Русский дворянин

Цитаты Стародума из комедии «Недоросль» помогают раскрыть проблематику произведения Д. И. Фонвизина, рассмотреть конфликт между героями комедии, а также высказать точку зрения оппозиционного дворянства.

Цитаты о человеке

Многие высказывания Стародума связаны с определением Человека с большой буквы и тех людей, которых нельзя назвать настоящими людьми. Герой говорит о словах отца, которые повлияли на его мировоззрение: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Огромное внимание Стародум уделяет понятию честности: «Честный человек должен быть совершенно честный человек». Герой комедии «Недоросль» считает так: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

Крылатые выражения, вложенные в уста Стародума, посвящены и теме невежества: «Невежда без души – зверь». Когда Митрофан в финале комедии отказывается от своей матери, Стародум произносит одну из своих самых главных фраз: «Вот злонравия достойные плоды».

На тему воспитания были сказаны следующие слова: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы».

Это указывает на родословное древо Стародума, на его положение в обществе.

Цитаты о чинах

Многие речи Стародума посвящены чинам и службе: «Начинаются чины – перестает искренность», «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается», «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум признается, что выбрал честную жизнь, а не службу: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Свой выбор Стародум аргументировал так: «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». Герой придерживается такого мнения: «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно», «А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Цитаты о богатстве

Афоризмы Стародума во многом связаны с деньгами и богатствами: «Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван». Герой комедии отмечает, что для современного общества важны только богатства: «При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет».

Стародум рассуждает о том, что же именно обозначает богатство: «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Стародум отмечает, кто именно по праву может считать себя богатым человеком: «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». Данная статья, которая поможет написать сочинение «Цитаты Стародума из комедии «Недоросль»», рассмотрит высказывания, посвященные проблемам невежества и честной жизни, чинов и богатства.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Тест по произведению

У Ирины Муравьевой есть любимая фраза: «свой возраст не скрываю, потому что за студента замуж не собираюсь». «Самой обаятельной и привлекательной» исполняется семьдесят лет и на самом деле это даже странно, потому что Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду. Двадцатилетней она играла в Центральном детском театре (теперешний РАМТ) мальчишек, а шестнадцатилетнюю Нину Соломатину из «Карнавала» — когда ей было изрядно за тридцать. И при этом не была Муравьева такой миниатюрной Золушкой вроде Янины Жеймо и сильно моложе своих лет никогда не выглядела. Вечные сорок. Молодость — имелось в виду как характеристическая деталь. Искренняя, открыто реагирующая на все, не умеющая скрывать эмоции.

Наряду с блестящими фильмами вспоминается еще и передача «Квартирный вопрос» десятилетней давности. Помните, когда актрисе сделали кухню, а она, как ни старалась — не смогла скрыть, что получилась ерунда. «Не хватает рогов и будет домик лесника!» — говорила чуть не плача.

Как правильно отмечали редкие журналисты, со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего. Никакая не авантюристка. Ни на кладбищах, ни в библиотеке с мужчинами не знакомилась, всю жизнь прожила с одним человеком, предпочитая патриархальный уклад жизни. Очень ранимая, осторожная.

Муравьева — человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на родуФото: GLOBAL LOOK PRESS

С юных лет выбрала для себя один образ. Это свое удлиненное каре и ободок на все случаи жизни. Вечноузнаваемая Нина Соломатиной из «Карнавала». В общественных местах ее встречают фразой:

— Вы же Ирина Муравьева? Как время летит. Как вы постарели.

— Может, я потому перестала ездить в троллейбусах. Неудобно же сказать человеку: сам дурак. Вы у нас молодеете, а я одна старею, — возмущалась она. Впрочем, не то чтобы возмущалась, а скорее, удивлялась.

На одной из встреч со зрителями ее попросили назвать самый яркий эпизод в жизни. А она вдруг задумалась надолго и сказала невпопад, что не ожидала, как стремительно летит жизнь. В одно мгновение.

Двадцать лет назад, когда журналистка «КП» Галина Сапожникова спросила Муравьеву, чем та будет заниматься лет через двадцать, та ответила, что театр — не главное в ее жизни, поэтому она будет подметать где-нибудь или сторожить. К счастью, Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом». Вообще, в том, что говорила Муравьева о себе журналистам — мало правды.

«Я не даю интервью»

Есть куча артисток, которые не жалуют журналистов. Но Муравьева в этой череде занимает особое место. Про то КАК она не любит интервью — легенды складывают. Обычно с предложения «Ирина Муравьева» никогда не дает интервью» — начинаются все материалы о ней.

Если проявить власть -Муравьева подчиняется. Это еще Меньшов заметил. Как-то Муравьева стала протестовать против прически в «Москва слезам не верит». Помните эпизод, где с одинаковыми вавилонами «сестры» встречают гостей. Режиссер на Муравьеву прикрикнул. И сам удивился сам тому, что все прошло как по маслу.

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Если журналисту не спасовать перед отказом народной артистки России и строго сказать: «Ирина Вадимовна, надо», то Ирина Вадимовна неожиданно сдается.

Были случаи, приходила к ней журналистка аж в гримерку перед спектаклем и потом с удивлением рассказывала, как Муравьева надевала при ней колготки и еще советовалась, какого цвета предпочесть. Другую актриса позвала домой, угостила вареньем и пирожками, а на вопросы так и не ответила.

Если разговор все-таки случается, то Ирина Вадимовна ведет себя как ребенок у зубного врача и через каждый вопрос интересуется: «ну что, все?» «Мы закончили?» «Можно идти?»

Или начинает троллить, давая странные ответы, лишь бы отстали: «Что это вы такие сложные вопросы задаете. Давайте лучше о цветочках поговорим».

— Вы хотели бы, чтобы вас называли Ермоловой своего времени?

— Нет, скорее, Львом Толстым.

Но в этом ее поведении нет актерской вредности, нет кокетливого «не лезьте мне в душу». Там совсем другое. Как признавалась сама, ей просто неприятно не узнавать себя в этих интервью. Журналисты конечно же заявляют, хахаха, у нас есть диктофонная запись, еще как узнаете. Но запись не спасает.

В архивах библиотеки киноискусства хранится смешная публикация из девяностых, где корреспондент на полстатьи описывает, как ходил к Муравьевой, как поговорили, как ждали правок, а их несколько месяцев все не было и не было. Журналист звонил каждый день, а Муравьева все правила и правила. Наконец терпение редакции лопнуло. Позвонил редактор, сказал строго: «Высылайте как есть, очень надо». Выслала. В переделанной статье все осталось как было.

Обидевшийся корреспондент написал. Мы все равно благодарны Муравьевой, она подала хорошую идею. Давайте, актеры сами себе будут задавать вопросы, сами себе будут отвечать и никакие журналисты их отвлекать не будут.

Впрочем, даже эта мера не помогла бы. Если ты не знаешь, какой ты на самом деле — ты не сможешь себя узнать нигде. Ни в интервью, ни в фильмах, ни в интерьерах…

Вспоминается пресловутый «Квартирный вопрос», когда актрисе испортили кухню. Многие тогда встали на сторону Муравьевой, но более внимательные люди заметили: на вопрос, какой вы хотите видеть свой интерьер, героиня растерянно ответила, что не знает. А в прошлом году ситуация повторилась. Уже другая передача опять взялась переделывать Муравьевой кухню. Актриса расчистила пространство в доме и опять призналась, что не знает, чего хочет.

«Почему вы так мало снимались».

Когда на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», кинокритики аж подскочили. Где была такая замечательная артистка столько времени. «Неужели столь профессионально и уверенно выступила дебютантка? Увы — нет. Увы — потому что стаж актрисы Муравьевой насчитывает десять лет. Десять лет потерянных для кинематографа», — писала кинокритик Татьяна Савицкая.

Сколько лет потеряно для кинематографа после девяностых — вообще страшно сказать. А зрители все удивляются, что такая хорошая, такая запоминающаяся артистка так рано ушла с экранов.

Ситуация та же, что и с интервью. Муравьева не любит сниматься, потому что себя не узнает. Ее считают великолепной артисткой кино. А она твердит «Я — артистка театра». Ну да, театральные роли ведь гораздо сложнее пересмотреть, чтобы не узнать.

Вообще нет ни одной роли, где бы она себе нравилась. Про фильм «Москва слезам не верит», сделавший ее знаменитой, сказала так: «Все, что мне противно, все, что я ненавижу — вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная…»

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» она настойчиво отказывалась. И благо что режиссер Геральд Бежанов — восточный человек, не привыкший встречать отказы, особенно от женщин. Он проявил настойчивость. Осаждал. Уговаривал. Муравьева покорилась. Долго ненавидела фильм, когда про него спрашивали — краснела и извинялась. И только относительно недавно призналась, что пересмотрела и с удивлением поняла, надо же, кино-то неплохое.

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом»Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Что на самом деле

Какую роль вы бы хотели сыграть? — интересуются журналисты.

— Никакую! — отвечает Муравьева.

— Вы мечтали быть артисткой?

— Нет, я хотела быть учительницей!

Кто она? Муравьева — коренная москвичка выросшая в самых заповедных районах города. Жила на Большой Пироговской, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в двухэтажном домике, во дворе которого росли яблони и гуляли курочки. Она никогда не задерживалась допоздна, не играла с подружками и опрометью бежала домой после школы, чтобы мама не заругала.

На месте теперешнего пруда жил цыганский табор и родители Ирины то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что отдадут их с сестрой к цыганам, если те будут плохо себя вести.

Но они вели себя хорошо.

А еще с детства Ирина считала себя некрасивой. «Я же на себя в зеркало смотрела. Нисколько на артистку не похожа. Брови белые, ресниц нет. Вся в веснушках. Смотрела и думала: «просто девочка-урод». Когда во время поступления в Щукинское встретила Наталью Гундареву, расстроилась, вдруг поняв, что Гундаревой всего-то надо, что похудеть, чтобы все было хорошо. А ей — сколько всего…

В «Карнавале есть эпизод», когда Нина Соломатина, набрав в рот камушков, повторяет «Кукушка кукушонку купила капюшон». Подобный эпизод был и в жизни Муравьевой. Она не поступила ни в Щукинское, ни в Щепкинское, Может быть, виной тому «фифект фикции»: она «дзякала», вместо «дя» говорила «дзя».

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Господин хороший

«Господин хороший, Волька Ибн Алеша», — наверное, все советские дети помнят пластинку с мюзиклом «Хоттабыч», заслушанную до дыр. «В дверях появилось странное существо в парандже с опахалом в руках и в школьном белом переднике», — объявлял диктор. Это существо немножко противным голосом пело арию про «господина хорошего». Роль была одним из первых появлений Муравьевой на пластинке и чуть ли не единственной, которая взыскательному художнику Ирине Вадимовне нравилась.

Она играла «Женьку», девочку, превращенную в рабыню: «Отныне, отныне я ваша рабыня».

Муравьева поступила в студию при ЦДТ заочно закончила ГИТИС и блестяще играла в детском театре. Здесь раскрылся комедийный талант Муравьевой. Недоброжелатели, конечно, долго еще упрекали Муравьеву, что и во взрослых ролях у нее сохранился «ТЮЗовский» налет. Что в этом плохого, правда, не совсем понятно. Но факт в том, что даже во взрослых ролях ее обожают смотреть дети.

В этом и заключается феномен «молодости» Муравьевой. Когда ты неусыпно находишься под чьим-то всевидящим оком, когда считаешь себя некрасивым, самое простое и безопасное — все время оставаться ребенком и комиковать.

Какая она на самом деле? Актеры, друзья и коллеги в один голос говорят, что очень классная, веселая, светлая. Евгений Стеблов рассказывал, как на репетиции спектакля «Братья Карамазовы», где Муравьева играла Грушеньку она бросалась ему в ноги, вся в слезах, а сама тем временем выдирала волосы из ноги актера.

Но такие смешные эпизоды и для нее самой — редкость. Муравьева живет очень осторожно.

На празднование пятидесятилетия артистки коллеги из Малого театра устроили капустник. И впали в ступор.

«Мы в поздравлениях едки и суровы,

Мы юбиляров не щадим,

Но что нам петь про Иру Муравьеву —

Никак мы не сообразим, — пели они.

В тексте песни актеры долго перебирают все, в чем Муравьева не была замешана: «Хотя бы мужу изменяла, подолгу дома не жила… Она ж не курит и не пьет, причин для сплетен не дает, жена прекрасная и мать и на тусовках не видать»… И, наконец, решают ее скомпрометировать сами: расцеловать, кто куда успеет и заснять на камеру.

Как поздравят Муравьеву в этом году — вопрос. Может быть она ответит на него 14 февраля на творческом вечере.

Но понятно, что семьдесят — не ее возраст. Ее душевное развитие отстает от физического, как она сама и признавалась. По факту ей не семьдесят, а, может быть, двадцать пять или тридцать. И она до сих пор находится в развитии. И театр ей — наставник, который дает ей возможность расти и взрослеть.Муравьева чуть ли не единственная актриса, которая не отделяет роли от себя. Например, признается, что играет только хорошие роли в театре, потому что «все они откладывают отпечаток на жизнь». Как признавалась в редкую минуту откровения, больше всего ей нравится играть чеховские роли, потому что, «если играешь Чехова — становишься лучше». Потому и выбрала театр, а не кино. В служении театру — желание подчиниться, найти опору. Как Фома шел по камням, так она идет по своим ролям, чувствуя в них опору по жизни.

Кто она — Ирина Муравьева и куда придет — еще предстоит узнать. Лишь бы времени хватило.

Слайд 1

Воспитание дворянских детей в России XIX века Выполнил: Лосев А. С. История профессионального педагогического образования Дальневосточный федеральный университет Школа педагогики

Слайд 2

Содержание Цель и задачи дворянского воспитания слайд — 3 Особенности дворянского воспитания слайд – 4-5 Наказания в дворянской семье слайд — 6 Физическое воспитание и развитие слайд — 7 Манеры достойные дворянина слайд – 8-9 Честь, долг, отечество слайд — 10 Дуэль как способ защиты слайд — 11 Список литературы слайд — 12

Слайд 3

Цель и задачи дворянского воспитания Основные ориентиры воспитания: Воспитание человека-патриота и носителя традиций своего народа. Прославление своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. Воспитание доброты и любви к людям . Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Воспитание трудолюбия . Проявление лени высмеивалось и считалось проявлением не воспитанности. Семья и общество считались основными воспитателями ребенка, они несли ответственность за качество воспитания перед собой и перед церковью. Поэтому в основе лежали религиозные заповеди и запреты , которые выступали в виде целей и задач воспитания, представленные в виде заповедей и народной мудрости. Одним из важнейших условий воспитания считалось доброе и уважительное отношение к ребенку, которое не исключала наказания, в том числе телесного. Общими для всех сословий, в том числе дворян, являлись библейские заповеди : «не убий», «не лги», «не воруй», «не желай чужого» и др.

Слайд 4

Особенности дворянского воспитания К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание» , т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны, но порой его результатом выступали люди, поражающие своей честностью, благородством и тонкостью чувств. Причина заключалась в понимании жизненного и общественного успех. В эти понятие входили не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека – чистая совесть, высокая самооценка и другие добродетели. Изначально ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным и воспитанным. Не потому, что это поможет достичь ему славы, богатства, высокого чина и т.д., а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. Русский аристократ XIX века – это совершенно особый тип личности, который был результатом соответствующего воспитания. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции. «Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания: это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.

Слайд 5

Идея столь высокого требования к дворянину выражалась в следующей идеи: «Кому много дано, с того много и спросится». Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться излишне строгим, даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определяется тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. Дети держались в духе подобострастия и чувствовали , что они созданы для родителей, а не родители для них. Одобрение как и наказание должны быть очень редкими, и только заслуженным. Даже проявление любви и внимания ребенок должен был заслужить, не говоря уже о наказании. С одной стороны воспитание ребенка происходило совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу.

Слайд 6

Наказания в дворянской семье В зависимости от проступка и возраста детей к ним применялись соответствующие наказания Иерархия обычных наказаний по степени тяжести: Оставляли без сладкого, Оставляли без прогулки, Запрещали играть, Ставили в угол и на колени, Телесные наказания. Гнев отца. Являлся потрясением, особенно для мальчиков, случаем, запоминающимся на всю жизнь. Лишение наследства. В целом считалось, что и одобрение и наказание должны быть очень редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание. За любые серьезные проступки детей наказывали строго наказывали. Серьезными проступками считалось, любое нарушении дворянского кодекса и основополагающих заповедей. Так ложь и грубость была не приемлема даже по отношению к прислуге, не послушание родителям. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал . Вообще послушание родителям , почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания .

Слайд 7

Физическое воспитание и развитие Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина, и это учитывалось при воспитании ребенка. Но храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Поэтому владение верховой ездой, фехтованием, плаваньем и греблей было обязательным для любого дворянина . Чтобы уверенно играть свою роль – держаться свободно, уверенно и непринужденно – светскому человеку нужно было уметь хорошо владеть своим телом. В этом отношении особое значение имели уроки танцев. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и потому обучение танцам начиналось с 5-6 лет . Тренировка и закаливание дворянских детей в отличии современных занятий физкультурой, имела цель не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Иными словами, физические испытания уравнивались с нравственными – в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был обязательный элемент воспитания. Молодому человеку, не умеющему танцевать, было бы нечего делать на бале; а бал в жизни дворянина – это не вечер танцев, а своеобразное общественное действо, форма социальной организации дворянского сословия. Знаменитый «первый бал» в жизни дворянской девушки, строго говоря, не был первым; к 15-16-ти годам, когда ее начинали «вывозить», она уже прекрасно умела не только танцевать, но и вести себя в специфической обстановке бала.

Слайд 8

Манеры достойные дворянина Причем правила хорошего тона отнюдь не сводились к набору рекомендаций, типа: в какой руке держать вилку, когда следует снимать шляпу и т.п. Разумеется, этому дворянских детей тоже учили, но подлинно хорошее воспитание имело в своей основе этические правила и запреты, которые реализовались через соответствующие внешние формы поведения. Дворянские дети, как и любые другие, прежде всего, приучались к элементарным правилам гигиены. Отношение к внешности и одежде носило не только эстетический, но и философский характер . Это был культ прекрасного, стремление найти изящную форму для всех проявлений жизни. Правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Особое внимание уделялось украшениям: надевать слишком много драгоценностей считалось дурным тоном. Отметим, что «непристойной» считалась в хорошем обществе всякая открытая демонстрация богатства. Светское общество относилось к бытовой стороне жизни как к явлению, имеющему глубокое содержание и самостоятельное значение. Балы, светские рауты, салонные беседы и частная переписка – все это в большей или меньшей степени носило оттенок некого ритуала, для участия в котором требовалась специальная выучка. Даже танцы являлись организующим моментом бального ритуала, определяя и стиль общения, и манеру разговора. Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.

Слайд 9

Умение нравиться было одной из отличительных черт людей света. Не удивительно, что обучение искусству нравиться людям становилось важнейшим моментом в воспитании дворянского ребенка. Особенная изысканность манер состояла в том, чтобы со всеми людьми, независимо от их происхождения, уметь держаться одинаково, без чванства и заносчивости. Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучиться выражать любые чувства в сдержанной и корректной форме. Умение скрывать от посторонних глаз «мелкие досады и огорчения» считалось обязательной чертой воспитанного человека. Поэтому дворянского ребенка с раннего детства приучали превозмогать по мере сил страх, отчаянье и боль и стараться не показывать, как это трудно. Внешняя сдержанность и самообладание естественно увязывались с обостренным чувством собственного достоинства, с уверенностью в том, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение – недостойно и неприлично. При выяснении отношений в свете допустимы были выражения резкие и по существу оскорбительные; однако по форме они должны были быть безукоризненно вежливыми. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Слайд 10

Честь, долг, отечество Служить верно , было неотложным правилом кодекса дворянской чести и было нравственным законом, а чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием.. Дворянская честь считалась едва ли не главной сословной добродетелью. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, она была безусловно и безоговорочно важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность. Честь являлась основой жизни , и требовала немалое самообладание. Например, следовало уметь подавлять в себе эгоистические интересы (даже вполне понятные и объяснимые), если они приходили в противоречие с требованиями долга. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. В этой обстановке повышенной требовательности и – одновременно – подчеркнутого доверия воспитывались дворянские дети. Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных требований.

Слайд 11

Дуэль как способ защиты Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не потерять честь, требовала немалой храбрости, а также честности и привычки отвечать за свои слова. Нельзя было просто демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения: это считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, «честного слово». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Дуэль как способ защиты, несла еще и особую функцию: утверждала некое дворянское равенство, не зависящее от чиновничьей и придворной иерархии. Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь . В идеале, честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, доказательством тому являются дуэли, поводом к которым служили лишь светские предрассудки. Но постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения. В особенности повышалась цена «честного слова». Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию , потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание. Согласно известному парадоксу, офицер мог быть изгнан из полка «за дуэль или за отказ». В первом случае он попадал под суд и нес наказание, во втором — офицеры полка предлагали ему подать в отставку. (дуэль была официально запрещена и уголовно наказуема).

Слайд 12

Слайд 13

Благодарю за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *