Ростов великий монастыри


Когда мы слышим «Ростов», то представляем себе Ростов-на-Дону. Его действительно сокращённо называют Ростовом, но в России есть ещё настоящий Ростов. Чтобы подчеркнуть уникальность этого города, его ещё по-летописному называют Ростовом Великим.
Ростов действительно Великий… был когда-то. Сейчас город находится в ужасном состоянии, тут практически нет дорог, всё утопает в грязи, повсюду разруха. Это можно было бы списать на обычную для России бедность провинции. Но Ростов входит в Золотое кольцо! Сюда толпами едут туристы, и, казалось бы, нет ни одной причины, чтобы Ростов не процветал.
Когда смотришь на такие города, остаётся только один вопрос: как же так? Ну не должен же Ростов утопать в грязи и нищете! У меня нет ответа, почему это всё происходит. Мне бесконечно грустно смотреть на то, до чего довели некогда великий город.
01. Поезд останавливается у перрона точно по расписанию. От Москвы чуть больше трёх часов. В пути проводница настойчиво предлагает сувениры: «Купите хоть что-то! У нас норма – продать 60 сувениров на поезд, в противном случае нас лишают премии». Я листают каталог и очень хочу хоть что-то купить, но кроме непонятного китайского барахла, которое и бесплатно не нужно, ничего нет. Кому вообще сейчас может понадобиться USB-флешка на 8 гигабайт или неказистый брелок-паровозик? На перроне лужи, зато можно выйти сразу в город, минуя здание вокзала.

02. Ростов – честный город. Он сразу открывается. На привокзальной площади нет асфальта, грязные ПАЗики хаотично останавливаются в случайных местах, и пассажиры бегут через лужи, словно солдаты в атаку. Зачем они бегут, неужели ПАЗик уедет, не дождавшись зазевавшуюся бабушку? По площади понятно, что чудес от города ждать не придётся.

03. Главная достопримечательность Ростова – кремль. Даже если вы никогда там не были, вы его хорошо знаете по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Именно в Ростове снимали сцены с царскими палатами. До кремля от вокзала идти чуть больше километра по прямой улице.

04. Застроена улица двухэтажными сталинками. Сразу видно, ни один чиновник не ходит по городу пешком. Тротуаров просто нет, а автобусная остановка больше похожа на площадку для мусорных баков.

05. Это одна из главных улиц города! Ходить по ней очень сложно.

06. Во дворах асфальта, похоже, никогда и не было.

07. Нормальный асфальт есть только на проезжей части главных улиц, чуть свернуть – и начинается русское бездорожье. В Ростове почему-то во многих местах разлито старое масло.

08. «Биометрия – печать Антихриста!»
09. Кое-где осталась красота.
10. На то, чтобы привести в порядок тротуары, денег у ростовской мэрии нет, зато есть деньги на заборы! Здесь одни действительно нужны: когда идёшь по грязи, очень хочется выбежать на проезжую часть и пойти хоть по дырявому, но асфальту.
11. В некоторых местах заборы просто врастают в грязь.
12. Остатки былого величия. Это дореволюционное здание мужской гимназии, оно чудом дожило до наших дней.
13. Главное столб влепить посреди грязи! А то народ не поймёт, где же тут переход!

14. Золотое кольцо России выглядит вот так:
15. И вот так.
16. И вот так!
Мне кажется, это относительно честно. В плане тротуаров и дорог Ростов за последние 100 лет мало изменился, и туристы могут буквально ногами прочувствовать атмосферу дореволюционного русского города.
17. Люди живут в одном из самых красивых городов России.
18. На весь город всего 100 метров ровного нового тротуара. Мне кажется, это гуманитарная помощь от американцев. Зачем они так издеваются над нами?
19. Не жили хорошо – нечего и начинать!
20. Прогулки по Ростову превращаются в весёлое приключение
21. Если вы думаете, что я снимаю какие-то окраины, то нет. Вот площадь прямо перед кремлём.
А вот так это место выглядело в 1964-м году. Почти ничего не изменилось.
22. Даже на единственной пешеходной улице города не смогли ровно положить плитку.
23. Двор церкви Спаса на Торгу просто загажен.
24. Недавно в Ростов пришли федеральные деньги, и по программе благоустройства исторических поселений тут сделали площадь около кремля. Благоустройство заключается в установке модных фонарей, велопарковке и высадке деревьев. Про водоотвод забыли.
25. Вдоль стен Кремля сделали дорожки. Вот и всё благоустройство.
26. Ещё установили какие-то очень странные фонари с огромными толстыми стволами. Похоже то ли на виселицу, то ли на подъёмный кран.
27. Несмотря ни на что, Ростов – один из самых красивых городов России. Возможно, ему даже повезло, что последние 100 лет до него почти никому не было дела. Вы только посмотрите на эти панорамы! Где ещё такую красоту увидишь?
28. Это не руины, это всё памятники архитектуры. Они охраняются государством, о чём свидетельствуют таблички.
29. Это тоже памятник.
30. В памятниках живут люди. Чтобы памятники не рухнули, стены подпирают брёвнами.
31. Шикарный город.
32. Где вы ещё такую красоту увидите?
33. От кремля идёт улица Покровская. Сейчас она по недоразумению называется Ленинская. Это могла бы быть главная туристическая улица города. Тут неплохо сохранилась застройка, хотя многие домики разрушены или сгорели. Такой улице очень не хватает брусчатки.
Раньше она выглядела так:
34. На месте сгоревших домов – пустыри и стихийные свалки.
35. К счастью, отдельные домики удаётся реставрировать. Я не понимаю, каким чудом среди всей этой разрухи тут вытягивают старые дома и приводят их в порядок.
36. Сморите, какой шикарнейший деревянный дом!
37. Как хорошо его сделали, даже отмостка из булыжника и все окна деревянные.
38. На окраинах Ростова очень много деревянных домов. Развивайся тут туризм – все их можно было бы пустить в дело. Это отличные локации для мини-гостиниц, сувенирных лавок, мастерских, кафе. Но туристами тут пользоваться не умеют.
39. Народ уезжает, и дома продают.
40. Нищий народ доживает своё. Молодёжь тут не задерживается. С 1998 года население Ростова постоянно падает (росло только в 2016 и 2017 годах), но пока не так катастрофически, как в небольших городах Тверской области.
41. Ростов стоит на берегу большого озера Неро. Берег озера засран и непроходим.
42. У города есть две главные точки притяжения – Ростовский кремль и Спасо-Яковлевский монастырь. Их соединяет улица Ленинская, которая бывшая Покровская. Но поскольку и кремль, и монастырь стоят на берегу озера, между ними ещё проходит набережная. В нормальном туристическом городе она была бы красивой и благоустроенной, с шикарными видами на озеро и как минимум скамейками, но в Ростове что-то пошло не так.

43. Турист, который захочет прогуляться от кремля до монастыря, будет идти по хлюпающему говнищу мимо непонятных гаражей, покосившихся заборов и свалки старых лодок. Невольно удивляешься, почему всё в таком виде. Самое интересное, что тут уже строят новые гостиницы, но о благоустройстве никто не думает.
44. Винни-Пух купался в луже, чтобы стать похожим на тучку. Тут у каждого есть такой шанс.
В Ростове живёт около 30 тысяч жителей. По меркам москвича это деревня, но для Европы обычный провинциальный город, не самый, кстати, маленький. Три года назад я был в литовском посёлке Нида на Куршской косе. Население – немногим больше тысячи человек, но посмотрите на благоустройство и состояние исторических зданий!
Главная улица. Удивительно, но тут есть тротуары, и она не выглядит так, словно её недавно бомбили.
По этому променаду можно пройти из конца в конец и даже в дождь не промочить ноги и не наебнуться в лужу. Круто?
К местному музею ведут офигительные деревянные тротуары. Кстати, хорошая идея для наших исторических городов типа Ростова, Суздаля, Пскова.
Простенькое, но аккуратное благоустройство.
По набережной можно гулять, не боясь утонуть в грязи или быть погребённым под старой лодкой.
Ещё раз: это фактически село на 1000 жителей. А в Ростове живёт 30 тысяч, город стоит на оживлённой трассе из Москвы в Ярославль, Рыбинск, Кострому и Вологду. У него есть пусть и не очень большой, но стабильный поток туристов, желающих посмотреть на достопримечательности Золотого кольца, плюс немало проезжих, кто останавливается в городе погулять и перекусить на пару часов.
Тогда почему благоустройство в Ростове на 60 лет отстаёт от литовской деревни? Мне кажется, дело тут не только в финансировании.
45. Спасо-Яковлевский монастырь
46. За сотни лет тут ничего не поменялось. Такие виды, что можно снимать историческое кино.
47. Только вот какие-то дураки вставили в старинное здание пластиковые окна.
48. Плакат на английский переводил магистр Йода.
49. Ростовская инновация – забор из вагонов.
50. Кремль
51. Крепость смотрится просто шикарно.
52. Только ужасная табличка портит весь вид. Непонятно, почему за дизайном никто не следит.
53. Это действительно один из самых красивых кремлей, которые я видел. Даже круто, что тут нет асфальта или какой-то неуместной плиточки. Вместо этого тут лежат огромные гранитные камни.
54. Никакого евроремонта, везде оригинальные окна. В плане атмосферы тут очень здорово.
55. Кремль оказался настолько красивым, что его директор решил срочно всё испортить. Для этого он купил на рынке китайские гирлянды, нацепил их на кусты и вокруг расставил ублюдочные светящиеся шары.
56. Уважаемый директор кремля! Пожалуйста, не портите такую красоту, уберите это китайское барахло. Ваш кремль хорош и без всего этого.
57. К сожалению, Ростов постигла участь многих малых городов России. И это несмотря на богатейшее историческое наследие! Город не был разрушен во время Великой Отечественной, город не уничтожила (во всяком случае, не до конца) советская власть. Но последние десятилетия он просто никому не нужен, несмотря на всю его древность и туристический потенциал. Три года назад нынешний мэр Андрей Лось обещал ‘make Rostov great again’, но вместо величия я наблюдаю упадок и разруху. Самое смешное, что он собирался сделать ставку на ремонт дорог и благоустройство:

«Говоря о приоритетных задачах на первое время, Андрей Лось отметил, что главными вопросами остаются ремонт дорог, благоустройство, улучшение качества и повышение уровня комфорта жизни ростовцев».
Как Ростов выглядит сегодня, вы и сами видите.

Успенский собор Ростовского кремля
Путь от Москвы до Ростова Великого на поезде занимает три с половиной часа. Рано утром мы прибыли на ростовский вокзал и с рассветом отправились в город. Первым местом нашего паломничества стал Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь на берегу озера Неро.
Эта обитель была основана при следующих обстоятельствах. В 1386 году по приглашению ростовских князей местную кафедру занял епископ Иаков, подвижник святой жизни. Однажды он заступился за осужденную ростовчанами на смерть княгиню Феодору, по примеру Господа сказав жаждущей расправы толпе: «Кто без греха – первый брось в нее камень». Обличаемые совестью, жители города не посмели казнить княгиню, но, выражая свое недовольство, самовольно сместили епископа с кафедры. Тогда он разостлал на озерной глади свою епископскую мантию, встал на нее и, как на плоту, поплыл по воде. В отдалении от города мантия пристала к берегу. Здесь святитель Иаков впоследствии и воздвиг деревянный храм в честь Зачатия святой праведной Анны, в котором в 1392 году упокоились его честные мощи. В наше время мощи святого почивают в другом храме, построенном в его честь на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, о которой мы писали в № 2 (74), и освященном святителем Филаретом Московским.
А в каменном храме Зачатия святой Анны, возведенном на месте прежнего деревянного, почивают мощи святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Сын казака, уроженец Киевской земли и воспитанник Могилянской академии, своим красноречием он прославился сначала на Малой Руси, а затем просиял и на всю Россию как новый Златоуст. Важнейшим духовным подвигом святителя было составление полного годичного круга житий святых: этому труду он посвятил почти двадцать лет своей жизни. Описывая подвиги угодников Божиих, он и сам стремился по силам им подражать. Святые не раз являлись святителю Димитрию, указывали на допущенные в их житиях ошибки и поясняли, как необходимо их исправить.
В 1702 году указом Императора Петра I святитель Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. Здесь он столкнулся с проблемой так называемого «старообрядческого» раскола и посвятил обличению заблуждений раскольников ряд трудов, в частности известный «Розыск о брынской вере». «Старообрядцы» не потерпели такой его ревности о чистоте Православия и до сих пор поносят этого дивного подвижника. А Господь не перестает прославлять его множеством чудотворений.
Упомянем здесь лишь одно из них: однажды в Сибири святитель явился некоему магометанину и позвал его в Ростов. Повинуясь видению, иноверец исполнил наказ. Увидев в Ростове икону святителя Димитрия и узнав в образе являвшегося ему священнослужителя, он принял святое Крещение и наследовал Жизнь Вечную. Вот как, по слову Евангельскому, из «камней» воздвигает Господь Себе чад, а окаменелые сердцем раскольники, по своей гордыне, лишаются чести избранных чад Божиих.
Творения святителя Димитрия отличаются глубиной проникновения в смысл Священного Писания и полезны для чтения всем православным христианам, независимо от их духовного уровня и жизненной стези. Святитель Димитрий Ростовский был причислен к лику святых при святителе Арсении (Мацеевиче), митрополите Ростовском, и по его представлению.
Для Спасо-Иаковлевской Димитриевой обители значимым оказалось и участие в ее судьбе будущего святителя Иннокентия Пензенского, в то время архимандрита. Именно по его настоянию на средства графини Орловой был построен вышеупомянутый каменный храм в честь святителя Иакова. Также по его ходатайству к своему древнему названию «Спасо-Иаковлевский» монастырь получил прибавку «Димитриев».
От этого монастыря мы направили свои стопы к Ростовскому кремлю и, пройдя через его двор, попали в Успенский собор, где почивают мощи святителей Леонтия и Феодора Ростовских.
Святитель Леонтий – третий Ростовский епископ, но первый занимавший эту кафедру воспитанник Киево-Печерского монастыря. В то время жители Ростова и его окрестностей в большинстве своем были язычниками и, недовольные проповедью святого, изгнали его из города. Тогда святитель поселился за его пределами, где построил храм в честь святого Архангела Михаила. К нему стали приходить привлеченные его добротой дети, которых он просвещал светом Христовой веры и крестил. Однажды разгневанные этим родители-язычники пришли к святому, намереваясь убить его, но он вышел к ним в полном архиерейском облачении, с крестом в руках. Пораженные мужеством, а еще более благодатным словом угодника Божиего, они уверовали во Христа и сами приняли святое Крещение. Но оставшиеся во тьме языческого заблуждения горожане еще более озлобились и по указанию своих волхвов все-таки пресекли земную жизнь святителя Леонтия в 1073 году. А в 1164 году были обретены его нетленные мощи, ныне почивающие в алтарной части храма и не перестающие источать различные чудеса.
В центральной части храма находятся мощи святителя Феодора. Он был племянником преподобного Сергия Радонежского и под его руководством быстро преуспел в духовной жизни; по благословению дяди основал рядом с Москвой, в местечке Симонове, монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Сюда к нему стекалась братия, которой святой Феодор мудро управлял. Из его учеников наиболее известны преподобные Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский. Святой князь Димитрий Донской избрал святого Феодора своим духовником и поручал ему исполнение важных обязанностей. Так, он ездил в Киев приглашать митрополита Киприана занять Московскую кафедру, несколько раз путешествовал в Константинополь. Затем святой был избран ростовским епископом. В Ростове он основал Рождественский монастырь, которым управлял до самой своей блаженной кончины, последовавшей в 1394 году.
В настоящее время Успенский собор реставрируется. Но все уцелевшее от древних времен несет на себе отпечаток мощи и величия архитектурного гения русских зодчих, а также веры и благочестия наших предков, которые сумели воздвигнуть столь огромные и совершенные по архитектуре храмы Господу Богу.
От кремля мы прошли в Вознесенский храм, иначе называемый храмом святого блаженного Исидора Ростовского. На наше счастье он оказался открытым, и мы смогли приложиться к мощам святого. Дивно его житие! Он родился в Пруссии в богатой немецкой семье и по вере был католиком. Однако Господь Своими неисповедимыми путями привел Исидора на Русь. Увидев Ростов, он пленился красотой города и остался здесь жить, приняв Крещение в Православной вере. По благословению духовника святой возложил на себя подвиг юродства. Из веток он построил себе хижину на сухом возвышенном месте посреди огромной лужи, куда удалялся для уединенной молитвы, а остальную часть времени проводил на улицах города, терпя поношения и насмешки неразумных ростовчан. За смирение и самоотвержение Господь даровал святому Исидору дары прозорливости и чудотворения. Так, блаженный предсказал князю Савве Оболенскому святительское служение во время его брачного пира, когда тот сидел за столом рядом с невестой. В другой раз чудесным образом Исидор побывал в Киеве и, получив от митрополита просфору, вновь оказался в Ростове. За то, что пророчества его всегда исполнялись, он был прозван Твердисловом. Скончался святой 14 мая 1474 года. Ростовчане узнали об этом по дивному благоуханию, которое разлилось по всему городу. Над местом погребения блаженного Исидора ими был впоследствии сооружен Вознесенский храм.
Отправляясь в поход на Полоцк, благочестивый Царь Иоанн Васильевич IV дал обет, что если святой Исидор поможет ему разгромить литовцев, то он построит в его честь каменный храм. После победы Грозный для врагов Веры и Отечества и милостивый для своих подданных Царь исполнил свой обет. Храм этот украсили росписью ярославские мастера.
И в наши дни блаженный Исидор продолжает прославлять своими чудесами Господа Бога и святую Православную веру. Расскажем лишь о нескольких случаях его чудесной помощи.
Одна москвичка зачала ребенка, но младенец погиб, преждевременно, попущением Господним, извергнутый из утробы матери; потеря дитя причинила женщине великую скорбь. Через некоторое время она вновь зачала, однако заключение врачей не утешало: ребенок, по их словам, тоже должен был умереть. Горю матери не было предела. Тогда один знакомый посоветовал ей съездить в Ростов и помолиться блаженному Исидору. Прислушавшись к его словам, женщина вскоре была уже в Ростове, у храма, однако он оказался закрытым. Не отчаявшись, она подошла к той стене, у которой находится рака с мощами святого, и из глубины сердца горячо взмолилась ко Господу и Его святому угоднику. Вдруг послышался голос: «Никого не слушай. Родишь здорового ребенка». Вернувшись в Москву, женщина уже более не внимала угрожающим прогнозам врачей и в свое время действительно родила здорового малыша. Через год или два счастливая мать приезжала с ним в Ростов, поблагодарить блаженного. Кстати, в могиле святого Исидора впоследствии были захоронены еще трое блаженных, подвизавшихся в Ростове в более поздние века.
А вот еще одно чудо. Оказывается, блаженный Исидор сам выбирает, кого пустить, а кому не дозволить войти в свой храм. Однажды туда хотел попасть один нетрезвый молодой человек, но не смог переступить через порог: это было вразумляющее чудо, подобное произошедшему со святой Марией Египетской. Но парень не понял Божиего урока и подозвал дежурную по храму, чтобы она помогла ему войти; однако и с ее помощью ему не удалось проникнуть в дом Божий.
В другой раз по Ростову ехал автобус с детской паломнической группой. В программе у них не значился храм святого Исидора, но когда они проезжали мимо него, вдруг зазвонил колокол и дети попросили остановиться. На скамейке перед церковью сидела женщина, присматривавшая за порядком. Она тоже отчетливо слышала звон, хотя на колокольне в тот момент никого не было. И когда подъехала паломническая группа, женщина завела их в храм и рассказала детям об истории его создания и о блаженном Исидоре. Только потом она поняла, кто звонил: это сам блаженный таким образом позвал детей к себе!
Богат Ростов блаженными! От святого Исидора мы прошли в храм Толгской иконы Божией Матери, где почивают мощи блаженного Иоанна Власатого.
Откуда он был родом и как оказался в Ростове, остается загадкой. Известно только, что происходил святой из богатой семьи и имел хорошее образование – с собой он всегда носил Псалтирь на латинском языке, которую свободно читал. На голове блаженного росли «власы велики», за что он получил свое прозвание. Постоянного жилья у него не было, он скитался по городу и лишь изредка останавливался в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовы. Святой пребывал в непрестанной молитве и наставлял ближних в духовной жизни. Скончался он 3 сентября 1580 года и был погребен по его завещанию за алтарем церкви святого Власия. От его гробницы проистекали многие чудеса и исцеления, поэтому, а также в память тезоименитого ему Александрийского святителя, блаженный был назван еще Милостивым.
На что уж мы дебелы сердцем, но и для нас не осталась незамеченной особая благодатная атмосфера Толгской церкви. Она настолько «намолена», что этот молитвенный дух охватывает каждого входящего туда паломника.
Ангел на башне в Авраамиевом Богоявленском монастыре
Далее мы направились на другой конец города, к Богоявленскому женскому Авраамиеву монастырю. В этой обители, находящейся на берегу озера Неро, на месте древнего языческого капища, почивают мощи ее основателя, преподобного Авраамия Ростовского.
Святой Авраамий родился в городе Чухлома, в пределах Галицких, от родителей-язычников и носил имя Иверик. До восемнадцати лет он находился в расслаблении и не мог ходить. От новгородских купцов Иверик получил начатки христианского просвещения. Призвав на помощь Господа Иисуса, он тут же исцелился и уверовал во Христа. Оставив родительский дом, святой ушел в Новгород, а оттуда – на Валаам, где принял Крещение с наречением имени Аверкий. Здесь же его постригли, назвав уже Авраамием, после чего он провел в монашеских подвигах многие годы. По устроению Божию в возрасте 50-ти лет преподобный переселился в пределы ростовские. Скорбя о неверии местных жителей, служивших идолу Велесу, он молился Господу о даровании ему силы к сокрушению кумира. Тогда подвижнику явился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и вручил железный крест, при помощи которого Авраамий ниспроверг идола в присутствии язычников. Впоследствии на этом месте с благословения епископа он соорудил церковь во имя Богоявления. Спустя почти пять веков благочестивый Царь Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в поход на Казань, взял с собой из Ростова чудотворный крест преподобного Авраамия и благодатию Божией разгромил нечестивых агарян, освободив около ста тысяч русских пленников.
Поклонившись мощам преподобного Авраамия, по улице Бакунина, бывшей Квасоваренной, мы отправились в Петровский монастырь – обитель, основанную святым Петром, Царевичем Ордынским.
Святой был племянником Золотоордынского хана Беркая и правнуком кровавого повелителя Азии Чингисхана и до принятия Православия звался татарским именем Даир. Когда он услышал от епископа Кирилла, побывавшего в Орде, о чудесах святителя Леонтия, в его сердце, как на благодатную почву, упало семя веры Христовой. Вскоре у хана заболел сын, и тот вызвал к себе владыку Кирилла, по молитвам которого отрок исцелился. Когда преосвященный Кирилл возвращался на Русь, Даир упросил того взять его с собой. В России он крестился, женился и прожил благочестивую жизнь. Однажды ему явились святые апостолы Петр и Павел и повелели основать на берегу озера Неро монастырь, что святой и исполнил. Когда его супруга скончалась, Петр принял постриг в этой обители и, дожив так до глубокой старости, в мире предал свой дух Господу в 1290 году.
Ныне монастырь возрождается. Место погребения святого Петра пока находится под открытым небом, но над ним планируется возвести часовню.
Как известно, сейчас Китай провозгласил Чингисхана своим национальным героем, что свидетельствует о возрождении среди жителей этого государства захватнического духа. Этим новым татаро-монголам, готовым опять напасть на нашу Родину, преподобный Петр своим чудным житием говорит, что надо не завоевывать Русь, но идти к ней за небесной верой, принесенной на Землю Спасителем мира.
Троицкий собор Варницкого монастыря
От Петровского монастыря мы направились в Варницкую обитель, расположенную неподалеку от городского кладбища.
Варницы – вотчина преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Здесь «игумен земли Русской» родился и провел свое детство. В этих местах в его отроческие годы произошел и известный случай, запечатленный художником М.В. Нестеровым на картине «Видение отроку Варфоломею». Когда юный святой пошел искать пропавших лошадей, ему повстречался таинственный схимник, который сказал, что лошади уже дома и что со временем он, отрок Варфоломей, станет обителью Пресвятой Троицы и многих приведет ко спасению. После встречи со старцем отрок обрел способность к чтению. Видение было ответом Господа на горячую молитву мальчика, который не мог усвоить грамоту. Со временем в вотчине родителей преподобного Сергия был построен монастырь, где в настоящее время действует Варницкая Духовная семинария.
+ + +
С Ростовом Великим связаны имена еще многих православных подвижников, мучеников и святителей, но подробно рассказать обо всех этих дивных угодниках Божиих в одной небольшой статье не представляется возможным.
Все больше и больше времени проходит со дня нашей поездки в Ростов, и некоторые ее детали уже стираются из памяти. Но остается одно светлое, радостное воспоминание, которое греет душу и помогает бодро, с твердой верой в любовь и помощь Божию и Его святых преодолевать все препятствия на узком и тернистом пути ко спасению.Александр МАЛИНИН

МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОСТОВА ВЕЛИКОГО В СТАРИННЫХ ОТКРЫТКАХ
Ростов Великий — один из древнейших городов России, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 862 г. Он имеет богатую церковную историю. 26 июля 991 г. ростовцы -приняли крещение в водах озера Неро. Это был день св. Кирика и Иулитты, и потому первый христианский храм Ростова, построенный в тот же день, был посвящен этим святым. С конца X в. Ростов стал центром распространения христианства в Северо-Восточной Руси, а с XI до конца XVIII в. — центром одной из крупнейших русских епархий.
В 991 г. на вечевой площади города была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери, на месте которой в 1164 г. возвели первый каменный Успенский собор. В настоящее время на его месте стоит уже пятое по счету здание собора, построенное в 1508-1512 гг.
До начала 1930-х гг. в Ростове действовали двадцать два приходских храма, многие из которых были сооружены в камне в конце XVII — начале XIX в. на месте более древних деревянных церквей. До наших дней в разной степени сохранности дошли двенадцать храмов.
Согласно старинным преданиям, в Ростове за его одиннадцативековую историю существовало пятнадцать монастырей, девять из которых (Козьмодемьянский, Андреевский, Лазаревский, Сретенский, Иоанно-Богословский, Григорьевский, Петропавловский, Иоанно-Златоустовский, Спасо-Песковский) были упразднены в разное время еще до конца XVIII в. В начале XX в. в Ростове и его окрестностях действовало шесть монастырей.
Первым монастырем Ростова (и в Северо-Восточной Руси) был Богоявленский Авраамиев монастырь, появившийся в XI в. в Чудском конце города. В XIII в. неподалеку от него был основан Петровский монастырь.
Столетие спустя, в XIV в., на юго-западе Ростова, близ озера, епископ Иаков основал монастырь, называемый ныне Спасо-Яковлевским Димитриевым.
В XIV в. в центре города был основан женский Рождественский, или Девичий монастырь.
В XV в. неподалеку от Ростова появляются еще два монастыря: Белогостицкий, расположенный к северо-востоку от города, на берегу реки Вексы близ ее истока из озера, и Троице-Варницкий, стоящий к северо-западу от Ростова, на реке Ишне.
До наших дней в разной степени сохранности дошли все ростовские обители. Их облик сохранили открытки и фотографии начала XX в.

БЕЛОГОСТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (середина XVII — конец XIX в.).
Точное время возникновения обители неизвестно. По одному из преданий, она была учреждена князем Дмитрием Донским в XIV в., по другому — ростовским архиепископом Григорием в середине XV в. На территории монастыря располагались храмы, построенные во второй половине XVII в. ростовским митрополитом Ионой III
Сысоевичем: Благовещенский, Собора архангела Михаила и Казанской иконы Богоматери. Главными благотворителями монастыря в то время были ростовские князья Темкины. Церковь св. Ефрема Сирина построена в 1879 г. В советское время в монастыре располагались концлагерь и колония для малолетних
преступников. Ныне монастырь почти полностью разрушен.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР АВРАМИЕВА МОНАСТЫРЯ
Богоявленский собор Авраамиева Богоявленского монастыря с приделами преподобного Авраамия
и апостола Иоанна Богослова (1555).По преданию, монастырь основан преподобным Авраамием в конце XI в. на месте языческого Велесова капища. Первый оплот христианства в Северо-Восточной Руси, древнейший монастырь Ростова. Богоявленский собор обители возведен в 1553-1555 гг. по распоряжению царя Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». В XVII в. сооружены Введенская и надвратная Никольская церкви. Ныне монастырь возрождается.

ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ БОГОЮДИЦЫ ВО ХРАМ
Церковь Введения Богородицы во храм (1760-1769 гг.) построена на месте деревянной, двухъярусная. Престолы Введения во храм и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Уничтожена в 1930-е годы.

ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Церковь Воздвижения Креста Господня (1688-1692 гг.) была полностью перестроена на средства купца П.А. Веснина в 1859 г. Имела три престола: Воздвижения Креста Господня, святителя Николая Чудотворца и архангела Гавриила. Сохранились колокольня, приспособленная в 1930-е годы под пожарную каланчу,
и церковная сторожка. На колокольне-каланче установлены единственные в городе башенные часы.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Церковь Вознесения Господня (Исидора на Валах — по приделу блаженного Исидора Твердислова) — один из самых древних ростовских храмов. Построен в 1566 г. «на пучинках» (болотце), на месте древней деревянной церкви, по приказу царя Ивана IV. Согласно преданию, зодчий Андрей Малой был казнен грозным государем за то, что построил храм меньших размеров, чем стоявший здесь ранее деревянный. В 1630-е гг. при строительстве
земляной крепости (валов) церковь оказалась в одной из ее «куртин», а вода из «пучинок» ушла в ров, окружающий валы.В XVIII в. к церкви были пристроены колокольня, притвор и ныне уже не существующий придел во имя блаженного Исидора Ростовского.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НА ПОДОЗЕРЬЕ
Церковь Николы на Подозерье (1745 г.) построена на месте деревянной. Теплый придел в честь иконы Богоматери Всех скорбящих радости. Возобновлена в начале XXI в.

ВИД СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО ДИМИТРИЕВА МОНАСТЫРЯ СО СТОРОНЫ ЮСТОВСКОГО КРЕМЛЯ
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь (конец XVII — середина XIX в.) по преданию, был основан в конце XIV в. изгнанным из Ростова епископом Иаковом. Отстроен в камне в конце XVII — середине XIX в. К собору Зачатия св. Анны (1686 г.) вплотную пристроен Яковлевский храм (1836 г., архитектор П.Я. Паньков). Димитриевский храм (1795-1801 гг., архитекторы Душкин, Миронов, Назаров) возведен на средства графа Н.П.
Шереметева. В 1920-е гг. монастырь был закрыт. На его территории размещались концлагерь, склады, воинская часть, детский сад, коммунальное жилье. В 1991 г. возвращен Русской православной церкви.
В настоящее время в Яковлевской храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, мощи святителя Иакова находятся под спудом. На территории монастыря действует епархиальное духовное училище.

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ (КОНЕЦ XVII — СЕРЕДИНА XIX В.)
По преданию, был основан в конце XIV в. изгнанным из Ростова епископом Иаковом. Отстроен в камне в конце XVII — середине XIX в. К собору Зачатия св. Анны (1686 г.) вплотную пристроен Яковлевский храм (1836 г., архитектор П.Я. Паньков). Димитриевский храм (1795-1801 гг., архитекторы Душкин, Миронов, Назаров) возведен на средства графа Н.П. Шереметева. В 1920-е гг. монастырь был закрыт. На его территории размещались концлагерь, склады, воинская часть, детский сад, коммунальное жилье. В 1991 г. возвращен Русской
православной церкви. В настоящее время в Яковлевской храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, мощи святителя Иакова находятся под спудом. На территории монастыря действует епархиальное духовное училище.
ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (слева)
По преданию, была основана до 1070 г. самим св. Леонтием, изгнанным язычниками из Ростова. Князь Константин Всеволодович в 1205 г. построил на ее месте каменный храм. Новая каменная церковь возведена в 1750-1757 гг.
В 1794 г. к ней пристроили теплую церковь свв. Леонтия, Иакова и Димитрия, Ростовских чудотворцев. Возобновлена прихожанином А.Н. Дьячковым в 1875 г. Уничтожена в 1930-е годы.

ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (вторая половина XVII — XIX в.).
Основан, по преданию, в XIII в. преподобным Петром, царевичем Ордынским. В 1684 г. на месте деревянной церкви был построен каменный собор во имя апостолов Петра и Павла с приделом преподобного царевича Петра. В 1696 г. сооружена теплая церковь Похвалы Богородицы. Разрушенный в советское время,
монастырь ныне возрождается.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ТОРГУ
Находится в центре Ростова, на Гостином дворе — месте старого ростовского торга. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1216 г. В 1654 г. возведен каменный храм, перестроенный в 1685-1690 гг. Сооружался на средства посадского населения.
Теплый придел и колокольня построены в XIX в. Престолы: Всемилостивого Спаса, пророка Илии, архистратига Михаила, Владимирской иконы Божией Матери.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ АВРААМИЕВ МОНАСТЫРЬ (XVI-XIX в.).
По преданию, основан преподобным Авраамием в конце XI в. на месте языческого Велесова капища. Первый оплот христианства в Северо-Восточной Руси, древнейший монастырь Ростова. Богоявленский собор обители возведен в 1553-1555 гг. по распоряжению царя Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». В XVII в. сооружены Введенская и надвратная Никольская церкви. Ныне монастырь возрождается.

ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА (1761г.)
Возведена над стенами и сводами засыпанного валом домового княжеского храма 1287 г., который, в свою очередь, был построен на остатках еще одного, более древнего, возведенного в 1218 г. на княжьем дворе. По преданию, именно здесь, после крещения ростовцев в водах озера (991 г.), был срублен первый городской
храм — во имя свв. Кирика и Иулитты. Рядом находится теплый храмво имя святителя Димитрия Ростовского (1762 г.).

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Церковь Благовещения (1695 г.) — одноглавая, двухэтажная. Главный престол Благовещения Пресвятой Богородицы; приделы святителя Григория Акрагантийского и великомученика Димитрия Солунского. Построена на средства уроженца Ростова, архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, происходившего из рода богатых купцов Кичигиных, которые вели торговлю с Англией. Уничтожена в 1930-е годы.

ВИД НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Слева — храм Рождества Богородицы (XVII в.), колокольня (ныне не существует). Справа — церковь Николы на Подозерье (1745 г.).
Построена на месте деревянной. Теплый придел в честь иконы Богоматери Всех скорбящих радости. Возобновлена в начале XXI в.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ДЕВИЧИЙ) МОНАСТЫРЬ
Основан, по преданию, между 1389-1395 гг. племянником Сергия Радонежского — первым ростовским архиепископом Феодором.
Главный храм Рождества Богородицы был построен в конце XVII — начале XVIII в. В 1840-е гг. сооружена
надвратная Тихвинская церковь. Окончательно архитектурный облик монастыря сложился к середине XIX в.

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ПЕСКАХ (XVII в.)
Бывшая соборная церковь Спасопесковского Княгинина монастыря, основанного, по преданию, княгиней Марией в память о ее супруге ростовском князе Василько, погибшем в 1238 г. в битве с татарами.
В деревянном храме, стоявшем на месте существующего каменного, были погребены княгиня Мария и ее сын князь Глеб Василькович. В 1764 г. монастырь упразднили, а храм приписали к соседнему Яковлевскому
монастырю, который с этого времени стал именоваться Спасо-Яковлевским. Ныне Спасо-Преображенский храм — единственная сохранившаяся постройка древнего Княгинина монастыря.

ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ (ОДИГИТРИИ)
Построена в 1762-1767 гг. Более известна в Ростове как храм Косьмы и Дамиана, по названию одного из’приделов. По преданию, в древности здесь существовал Косьмодемьянский монастырь, а затем одноименная деревянная церковь. Существующий каменный храм имеет единственную в Ростове шатровую колокольню.
В церкви три престола: Смоленской иконы Богоматери, свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, царя Константина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *