной цели. Вспомним, что текст почти никогда не оказывает воздействия сам по себе. Огромное значение для восприятия текста имеет то, как аудиторией воспринимается личность оратора. И здесь равное значение имеет и то, как личность оратора проявляется в его речи, и внешний облик говорящего, и его манера произнесения речи, что объединяется в понятии «образ ритора».

Исторический пример

Рассмотрим, как проходила встреча адмирала А. В. Колчака с возглавляемыми им белыми войсками на фронте Гражданской войны в Сибири. Дневник генерала А. П. Будбсрга рисует такую картину: «При посещении ижевцев впервые видел адмирала перед войсками; впечатления большого начальника он произвести не может; говорить с солдатами он не умеет, стесняется, голос глухой, неотчетливый, фразы слишком ученые, интеллигентные, плохо понятные даже для современного офицерства. Говорил он на тему, что он такой же солдат, как и все остальные, и что лично для себя он ничего не ищет, а старается выполнить свой долг перед Россией. Он роздал много наград, произвел десятки офицеров и солдат в следующие и офицерские чины. Привез целый транспорт разных подарков, но сильного впечатления не произвел. Он не создай для таких парадных встреч; вместе с тем я уверен, что если бы он объехал стоянки частей, посидел бы с солдатами, запросто пообедал, удовлетворил бы несложные вопросы и просьбы, то впечатление бы осталось глубокое и полезное».

Начальник штаба ижевцев А. Г. Ефимов вообще заметил, что адмирал «старался объяснить цель борьбы с большевиками, хотел что-то сказать о положении рабочих, но смешался и смутился». Сердобольные солдаты, видя такой конфуз Верховного Правителя, «постарались выручить адмирала»: «Не надо говорить», «мы вам верим», — слышались голоса из строя. Неизвестно, что в этом случае хуже для горе- оратора: молчание массы или такие вот утешительные реплики.

Приведенный пример свидетельствует о важности учета требований, предъявляемых к технике речи (или, менее удачно, к вербальным средствам общения) и невербальным средствам общения в процессе произнесения речи.

К показателям, характеризующим технику речи, относятся дикция, сила, высота, тембр голоса, темп речи, интонационный рисунок.

Дикция означает правильность произнесения звуков. Оратора с плохой дикцией можно уподобить человеку со скверным почерком. Как ни трудно бывает читающему разобрать каракули, он все же имеет возможность возвратиться к непонятому слову; слушатель этой возможности зачастую лишен. Следует всегда помнить о необратимости устной речи и повышенных требованиях, которые она предъявляет к качеству произнесения звуков и их сочетаний.

Основные произносительные ошибки, не связанные с врожденными дефектами речевого аппарата, приходятся на невнятное произношение («проглатывание») начала или окончания слова. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово же с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами», — так комментировал эти недочеты в дикции К. С. Станиславский.

Особенно это заметно при произнесении хорошо известных оратору общих мест выступления, не вызывающих особенного интереса или не выигрышных с точки зрения содержания. Как ни странно, к таким местам нередко относится и собственная фамилия, знакомая человеку с детства. Не следует, однако, думать, что она так же хорошо известна окружающим. Имя выступающего, громко и четко произнесенное, становится его визитной карточкой, средством самопрезентации, свидетельствует об уверенности в себе. Это особенно важно для преподавателя

Неуверенный в грамматической и произносительной правильности речи человек также стремится как можно быстрее и невнятнее произнести «сомнительные» места, что, однако, только привлекает к ним внимание аудитории.

Сила голоса зависит от чисто психологической уверенности в себе и эмоционального подъема. Если оратор хочет быть услышанным, он должен говорить, конечно, сильно и звучно. Достаточно послушать учащегося, которому достался «счастливый» билет на экзамене, чтобы понять, как нужно говорить. Речь его звучит громко и уверенно, отвечает он с подъемом и силой. Эмоциональный подъем можно вызвать перед выступлением, запретив себе думать о постороннем, целиком настроившись на предстоящую встречу со слушателями.

Говоря о высоте голоса, следует помнить, что очень высокий тон голоса раздражающе действует на барабанные перепонки слушателей, вызывая их преждевременное утомление. Высокий голос в том числе свидетельствует о волнении говорящего, поскольку голосовые связки — те же мышцы, которые рефлекторно напрягаются при стрессовом состоянии психики. Кроме того, чрезмерно напряженный, высокий голос таит для оратора опасность в самый неподходящий момент «дать петуха», т.е. сорваться на высокой ноте, что обычно производит самое комическое впечатление.

Тембр голоса, т.е. звуковая его окраска, у каждого человека индивидуален. К наиболее распространенным недостаткам тембра относится хрипота и гнусавость; речь с указанными недостатками производит неприятное впечатление на слушателей. Заметим, что недостаток речи адмирала Колчака из приведенного примера заключался в глухоте голоса, т.е. относился к изъянам тембра. Часто на тембр голоса оказывает негативное влияние болезненное состояние органов дыхания. Однако глухой тембр голоса может и свидетельствовать в глазах аудитории о неуверенности оратора в предмете своей речи или его незаинтересованности в ее результатах. Установления коммуникативного контакта в этом случае трудно ожидать.

Темп речи — скорость произнесения слов варьируется в зависимости от условий речевой ситуации, психологического состояния и национальной принадлежности оратора. От темпа речи, который в среднем для русского должен составлять 100—110 слов в минуту, во многом зависит и дикция. Слитком быстрая речь вызывает быстрое утомление; слушатели, не успевая за развитием мысли оратора, теряют к ней интерес. Другую крайность представляет слишком медленная, «вязкая» речь, сопровождающаяся эффектом бубнения. Складывается впечатление, что выступающий тяготится своим выступлением, а материал речи ему неинтересен. В таком случае возникает ситуация, описанная А. П. Чеховым: «Лектор медленно засыпал; аудитория намного его опередила». Средний темп речи, однако, не должен приводить к монотонности, необходимо замедлять его в важных или трудных для восприятия местах.

Богатство интонаций тесно связано с выразительностью речи. Чем длиннее речь, тем большим интонационным разнообразием должна она отличаться. Выразительное произнесение речи дольше сохраняет «работоспособность» слушателя, эмоционально «заражает» аудиторию, способствует лучшему пониманию смысла речи; внушение и волевое воздействие осуществляются в основном через интонацию.

Исторический пример

Обратимся к классикам русской сценической речи. К. С. Станиславский писал: «Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри. И вот эту душу слов, из которых складываются фразы, формируется текст, его внутреннее содержание, смысл, говорящий должен уметь раскрыть, передать другим, используя все богатство интонации, ее мелодию».

К невербальным средствам общения, владение которыми тем более важно для оратора, что они выражают неконтролируемое сознанием психическое состояние говорящего, относятся поза, жесты, мимика, взгляд.

Невербальные средства общения важны тем, что благодаря им оратор «читает» свою аудиторию. Верно и обратное, аудитория по ним также «читает» оратора. Контролировать невербальный канал оратору тем сложнее, чем больше внимания он уделяет тексту или презентации речи. Следить за собой в этом случае становится значительно сложнее.

Поза, т.е. положение тела во время выступления, не должна быть напряженной и скованной.

Лицейский учитель А. С. Пушкина, автор одной из риторик А. И. Галич учил: «Приличия запрещают грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать». В справедливости этого замечания можно убедиться во время сессии, наблюдая за учеником, «плавающим» в вопросе экзаменационного билета. «Исходное положение» оратора во время произнесения речи можно описать словами М. В. Ломоносова из его «Краткого руководства к риторике»: «Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не потребляют».

В научно-педагогической коммуникации, выступая с речью, ни в коем случае не следует полностью уподобляться актеру на сцене, который говорит каждым своим движением, каждым положением тела. Развернутые плечи, высоко поднятая голова символизируют силу и уверенность говорящего. Выпрямленное положение тела важно еще и для того, чтобы воздух, выходя из легких и колебля голосовые связки, не встречал преграды в виде опущенного подбородка, пережимающего трахею. Сильного звука голоса в этом случае ожидать не приходится.

Такой «осанковатый», по выражению М. В. Ломоносова, вид пристоен только при выступлении с речью перед большой аудиторией; совсем другие требования к позе предъявляются в межличностном общении, протекающем, например, в форме беседы. В таком случае следует до определенной степени «копировать» позу собеседника, подчеркнуто ставя себя в равное положение с ним, конечно, в том случае, если собеседник держит себя в рамках этикета и соблюдает правила поведения.

Жесты, или язык знаков, служивший своеобразным эсперанто у многих народов, например у американских индейцев, значительно более древнее средство общения, нежели речь. Значение правильной жестикуляции для оратора огромно. Когда Демосфена спросили: в чем секрет ораторского искусства, он ответил: «Жесты, жесты, жесты!» Все человеческие чувства и эмоции проявляются не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жест в сочетании со словами усиливает эмоциональное воздействие речи, способствует лучшему ее восприятию. Кроме того, жесты выполняют весьма важную функцию — отвлекают внимание аудитории от лица оратора, косвенно способствуя «разгрузке» и снятию напряжения, характерного для длительного зрительного контакта «глаза в глаза».

По назначению различают ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические жесты.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, иллюстрируют замедление или ускорение речи — все то, что обычно также передается интонацией.

Указательные жесты используются, когда нужно быстро привлечь внимание в нужном направлении, например к наглядному пособию или слайду презентации.

Изобразительные жесты обычно появляются в случаях:

  • — когда не хватает слов, чтобы полностью передать характерные особенности предмета речи;
  • — когда одних слов становится по каким-либо причинам недостаточно (повышенная эмоциональность, нервозность, неуверенность);
  • — когда необходимо усилить впечатление на слушателя.

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, например: «стукнуть кулаком по столу».

Примером символических жестов могут служить поднятый вверх большой палец (все отлично!), покачивание сцепленными накрест кистями рук (дружба), сжатая в кулак рука, поднятая на уровень плеча (солидарность), воинское приветствие и т.д.

В то же время не все жесты производят благоприятное впечатление. Плохо, если в жестах отражается какая-либо дурная привычка человека. Многие помнят, как в 2008 г. на глазах многомиллионной телевизионной аудитории президент Грузии М. Саакашвили задумчиво жевал собственный галстук. Так называемые механические жесты (потирание рук или поминутное протирание очков, откручивание пуговицы костюма, повышенное внимание к положению узла галстука), отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе; таких жестов нужно избегать, тщательно контролируя поведение во время выступления.

Мимика — движение лицевых мускулов, выражающее эмоциональное состояние. Оратору следует помнить, что из шести основных мимических кодов только два несут положительный заряд: радость и удивление. «Улыбка, — писал Д. Карнеги, — ничего не стоит, но много дает. Она… порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей». Старайтесь всегда нести слушателям положительные эмоции!

Настроение оратора имеет большое значение для эмоционального заражения аудитории. Вспомним стремление софистов воздействовать на чувства слушателей. Общность переживаемых оратором и аудиторией чувств легко перерастает в общность мыслей. «Одним из сильных средств придать своей речи впечатление уверенности и правоты является бодрое, почти веселое настроение», — отмечал А. В. Миртов.

Стало сакраментальным утверждение со ссылкой на психологические исследования, что эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики говорящего, на 38% — от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7% — от содержания речи. Но это так. Прежде чем начать говорить, попытайтесь первым делом улыбнуться и окинуть взглядом аудиторию, — в подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что люди настроены по отношению к вам доброжелательно. Важно быть приятным аудитории; неприязнь публики к оратору имеет тенденцию распространяться на содержание его речи.

Взгляд во время произнесения речи должен быть направлен на аудиторию. Не рекомендуется все время читать текст с листа; опущенный взгляд, «уткнувшийся» в текст, исключит возможность наблюдения за реакцией аудитории; тем самым прервется обратная связь между оратором и слушателями. Еще хуже читать текст слайда, повернувшись боком или спиной к аудитории. Не задерживайте взгляд на доске или слайде, старайтесь следовать правилу: «коснитесь, повернитесь, говорите» (по М. Аткинсону).

Во время произнесения речи периодически окидывайте взглядом находящихся перед вами людей. Ошибочным будет обращаться все время к одному и тому же слушателю, который, как кажется оратору, лучше понимает его или просто вызывает большую симпатию. Каждый человек должен хотя бы раз на протяжении речи почувствовать, что оратор обращается лично к нему.

Произнесение ораторской речи помимо силы ума и силы воли требует немало физических сил. Древнегреческий историк Фукидид приводит пример некоего члена совета старейшин Спарты, который во время произнесения речи упал под действием старческой немощи. Владимир Высоцкий после каждого выступления на сцене в знаменитом спектакле «Гамлет» терял по несколько килограммов веса. Так что совершенный оратор вполне может считаться не только совершенным интеллектуально, но и, как полагали древние, гармонично развитым человеком.

Исторический пример

Любопытное описание оставил очевидец о трибуне Октябрьской революции Л. Д. Троцком: «Краткие… точные и яркие фразы, одна одной удачнее, одна одной пламеннее, всегда четкие, — слышны во всех уголках аудитории, как бы ни был велик зал. Троцкий «подает” каждое свое слово, каждое выражение. Он не глотает слов, не возвращается назад, потому что никогда не теряет нити своей мысли… Вернее — он весь подчинен своей мысли, своей внутренней логике. Я думаю, нет человека, который был бы так гармонически создан, как Троцкий».

Как видим, еще совсем по историческим меркам недавно люди также воспринимали настоящего оратора совершенной личностью. Приведенный отрывок одновременно может служить кратким пособием по произнесению речи.

Хрестоматийный пример Демосфена являет нам, как человек одной силой воли может изменить недостатки своей природы в стремлении стать совершенным оратором. Родившись хилым и слабым, со впалой грудью и соответственно слабым голосом, к тому же шепелявым, Демосфен вырабатывал технику речи, произнося свои речи при шуме морского прибоя, положив в рот маленький камушек. Так, помимо развития силы голоса, он вырабатывал и безупречную дикцию. Дурную привычку дергать плечом во время выступления он исправлял, подвешивая над плечом меч. Когда плечо начинало предательски подергиваться, острие меча больно кололо Демосфена. Со временем он избавился и от этого своего недостатка.

Таким образом, необходимо отдавать ясный отчет в том, что произнесение речи всегда сопряжено с огромным напряжением интеллектуальных и физических сил, готовиться к выступлению с речью нужно, как к исполнению одной из ответственнейших обязанностей. Одновременно можно быть твердо уверенным, что при должном учете требований, предъявляемых к произнесению речи, любой человек способен выработать в себе навыки настоящего оратора.

  • Дивизия, сформированная из восставших рабочих Ижевского завода, наиболее стойкоесоединение белых.

Слово «риторика» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «ораторское искусство». Главными действующими лицами в риторике считаются ритор и оратор. Ритор – человек, который прекрасно владеет и разговорным языком, и теорией, часто является преподавателем этой дисциплины. Слово «оратор» (лат.говорить, молиться) имеет два значения: 1) человек, произносящий речь, выступающий с докладом; 2) человек, мастерски владеющий искусством слова. Красноречие – синоним риторики.Классическая античная традиция рассматривала риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), «искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан). В русской традиции риторика определяется как «учение о красноречии» ”. В первой неизданной рукописи «Риторики” 1743 года М.В. Ломоносов определяет: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.

В 1748 году М.В. Ломоносов вводит слово «красноречие”, назвав свое сочинение «Краткое руководство к красноречию”. Так Ломоносов утвердил в русской науке слово «красноречие”, под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – «учение о красноречии вообще”, «наука изобретать, располагать и выражать мысли”.

Можно ли ставить знак равенства между красноречием и ораторским искусством? А. Ф. Кони различал эти термины. Под красноречием он понимал «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений». Ораторское же искусство, по утверждению А. Ф. Кони, представляет собой умение говорить грамотно и убедительно. А. Ф. Кони полагал, что красноречие-природное дарование, развиваемое трудом, а ораторскому искусству можно учиться и человеку, лишенному природного дарования. Определение «ораторского искусства» как искусства звучащего слова, устной речи, как искусства убеждать и побуждать к действию массы слушателей подтверждает обоснованность того, что при исследовании ораторской речи на первый план выдвигается проблема управления деятельностью людей посредством речи, ибо ораторская речь — это речь, создаваемая с целью убеждения. Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи — неотъемлемая черта современного юриста.. Ораторское искусство, по его мнению, «всегда есть напряженное эмоционально-интеллектуальное творчество, воплощаемое посредством звучащего слова». Думается, что следует согласиться с данным мнением, ведь ораторское искусство предполагает определенный дар слова, определенные способности, талант к ораторству. Однако если к ораторству нужно иметь талант, то можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные судебные речи? Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность.

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие, которое представлено жанрами: 1) речи представителей истца и ответчика в гражданском и арбитражном процессах, 2) обвинительная и защитительная речи в уголовном процессе, 3) реплика, 4) напутственное слово председательствующего в суде присяжных. Эти выступления произносятся в сугубо официальной обстановке и выражают одностороннюю позицию судебных ораторов.

На разных этапах развития общества понятие риторики менялось, конкретизировалось с учетом социальных и экономических особенностей, убеждений и взглядов. Современный подход к риторике как творческому процессу обусловлен тем, в основе лежат законы мышления и речи, правила создания текста (речевые жанры) устного и письменного (виды речи). Ораторство — это специфическая сфера творческой деятельности по подготовке и произнесению публичной речи. Это высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение словом. В современном понимании риторика – наука о способах убеждения, эффективных формах влияния через слово на слушателя или аудиторию с учетом особенностей речевой ситуации; наука, изучающая законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности. Поэтому в центре изучения этого воздействия находятся категории утверждения, убеждения, эмоциональной оценки, методы наиболее эффективного воздействия на аудиторию.Изменения в жизни человечества ставят перед наукой новые задачи, требуют разработки новых методик. Говоря о риторике прошлого, настоящего и будущего, следует помнить, что воздействовать с помощью слов можно по-разному. Приказ, закон, обман, пропаганда – все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Все они формулируются и звучат прямо и конкретно с опорой на силу и общественное признание. Более того, обман, реклама, пропаганда – это манипулирование, где принуждение к подчинению чужой воле скрыто.

В случае манипулирования говорящий не проясняет слушателю ситуацию, а запутывает ее. Сообщая неточную или неполную информацию. В случае использования внушения оратор отрезает слушателя от независимых источников информации, знакомит только с одним мнением, подталкивает к ложным выводам. Следует помнить, что манипулирование — оружие обоюдоострое. Не составляет труда обернуть его против манипулятора, опираясь на одну из задач риторики – прояснение обсуждаемой проблемы, в данном случае прояснение самой речевой ситуации. Рано или поздно оратору придется поднимать вопрос этики и морали, взывать к нормам общества. Можно оказаться в положении, когда обман вскроется или против него самого будут использованы те же принципы. Важным субъективным условием возможного манипулирования является наличие в аудитории слушателей с некритическим мышлением (как правило, с низким культурным уровнем и социальным положением), а объективным условием – отсутствие независимых источников информации. Однако знание уловок и приемов манипулирования (по-другому их можно определить как полемические уловки, речь о них пойдет в главе 5) позволяет другим ораторам обратить на это внимание, продемонстрировать аудитории скрытые или искаженные факты, тем самым нейтрализовав манипулятора. Искусство же красноречия должно приводить к добровольному согласию с оратором. Манипулирование сознанием, психологически «тяжелая» обработка словом для риторики не основное направление, однако необходимо знать и это. Знание приемов «черной риторики» научит выявлять, разгадывать и устранять ее влияние.

По определению, данному А.А. Волковым, «риторика- это классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово». Однако сегодня нет единственного подхода к определению риторики. Мы остановимся на определении, предложенном А.К. Михальской: «Риторика — это теория и мастерство целесооб­разной, воздействующей, гармонизирующей речи».

Проанали­зируем это определение.

Риторика действительно представляет собой теорию, так как содержит в себе закономерности возникновения, функ­ционирования и развития способов убеждающего воздей­ствия.

В то же время, риторика — это и мастерство рече­вого взаимодействия разных собеседников, потому, что включает в себя конкретные речевые акты каждой из сторон, кото­рые нельзя закрепить в какой-то алгоритм.

Взаимодей­ствие всегда ситуативно и требует от каждого из собесед­ников личного мастерства в эффективном использовании способов убеждения по тому или иному предмету беседы, публичного выступления, спора и т.д.

Что касается целесообразности речи, то это означает ее соответствие цели говорящего, речевому намерению.

Риторически грамотная и мастерски построенная речь всегда способна пробудить чувства и мысли любого слуша­теля, принуждая его сначала прислушаться к своему собе­седнику, а затем создаст в его мыслях тот образ предмета речевого взаимодействия, который предложит ему говоря­щий. Такая речь способна заставить собеседника не только проявить чувства сопричастности с говорящим, но и под­вигнуть его на активные действия в пользу последнего, а иногда даже изменить свой образ жизни. Мы с уверенностью можем говорить о том, что риторика в практическом воплощении обладает определенной силой воздействия на собеседника.

Риторика для говорящего — это еще и возможность достижения им гармонизирующей речи. Современная риторика, ориентируясь на обеспечение наилучшего взаимопонимания между людьми, конструк­тивное разрешение возникающих противоречий, в первую очередь решает задачу объединения участников обще­ния. В связи с этим в качестве непременного требования к успешной речи для взаимодействующих сторон вводится еще одно условие — гармонизация отношений говорящего и его собеседника.

Риторически грамотная речь должна быть сформирована в соответствии с имеющимися у адресата чертами и свойствами его мышления, как костюм по мер­кам заказчика, иначе она не будет успешной. Каждому ясно, что и с законопослушным гражданином, и с правона­рушителем следует говорить о законности и правопорядке, но разговор следует вести по-разному, разными гармонизи­рующими речами, чтобы можно было достичь положитель­ного результата.

Сегодня риторика – это и наука, и учебный предмет. Это комплексная дисциплина, использующая знания философии (как формы мировоззрения), логики, психологии (наука, изучающая закономерности психики, обеспечивающие взаимодействии человека с окружающей средой), психолингвистики (наука о речевом поведении людей), социологии (наука об обществе), социолингвистики (отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования и развития языка) и конечно же, филологии. Правилами и нормами речевой деятельности ведает ортология, включающая орфографию (отрасль языкознания, изучающая правильное написание слов), пунктуацию (отрасль языкознания, изучающая правильное выделение синтаксических конструкций), орфоэпию ( отрасль языкознания, изучающая произношение). Для риторики знание правил и владение нормами языка обязательно. Поскольку ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без речевой коммуникации, то можно считать риторику универсальной дисциплиной. Она необходима во всех отраслях общественно-политической и культурной жизни страны. Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной граммати­кой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что соз­дание красивой речи невозможно и без обращения к лек­сикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соот­несенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смыс­ловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логично­стью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функциони­рования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содер­жания высказывания, целей, ситуации и сферы общения

Поскольку риторика является наукой, у нее есть предмет и объект.

Предмет риторики- законы, нормы, правила, приемы создания речевого высказывания в процессе общения. Объект риторики- речевое взаимодействие двух и более собеседников, включающее в себя множество компонентов этого взаимодействия.

Актуальность риторики как учебной дисциплины продиктована универсальностью и феноменальностью ее составляющей – языка. Речевая деятельность представляет широкие возможности: от простого общения до создания художественных шедевров. Речь определяет индивидуальность человека, объединяет с коллективом, моделирует поступки, позволяет реализовать идеи. Как часто успех задуманного зависит от речевых навыков человека! Однако к словам следует приложить профессионализм и дисциплинированность.

Общепринято выделять общую риторику (с использованием данных психологии, лингвистики, логики излагаются риторические правила работы над содержанием и композицией речи, приемами публичного выступления) и частные риторики (рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, юридической, научной, педагогической, дипломатической и т.п.).

Роды и виды красноречия. Мы видим, что слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, выделяю следующие роды и виды риторики.

  1. Общественно-политическое красноречие: его предмет – проблемы экономического характера, социально-политического. Это политические речи, митинговые, дипломатические, парламентские выступления, международное обозрение.
  2. Академическое красноречие предназначено для узкого круга специалистов. Для этого рода риторики характерна информационная насыщенность, научный стиль речи. К видам можно отнести научный доклад, лекция, семинар, диспут, полемика.
  3. Судебное красноречие: одно из древних родов риторики. Опираясь на законодательство и отстаивая интересы общества, с.к. имеет целью защиту прав и интересов граждан. Для юридической речи характерны как устная (переговоры в управленческой, коммерческой деятельности), так и письменная (техника юр. письма).

Умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Достаточно вспомнить такие российские имена. Как Анатолий Федорович Кони, Федор Никифорович Плевако, Николай Платонович Карабчевский, Михаил Григорьевич Казаринов, Сергей Аркадьевич Андреевский, Александр Иванович Урусов. Суд – это та инстанция, где от умения опровергать, аргументировать, доказывать порой зависит судьба человека. «Судебные ораторы знают цену слова»,- А.Е. Михневич.

  1. Социально-бытовое красноречие – самый распространенный род риторики, который используется в процессе вербального общения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, юбилейной речи (эпидейктической) произносится по поводу юбилейного события, в связи с презентацией).
  2. Богословско-церковное красноречие (Гомилетика) представляет собой совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Златоуст (334-407), который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. Риторика всегда была обязательным предметом в христианских богословских учебных заведениях.

Понимание специфики каждого рода и вида красноречия дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Изучение особенностей каждого жанра риторики составляет задачу частных риторик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *