Рождество даты

Когда родился Иисус Христос?


Одна из самых больших загадок для христиан, это время рождения Иисуса Христа. Праздник «Рождество Христово», один из самых популярных, и значительных событий в году.

Как для взрослых, так и для детей, это событие приносит много радости.
На самом деле мало кто задумывается, когда действительно родился Иисус, хотел ли он, чтобы отмечали его рождение, и зачем вообще он пришёл на землю.
Может для кого-то это будет неожиданным, но в Библии нет даты рождения Иисуса. Можно перечитать хоть всю Библию, Вы всё равно не найдёте точной даты рождения Христа. Однако есть немало фактов, с помощью которых можно определить примерное время его появления на свет.
Принято считать, что Иисус родился зимой. По этому католики отмечают этот праздник 25 декабря. Православные же, празднуют это событие по новому стилю, 13 дней спустя, 7 января. Однако традиция этого празднования начала существовать только с 3 века нашей эры, когда христианство стало официальной религией Рима, и чтобы переход от язычества к христианству для римских подданных прошёл не так болезненно, было решено переименовать некоторые популярные языческие праздники в христианские.
Так произошло и с Рождеством. В последние числа декабря римляне обычно отмечали праздник сатурналий, или день рождение языческого бога солнца. Чтобы не ломать традиций, этот праздник переименовали в день рождения Иисуса Христа.
По сути, отмечая сегодня рождество, мы чествуем языческое божество, даже не подозревая об этом.
Но когда же на самом деле родился Иисус? Можно с уверенностью сказать, что осенью, примерно в октябре месяце. И вот некоторые доказательства.
В Библии сообщается, что Иисус умер, когда ему было 33 с половиной года 14 нисана 33 года нашей эры после празднования пасхи. В пересчете с лунного календаря на солнечный, это выпадает на март – апрель, т. е. весной. Если отсчитать от этого события 33 с половиной года, то мы выходим на осень: сентябрь – октябрь, но никак не на зиму.
Ещё Библия сообщает, что когда родился Иисус, пастухи пасли на поле овец, и ночевали вместе со своими стадами (Луки 2:8). Пастухи не находились бы со своими стадами на выпасах в конце декабря, когда в окрестностях Вифлеема холодно, а порой даже снежно. Но в начале октября — могли, и это вполне согласуется с доказательствами, что Иисус родился примерно в это время.
Но самым явным доказательством и мало известным является вычисление, которое я приведу ниже.
В Библии записано, что на протяжении 12-ти месяцев в храме проводили службу 24 священника; каждый из них имел свою очередь (чреду)и был в храме половину месяца (1 Паралипоменон 24:7-19). В 10-м стихе говорится, что священник Авия был по очереди восьмым, а это значит вторая половина 4-го месяца (с 15-30 июля).
После смерти одного из священников его заменяет новый священник, например: умер Авия — вместо него будет, скажем, Иосафат, он будет тоже с 15-30 июля, и так следующие…
Лука сообщает: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды (15-30 июля), именем Захария… Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм…. А когда окончились дни службы его (закончился июль), возвратился в дом свой. После этих дней (не месяцев) зачала Елисавета, жена его, и таилась 5 месяцев…(с августа по декабрь включительно). В шестой же месяц (в январе) послан был Ангел Гавриил от Бога…. к деве Марии…. и сказал ей: Вот, и Елисавета… зачала сына в старости (будущий Иоанн Креститель), и ей уже шестой (не шесть)месяц» (Луки 1:5,8,9,23,26,36).
С января (может быть со второй половины), когда Ангел являлся Марии и она зачала, надо отсчитать 9 месяцев и рождение Иисуса выпадает примерно на 1-ю половину октября. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Иисус Родился в первых числах октября, но никак не зимой, как это принято считать во всём мире.

Игорь Петровский

Оглавление

  • Когда родился Христос?
  • Неслучайная звезда
  • Песни праздника
  • Можно ли вычислить точную дату Рождества? диакон Владимир Василик

И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14).

Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие – вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул ее. На вопрос что нового принес Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Все новое» – omnem novitatem. И это действительно так. Можно было бы перечислить множество вполне осязаемых даров Христа людям – совершенно иную нравственность и философию личности, государство и право нового типа, великую христианскую культуру и, наконец, науку, возникшую благодаря демифологизации окружающего мира. Мы к ним привыкли, для нас они временами незаметны. Однако некоторые утверждают, будто бы Христос не рождался, поскольку евангельский рассказ о Рождестве Христовом противоречит историческим данным. Итак, существует ли такое противоречие на самом деле?

Если в наше время не торгуют людьми в законном порядке, провинившихся рабов не распинают на крестах, не устраивают гладиаторских боев и не травят преступников львами, а родившихся детей не выбрасывают безнаказанно на дорогу, то этим мы обязаны Иисусу Христу и Его ученикам. Казалось бы, уже само по себе такое положение дел должно свидетельствовать в пользу того, что Христос – историческая личность, и Его слова и дела действительно вошли историю и изменили ее.
Но, к сожалению, богатство даров не всегда ведет к благодарности и рассудительности. Так, сторонники критической школы протестантского богослова Баура вообще отказывали евангельским повествованиям в исторической достоверности, считая, что евангелия были написаны не ранее 11 века. Однако находки древних папирусов посрамили гиперкритиков: манчестерский папирус библиотеки Джона Рэйланда № 457, содержащий фрагменты Евангелия от Иоанна, самого позднего из четырех, датируется двадцатыми годами II века, то есть копия была создана всего через тридцать лет после написания самого Евангелия. Еще более интересное открытие сделал в 1994 году немецкий папиролог доктор Карстен Петер Тид. На основании сравнения с греческими рукописями Мертвого моря, он установил, что Оксфордская рукопись Магдален Колледж № 18, содержащая фрагменты Евангелия от Матфея, которую традиционно датировали концом 11 века, на самом деле может относиться к шестидесятым – семидесятым годам 1 века. «Даже при беглом изучении рукописей можно понять, что они на целый век старше, чем было принято считать вначале», – сказал он в своем интервью. Это означает, что мы имеем дело с почти прижизненной рукописью, так как Евангелие от Матфея было написано в сороковые-пятидесятые годы 1 века. Ни один древний исторический источник не засвидетельствован с такой степенью достоверности.

Когда родился Христос?

События Рождества Христова также подвергались атаке гиперкритиков. Повествование евангелиста Луки школа Баура считала слабым и недостоверным, хотя действительно серьезные специалисты уровня сэра Уильяма Рамсея характеризовали св. Луку как «первоклассного историка». Однако против рассказа Луки Баур выдвигал три возражения:
1. Какой смысл был в том, чтобы заставлять людей покидать свое место жительства и идти для переписи? Разве не достаточно было бы сборщикам прийти на место и переписать население?
2. История вообще умалчивает о подобной переписи.
3. Квириний правил Сирией как минимум за десять лет до подлинной даты Рождества Христова.
Для тех, кто знает историю Рима и его отношение к покоренным народам, первое возражение выглядит весьма странным, если не сказать более. Когда Рим считался с их покоем и удобством? Vae victis – «Горе побежденным». Достаточно вспомнить контекст евангельских заповедей из Нагорной Проповеди: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5:39-41). Эти слова, конечно, важно помнить в любых обстоятельствах, но они имели и вполне определенный исторический контекст: отношение иудеев к римлянам-оккупантам. Ведь те, случалось, снимали с оккупированных последнюю рубашку и частенько подвергали побоям.
Что касается якобы удобства переписи на месте, то для нее потребовался бы огромный штат писцов и чиновников и значительные переезды. Поэтому на самом деле существовало два типа переписи. Первый – запись человека в том месте, где он оказался на день переписи. Второй – каждый обязан был вернуться к месту своего постоянного проживания и оставаться там до постановки на налоговый учет. Именно такой порядок и засвидетельствован в египетском папирусе от 104 года по Р. Х., содержащем следующее постановление римского номарха Гая Вибия: «Пришло время для проведения подомовой переписи, сочтено необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с принятым постановлением».
Такой же порядок мы наблюдаем и в рассказе Евангелия от Луки: святой Иосиф был из рода Давидова, и даже вполне возможно, что прежде своей жизни в Назарете жил в Вифлееме, на родине своих предков.
Второе возражение – относительно того, что данная перепись вообще не проводилась – также несущественно. Согласно свидетельствам папирусов, перепись могла проводиться между 9 и б годами до нашей эры. А теперь обратимся к подлинной, а не условной дате Рождества Христова. Из Евангелия от Матфея мы знаем, что Спаситель родился во дни царя Ирода и прожил во время его правления около двух лет, поскольку Ирод, искавший Богомладенца, убил всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2:16). Кроме того, поскольку Святое Семейство
было бежать, то еще некоторое время прошло в Египте, прежде чем Ирод умер в 749 году от основания Рима, что точно известно из независимых исторических источников. Между тем ученый монах Дионисий Малый, делавший хронологический расчет года рождения Спасителя в начале VI века, ошибочно определил год Рождества как 753 год от основания Рима. Следовательно, Ирод умер в 4-м году до нашей даты Рождества Христова и Спаситель должен был родиться как раз около 6 года до нашей эры, и, в таком случае, его рождение как раз приходилось на тот же год, что и перепись, – как и сказано в Евангелии.
Наконец, третье возражение – довод относительно того, что Квириний управлял Сирией уже после Рождества Христова – также нуждается в коррекции. В 1828 году в Риме была найдена надпись, согласно которой Публий Сульпиций Квириний дуумвир (высшая административная должность для муниципий и колоний) направил армию в Сирию незадолго до 6 года до Р. Х. (по нашему летоисчислению). Таким образом, и здесь мы видим удивительную точность евангелиста Луки.
Если вернуться к вопросу о переписи, то, по свидетельству папирусов, в конце I – начале II века после Р. Х. она происходила каждые четырнадцать лет. И, по свидетельству Климента Александрийского, именно перепись в год Рождества Христова положила начало этой системе переписывания населения.
Раннехристианские и византийские богословы и церковные поэты видели глубокий символизм в том, что Спаситель родился во время правления Октавиана Августа и, таким образом, тоже подчинился переписи, как и все граждане своей страны.

Неслучайная звезда

Подвергался сомнению также и рассказ относительно прихода волхвов и избиения младенцев. Однако ничего невероятного и неисторичного в нем нет. Астрология в древности была весьма заметным явлением в жизни общества, а волхвы или маги пришли с Востока или из Парфянского царства, возможно – из Вавилона, настоящей родины астрологии.
Существует точка зрения, согласно которой в 7 году на небе каким-то значимым для наблюдателей образом сошлись три звезды – планеты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, в соответствии с астрологическими представлениями, была «звездой Иакова» (то есть Израиля), другая «царская» звезда, третья – «звезда» войн и преобразований. По ним волхвы узнали о рождении великого преобразователя мира, Царя Иудейского, и пошли в Иудею.
Предание о том, что они были царями, известно по крайней мере уже со II или III века: Тертуллиан называет их «почти царями» – fere reges. Предание называет их имена: Каспар, Валтасар, Мельхиор. Узнав об их приходе, жестокий и подозрительный тиран Ирод решил избавиться от возможного соперника. Вначале он узнал от иудейских книжников о месте, где должен родиться Мессия. Затем, призвав волхвов, послал их в Вифлеем, попросив их разузнать все о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. С радостью они поклонились Младенцу и деве Марии и принесли Ему дары: золото как Царю, ладан – как Богу, и смирну – как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Получив откровение не возвращаться к Ироду, волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. На Западе они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.
Что же касается избиения младенцев – то, как повел себя Ирод, вполне соответствует его характеру, подозрительному и коварному. По свидетельству Иосифа Флавия, за одно подозрение в посягательстве на свою власть он уничтожал ближайших родственников, в том числе свою любимую жену Мариамну, и вырезал целые общины. Тем более для него не было никаких препятствий в уничтожении ничтожных для него младенцев в небольшом селении Вифлеем, если перед своей смертью он приказал казнить наиболее выдающихся граждан громадного столичного города Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».
Бегство Святого Семейства в Египет – также черта историческая: Египет являлся римским императорским доменом и в нем все-таки существовало некое подобие законности, Ироду не так легко было бы в нем убить Младенца. И то, что по смерти Ирода святой Иосиф не захотел вернуться в Иудею, убоявшись сына Ирода, Архелая, также соответствует историческим реалиям. После смерти отца Архелай развязал гражданскую войну и убил в Иерусалиме три тысячи человек, завалив Храм трупами. Соответственно, у нас есть все основания доверять сообщениям евангелиста Матфея.

Песни праздника

Празднование Рождества Христова вошло в церковную жизнь не сразу. Первоначально оно сливалось с появившимся в III веке праздником Богоявления, или Крещения Господня (19 января сейчас, или 6 января по старому стилю), поскольку такие отцы Церкви, как святой Ефрем Сирин, основываясь на словах Евангелия от Луки Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк. 3:23), считали, что дата Рождества Христова совпадает с днем Его Крещения. В Армянской Церкви до сих пор существует единый праздник Рождества Богоявления.
Впервые Рождество начинает выделяться на Западе в середине IV века. В древнем римском месяцеслове, датируемом 354 годом, под 25 декабря мы уже находим упоминание – «день рождения Христа». Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций.
В завершение – несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковно-славянский текст:

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, пролегать везде – в том числе и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света с одной стороны, чистоты и праведности – с другой.
Следующий за тропарем кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» был написан святым Романом Сладкопевцем в 10-е или 20-е годы VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса и подвергался насмешкам своих собратий по церковному хору. Однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и
молитвой о даровании ему способностей к пению. После молитвы он задремал. Во сне ему явилась дева Мария и повелела ему съесть свиток, который Она держала в руке. Проснувшись, святой Роман неожиданно для всех вышел на середину храма и стал вдохновенно петь сочиненный им кондак «Дева днесь», который и до сих пор считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родиси Отроча младо,
превечный Бог.

Пародоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущественного, человеческого и божественного – вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком – вот, что значит день Его рождения, праздновать который мы имеем полное право.

Диакон Владимир Василик

Можно ли вычислить точную дату Рождества?

Привычное для нас словосочетание «день рождения» состоит из двух частей: «день» и «рождение», которые естественно подразумевают дату и само событие. И если вокруг события Рождества Бога Слова разворачивались дебаты богословские, то с датой Рождества Христова был связан календарный вопрос и спор о двух стилях западном и восточном.

Еще в III веке, по свидетельству Климента Александрийского, Рождество Христово на Востоке праздновалось в один день с праздником Крещения Господня, 6 января. На Западе же Рождество справляли 25 декабря. С IV века и в Восточной части Римской Империи Церковь решила отделить праздник Рождества Христова от Крещения и согласно римской традиции стала отмечать Рождество Спасителя 25 декабря. Эту традицию вводят в своих церквях такие святые, как Василий Великий (в Кесарии Каппадокийской), Григорий Богослов (в Константинополе), Иоанн Златоуст (в Антиохии). Замечательно, что из восточных отцов именно они первыми произносят проповеди на этот праздник.
Почему же до IV века существовали разные традиции относительно даты Рождества Христова? По словам того же Климента Александрийского, одни полагали это событие 20 мая, другие – 10 или 6 января, третьи приурочивали его к 25 или 28 марта. А в Римской Церкви этот вопрос решили в пользу 25 декабря.
Как же так? Неужели предания, идущие от апостолов и Марии Девы, не сохранили для нас такой важной, с сегодняшней точки зрения, даты? А дело просто в том, что для древнего ближневосточного общества день рождения человека не был столь важным событием. Он даже не фиксировался за ненадобностью, ведь в отличие от современной традиции, где каждому линейному году соответствует тот или иной социальный статус человека, древние использовали так называемый событийный календарь. Появился первый пушок под носом – значит, уже не мальчик, но юноша; покрылось лицо бородой – значит, уже не юноша, а мужчина; голову украсили седины – значит, стал стариком, и так далее. Каждому событию, переходу соответствовала своя социальная ступень. И эти внешние изменения в человеке настолько заметны, видимы, что у древних отпадала необходимость фиксировать внимание на первом дне жизни. Для израильского общества это не было исключением. Ведь сколько б тебе лет ни было, если борода не выросла, то в синагоге читать не дадут.
Итак, не количество лет интересовало древних, а видимое качественное изменение. Поэтому и праздновали не просто день, когда человек родился и начал расти, а именно этот переход в новый повзрослевший статус. Лишь позже, под влиянием эллинской культуры, евреи, сначала в Александрии, а затем повсеместно, стали отмечать и день самого рождения. В нашем понимании этого слова, у Христа не было «дней рождений», ни одного! Как это ни покажется странным, но родители Иисуса могли вовсе не помнить дату Рождества их Сына, что было нормой в иудейском обществе две тысячи лет тому назад.
Итак, месяц и день рождения Христа неизвестны. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества, но в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос скорее всего был зачат в тот же день года, в который и пострадал – то есть день Благовещения совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности.
До XVI века как на Востоке, так и на Западе Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил новую календарную реформу, пришедшую на смену юлианскому календарю. После ряда вычетов различие между старым и новым стилями составило 13 суток. В основе обоих календарей лежал тропический год, то есть год, измеряемый от одного весеннего равноденствия до другого. Но астрономически самым точным является не тропический, а звездный год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. И в этом смысле юлианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, чем григорианский, то есть старый стиль оказывается точнее нового.
Тем не менее, практически весь западный мир к концу ХIХ века принял новый календарь. И вот в ХХ веке пришла череда православных стран. В 1916 году григорианский стиль принимает Болгария, в 1919 – Румыния, Сербия, а в 1924 году под влиянием английской политики и Греция. Из православных первыми переходят на новый стиль в Константинопольском Патриархате, а под его влиянием Рождество по григорианскому календарю стали праздновать и Православные Церкви Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году. Но Русская Церковь осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.
И что же? Как нам относиться к тому, что даже внутри православного мира появились две даты празднования Рождества Христова?
Наша Церковь прямо ответила на этот вопрос в декабре 1998 года на заседании Священного Синода. В постановлении было сказано, что в русской церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. Но при этом противопоставлять одно Рождество другому – бессмысленно, ведь мы празднуем не «день календаря», а евангельское событие – рождение Спасителя мира Иисуса Христа. Поэтому употребление термина «католическое» или «православное» Рождество некорректно – это общий христианский праздник.
Тайна рождения Богочеловека непостижима для человеческого ума, и стоит ли удивляться такому количеству неизвестных в этом вопросе. Точное решение
скрыто от любопытных глаз – тайна Боговоплощения остается таковой со всех сторон. Несмотря на то, что спекуляции на тему пересмотра церковного календаря инициируют не христиане, а светские люди, далекие от религиозной жизни, в давнем споре о дате Рождества Христова для христиан все же главным является Рождество и Христос. Предвечный Бог, Творец галактик и вселенной, воплотился и отдал Себя за жизнь мира, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15). На фоне такого колоссального события математический спор о вычислении дня, недели, месяца и года Его рождения, для христианской Церкви приобретает такое же математическое значение: от перемены мест слагаемых сумма (суть) не меняется. И соседей поздравим, и сами в гости позовем.

Игорь Петровский
Журнал «Фома»

«Вертеп в храме» (фото Марии Корниловой)

В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово в этом году празднуют в ночь с понедельника 6 января 2020 года на вторник 7 января 2020 года. Вечер перед Рождеством называется рождественским Сочельником, начинается одновременно с восходом первой звезды и знаменует окончание Рождественского поста 2019-2020 гг.

Рождество – один из любимейших праздников в нашей стране, который отмечается не только как православное торжество, но и как светское мероприятие.

Хотя Рождество официально не входит в список государственных праздников, у этого дня особый статус – праздник является выходным днем на федеральном уровне. Закон о переносе выходных дней на этот праздник не распространяется, однако в России Рождество входит в традиционные новогодние каникулы с первого по десятое (девятое) января.

Читайте также: Старинные гадания на Рождество и Святки

Рождество – праздник с многовековой историей, однако далеко не всегда он праздновался в привычное нам время. До 1918 года Россия праздновала вместе с большей частью стран Европы – 25 декабря, за неделю до Нового года. С переходом на современное летоисчисление праздник стал отмечаться в январе. Из-за того, что григорианский календарь в нашей стране был принят намного позднее, чем в других странах, в праздновании образовался разрыв в 14 дней.

В православной традиции Рождество входит в число двунадесятых праздников, буквально возглавляя этот список. Хотя в католичестве этот праздник считается самым главным в религиозном календаре.

Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии.

Начало ей положил указ кесаря о проведении переписи населения. Иосиф, муж Марии, будущей Матери Христа, был родом из Вифлеема, и вместе со своей женой отправился на родину. Прибыл в город, он не смог найти места для ночлега, и был вынужден спрятаться от ночного холода в хлев, где размещались овцы.

Здесь непорочная Дева Мария и родила Сына, а новорожденного младенца Иосиф положил в ясли на свежую солому. Первыми поприветствовать нового Царя пришли пастухи, вслед за ними появились волхвы. Волхвы или восточные мудрецы пустились в путь на поиски Спасителя следуя за звездой, сегодня называемой вифлеемской. Звезда зажглась ровно за девять месяцев до Рождества, в момент Непорочного Зачатия, когда Ангел принес благую весть Деве Марии – сегодня этот праздник называется Благовещенье.

История Рождества в России

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря. Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год. В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.

В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919—1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а 1924—1929 годов — 25 и 26 декабря.

С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Традиции Рождества

В ожидании праздника. Фото Тагаевой Екатерины

Сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Церковь понимает, насколько это важно — ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво — блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке — люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике.

Фото Натальи Вакиной

Понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка — символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам — восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

Один из главных признаков праздника – елка. Именно она, пушистая зеленая красавица, стоит в каждом доме, каждой квартире. Ее с удовольствием наряжают не только дети, но и взрослые – глянцевые бока шаров, мягкое шуршание мишуры, сверкающие огни гирлянд… Традицию наряжать елку принесла в Россию Александра Федоровна, жена Николая I. Первое рождественское дерево появилось в империи в конце 1817 года, накануне Рождества – великая княгиня повелела установить елку в личных покоях для своих детей. Кстати, даже самая новогодняя песенка про елочку – помните, «В лесу родилась елочка» — написана была как раз к Рождеству.

Праздничный стол на Рождество

Праздновать Рождество Христово в России начинают 6-го января с восходом первой звезды, когда вся семья садится за стол с праздничным ужином. Но в этот вечер можно потреблять только постные блюда, которых на столе должно быть ровно двенадцать, включая сочиво.

А вот на следующее утро, когда будет 7-е число и наступит настоящее Рождество, кушать можно всё то, что было под запретом весь период Рождественского поста. В частности мясные блюда, такие как:

  • холодец
  • домашняя запечённая колбаса
  • жаркое
  • буженина
  • паштет
  • голубцы с мясом
  • кровяная колбаса

Особой популярностью пользовалась сладкая дрожжевая выпечка (пироги), в процессе приготовления которой скрывался секрет. В один из пирогов клали монетку и у того, кто её найдёт, деньги водиться будут весь год. Поэтому никто из членов семьи не оказывался от возможности отведать сладкого.

Традиционно в канун праздника под скатерть стола ложилось сено, как напоминание о том, что Спаситель мира родился не в царских палатах, а на постоялом дворе в хлеву в овечьих яслях.

Народные традиции празднования

В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают всякую пищу (в прошлом), деньги или конфеты (сейчас). Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У невоцерковлённых людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.

Читайте также: Рождество Христово и Святки в 2020 году

В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили).

На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине.

Традиционные русские блюда

Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, телячий или свиной студень, заливная рыба. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты.

Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные).

Подготовка к Рождеству Христову. Фото Лекос Арины

Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, с начала XVIII века — китайский чай.

Читайте также: Рецепты Рождественского Сочельника

Современные традиции празднования

Светские

В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.

Религиозные

В сочельник (в ночь с 6 на 7 января), по федеральным телеканалам транслируется рождественское богослужение праздничная Литургия (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя). Некоторые православные верующие в это время выстаивают службу непосредственно в храме.

Патриаршее служение в праздник Рождества Христова. Великая вечерня в Храме Христа Спасителя
Фото свящ. Игорь Палкин

Рождество считается в православной церкви вторым по значимости праздником после Пасхи. Праздник предваряется многодневным Рождественским, или Филипповым постом, длящимся с 28 ноября по 6 января.

Что нужно сделать в Сочельник, чтобы правильно встретить Рождество

В этот день православные посещают богослужения в Храмах, затем хозяйки прибирают квартиры и занимаются готовкой. Богослужения, причастие и исповедь – непременные «атрибуты», скажем так, праздника для православных. Священнослужители говорят о том, что если человек не был в Храме и не отстоял положенные службы, то смысла в строгом посте и «12 блюдах» уже практически не остается.

Накрывая стол, стремитесь его красиво декорировать – в центре непременно должна быть композиция из еловых веток и свечей, под скатертью распределите несколько соломинок – они символизируют ясли, где находился Спаситель после рождения.

https://sgastronomy.ru/wp-content/uploads/2016/01/3sochivo_altkrupa.ru_-1024×683.jpg

1. На столе должно быть 12 постных блюд (по числу апостолов) – одно из них — сочиво.

2. Все 12 кушаний нужно попробовать, нельзя оставлять хотя бы одно нетронутым. Начинать и заканчивать трапезу следует сочивом – съесть нужно хотя бы три ложки, чтобы весь следующий год в вашем доме процветало благополучие, а домашние были здоровыми и счастливыми.

3. До Рождества стол не убирается, как и вся еда, стоящая на нем.

4. Все домашние должны надеть новые одежды.

5. Венчать наряженную елку должна Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении Спасителя.

6. Нельзя ругаться, ссориться с близкими, обижаться, жадничать и находится в дали от своих близких – по поверью, если встретишь Рождество в одиночестве, будешь весь год «скитаться».

Что можно, а что нельзя делать в Рождество?

На Рождество обязательно необходимо сходить в церковь и выстоять всю утреннюю службу. Здороваться в этот день надо словами: «Христос родился» – «Славьте его»!

В этот день нужно петь, гулять и веселиться, прославляя Спасителя мира Иисуса Христа. Но перед тем, как отправиться праздновать за пределы дома, первым делом необходимо сесть за стол вместе со своей семьёй.

Читайте также: Важные традиции и обычаи на Рождество

Любая покупка, совершённая в это день будет удачной. Если это одежда, то она будет долго носится, а если кухонная утварь или бытовой предмет, но он прослужит дольше завяленного производителем срока.

Из того, что нельзя делать, стоит отметить следующее:

  1. Нельзя отправляться на рыбалку и охоту. Говорят, что от Рождества и до самого Крещения сама природа оберегает животных, поэтому убивать их нельзя, чтобы не привлечь несчастье.
  2. Нельзя хозяйствовать во дворе и в доме, а также заниматься бытовыми делами.
  3. Нельзя ссориться, ругаться и выяснять отношения, а уж тем более за столом.
  4. Нельзя одеваться в старую одежду. Хоть что-то в наряде должно быть новым.
  5. Нельзя игнорировать просьбы о помощи, если за ней обратились малоимущие и немощные.
  6. Девушкам нельзя гадать на судьбу, ведь гадания разрешены только в святки, которые начнутся на следующий день и продлятся до Крещения.

Ещё говорят, что за обеденным столом нельзя пить воду, так как это может привлечь неудачи, которые будут длиться семь лет. Но нигде в церковных правилах и уставах об этом не сказано, поэтому данное умозаключение – это обычное суеверие, которое к религии никакого отношения не имеет.

Фильмы и мультфильмы о Рождестве Христовом, которые можно смотреть всей семьей

Морозко (1964)

Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя.И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко…

Мультфильм про Рождество: «Рождество» М. Алдашина

Мультфильм «Рождество» режиссера и художника Михаила Алдашина прекрасно передает атмосферу праздника и Рождественского чуда. Мультфильм понравится и детям и их родителям.

«Рождество» Игоря Калядина и Александра Смирнова

Из цикла «Лето Господне”.
Режиссер: Игорь Калядин, Александр Смирнов
Телекомпания «Неофит ТВ” Московского Данилова монастыря по заказу ГТРК «Культура”.

Ангели певают

Песня на стихи святителя Николая Сербского, исполнение которой трогает душу.

Снеговик

Трогательный и теплый Рождественский мультфильм, героем которого стал снеговик.

Девочка со спичками

«Девочка со спичками» Роджера Аллерса — короткометражная экранизация знаменитой одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена, написанной им в 1848 году. В ней рассказывается о маленькой бедной девочке, которая в канун Нового года пытается продать коробки со спичками прохожим, которые не обращают на нее никакого внимания.

Полесские колядки (1972)

«Беларусьфильм» представляет Рождественские колядки из далекого 1972-го года.

Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) режиссера Александра Роу

Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Экранизация повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Погодные приметы на Рождество

Метель на рождество Листья на деревьях появятся рано
Иней на деревьях Хорошо уродит хлеб
Много звёзд на небе К урожаю гороха
Рождество тёплое Весна будет холодной
Капель Скудный урожай овощей
Новолуние на 7-е января К неурожаю

Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю»

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если Вы на Рождество потеряете какую-либо вещь, это означает, что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для всех ваших начинаний.

В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея – год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег – примета очень хорошая и сулит удачный год.

Если в Рождество на небе красуется молодой месяц – год будет крайне неудачным в финансовом плане.

Самая денежная примета Рождества – она же традиция. В пирог запекается монетка – и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом году.

Молитвы на Рождество Христово

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
нас ради ныне плотию Рождшагося
от Безневестныя
и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Тропарь предпразднству

Готовися, Вифлееме,
отверзися всем, Едеме,
красуйся, Евфрафо,
яко древо живота в вертепе процвете от Девы:
рай бо Оноя чрево явися мысленный,
в немже Божественный сад,
от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем.
Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом,
яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение.
Наста же время рождества,
и место ни единоже бе обиталищу,
но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.
Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Храм Рождества Христова, Волгодонск

В 2020 году праздник Рождества Христова отмечается с понедельника 6 января на вторник 7 января и весь день вторника. В храмах Волгодонска пройдут праздничные богослужения, также, как и во всей стране. Например, в Храме Святого Василия Блаженного вечернее богослужение начнется в 17:00; в волгодонском Свято-Троицком храме Божественная литургия начнется в 23:30.

  • 7.01.2018 года Божественная литургия, кафедральный собор Рождества Христова г. Волгодонска.

Источник: статья «Рождество в России» из Википедии — свободной энциклопедии; culture.ru; сайт фотослужбы Патриарха Московского и Всея Руси; ezo.club.ru; foto.temadnya.com; сайт Волгодонской епархии; Православный журнал Фома; hram-slava.ru; zen.yandex.ru; pravmir.ru. А также информационный партнер «Волгодонской правды» — «Российская газета».

Опубликовано 04.01.2018

Когда родился Иисус Христос? Известна ли точная дата и какая правильная — 25 декабря или 7 января по Библии? У моей знакомой есть подруга-богослов, которая говорит, что Иисус Христос фактически родился 25 декабря.

«Почему мы празднуем рождение Иисуса Христа 25 декабря? 25 декабря было выбрано, потому что 25-го числа 12-го месяца (Кислев) является первым днем праздника Ханука в Израиле. Самое раннее письменное упоминание о христианах утверждает, что эта правильная дата восходит ко 2-му веку. И никакие веские вызовы поменять эту дату никогда не имели смысла. В Святой Земле пастухи остаются далеко в полях даже в феврале, и в Вифлееме почти никогда не бывает достаточно холодной снежной погоды. Это пустыня, в конце концов. Интересно, что в 5 году до н. э. (вероятно, в правильном году Его рождения) 25 декабря приходилось на тот же день, что и Кислев 25 по еврейскому календарю, если подсчитать даты назад по западному календарю.

Утверждение, что дата рождения Иисуса Христа связана с языческим праздником римских Сатурналий, является нелепым, поскольку ранние христиане были в основном евреями, не язычниками. И еврейский праздник является более очевидным его предшественником. Он также подходит по срокам.

От Иосифа мы знаем, когда священник Захария (Авия) был на служении в сентябре 7 года до н. э., 6 месяцев спустя, в марте, Марию посетил Гавриил. 9 месяцев спустя был конец декабря — начало января. И Ирод Великий умер в 4 году до нашей эры. Итак… Зачем спорить с древними властями, когда все документальные свидетельства из этого периода указывают на подлинность 25 декабря 5 года до н. э.?» Вот вся статья. http://www.struggler.org/birth3.htm

Ответ:

Когда же родился Иисус Христос?

Скажу честно, я не знаю точную дату, когда родился Иисус Христос. Я считаю, что никто из живых не знает дату рождения Иисуса Христа. Библия не записывала эту дату. Ни один другой древний документ не делал это. Доказательство от ранней церкви в том, что дата Рождества была выбрана не потому, что это было фактическая дата рождения Иисуса, но потому что она совпадала с Сатурналиями, языческим праздником, являющимся соперником христианского праздника Рождества.

Я не исключаю, что Иисус родился 25 декабря. Это было возможным, но данные из ранней церкви не поддерживают эту дату. Данные, используемые выше («сентябрь» и оценка 6-го месяца беременности Елизаветы), очень приблизительны. Идея о параллелях с Ханукой и освящением храма интересна. Мне на самом деле нравится эта идея (не то, что 25 декабря является фактической датой, но выбор даты, в частности, из-за близости к Хануке), но, учитывая отсутствие подтверждающих документов, я остаюсь немного скептическим по отношению к этой идее. Возможность того, что 25 декабря было выбрано из-за соответствия сроков Сатурналий и частично освящения храма, интересна и даже убедительна, но идея того, что это фактическая дата рождения Иисуса, опять же, для меня неубедительна.

Этот «богослов» не упомянула в своей статье, что Восточная Церковь празднует Рождество 7 января. Почему бы не выбрать эту дату, а не 25 декабря?

Утверждение, что есть связь между Сатурналиями и сроками зимнего солнцестояния, с указанием даты, выбранной для празднования дня рождения Иисуса, не является «глупым». Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. Культурно это была уже не еврейская церковь. Выбранная Западная / Римская дата Рождества 25 декабря могла прийти в конце третьего века под римским, а не греческим влиянием, так что аргумент «нелепости» является слабым.

Позвольте мне закончить свой ответ, цитируя статью, которую вы прочитали: » …все документальные свидетельства из этого периода указывают на подлинность 25 декабря 5 года до н. э.» Вот мой ответ — на самом деле нет буквально никаких документальных доказательств, поддерживающих подлинность даты 25 декабря. Как кто-то может говорить это, когда буквально нет ни единого древнего документа, который доказывал бы эту дату? Для меня является загадкой. Самая ранняя церковь не утверждала, что это была фактическая дата, но просто выбрала её в качестве даты празднования рождения Иисуса Христа, а не в качестве фактического дня рождения. Автор не приводит каких-либо документов, но только говорит о том, что Иисус Христос, возможно, родился в конце осени, не указывая на 25 декабря. Насколько я знаю от ученых, наиболее вероятное время для пастухов, чтобы быть в полях, – это осень или весна, но это не сильно сужает поиск даты.

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Можно ли установить дату рождения Иисуса Христа?

Даже первые христиане признавали, что они понятия не имеют, в каком месяце родился Иисус Христос! Но Библия дает несколько подсказок. Пастухи были в поле со своими овцами. Это не было бы нормальное поведение в сезон дождей (примерно с ноября по март). Кроме того, правительство проводило перепись, которая привлекла многие семьи, пришедшие в свои родные села; это было бы трудно сделать в холодный дождливый сезон. Это, кажется, исключает декабрь!

На самом деле 25 декабря было «днем рождения» персидского бога Митры, который при трансформации стал «днем рождения» Иисуса – но до 3 века этого не было. Так что все выглядит не слишком хорошо для традиционной даты! Отвечу на Ваш вопрос: Вы не можете знать ответ. Так празднуйте день рождения Иисуса Христа, когда захотите. Почему бы не каждый день?

За 700 лет до рождения Иисуса Христа Исайя пророчествовал о Его рождении и жертвенной смерти в мельчайших подробностях (Исайя 7, 9, 11, 53 и т. д.). Копии рукописи Исайи сохранились с 150-100 гг. до н. э., и они выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме. И все же ветхозаветные пророчества никогда не указывали точного года рождения Иисуса Христа. Христос, скорее всего, родился в Вифлееме около 7-5 гг. до н. э. (Ирод Великий, который пытался убить его, умер в 4 году до н. э.). Так исполнилось пророчество от Михея 5 много веков назад.

Наш календарь, который был создан в средние века и основан на нескольких хронологических ошибках, подразумевает, что Иисус Христос родился до Своего настоящего рождения! Имейте в виду также, что нет никакого «нулевого года». Английское обозначение B. C. условно обозначает «до Рождества Христова», но A. D. значит «Anno Domini» — на латыни «в год Господа нашего». Вот почему нет нулевого года.

Иисус начал Свое общественное служение, когда Ему было «около 30», вероятно, в 27 году н. э. на основе хронологии в Евангелии от Луки 2 и 3. Он служил на площади около 25000 кв. км, что сходно по размеру с очень маленьким штатом Соединенных Штатов. (Другими словами, Он служил в регионе намного меньше, чем 1% от 1% планеты, – но какой эффект!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *