Родовые грехи православие

Родовой грех

Все многообразие грехов, рассмотренных нами в предшествующих беседах, можно свести в одну группу под названием «личные грехи». Личные грехи – это те, которые совершены конкретным человеком, совершены сознательно. За них человек несет личную ответственность и терпит наказание, за них он должен принести личное покаяние и исправить допущенное зло противоположными добрыми делами. Однако борьба со злом не сводится к преодолению только личных грехов, человеку приходится сталкиваться с проявлением зла, получившим название «родовой грех», или, точнее, «родовое повреждение».

Начало родового греха

Родовой грех (родовое повреждение) – это болезнь нравственного порядка, с которой мы рождаемся и источником которой являемся не мы сами, а наши родители и наши предки. Если кто-нибудь из наших предков, не устояв против искушения, совершил тяжелый грех (убийство, грабеж, прелюбодеяние, колдовское или магическое действие), то в момент совершения греха душа и тело его подверглись особо глубокому разрушительному воздействию, которое сказалось на всем его существе и, затронув наследуемые свойства, передалось потомству.

Если, к примеру, мы нечаянно поранимся (поцарапаем лицо, вывихнем ногу или сломаем руку), то независимо от наших ран дети у нас родятся без каких-либо телесных повреждений. Даже если у родителей будут ампутированы руки, ноги, глаза, язык, все равно дети у родителей-инвалидов рождаются вполне нормальные – не глухонемые, не слепые, не инвалиды. Случайные, непреднамеренные увечья не являются сознательным грехом человека и не влияют на наследственность.

А вот если кто-нибудь из родителей в порыве отчаяния предпримет пусть даже неудачную попытку покончить жизнь самоубийством, то рожденные от него дети будут испытывать похожие приступы тоски и склонность к самоубийству. Также дети, рожденные от родителей, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, столкнутся с сильной тягой к употреблению этих вредных веществ. У родителей, не сохранивших супружеской верности, их повзрослевшие дети в какой-то момент ощутят труднопреодолимое влечение к распутству. А у родителей, обагривших руки в чужой крови, дети будут отличаться от других повышенной нервозностью, страдать вспышками гнева и ярости.

Святитель Григорий Нисский пишет: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим: так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (Творения святых отцев. 2. Москва, 1865. С. 446).

Не обязательно дети грешников будут повторять ошибки родителей, но сила искушения именно в этих грехах у них будет во много раз сильнее.

И если бы страдали только дети! Греховная поврежденность проявляется у внуков, правнуков и праправнуков. Вот что такое родовое повреждение. В Библии говорится, что Бог не оставляет грешника без наказания, что Он наказывает «вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7).

Если у совершившего смертный грех человека ни его дети, ни внуки, ни правнуки не только не борются с проявлением родового повреждения, но еще и усиливают своими личными грехами, тогда формируются целые греховные династии (воровские, блудные, злодейские). Иногда о таких говорят, что их род проклят Богом, что на них лежит родовое проклятие.

Родовое повреждение – Божие проклятие?

Очень важно разобраться в этом вопросе. Православному христианину, знакомому с Евангелием, нужно раз и навсегда отказаться представлять Бога карающим и наказывающим. Господь никого не проклинает. Никого не карает. Никому не мстит. Он ищет, как помиловать и спасти Свое творение. Но как быть с теми выражениями Библии, где говорится о Божием гневе, о Божием возмездии за грех?

Дело в том, что Священное Писание предназначено для широкого круга читателей (детей и взрослых, простецов и мудрецов), для всех Писание должно быть понятным и полезным. Поэтому, говоря о Боге, Библия использует антропоморфизм (приписывание Богу человеческих свойств). Говорится, например, что «Бог разгневался», «Бог раскаялся», «Бог поклялся» и т.д.

Поскольку Библию читают люди, находящиеся на разных уровнях духовного развития (раб, наемник, сын, друг), то в описании взаимоотношений Бога и человека для каждого уровня имеются соответствующие выражения. На начальном уровне взаимоотношения Бога и человека строятся по образу господина и раба. Раб все делает «из-под палки», боясь наказания от своего господина. Так и верующий человек поначалу старается не грешить в основном из-за страха перед карой Божией. Такими были евреи во времена Моисея – «Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный» (Исх.33:5). Для таких людей Бог изображен в Библии как строгий Господин и праведный Судия: «Бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:14). «Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24:16). «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев. 26:27-29).

Воздерживаясь от греха из страха наказания, человек постепенно восходит на уровень наемника и трудится для Бога ради получения награды. Соответственный образ Бога имеется в Библии: «Ибо Я, Господь, люблю правосудие … и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис.61:8); «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12); «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:23-24).

Человека, живущего добродетельно и праведно, Бог возводит на уровень усыновления и делает его Своим другом: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Мф. 6:9); «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15); «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Итак, Бог, в отличие от человека, всегда постоянен и неизменен: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Меняется не Бог, а человек, и по мере изменения от раба до сына Божия по благодати более возвышенным становится у него представление о Боге. Поэтому для православного христианина, усыновленного Богом, имеющего знание о Боге как о самом любящем Существе, думать, что Бог карает и наказывает, неправильно и равноценно клевете на Бога.

То, что в жизни детей случается повторение грехов их родителей, вовсе не означает вымещения гнева Божия на невинных детях за вину их предков. Библия однозначно говорит: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Просто Бог так устроил мир, что в нем «как аукнется, так и откликнется», «что посеешь, то и пожнешь»; «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18); «не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:44).

Повышенное влечение детей к тем грехам, которыми грешили их отцы, деды и прадеды, является естественным результатом роковых ошибок, допущенных в свое время старшим поколением. И кто знает, сколько бы тянулось это родовое повреждение, если бы не ограничил его продолжительность Бог третьим или четвертым родом. Именно в этом заключается главный смысл известной цитаты: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7).

Здесь акцент ставится на то, что милость Божия длится на протяжении тысячи родов, а наказание – всего лишь до третьего или четвертого рода. Библия нас предупреждает: сильное и разрушительное действие греха будет с особой интенсивностью проявляться в этих ближайших трех-четырех поколениях, а дальше грех пойдет на убыль, лишь бы дети и внуки не умножили зла своими личными грехами.

Итак, дети не виновны в грехах родителей. Человек не несет ответственности за родовой грех. Однако повода для спокойствия у нас нет. Пусть родовой грех – это не наша вина. Но это наша беда, с которой мы рождаемся на свет и вынуждены всю жизнь более всех сами же от нее страдать.

Можно ли освободиться от родовой поврежденности?

Уврачевание родовой поврежденности

Родовой грех может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, вплоть до полного исчезновения.

Увеличение родового греха происходит в том случае, когда человек под влиянием наследственных греховных влечений совершает соответственные им личные грехи и тем самым закрепляет и усиливает родовой грех в себе, а также в своем потомстве.

Кардинальным решением в прекращении родового греха во времена Ветхого Завета была смертная казнь. К смертным грехам, которые становились родовой поврежденностью, относились убийство, жестокость, блуд, ересь, богохульство, магия и оккультизм.

«Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21:12). «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).

Бескомпромиссно Ветхий Завет относился к идолопоклонству, язычеству, кощунству и магии: «Ворожеи не оставляй в живых… Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. 22:18, 20).

«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих…» (Втор. 22:13-27). Смертью каралось изнасилование, скотоложство, мужеложство и кровосмешение. Совершитель смертных грехов побивался камнями в назидание всем, и чтобы его греховное состояние не передалось потомству.

Однако даже смертная казнь не гарантирует полного исчезновения родового повреждения. Попытка изолировать здоровое общество от преступников не прекращает зла. Как в свое время не удержала от греха изоляция чтущих Бога сифитов от каинитов (Быт. 6:2) и гибель грешников в водах всемирного потопа не очистила полностью людских сердец от богоборчества (Быт. 11:9).

Уменьшается родовой грех праведной жизнью детей, внуков, правнуков. Если среди них найдутся люди, которые, обнаружив его действие в себе, всеми силами противостанут ему, начнут бороться с собой, не будут допускать в себе его осуществления через личные грехи, то в них прекращается действие родового греха.

Полное и окончательное преодоление родового греха происходит в семье, но только в том случае, если она станет домашней Церковью. Когда родители смиренно осознают присутствие в своей душе греховных влечений, имевшее место в жизни предков и наблюдающееся в их собственных детях, когда они употребят личные усилия в борьбе с этим грехом и воодушевят детей продолжить искоренение данного греха, тогда от поколения к поколению родовой грех в их семье начнет слабеть вплоть до полного исчезновения.

Трудно в это поверить? Но о том, что это возможно, свидетельствует сама Библия.

Подтверждением является, например, зафиксированная в Евангелии родословная Иисуса Христа (Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23-38). В числе Его земных праотцев были очень разные люди, в том числе и грешные. Однако их покаянным трудом и молитвенным подвигом из поколения в поколение постепенно очищался непрерывный поток предков Спасителя. И мы видим, какой чистоты достигла эта струя в Его дедушке и бабушке – праведных Иоакиме и Анне, и особенно в Его Матери, Преблагословенной Деве Марии, Которая не имела никакого родового повреждения.

В своем выступлении, посвященном родовому греху, профессор Алексей Ильич Осипов обратился к своим взрослым слушателям: «Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком».

Итак, не будем забывать о воздействии родовых грехов на нашу жизнь, но ни в коем случае не станем впадать в уныние, давать волю чувству безысходности. Напротив, усилим молитву о самих себе и особенно о прощении грехов усопших предков. Участвуя в Таинстве Соборования (Елеосвящения), дадим возможность Божией благодати очистить от греховной поврежденности те глубокие пласты нашей духовно-телесной природы, которые мы не можем охватить нашим сознанием и исправить покаянием. Умножим добрые дела, укрепим стремление к христианскому образу жизни и к нашему Спасителю Христу. Это и приводит нас вместе с нашим потомством к освобождению от греха.

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия

Источник: Протоиерей Олег Безруких. Беседы о греховных страстях. Родовой грех (Беседа 15) // Липецкие епархиальные ведомости. – 2012. – № 7. – С. 11-13.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *