Рождественский собор в суздале

Богородице-Рождественский собор (Суздаль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Рождественский собор.

Собор
Рождества Пресвятой Богородицы


Рождественский собор в 2014 году

Страна

Россия

Город

Суздаль, Суздальский район, Владимирская область

Адрес

Кремлёвская ул., 10 (Кремль)

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Владимирская

Благочиние

Суздальское районное

Тип помещения

Крестово-купольный храм

Престольный праздник

8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Настоятель

игумен Кирилл (Сурков)

Основание

XI век

Основатель

князь Владимир Всеволодович Мономах

Строитель

князь Юрий Всеволодович

Строительство

1222—1225 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура

Состояние

действующий храм,
музейная экспозиция

Статус

Объект культурного наследия № 3310127004№ 3310127004

Объект всемирного наследия

White Monuments of Vladimir and Suzdal. Kremlin of Suzdal and Cathedral of the Nativity
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Суздальский Кремль и Богородице-Рождественский собор)

Ссылка

№ 633-006 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1992 (16-я сессия)

Медиафайлы на Викискладе

Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История

Иконостас

Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.

По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века. По сохранившимся нижним частям этого собора можно судить, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным.

Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский показывал, что строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович.

С. В. Заграевский. Реконструкция первоначального вида Суздальского собора начала XIII века

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.

В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.

В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды.

Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.

Западные врата (фрагмент)

Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила.

Примечания

Рождественский собор. Суздаль. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

  1. Подробный анализ версий относительно собора 1148 года приведён в статье: Заграевский С. В. О гипотетическом «промежуточном» строительстве собора Рождества Богородицы в Суздале в 1148 году и первоначальном виде суздальского храма 1222—1225 годов.
  2. С. В. Заграевский. Зодчие домонгольской Северо-Восточной Руси // Материалы ХХIV межрегиональной краеведческой конференции (19 апреля 2019 г.). Владимир, 2019. С. 229–237.
  3. Заграевский С. В. Вопросы реконструкции первоначального вида суздальского собора Рождества Богородицы начала XIII века
  4. Собор Рождества Богородицы Суздаля история // posmotrim.
  5. Воронин, 1983, с. 159.
  6. Западные «златые врата» Суздальского собора (icon-art.info)
  7. Манукян А.М. Западные и южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник русской художественной культуры конца XII – первой трети XIII века. (автореф. дисс. канд. иск-вед.) М. 2013.
  8. Вагнер Г. К. Старые русские города. Справочник-путеводитель. — М., Лейпциг: Искусство, Эдицион, 1980. — С. 395—396.
  9. Воронин, 1983, с. 161—162.
  10. World Heritage List (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 ноября 2012 года.
  11. Рождественский собор на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine

Ссылки

  • Рождественский собор на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника (недоступная ссылка). Архивировано 16 августа 2017 года..
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-006
рус. • англ. • фр.
  • Рождественский собор в журнале Вестник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Выпуск № 17. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Рождественский собор на сайте Русские церкви. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Рождественский собор на сайте sobory.ru.
  • Сферическая панорама собора. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  • Западные врата Богородице-Рождественского собора (Суздаль) на сайте icon-art.info

Адрес: Суздаль, Кремлёвская улица, 20 Режим работы: 10:00 — 18:00 Стоимость: 100 рублей

Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Собор был построен в начале XII в. За свою долгую историю храм пережил немало событий: его разбирали и возводили вновь, реставрировали и меняли, он выдержал несколько пожаров, набеги и запустение.

История Собора Рождества Богородицы в Суздале

Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.

Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.

В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.

Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.

Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.

На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.

Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.

Интерьер и роспись Рождественского собора

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором. Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.


Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.
В 1635 — 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора. По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание».
Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде».
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным.
Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.
Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г.
Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ. Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав — сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.
В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *