Родительская гиперопека

Эксперт: детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт Лилия Алексеенко

Обычно мама новорожденного малыша не сводит с глаз со своего чада: постоянно наблюдает, как он укрыт, хорошо ли дышит, лежит ли в правильном положении, не пора ли сменить подгузник или покормить.

Содержание

Тревожная любовь

Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.

Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.

Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.

В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.

На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.

Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».

Стили воспитания: гиперопека как потворство или доминирование

Гиперопека над ребенком — это не просто каприз или прихоть родителя. Это психологическое проявление, при котором желательно обратиться за помощью к специалисту. Прежде всего потому, что сами родители вряд ли считают особенности своей заботы о ребенке чем-то «неправильным».

С точки зрения психологии, для проявлений гиперопеки характерны две крайности. Первая — вседозволенность, которую специалисты назвали потворствующей гиперопекой в семье. Потворствующие родители разрешают ребенку практически все. Но при этом взрослые не только всегда готовы оправдывать действия ребенка, но также отказываются от собственных потребностей в угоду малышу. Здесь происходит психологическая подмена понятий, когда под лозунгом «Все лучшее – для ребенка!» подразумевается не готовность родителя прийти на помощь, а исполнение всех приказов маленького «царя». В потворствующей семье не прививают эмпатию и сопереживание другим людям. И, разумеется, здесь даже мысли не допускают о наказания за «шалости». «Падишах» растет в атмосфере бурных аплодисментов и восхищения его «талантами, красотой и умом». Исключительность «объекта» подчеркивается буквально на каждом шагу, а о жизненных неурядицах он даже не подозревает, ведь родители делают все, чтобы «защитить любимого». Неудивительно, что ребенок становится зависим от подобного «наркотика» и со временем у него растет желание получать больше и больше. Кроме того, периодические «вылазки» «доморощенного царя» в реальную жизнь доставляют родителям массу неприятностей, а самому «монарху» – нервные потрясения и истерики. Привыкнув постоянно находиться в центре внимания и восхищения, подросший ребенок стремится поддержать это состояние в любом месте и любым способом — вплоть до попыток суицида, если ему в чем-то отказывают.

Другую крайность проявления гиперопеки специалисты именуют доминирующей. Здесь
родители с рождения приучают малыша «не делать»: «Не трогай», «Не стой», «Не ходи» и т. д. Параллельно с запретами работает неусыпный контроль за каждым движением чада, переходящий в тотальную слежку. Ребенка обязуют отчитываться за каждый «вздох», а уж за поручения, данные родителями — особенно. Любые проявления самостоятельности пресекаются на корню: «Даже не пытайся, пока не вырос», «Все равно у тебя ничего не выйдет», «Не сможешь ты так сделать». Если ребенок все же «посмел» совершить попытку и ошибся, его наказывают: «Ведь тебя предупреждали, чтобы ты этого не делал. Не послушался — значит, опять без игр останешься». Здесь происходит та же подмена понятий, только под иным лозунгом: «Безопасность ребенка — превыше всего». Стоит ли удивляться тому, что подобный «контроль за безопасностью» превращает маленького человека в «запуганное животное», которое страдает от зависимостей и необъяснимых страхов.

Гиперопека: последствия и жизнь после тотального контроля

Вряд ли кто-то из гиперопекающих родителей подозревает, что наносит огромный вред ребенку и практически является для него диктатором. Да и сам ребенок не допускает мысли, что мама или папа поступают плохо, ведь «все делается ради него», поскольку сам он «ни на что не способен», «неуклюж», «нерешителен» и т. д. Вполне естественно, что у такого ребенка появляется комплекс вины.

Именно так подростки становятся «трудными», а их родители — «непонимающими». Как проявляются «трудности»? К примеру, ребенок в один прекрасный день может выйти из-под родительского контроля и попасть под другой — дворовый. А тут уж, как известно, существует масса вариантов, начиная от курения и заканчивая преступлением. В противоположность бесконтрольному подростку возможен вариант полной зависимости от родителей: без мамы или папы молодой человек не способен найти друга или вторую половинку, окончив школу — подобрать вуз, профессию, затем — устроиться на работу.

Все эти «трудности» объединяют общие характеристики: неуверенность, безинициативность, безответственность. Впоследствии у человека формируется «выученная беспомощность» – неспособность к улучшению своей жизни, даже если для этого имеются предпосылки. Жизнь такого человека будет намного тяжелее жизни тех, кому с детства привили самостоятельность и чувство ответственности.

Как же начинают зреть подобные качества внутри ребенка в результате гиперопеки родителей? Последствия в классических вариантах можно увидеть на детской площадке. Мама или папа: «Отойди от этих качелей, тебе разобьют голову или испачкаешься, а маме потом все это стирать». А вот классический пример гиперопеки матери : «Если мама говорит, что так делать нельзя – значит хорошие мальчики так не поступают». Или вариант гиперопеки над дочерью: «Ты же девочка – значит должна быть аккуратной и всегда чистенькой. Не лезь в мальчишечьи игры, тебя тут будут обижать».

На самом деле, у ребенка теперь есть только два варианта — либо поступать скрытно от родителей, либо ничего не делать без приказа. Запрещая действовать, родитель открыто сообщает, что ребенок неуклюжий и не справится с поставленной задачей. Иными словами – намеренно занижает его самооценку и воспитывает внутренние комплексы. Кроме того, ребенка лишают возможности узнавать, сравнивать и делать свои собственные выводы из полученных результатов.

Гиперопека: советы родителям

Итак, если вы признали в себе гиперопекающего родителя и хотите изменить ситуацию, с чего начать?

  • Во-первых, с осознания того, что ребенку необходим собственный жизненный опыт. И для его формирования он будет познавать мир, периодически получая удары, испытывая горе, агрессию, переживания, обучаясь оказывать сопротивление и проявлять терпение.
  • Во-вторых, конечно, ребенка нельзя намеренно отправлять в опасные эксперименты и позволять ему «попробовать себя» в криминальных и сопряженных с риском для жизни ситуациях. Родители необходимы для того, чтобы вовремя подстраховать, подсказать — как лучше и эффективнее действовать. Хочет нырнуть в море? Для начала научите его плавать, объясните, как грамотно задержать дыхание и вести себя под водой. Любит лазить по деревьям? Просто стойте внизу и наблюдайте, но без «ой, ты же сейчас упадешь!». Хочет повозиться в грязи и лужах? Почему бы и нет — только предупредите, что для этого надо надеть особый комбинезон и специальные сапоги, которые легко будет отстирать.
  • В третьих, под таким наблюдением и с подобной поддержкой вы сможете воспитать человека, который научится принимать решения, быть смелым, иметь понятие о воле и личной ответственности. Делать это не обязательно только при помощи внедрения в жизнь ребенка форс-мажорных ситуаций: ответственность и решительность можно воспитать и в домашнем труде, и в привитии грамотного отношения к деньгам.

К мальчикам это имеет особое отношение. Ведь чаще всего гиперопека матери над сыном приводит к тому, что мама не позволяет маленькому мужчине помочь ей по хозяйству, сделать покупки, проявить сочувствие, защитить ее от чужой агрессии или хамства. Однако, если вы позволите маленькому мужчине совершать свой выбор и налаживать коммуникации, то уже скоро начнете с восхищением наблюдать, как вчерашний «малыш» сообщает, что «сам выберет себе рубашку под эти брюки» или как он самостоятельно ведет взрослую беседу с продавцом по поводу понравившегося гаджета.

Гиперопека мамы, которая стремится «уберечь малыша» от ошибок и сама «разруливает» его конфликты, не позволяет будущему мужчине получить самое ценное — жизненный опыт. Разумеется, до крайностей доводить не стоит: к примеру, если вы получили информацию о том, что на ребенка нападают в школе или он стал объектом психологической травли, его необходимо защитить и поддержать. А при серьезной ситуации — обратиться в администрацию школы, потребовать прояснения обстоятельств и если надо — заявить в суд или прокуратуру. Однако даже здесь необходимо «разделить полномочия»: вам следует отдельно общаться со взрослой аудиторией (классным руководителем, директором), а ребенку — со своими обидчиками. Единственное, о чем следует напомнить сыну — разбирательство не должно выходить за пределы законных действий. Ваша задача — дать ребенку понимание истинных ценностей. И даже если при этом маленький мужчина совершит ощибку — поддержите его, позвольте «набить собственные шишки» и научиться принимать непростые жизненные решения.

По поводу гиперопеки матери над дочерью можно привести аналогичный пример, когда мама не позволяет девочке делать дома уборку, регулярно готовить обед, совершать покупки, принимать участие в воспитании младших братьев и сестер. «Еще успеешь в браке намучиться», – говорит мама дочке, тем самым создавая у девочки четкую психологическую установку на то, что «брак и ведение хозяйства — это мучение». Как до этого не допустить? Просто разрешите девочке получить первый женский опыт — пусть даже ему сопутствует небольшая горка испорченных продуктов и приготовленный в результате синий неказистый торт. Такой опыт будет не только полезен, но и приятен: ведь лет через десять вы вместе с дочкой будете вспоминать о нем со смехом и теплотой.

Комментарий эксперта:

Гиперопеку обычно проявляют родители, чей ребенок страдает хроническим заболеванием или физическими недугами, перенес стресс. Мамы и папы волнуются, чтобы слабый малыш не перетрудился и особенно не переживал, поэтому и ограждают чадо от любого усилия. Увы, им и в голову не приходит, что подобное поведение мешает маленькому человеку по-своему адаптироваться к жизни. В результате ребенок становится неспособным сделать шаг без помощи родителя, не обладает навыками самозащиты, его постоянно гложут сомнения насчет принятого решения, он считает себя ни на что не годным. Эти ребята растут интровертами, они боятся заводить друзей, поскольку полагают, что приятели постоянно будут их обижать. Как результат — дети приобретают психические расстройства и даже страдают психозами.

Как быть?

Важно разглядеть в собственном ребенке самостоятельную личность. Первые попытки будут трудны — особенно для гиперопекающей мамы. И все же постарайтесь постепенно расширять личные границы ребенка, превращаясь из контролера в наблюдателя. И при любом проявлении инициативы с его стороны оказывайте словесную поддержку: «Видишь — у тебя получается! Ты здорово это сделал!». Это особенно важно, когда вы провожаете ребенка в сад или школу.

Обязательно приучите ребенка к выполнению домашних поручений и постоянных обязанностей. Пусть как можно раньше начинает самостоятельно одеваться, убирать свою постель, вещи и игрушки, относить свою посуду со стола и, возможно, мыть ее, ухаживать за домашним животным, выносить мусор и т. п.

  • Вместе с ребенком составьте его ежедневное расписание: сколько времени он может тратить на уроки, сколько — на отдых и прогулку. Распределите уроки на «сложные» и «простые»: в приготовлении первых ребенок может рассчитывать на помощь родителя, в приготовлении вторых — на свои силы. Однако все должно происходить в рамках графика: если что-то не успел — можно назначить «штраф» (дополнительная уборка или день без гаджета). «Штрафные санкции» необходимо озвучить ребенку заранее.
  • Нерешительного и безинициативного ребенка полезно записать в секцию контактного единоборства — здесь его довольно быстро научат принимать решения в форс-мажорных обстоятельствах и защищать себя. Если ребенок страдает хроническим заболеванием и ему противопоказаны физические нагрузки — будут полезны занятия музыкой или ремеслом: развитие фантазии научит «включать» творческую инициативу и видеть результаты собственных усилий.
  • Позвольте малышу совершать ошибки: даже, если он весь перепачкается в каше, когда будет учиться пользоваться ложкой и тарелкой, в результате он научится делать это самостоятельно.
  • Не доделывайте за сыном или дочерью их работу. Наблюдайте, поддерживайте словом, помогайте, но с небольшими коррективами. И не берите все дело в собственные руки — иначе маленький человек не обретет веру в себя и не поймет, что в него верят родители.
  • Эксперт
  • Последние статьи
  • Обратная связь

Об эксперте: +МАМА

Мы самый дружелюбный сайт для мам и ваших малышей. Вопросы и ответы на них, уникальные статьи от врачей и писателей — все это у нас 🙂

В зависимости от ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и качества времяпровождения с ним внутри семьи специалисты на сегодня различают несколько типов семейного воспитания. Именно оно закладывает основу становления «Я» взрослеющей личности. Иногда внутри одной семьи родители и другие взрослые используют различные методы воспитания ребенка, из-за чего бывает сложно отнести конкретный случай строго к тому или иному типу воспитания.

В современной педагогике существует несколько классификаций типов воспитания детей, большая часть из них делит типы воспитания на гармоничное и дисгармоничные. В первом случае воспитание способствует формированию полноценной личности ребенка. Родители искренне проникаются жизнью, заботами и интересами ребенка без ущерба для себя и близких. Они всячески стараются относиться к нему справедливо, честно и рассудительно. Для ребенка взрослые являются примерами для подражания, он с ними делится, доверяет им, а они отвечают ему взаимностью. В этом случае ребенок вырастает самодостаточной зрелой личностью, умеющей принимать решения, брать на себя ответственность, уверенной в себе, без психологических травм.

Дисгармоничные типы воспитания представляют собой реальную опасность для психического здоровья ребенка, способствуют развитию различных зависимостей, фобий, страхов, неврозов.

Рассмотрим более подробно дисгармоничные типы воспитания. В основу статьи взяты собирательные понятия различных классификаций типов воспитания.

Отвержение

Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

Отличительные характеристики отвержения:

  • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
  • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

Отвержение может проявляться в двух формах:

  • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
  • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

Безразличие (гипоопека)

Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены.

Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе.

Гиперопека

Для гиперопеки характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребенку, вследствие чего у ребенка не формируется чувства ответственности, он безволен, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план.

В случае «болезненности» ребенка, ребенка-жертвы детей часто лечат от мнимых болезней, подразумевая под этим проявление любви. Дети при таком типе воспитания часто имеют различные неврозы.

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Требовательность

К ребенку предъявляются завышенные требования по проявлению следующих моральных качеств:

  • чувство долга или вины;
  • порядочность;
  • справедливость и т.д.

Как правило, эти требования не соответствуют возрасту ребенка. На него возлагают некую мифическую ответственность за благополучие семьи, заботу о родственниках и т.п. В такой ситуации он стремится доминировать и быть лидером. У ребенка появляются неврозы.

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Воспитание вне семьи

Это экстремальный тип воспитания, который может включать в себя все вышеупомянутые типы.

Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.

Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!

Гиперопека родителей проявляется по-разному. Когда ее проявления становятся ярко выраженными – это оказывает негативное влияние на психологическую, адаптационную и социальную ситуацию в жизни ребенка. Чтобы предупредить эти проблемы, родители должны объективно оценивать стиль и методы воспитания своих детей, а также научиться видеть в ребенке отдельную личность со своими мнением и желаниями.

Что такое гиперопека

Гиперопека — это отношения между родителями и детьми, для которых характерно повышенное внимание, чрезмерная забота, тотальный контроль поступков и действий ребенка. Такое поведение возникает у родителей из-за того, что они боятся за детей, расценивают многие вещи как угрозу для их жизни, поэтому и ограничивают свободу действий.

Такое воспитание не приводит ни к чему хорошему: огражденный от многих явлений ребенок не может накопить необходимый для взрослой жизни жизненный опыт, а также не умеет налаживать социальные контакты и делать осознанный выбор.

Чаще всего гиперопеке подвергаются дети, которые имеют заболевания различного типа, и единственные дети в семье.

Причина гиперопеки

Рождение ребенка заставляет родителей планировать, какие навыки, знания и ценности нужно обязательно передать своему чаду. Но зачастую идеальные представления не сходятся с реальностью и интересами самого воспитанника. Родители нарушают личные границы малыша и перебарщивают с воспитанием, не учитывая, что у каждой личности есть свой выбор и своя ответственность за поступки.

Обычно это происходит из-за психологических проблем и комплексов родителей. Заниженная самооценка, тревожность, страхи, склонность к перфекционизму, нереализованность в жизни, неудачи и чувство вины — все это и является основной причиной, которая способствует возникновению гиперопеки.

Особенности проявления

Чрезмерная забота и контроль за ребенком могут проявляться по-разному. В психологии гиперопеку по особенностям проявления разделяют на две противоположные группы: потворство и доминирование.

Потворствующая гиперопека

Родители делают ребенка кумиром семьи, стараются удовлетворить все его капризы, потребности и желания. Принято спасать его от любых возможных бед, решать даже незначительные проблемы, в том числе и делать за ребенка любой выбор.

Такая гиперопека в семейном воспитании приводит к формированию завышенной самооценки, самолюбию, потребности привлекать все внимание на себя и другим истероидным чертам характера. В более взрослом возрасте ребенок настолько зависит от внимания окружающих, что готов даже совершить попытку суицида, чтобы добиться своего.

Доминирующая гиперопека

В семье придерживаются авторитарного стиля воспитания. Ребенок должен соблюдать много установленных правил поведения и запретов. Он не должен ставить слова родителя под сомнение и сопротивляться выполнению приказов. За любую оплошность ребенка наказывают. Родители не рассматривают его как личность: не признают его способности, занижают их, не хвалят за успехи, зато критикуют за каждую мелочь и высказывают свое недовольство. Такой тотальный контроль родители держат, объясняя его: «Безопасность ребенка ценнее всего».

Симптомы

Существует ряд симптомов, по которым специалисты выявляют гиперопеку:

  • запреты на многие виды деятельности, которые направлены на предупреждение негативных последствий;
  • неумение доверять своему ребенку и верить в его способности;
  • контроль всех детских интересов и круга общения;
  • безразличие к мнению ребенка;
  • отсутствие терпения по отношению к действиям ребенка (легче сделать самому).

Диагностика

Самих родителей гиперопека не беспокоит, да и ребенок до подросткового возраста не может объективно оценить и понять, что модель его воспитания переполнена чрезмерной заботой и контролем. Поэтому предположить и диагностировать родительскую гиперопеку могут только специалисты в ходе исследования эмоционально-личностной сферы.

Для этого используются следующие методы:

  • Беседа. Психолог беседует с родителями, узнает особенности воспитания, расспрашивает об их беспокойствах, жалобах, уточняет информацию о заболеваниях и особенностях ребенка. Сложившаяся картина помогает определить наличие или отсутствие гиперконтроля.
  • Наблюдение. Ребенок, находящийся под гиперпротекцией родителей, часто имеет определенные особенности поведения: скованность, тревожность, навязчивые движения конечностей, глаз или губ, немногословность, избегание зрительного контакта со взрослыми.
  • Методика «Рисунок семьи». Ее применение выявляет гиперопеку в случае, если ребенок рисует доминирующего родителя первым, по центру и большого размера. Себя же он изображает где-то рядом, но очень маленьким.
  • Тесты с интерпретациями. В таких методиках ребенок расшифровывает предложенные картинки как ситуацию в своей семье, где преобладает доминирование, опека и постоянный контроль.
  • Опросники. Это метод для родителей, результаты которого помогают сделать вывод о типе воспитания, установках родителей и степени их искажения.

Коррекция гиперопеки

Коррекция гиперопеки должна включать в себя мероприятия по взаимодействию и с родителями, и с детьми.
Осуществляется она с помощью следующих методов:

  • Консультирование родителей. Специалист знакомит родителей с различными типами воспитания, рассказывает об их влиянии на развитие личности ребенка. В процессе таких бесед взрослые должны осознать существующую проблему, определить причины ее возникновения и вред, который гиперопека приносит ребенку.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. На индивидуальных сеансах с родителями рассматриваются ошибки поведения, причины, которые их вызывают, проецируются позитивные и продуктивные ситуации поведения, которые помогут сохранять уверенность, спокойствие и независимость. После завершения сеансов КПТ страхи, тревога и неуверенность родителей должны отступить.
  • Семейные сеансы психотерапии. На них проводятся тренинги по коммуникации, сотрудничеству и взаимопониманию. Целью является выход из взаимодействия в рамках прежней модели воспитания. Родители совместно с детьми выполняют домашние задания, отчитываются психологу о результатах.

Профилактика

Для профилактики возникновения гиперопеки родителям требуется критически оценивать свое психологическое состояние: отслеживать свои страхи и тревоги, избегать переноса своих комплексов и проблем из детства на своего ребенка.

Мамы и папы должны хорошо знать особенности детского развития, в частности, что такое зона ближайшего развития. На ее основе можно выстраивать продуктивные взаимоотношения и позволять ребенку осваивать необходимые социальные и бытовые навыки, а также делегировать ему все больше обязанностей, сокращая степень своего участия.

К чему приводит гиперопека родителей

Родительская гиперопека не приводит ни к чему хорошему, а ее проявления в зависимости от пола и возраста воспитанника могут отличаться.

Матери над дочерью

Гиперопека матери над дочерью не дает им возможности приобрести собственный жизненный опыт и научиться принимать решения. Девочке важно знать элементарные навыки домашнего труда, в независимости от того, пригодятся они ей или нет.

Мать может оберегать дочь от уборки по дому, готовки, совершения покупок и других дел, говоря о том, что она «успеет намучиться с этим в браке». А такая установка создает у девочки четкую связь, что брак и дела по хозяйству — это мучение.

Матери над сыном

Гиперопека матери над сыном приводит к тому, что сын так и не превращается во взрослого ответственного мужчину, готового создать свою семью. Он остается жить с родителями или достается жене в качестве еще одного ребенка.

Очень важно, чтобы мама позволяла сыну взрослеть: делать выбор, самому налаживать коммуникации, помогать по хозяйству. Только так он сможет приобрести жизненный опыт и научится принимать решения.

Над взрослыми детьми

Гиперопека взрослых детей накладывает отпечаток на всю их жизнь. Человек, которого родители сильно опекали в детстве и продолжают опекать даже во взрослом возрасте, имеет мало собственных практических знаний и ценностей. Он очень зависит от установок родителей и не может сепарироваться от них. Люди, воспитанные под таким контролем, обычно строят отношения с окружающими, нарушая все личные границы, как будто душат своим вниманием. Это случается потому, что их социальный опыт ограничен именно такой моделью поведения.

Часто бывает, что созависимый ребенок уже во взрослом возрасте пытается строить свою жизнь, но попытки остаются безуспешными. Если же самостоятельные отношения с другими людьми и быт складываются, то человек начинает чувствовать давление со стороны родителей, потому что он многое «должен» им за годы воспитания (особенно часто наблюдается при гиперопеке матери над взрослой дочерью). От такого морального давления очень тяжело избавиться, не испортив отношения с близкими.

Признаки гиперзаботливых родителей

Гиперопеку у родителей можно определить по многим признакам:

  • взрослый не предоставляет сыну или дочери выбор, а делает его всегда сам;
  • все, что предлагает малыш, подвергается сомнению или отвергается;
  • ребенок не умеет самостоятельно делать уроки;
  • родители определяют круг общения своего сына или дочери, выбирают ему друзей;
  • малыша оберегают от любых потрясений и сложностей;
  • взрослые не доверяют силам ребенка и не верят в его возможности.

Как бороться с гиперопекой: советы психолога

Самая главная вещь, которой должен научиться родитель, чрезмерно опекающий своего ребенка, — это разглядеть в нем самостоятельную личность, человека, у которого есть свои личные границы. Для этого мамы и папы должны проделать долгий и кропотливый путь от контроллеров до наблюдателей.

Вот несколько советов психолога, которые избавят от гиперопеки родителей:

  1. Хвалите ребенка при любых попытках проявления инициативы, неважно была она успешной или нет. Главное, не поучать и не ругать его со словами: «Лучше б я сама все сделала!», а поддерживать и хвалить: «Как здорово у тебя получается!», «Я верю, что ты справишься с этим!».
  2. Закрепите за ребенком поручения по дому посильные ему. Пусть он сам одевается, убирает свои игрушки, уносит за собой посуду со стола, выкидывает мусор и т.д. Важно не запрещать делать вещи, которые хочется: пусть малыш попробует помыть посуду, пропылесосить, если возникло желание. Да, скорее всего, за ним придется все переделать, но зато он получит позитивный опыт и будет выполнять эти вещи с удовольствием и во взрослой жизни.
  3. Составьте вместе с ребенком его режим дня. Он должен сам понимать, сколько времени могут занять уроки, а сколько — прогулка и игры. Желательно предоставить ему возможность самому делать уроки – так он будет нести за них ответственность. Пусть знает, что может рассчитывать на помощь родителей, но это должен быть конкретный вопрос или просьба, а не отговорки «я не знаю», «я не понял» и «я устал».
  4. Организуйте ребенку дополнительную деятельность, не связанную с учебой. Особенно это полезно для нерешительных и замкнутых детей. Если это спортивная секция, то он быстро научится принимать решения, думать об ответственности за свои действия. Если это музыка, танцы или рукоделие, то малыш получит удовольствие от процесса, от результата своих усилий. Дети, которые не испытывают успехов в учебе, смогут попасть в ситуацию успеха и получить удовлетворение.
  5. Дайте ребенку право на ошибку. Каждый из нас ошибается. Невозможно научиться есть кашу ложкой, ни разу не размазав ее по лицу и одежде. Без пробных действий сложно научиться самостоятельности. А взрослые должны поддерживать и верить в своих детей.
  6. Не доделывайте работу за ребенка. Родитель может следить, помогать, поддерживать сына или дочь, но делать все за него не должен. Это не позволит малышу обрести веру в себя, а лишь спровоцирует развитие инфантилизма.
  7. Обсуждайте ваши чувства. Делитесь с ребенком своими переживаниями, чтобы он учился замечать чувства и эмоции окружающих. А также разговаривайте о том, что беспокоит его, пусть научится справляться с огорчениями и проблемами — иногда бывает достаточно и молчаливой поддержки близкого человека.

Мой опыт взаимодействия с детьми, находящимися под гиперопекой родителей

Как учитель начальных классов я довольно часто встречаю таких учеников в своей практике. Выявить их несложно, потому что сразу бросаются в глаза последствия гиперопеки, в основном, негативные.

Например, дети, которые дома находятся под жестким контролем, в школе ведут себя по-другому. Сначала они с осторожностью отвечают на вопросы учителя, редко поднимают руку и проявляют инициативу. Но как только испытывают ситуацию успеха и чувствуют поддержку учителя, то теряют самоконтроль: забываются, что сидят на уроке, веселятся, балуются, не реагируют на замечания, не видят границ в общении с одноклассниками — ведут себя как хотят, пока опять не попали под тотальный контроль.

Такое поведение не позволяет этим детям полностью усвоить школьный материал, а неумение критически мыслить и принимать решения ограничивает их в выполнении некоторых заданий.

Дети, капризы которых родители выполняют по первому требованию, тоже не отличаются успеваемостью. Они часто отказываются от выполнения задания при каждой неудаче, обижаются на любую критику, не хотят принимать помощь учителя и одноклассников. Это сильно тормозит их интеллектуальное развитие и усвоение новых знаний.

Кроме того, им сложно наладить общение со сверстниками и завести друзей: из-за инфантильности и обидчивости таких детей не принимают в игру, не слушают их мнение, не хотят помогать на уроках и переменах.

Часто бывает, что родители из-за работы не могут уделять должного внимания своим детям. Тогда появляется гиперопека бабушки, которая всевозможными способами балует внука и заботится о нем.

Последствия гиперопеки родителей не приводят ни к чему хорошему. Поэтому каждый родитель должен адекватно оценивать свои методы воспитания и степень участия в жизни ребенка. Тогда на ранних стадиях изменить ситуацию будет легче, достаточно снизить уровень контроля и позволить дочери или сыну делать собственный выбор и совершать ошибки.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

В сущности вы правы, детали постараюсь уточнить. По западному образцу гиперопеку еще называют гиперпротекцией, т.е. сверх/гиперзащитой, сверх/гиперпокровительством, сверх/гиперконтролем, сверх/гипердиррективным воспитанием. Гиперопека происходит от чрезмерных, избыточных опасений за ребенка и соответствующего стремления защищать, страховать его тогда, когда это совершенно не требуется, более того – когда ребенок должен сам приобрести навык преодоления какого-то затруднения или страха. На первый взгляд, в том, чтобы чрезмерно опекать, защищать, ограждать ребенка от всевозможных опасностей, не может быть никакого агрессивного умысла, поскольку агрессия – это импульс, направленный на разрушение, уничтожение, разделение, здесь же все прямо противоположное – забота, страховка, поддержка – всегда и постоянно, когда надо и когда не надо, когда требуется и когда не требуется. Но это не значит, что гиперопека не сопряжена с агрессией – еще как! В явном виде агрессия «включается» в те моменты, когда гиперопекаемый пытается «выскользнуть» из-под опеки; неявная же, глубокая, скрытая бессознательная агрессия проявляет себя в том, что гиперопека нарушает нормальное развитие ребенка в направлении от зависимой инфантильности к независимой зрелости, а всякое препятствование развитию — это подавление и, значит, агрессия.

Есть известная пословица – «Знал бы, где упадешь, соломку подстелил». Так вот, гиперопекающие родители «стелют соломку» широким трактом, везде и всюду, «в четыре полосы». Куда бы ребенок ни направился – везде уже подстелено, а там, где подстилка заканчивается, начинаются ограждения – совершенно непреодолимые, чуть ли ни с «вооруженными дозорными», готовыми и «собак спустить», и даже «предупредительный выстрел» сделать. Вот, это и есть агрессия. Т.е. родительская агрессия включается тогда, когда ребенок пытается выйти из установленной для него зоны гиперпротекции, при этом родительская милость тут же сменяется на гнев, дабы «несмышленыш» усвоил буквально на рефлекторном уровне – за пределы подстеленной соломки – ни-ни! Еще лучше, чтобы считал, что за пределами «соломенного поля» вообще ни мира, ни жизни нет – один шаг и ты пропал, но главное… пропали твои родители (мама, бабушка, тетя, дедушка – не важно кто), ведь они тебя так любят!!! Ведь ты для них свет в окошке! Ведь если с тобой хоть что-то случится, им «хоть в петлю лезь», «вообще лучше бы не жить»…

Чему учится ребенок, живя в таких условиях? Его в совершенстве обучают владеть единственным навыком – не приобретать никаких самостоятельных навыков, пользоваться только тем, что предоставлено родителями. (Как в фантастическом фильме группа исследователей на незнакомой планете в условиях карантина все – от кислорода до пищи – берет только на своем корабле, и при угрозе малейшего контакта с окружающей средой начинает мигать красная лампочка тревоги.) По этой причине состояние, в котором оказывается гиперопекаемый ребенок, психологи еще называют выученной беспомощностью. Главное знание, которое должен усвоить ребенок, состоит в том, что с родителями он – ВСЕ, а без родителей – НИЧТО. Так ситуация выглядит с точки зрения родителей, а в душе ребенка постепенно формируется совершенно адекватное понимание того, что его родители – это ВСЕ, а он – сам НИЧТО. Чтобы не ощущать ужасающей внутренней пустоты, обезличивания, буквально чувства «отсутствия себя» (не говоря об отсутствии своего собственного жизненного пути, личной жизни, профессии, творческой деятельности), он вынужден оставаться эмоционально связанным с гиперопекающим родителем, и чем меньше он будет себя от него отличать, тем «комфортнее» будет его существование. Чем в большей мере он пожелает ощутить свою уникальность и независимость, тем большей силы экзистенциальный (т.е. бытийный, вселенский, апокалиптический) ужас будет его наполнять. Пожалуй, выученная беспомощность – это самый мягкий термин, которым можно было бы описать состояние ребенка, выросшего в атмосфере типичной гиперопеки.

Я сравнил жизненный путь сверхопекаемого ребенка с полем или дорогой из подстеленной родителями «соломки», за пределы которой выход строжайше запрещен. Но таких сравнений может быть множество. Кто-то из гиперпекаемых детей похож на щенка элитной породы, которому не просто свободно бегать по двору, а даже нюхать можно только разрешенные предметы, иначе – резкий рывок за ошейник или хлесткий удар поводка. Кто-то похож на сверхопасного заключенного (например, государственного преступника), на которого одет электронный браслет, из поля зрения видеокамер даже на территории тюрьмы выйти невозможно, посещения разрешены только тщательно проверенным людям, книги и пресса только разрешенного содержания, за малейшую попытку спрятаться от камеры наблюдения или связаться с желанным человеком – карцер. Образов, аллегорий масса – это и птица в клетке, и лев в зоопарке, и ребенок выращенный в страхе, что мир за пределами избы/комнаты/родительского дома населен чудовищами (частый сюжет популярных фильмов ужасов), и экспериментальное животное, выведенное в лаборатории с атрофированными мышцами, и рабы или жены фараонов, умерщвляемые и погребаемые вместе со своими хозяевами, и отречение отца от сына за то, что тот не желает «идти по его стопам», и неспособность человека выбраться из «Матрицы» в популярном фильме-трилогии 2000-х гг., и даже какая-нибудь «голова профессора Доуэля», способная существовать, причем даже гениально мыслить, но только при условии идеального функционирования тысячи подведенных к ней трубок со строго выверенным набором питательных веществ.

Поэтому я предельно согласен с автором письма в том, что ребенок, выросший в состоянии гиперопеки, или выученной беспомощности, – это «ребенок, лишенный собственной жизни» — это живая кукла, игрушка его родителей, полностью дистанционно управляемая ими, якобы в интересах безопасности ребенка. В самой гиперопеке нет агрессии, в ней есть страх родителей выпустить ребенка из-под контроля, но – вы совершенно правы – колоссальной силы агрессия, невиданная и непредсказуемая ярость моментально включается тогда, когда ребенок пытается покинуть зону контроля. В самом легком случае эти и гнев и агрессию можно сравнить с теми, которые возникают у любого человека при попытке незаконно лишить его законной собственности, в крайнем проявлении – это патологическая ревность и ненависть по принципу – «не доставайся же никому!»

Я думаю, что вы неслучайно соединили в одном письме проблему инвалидности ребенка в результате заболевания детским церебральным параличем (ДЦП) и ситуацию гиперопеки. Это очень показательный пример. Воистину, что ограничивает, травмирует, инвалидизирует ребенка сильнее – ДЦП или выученная беспомощность? Вещи вроде бы несравнимые? Да, но именно их сопоставление и показывает весь трагизм гиперпротективного воспитания: ребенок с ДЦП всеми силами современной медицины учится преодолевать болезненную беспомощность, чтобы самостоятельно существовать в окружающем его мире, а рожденный здоровым гиперопекаемый ребенок всеми силами «заботящейся» о нем семьи учится этой самой беспомощности через подавление любого своего стремления к проявлению собственных способностей. Парадоксально, но получается, что ДЦП преодолим, а гиперпротекция, или «выученная беспомощность» — нет, потому что нельзя преодолеть то, что запрещено преодолевать! Сначала нужно преодолеть запрет, а до того его еще нужно осознать, а чтобы его осознать от него нужно очень сильно пострадать. Пострадать и осознать настолько, чтобы оказаться буквально перед выбором – жизнь в «зоне контроля» или… смерть. Да – именно смерть – потому что типичная гиперопекаемая личность усваивает с пеленок, что за пределами ее «зоны контроля» жизни нет – ну, или «правильной жизни нет», или «праведной жизни нет», или «достойной жизни нет», или «подобающей жизни нет», или «не позорящей семью жизни нет», или «безопасной жизни нет» и т.д. и т.п. – подать видимость отсутствия жизни можно, как говорится, «под разными соусами», и, вот, они то, предлагаются ребенку уже «на его вкус». Потом, взрослея, человеку нужно дойти «до точки» (или точнее, «до ручки»), чтобы отказаться от навязанных «вкусов», чтобы вырваться из «контрольной зоны», чтобы быть готовым жить даже там, где «жизни нет», просто ради того, чтобы жить САМОМУ! Жить, будучи не дорогой куклой на полке, не породистым щенком на жестком поводке, не певчей птицей в золотой клетке, не ценным экспонатом музея, не любимой женой султана и даже – не первым учеником мастера, а САМИМ СОБОЙ!

Очень редко человек доходит до этой «точки» путем обычного осмысления, чаще осознание приходит чудовищной болью после смерти гиперопекающего родителя, или полной неспособности строить личные отношения без участия гиперопекающего родителя, или тяжелой депрессии от постоянной замаскированной агрессии гиперопекающего родителя, или психосоматического заболевания от истощения в подсознательной борьбе с гиперопекающим родителем. И если этим (уход в болезнь, в депрессию, в смерть вслед за родителем) все не заканчивается, тогда ВСЕ, а именно ЖИЗНЬ, только начинается. Настоящая ЖИЗНЬ после НЕ жизни! Настоящий труд преодоления выученной беспомощности – умение не быть беспомощным, умение признать существование мира и жизни вне установленной тоталитарной семьей «зоны контроля». Лично я глубоко сомневаюсь, что решить такую задачу возможно самостоятельно без помощи квалифицированных психологов, психиатров, психотерапевтов, а также просто близкого любящего человека: обязательно должен быть кто-то способный стать «гидом по жизни», наступившей после «НЕ жизни» и помочь найти силы (часто путем настоящей антидепрессивной терапии) для жизни тому, кто с детства был обучен бессилию.

Главная>>Дети и семья>>Дошкольники>>Часть 2>>Гиперопека детей

Последствия гиперопеки родителей

Излишняя опека, страх за своего ребёнка присущи многим родителям, особенно мамам, особенно если ребёнок — единственный в семье, но к чему приводит гиперопека в семейном воспитании? Последствия гиперопеки родителей можно часто наблюдать в жизни. Наверняка, каждый из нас видел женщин, которые не выходят замуж и остаются с родителями до старости. И молодых людей, а потом и мужчин, которые также не стремятся к самостоятельности, а предпочитают оставаться «под родительским крылом».

Это поведение детей, ставших уже взрослыми людьми, и есть последствие излишней родительской опеки, которой они подвергались в детстве и продолжают ощущать её на себе и во взрослом возрасте. Не все, однако, из таких детей живут с родителями. Многие из них вступают в брак, но оказываются несамостоятельными и неподготовленными для семейной жизни людьми.

Чаще всего, это оказывается причиной развода в семье. Ведь тяжело взять на себя ответственность за роль мужа или роль жены в семье. А тем более, исполнять роль матери или роль отца в воспитании ребёнка. Ведь человек привык, что вся ответственность лежит на родителях, они всё делают, они указывают, что делать, а что не делать, они всё контролируют. Т.е. раньше воспитывали тебя, а тут, вдруг ты сам уже должен воспитывать и наставлять «на путь истинный», а как это сделать — нет представления. И проблемы первых лет брака выявляют всю несостоятельность молодых людей.

Конечно, бывает так не всегда. Кто-то избавляется от излишней опеки, сбрасывает с себя родительскую заботу и начинает самостоятельную жизнь, как говорится, сам «вершит свою судьбу». Но, отголоски «излишней заботы» родителей всё рано могут проявляться, в той, или иной степени.

Как и когда начинается гиперопека родителей?

Гиперопека детей в первый год жизни

Гиперопека родителей начинается с самого малого возраста, с первого года жизни ребёнка. Мамы стремятся оградить малыша от всего, что можно. От острых булавок, от горячей кружки с чаем, от горького перца или горчицы. Но от многих опасностей не нужно ограждать, а нужно, наоборот, познакомить с ними. Естественно, в рамках разумного, и под присмотром родителей.

Не нужно убеждать малыша, что булавки или иголки острые, не нужно пытаться оттащить от горячего утюга, всё равно вам не удастся это сделать. Наступит момент, когда вы не уследите за ребёнком, особенно, если ребёнок гиперактивный. Как бы хорошо вы не исполняли роль матери в воспитании ребёнка, но это произойдёт.

А если малыш, под вашим присмотром, уколется об иголку, или дотронется пальчиком до утюга, то это не причинит вреда его здоровью. Но так ребёнок сможет убедиться, что эти предметы действительно опасны, и надо обходить их стороной. И узнать это ребёнок сможет, только сам, познакомившись с ними. Со слов родителей он это не узнает. Он, конечно, услышит их, но не поймёт: «Как это острые?» или «Как это горячий?». А «познакомившись» с ними, сразу поймёт это, и что такое острые, и что такое горячий. И сам перестанет к ним лезть. И родителям самим будет спокойнее. Ведь они уже знают, что ребёнок не будет приближаться к опасным вещам.

Гиперопека детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте родители продолжают гиперопекать детей. Часто можно увидеть сцену, как мама пытается накормить своего восьмилетнего ребёнка. Мама упорно усаживает его за стол и наливает тарелку борща и макароны с котлетой на второе. Ребёнок утверждает, что он пока не голоден, но мама его не слушает и чуть ли не с ложки начинает его кормить.

Таким образом, мама сама, за ребёнка решила, что он голоден, что ему нужно поесть. И побуждает его обедать не потому, что есть необходимость для этого, а потому, что «так надо». Хотя ребёнок в восемь лет вполне способен оценить, голоден он или нет, сейчас ему обедать или позже.

Другой пример, два брата — семилетний Данил и пятилетний Матвей гуляют на улице. Летний день, на улице солнце, жара. Через некоторое время Данил обращается к маме: «Мама, дай, пожалуйста, нам денег, мы сходим в магазин за лимонадом». Но мама не согласна: «Я с вами пока не могу сходить, я занята. А одних я вас не могу отпустить». «Но мама, на улице жарко, мы хотим лимонада», — настаивает Данил. Но мама непреклонна: «Вы ещё слишком малы». Данил не сдаётся: «Но ведь магазин недалеко, за соседним домом». «Я вам сказала «нет» и повторять больше не буду», — ставит мама точку в споре. Когда они разошлись, Данил сказал Матвею: «Они не пустила нас, потому что боится». И Матвей согласился с братом.

Приведёнными примерами проявления гиперопеки родителей не ограничиваются. Их можно продолжать долго, до бесконечности. В некоторых случаях даже возникают конфликты между родителями и детьми. Но почему родители часто окружают детей излишней заботой?

Причины гиперопеки детей

Мама боится за детей. Так бывает часто. И страхи за детей — являются частой причиной излишней опеки и пристального внимания. Но насколько эти страхи обоснованы? Действительно ли ребёнку угрожают все те опасности, от которых их заботливо ограждают мать, а, бывает, что и отец? Вряд ли. И страхи необоснованны и забота чересчур сильная.

Вообще, в психологии и психиатрии страхи делятся на невротические и нормальные. Как они различаются? Очень просто. Нормальный страх — это когда мы боимся того, что нам угрожает. Невротический страх — когда мы боимся того, что нам может угрожать. Т.е. если мы идём по улице, на нас нападает дикий зверь, мы боимся и убегаем от него. Это страх нормальный, мы опасаемся зверя, который нам угрожает. А если мы идём по улице и боимся, что сейчас, вдруг, откуда ни возьмись, появится зверь и нападёт на нас — это страх невротический. Мы опасаемся вымышленного зверя, который, якобы, может напасть на нас.

С ребёнком также. Мы ограждаем его от вымышленных опасностей, которых, на самом деле, не существует, это, во-первых. А во-вторых, нельзя ограждать ребёнка ото всех трудностей подряд. Если мы всё будем делать за ребёнка, если мы все трудности преодолеем за него, то он просто привыкнет к этому. И сам, во взрослом возрасте будет неспособен к решению задач и преодолению сложностей в жизни.

Ещё одна причина гиперопеки детей — это недоверие к ребёнку. Мы не доверяем ребёнку выполнить те, или иные задачи, считая, что он ещё слишком мал. Но, если ребёнок чувствует в себе силу и желание их выполнить, то почему бы ни дать ему попытать свои силы? Пусть попробует, а задача родителей — помочь ему, чтобы он добился положительного результата, а не запрещать. А в случае неудачи — поддержать его, сказав: «Ты молодец. Мы сейчас ещё раз с тобой попробуем, и у нас всё получится».

Вопрос о доверии к ребёнку, вообще, очень важный. В счастливых семьях родители и дети друг другу доверяют. И чем больше доверяем ребёнку мы, тем больше он начинает доверять нам. И эту тему мы, обязательно, затронем на других страницах нашего сайта.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *