Русь до христианства

Просто, рекомендую канал Тихий Барин

титры под видео

Доброго дня в недавнем ролике я говорю, что у нас лишили истории, что летописи и свидетельства современников после прихода христианства на Русь уничтожались ты получил массу писем с просьбой рассказать об этом более подробно и с упреками в том, что я не уважаю историю после этих писем и комментариев захотелось внести ясность, конечно, подробного рассказа не получится по нескольким причинам 1 на то, чтобы рассказать историю Руси, хотя бы так как я ее вижу не хватит 1 ролика на youtube 2 нашу историю настолько уничтожили или спрятали, что во многом приходится только догадываться воображать или придумывать координат сейчас многих, поэтому я постараюсь не касаться конспирологии и вкратце изложить только известные доказанные факты, а также коснутся нестыковок и некоторых ляпов, допущенных в новой христианской трактовке истории великой Руси начну со слов патриарха Кирилла, а кто такие были славяне это варвары варвары, люди говорят непонятные вещи это люди 2 сорта это почти звери.И вот к ним.

Просвещенные мужи.Им свет христовой истины.Что то очень важное они стали говорить с этими варварами на их языке они создали славянскую азбуку славянскую грамматику славянский язык и язык перевели слово божье.

Защитники патриарх утверждают, что он не называл славян варварами людьми 2 сорта, что он имел в виду нечто другое, но не стоит искать, то чего нет именно варварами зверьми назвал Кирилл наших предков, откуда же батюшка черпай такие подробности из главных хроники Руси, которая называется повесть временных лет, остальные летописи ипатьевской лаврентьевской лишь дополняет ее и уточняю, я прочитал эту повесть очень интересное чтиво и там действительно говорится о том, что многие племена, населяющие территорию будущей Руси жили в лесу, как звери, ели, мертвечину и все нечистое совокуплялись с матерями и детьми и прочие прочие мерзости.

Естественно, что в этих древолазов не было письменность, откуда у дикарей такая роскошь, зачем оно ему надо вылез из норы задрал суслика и снова сиди на попе ровно пока не проголодаешься и так продолжалось, судя по летописям до 852 году именно в этом году территории заселенной грязными вонючими скотоложство детьми инцеста стала называться Русью, а узнали об этой Руси из греческих летописи, в которых описывается как Русь ходила с войной на царьград это было 852 году более чем за 100 лет до крещения, вот именно с этого года и начинается повесть временных лет Нестора русская летопись, а уже 858 году с пошла на болгар и злые валы немного странно, как же дикари, то царьград за валюту болгар прикрутят, то еще кому то ну валяй, а 866 году Русь снова пошла на царьград и осадил его 2 сотнями кораблей, а 882 году вещий Олег занял города Смоленска, дойдя до Киева всем там княжить, объединив киевскую Русь и новгородскую, хотя эти названия тоже являются новоделу на в те времена, они так не назывались название киевская Русь было введено в употреблении не ранее, чем в 19 веке, а уже в 907 году вещий Олег ходил с войной на греков на 2000 кораблей,

как гласит это лето, то есть получается, что варвары не просто так по норам — между поеданием мертвечиной и совокуплением с матерями корабли строили сотнями и тысячами до соседней стороны, но не буду зацикливаться на этих летописью добавлю только, что повесть временных лет появилась из ниоткуда, библиограф, Полторацкий в 19 веке получил ее от известного библиофила Хлебникова, откуда эта летопись появилось у Хлебникова неизвестно, но зато известно, что 1 печатные издания этой летописи было опубликовано на немецком языке, неким шляться немецким историком на царской службе, видимо, именно по этой причини считается, что Русь изначально была заселена, германцами которой.С годами называться русскими, в общем, есть все основания полагать, что рукописи это новодел, созданный с определенной целью исказить историю замолчать истинный ход событий другой вопрос, кому это было нужно ведь до сих пор археологи находят на территории России свидетельство того, что на Руси была 1 из самых древних и развитых цивилизаций,

Геродот еще в 5 веке до нашей эры говорил о народах, которые приводят янтарь и располагаются от балтийского побережья до северных карпат и низовьях Дуная об этих же народа говорят, а некоторые римские писатели 1 2 веков нашей эры, тогда наших предков называли венедами и они по праву считаются славян хранить Гельман в 12 веке в своей славянской хроники писал там, где кончается полония, мы переходим к обширнейшей стороне тех славян, которые в древности назывались вам дал.Теперь винить или луны называются.Ну да шут с ними с древними писателями, хронистами, хотя и непонятно почему история древнего Египта и Германии Рима и Греции описывается задолго до нашей эры, мы знаем даже в аптеках и а вот от древней Руси нет, ничего всей 1 источники, датированные 14 18 веками.Древние славяне в то время, когда римляне и греки писали свою историю бродили по лесам дикими стадами, поедая корешки, падаль и насилуют друг друга от скуки и безделья, но при этом выработка литературе за долго до появления киевской Руси упоминается в загадочный русский каганат, существовании которого, кстати, подтверждено археологами гиперборея сормате о славе русско лань, гардарики это далеко не полный список названий древней Руси, кстати, гардарики переводится как страна городов, что прямо указывает на величие и величину древней Руси, я не буду здесь рассказывается о

Находках археологов, которые не получили широкой огласке для этого нужно очень много времени их великое множество более того исследования по многим артефактам закрыта ведутся кому интересна эта тема может с легкостью найти массу трудов ученых исследователей археологов и самостоятельно с ними ознакомиться главное не верить всему подряд следует признать, что на воде и вранья очень много история та еще проституткой и пишут ее всегда, так как выгодно правящему классу, но очевидно 1 была великим государством задолго до крещения и даже более того до рождества христова, как бы не хотели нас убедить в обратном.

Нигде не говорится о том, что в реальности в этом году, а из других источников 990 летописной крещении затронут только киев и еще несколько городов в других городах вспыхивали бунты и восстания полностью же Русь крестили лишь к 12 веку именно в те годы и началась борьба с наследием славянских истории, поскольку связь с богом, установленные через 3 лиц посредников, например, попов является искусственной то, чтобы не растерять пасху каждой религии претендует на истину в 1 инстанции из за этого велось и ведется много кровопролитных религиозных войн, а как может христианство претендовать на истину в 1 лице у народа, который имеет свою многовековую историю и свою родную веру в корне отличную от навязываемого христианства, только уничтожая прошлой, внедряя в сознании масс свою выгодную версию минут.

Все что связано с истории древних славян индийские царства итог мы видим сейчас у нас отобрали знания о предках веру нам даже имен наших настоящих не оставили взять хотя бы самый русское имя Иван в словарях и справочниках написано древнерусское имя имеет еврейские корни посмотрите на свои имена русские люди все они либо еврейские либо греческие либо произведены от латинских слов ну за очень малым исключением посмотрите в той же википедии имена со славянскими корнями там вы не найдете Дмитрия Ивана Андрей Алексей или Михаилу это не наши имена но мы привыкли к ним так же как привыкли к тому что богом нашим является далеко не славянин хотя глупо конечно об этом рассуждать ведь господь бог не имеет национальности но его апостолы национальность имеют и они еврей и иудей же написали библию библию написали но сами не пользуются Иисуса Христа богом не считает более того ортодоксальный еврей просто ненавидят его и считают революционеров неудачник странно не правда ли и не стоит удивляться если вы при посещении церкви .

Изображенный на гербе израиле наши папы врут нам что этот семисвечник олицетворяет собой 7 таинств неправда минора является 1 из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов можно к слову вспомните строительство храма в Екатеринбурге и люди жертвуют махрам местные жители выступают против и самыми ярыми защитниками храма опять же являются иудеи казалось бы какое дело члену еврейского конгресса пропагандисту бесноватому и Соловьева до строительство православного храма но нет он ж*** рвет от усердия оскорбляет народ стороны ратую за храм бога в которого за бога не считает или считает но тогда он христианин что то тут явно не сходится как и во многих других местах нашей истории шиты белыми нитками ведь при более подробном рассмотрении вся эта история расползается по швам есть статья авторство которой приписывается.

Биографы семьи Ротшильдов Марк провожу в нем обращаясь к русскому народу пишет мы положили стоп кран на ваш прогресс мы наложили на вас чуждую вам книгу и чуждую вам веру которую вы не сможете ни проглотить и переварить потому что она противоречит вашему натуральному дух который в результате прибывает в болезненном состоянии и в итоге вы не можете не принять наш дук полностью не убить его и находитесь в состоянии расщепление личности шизофрении конечно вы никогда не принимали наши христианским учением полностью в ваших сердцах вы натурально язычники вы любите войну и природу вы до сих пор восхищайтесь красивым человеческим телом и вашей социальной совесть несмотря на всю демократию и все социальные революции до сих пор незрело а мы просто раздвоены вашу душу спутали ваше импульса парализовали ваше желание в результате чего вы поражены шизофрении в середине битвы покайтесь на колени и молитесь тому кто приказывает вам подставить другую щеку не сопротивляться злу насилием тому кто сказал благословенны приносящие нет своей хозяйственность вы внезапно расстроены вспомни как в церкви вас учат не думать о дне завтрашнем в своей борьбе где

вы сами бы ударили не раздумывая вам вдруг напоминают что бедность благословенна и что все люди братья в господе и в тот момент когда вы уже хотите уступить своим внутренним чувством ваше еврейское воспитание кладет решительную руку на вашу плечо и уносит наполненную чашу от ваших вы христиане никогда не христианизирована полностью в этом отношении мы справились с вами не до конца но мы отняли у вас радости наслаждения вашей натуральные религии и не важно по сути писала трава или кто то другой но в этих словах суть всего того о чем я пытался сказать и да кто то обязательно скажут ну вот опять евреи виноваты в данной истории нет виноватых просто так получилось что именно евреи придумали религию которая на сегодняшний день является самой крупной по числу верующих на их месте могли быть и итальянца какие нибудь и французы англичане и русские но оказались евреи и христианская церковь сейчас является самой сильной властью с которой так никто и не смог справиться

даже в России она была и при царе и при коммунистах и при нынешних олигархов капиталистов меняются государственной системы и режимы уходят одни правители приходят другие страны воюют друг с другом захватывая или теряя территории но церковь при этом продолжает богатеть и зарабатывать что бы ни случилось я не стал вдаваться в подробности и бы не имеет для этого времени недостаточно знаний но в этом ролике я постарался накидать каких то фактов которое возможно заставят кого то заинтересоваться истинным положением дел почитайте труды Бориса Рыбакова археолога академики героя соцтруда прочтите книгу Сергея лесного откуда ты Русь это знаменитый ученый не компьютерный конспирологии высасывающие факты из пальца и труды их очень интересны увлекательны уверен если вы умеете читать и анализировать время потраченное на чтение и покажется вам потерянным.

Благодарю всех за материальную поддержку за просмотра и за любой другой участие и всем удачи.

История становления христианства на Руси

Художник Елена Доведова. Древнее капище

Язычество древних славян

Прежде всего следует понять — что представляло собой язычество в древней Руси. Языческий культ древних славян не представлял в сущности завершенной системы. Религиозные представления были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу, Стрибогу и Велесу.

Другим важным божеством был Перу́н — бог грозы, грома и смертоносной молнии. Культ Перуна был распространен по всей территории проживания славян: в Киевской, Новгородской и Владимирской Руси. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем — похитителем скота, вод, светил и жены громовержца. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов. Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Были специалисты только по гаданиям и общению с таинственными силами — волхвы, кудесники, но и то не везде. Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Кроме того, у восточных славян было поклонение не только богам природы, но и отдельным предметам и местам, например, камням, деревьям, и даже рощам. Так, на берегу Плещеева озера в древнем русском городе Переяславле-Залесском до сих пор лежит камень-валун — Синь-камень весом 12 тонн. В дославянские времена ему поклонялись туземное население язычников-мерян. Сменившие мерю в IX — XI вв. славяне продолжали поклоняться камню. При встрече весны камень украшали лентами и цветами, вокруг него водили хороводы.

Славянское язычество было, если можно так выразиться, неконкурентоспособно — не было ни священных книг, ни оформившегося культа… По словам академика Д.С.Лихачева, «язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в IX-Х веках, не могло быть осуществлено язычеством.»

Начало христианства на Руси

Конечно, крещение Руси во времена князя Владимира происходило не в один день, и даже не в один год. Поэтому отмечать дату по предложению Архиерейского собора Русской православной церкви решено в день памяти равноапостольного князя Владимира, то есть в день крестителя Руси.

Годом крещения Руси, как известно, считается 988 от рождества Христова год. Эта датировка опирается на самый авторитетный письменный источник — «Повесть временных лет». В ней есть несколько записей за 6496 год от сотворения мира, что в переводе и значит 988 — свидетельств очевидцев типа «Тако же и другий брат именем Еремеи иже помняше крещенье земли Руськой».

При этом надо отдавать себе отчет, что христиане среди жителей Киевской Руси были и до этого. В византийских источниках описываются обряды крещения руссов еще в период 842-867 годов, то есть за сто лет до отмечаемой нами даты. Еще в конце IХ века Русская епархия числится в епископальных списках Константинополя, сначала на 61, а потом и на 60 месте. В чем тут дело?

На первых порах во вновь возникшем государстве — с центрами в Новгороде и Киеве — христианство бытовало, скажем так, на частном, индивидуальном уровне. Причем принимали эту религию в первую очередь представители властной элиты, — князья, дружинники и бояре. Известно, что христианкой была супруга князя Игоря — княгиня Ольга. Показательно, что крестилась она в самом Царьграде, в 957 году.

Древнее предание гласит, что начало христианской проповеди на Руси было положено еще в I веке апостолом Андреем Первозванным. Учёные до сих пор спорят об его истинности. Предание повествует о том, что апостол Андрей прошел с проповедью Евангелия до днепровских гор, на которых позже возник Киев. Затем поднялся вверх по Днепру, дошел до Новгорода и вернулся обратно в Рим.

На одном из киевских холмов апостол Андрей установил крест и предсказал величие и красоту будущей столицы Древней Руси. Про посещение апостолом Новгорода в нашей летописи осталось лишь одно упоминание об удивившем апостола обычае новгородцев париться в банях.

После этого апостольского путешествия еще долго не встречается в источниках никаких признаков христианства на территории будущей России. Исключение составляли только Крым и Черноморское побережье Кавказа. Это были приграничные территории Византийской империи. Сюда обычно ссылали неугодных правительству церковных иерархов и политических деятелей. Здесь окончил свои дни епископ Римский Климент, святитель Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и другие.

Наиболее благоприятные условия для распространения христианской веры среди славянских племен возникли только с усилением их военной мощи и началом государственности.

Первое (Фотиево, или Аскольдово) крещение Руси

Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году. Так называемое первое Крещение Руси состоялось за 100 с лишним лет до князя Владимира, в IX веке.

С усилением военной мощи славяне стали совершать военные походы в приграничные территории Византийской империи.

В результате таких походов были случаи принятия христианства славянскими дружинами. Так в жизнеописании Стефана, епископа города Сурож (ныне Судак) в Крыму, сообщается о нападении на город славяно-варяжских дружин. Около 790 года, вскоре после смерти святителя Стефана, под предводительством Новгородского князя Бравлина славяне захватили и разграбили Сурож. Сам князь Бравлин ворвался в храм, где был погребен епископ Стефан, и хотел ограбить его могилу, но был поражен чудесной силой. Вернув награбленное и освободив город, он и его дружина крестились. Похожий случай описан и в житии святителя Георгия, епископа города Амастриды, находившегося на южном берегу Черного моря. Около 842 года «руссы», так называли греки славян, напали на город и хотели раскопать гроб святого Георгия, но пораженные чудом, освободили пленных, заключили с жителями союз и просили крещения.

Кроме того, из исторических источников известно, что Русь трижды осаждала Константинополь — в 860 (866), 907 и 941 годах. Первой была осада Константинополя дружиной Киевских князей Аскольда и Дира в 860 (866) году. Греки, застигнутые врасплох, обратили свою последнюю надежду к Богу. Совершив богослужение, жители города с патриархом и императором вышли крестным ходом на берег Босфора и погрузили в море ризу от иконы Богоматери. Поднялась сильнейшая буря и потопила суда руссов. Многие из них погибли. Те же, кто остался в живых, отступили, пораженные этим чудом. Вернувшись домой, Аскольд и Дир отправили в Византию посольство просить крещения и наставления в христианской вере. Вскоре князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

В честь чудесного избавления Константинополя был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня этот праздник практически забыт греками, но в России считается великим и до сих пор торжественно празднуется. В честь этого праздника построены многие храмы, в том числе и знаменитый храм Покрова на Нерли. Удивительное состоит в том, что для русских битва закончилась поражением. Ни у одного народа в мире не найдется праздника в честь военного поражения.

После крещения Аскольда и Дира с их дружиной христианство постепенно входит в жизнь Древней Руси, но окончательно утверждается только более чем через 100 лет, при князе Владимире.

Таким образом, мы видим, что к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, и христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое.

Но особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением Руси Владимиром.

Период от княгини Ольги до князя Владимира

Как известно, много лет на Киевском престоле правила жена Игоря Рюриковича княгиня-христианка — св. Ольга (945-969).

У них был единственный сын Святослав. И если блаженная Ольга не успела привлечь его к правоверию, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым чело­веком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков, которые находись на её попечении.

Святослав, как истинный язычник, был многоженцем. От разных женщин народил он троих сыновей — Ярополка, Олега и Владимира. Матери первых двух были его законными женами, а Владимир родился от наложницы Малуши, ключницы княгини Ольги. Старшего сына, Ярополка, Святослав перед уходом на войну с Византией в 970 году посадил в Киеве, Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку — Свенельда, а Владимиру — его дядю, Добрыню. Далее между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам.

Будучи князем в Киеве, и оставаясь язычником, Ярополк, видимо под влиянием воспитания бабушки, весьма покровительствовал христианам, которые в 80-е годы X века уже были среди простых горожан, бояр и купцов. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, которые мирно сосуществовали с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Но для Ярополка не было различий между христианами на латинян и греков. Поэтому он имел дипломатические контакты с германским императором Оттоном I и вел переговоры с Римом. Вероятнее всего император Священной Римской империи (как это официально называлось) выступал неким посредником в переговорах Руси с Римом. В результате в 979 году к Ярополку в Киев приходили послы от Папы Бенедикта VII с предложением Крещения Руси (по латинскому обряду). Правда, эти контакты Ярополка не принесли никаких результатов, т.к. в Киеве произошёл переворот — используя предательство воеводы Блуда, Владимир убил Ярополка и воцарился в Киеве.

Сразу после переворота Владимир объявил себя ревностным язычником, что обеспечило ему поддержку языческой части киевлян, вероятно, недовольной прохристианской политикой Ярополка.

Как ни парадоксально, но именно Владимиру Русская земля оказа­лась впоследствии обязана своим христианским Крещением.

Первые годы своего княжения Владимир был довольно развращённым молодым человеком. При Владимире языческим богам на Руси совершаются человеческие жертвоприношения. Так, например, после победоносного похода Владимира на ятвя́гов (район будущего Литовского княжества) в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын, которые стали первыми на Руси мучениками веры, чьи имена нам известны. Сына хотели принести в жертву языческим богам. Отец, конечно же, не позволил этого, и в результате их обоих убили. Но кровь мучеников, как это всегда было в истории Церкви, только приближала победу христианства. В 983г. Владимир еще приносил человеческие жертвоприношения, а уже через пять лет он принимает христианство.

Это был глубочайший переворот в душе князя. Из бездн ада он сумел подняться к Богу. В этом святость равноапостольного князя, осознавшего ту бездну бездуховности, в которую ввергает язычество, и сумевшего найти выход из этой пропасти, не только обратившись к истинному Богу, но и приведя за собой весь свой народ. Чтобы понять все величие подвига святого князя Владимира, нужно оценить, каким он был до крещения. Он по сути был братоубийцей, приносил человеческие жертвоприношения. Пьяные оргии — привычное времяпровождение князя и его дружины. Кроме того, известно, сколь развратен был его нрав. Не погнушался он взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой он убил на ее глазах. Подобным же образом и жена убитого брата Ярополка оказалась в гареме развратного язычника. Словом, Владимир до крещения своего был очень жестоким и страшным человеком.

Не только и не столько политический расчет руководил князем при выборе веры, как это обычно представляли историки. Личный духовный поиск, безусловно, занимал ключевое место в деле отказа киевского князя от язычества. Он был натурой религиозной, ищущей истину. И это было главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя и своего народа.

Выбор веры князем Владимиром

О том, как именно крестился Владимир и как он крестил свой народ, существовало много преданий.

Владимира — монарха крупнейшей европейской державы, пытались сманить в свою веру и магометане, и наголову разбитые его отцом хазары, фактически оставшиеся на тот момент без государства, и, тем более, представители Ватикана. Известны несколько посольств Владимира в разные страны. Как политик, Владимир мыслил породниться с Византийской династией, что означало бы практически уравнять русских князей если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.

К Владимиру стали приходить послы. Одними из первых были иудеи. Во время беседы с ними Владимир, согласно свидетельству летописца, спросил, где их родина. Они же ответили ему: «у нас нет родины. За наши грехи Бог нас рассеял». Речь шла конечно же о рассеянии евреев из Палестины и их распространении по всему миру. Владимир отвечал иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере отечества. Причем, в ответе князя был двоякий подтекст: он мог иметь в виду не только судьбу Израиля, но и судьбу хазар, потерявших себя после принятия их элитой иудаизма. Беседовал Владимир также и с мусульманами, очевидно, пришедшими из Волжской Болгарии. Здесь показательно, что в своем религиозном поиске князь уже дошел до понимания единобожия. Однако, он еще по-детски наивно лукавит, желая найти легкий путь к Богу. Так, ислам прельщает поначалу сластолюбивого князя возможностью многоженства и обещанием сомнительного «рая», в котором правоверные якобы услаждаются преизобильными благами в обществе гурий. Однако, как говорит летописец, временно победила другая страсть: узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произносит историческую фразу: «Руси веселие есть пити».

Интересно, что гораздо более коротким был разговор Владимира с западными христианами. Очевидно, Владимира отталкивала уже вполне к тому времени оформившаяся идеология папизма с требованием вассального подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Владимир ответил папским посланцам, что его предки веры латинской не принимали. Казалось бы не вполне логичное заявление, если речь идет о выборе новой веры. Однако, вероятно, Владимир помнит о том, как при Ольге на Русь приходил с миссией латинский епископ Адальберт, которого киевляне вскоре с негодованием изгнали. Есть некоторые сведения и о неудачных переговорах с латинянами, которые проходили при Ярополке. Для князя Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков.

Владимир не торопился с выбором веры. Наиболее интересным моментом в рассказе преп. Нестора является беседа князя с монахом-философом, пришедшим из Византии. Этот миссионер, по имени нам неизвестный, показал Владимиру икону Страшного Суда, и тем самым наглядно продемонстрировал ему христианскую эсхатологию и посмертную судьбу грешников и праведников. Можно полагать, что этот эпизод наиболее живой и правдивый в рассказе о выборе веры. Потому, что икона является свидетельством о Воплотившемся Боге, «умозрением в красках». Перед нами интересный исторический пример того, как икона была использована в целях проповеди. Это чисто православная аргументация от художественного образа — иконы. Вообще очень характерно для православной культуры Древней Руси, что русские воспринимали Православие больше на уровне художественного образа. В средние века Русь знала мало выдающихся богословов, но создала величайшую иконопись. Князь Владимир от проповеди греческого монаха и от иконы получил сильное эмоциональное впечатление, благоприятное, в отличие от других религий. Но все же это был еще далеко не окончательный выбор. Князь стремился сделать его обдуманно и взвешенно.

Владимир отправил послов в разные страны, и эти послы подтвердили его впечатление. Летопись нам говорит об ошеломленном состоянии послов Владимира после богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе. Несомненно, рассказ этот очень правдив.

Екатерина Гаврилова. Русские послы под сводами собора святой Софии

Однако, даже после положительного ответа послов, совпавшего с реакцией самого Владимира на Православие, Владимир все еще не торопится принимать крещение. Причина этого теперь, — скорее всего, сложные политические взаимоотношение Руси и Византии. Но это как бы внешняя канва событий, за которой стоит какая-то гигантская духовная борьба за душу самого князя, за судьбу его державы. Поэтому процесс обращения Владимира был очень сложен. Превращение дикого варвара, который приносил человеческие жертвы, в кроткого агнца, святого, конечно, требовало особых обстоятельств, особого Промысла Божия. События, которые привели в итоге к крещению Владимира, а затем и Руси, развивались постепенно.

Крещение князя Владимира

Византийские императоры, братья-соправители из Македонской династии Василий II Болгаробойца и Константин VIII, переживали очень сложный период. В империи возник мятеж, заставивший их обратиться к Владимиру за военной помощью. Владимир обещал поддержку, но при условии, что Василий II и Константин VIII отдадут ему в жены свою сестру Анну. Дерзость по тем временам была неслыханной. За «презренных» иноземцев византийских принцесс выдавать замуж не принято было. К тому же Владимир был язычником. Однако безвыходность положения вынудила императоров смириться. Венценосцы дали согласие на брак, если русский князь примет крещение и женится на ней по христианскому обряду.

Сергей Ерошкин. Князь Владимир. Встреча византийской принцессы Анны.

Русская дружина в 6 тысяч воинов встала на защиту Царьграда и в апреле 988 года разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть законных императоров с трона.

Владимир в обмен на военные услуги потребовал руку византийской принцессы, но ему было отказано. Быть может, сыграла свою роль дурная репутация князя-язычника, аморального варвара. Но самым существенным было то, что Владимир, несмотря на все свое уже вполне оформившееся стремлении к христианству, так к этому времени и не крестился. Кроме того, византийские императоры мечтали пристроить сестру куда получше. А сватались к византийской принцессе — голубоглазой и ладно сложенной красавице — отовсюду.

Заподозрив Василия II с братом в нежелании выдать за него Анну, возмущенный лукавством императоров, Владимир, решает действовать силой. Он идет войной на греков, имея теперь для этого предлог: императоры обманули его и не отдали в жены Анну. После долгой осады князь овладевает крымским форпостом Византии — древним Херсонесом, именуемым у русских — Корсунь (сегодня это часть города Севастополя). Владимир требует Анну в жены в обмен на возвращение Херсонеса Византии.

Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. На двух галерах приплыла Анна со священниками, иконой Божией Матери греческого письма, многими святыми мощами и другими святынями. Но несмотря на выполненное требование, Владимир всё ещё медлил с крещением. Тогда неизбежно было вмешательство Промысла Божия: когда уже прибыла в Херсонес принцесса Анна, и Владимир торжествовал победу, произошло чудо вразумления — Владимир ослеп. И послала Анна к жениху своему сказать: «Если же не крестишься, то не избежишь недуга своего».

Вскоре в главном храме Херсонеса — в церкви Святого Василия — священники из Царьграда после оглашения крестили великого князя Киевского и нарекли его христианским именем — Василий, в память о великом архиепископе Кесарии Каппадокийской. После этого произошло чудо — Владимир прозрел. Он прозрел физически и духовно. И дело его обращения совершилось в итоге не человеческим мудрованием, а силою Духа Святаго. Быть может, поэтому из купели к алтарю для венчания с Анной вышел уже совсем другой человек, каким мы и видим в дальнейшем св. Владимира, ничего не сохранивший в себе от прежнего языческого облика.

Первым шагом святого Владимира стало крещение киевлян, происшедшее, как полагает большинство исследователей, 1 августа 988 года, вскоре по возвращении Владимира из похода на Херсонес. Родственники Владимира, то есть бывшие жены, сыновья и прочие, ближайшие его советники и другие близкие Владимиру люди крестились в церкви Св. Василия. Эта первоначально деревянная церковь, была одной из первых построена равноапостольным князем в Киеве. Освящена она была во имя святого Василия Великого, имя которого принял святой Владимир при крещении. Поставили этот храм на месте прежнего капища Перуна, еще недавно украшенного по приказу князя новым идолом. Теперь же истукан был низвергнут и позорно, с символическими побоями, совлечен на берег Днепра и спущен вниз по течению. Причем, князь велел провожать языческую мерзость вплоть до порогов, отталкивая идола от берега шестами. Понятно, что в сознании новокрещеного князя идол напрямую связывался с вместилищем бесов. Остальные десятки тысяч людей, были крещены в водах Днепра.

худ.Елена Доведова. Свержение Перуна

Для Владимира крещение русской земли было делом первостепенной государственной важности. Только в Киеве Владимир сам построил два храма, отдав на содержание одного из них десятую часть всех княжеских доходов. Уже в конце правления Владимира в древнерусской столице насчитывалось более 100 церквей.

Т.к. в Киевских землях, на юге и юго-западе Руси, люди еще до Владимира были знакомы с христианством, крещение принималось ими легко. Не так обстояло дело на русском севере. Там сильны были языческие верования.

Крещение других русских земель

Часто приходится слышать, что князь Владимир крестил Русь насильственно, а значит, нельзя говорить, будто Православие — это свободный выбор русского народа. Следует отметить, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду — крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности. Однако он содержит уникальные сведения и потому вызывает интерес у историков. Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, для того чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но, тем не менее, своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе Крещение. Тут есть интересный момент — в этой летописи упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход. То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь Православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже была почва для принятия новой веры.

В целом восточные славяне довольно легко приняли крещение, т.к. почва к этому была задолго подготовлена. Известны, правда, несколько случаев, получивших позже название «бунт волхвов» (в 1024 году в Суздале, на рубеже 60–70 годов XI века в Новгороде и на Ярославщине), но все эти случаи были, что называется, «точечными», и они вовсе не были народными волнениями.

PS. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал впереди еще много интересного!

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном побережье Черного моря, так что гипотетически мог общаться с селившимися там славянами, правда, достоверных сведений об этом общении не сохранилось, да и вряд ли они вообще могли быть. Тем не менее автор «Повести временных лет» писал с абсолютной уверенностью, что Андрей не просто поднимался по Днепру, но и установил крест на месте возникновения Киева. Легендарный характер этого известия установил еще знаменитый историк православной церкви Е. Голубинский на основании другого летописного свидетельства, согласно которому на территории Руси не проповедовал ни один апостол.

Более надежные факты, позволяющие зафиксировать появление христианства на территории славянских племен еще задолго до даты официального крещения, относятся к 867 г., когда константинопольский патриарх Фотий (ум. 891/97) упоминает в «Окружном послании» подчиненным Константинополю церковным иерархам о крещении русов. Другие источники той же эпохи, упоминая об этом событии, приписывают ведущую роль в нем братьям Кириллу (826–869) и Мефодию (815–885) – создателям славянской азбуки. Учитывая нередкие нападения русов (имеются в виду восточные славяне) на территорию Византии на протяжении всего IX в., можно предположить, что крещению подверглись не сами восточнославянские племена, а дружины одного или нескольких военных вождей, пожелавших принять христианство в византийских пределах. Другие исследователи видят в известии патриарха Фотия свидетельство крещения той части русов, которая населяла Крымский полуостров. В пользу последнего предположения говорит и факт учреждения Херсонесской епископии, которая была основана во второй половине IX в. С этого момента христианство начало проникать на территорию восточнославянских племен вместе с купцами, служившими попутно и религиозными проповедниками; с возвращающимися из походов воинами, принявшими православие на территории Византии. Все эти факторы постепенно готовили восприятие христианства в качестве «своей» религии уже не отдельными представителями, а обществом в целом.

Разумеется, распространялось христианство не во всех слоях населения, а среди знати и княжеской администрации. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что христиане не подвергались ущемлению в правах по сравнению с язычниками. В пользу изначально лояльного отношения восточных славян к православной религии говорит и тот факт, что княгиня Ольга (ум. 969), вдова князя Игоря (ум. 945), принявшая православие во время своей поездки в Константинополь в 952 г., не потеряла возможности управлять страной (позже она была канонизирована Русской православной церковью в ранге святой). Тем не менее принятие христианской веры княгиней Ольгой оставалось ее частным выбором, не накладывающим никаких обязательств на остальное население Русского государства.

Следующий шаг на пути приобщения славян к христианской религии был сделан внуком Ольги, князем Владимиром Святославовичем (ум. 1015), оставшемся в народной памяти под прозвищем «Красное Солнышко», церковная же традиция приписала ему другое прозвание – «Святой». В середине 980-х гг. он принял христианское вероисповедание в его византийском варианте, а в 988 г. сделал христианство новой официальной религией зарождающегося Русского государства. Этому шагу предшествовала попытка создать единый пантеон восточнославянских божеств во главе с Перуном (богом-громовержцем, покровителем воинов), продиктованная внутриполитическими интересами князя Владимира. Создание нового государства, составленного из различных племен, обладавших в рамках языкового и национального единства культурным и религиозным своеобразием, должно было сопровождаться установлением государственной религии, но механическое соединение верховных богов различных племен оказалось нежизнеспособным из-за невозможности примирить возникавшие противоречия. Принятие христианства, которое не являлось совершенно незнакомой религией, имело и еще один очевидный плюс – появлялась возможность установить международные контакты на основе религиозной общности, что оказалось бы затруднительным в случае сохранения язычества.

Первый акт крещения жителей Руси был совершен в 988 г. на реке Почайне (притоке Днепра), после чего расходящаяся волна обрядов обязательного крещения прокатилась по пределам бескрайней Восточнославянской равнины. Впрочем, далеко не всегда крещение шло мирным путем. Обращение в христианство Новгорода в 990 г. стало символом той борьбы, которую предстояло вести христианской религии для полного утверждения на новой территории. Только с помощью военной силы Добрыне, дяде и воеводе князя Владимира Святославовича, удалось заставить новгородцев выбросить идолов (изваяния языческих божеств) в реку и принять христианство. По словам Е. Голубинского, «совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов… Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты, хотя мы и не знаем о них никаких подробностей».

Некоторые косвенные известия о том, насколько тяжело шло крещение Руси на севере и северо-востоке, где этот процесс затруднялся принадлежностью основной части населения к угро-финской общности, доносят до нас летописи. Уже в 1024 г. было поднято восстание против христианства в Суздале. Волнения 1071 г., вспыхнувшие в Новгороде, вскоре распространились по всей северной Руси, вылившись в такие широкомасштабные бунты, что подавить их удалось только с помощью княжеской дружины. Зачинщиками всех волнений против новой религии выступали, согласно летописям, волхвы – жрецы языческих культов, сохранение которых, хотя и в скрытом виде, свидетельствует о том, что процесс христианизации Руси затянулся на несколько сотен лет. Так, даже в 1113 г. вятичами (восточнославянским племенем, проживавшим в верховьях рек Волги и Вятки) был убит миссионер Кукша, направленный в этот лесной район по приказанию самого киевского князя.

Но даже в тех случаях, когда отсутствовала внешняя враждебность, а жители покорно соглашались принять христианство и выбросить прежних идолов, трудно было вести речь о несомненных успехах новой религии. Показная христианизация оказывалась совмещена с укрываемым от посторонних глаз сохранением веры в прежних племенных божеств, первопредков и духов. Так возник своеобразный феномен русской религиозной культуры, получивший название двоеверие. Две религиозные системы не существовали независимо друг от друга, а тесно переплетались: новые христианские реалии находили себе аналогии в привычных языческих культах. Сосуществованию христианства с языческим политеизмом способствовали внешние признаки новой религии, которые легко могли восприниматься как свидетельства существования культов отдельных божеств. Бог, Иисус и Святой Дух, а также Богородица, апостолы и многочисленные святые и угодники – все они наделялись языческими функциями. Обыденное сознание древнерусского человека с легкостью отождествляло поклонение Богородице с культом языческой богини Мокоши, перенося в христианские ритуалы многочисленные атрибуты язычества. Такой же метаморфозе подверглись христианские святые: святой Власий был отождествлен с традиционным богом Белесом и в этом новом качестве стал восприниматься как покровитель скота. Сейчас уже трудно установить, каких именно восточнославянских богов заменили собой святая Варвара, святые Николай, Косьма, Георгий Победоносец, которые в новом христианском пантеоне стали отвечать за плодородие, кузнечное ремесло, врачебное дело и т. д. Интересно, что основные божества восточнославянских племен, в том числе и Перун, никогда не воспринимались древнерусскими летописцами, большей частью относящимися к духовному званию, в качестве умерших. Даже в XIV в. эти боги упоминались как существующие, но «проигрывающие» по своей значимости христианскому богу. Переплетение язычества и христианства отразилось также и в культовой сфере: новые церкви зачастую строились на тех же местах, где располагались капища языческих богов, чтобы таким образом привлечь к их посещению простых жителей, еще не успевших проникнуться духом новой религии.

Церковная организация Русской православной церкви была создана значительно позже даты принятия христианства: только в 1037 г. константинопольский патриарх назначил в Киев первого митрополита Феопемпта, грека по происхождению. Следующий шаг на пути достижения хотя бы относительной церковной независимости был сделан в 1047 г., когда князю Ярославу Мудрому удалось добиться поставления на Русь первого русского митрополита Иллариона, ставшего знаменитым русским книжником и автором трактата «Слово о Законе и Благодати», являвшегося одной из обязательных для чтения книг средневекового русского человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эта статья будет посвящена теме зарождения христианства на Руси. На первый взгляд кажется, что данный вопрос может представлять сугубо исторический интерес, но практика показывает, что к его обсуждению нередко подключаются люди с двумя противоположными точками зрения. Одним кажется, что христианство является исконно русской верой (я встречал людей, которые на полном серьезе утверждали, что Мария — мать Иисуса — была именно русской), а другим — что эта религия еврейская и значит чуждая нашему народу. Истина как всегда где-то посередине.

Карта Руси в период с 1054 по 1237 год, перед нашествием татаро-монголов

Начало русского христианства уходит своими корнями во времена царствования князя Владимира (978-1015 годы). Но его интерес возникает не на пустом месте, христианкой была его бабушка Ольга. Владимир посылает гонцов в различные регионы для того, чтобы исследовать религиозные воззрения живущих там народов.

Давайте посмотрим на отрывок из летописи, который рассказывает, с какой вестью вернулись эти гонцы:

И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними”, – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною”. Они же сказали: «Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить”.

Итак, Владимиру не понравилось магометанство, поскольку показалось неприятной религией (хотя на Востоке многие кочевые племена к тому времени уже приняли ислам). Германская религия ему тоже оказалась не по душе, — их церкви и литургия были мрачными и темными. А вот христианство его заинтересовало, потому что в храме Святой Софии послы, по их собственным словам, пережили нечто особенное («мы даже и не знали, где были, то ли на небе, то ли на земле»). Таким образом, Владимира (по крайней мере, согласно этой истории) привлекли в христианстве архитектура и красота литургии.

Князь Владимир выслушивает своих послов

Конечно, сейчас нам уже трудно судить, является эта история подлинной или нет. Однако можно отметить один очень важный момент, касающийся различия подходов к богословию на Востоке и на Западе, — это может помочь нам лучше разобраться в позициях друг друга. Восточная церковь не ищет логических доводов и рациональных аргументов, потому что ее миропонимание построено на чувствах. Призыв здесь состоит в том, чтобы прийти и увидеть, ощутить, пережить, проникнуться чувством Божьего присутствия, которое доступно через литургию. Однако в западной церкви звучит иное приглашение — прийти и рассудить, поспорить. Это теологическое различие между Востоком и Западом очень ярко проявляется в данной летописи.

Итак, Владимир приглашает византийских учителей в Киев в 988 году. История говорит о том, что всему народу дается приказ креститься, чтобы иметь благоволение князя. Языческие капища разрушаются и вместо них строятся церкви. Сам Владимир в 989 году вступает в брак с византийской принцессой, так что помимо религиозных налаживает также и полезные политические связи.

С 988 по 1240 год центр русского христианства находится в Киеве, именно там располагается митрополия и служит архиепископ. После разрушения Киева монголами этот центр переносится на север, а когда в 1480-х годах татаро-монголам наносится поражение, главой русского христианства становится Москва.

Памятник князю Владимиру в Киеве

В заключение хочу подвести некоторые итоги. К сожалению, сейчас мы уже не можем в точности узнать, каким именно образом Русь приняла христианскую веру и, тем более, какие мотивы были у людей, руководивших этим процессом. Безусловно, если крещение народа проходило насильственным образом и без должного объяснения основных аспектов вероучения, то это бесконечно далеко от того, чему учит Священное Писание. Принесло это в конечном итоге больше вреда или пользы — вопрос открытый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *