Родителям о половом воспитании

Половое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом, и начинать его нужно с самого раннего детства, но, не забывая о том, что для каждого возраста существует свой необходимый минимум информации. Например, не нужно слишком подробно и научно рассказывать об анатомии и деторождении 5-летнему ребенку, задавшему вопрос: «Откуда я появился?»

Если говорить обобщённо, основная цель полового воспитания — вырастить из мальчика — мужчину, а из девочки — женщину. Оно подразумевает под собой совокупность педагогических мер, направленных на формирование у ребёнка:

  • понимания своей половой принадлежности;
  • модели полового поведения;
  • навыков личной гигиены;
  • представлений о физиологических изменениях, свойственных юношам и девушкам;
  • адекватного, разумного отношения к половому вопросу (тема сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной не должна быть табуирована и вызывать у ребёнка чувство чрезмерного смущения или страха; если у ребёнка появляются вопросы на эту тему, он должен знать, что может обратиться с ними к родителям и получить доходчивые объяснения. В то же время родителям нужно понимать, что чрезмерная открытость в данном вопросе может навредить).

Человек познаёт себя с самого рождения. З. Фрейд утверждал, что в основе психики человека лежит сексуальность, которая развивается по мере взросления. На каждом этапе психосексуального развития формируются определённые черты личности. И то, насколько благоприятно будет проходить это формирование, напрямую зависит от поведения родителей.

Стадии психосексуального развития:

  • оральная (от рождения до 1,5 лет) – в этот период основным органом чувств выступает рот малыша. С его помощью ребёнок удовлетворяет потребность в пище и получает первые приятные ощущения посредством сосания, глотания и, чуть позднее, кусания. Таким образом, первым объектом, доставляющим младенцу удовольствие, является материнская грудь. Ребёнок не отделяет себя от матери и считает грудь продолжением самого себя. Мать не только удовлетворяет потребность ребёнка в пище, но также даёт ему чувство безопасности, спокойствия и защищённости. На этом этапе закладываются такие важные свойства личности, как уверенность, активность, решительность и самостоятельность, либо, напротив, пассивность, неуверенность в себе, вечная потребность в одобрении и поддержке окружающих;
  • анальная (от 1,5 до 3-3,5 лет) – ребёнок учится контролировать процесс дефекации, и это доставляет ему удовольствие. На этом этапе очень важно поведение родителей в плане приучения малыша к горшку. От того, насколько корректно и деликатно будут вести себя взрослые в этом вопросе, зависит формирование его характера. Родителям не следует форсировать события, заставлять, стыдить ребёнка, ругать его за то, что не сразу и не всегда получается. Это может привести к протестам в форме запоров («удерживание»); или же, наоборот, у малыша может сложиться ощущение, что от его успехов в «горшочных» делах зависит любовь родителей, как следствие – проблемы с пищеварением, диареи («выталкивание»). Такие защитные реакции со временем способствуют развитию двух типов характера: анально-выталкивающего (импульсивность, склонность к разрушению, беспокойство, тревожность) и анально-удерживающего (упрямство, скупость, педантизм, перфекционизм);
  • фаллическая (от 3-3,5 до 6-7 лет) – на этом этапе у ребёнка появляется интерес к своему телу, половым органам, начинается процесс половой идентификации. Малыш задаётся вопросами своего появления на свет, замечает различия между мальчиками и девочками, испытывает влечение к родителю противоположного пола (Эдипов комплекс – у мальчиков, комплекс Электры – у девочек). К 6-7 годам ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола. Мальчик хочет быть похожим на отца, а девочка – на маму. В этот период очень важно, чтобы родители подавали детям пример во всём: в поведении, отношении друг к другу, дисциплине, ответственности, гигиене и опрятности. Кроме того, взрослым необходимо быть более внимательными, следить за своими словами и действиями;
  • латентная (от 6-7 до 12 лет) – в этот период заинтересованность ребёнка половым вопросом снижается. Ему гораздо более интересно быть в социуме, строить дружеские отношения со сверстниками, расширять круг общения, приобретать новые знания, развиваться в культурном и интеллектуальном плане;
  • генитальная (с 12 лет) – ребёнок вступает в пору полового созревания. В этот период происходит формирование взрослой сексуальности. Подросток начинает испытывать сексуальный интерес и влечение к противоположному полу, ищет самостоятельности во всём, постепенно уходит из-под контроля родителей. На этом этапе подросток может испытывать сексуальное влечение к сверстникам одного с ним пола. По мнению сексологов, это нормально – подростки экспериментируют. Они вступают в новый, неизведанный этап своей жизни, им хочется больше узнать про сексуальные взаимоотношения, получить свой опыт. Часто они выбирают в партнёры лиц одного с ними пола, потому что те оказываются более доступными, с ними проще установить контакт, наладить близкие отношения. Чаще всего подростковая гомосексуальность – явление временное, переходное. Кроме того, гомосексуальность подростка может носить не истинный, а демонстративный характер, возникая, например, в ответ на слишком жесткое воспитание в семье.

На каждой стадии психосексуального развития происходит формирование личности человека, поэтому помощь и поддержка родителей необходима ребёнку на протяжении всего этого сложного пути. В этом и заключается задача полового воспитания.

Самое важное в половом воспитании детей – доверительные отношения со взрослыми. Чем раньше они установятся и чем прочнее будут, тем проще и родителям, и ребёнку. Если с самого раннего детства ребёнок будет знать, что он честно и откровенно может говорить с родителями на абсолютно любые темы, то гораздо больше шансов, что он расскажет о своих проблемах, сомнениях и тревогах именно им. Задача родителя — дать своему ребёнку уверенность в том, что он всегда будет услышан, понят. Если удаётся достичь таких отношений с маленьким ребёнком, велика вероятность, что и в подростковом возрасте со своими уже не детскими проблемами он придёт к родителям. Вот почему так важно раннее половое воспитание.

Половое воспитание дошкольников

Начинать половое воспитание малыша следует с привития ему элементарных навыков личной гигиены, необходимо приучать ребёнка к чистоте и опрятности, следить за тем, чтобы он вовремя ходил в туалет, чтобы у него было чистое свободное бельё, не оказывающее раздражающего воздействия на половые органы, предотвращать или своевременно лечить глистные заболевания.

Уже с двух лет ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность, изучать своё тело, и в процессе познания себя и окружающего мира он задаёт «неудобные» для взрослых вопросы (откуда он появился на свет, чем отличаются мальчики от девочек и т.п.). Часто взрослые не готовы к таким разговорам, теряются, не знают, что и как ответить. Такое поведение только подогревает интерес ребёнка, создавая вокруг темы искусственный ажиотаж. Не добившись ответов от родителей, ребёнок попробует найти их у более опытных сверстников или в интернете. Родителям нужно держать себя в руках, вести себя спокойно, отвечать на вопросы ребёнка предельно честно, без выдумок, но и без лишних подробностей. Скажем, трёхлетнего ребёнка вполне удовлетворит ответ: «Ты сидел у мамы в животике, а когда тебе там стало тесно и скучно, мама сходила в специальный родильный дом, и там ты родился». Истории про аистов и капусту лучше не использовать, так как рано или поздно ребёнок узнает, что родители зачем-то сказали неправду, и придётся давать объяснения. Когда ребёнок становится постарше (6-7 лет), он может дополнить свой вопрос (А как я оказался у мамы в животе?). Тогда можно показать ему специальные детские книги, энциклопедии, в которых материал изложен достаточно доходчиво, но опять же без излишних анатомических подробностей.

Не страшно, если дошкольник услышит слово «секс» и попросит родителей объяснить, что это такое. Задача взрослых состоит в том, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что это что-то плохое, постыдное, неприличное. Да, есть такое понятие, оно исключительно для взрослых людей, потому что это большая ответственность. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они занимаются сексом, и после этого у них появляются дети. Ребёнок должен понимать, что эта тема не запретная, но она касается взрослых людей, у детей свои заботы, у взрослых – свои.

Важной составляющей полового воспитания является тема половой безопасности. Именно родители должны:

  • привить ребёнку уважение к собственному телу;
  • объяснить ему, что никто из посторонних (исключая врачей и, до определённого возраста, самих родителей) не имеет права прикасаться к ребёнку в интимных местах;
  • научить его говорить «нет».

Половое воспитание подростков

Когда ребёнок вступает в пубертат, у него происходят гормональные изменения. Вопросы взаимоотношений между полами интересуют подростка уже не из праздного любопытства, а потому что он уже сам в той или иной мере начинает испытывать сексуальное влечение. Родителям важно разговаривать с ребёнком. Желательно, чтобы он получал информацию от родителя одного с ним пола, чтобы избежать смущения, которое помешает воспринимать то, что ему пытаются донести.

Что должен знать подросток?

  • физиологическое строение своего тела, понимать и принимать его естественные изменения;
  • правила личной гигиены;
  • что такое секс;
  • что такое сексуальная ориентация, какой она бывает;
  • опасность венерических заболеваний;
  • методы контрацепции;
  • о том, что бывает сексуальное насилие, и как ему противостоять.

Главное, чтобы подросток осознавал, что секс и всё с ним связанное – это большая ответственность.

Половое воспитание девочек

Вести доверительные разговоры с девочками – прерогатива мам. Задача матери – наладить общение с дочерью настолько, чтобы она не постеснялась обратиться к ней с волнующими её вопросами, рассказать о своих проблемах, увлечениях, влюблённостях. Необходимо воспитывать в девочке такие черты, как опрятность, ответственность за свои действия, серьёзное отношение к выбору спутника жизни. Именно мама должна рассказать дочери о вреде беспорядочной половой жизни, о её последствиях. Мать должна выстроить отношения с дочерью, основанные не на страхе, а на доверии и уважении, чтобы в случае нежелательной беременности дочь не побоялась рассказать об этом родителям и попросить их помощи.

Что рассказать дочери в рамках полового воспитания?

  • Что такое менструация, почему и когда она начинается и для чего нужна (учитывая физиологию женского организма, девочка уже к 10 годам должна это знать).
  • Что существует женский врач – гинеколог, какие проблемы он решает и как часто нужно ходить к нему на приём.
  • Что такое секс, что заниматься им нужно по любви, а не по принуждению или из желания поскорее стать взрослой.
  • Что такое мастурбация.
  • Какие бывают средства контрацепции.
  • Что бывают заболевания (даже смертельные), передающиеся половым путём.
  • Что результатом незащищённого секса может стать ранняя, нежелательная беременность.
  • Что такое аборты, и как ранний аборт может повлиять на дальнейшую жизнь.

Половое воспитание мальчиков

В идеале половым воспитанием мальчика с 6-7 лет должен заниматься отец или какой-либо авторитетный мужчина в семье (отчим, дядя, дедушка). Задача матери – стать для сына примером женственности, в ней он должен видеть лучшие качества женщины. Уже с трёх лет сына маме нужно вести себя с ним как с будущим мужчиной. С этого возраста лучше не переодеваться при ребёнке.

Отец должен суметь расположить к себе сына для разговоров на откровенные темы. В мальчике необходимо развивать ответственность, умение принимать решения, уважительное отношение к женщине (девушке, девочке). Причём лучше всего демонстрировать все эти качества личным примером.

Что рассказать сыну в рамках полового воспитания?

  • О присущих всем мужчинам физиологических изменениях (появлении растительности на теле, ломке голоса, поллюциях, утренней эрекции), объяснить, что это не страшно и уж тем более не стыдно.
  • О сексе, методах контрацепции.
  • О мастурбации.
  • О заболеваниях, передающихся половым путём.
  • Об ответственности за свою жизнь и жизнь сексуальной партнёрши.
  • О нежелательной беременности.

Смотрите видео детского психолога на тему «Половое воспитание детей»

При правильном половом воспитании у ребенка есть все шансы стать счастливым в личной жизни и не иметь серьезных проблем, связанных с половой сферой.

План:

  1. Введение
  2. Процесс полового развития ребенка
  3. Признаки нормального сексуального поведения у детей
  4. Памятки и советы родителям

I. Введение

Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения ребенка. А родитель может дать ребенку правильное представление об отношении полов только в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание прежде всего должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей.

Отец и мать играют основную роль в процессе полового воспитания. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим – понимал, что хорошая семья – основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости – помогут. К сожалению, не все родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Как показывает практика, некоторые родители избегают разговора о половом воспитании.

Самый нужный и самый главный воспитатель – личный пример нравственности родителей. Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у ребенка нравственных норм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мы отлично понимаем, страх и неосведомленность могут привести к болезни. Вот почему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности.

Знания, которые мы даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется, должно быть правдой, но и это не самое главное. Важнее всего, КАК мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем открыто высказанную нами здравую точку зрения. Такая последовательность может быть только у человека, который реалистично воспринимает все детали своей сексуальной жизни и столь же правдиво объясняет их своим детям. Другими словами, если половое воспитание — это прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно и сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайного желания отдать предпочтение одному из родителей. А в отношениях с другими людьми он не будет нуждаться в нездоровом суррогате того, чего ему недостает дома.

II. Процесс полового развития ребенка

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в «дочки-матери», «папы и мамы», «свадьбу», «доктора»: делают уколы, измеряют температуру, ставят клизмы, Маленькие девочки иногда подкладывают под платье различные вещи и заявляют: «А у меня будет ребеночек». Огорчаться не следует: дети используют в игре то, что видели или слышали. Они даже не понимают смысла и значения этих действий. Желая играть с маленьким ребенком, девочка начинает подражать взрослым.

В поведении дошкольника могут проявиться особенности, которые вызывают у родителей неопределенную реакцию, даже панику. Например, дети могут играть с половыми органами, показывая их друг другу. Более старшему ребенку необходимо разъяснить, что половые органы ему не следует трогать без естественной надобности и не разрешать этого делать посторонним людям, кроме родителей и врача. В подобных играх ребенок исследует свое собственное тело или рассматривает те же части тела у своих товарищей.

Вспомните, какую радость испытывает малыш, обнаружив у себя руки, пальцы… Он был в восторге вместе с вами, махая ручонками, двигая ногами и беря их в рот. Все это приносило ему величайшее удовольствие. Позже ребенок находит у себя половые органы. Но, случайно касаясь их, испытывает приятное щекочущее ощущение, которое затем пытается вызвать повторно. Если ребенок постоянно занят интересными играми, у него не появляется усиленного интереса к своему телу: внимание переключается на другие занятия. Обычно проявляют чрезмерный интерес к частям своего тела дети, которым мало уделяют внимании и ласки.

Дети могут интересоваться, почему половые органы имеют разное строение. Следует объяснить им, что органы для мочеиспускания устроены по-разному потому, что мальчики и девочки не должны быть одинаковыми.

Если в семье есть грудной ребенок, то дети видят половое сходство или различие и воспринимают это, как должное. Желательно, чтобы они присутствовали при раздевании или купании ребенка.

Воспитание, при котором вырабатывается естественное отношение к обнаженному телу, не вызывает сексуального возбуждения (В Спарте девочек до их повзросления заставляли ходить голыми, что допускал климат. В этом не было ничего нарушающего стыдливость и возбуждающего сладострастие. Вместе с девочками физическими упражнениями занимались и мальчики).

Маленькие дети обычно легко отвлекаются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития.

В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на вопросы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его «писей»». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к мамочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, никакой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые вопросы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.

III. Обычное (нормальное) сексуальное поведение и знания у детей

Возраст С рождения до 2 лет от 2 до 6 лет От 6 до 12 лет
Сексуальное поведение — дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,
— знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей
— во время исследования тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии других детей;
— играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;
— интересуются собственным калом;
— с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;
— во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;
— трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно, возбужденно или боятся чего-нибудь;
— учатся целоваться.
— могут заниматься мастурбацией, когда находится один;
— демонстрируют смущение при затрагивании сексуальных тем;
— имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;
— могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.
Сексуальные знания язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».
В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и защиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.
— становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;
— развивают сексуальный словарь;
— имитируют сексуальные действия без понимания;
— имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;
— узнают различия между полами;
— расспрашивают о гениталиях, половом акте;
— называют части тела более точно;
— используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.
Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.
— имеют словарь для обозначения гениталий;
— увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;
— неясность в отношении полового акта и беременности.
В этот период своего сексуального развития дети все больше понимают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту тему от своих родителей или из других источников и начинают обмениваться ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное сознание, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.

В возрасте с 2 до 6 лет может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок находится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфорта. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями

IV. Памятки и советы родителям

Что нужно знать родителям:

  1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
  2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
  3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно. Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
  4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Если ребенок рассказал о насилии

  • Отнеситесь к его рассказу серьезно
  • Постарайтесь оставаться спокойным
  • Поддержите ребенка и дайте понять, что вы понимаете его состояние
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит обидчика или сердится на него
  • Терпеливо отвечайте на вопросы
  • Ни в чем не обвиняйте ребенка
  • Избегайте прикосновений

Правила безопасности (должен знать каждый ребенок)

  • Не вступать в разговоры с незнакомыми
  • Не заходить в чужие подъезды, квартиры, на стройки, в подвалы
  • Не принимать угощения, игрушки, подарки от незнакомых
  • Не заходить в свой подъезд с чужими людьми
  • Если на прогулке замечает, что кто-то пристально наблюдает за ним, сообщить взрослым
  • Если угрожает опасность, громко кричать
  • Если ребенок дома один, не открывать посторонним, в том числе милиции, почтальону, знакомым родителям

Советы родителям

  • Не оставляйте ребенка одного на улице
  • Разбирайте с ребенком различные ситуации (сказочные сюжеты, что будет, если…)
  • Учите детей навыкам безопасности
  • Объясните разницу между опасными и безопасными секретами
  • Ребенок должен знать имена безопасных взрослых
  • Ребенок должен уметь говорить взрослому «нет»
  • Ребенок должен знать, что вы ему верите

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.

Сексуальное воспитание — немного уже, это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение — это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области.

Задача полового воспитания — из мальчика воспитать мужчину, а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки — девочками, чтобы у них была правильная половая ориентация и чтобы они во взаимоотношениях мужчина — женщина адекватно себя вели.

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали ещё более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.

Половое воспитание дошкольников

Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся «тайной» их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, «как я тебя родила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.

Основные задачи полового воспитания – неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит от конкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать и пропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведением человека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом не причиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.

Обратимся к работе В.В. Кагана, где сформулированы основные направления полового воспитания:

— половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.

— сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.

— подготовка к сознательному и ответственному супружеству.

— подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.

— формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.

— профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.

— предупреждение растления и совращения детей и подростков.

Основные принципы полового воспитания приведены в работе Ю.М. Орлова:

— принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).

— самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).

— принцип «не навреди».

— принцип «не стыди».

— принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа — положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.

— принцип индивидуального подхода.

— принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом — скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации.

— принцип единства обучения и воспитания.

— принцип системности, последовательности, комплексности.

Сексуальное образование подростков

Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:

1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;

2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;

3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.

Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.

И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования:

— избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях — это удел врачей). Сексуальное просвещение — это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение — это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать — не начинать сексуально активную жизнь, использовать — не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток.

Особенности сексуального поведения подростков

В течение последнего столетия половая зрелость и сексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этом свидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. В работе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведения подростков. Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).

Развитие сексуальной активности с высокой степенью риска для репродуктивного здоровья подростков имеет различную природу. Были изучены и подтверждены значимые факторы, такие как биология, стадии развития и демографический фон, включая социально-экономическую группу факторов, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. Очевидно, что наиболее значимым для формирования сексуального поведения является роль сверстника. Низкий социально-экономический статус определяет более высокий уровень подростковой беременности. Религиозность также становится все более важным положительным фактором. Подростки, которые соблюдают религиозные правила, независимо от вероисповедания начинают сексуальное общение в более позднем возрасте, чем нерелигиозные сверстники. Гармоничное взаимоотношение «мать-дочь» также оказывает положительное влияние на репродуктивное здоровье подростков.

Подростковость — время сексуального экспериментирования с различными формами сексуального поведения. Для подростка с нетрадиционной ориентацией столкновение между эротическими фантазиями и поведением, с одной стороны, и ожиданием гетеросексуальной культуры с другой, служит источником беспокойства, вины и боли. Подростки, которые испытывают нетрадиционные чувства, вынуждены терпеть насмешки со стороны сверстников и часто бывают отвергнутыми ими. Поведение таких подростков нередко носит саморазрушительный характер. Они в два-три раза чаще, чем их сверстники, предпринимают попытки самоубийств.

Сексуальное развитие имеет разные основы, которые включают много вопросов, но я остановилась только на некоторых из них.

Сексуальное образование в школах

Сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого образования – научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение.

Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальной информации, родители, их опыт остаются важным фактором для формирования репродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогами для своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различным причинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем, что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительно чувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола и межперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейные установки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждать со своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как и многие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество, привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуального образования.

В этой связи должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.

Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.

Подростковый врач должен хорошо знать общие медицинские проблемы подросткового возраста, детскую гинекологию, а также поведенческие и психологические проблемы, периоды физического роста и познавательного развития, включая ЗППП. Большинство опрошенных учителей указывают на необходимость своего собственного образования по этим вопросам и недостаточное обеспечение образовательными материалами. Врачи могут помогать преподавателям, улучшая их знания и разрабатывая учебные планы одновременно контролируя соблюдение грамотности изложения материала. Следует отметить, что последние тенденции в сексуальном образовании связаны с необходимостью рассматривать репродуктивное здоровье подростков в тесном сотрудничестве с семьей, школой и общественными организациями здравоохранения.

Не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения. Сексуальные программы образования, сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны на чувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подростка принимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточной информацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличить подростковую беременность.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных программ сексуального образования, остается еще существенная доля подростков, которые продолжают иметь незащищенные половые контакты, способствуя, тем самым, сохранению риска ВИЧ-инфекции, в том числе ЗППП и нежелательных беременностей.

Заключение

Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек — к менструациям. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы.

Однако, необходимость полового воспитания, в век прогресса и активного развития бесспорна.

Список литературы

1. Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни//»Вопросы психологии».- 2001. — №4. – М.: Наука

2. Белов В.В. Подросток – сверстник. – СПб.: Питер

3. Варшавский П.С. Молодёжь. – Ростов-на-Дону: Феникс

5. Гудкович Л.Н. Половое влечение. – М.: Просвещение

6. Гурко Т.А. Девочка-мать. М.: Омега-Л

7. Иванов Е.И. Внебрачное материнство в России. – М.: Республика

8. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании? – М.: Просвещение

9. Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // «Психологическая наука и образование». — 2000. — №4. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт

10. Кон И.С. Введение в сексологию. – СПб.: Питер

11. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – М.: Мир

12. Марков В.В. Основы ЗОЖ. – М.: Наука

13. Орлов Ю.М. Половое воспитание, как звено становления личности. – М.: Просвещение

14. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков,— Мн.: Нар. асвета, 1979.—48 с. — (Родителям о детях).

15. Соловцова Е.А. Представления подростков о половой жизни//»Народное образование». — 2001. — №5. – М.: Красная звезда

16. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985.

Никто не хочет говорить с детьми о половом воспитании — и ни один ребёнок не хочет говорить об этом со своими родителями. Почему так происходит? И откуда современная молодёжь узнаёт информацию об отношениях к самому себе, к противоположному полу и дальнейшему созданию семьи? Ведь половое воспитание — это далеко не только физическая близость, а целая совокупность различных компонентов, которые в сумме образуют полноценную, физически и психологически здоровую личность.

Двадцать первый век — эпоха, когда любого рода информацию можно найти с помощью интернет ресурсов. В наше время детям и молодёжи легче «вбить» в Google как правильно вести себя с противоположным полом, и что нужно сделать, чтобы понравится парню, например, чем спросить об этом у своих родителей, старших братьях и сёстрах. Почему-то задумываясь над этим, никто не думает о дальнейшем развитии событий, о своём здоровье, и тем более о здоровье своих будущих детей. И здесь важную роль играет не только половое воспитание, но и духовная составляющая человека.

Под определение полового воспитания подпадает любой учебный курс, где рассказывают об интимной жизни. Речь может идти как о чистой физиологии, так и в связке с психологией отношений или с рассказом о гендерных ролях. Вопреки распространённым представлениям, уроки полового воспитания проводят не только для старшеклассников, они нужны людям самых разных возрастов — от маленьких детей, которым простым языком объясняют идеи согласия и отказа, приватности и телесных границ, до взрослых, которые учатся общаться с партнёром и восполняют пробелы в знаниях, полученных в детстве и юности.

В этом возрасте дети могут осознать и наглядно увидеть различие между мальчиками и девочками на физиологическом уровне, но кто им может помочь на психологическом уровне принять данные различия и осознать свою идентичность? Каждый ребенок проходит стадию подросткового возраста, когда весь организм начинает активно развиваться, вместе с этим происходит и половое созревание. Возникает множество вопросов: постыдно ли моё влечение, что я должен с ним делать, как должен вести себя мужчина, как противоположным полам взаимодействовать, для чего нужно вести здоровый образ жизни и что такое семья? Сейчас всю эту информацию несложно найти в интернете, но появляется новый важный вопрос: с какого возраста дети должны получать ответы на все вопросы по половому воспитанию? Из педагогического словаря: «половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни». Половое воспитание (в широком смысле) совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле половое воспитание понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения .

Рассмотрим различные подходы к половому воспитанию в зарубежных странах. Разные общества отвечают по-разному: в то время как в Швеции и Голландии ученикам средней школы рассказывают о контрацепции и сексуальной ориентации, в Китае родители ограничиваются туманными намёками на то, что секс неотделим от брака.

Первая в мире программа полового воспитания родилась из практической необходимости — борьбы с венерическими заболеваниями и нежелательными (особенно ранними) беременностями. Одной из первых стран, где было введено половое воспитание, была Швеция — ещё в 30-е годы прошлого века известные социологи Гуннар и Альва Мюрдаль, исследовавшие малообеспеченные семьи, доказали, что половое просвещение необходимо им для улучшения качества жизни так же, как и доступное жильё. На этот вывод их натолкнуло то, что в таких семьях, как правило, было много детей, и родители были бы рады не рожать их больше — но ничего не знали о способах планирования семьи.

В 1956 году обязательные уроки полового воспитания были введены в шведскую школьную программу, а в 1964 году школьникам перестали говорить, что секс вне брака недопустим. Шведская система полового воспитания до сих пор считается самой прогрессивной и на сегодняшний день включает в себя обсуждение очень разных аспектов близких отношений между людьми и всего, что может на них повлиять, включая разговоры об алкоголе, обсуждение гендерных вопросов и представлений школьников о собственном теле.

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например, сексуальную ориентацию. Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела. Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети. Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами. Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями. Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники. Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии. Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков .

Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например, биологией и обществознанием.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.

Существует множество различных теорий, когда лучше начинать воспитывать своего ребёнка. Обратим внимание на книгу «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет», автор В. Дюмон . По его мнению, половое воспитание следует начинать с 5 лет, изначально объяснять ребенку, каким образом он появился на свет. В книге полностью описываются: внутриутробное развитие, этапы внеутробного развития, этапы взросления, какие физиологические изменения происходят с организмом. Вся информация дана в упрощённом виде, но понятно, с наглядными иллюстрациями на каждой странице. С самого детства дети могут узнать основы своего развития и стать действительно образованными в вопросах полового созревания. Это поможет им в будущем иметь осознанные отношения и здоровую семью. Обязательным фактом является помощь родителей и будущих педагогов в формировании правильных и адекватных знаний в вопросах половой жизни и собственной идентификации.

Обзор исследований, проведенных во многих странах мира и посвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи, которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трех десятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизился при, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувство вины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и их ранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 лет приближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).

В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

− умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;

− знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать — не начинать сексуально активную жизнь, использовать — не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Обобщая работы многих авторов о половом воспитании, к задачам полового воспитания можно отнести:

1. Ознакомление с общепринятыми нормами полового поведения и психосексуальной культурой, развитие личности;

2. Воспитание в человеке чувства уважения и ответственности по отношению к другим, формирование адекватного взгляда на взаимоотношения между людьми, в частности на отношения между мужчиной и женщиной.

3. Воспитание осознанного понимания в необходимости иметь крепкую и здоровую семью, нескольких детей, необходимости в их воспитании.

4. Воспитание, направленное на понимание такого понятия, как здоровый образ жизни, его значимости, важности следить за своим здоровьем и ответственного отношения к здоровью других людей.

5. Формирование чёткого отношения к понятию полового влечения, осознанного понимания, что секс является частью такого чувства как любовь, пропаганда воздержания и усвоение необходимых знаний о способах сублимации.

6. Ознакомление с такими важными понятиями как брак, формирование семьи, получение знаний о физиологическом и психологическом развитии мужчин и женщин, выработка умений общения с противоположным полом и правильным представлением самого себя.

Авторами выделены следующие направленности полового воспитания:

1. Полоролевое воспитание, основой которого является помощь в формировании осознанной женственности и мужественности, установлению норм в процессе коммуникаций.

2. Сексуальное воспитание, формирование сексуального сознания в рамках психосексуальной культуры и общепринятых нравственных норм.

3. Подготовка к ответственному супружеству, помогающая осознанно подойти к формированию брака, и понять ценность дальнейших взаимоотношений между партнёрами.

4. Подготовка к ответственному родительству, воспитание ролевого поведения матери и отца, понимание ответственности перед будущими детьми и формирование репродуктивной установки.

5. Формирование здорового образа жизни через объяснение о том, что сексуальность, супружество и родительство полностью зависит от правильного образа жизни .

Проблема полового просвещения изложена в педагогическом словаре: «отсутствие организованного в государственном масштабе полового просвещения чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов и прочее. Система полового просвещения должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения» .

Существует ряд причин возникновения проблем полового воспитания:

1. Отсутствие необходимой информации, т.е. так называемый «информационный вакуум». И вместе с этим искажённая информация в интернете.

2. Стереотипное стеснение и нежелание родителей разговаривать со своими детьми о половом воспитании. Желательно начинать с детства, в то время, как многие родители вовсе не уделяют внимание этому вопросу на протяжении всего периода взросления их ребёнка. Необразованность и попустительское отношение родителей является основной причиной.

3. Отсутствие в школах квалифицированных преподавателей и необходимой литературы .

К сожалению, в наше время в учебных заведениях недостаточно внимания уделяют вопросам полового воспитания. В то время, как обучаться основам полового воспитания намного эффективнее в школе, чем в индивидуальной форме. Для детского коллектива есть возможность пригласить профессионала, провести полноценное занятие, что не всегда могут сделать родители.

И кто же будет тем самым профессионалом? Должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.

Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.

В периоде обучения детей в школе необходимо больше внимания уделять вопросам полового воспитания, а также необходимы профессиональные педагоги, медики и психологи, которые смогут помочь учащимся разобраться во многих вопросах, которые на сегодняшний день остаются без внимания, как в семье, так и в школе. Для максимальной ликвидации ранней беременности, абортов, всевозможных половых заболеваний и инфекций. А для этого нужно не только обучить преподавателей, ввести отдельную квалификацию и учить детей. Кроме знаний у детей должен быть ЛИЧНЫЙ пример. Родители, их взаимоотношения, их отношение к себе, к своему здоровью, к своему браку и детям будут являться ориентиром для их ребёнка. И конечно же: половое воспитание должно включать огромный блок – формирование жизненных ориентиров, системы моральной составляющей и духовному просвещению.

Обратимся к религии. Иудейская этика прежде всего основывалась на учении Моисея, записанном в Пятикнижии. Вторым автором ответов на многие сексуальные вопросы этики поведения был мудрейший человек, царь Израиля Соломон. Он пережил много приятных и неприятных минуг и Господь наделил его особой мудростью дать после пережитого детям следующих поколений самые лучшие советы. В 1^ш1ге Притчей Соломоновых, в Книге Екклесиаста, в Песнях Песней вдохновенное Духом Святым перо отразило все стороны нормального полового воспитания. Бог желал показать высокую цель брака и взаимоотношений в браке. Он показал свой план для семьи и Свою цель для их жизни. Ефес. 5:28, 31. Сегодня, спустя века, обе эти причины по-прежнему действенные.

Если не прививать детям Христианские принципы полового воспитания, то где они еще узнают, что Бог освятил отношения между мужчиной и женщиной? Где они узнают, что Бог благословил интимные отношения в браке? Откуда они узнают о регулировании этих отношений?

Дом – это школа, где дети должны узнать, что значит быть отцом или матерью, и каким должно быть отношение мужа к жене. Здесь дети должны узнать, что секс – это не что-то грязное, порочное и греховное, а что это взаимоотношения двух любящих друг друга людей, которых благословил сам Творец для совместной жизни. Это сознание станет ролевой моделью в их собственной семье.

Но, к сожалению, в нашу эпоху, эпоху огромного количества грязной и неотсортированной информации, дети с раннего детства получают неправильное представление о важных вещах. Возьмём к примеру мультфильмы детей 21 века, они изначально учат их меньше ДУМАТЬ. Перестают разделять границы между понятиями «хорошо» и «плохо». Что является действительно серьёзной проблемой. Плюс незнание самих родителей, которые не могут обучить и воспитать в своём ребёнке необходимые качества: целомудрие, способность к принятию ответственности, самостоятельности и чёткому разделению на «хорошо» и «плохо» в вопросах, которые являются основополагающими в духовном, и половом развитии. Чтобы обучить детей, в первую очередь, нужно обучить самих себя!

Список источников:

1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. — 512 с.

2. Педагогический энциклопедический словарь. — М., Б.М. Бим-Бад. 2002. — 528 с.

3. Введение в психоанализ. — СПб; Алетейя СПб, З.Фрейд. 1999. — 416 с.

4. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет — АСТ, Харвест, В.Дюмон, 2005. — 48 с.

7. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней :учеб. пособие / В. В. Марков. — Москва: Академия, 2001. — 320 с.

8. Лидия Нейкурс – Статья: Христианская концепция полового воспитания

Как говорить «об этом» с детьми разного возраста

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например сексуальную ориентацию.

Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела. Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети. Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами. Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями. Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники. Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии. Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков.

Специалисты считают, что в возрасте 9–11 лет школьники должны получать информацию о половом созревании и о том, как меняется их тело, а также узнать больше о давлении со стороны сверстников и как ему противостоять. В возрасте тринадцати лет и старше школьникам нужна информация об образе тела, беременности, воздержании, контрацепции, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путём, а также разговор о том, как строить отношения.

Половое воспитание для подростков включает в себя рассказ о половом созревании, сексуальной ориентации и важности контрацепции и визитов к врачу. Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например биологией и обществознанием.

В последние годы мы чаще слышим о необходимости откровенно говорить с подростками о сексе — в первую очередь потому, что современным подросткам доступно намного больше порнографии, чем предыдущим поколениям, и они часто воспринимают порнофильмы как учебное пособие. Некоторые специалисты говорят, что половое воспитание лучше всего работает, когда с детьми обсуждают важные для них вопросы в комфортной обстановке, а не просто рассказывают о строении половых органов. Они считают, что лучших результатов помогают добиться доверительная атмосфера и честный разговор об этических и психологических аспектах отношений — уважении личных границ, согласии, удовольствии, сексуальной ориентации и представлениях о собственном теле.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *