Русская софиология

Анархизм(в переводе с греческого «безвластие») — общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти и установление безгосударственного коммунистического строя.

Антропоцентризм(от греческих «человек» и «центр») — модель философской картины мира, центром которой является человек.

Византизм- идеология государственного строительства Российского государства, основанная на принципах, которых придерживалась Византийская империя в период своего расцвета: «симфония властей» (светской и духовной); собирание разноплеменных народов страны в единое целое с сохранением их национального и религиозного своеобразия; сплочение вокруг России всех стран и народов византийской Ойкумены (входившие в Византийскую империю или сферу ее влияния) для противостояния, как меркантильному бездуховному Западу, так и исламскому Востоку.

Всеединство- высший онтологический принцип в философии B..C. Соловьева. Совершенное единство множества. Воссоединение всего живого и человека с Богом. Взаимопроникновение всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и Богу.

Гносеология(в переводе с греческого «учение о познании») — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей.

Диалектика(в переводе с греческого «искусство беседы, спора») — у Сократа и Платона — способ достижения истины путем противоборства мнений в ходе диалога посредством вопросов и ответов. У Гегеля — умение отыскивать противоположности в действительности, универсальная теория и метод познания мира. У Маркса — учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Евразийство- идейно-политическое и философское течение, трактующее Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры, соединивший в себе как западные, так и восточные черты, не являясь в то же время ни Востоком, ни Западом. Важную роль в евразийском мышлении играют понятия благородного империализма, православного мессианства и «третьего пути» экономического развития -среднего между капитализмом и коммунизмом.

Исихазм(в переводе с греческого «молчание) — Особая духовная практика в православном монашестве, основанная на молчании, особой техники молитвы и системе приемов психофизического самоконтроля, целью которой является единение с Богом.

Космизм- направление в русской философии, характеризующееся постановкой проблемы взаимоотношения и взаимовлияния человека и космоса. Последний рассматривался как дом, который человечеству предстоит заселить.

Красота- категория, которая в русской философии символизирует гармонию, нравственность, духовность и справедливость.

Локально-исторический тип- понятие, положенное Н.Я. Данилевским в основу своей концепции мирового исторического развития, близкое по значению к таким категориям как этнос, цивилизация (в значении культуры отдельного народа).

Марксизм- философское направление, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс, основывающееся на принципах последовательного материализма и диалектике как учении о всемирном развитии (как природном, так и социальном). В историософии характеризуется линейной теорией формационного развития, основанного на противоборстве антагонистических классов.

Мессианство(от древнееврейского «мессия» — «посланник», в переводе на греческий «Христос» — в христианской традиции — спаситель, который должен явиться в мир для установления царства Божьего) — утверждение избранности определенного народа для выполнения какого-либо всемирно-исторического предназначения, спасения всего человечества, выведения его на правильный путь существования

Мистицизм(от греческого «таинственный») — совокупность теологических и философских доктрин, осмысляющих практику непосредственного единения с абсолютом (Богом, высшим разумом и т.п.).

Ноосфера- сфера взаимодействия природы, общества и человека, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития мира.

Общеедело — в философии Н.Ф. Федорова это понятие, характеризующее задачу регуляции природы, управление ее слепыми силами (в рамках вселенной), которую возможно решить только совместными усилиями на базе синтеза науки, техники, философии, истории и искусства.

Онтология(в переводе с греческого «учение о сущем») — раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия или существования, наиболее общие категории сущего.

Правда- категория древнерусской философии, в которой соединяются понятия истины, справедливости, закона.

Разумный эгоизм- концепция революционной этики К. Г. Чернышевского, основным принципом которой является строгое согласование поступков человека с его внутренними побуждениями. Развитого человека, «разумного эгоиста» его личный интерес толкает на самопожертвование ради избранного им идеала.

Символизм- направление в русской философии «серебряного века», в котором искусство рассматривается как прямой источник познания. Задача символического искусства посредством особых образов приблизиться к истине, которая не доступна рациональным наукам.

Соборность- в философии славянофилов термин, обозначающий органическое духовное единство русского народа на основе православной веры. Следствие взаимодействия свободной воли человека и божественной благодати.

Софийность- в философии «серебряного века» термин, обозначающий мудрое сотворчество человека и Бога.

София(в переводе с греческого «мудрость») — в русской религиозной философии термин, обозначающий начало, посредствующее между миром и Богом.

Сродность- понятие в философии Григория Сковороды, обозначающее начало, призванное объединить человека и природу.

Теургическое искусство(«теургия» в переводе с греческого — божественное действие) — в философии «серебряного века» понятие, обозначающее высшее искусство, освещенное божественным началом, призванное духовно развивать человека.

Утопия(в переводе с греческого «место, которого нет») — идеальная модель общественного устройства, принципиально неосуществимая в реальности.

Экзистенциализм(от позднелатинского «существование») — философское течение, в центре внимания которого стоит ответственность каждого человека за его личное существование.

Эстетика(от греческого «чувственный», «чувствующий») — раздел философии, изучающий сферу художественной деятельности людей как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру, одну из форм освоения действительности.

Этика(от греческого «характер», «обычаи», «нравы») — раздел философии, объектом изучения которого является мораль (нравственность) как форма общественного сознания.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 72

Религиозная философия в России имеет богатую традицию. В 60-70 г. 19 в. появился целый ряд философских работ, которые были направлены на толкование и выявление сущности духа. Философия нравственности впервые отразилась в работе Юркевича «Сердце и его значение в духовной жизни человека» пытались обнаружить в духе платонизма неизменную идею объекта, эта идея равная мышлению и бытию Особое место в нравственно-религиозной философии отводится таким философам как Соловьев, Красавин, Булгаков, Франк.

Основоположником нового религиозного сознания стал крупнейший русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. Его ставили в один ряд с Аврелием Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в самом деле не вписывался в какое-то одно течение или направление, синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.

Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Причем, в отличие от некоторых своих предшественников и последователей, под христианством он подразумевал не какую-то одну из его конфессий, а их объединение, и его учение характеризуется межконфессиональностью.

Центральная идея философии Соловьева — идея всеединства. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее связи со всеми божественными творениями и главное — с человеком. Основной принцип всеединства — «Все едино в Боге». Всеединство — это прежде всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а предстает как «космический разум», как «сверхличное существо», как «особая организующая сила».

«Космический разум», по мнению философа, состоит из множества элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества, «живые элементарные существа» или идеи, каждая из которых обладает определенной силой.

Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя выступает мировая душа, которая обладает особой энергией, одухотворяющей все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога, является идея всеединства как определяющая форма всей ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название софии (греч. «sophia” — мастерство, знание, мудрость) — мудрости. В ней cофия — ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название софиологии. В нем мировую душу — cофию — он рассматривал как связующее звено между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала — божественное и человеческое. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т.е. принятие христианского вероучения. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Оно представляет собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предусматривает веру в существование абсолютного начала — Бога.

Цельное знание, по Соловьеву, невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами. Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.

Так Соловьев в своей концепции попытался совместить принцип автономии разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся базой богословия. Другими словами: русский мыслитель пришел к выводу о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называл «свободной теософией», позволяло рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.

Софиоломгия (др.-греч. УпцЯб — «Премудрость, Высшая Мудрость» и др.-греч. льгпт — «учение, наука») — синкретическое религиозно-философское учение, включающее философскую теорию «положительного всеединства», понимание искусства в духе мистической «свободной теургии», преображающей мир на путях к его духовному совершенству, концепция художественного выражения «вечных идей» и мистическое узрение Софии как космического творческого принципа. Была изложена и развита русскими философами XIX—XX века: Владимиром Соловьёвым, Сергием Булгаковым, Павлом Флоренским, Львом Карсавиным и другими.

Исторические корни.

Софиология уходит корнями в гностическое учение, зародившееся в Александрии в I веке. Подспорьем зарождению учения стала философская концепция Платона о материи как мертвом хаосе, произведенном неким творческим началом. Определение Софии как творческого начала космоса (проявленного мира, материи) ссылается на книгу «Притчи Соломона» в Ветхом Завете. Здесь София именуется Премудростью (Притч 1:20-33), и описывается в виде благодетельного начала, обличающего невежество. В Новом Завете Премудрость фигурирует в Евангелии от Иоанна, и упоминается как Утешитель, Дух Святой (Ин 14:26).

В XIV—XVII вв. идею Софии развивают христианские мистики: Генрих Сузо, Якоб Бёме, Эммануил Сведенборг, Пордедж и др. В их произведениях София выступает не как абстрактное начало, но как самостоятельная личность. Яков Бёме, родоначальник всей западноевропейской софиологии, интерпретирует Софию как «Вечную Девственность», «Деву Премудрости Божией». В мировой поэзии впервые заговорил о вечной женственности Данте; за ним Петрар­ка, Новалис, Шелли, Гёте; в России — Пушкин («Бедный рыцарь»), Лермонтов, Блок, Вячеслав Иванов.

Софиологию на русскую религиозно-философскую почву привнёс Владимир Соловьёв. Он опирался как на библейские, так и на гностические тексты, на мистический опыт визионеров, на богослужебную и художественную практику православия и на собственные софийные видения и поэтические интуиции. В частности, он считал именно софийный аспект религиозного чувства русского народа наиболее самобытным в русском средневековом христианстве. Основы софиологии были изложены Соловьевым в работе «Начала вселенской религии». Свое дальнейшее развитие софиология получила в работах отца Павла Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов. К числу видных изыскателей русской софиологии можно отнести и отца Сергия Булгакова, Николая Бердяева, Андрея Белого.

Софиология имеет некоторые явные параллели с антропософией, и даже ряд заимствованных из неё идей. Софиология предполагает постижение бытия как объективной духовной реальности, развитие духовного начала в человеке, позволяющего ему проникать в пределы непроявленного мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *