С богом

Скептики утверждают, что Бог больше не говорит. Даже некоторые христиане заявляют, что Бог говорит только через Библию. Так ли это? Бог прихватил ларингит или потерял голос? Изменился ли Он? Перестал ли Он быть Богом? В книге пророка Малахии 3:6 написано: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь». Это значит, что если Бог спасал в Библейские времена, Он спасает и в наши дни. Если Он исцелял тогда, Он исцеляет и сейчас. Если Он говорил к людям в прошлом, Он по-прежнему это делает.

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Вопрос не в том, продолжает ли Бог говорить, а в том – слушаем ли мы Его? Иисус настоятельно просил все семь церквей в странах Азии: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…» (Откровение 2:7). Поразмыслите над этими 12 способами, которыми Бог говорит к нам сегодня:

1. Слышимый голос Божий:

Хотя, казалось бы, и редко, Бог говорил и до сих пор может говорить слышимым голосом. Адам и Ева слышали голос Божий в Эдемском саду (Бытие 3:8). Бог проговорил к Моисею из горящего куста (Исход 3:4-6) и ко всему Израильскому народу с горы Синай (Исход 20:1-22). В Новом Завете при крещении и преображении Господнем Отец выразил Свое одобрение Иисусу гласом с небес. Савл и его отряд увидели Христа в ослепляющем свете и услышали Его голос (Деяния 9:3-7). Бог суверенен и может говорить, как и когда хочет.

2. Посещение ангелов:

Ангелы – это агенты, находящиеся на задании. Они являются Божьими посланниками, предназначенными для служения наследникам спасения. В Писании есть множество примеров, когда ангелы уведомляли, предупреждали или передавали Божье послание конкретным людям. Они до сих пор продолжают свою работу.

3. Видения и сны:

«… излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деяния 2:17). Видение – это образ кого-то или чего-то, возникший под вдохновением (что-то, что вы буквально видите своими глазами в разуме или в духе). Сновидение – что-то, что вы видите во сне или же то, что, как вы представляете, вы достигаете – цель или мечта. Бог может поместить образы и идеи в наш разум, вне зависимости от того, находимся мы в сознании или нет.

4. Знамения:

Вправе ли мы просить Бога о знамении? Все зависит от нашего мотива. Людям, которые просили Иисуса о чуде просто для зрелища или чтобы удостовериться в Его Божественной природе было отказано, но те, кто желали узнать и удостовериться в Его воле зачастую были вознаграждены. Гидеон расстелил шерсть, искренне ища подтверждения Божьей воли и должен был исполнить ее (Книга Судей 6:36-40). Мы служим сверхъестественному Богу чудес и знамений.

5. Совпадения:

Альберт Эйнштейн отметил: «Совпадения – это один из методов Бога, с помощью которых Бог сохраняет Свою анонимность». Когда я молился о средствах на публикацию своей первой книги, в конце 80-х годов необходимая сумма составляла 3 тысячи долларов. Я был на одной встрече, когда женщина, которую я никогда ранее в жизни не встречал, вручила мне конверт и сказала: «Бог сказал мне отдать это Вам». В конверте было бриллиантовое кольцо, оценочная стоимость которого составляла… угадайте сколько? Правильно – 3 тысячи долларов. Вы можете назвать это совпадением; я же называю это Божественным провидением – Бог подтверждает Свою волю и обеспечивает всем необходимым для ее исполнения.

6. Написанное Слово:

«Логос» – Слово (Библия) – основной способ, которым Бог говорит сегодня, но не единственный. «Логос» – это общее для всех Слово. Когда мы читаем Библию, Бог говорит к нам почти по всем вопросам, касающимся современной жизни. Иисус – Хлеб жизни – научил нас молиться: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11). У Бога есть свежая духовная манна для нас на каждый день, если мы будем уделять время Его Слову.

7. Живое Слово:

Иисус сказал: «Слова , которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63). Слово «рема» – конкретное послание, которым Дух Святой вдохновляет вас лично. Это конкретное слово в конкретное время и для конкретной нужды. Оно приходит, когда написанное и сказанное слово оживает с конкретным значением в вашей ситуации.

8. Через людей:

«Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1 Петра 4:11). Слова Божьи – высказывания через пророка, вестника или глашатая. Бог говорит через проповедников и учителей, но Он также может говорить к нам через супругов, наших детей, друзей и даже через врагов. Бог использует человеческие каналы, чтобы пророчествовать, говорить языками, истолковывать их и дает слово мудрости и слово знания (1 Коринфянам 12:8-10). Бог также раскрывает Себя посредством человеческих сосудов, чтобы распространять Свое послание в помазанных проповедях, песнях и работах.

9. Средства массовой информации:

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Матфея 24:14). Благодаря развивающимся технологиям исполняется это место из Писания, так как Евангелие распространяется по всему земному шару. В то время как дьявол манипулирует СМИ, чтобы вирусно распространять свои мерзкие послания, Бог также использует средства массовой информации, чтобы вещать истину посредством спутникового телевидения, радио, интернета, веб-сайтов, социальных сетей, книг, подкастов, кино и музыки.

10. Через творение и природу:

Псалом 18:2 провозглашает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Необъятность вселенной и сложный характер природы свидетельствует о разумном Божьем замысле. Вы можете услышать голос Создателя в журчании ручья, пении птиц, свисте ветра среди деревьев и детском плаче.

11. Через нашу совесть:

Бог наделил нас внутренним осознанием того, что хорошо и что плохо со склонностью поступать правильно. Джордж Вашингтон сказал: «Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью».

12. Его тихий, негромкий голос:

Илия находился в пещере на горе Синай, когда Бог явился ему. Илия увидел мощный ветер, сильное землетрясение, бушующее пламя, но Бога не было ни в одном из этих явлений. Напротив, Бог проговорил к нему тихим, негромким голосом, что также переводится как «тихий шепот» (3 Царств 19:9-12). Бог часто говорит к нам внутренним свидетельством Духа Святого нашему духу (Римлянам 8:14-16).

Бог будет говорит к нам чаще, как только мы научимся распознавать Его голос. Мы ожидаем услышать Его в церкви, но Бог говорит не только по воскресеньям. Он хочет говорить к нам в течение всей недели. Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Иоанна 10:27). Бог все так же говорит, но слушаем ли мы Его?

Автор – Бен Годвин/ charismamag.com
Перевод – Светлана Штангей для ieshua.org

Последнее: 25.07 (Израиль). Спасибо!

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни». О необычайной силе молитвы святитель Димитрий Ростовский пишет: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». А в то, что «молитва матери поднимает и со дна морского», верят даже далекие от Церкви люди. Однако «читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние, – учит святитель Феофан Затворник, – а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет».

О том, какой должна быть молитва, как и о чем следует молиться, мы беседуем с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым.

– Отец Димитрий, молитва –это…

– … разговор с Богом, наше обращение к Господу. Именно поэтому молитва не должна сводиться лишь к простому вычитыванию каких-то текстов. Необходимо понимать: когда мы молимся, то стоим перед Самим Богом, Господь смотрит на нас и видит, что и как произносим. Молимся, лишь бы исполнить быстрей молитвенное правило и отвязаться от него или же действительно приходим к Богу как к нашему любящему Отцу.

– А как понимать «общение с Богом»?

– В первую очередь, это единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Причем общение может быть и невербальным, то есть бессловесным. Кстати, игумен Никон (Воробьев) любил таким образом общаться с одним юродивым, который жил в том же городе, что и он, – в Гжатске. Бывало, сядут они рядом на скамеечке, помолчат, помолятся. Потом поблагодарят друг друга за общение и разойдутся.

– Можно ли под общением понимать обращение к Господу своими словами, или это нечто другое?

– Молитвенные правила – это образец, поскольку их написали люди, движимые Духом Божиим. Внимательно читая эти молитвы, мы в большей или меньшей степени проникаемся тем духом, который был у святых. А уже настроившись на этот правильный тон, мы можем помолиться и своими словами о конкретных нуждах, потому что нет правил на все случаи жизни. Церковь рекомендует всегда начинать молитву именно с правила для того, чтобы помочь человеку обычному, мирскому, грешному, не имеющему благодатного опыта, хоть немножечко приблизиться к верному состоянию духа через Псалтирь, чтение канонов и молитв, авторами которых являются святые люди.

– Молитва – это диалог человека с Богом. Раз диалог, то как человеку научиться слышать ответ в молитве? Допустим, кто-то в молитве спрашивал у Бога, стоит ли ему куда-то ехать. А потом включает радио и слышит слово «поехали». Можно ли такой «знак» считать ответом на молитву?

– Думаю, этого делать ни в коем случае нельзя. Все-таки гадать на молитве или на каких-то иных предметах Церковь строго запрещает. Если мы достигнем такой чистоты сердца, как у преподобного Серафима Саровского или людей подобного духовного уровня, тогда ответ Божий будет нам ясен и понятен. Для остальных же, кто находится в обычном духовном состоянии, для таких, как мы все, Церковь предписывает помолиться и положиться на волю Божию. Господь Сам управит. Из обстоятельств, сопутствующих нам, мы поймем, как нам лучше поступить. Если мы хотим куда-то поехать и просим, чтобы Господь дал нам понять, стоит туда нам ехать или нет, то как-то не чудесным, а самым обыкновенным образом все-таки это поймем. Например, отменится поезд, на котором мы собрались ехать, или произойдет какое-то событие, которое не даст нам возможности отправиться в поездку, если Богу это будет не угодно. Или, напротив, все окажется очень благополучно. Но искать чудесных ответов, сверхъестественных откровений ни в коем случае нельзя. Это уже называется искушением Господа Бога.

Если мы молимся правильно – Бог отвечает, и Он Сам находит пути, как до нас достучаться. Можно сказать, что молитва – диалог, но это будет не совсем точно. Потому что, как сказал святитель Фотий Константинопольский, употребляя то или иное слово в переносном значении, нельзя от него требовать полного соответствия прямому смыслу. То есть все сопутствующие моменты, которые есть у прямого смысла, не всегда соответствуют переносному. Слово «диалог», конечно же, в данном случае употреблено в переносном значении.

– Существуют ли понятия «правильная» молитва и «неправильная»?

– Безусловно, такие понятия существуют. Что такое молитва? Это наше обращение к Богу. Мы должны ясно понимать, с чем нам нужно к Нему обращаться, а с чем нет. Преподобный Исаак Сирин неправильную молитву сравнивает с тем, как если бы кто-то пришел к царю, который может дать ему все, и попросил у него гноя, то есть вещей совершенно незначительных, за которыми к царю обращаться не стоит. В первую очередь мы должны молиться о своем спасении, исцелении от греха, чтобы Господь простил нам наши беззакония. Что же касается житейских нужд, то Господь сказал, что этого всего ищут язычники. Мы же должны надеяться на Промысл Божий. Однако в силу нашего несовершенства, немощи, в силу того, что мы не в состоянии полностью положиться на Промысл Божий и кое о чем заботимся сами, испрашиваем у Бога помощи в земных делах. Преподобный Марк Подвижник сказал, что тому, кто не заботится о житейском, но возлагает все надежды на Бога, и молиться следует только о Божественном. Если же мы немощны и все-таки имеем заботу о житейском, то нам нужно и об этом помолиться, попросить Божией помощи.

А что касается правильной и неправильной молитвы, то правильная молитва должна исходить из реального видения своего положения. Если я действительно вижу себя грешным, погибающим, то в первую очередь я должен озаботиться своим спасением. Глупо человеку, который вот-вот может умереть от аппендицита заботиться, например, о белизне своих зубов или хорошей прическе. Поэтому подлинные святоотеческие молитвы, которые в качестве примера приводятся у нас в молитвослове, церковных службах, – все они преисполнены духом покаяния.

А что касается молитвы неправильной, ярким примером может послужить набирающая в православных кругах «популярность» одна молитва. В православных изданиях она проходит или как безымянная древняя молитва, или приписывается какому-нибудь из известных православных святых. Но на самом деле она принадлежит католическому святому Франциску Ассизскому. «Господи, сделай, чтобы не меня утешали… а я утешал; чтобы не меня понимали… а я понимал; чтобы не меня любили… а я любил…» и все в таком духе. Эта молитва, автор которой, Франциск Ассизский, говоривший в свое время, что «я не вижу за собой никакого греха, которого не искупил бы исповедью и покаянием», вся преисполнена духом гордости, духом того, что в Православии называется прелестью. Сравним для интереса эту молитву с любой молитвой из молитвослова, составленной Макарием Великим или Антонием Великим и преисполненной духом видения своих грехов и покаяния. Сравним эту молитву хотя бы с молитвой оптинских старцев, которые молились о том, чтобы Господь укрепил и утешил именно их. А видеть себя способным утешать других, просить у Бога помощи на этом пути – это, безусловно, к Православию никакого отношения не имеет.

– Апостол Павел говорил, что мы не знаем сами, о чем молиться, но «Дух Божий ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными». Значит, есть молитва без слов, и можно ничего не говорить на молитве. Как это лучше понять?

– Думаю, здесь для понимания лучше обратиться к беседе преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Когда человек по своей чистоте сподобился посещения Духа, то тогда, конечно, и слова будут уже излишни. Человек будет просто предстоять в безмолвном общении с Богом. Но для того, чтобы сподобиться такой чистоты, такой молитвы, нужно быть преподобным Серафимом. Нужно пройти ту жизненную школу, тот духовный искус, который прошел преподобный. И только тогда Господь, может быть, и посетит нас такой молитвой, таким общением. Но мы ни в коем случае не должны ставить себе цель достигнуть такой молитвы. Необходимо главное: очиститься от грехов, нам нужно иметь перед собой только одну цель – покаяние. Все остальное – будь то дары Божии, какие-то откровения – все это целиком и полностью находится в Божественной власти. И когда Господь сочтет нужным, то Он и пошлет человеку тот или иной дар со Своей стороны. Но искать этого мы не должны ни в коем случае. Поскольку если мы изменим цель, будем искать не очищения от греха, а каких-то удовольствий, переживаний в молитве, то эти переживания очень скоро придут. Правда, от другой силы.

– Епископ Вениамин (Милов) писал: «Христос радуется и веселится, когда видит в христианине твердое убеждение в том, что именно Он творит в верующих все доброе. Поэтому всякому христианину надлежит исповедовать, что Христос в нем воюет, побеждает, призывает Бога, молится, благодарит, благоговеет и ищет спасения с молением и смирением…» Какова же тогда роль самого христианина, в том числе и в молитве, если все в нем делает Господь?

– Господь сказал Своим ученикам, а евангелист апостол Иоанн донес эту фразу до нас: «Без Меня не можете творить ничего. Я лоза, а вы – ветви». Это воистину так, поскольку именно Господь Иисус Христос, восприняв на себя человеческую природу, обновил ее и дал нам возможность, присоединившись к ней, строить свои поступки, поведение, свою молитву.

Задача христианина в данном случае – явить свое произволение, показать, что он действительно желает, чтобы Христос в нем действовал. Человек не в состоянии преодолеть ни свою греховность, ни свои страсти, вредные привычки лишь собственными силами. Это может сделать в нем только Христос. От человека же требуется поведением, делами, образом мысли, всем его существом доказать, что он на самом деле этого желает. Все наши подвиги, действия – все то, что Церковь требует от христианина, – должны служить подтверждением нашего желания стать лучше. Не сами по себе пост, молитва или какие-то другие подвиги исправляют нас, но этим мы доказываем свое произволение быть исправленными. А исправляет нас, конечно, Сам Господь.

Православное учение говорит нам о синергии, то есть о соработничестве между человеком и Богом. Западная Церковь, к сожалению, восприняла тот перегиб, который допустил блаженный Августин в учении об этом вопросе. Любая крайность не свойственна для Церкви, которая всегда избирает срединный путь.

– Какие молитвы лучше читать за детей? Есть ли у вас такое молитвенное правило за своих чад?

– Воспитание детей, в том числе и духовное, нельзя свести только к одному молитвенному подвигу за них. За детей, безусловно, необходимо молиться, но в первую очередь духовная жизнь передается от человека к человеку. Считаю, дети должны видеть, как молятся их родители, о чем молятся. И сам по себе образ родителей, непрерывно помнящих о Боге, откладывается в памяти детей и в свое время сослужит им хорошую службу. Потому что дети увидят, что нормальный образ жизни именно такой. А что касается того, что лучше читать за детей, то думаю, одного общего для всех правила не существует. Кому-то ближе Псалтирь, кому-то акафист, кому-то канон, кому-то какие-то молитвы. Здесь я предпочел бы оставить все на усмотрение родителей. Поскольку главное в молитве не читать какой-либо текст (они не различаются между собой по силе воздействия или результата); главное в молитве – тот духовный настрой, с которым мы к ней приступаем, та наша искренность, с которой мы к Богу обращаемся. Можно сказать два слова от всего сердца, и Господь их услышит, а можно прочитать огромную книгу, и пользы от этого не будет никакой.

Естественно, мы о детях заботимся, но при этом важно помнить, что не только от нас зависит их дальнейшая жизнь. Дети – это самостоятельные личности, они с раннего возраста стараются уже что-то анализировать, о чем-то рассуждать, пытаются как-то по-своему переработать тот опыт, который они видят у своих родителей. И, конечно же, Промысл Божий, который заботится о каждом человеке, также следит за нашими детьми и помогает им. Ставит их в те ситуации, где именно они со своим опытом могли бы поступить правильно. Наша задача научить их этому.

– Действительно ли женщине в критические дни нельзя молиться в храме?

– Несколько лет тому назад сербский патриарх Павел написал замечательную статью-исследование на эту тему. При желании ее можно найти в Интернете. Суть этого исследования сводится к тому, что он попытался выяснить те причины, по которым такой запрет существует. Все канонические правила и предания святых отцов сводятся, в принципе, к двум моментам. С одной стороны, нечистота, которую испытывает женщина в данные дни, является препятствием к тому, чтобы ей принимать участие в таинствах. Почему? По той простой причине, что к таинствам должны приступать в чистоте духовной и телесной. Грубо говоря, если у мужчины идет кровь из носа в течение дня, то в этот день он тоже должен воздержаться от принятия таинств. Во-вторых, существует запрет на пролитие крови в храме, и поэтому в древности женщине в таких ситуациях запрещалось любое вхождение в храм. Современная практика все-таки говорит нам, что ходить в храм в таком состоянии можно. Разумеется, при этом нужно принять определенные меры, чтобы все было в порядке.

Но от участия в таинстве причастия или крещения в эти дни женщине лучше воздержаться. А прийти помолиться запрещения нет. Повторюсь, сербский патриарх Павел пишет об этом более подробно и аргументировано.

– В Евангелии есть такие слова, что если вы не будете прощать людям их согрешения, то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших. На молитве нужно ли прощать самого себя?

– Хороший вопрос. Дело в том, что прощать нас может только Бог. Но что это означает? Значит, исправлять те последствия грехов, которые мы натворили. Но Господь не гневается на нас, не держит зла против кого-то из нас, и мы сами не должны держать зла на ближних, и на самого себя в том числе. Отношение к своим грехам у христианина должно быть такое: с одной стороны, человек должен сожалеть, что их совершил, с другой стороны, необходимо понимать, что иначе он и не может, так как грешен, падший. И без помощи Божией сам по себе человек не способен воздержаться от грехов. Человек должен видеть для себя естественным такое состояние греховности, но ему необходимо всеми силами просить Бога избавить его от этого падения.

– В Православии существует некое разделение, какому святому о чем молиться. Правильно ли это?

– Смотря как к этому подходить. С одной стороны, из житий святых мы узнаем, что тот или иной подвижник в своей жизни смог победить какую-то страсть или имел возможность помогать людям в какой-то определенной проблеме. Вполне естественно обратиться к этому святому с молитвой о помощи в соответствующей нужде. Но проводить четкое разграничение: один святой помогает лишь в этом, а другой – в чем-то еще, и ни в коем случае нельзя перепутать их «сферы влияния» – неверно. Думаю, это уже близко к язычеству. Любой святой, в силу своей близости к Богу, имеет благодать помогать нам в любых наших нуждах. И неслучайно, что среди величайших святых нашей Церкви нет такого разделения: нигде не написано, в чем помогает Иоанн Златоуст или Василий Великий, например; с чем нужно обращаться к Григорию Нисскому, а с чем – к Максиму Исповеднику. Думаю, достаточно характерная черта.

– А если человек молится, а в этот момент его кто-то прерывает с просьбой о помощи? Что важнее: помочь человеку или продолжить молитву?

– Если человек приходит за помощью, просит о какой-то необходимости, думаю, здесь лучше прервать молитву и помочь человеку. Потому что, например, «Учительное известие» – свод правил, как священнику вести себя на Божественной литургии, – предписывает: если идет литургия, и вдруг кто-то приходит и просит причастить умирающего, то необходимо прервать литургию и пойти причащать умирающего. Конечно, если это происходит до евхаристического канона. Если же человек с такой просьбой пришел в момент евхаристического канона, то его нужно закончить и сразу же идти. Этот канон длится минут десять. Поэтому здесь это ожидание, скорее всего, уже роли не сыграет.

– Некоторые невоцерковленные люди молятся только по настроению. Что им можно посоветовать?

– Дело в том, что молитва все-таки (имею в виду молитву правильную, совершенную) это свойство нового человека. Разумеется, человеку ветхому, колеблемому страстями, молиться трудно и весьма нелегко заставить себя собраться. Тем не менее, это необходимо. Нужно понуждать себя к молитве. Если мы понимаем необходимость молитвы, то должны потрудиться.

– Отец Димитрий, а должны ли молитвы приносить удовлетворение?

– Мы молимся не для того, чтобы почувствовать себя лучше или ощутить какое-то удовольствие от общения с Богом, а чтобы Господь изменил нас: претворил из ветхого человека в нового. Мы должны от Бога ждать помощи в нашей борьбе с грехом, но не чувственных удовольствий, чудотворений или чего-то подобного.

Искать наслаждения в молитве строго запрещается всеми отцами Церкви, всеми опытно прошедшими этот духовный путь.

– В Евангелии сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Означает ли это, что душевный мир может быть важнее молитвы?

– Здесь имеется в виду жертва, которую человек приносит Богу, в том числе и жертва словесная – молитва. Мы не можем говорить здесь, что важнее: молитва или внутренний мир. Мы может лишь говорить, что молитва должна быть в мире и возможна только в мире. То есть молитва в немирном состоянии молитвой не является. Поэтому чтобы молиться с пользой, правильно, необходимо иметь мир в своей душе. А для этого нужно примириться с обижающими нас и с теми, кого мы могли обидеть.

– Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за человека, который постоянно грешит смертным грехом, например мужчина и женщина сожительствуют, живя в гражданском браке, неверующие, хотя и крещеные? Не будет ли это им в осуждение, в болезнь, в смерть?

– Святой Николай Кавасила писал о том, что поминовение на проскомидии для тех людей, которые не имеют возможности причаститься за богослужением, сообщает им такую же самую благодать, какую они получили бы причастившись. Поэтому поминовение на проскомидии по его силе можно сравнить с благодатью причастия. Что же касается людей, грешащих смертным грехом, неверующих, но крещеных, можно сказать, что совершая поминовение таких людей, мы просим Бога коснуться их Своей благодатью, и здесь какой будет результат, мы, конечно, не знаем: что же ждет их вследствие этого – болезнь или другое что. Преподобный Иоанн Дамаскин по поводу причастия пишет, что, соединяясь со Христом в таинстве причастия, мы все получаем суд для себя, так как все причастия не достойны. Дальше он цитирует апостола Павла: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 32). Преподобный Иоанн толкует эти слова так: причащаясь в осуждение, мы с вами принимаем суд в этой жизни – посредством болезней, каких-то скорбей, прочих обстоятельств. Приняв этот суд здесь, на земле, и имея через это возможность исправиться, можем избежать суда, который ждет нас после смерти. Поэтому это для нас благо. Желать ближнему блага – хорошо. А значит, поминать наших крещеных близких на проскомидии необходимо. А уж приведет их Господь через это к Себе или нет и если приведет, то каким способом, наверное, лучше в данном вопросе положиться на Самого Бога. Ведь Он лучше знает, каким способом призвать человека к богообщению.

– А как помочь таким людям измениться? Например, поможет ли неусыпаемая Псалтирь?

– Может помочь любая наша молитва, любой наш подвиг. Лишь бы он был совершаем по искренней любви к данным людям. Не из желания прославиться, не из желания подумать о себе, что вот я такой хороший, за других подвиг несу. Если наш подвиг будет растворен самомнением и мыслями о том, что мои действия что-то значат и я могу что-то изменить в судьбе данных людей, то такой подвиг вряд ли принесет какой-то добрый плод. Поскольку сопряжен с одной из самых страшных человеческих страстей – гордостью. А вот если я готов наложить на себя какие-то ограничения ради любви, жалея этих людей и полагаясь больше не на свой подвиг, а на милость Божию, то такое действие, думаю, этим людям поможет.

– А если это заказано в монастыре и молятся монахи?

– Здесь нужно смотреть на то, кто молится. Потому что чем искреннее молитва человека, чем выше его духовный уровень, тем больше будет пользы от такого поминовения. Здесь мы должны говорить не о монахах вообще, а, в частности, о конкретных монахах. Есть люди, живущие свято в миру, есть грешащие в монастырях. Здесь нужно подходить с рассуждением о том, насколько данный человек духовен.

– Есть такое выражение, что у Бога нет не услышанных молитв. Правильно ли так считать?

– Конечно. Потому что Бог видит и знает все. Другой вопрос, что исполнить наши молитвы или нет остается в Его власти. Мы не можем Его принудить или заставить ответить нам. И поэтому любая молитва должна быть в духе молитвы «Отче наш», то есть мы, конечно, просим, но при этом говорим: «Да будет воля Твоя. В Твоей власти исполнить наши прошения или нет, и Ты, видя нам полезное, подашь именно то, что нам нужно, необходимо». А это далеко не всегда совпадает с тем, что нам хочется. Часто ребенок может попросить у родителей то, что ему хочется, но не полезно, например съесть за один вечер два килограмма конфет. И родители будут совершенно правы, если не дадут ему это, и обижаться на это не стоит.

– Как понимать слова из Пасхального канона: «Пасху празднуем веселыми ногами»? Правда ли, что у христиан до IV века были ритуальные танцы?

– Здесь ссылка на ветхозаветные события, когда народ израильский перешел через Красное море из египетского рабства в состояние свободы. Именно об этом переходе повествует святой Иоанн Дамаскин в своем каноне. А что касается того, были ли у христиан до IV века ритуальные танцы, то мы не можем говорить о том, что они были везде или их не было нигде. Я, например, не могу представить апостола Петра, отплясывающего на сцене. Знаю, у некоторых христианских народов есть ритуальные танцы, но, думаю, что это – скидка на их национальный менталитет. Ведь во Христе нет эллина, или иудея, или кого-то еще. Посему христианское совершенство таких вещей не принимает. Допустить этакое снисхождение к данной этнической немощи какого-то народа, в определенной мере, наверное, и возможно, однако идеал лежит совсем в другом образе богослужения. В нем сочетаются все же спокойствие, внутренний мир и тишина, которые не связаны ни с танцами, ни с другими подобными вещами. Но это уже относится к наднациональному признаку. Потому спокойное богослужение характерно и для северных стран, и для южных, независимо от того, какой у кого темперамент. Проявление темперамента – это свидетельство еще и того, что человек пока не во Христе.

– Зачем в Православии столько обрядов?

– Православная Церковь заботится о внимании человека, чтобы оно во время молитвы было направлено к Богу. Для людей совершенных, научившихся правильно молиться, овладевших высшей формой молитвы, все эти обряды не нужны. Знаем из аскетической литературы о том, что подвижники благочестия практически все время посвящали молитве Иисусовой, то есть короткой молитве. Все многочисленные обряды и другие песнопения ими практически не использовались. Почему? Потому что их ум привык сосредотачиваться на молитве и быть всегда обращенным к Богу. Нам же, немощным, держать внимание на таких молитвах, молитвенных фразах очень и очень трудно. Поэтому в помощь нам Церковь дает другие молитвы, более легкие, более образные, которые обилием образов помогают нам удерживать наше внимание. Многочисленность церковных обрядов направлена именно на это, ведь они удерживают ум от блужданий и направляют его туда, куда нужно.

– Нужно ли молиться о том, чтобы Господь открыл человеку мотивы его поступков по отношению к Богу и ближним с целью узнать, эгоистичны они или нет?

– Конечно, необходимо постараться увидеть в себе, чем продиктованы мои мысли, намерения, поступки и т.д. Эгоистичны намерения или духовны. Но поскольку заведомо можно сказать, что полностью духовными они не будут, значит, молиться об этом надо. Так мы и поступаем, прося у Бога: «Даруй мне зрети моя прегрешения». И это касается всего, в том числе и мотивации.

– Апостол Павел говорил, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Именно через веру мы что-то получаем от Бога. Как в молитве не перепутать веру с надеждой?

– Если мы надеемся, что Бог нас слышит и что Господь может ответить на наши молитвы, это есть вера. Потому что в христианском понимании вера – не просто понимание, что Бог существует, а в первую очередь доверие. Потому что если я верю, что Бог есть, и на этом моя вера заканчивается, то, наверное, это не вера в христианском понимании, ибо бесы тоже веруют, что Бог есть, но реагируют на Него совсем по-другому. А вот если я верю Промыслу Божиему, доверяю Богу, если понимаю, что Бог заботится о моей жизни, желает моего спасения, и если строю свои поступки в соответствии со своей верой, то это будет подлинная вера. Здесь она уже не разделима ни с надеждой на то, что Господь меня слышит, знает, помнит и т.д., ни с любовью к Богу, к ближнему.

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Веруй: что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет… Ты имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самих словах, коими означается этот предмет, по милости и всемогуществу Бога, ибо само слово, название во мгновение у Господа может быть делом – и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру». Как нам научиться так веровать, но только при этом не перейти тонкую грань между верой и самовнушением?

– И Господь нам говорил: «Все, что ни попросите в молитве с верой, будет вам» Апостол Иаков эти слова комментирует: просите и не получаете, значит, неполезного просите. Если я буду просить у Бога того, что заповедовал Господь: спасения, исцеления от греха, помощи Божией в борьбе с грехом и тому подобного – я это от Господа получу. Но если я буду просить, к примеру, дворец на Канарах, миллион рублей в месяц дохода и тому подобные вещи, то, наверное, Господь мне этого не пошлет – по той простой причине, что мне это не полезно. То же самое касается каких-то даров, например дара чудотворения. Представьте себе, что каждому жителю города сейчас будет дан дар чудотворения. Такие чудеса начнутся в городе, что лучше этого все-таки не допускать. Конечно, нам нужно понимать, что следует просить у Бога. Господь по Своей милости готов даровать нам все блага в изобилии, но как премудрый Отец, Врач, Он видит, что человеку полезно, а что нет. Поэтому посылает нам только то, что необходимо, полезно для нашего спасения.

Тим Чаллис

Прочитав много книг, я пришёл к выводу, что прочтение книги целиком зачастую вознаграждается одним основательным и глубоким утверждением. В книге, состоящей из многих тысяч слов, лишь одно предложение способно повлиять на нас. Я помню одно такое предложение в книге, которую я читал в начале своего христианского пути, книга была о святости. Я не помню всё содержание книги и забыл даже её название. Но я точно помню одну строчку, которая содержала основную мысль всей книги: характер – это то, кто вы есть, пока никто на вас не смотрит. Автор хотел сказать, что вы становитесь самими собой тогда, когда рядом никого нет, когда вы свободны от зорких глаз родителей, детей, жены, ваших друзей или вашего пастора. Когда вы вольны поступать, как хотите, говорить, что пожелаете, смотреть, куда захотите и, возможно, уйти с этим – вот кто вы есть на самом деле. Это простое предложение оказало на меня сильнейшее влияние и продолжает влиять по сей день. Ради него стоило прочитать всю книгу.

Стараясь быть тем, кто «бежит, чтобы получить награду», мы должны иметь в виду множество контекстов, когда наше поведение известно и видно всем. Однако нам также необходимо обратить внимание на ситуации, когда мы находимся вдали от посторонних глаз. Одна из таковых ситуаций, в которой мы оказываемся (или не оказываемся), когда никто нас не видит, это время личного поклонения Богу и общения с Ним. Братья, если вы хотите получить награду, личное уединённое общение с Богом вам крайне необходимо.

Когда никто меня не видит

Кто вы, когда никого нет рядом? Насколько вы отличаетесь от человека, на которого смотрят? Многие борются с искушением приобрести репутацию за счёт своего присутствия на совместном поклонении и участия в нем, в то время как остаются абсолютно неспособными поклоняться Богу наедине с Ним. Когда они находятся в церкви, они стоят на видном месте, громко поют, внимательно слушают, щедро жертвуют. Это хорошо и правильно. Однако с понедельника по субботу они могут лишь изредка открыть Библию и закрыть глаза для молитвы. На людях они сильные и посвящённые, наедине с собой они слабые и отстранённые. Можно ли сказать подобное и о вас?

Хотя Писание и рекомендует совместное поклонение и требует верности в посещении церкви и участии в ее жизни, оно также придаёт огромное значение личным отношениям с Богом. С первых страниц и до последних мы встречаем Божьих людей, для которых общение с Богом являлось неотъемлемой частью их повседневной личной жизни. Адам и Ева ходили и разговаривали с Богом в саду; Исаак выходил в поля, чтобы в тишине размышлять; Давид просыпался рано, чтобы размышлять о законе Божьем и воздавать Ему хвалу; даже Иисус Христос стремился выкроить уединенное время для общения со Своим Отцом. Кем были эти люди, когда никто их не видел? Теми же, кем они были на людях: поклонниками. Их публичная репутация благочестивых людей коренилась в личном общении с Богом.

Настоящие отношения

Через познание Спасителя Иисуса Христа нам даровано прощение грехов и обещание вечной жизни. Но удивительно, что Бог дал нам нечто большее. Он дал нам Себя для созидания отношений с живым Богом. Что справедливо для любых отношений, то работает и здесь – для здоровых отношений необходимо общение.

Несколько лет назад я прочитал историю об одной женщине, которая пришла к выводу, что достаточно натерпелась от мужа. Она решила отомстить ему безразличным молчанием, и в течение нескольких лет не промолвила ни слова в его присутствии. Очевидно, что это разрушительно повлияло на их брак. Невозможно поддерживать отношения, особенно такие близкие, которые должны быть у мужа и жены, без общения. Именно общение способствует началу отношений и их укреплению. Искренние, здоровые отношения зависят от умения слушать и говорить. Фактически, здоровье отношений между двумя людьми определяется готовностью слушать и говорить, делать это часто и не поверхностно. Самыми здоровыми можно назвать такие отношения, при которых человек часто, свободно и открыто говорит, а другой внимательно его слушает.

А как насчет ваших отношений с Богом? Одна из величайших радостей христианства в том, что вы вступили в настоящие отношения с Богом. Наш Господь – это не просто какое-то неизученное понятие или неизведанная сила или неисследованный объект. Бог – это существо, достойное познания, это три Личности, вместе являющиеся Богом. Этот Бог, вечно существующий в совершенных взаимоотношениях Отца, Сына и Святого Духа, посредством спасения пригласил вас вступить в этот союз, чтобы познать Его и быть познанным Отцом, Сыном и Святым Духом. Вы можете говорить и быть уверены, что Бог услышит; вы можете слушать с уверенностью, что Бог будет говорить. Вы можете изливать Ему своё сердце так же, как Он изливает Своё сердце вам. Какая радость! Какая привилегия! Пользуетесь ли вы этой привилегией?

Сегодня Бог говорит через Библию. Слова Библии – Слова Божьи, сила Библии – сила Божья, послание Библии – послание Божье. Каждое слово в Писании богодухновенно и безошибочно, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Невозможно стать зрелым христианином без слушания Божьих слов, оставленных в Библии. Невозможно хорошо бежать без инструкции.

Мы общаемся с Богом посредством молитвы. Наши слова не просто поднимаются к бездонным небесам, но достигают Божьего уха, согревают Божье сердце и соответствуют Его воле. Божий мудрый план состоит в том, что наши молитвы могут влиять на Его действия, как Он обещал: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Библия не знает ничего о христианах, которые не молятся или не хотят молиться. Невозможно успешно выполнять забег, не рассказывая Ему, как вы бежите, не признаваясь, что спотыкаетесь, не умоляя дать силы бежать дальше.

В нормальных отношениях перемежается слушание и речь, то же самое справедливо в общении с Богом. Прочитав Слово Божье, вы отвечаете Ему в молитве – молитве покаяния, когда обнаруживаете грех, молитве благодарности, когда наблюдаете проявления Его милости, молитве прошения, когда осознаёте свою величайшую нужду в Его благодати. И когда вы молитесь, Господь часто приводит на память тексты Писания и углубляет таким образом их понимание. Как в общении с друзьями необходимо взаимодействие, взаимный обмен информацией и идеями, то же самое важно в общении с Богом. Со временем и по мере развития ваших отношений вы поймёте, что Господь не только ваш Отец и Творец, но также Друг.

Братья, ваша церковь, ваша жена и дети нуждаются не просто в человеке, который дежурно отмечается по воскресеньям. Им нужен человек, который действительно знает Бога. Им нужен человек, который каждый день уделяет время для встречи с Господом и Его Словом. А чего ожидают от вас семья и церковь, того же ожидает Бог. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иер. 9:23).

Действуйте!

Время пришло! Бегите, чтобы получить награду! Если вы не знаете, как проводить ежедневные встречи с Богом, вот несколько способов начать:

Примите решение сделать время общения с Богом приоритетным в своей жизни. Если это важно, вы найдёте для этого время. Примите решение, что наилучшее для вас – встреча с Богом – опередит другие хорошие вещи.

Планируйте. Определите время, когда состоится ваша ежедневная встреча с Богом и место, где это будет происходить. Другими словами, то, что не планируется, никогда не осуществляется.

Найдите план чтения Библии. В интернете таковых десятки, возможно сотни. Так как вы желаете понять всю волю Божью, я рекомендую вам найти план чтения Библии целиком, книга за книгой.

Организуйте молитвенную жизнь. Зачастую причина нашего непостоянства и непоследовательности в молитве в том, что мы просто не способны вспомнить, о чём нам нужно молиться. Для меня приложение PrayerMate оказалось очень полезным, чтобы запомнить, о чём мне нужно молиться ежедневно.

Начните с малого. В период становления времени для общения с Богом, лучше начать с малого, и проявить постоянство, чем изредка отвлекаться на глобальные проекты. Если вы никогда прежде не читали Библию ежедневно, не начинайте с прочтения пяти глав в день! Если вы никогда не молились постоянно, не пытайтесь начинать с длинной часовой молитвы. По Божьей милости впоследствии вы сможете добиться чтения текстов большего объёма и больше времени уделять молитве. Но начинать нужно с выработки привычки общения с Богом, и затем вы сможете работать над закреплением этой привычки.

Не опускайте руки. Не расстраивайтесь, если вы пропустили один день или даже неделю. Вернитесь к началу и вырабатывайте привычку. То, что поначалу кажется трудным для запоминания, впоследствии станет естественным, как дыхание.

Бегите, чтобы получить награду!

Миллионы разных вещей готовы забрать ваше время и внимание, и в большинстве своём это неплохие вещи. Но нет ничего важнее ваших отношений с Богом. Я верю, что вы посещаете поместную церковь и посвящаете время еженедельному совместному поклонению. Но, надеюсь, поклонение Богу в вашей жизни не сводится лишь к посещению богослужений, где вы слышите Божье Слово и молитесь Ему. Господь предоставляет вам уникальную возможность личных отношений с Ним. Он зовёт вас слушать Его слова и обещает услышать каждое ваше слово, когда вы воззовёте к Нему. Почему вы отказываетесь от этой привилегии? Если вы хотите получить награду за свой забег, вам необходимо личное общение с Богом.

Многие привыкли, что для Бога у нас отведено определенное время и место: воскресное утро в храме, время молитвы перед иконами дома, минуты чтения душеполезной литературы или размышлений о Господе. Но правильно ли полагать границы духовной составляющей своей жизни? Как освятить свой быт в его повседневности, который включает и работу, и уборку, и поход за покупками, и отдых? Публикуемая беседа с архимандритом Андреем (Конаносом) посвящена раскрытию темы присутствия Божия в обыденной жизни человека.

Наша повседневность не мешает нам чувствовать Господа, достаточно иметь только чистую и спокойную совесть, спокойствие в сердце, достаточно иметь благословение Христа в повседневной жизни. Вот ты порядочный человек, порядочная мать, которая работает на дому или в офисе, или на другой работе. Мать, которая каждый день готовит кушать, моет пол, моет посуду, подметает – не обвиненная Богом. Господь создал тебя с удивительной и превосходной целью – познать Христа, Который любит всех великих святых, и Он хочет, чтобы и ты полюбил(а) Его. Господь, Который проходит через закрытые двери, не испытывает никаких трудностей, чтобы найти тебя там, где ты находишься, – на кухне, во время стирки, вязания, уборки квартиры, похода за покупками, и здесь находится Христос, среди нас, в нашей повседневной жизни.

Родители своих детей, работающие почтенно и искренно, ожидая чего-то лучшего, но не зная чего именно, хотят почувствовать что-то хорошее и подсознательно ищут Христа, Который удовлетворяет все благородные желания честного человека. Эти люди тоже могут почувствовать Христа, и это нечто уникальное, что делает нашу жизнь значимой. Эта жизнь ценна, когда мы хоть немного почувствуем Христа, узнаем Его и ощутим Его.

Архимандрит Софроний (Сахаров) был учеником св. Силуана Афонского, его агиограф говорит, что когда он был в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, его духовник сказал ему, чтобы он выучил греческий язык, чтобы отвечать на письма греческого правительства, грекам, которые писали в монастырь, потому что там все говорили по-русски. Отец Софроний очень любил молиться, чувствовал Господа, ощущал Его и сказал своему духовнику:

– Батюшка, если необходимо выучить греческий язык, я должен иметь словари, чтобы читать, чтобы изучать грамматику, но это отнимает время, и я боюсь, что у меня не останется времени для молитвы, я потеряю Христа из-за того, что вы простите меня сделать. Если это возможно, могу ли я этого избежать?

– Нет, дитя мое, – ответил его духовник, – ты сделаешь то, что я говорю. Ты выучишь греческий язык и увидишь, что если ты сделаешь это со смирением, любовью, послушанием и доверием, как говорит св. ап. Павел, – как будто, ты делаешь это для Господа, как будто ты делаешь это для Самого Христа, тогда почувствуешь Христа в том, что ты делаешь.

Архимандрит Софроний проявил послушание и перестал читать книги «Добротолюбия», постоянно молиться с четками, как до сих пор он это делал. И он стал читать книги по изучению греческого языка, учить глаголы, делать упражнения по синтаксису, по грамматике. И хотя он думал, что не почувствует Христа и что потеряет то драгоценное чувство, которое имел в своей душе, случилось обратное – его душа наполнилась еще большей любовью к Христу, и он очень явственно почувствовал Господа рядом с собой.

Таким образом, повседневность не является препятствием для того, чтобы Христос мог войти в твою жизнь. Не является препятствием то, что ты ученик, студент, рабочий, служащий, работаешь в супермаркете или в любом другом месте, даже если у тебя есть внешние раздражители. Ничего тебе не мешает – звуки, шум, автомобили, движение. Однако в твоей душе есть таинственное пространство, очень тихое, совсем бесшумное, куда не может долететь ни один звук из этого мира, только сильный ветер Утешителя, Духа Святого, этот голос Святого Духа, который можно услышать даже в очень шумных Афинах, – в твоей душе есть пространство, которое предназначено только для Христа, и если Христос увидит, что ты готов, скромен, почтенно трудишься, Он придет и найдет тебя. Даже если ты не делаешь чисто духовных вещей – это очень большое заблуждение, которое определенно царит в нашей христианской жизни, думать, что наш Господь близок к нам только в духовных вопросах. Говоря другими словами, два часа на воскресной Литургии или один час, когда все мы в храме, несколько минут во время утренних и вечерних молитв, минуты чтения чего-то духовного, – и этим все заканчивается. Это ошибка. Бог присутствует в нашей жизни не только в строго определенное время. Что значит духовная жизнь? Это жизнь, которая наполняется благодатью Святого Духа. Означает ли это, что Святой Дух делает благодатной жизнь человека только в редкие моменты? Нет.

Ты разделил свою жизнь на части и говоришь:

– Эта часть принадлежит Богу. Эта часть – работе, эта часть – еде, эта часть – сну, а вот эта часть – уборке в квартире.

Это напоминает мне ребенка, который играл в школьном дворе, и иногда говорил непристойные слова. Я сказал ему:

– Послушай себя! То, что ты говоришь, является неформальной лексикой.

– А-а-а, батюшка, – ответил он, – сейчас мы не на уроке вероучения! Сейчас мы играем!

Я возразил ему:

– Ты ошибаешься.

Это ошибка, если ты не веришь, что Христос может войти туда, где ты занимаешься спортом или где ты играешь со своими друзьями, или туда, где ты работаешь. Он везде, где ты находишься, – в спальне, на кухне… Можешь ли ты представить себе Господа, Который будет отсутствовать хоть даже мгновение твоей жизни? Неужели ты веришь в Христа, Который не входит в твою жизнь в ее повседневности? Туда, где ты находишься со своими детьми, со своим мужем, вне зависимости от того, что ты делаешь. Получается, ты разделил свою жизнь на хорошие и плохие периоды, на достойное и недостойное время? Христос всегда должен отсутствовать, если ты делаешь что-то греховное, и ты всегда должен избегать грешить, но если то, что ты делаешь, не является плохим и греховным, тогда неправильно отдалять Господа от этих моментов жизни.

Мы отстранили Христа от своей жизни, мы считаем, что о духовных вещах можно говорить только тогда, когда мы говорим по богословским вопросам. Но духовно может говорить какой-либо духовник, ничего о Боге и не говоря, а говоря о других вещах, и во всех его словах, его шутках ощущается присутствие Христа. Поразительно то, что старцы и святые, которые жили в прошлом веке – старец Порфирий, старец Иаков, старец Паисий, – не говорили все время только о Господе, они удивительно шутили, говорили на темы связанные с повседневностью, с историей, с актуальными новостями, и при всем этом ощущалось присутствие Господа, Христа. Это такое величие – Господь входит в нашу повседневную жизнь.

Все становится духовным и святым в свете благодати Святого Духа. Дух Святой наполняет всю Вселенную, все имеет свое бытие и существует, потому что Святой Дух живо его орошает благодатью и поддерживает, даже игры ребенка. Когда играет ребенок, Бог защищает его, и это движение ребенка не только игра, но и духовное движение, в этом тоже благодать Святого Духа. Молитва – это прямая связь с Богом, и что бы ты ни делал, можешь иметь в себе Божью благодать. Когда ты ведешь машину, разве ты не живешь духовной жизнью? Живешь, потому что ты это делаешь со страхом Божиим, – не только чтобы принести деньги в свой дом. Это ли не любовь, это ли не смирение? Разумеется, это и то и другое. А где есть смирение, не привлекается ли Божья благодать? Все это связано с благодатью и освящено.

Мы должны перестать свою жизнь делить на части, говоря: «Сейчас я принадлежу Христу, а позже буду принадлижать мирской жизни». Это ошибка. Некоторые люди возвращаются из церкви, снимают с себя праздничную одежду, одевают повседневную, моют машину, начинают жить другой жизнью и думать, что так как Св. Литургия закончилась, то можно материться, произносить грязные шутки, говорить без благоговения и уважения с другими. Раз я не в храме, то можно позволить себе больше! Тем не менее, и твой дом, и твой автомобиль, и твоя комната могут стать храмом. Пусть наша жизнь не напоминает рынок, где продается куча всевозможных вещей, и лишь где-то в закоулке сидит женщина, которая продает ладан. Среди всех этих вещей есть кто-то, кто продает немного ладана. Так мы думаем и о нашей жизни, так мы думаем и о Церкви. Будто церковь можно поставить в каком-нибудь закоулке в нашей жизни посреди мирского хаоса и отыскать ее там при необходимости. Нет. Церковь во всем, она то, что орошает благодатью все мои личностные проявления, все мои дела, политику, историю, искусство… Во всем может вместиться Христос.

Можно видеть Христа, читая грамматику, как это делал о. Софроний, а кто-то может почувствовать Христа в своем огороде, копая землю. Тогда душа человека смиряется и помнит, что он взят из праха земного, и в этом прахе он видит творческое дыхание, которое Бог вложил в него, и каждая вещь может увести или привести к Богу. То есть если ты искренен, то все, что тебя окружает, может возвести к Богу. Но только если человек имеет искреннее желание, подлинное стремление, настоящий поиск Бога, тогда Христос придет и найдет его, что бы он ни делал. Христос найдет тебя. Разве ты не веришь во Христа? Если у тебя нет веры, но есть небольшое благорасположение, попроси Его, чтобы Он пришел и нашел тебя. ИОн придет. Ищи Христа, Его присутствия и скажи ему: «Господи, я слышал, что Ты есть, слышал о Тебе, я не могу почувствовать Тебя. Я не верю в Тебя, но я хочу, чтобы Ты нашел меня. Я этого не могу сделать, но Ты можешь. Ты должен прийти! Как я могу понять Бога, как мой ограниченный разум может постичь бесконечного Бога, как моя душа может чувствовать Христа, Который над всем тем, о чем мы думаем и что делаем».

Он сделал первый шаг. Он возлюбил нас. Теперь нам надо сделать ответный шаг. Ему необходимо найти Свое место в нашей душе. Нам нужно искать жадно, даже искреннее сомнение, возникшее у нас, не должно нам помешать искать Бога, но подвигнуть к еще более активному поиску. Господь – это Личность, Которая избегает людей, научившихся жить с легкостью, с комфортом, склонных искать Бога в своей греховности, но оттуда Бог удаляется.

— Достаточно одного злого помысла, – говорит преп. Силуан, – чтобы прогнать Христа, одна плохая мысль, ревность, ненависть, неприязнь, презрительный взгляд на другого человека, и это уже прогоняет Христа. Но если у тебя есть настоящая искренность и желание видеть Господа, Он найдет тебя, даже если ты ошибешься, даже если потеряешь немного своей веры, то наступит момент, когда Христос найдет тебя.

Когда увидишь Христа, когда приобретешь личный опыт богообщения, когда почувствуешь Его прикосновение к твоему сердцу, как чувствуешь прикосновение человека, то убедишься, что то, что ты испытал, не было ложью. Надо иметь благопроизволение, искренно искать Христа, и тогда ты увидишь Его настолько, насколько хочешь, чтобы Он к тебе приблизился. Я не знаю, каким образом Он найдет каждого человека, но это будет настолько великим событием в жизни, связь с Богом будет настолько сильна, что ничего не сможет нас разобщить.

Если кто-то и скажет тебе, что твой опыт ненастоящий, ты не обратишь внимания на эти слова. Представьте себе двух супругов, которые любят друг друга, и вот приходит кто-то чужой и начинает влагать в их уши слова клеветы друг на друга. Если между супругами есть пламенная любовь, что бы ни говорили другие люди, их слова не касаются сердца. Они воспринимаются как нечто непонятное, чуждое, потому что супруги живут как бы в другом месте, нечто другое проживают – свою любовь, свой эрос, свое счастье, и злые слова людей их не касаются.

Ответь клеветникам так:

— Я вас не понимаю. Не понимаю, о чем вы говорите. Я не могу вас убедить. и даже не хочу этого делать, но если вас не убеждают радость и счастье, написанные на моем лице, я больше ничего не могу сделать. Вы должы сами это понять!

Разумеется, это видение лица Христа, опыт встречи со Христом связан с тем, как мы строим отношения с нашими братьями. То есть мы не можем пройти мимо нашего брата и прийти непосредственно ко Христу. Все зависит от того, каковы наши отношения с людьми – если у тебя хорошие отношения с ближними, и ты любим, дружелюбен, смиренен, снисходителен, не гневаешься, не сердишься, не разговариваешь грубо, то тогда ты реально открываешь путь для Христа, чтобы Он появился в твоей жизни. Поэтому в своих соборных посланиях св. Иоанн Богослов говорит, что человек не может любить Бога и в то же время не любить своего брата, которого видит рядом с собой, не ощущать его, как близкого человека. Бог далек, ты не видишь Его. И как можешь говорить, что имеешь живую веру и любовь к Богу, если не видишь Его, а своего брата, которого видишь, огорчаешь?

Господь говорит нам, что даже вашей молитвы Я не хочу, если нет спокойствия между вами! Иди и помирись. Не можешь Мне приносить дары, хлеб, свечи, елей в церковь, не подружившись со своим ближним. Если в состоянии вражды хочешь почувствовать Христа, ничего не получится. Бога нельзя купить, за опыт встречи со Христом нельзя заплатить. Господь предпочитает, чтобы мы полюбили друг друга, а затем Он принимает наше служение и является в нашей душе. Поэтому много раз Бог встречается нам в лице обычных людей. Иногда мы видим своего ближнего и в нем чувствуем Христа, через своего ближнего находим ответ, который дает Христос, находим само присутствие Христа.

Вы знаете случай, когда некая женщина сказала: «Господи, приди, найди меня!»

Пришли к ней три гостя – три бедных человека, и она закрыла перед ними дверь. А Господь сказал: «Я там был. Я был в этом бедном человеке. И ты закрыла передо Мной дверь».

А вечером женщина сказала: «Христос не пришел, а обещал, что придет, чтобы найти меня!»

Господь является в лице людей, которые находятся рядом с тобой. Ты не можешь полюбить своего ближнего, а хочешь почувствовать Христа? Это очень трудно сделать. Поэтому св. Силуан, удивительный святой, очень любимый многими христианами, говорит, что любовь к врагам – это то, что дает почувствовать Христа. Люби своего врага, и все! Если любишь своего врага, то обязательно увидишь Христа! Самое совершенное – это не иметь врагов. Если мы хорошо подумаем, то увидим, что не существует врага. Единственные враги – это дьявол и наше эгоистичное «я». Никто нам не враг. Бог позволяет разным людям приходить в нашу жизнь, беспокоить нас, чтобы помочь нам понять, что они не виноваты, а виноваты мы. Это мы злые, и мы задумываем месть, начинаем ненавидеть, завидовать. А ведь плохих людей нет.

Итак, когда научишься любить своего брата, то и почувствуешь Христа, и это очень прекрасно и хорошо. Многие люди чувствуют Христа, но особенно те, кто испытывает боль. Те, кто испытал огромную, сильную боль. Боль – это когда у тебя болит зуб, когда у тебя болит голова, когда у тебя от боли голова кружится, когда ты страдаешь от бессонницы, когда ты не можешь уснуть, когда у тебя обнаружили какую-то болезнь, когда ты страдаешь болезнью почек, когда тебе регулярно делают уколы, когда ты часто ходишь в больницу. Боль – это химиотерапия, лучевая терапия, трудная беременность, когда женщина в течение нескольких месяцев остается прикованной к постели и почти неподвижной. Боль – это паралич… если мы все это смирено примем. Все испытывают боль, нет человека, который бы не чувствовал боли, но не все видят Христа, потому что боль не дает плода. Если не примешь этот дар Божий со смирением, он будет бесплоден. Если ты испытываешь боль, но ворчишь и говоришь: «Почему я должен это терпеть?!», – не сможешь увидеть Христа.

Никто не сказал, что все, кто испытывают боль, спасутся, но те, кто испытывают боль со смирением, как подобает отвечать Господу на его дары, только такие люди через боль увидят Бога. Боль дает знание, божественное просветление и божественный опыт. Много раз Сам Господь, Пресвятая Богородица и Ангелы являлись людям, которые испытали боль, которых оклеветали, которые лежли в больницах, в реанимации, таким людям во время боли являлись святые и Сам Господь. Ибо Он видит, что ты беспомощен, безутешен, и приходит тебя утешить Тот, Кто является Утешителем. Утешитель – это не только Святой Дух, Утешитель – это Господь Иисус Христос и Бог Отец, вся Троица – это Утешитель, и Он утешает нас. Один человек в своей агонии боли увидел своего духовника, который преобразился и стал как Христос. Об этом пишет св. Силуан, это произошло на Святой горе Афон – он увидел своего духовника, который стал Христом, а другой человек увидел священника во время Литургии, который уже не выглядел как батюшка, но как Христос. Эти два примера более естественные, то есть увидев чудо, узрев Христа во время Литургии, можно сказать: «Ну да, я понятно». Но вот увидеть Христа в отделении интенсивной терапии, в больнице, где все тебя бросили и ты сейчас один в больничной палате, –это впечатляющее чудо, это парадокс, которого не ждешь, это удивительно и очень утешительно.

Одна монахиня реально увидела Христа в Св. Причастии, то есть почувствовала Христа, и старец Паисий сказал о ней: «Она определенно скрывает какую-то боль».

Он вызвал ее и прямо сказал ей: «Расскажи мне о себе!»

Она рассказала ему о некоторых своих проблемах, которые были у нее дома с родителями, причинявшими ей боль. Но она не огрызалась им, никого не обвиняла, проявляла огромное терпение днем и ночью, и лишь спустя годы ее родители умерли. Старец Паисий сказал: «Теперь я понял. Потому она и почувствовала Христа, что согласилась испытывать боль. Она переносила боль без протеста. Боль дает Божие знание».

Сейчас мы теоретизируем. Но Господь и через слова людей может сделать плавную перемену в нас. Человек только начнет подозревать, что что-то происходит у него внутри. Я даю тебе маленький намек, приоткрываю тайну чудес и присутствия Христа. А ищет тебя Он, чтобы ты увидел, чтобы ты насытился, чтобы ты употребил не то малое, что дают чьи-то слова, а изобилие, бесконечность, которые дает тебе Христос. Приближение к Христу происходит внезапно, там, где не ожидаешь. Нельзя поставить границы для Бога и сказать: «Сейчас я хочу это сделать и почувствую Тебя, хочу, чтобы Ты пришел, хочу, чтобы Ты явился мне!»

Нет. Господь является неожиданно, не существует способа, тактики, метода, что вот ты достигнешь пяти уровней, и Он явится тебе. Как учат философские и парарелигиозные движения – йога, буддизм, где существуют разные уровни – первый, второй и т.д., а на пятом уровне ты достигаешь своего просветления. В Церкви нет ничего подобного. Божию благодать нельзя поставить в определенные рамки, Христа нельзя ограничить каким-либо пределом, Он приходит внезапно, как говорит преп. Исаак Сирин. Ничего не предопределено, нельзя предсказать появление Бога. Где не ожидаешь, там и приходит Христос, когда начинаешь отчаиваться, Господь неожиданно является и удивляет тебя. Вспоминаю, что на Святой Горе какой-то подвижник сказал мне:

– Особенно в последние три года я потерял чувство Бога, не чувствую Христа. Раньше я чувствовал Его. Как Он внезапно явился мне, так внезапно Господь решил бросить меня. Почему? Чтобы научить Его любить, не позволяя мне почувствовать Его присутствие, любить Его с верой, просто верить. Хотя я подвизаюсь, но не чувствую многие вещи, с высохшей душой, которая похожа на пустыню, на Сахару, которая находится здесь, где я живу, на Святой Горе Афон. Я подвизаюсь, но не имею ни одной слезинки, молюсь и чувствую, что Господь не дает того, что давал мне, но Он Бог, я не могу поставить Бога в свои рамки. Если захочет и когда захочет, Он придет. Спустя время снова вернется этот дар Божий, но я вел ту же борьбу – Господь знает, что чувствует каждый человек.

Кто-то соблюдает строгий пост и ничего не чувствует, другой может есть скоромную пищу и хвалить Бога, пить и спать, и Бог дает ему откровенную любовь. Св. Дух дует куда хочет, Святой Дух, благодать Христова и присутствие Его бывает там, где Он Сам захочет.

Когда мы почувствуем Бога, то поймем Его и не будем спрашивать, есть ли Христос, потому что мы лично Его почувствуем и уже не будем задаваться вопросом: «Действительно ли Он существует?»

Никто не спрашивает о своей матери: «Существует ли моя мама? Это ли моя мать? Действительно ли она моя мама?» Человек это чувствует, имеет внутреннюю убежденность в себе, чувствует при прикосновении, что это мать. Это его отец, его братья, его дом. Когда Христос станет нашим домом, станет нашим пространством, нашим Другом, нашим Господом и Богом, тогда недоумения исчезнут, и на их место придет огромное удивление. Наступит бесконечное славословие, мы почувствуем Господа и обрадуемся, что в большом городе, среди суматохи, среди автомобилей, среди работы, среди нашей повседневной жизни мы проживаем вечное, абсолютное, совершенное, превосходное, и тогда мы поймем, почему Бог привел нас в этот мир – именно для того, чтобы мы познали и полюбили Его. Нет никакой другой причины, чтобы жить 90-100 лет в этом мире, все другие причины являются вспомогательными способами, чтобы привести нас к этой конечной цели. Если хотите убедиться в истинности того, о чем я говорю, посмотрите, как долго продолжается все то, что мы выбираем своей целью? В какой-то момент все заканчивается. Но только Христос и Его любовь никогда не заканчиваются, потому что Он является Целью, Абсолютным Благом, Совершенным Даром. Пусть Бог даст нам этот Дар, давайте протянем руки, чтобы получить этот Дар, и пусть наши руки будут настолько чистыми и настолько пустыми, чтобы этот Дар мог их заполнить, и мы могли правильно удержать Его, почтить Его и отдать миру, всем людям, с любовью. Пресвятая Богородица сказала старцу Партению в видении, что стать монахом означает освятить себя ради всего мира, стать святым. Что означает святой? – Посвященный Христу. Что бы ты ни делал, чувствовать Христа для твоего бесконечного счастья и благословения всему миру. Когда ты свят, когда ты чувствуешь Христа, ты помогаешь себе, но также ты являешься великим благословением миру, большим даром на земле, помогаешь всем невидимым и видимым образом, делая то, что Бог призывает тебя делать в своей жизни…

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *