С богословка

В прошлом Русский Север украшали многочисленные деревянные церкви. В наши дни от них остались крупицы. Уходят в прошлое огромные северные дома и хозяйственные постройки. Как их сохранить? Ведь дерево — материал недолговечный: оно горит, гниет, разрушается с течением времени.

Можно перевезти эти строения в музеи деревянного зодчества. При этом разрывается связь памятника с окружающим ландшафтом, в котором он создавался и существовал на протяжении веков. Однако подчас это единственный шанс сохранить его. Возможно, если бы в свое время Успенская церковь в Кондопоге или Покровско-Власьевская церковь Лядинского погоста были бы перевезены в подобный музей, они не погибли бы в огне. Но что делать, если памятника уже нет, он безвозвратно утерян? Тогда единственной возможностью остается его воссоздание. Пускай это будет новодел, но благодаря обмерам, сделанными опытными архитекторами-реставраторами, — максимально точная копия.

***

Одно из таких мест, где можно увидеть воссозданные шедевры деревянного зодчества — строящийся этнопарк «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, который нередко называют Петербургскими Кижами.

Покровский погост в усадьбе «Богословка»

Усадьба «Богословка» родилась не на пустом месте. В XVII веке эта живописная местность в излучине Невы принадлежала Швеции и называлась Wallitula krog — «Валитовский трактир». В 1747 году императрица Елизавета Петровна подарила её своему духовнику — протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому (1691-1769), человеку высокообразованному и имевшему большое влияние при дворе. Он также был духовником Екатерины Алексеевны — будущей императрицы Екатерины II, помогал ей в те нелегкие времена, когда она впала в немилость при дворе. Его сын, Михаил Федорович Дубянский (1733-1776), принимал активное участие в дворцовом перевороте 1762 года, после которого Петр III был отстранен от власти и на престол взошла Екатерина.

Фёдор Яковлевич Дубянский. Портрет работы Алексея Антропова, 1761 год

Федор Яковлевич построил здесь небольшую мызу и разбил парк. В конце XVIII века её стали называть Богославская, или Богословская. На Семитопографической карте окружности С.Петербурга и Карельского перешейка 1810 года она обозначена как «мыза Богуславская», а на карте Санкт-Петербургской губернии Ф.Ф.Шуберта 1834 года — «дача Дубянского». В 1828-1831 годах, когда усадьбой владел Александр Михайлович Дубянский, недалеко от впадения речки Чёрной в Неву по проекту академика Викентия Ивановича Беретти (1781-1842) был построен усадебный дом в стиле «деревянного ампира». Его отличительной особенностью были резные детали отделки.

Усадебный дом Зиновьевых с парадной лестницей и гротом, фотография 1910 года

В 1843 году наследником усадьбы становится правнук Ф.Я.Дубянского, генерал-адьютант Николай Васильевич Зиновьев (1801-1882) — сын Варвары Михайловны Дубянской (1763-1803) и сенатора Василия Николаевича Зиновьева (1755-1827). Перед усадебным домом на обращенном в сторону Невы склоне была построена лестница с мраморными бюстами.

Николай Васильевич Зиновьев. Неизвестный художник,1829 год

Последним владельцем усадьбы стал племянник Н.В.Зиновьева, статский советник Степан Степанович Зиновьев (1838-1918). При нем часть имения сдавалась в аренду дачникам, а другая, благодаря налаженному хозяйству, приносила немалый доход.

После Октябрьской революции усадьба Зиновьевых, занимавшая к тому времени около 1000 десятин, была национализирована. В доме Зиновьевых разместилось общежитие совхоза. В 1932 году усадебный парк был переименован в Невский лесопарк. В годы Великой Отечественной войны он оказался в зоне сплошного артобстрела и сильно пострадал, погибло около 90% деревьев. После войны парк был восстановлен, но в 1990-е годы пришел в запустение. От роскошного усадебного дома до нашего времени дошли остатки фундамента, а от парка сохранились лишь старинные аллеи и пруды на Чёрной речке.

В 1995 году «Ансамбль усадьбы Зиновьевых» был включен в Перечень историко-культурных объектов Федерального значения. Было принято решение создать здесь этнопарк утраченных памятников деревянного зодчества XVII-XIX веков.

***

Давайте познакомимся ближе с некоторыми достопримечательностями усадьбы «Богословка» — Покровским погостом. Своей славой «Петербуржских Кижей» он обязан многоглавой Покровской церкви из Вытегорского погоста.

  • По теме: Что такое погост?

Святые врата из Спасского погоста

Недалеко от Вытегры, города на севере Вологодской области, находится Вытегорский погост (село Анхимово). В 1708 году здесь была возведена деревянная 25-главая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она стала предшественницей 22-главой Преображенской церкви в Кижах, построенной шестью годами позже, в 1714 году.

  • По теме: История, достопримечательности и музеи Вытегры и её окрестностей

Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы; фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год

Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить: она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.85

Местная легенда рассказывает об истории появления Покровской церкви:

В царствование Петра I, в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын-грамотей. В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале Государя и был, по Его повелению, казнен, за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он (сын) читал какой-то указ Государя в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к Особе Государя и сверх того много нагрубил и сержанту. Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде. Петр, будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного.

Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял пощадить сына, предлагая ему всё своё огромное богатство: но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен.

Убитый горем и, не зная кому оставить своё богатство, Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, и сразу обратился с просьбою – разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе и Сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь

Еще одна легенда рассказывает, что в создании Покровской церкви принимал участие приглашенный Петром архитектор-голландец. Однако это выглядит маловероятным: многоглавые храмы на Руси строились издревле.

В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегорском погосте, как и Преображенской церкви в Кижах, лежал двадцатистенок — восьмерик с четырьмя прирубами. В храме находился старинный четырёхрядный тябловый иконостас, потолок был сделан «Небом».

Покровская церковь близ Вытегры. План. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.73

Покровская церковь близ Вытегры. Продольный разрез. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.75

Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и в Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.77

Тем не менее, Преображенская и Покровская церкви имеют существенные отличия. Так, в Покровской церкви не три, а только два последовательно уменьшающихся восьмерика; трапезная не прямоугольная, а со скошенными углами; три, а не один алтарный прируб, как в Преображенской церкви в Кижах.

  • По теме: Об одном давнем путешествии: по Онего под парусом в Кижи

Спасо-Кижский погост, слайд 1988 года

В 1708 году храм был поставлен без фундамента, из-за чего началось его оседание. Поэтому в 1793 году он был разобран и вновь собран на каменном фундаменте. Деревянный сруб был обшит тесом и выбелен мелом, которые, с одной стороны, имитировали каменную кладку, а с другой, — защищали бревна от попадания влаги. Кроме того, были сняты четыре главы на крещатой бочке. Еще одна реставрация была проведена в 1880 году, после которой храм лишился небольшой главки над крыльцом.

Вид на церковь и колокольню Вытегорского погоста. Из альбома «Виды (по разным частям) водных судоходных путей II-го округа путей сообщения. 1865»

В 1898 году на средства местного мецената, купца первой гильдии и почетного потомственного гражданина Александра Федоровича Лопарева было проведено «обновление» внутреннего убранства храма. В результате, говоря словами архитектора-реставратора А.В.Ополовникова, «строгая и величественная в своей простоте» подлинная архитектура Покровской церкви была искажена до неузнаваемости.

После Октябрьской революции богослужения в Покровской церкви были прекращены. До 1948 года храм считался памятником архитектуры и находился в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. Верующие неоднократно просили передать им Покровскую церковь, и богослужения едва не возобновились, однако возникли препятствующие этому бюрократические проволочки. Бывший храм опустел.

В октябре 1963 года Покровская церковь сгорела.

Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер.

Газета ”Вологодский комсомолец” от 15 ноября 1963 года

До нашего времени дошли лишь руины каменных храмов Вытегорского погоста: зимняя церковь Спаса Нерукотворного Образа 1780 года и церковь Всех Святых 1905 года постройки.

К счастью, сохранились детальные фотографии, обмеры и план реставрации Покровской церкви, выполненные советским архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым. В 2003-2008 годах по ним была построена Покровская церковь в Богословке, ход работ контролировала дочь архитектора Е.А.Ополовникова.

Покровская церковь в Богословке

Работы по воссозданию Покровской церкви начались в декабре 2004 года. В пригороде Петрозаводска были сложены 18 венцов сруба, перевезенные затем в Невский лесопарк. В Петрозаводске также были изготовлены купола и лемех. В основание фундамента Покровской церкви в Богословке были заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста.

Покровская церковь в Богословке

Новый храм воссоздали в его первоначальных формах: 25-главым, без обшивки тесом. Размеры церкви впечатляют: длина составляет 32 метра, ширина — 30 метров, высота — 19 метров.

Покровская церковь в Богословке

Главный алтарь, пристроенный к восточному прирубу, а также придельные алтари, пристроенные к северному и южному прирубам — пятигранные. Внешние стены алтарей затесаны «без остатка».

Покровская церковь в Богословке

Сруб Покровской церкви «без остатка»

14 октября 2008 года состоялось Великое освящение храма по архиерейскому чину, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Купола

Деталь крыльца

По имеющимся обмерам, фотографиям и рисункам реставраторы восстановили внутреннее убранство Покровской церкви. Конечно, в недавно построенном храме нет той «намоленности» и духа прошлых эпох, который присущ старым церквям. Но пройдет несколько десятилетий, и у Покровской церкви в Богословке появится своя собственная история.

Внутреннее убранство Покровской церкви

Здесь хранится старинная святыня — напрестольное Евангелие, напечатанное по указу Петра I для Покровской церкви Вытегорского погоста в московской типографии в начале XVIII века.

Иконостас

Расписное «Небо»

Внутреннее убранство Покровской церкви

Во избежание пожара, свечи ставят в песок.

Свечи перед иконой Богородицы

Внутреннее убранство Покровской церкви

Рядом с Покровской церковью возвышается колокольня. Её прообразом стала утраченная колокольня 1670-х годов из Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (ныне — Нюксенское сельское поселение, Нюксенский район Вологодской области).

Покровская церковь и колокольня

Колокольня была воссоздана по обмерам архитектора В.В.Суслова, выполненными в 1884 году. Каждые четверть часа колокола на ней отбивают мелодию «Боже, царя храни».

Обмеры колокольни из Нижне-Уфтюгского погоста, выполненные В.В. Сусловым. Опубликованы на 18 листе первого выпуска «Памятников древнего русского зодчества”

Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста

Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста

Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста

Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста

Колокола

Рядом со Святыми вратами, почти у входа в усадьбу, стоит небольшая часовня Спаса Нерукотворного. Это копия часовни конца XVIII — начала XIX веков из деревни Кириллово Каргопольского уезда. Воссоздана по обмерам и плану реконструкции Андрея Борисовича Боде.

Часовня Спаса Нерукотворного

Часовня Спаса Нерукотворного

Часовня Спаса Нерукотворного

Часовня Спаса Нерукотворного

На территории усадьбы Богословка также находится копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости (ныне — Медвежьегорский район Республики Карелия). Дом воссоздан по обмерам 1940 и 1995 годов, а также фотографиям 1926, 1940, 1990-х годов. Здесь размещается музей Покровской церкви.

Дом Е.А.Костина

Планы 1-го и 2-го этажей дома Е.А.Костина из Великой Губы

Хозяйственный двор и кузня

Хозяйственный двор

Ворота в хозяйственный двор

Дом Е.А.Костина

Дом Е.А.Костина

Дом Е.А.Костина

Спасская часовня и дом Костина

Неподалеку от дома Костина находится мастерская. Правда, она показалась мне несколько запущенной.

Мастерская

Так создают маковки церквей

Еще одна достопримечательность этнопарка — ограда Покровского погоста, которая является копией ограды погоста села Лядины Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Каргопольский район Архангельской области). Святые врата — копия из Спасского погоста XVIII века из села Верхнее Гурье Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Прионежский район Республики Карелия). Воссозданы по проекту Бориса Дмитриевича Лурье.

Святые врата Спасского погоста

Покровский погост в усадьбе «Богословка»

Ограда Покровского погоста

Покровский погост

Покровский погост

Работы в усадьбе «Богословка» продолжаются. Планируется, что после завершения всех работ он будет включать в себя следующие постройки:

  • Усадебно-парковый комплекс Зиновьевых: восстановление построек усадьбы Зиновьевых.
  • Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы:
    • Покровская церковь 1708 года из Вытегорского погоста.
    • Колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста.
    • Святые врата и ограда: совмещённая реконструкция двух оград конца XVIII века: Лядинского и Спасского погостов.
    • Дом Костина (1871 год) из деревни Верховье в Заонежье.
    • Церковный (приходской) дом: копия дома Манькина (1889 год), находящегося в деревне Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне Прионежский район Республики Карелия).
    • Поклонный крест.
  • Паломнический центр (с трапезной и гостиницей на 60 мест).
  • Культурно-просветительский центр: реконструкция Каргопольской крепости (1664–1665 годы) с восстановлением двух внутрикрепостных построек — Спасской церкви и воеводского дома.
  • Русский этнографический парк:
    • Русское селение, которое будет включать в себя постройки типов крестьянских усадеб западной и восточной частей Ленинградской области. Общее число дворов — 8-10.
    • Карело-вепсское селение: постройки, отражающие типологию, характерную для Тихвинского района и Межозерья. Будет состоять из 4-5 дворов.
    • Историческое селение: не менее четырёх построек XVI-XVII веков.
  • Причал для круизного флота.

Покровский погост

***

В заключение я хотела бы добавить несколько своих мыслей о необходимости подобных этнопарков. В начале статьи я уже писала, что дерево — материал недолговечный. Почти каждый месяц в нашей стране в результате пожаров и обрушений гибнут памятники деревянного зодчества. Некоторые — по вине или злому умыслу человека, как, например, уже упоминавшаяся Успенская церковь в Кондопоге. Другие же исчезают просто потому, что пустеют деревни, уходят люди. Храмы и старинные дома в них обречены на умирание. Некоторые гибнут от стихийных бедствий.

Да, Покровский погост в усадьбе «Богословка» — это новодел. Но сколько процентов старых бревен сохранилось в восстановленной Преображенской церкви в Кижах или других экспонатах этнографических музеев? Не так много. Поэтому подобные музеи с воссозданными заново постройками имеют право на существование. Есть весьма удачные примеры: туристическая деревня Верхние Мандроги в Подпорожском районе Ленинградской области, духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» в Сортавальском районе Республики Карелия и другие. Их существование не отменяет того факта, что старину нужно беречь, сохранять великое наследие Русского Севера. Иначе будущие поколения смогут увидеть старинные дома и храмы только в подобных этнопарках.

Информация для путешественников

  • Адрес: Россия, Ленинградская область, 193149, а/я 20, Всеволожский район, Усадьба «Богословка», Покровский погост.
  • Проезд на общественном транспорте: метро Ломоносовская, далее автобус №476 или маршрутное такси №476-М (в сторону пос. им. Свердлова) до парка «Богословка». Остановка автобуса напротив комплекса Покровского погоста.
  • Время работы Покровского погоста: ежедневно с 10 до 17 часов, в дни богослужений: с 9 до 17 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов. С 1 июня по 30 сентября комплекс Покровского погоста работает: ежедневно с 10 до 18 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов.
  • Телефоны: 8 (911) 906-3030 – Покровская церковь, 8 (911) 229-3030 – экскурсионное бюро, 8 (812) 386-3301 – Покровский фонд
  • Сайт: bogoslovka.ru
  • Электронный адрес: info@bogoslovka.ru – Покровский фонд

Покровский погост в усадьбе «Богословка» является церковной территорией, поэтому одежда должна быть соответствующей. У входа в Покровскую церковь женщины могут взять платок и юбку. Фотографировать разрешено за пожертвование.

Статья обновлена 1 августа 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В Санкт-Петербурге есть свои Кижи. Но мало кто из туристов об этом знает )))
«Усадьба Богословка» — этнопарк во Всеволожском районе Ленинградской области в 5 км от Санкт-Петербурга. Концепция парка уникальна – создатели разместили в одном месте восстановленные шедевры деревянного зодчества Севера России.

Богословка стоит на живописных берегах Невы и Черной речки. Название историческое — раньше эта территория называлась Богословской мызой.

В 1747 г. Елизавета I подарила эти земли императорскому духовнику Ф.Я. Дубянскому. Он здесь построил большой дом и разбил парк вмодном в те времена английском стиле. Позднее здесь пристроили еще и готический павильон «Эрмитаж», «Голландский дом» и «Новоберезовую дачу».

С 1789 года этими землями стала владеть В.М. Дубянская — фрейлина императрицы Екатерины II. Она вышла замуж за сенатора и писателя В.Н. Зиновьева, взла его фамилию и переименовала усадьбу в «Зиновьево» — дело житейское…

В гости к этой паре приезжали не только поэты и писатели, но император Александр III с семьей. И усадьба и все строения в то время содержались в идеальном состоянии.

А потом пришли коммунисты и стали все до основания разрушать. Но вот новое на этом месте построить забыли.

А такие фото получаются когда народу лень подождать пару секунд и они начинают перебегать перед фотографром пригнувшись))) святая простота…

Восстановлением этой усадьбы занялись лишь при Путине в 2004 году. К тому времени здесь уже было лишь поле и воспоминания. Все пришлось восстанавливать по старинным фотографиям, но еще не сделано и половины. Так что со временем будет еще интереснее. Работы продолжаются.
Здесь будет экопарк «Усадьба Богословка», который разделеят на семь туристических зон: усадьба и парк Зиновьевых, Погост с храмом Пресвятой Богородицы, Каргопольская крепость, реконструкция села Русского Севера XVII-XVIII вв., хутор вепсов и карелов из 5 домов, четыре крестьянских дома XVI в. и хозяйственная территория.
Часовня Спаса Нерукотворного и колокольня шатрового типа.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы уже восстановлен. Это подлинный шедевр деревянного зодчества, внешне напоминающий знаменитые Кижи. У храма 25 глав.
Храм является воссозданной копией Покровской церкви постройки 1708 года, находившейся до 1963 года в Вытегорском погосте в Анхимове. По легенде храм с кучей куполов нарисовал сам Петр I.
В церкви проводятся традиционные православные службы и таинства.
Ведесущие китайские туристы и здесь есть.
Идем внутрь. Фотографировать можно после пожертвования.
25 глав церкви имееь в основе форму креста. Длина церкви — 32 метра, ширина — 30 метров, высота — 19 метров.
Внутренний объём храма — обширный восьмерик, к которому с четырёх сторон пристроены прирубы.
Восточный прируб — главный алтарь — пятигранный. Придельные алтари, пристроенные с востока к северному и южному прирубам также имеют пятигранную форму. Внешние стены алтарей затёсаны, по древней традиции храмостроительства, как дань особого почитания места нахождения престола.
В храме 22 окна, расположенные в два ряда. С запада к собору примыкает шатровое крыльцо, которое служит главным входом и выходом.
В цокольном этаже здания находятся помещения православной воскресной школы, трапезной и др.
16 ноября 2003 года храму было передано напрестольное Евангелие, напечатанное в 1701 году по указу Петра I в московской типографии для Покровской церкви Вытегорского погоста.
Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (1670-е). Колокольня восстановлена по обмеру Владимира Суслова, сделанному в 1884 году.
Столовая. Можно поесть в буфете или здесь ))) выпечка у них своя, вкусная.
Обхожим церковь вокруг.
В 2008 г., восстановили дом Костина. Дом поставлен по обмерам советского архитектора Л.М. Лисенко. Этот дом крестьянин Е.А. Костин построил для своей большой семьи в 1871 году.
Хорошо жил крестьянин…
На окнах резные деревянные наличники. Почти всему периметру жилой части дома проходит балкон с узорной оградой. Выйти на балкон можно из любой комнаты второго этажа. А помещение с маленькими окнами это для скотины и хозяйственная часть дома.
В хозяйственной крестьянская семья хранила рабочий инвентарь, посуду, продовольственные припасы.
Можно и хозяйство посмотреть )))
Главный экспонат.
Кошечке здесь хорошо ))
Здание находилось в деревне Верховье Великогубской волости Карелии.
С 2009 г. на территории «Усадьбы Богословка» появилась деревянная часовня Спаса Нерукотворного – точная копия строения конца XVIII в., располагавшегося в д. Кириллово Архангельской области.
В архитектурном отношении часовня – классический представитель зодчества Русского Севера: двускатная крыша, небольшая крытая галерея, главка в виде шлема русского ратника с православным крестом.
В часовне хранится берестяная икона Спаса Нерукотворного. Внутри очень светло и уютно.
Вид на крестьянский дом..
Колокольня… и колокола…
КРАСОТА!
Купола не отпускают )))
И стоянка автомобильная есть достаточно большая и пристань куда речные круизники приходят.
Съели вксные пирожки. рекомендую. И сбитень был хорош. Но я пил квас ))
До «Богословки» от метро Ломоносовская идет автобус №476 и маршрутка 476-М. Остановка автобуса в аккурат у Покровского погоста.
Храм работает ежедневно с 10 до 17 часов, В дни богослужений: с 9 до 17 часов. Вечерние службы – до их окончания. В выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов. Карта кликабельна

Усадьба Богословка (Зиновьево) (Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Невский Парклесхоз)

Усадьба богослова у слияния двух рек

Этнопарк «БОГОСЛОВКА»
Как добраться: от ст. метро Ломоносовская на автобусе № 476 или маршрутным такси № 476-М (в сторону пос. им. Свердлова) до парка «Богословка»
Режим работы комплекса Покровского погоста:

  • ежедневно в дни богослужений с 9.00 до 17.00
    (вечерние службы до их окончания),
  • выходные и праздничные дни с 10.00 до 19.00;
  • летом с 1 июня по 30 сентября с 10.00 до 18.00

Телефоны:
8 (911) 906-3030 – Покровская церковь
8 (911) 229-3030 – экскурсионное бюро
Официальный сайт: www.bogoslovka.ru


Местность нынешнего Невского лесопарка получила свое историческое название Богословка в 1747 г., после того как императрица Елизавета Петровна пожаловала земли своему духовнику, протоиерею Федору Яковлевичу Дубенскому. После раздела имущества между сыновьями владение досталось Михаилу. Первый деревянный дом в имении был выстроен уже после его смерти вдовой и детьми.
С 1796 г. злой рок буквально преследует семейство Дубенских (один за одним они уходят в мир иной), и в 1825 г. усадьба находится в собственности у последнего представителя этого рода – Александра Михайловича, занимавшего пост обер-прокурора отделения Сената.

Он перестраивает свой городской особняк на Фонтанке, а также занимается благоустройством загородного имения, привлекая к работам архитектора В.И. Беретти. Авторство зодчего неоспоримо, т.к. в 1830 г. Викентий Иванович оставил описание сооруженных им построек (главного дома со службами, скотного и птичий дворов, оранжерей, и всякого рода парковых украшений – мостов, беседок и павильонов).

Как стал эскиз законченной картиной…

Для господского дома отвели возвышенный участок рельефа. Протяженное здание, сооруженное по излюбленной трехчастной схеме (дом увенчанный бельведером соединен переходами с боковыми флигелями, расположенными на продольной оси), протянулся почти параллельно реке. Строительным материалом послужило дерево. Бревенчатые срубы обшили досками, детали декора сделали несколько грубоватыми, упрощенными, что придавало им характер народного творчества.
Особенно выразительным оказался парковый фасад, выделенный граненой полуротондой с крупными окнами, углы которой обработали полуколоннами большого коринфского ордера.

От дома к воде по террасированному склону берега спускалась широкая лестница, завершавшаяся подпорной стенкой, в которой устроили вход в грот. Устои лестницы украсили вазами и скульптурными изваяниями. Парк был спланирован с большим искусством: реки, ручьи, устроенные на них плотины и запруды, водоемы с искусственными насыпными островами – образовали разветвленную и живописную гидросистему.
Долины и холмы с пологим косогором,
Ведущим плавно вниз к ручьям или озерам,
Где то подъем, то — спуск, и услаждает глаз
Пейзаж, что по пути меняется не раз.
Обновление претерпел и состав древесных насаждений, т.о. скромный северный антураж превратился в удивительно изысканный ландшафт.

«Из-за зеленых кущ деревьев в жаркий летний день приветливо глядят крыши желтого с белым деревянного помещичьего дома. Красива терраса, спускающаяся от дома к воде. Широкая лестница по бокам уставлена мраморными бюстами божеств и античных героев. Дом внутри – простой и широкий, приветливый и уютный. В саду еще сохранился покосившийся Эрмитаж, с вечно заколоченными, уныло глядящими окнами. А парк – большой, бесконечный, зеленый и радостный – так же смеючись, шумит и шепчет листовой» — вспоминал Н.Н. Врангель, побывавший в Богословке в 1910 году.

Упомянутый Врангелем павильон «Эрмитаж» в готических формах — дань архитектурному романтизму, сгорел через 8 лет после его визита в 1918 году.

Продолжение истории

Александр Михайлович Дубенский умер в 1843 г., он завещал свое состояние племяннику – сыну родной сестры Варвары – Николаю Васильевичу Зиновьеву, человеку знатному, состоятельному и влиятельному. Генерал-лейтенант, директор Пажеского корпуса, воспитатель внуков императора Николая I основное время проводил в Петербурге, выбираясь в Зиновьево (так при нем стала называться Богословка) в основном летом. На его день рождения – 8 сентября – сюда стекались многочисленные родственники и именитые гости из северной столицы.
Н.В. Зиновьев умер также бездетным, завещав усадьбу статскому советнику и камергеру Степану Степановичу Зиновьеву.
Усадьба Богословка. Главный дом со стороны двора. Фото с сайта www.pastvu.com
Через 140 лет барский дом безнадежно обветшал и был разобран на рубеже 1960—1970-х гг. а в Невском лесопарке, ставшем излюбленным местом отдыха горожан, решили устроить этнопарк. Здесь намеревались собрать утраченные памятники деревянного зодчества – их точные копии, воссозданные по сохранившимся обмерам. Так в парке появились Покровская церковь (1708 г. Анхимово, Вытегорский уезд), часовня Спаса Нерукотворного (кон.XVIII в. д. Кириллово Архангельская обл.), дом крестьянина Е. Костина (1871 г. д. Верховье, Карелия). Но масштабные замыслы организаторов так и не воплотились, остальные парковые зоны кроме погоста существуют только на бумаге.
Более подробно остановлю свое внимание на многоглавой церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Усадьба Богословка. Главный дом и парковая лестница, вид со стороны реки. Фото с сайта www.pastvu.com

А.В. Ополовников о Покровской церкви Вытегорского погоста

Само по себе многоглавие издревле известно на Руси. Летописи донесли до нас сведения о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. А двадцатичетырехглавая Покровская церковь была построена близ Вытегры в 1708 году (сгорела в 1963 году). Ее композиционная структура и многие архитектурно-конструктивные приемы не только предвосхитили кижский храм, но и заставили предполагать, что оба эти памятника созданы одними мастерами. Знаменательно и то, что строительство каждого из них народ связывает с именем Петра I, с эпохой великих преобразований в Русском государстве.
Вытегорский погост. Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, фото С.М.Прокудина-Горского из альбома 1865 г.
«По смутному народному преданию,— говорится в «Известиях Археологической комиссии»,— церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца». Это маловероятно. И в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались русские мастера. Вероятно, голландец вошел в легенду просто как персонаж, олицетворявший высшее техническое мастерство. Что же касается самой архитектуры памятника, то в ней, начиная от общей композиции и кончая самыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии в ее строительстве иностранца. Каждый элемент здания, будь то восьмерик или бочка, резной столб или подзор, рубленые углы или устройство проемов, полов, потолков и прочего, свойствен только русскому народному зодчеству и типичен для его устойчивых традиций, сложившихся задолго до строительства Покровской церкви.
Покровская церковь близ Вытегры. Продольные разрезы. Обмер. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.
Известно, например, что при деятельном участии Петра в 1721 году близ Кончозера в Карелии, на Марциальных водах была построена небольшая деревянная церковь. Вот в ее-то архитектуре влияние «голландского стиля» налицо— достаточно взглянуть на сухие очертания обитых железом кровель с готическими шпилями. В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегре, как и Преображенской в Кижах, лежит традиционный двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Он имеет неправильную форму, продольный размер его 12 м, а поперечный — 13,5 м. Схема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси. Об этом говорят и летописные источники. Так, в 1490 году ростовский владыка Тихон пытался заложить в Великом Устюге на месте сгоревшей деревянной церкви другую, «по новому кресчатую». Но устюжанам «тот оклад стал не люб», и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати стенах». Эта же схема была положена в основу композиционного построения замечательных шатровых деревянных церквей, например, в селах Астафьево, Селецкое, Ненокса Архангельской области. Она же в основе Покровской церкви, где пять ярусов глав.
Покровская церковь близ Вытегры. Восточный и западный фасады. Реконструкция. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.
Каждый прируб этой церкви был покрыт двумя совмещенными бочками, поставленными одна над другой, и обе они несли на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складывались два нижних яруса всей композиции— первый и второй. Третий ярус также состоял из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. А четвертый ярус образовывала крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик, возвышающийся над третьим ярусом. И самый последний, пятый ярус создавала центральная глава — самая верхняя и самая большая, венчающая всю эту пышную и стремительную композицию, объединенную в один нераздробленный объем.
Покровская церковь близ Вытегры. Западный фасад (вариант без крыльца); план кровли, обмер. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.
Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.
Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее от церкви в Кижах.

  • Первая из них состоит в том, что ее основной массив образуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, и самый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь заменен крещатой бочкой.
  • Вторая особенность — в конфигурации трапезной. В Кижской церкви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской — со скошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровской церкви несколько нарушается в сравнении с Преображенской.
  • И, наконец, третья особенность — в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарный прируб один, а в Покровской— их три. Членение алтаря вносит некоторую дробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идею центричности всего объема Вытегорской церкви.

Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композицию существенных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двух однотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости.
Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделки были проведены в 80-х годах прошлого столетия. «Олонецкие губернские ведомости» за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки, сообщали прежде всего, что «крыльцо о двух входах на юг и на север недавно разобрано и сделано без главы об одном ходе с запада». Здесь же есть ссылка на народное предание, которое говорит, что «при первоначальном построении было поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольнике уничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом».
Покровская церковь близ Вытегры. Главы и бочки первого яруса; крыльцо; клирос и его детали. Иллюстрация из книги А.В. Ополовников Сокровища Русского Севера, М., Стройиздат, 1989 г.
О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации. В нем прежде всего воспроизведена общая объемно-пространственная композиция двадцатичетырехглавой церкви. Именно двадцатичетырех-, а не двадцатипятиглавой, как говорилось в упомянутых «Олонецких ведомостях».
Маленькая главка над крыльцом в первоначальном облике церкви не существовала, как не было ее и на аналогичных крыльцах Кижской и Яндомозерской церквей. Кстати сказать, для восстановления недостающих частей крыльца и конструктивных узлов входа Вытегорской церкви — ступеней, поручней, водостока — были привлечены в качестве аналогов подобные же элементы именно этих двух церквей в Кижах и в Яндомозере.
Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить; она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

Схема проезда

Усадьба Богословка (Зиновьево)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Богословка (Зиновьево) 59.826830, 30.569329 Усадьба Богословка

«Усадьба Богословка» — этнопарк во Всеволожском районе Ленинградской области в 5 км от Санкт-Петербурга. Концепция парка уникальна – создатели разместили в одном месте восстановленные шедевры деревянного зодчества Севера России.

Заповедник расположен на живописных берегах Невы и Черной речки. В середине XVIII в. эта территория называлась Богословской мызой. Усадьба имеет давнюю историю. В 1747 г. Елизавета I подарила мызу видному церковному деятелю, императорскому духовнику Ф.Я. Дубянскому. По поручению протоиерея на участке был сооружен большой дом, вокруг которого разбили парк в английском стиле.

В 1770 г. архитектор В. Беретти по заказу потомков Дубянского снес старый дом и на его месте возвел величественное деревянное здание в стиле классицизма. Позднее усадьба пополнилась целым рядом строений – готическим павильоном «Эрмитаж», павильоном «Голландский дом», «Новоберезовой дачей».

В 1789 г. владелицей усадьбы стала фрейлина императрицы Екатерины II В.М. Дубянская, внучка Ф.Я. Дубянского. Этой женщине было суждено стать последней представительницей знаменитого рода. В 1790 г. в Петербурге Варвара Михайловна вышла замуж за видного государственного деятеля, сенатора и писателя В.Н. Зиновьева. Сразу после этого события усадьбе было присвоено новое наименование – «Зиновьево».

В гости к Варваре Михайловне и Василию Николаевичу приезжало немало известных людей. Самым знаменитым посетителем был будущий царь Александр III.

К XX в. усадебный комплекс «Зиновьево» подошел во всей своей красоте: господский дом, павильоны, хозяйственные строения, парк и сады содержались в идеальном состоянии.

После революции на базе усадьбы был создан первый в СССР лесопарковый заповедник «Невский лесопарк». В 1960 г. усадьба «Зиновьево» получила статус архитектурно-исторического памятника общегосударственного значения. К сожалению, это не помогло сохранить уникальный объект. Уже к 1969 г. от деревянных усадебных построек практически ничего не осталось.

В 2004 г. был разработан грандиозный проект – восстановление усадьбы «Зиновьево» в рамках нового этнопарка «Усадьба Богословка». В ходе реконструкционных работ по старинным фотографиям планировалось воссоздать господский дом, павильоны, хозпостройки, пруды и пристань.

Согласно плану, комплекс «Усадьба Богословка» будет разделен на семь туристических зон: усадьба и парк Зиновьевых, Погост с храмом Пресвятой Богородицы, Каргопольская крепость, реконструкция села Русского Севера XVII-XVIII вв., хутор вепсов и карелов из 5 домов, четыре крестьянских дома XVI в., хозяйственная территория.

К 2018 г. завершено восстановление центрального элемента архитектурного ансамбля этнопарка «Усадьба Богословка» — храма Покрова Пресвятой Богородицы. Это подлинный шедевр деревянного зодчества, внешне напоминающий знаменитые Кижи. К храму примыкает часовня Спаса Нерукотворного и колокольня шатрового типа.

Кроме этого, восстановлено несколько крестьянских домов со всеми дворовыми постройками, оригинальная деревянная ограда Покровского Погоста, Часовня Спаса Нерукотворного, церковно-приходской дом Манькина.

Этнопарк знакомит посетителей с деревянной архитектурой XVI-XVIII вв., бытом жителей Русского Севера, культурой малых народов – карелов и вепсов, жизнью двух русских аристократических родов – Дубянских и Зиновьевых.

Достопримечательности

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Оригинальный Храм Покрова Пресвятой Богородицы находился в Вологодской области. Красивейший деревянный храм с 25-ю главками сгорел в 1963 г. Причины назывались самые разные – от попадания молнии до умышленного поджога.

В 2004 г. патриарх Алексий II сообщил о восстановлении уникального архитектурного памятника на территории нового этнопарка «Усадьба Богословка». В 2008 г. митрополит Петербургский и Ладожский освятил церковь.

Высокое деревянное строение со множеством главок получило народное название «Петербургские Кижи». В церкви регулярно проводятся традиционные православные службы и таинства.

Часовня Спаса Нерукотворного

В 2009 г. на территории «Усадьбы Богословка» появилась деревянная часовня Спаса Нерукотворного – точная копия строения конца XVIII в., располагавшегося в д. Кириллово Архангельской области.

В архитектурном отношении часовня – классический представитель зодчества Русского Севера: двускатная крыша, небольшая крытая галерея, главка в виде шлема русского ратника с православным крестом.

В часовне хранится берестяная икона Спаса Нерукотворного. Внутри очень светло и уютно.

Дом крестьянина Е.А. Костина

В 1871 г. крестьянин Е.А. Костин построил для своей большой семьи двухэтажный деревянный дом. Здание находилось в деревне Верховье Великогубской волости Карелии. В революционные годы этот шедевр деревянного зодчества был утрачен.

В 2008 г., ориентируясь на обмеры советского архитектора Л.М. Лисенко, историки и реконструкторы полностью восстановили дом Костина.

Здание выполнено из ошкуренных бревен, фасад украшен северным орнаментом, на окнах – резные деревянные наличники. Практически по всему периметру дома, между первым и вторым этажами, проходит балкон с узорной оградой. Выйти на балкон можно из любой комнаты второго этажа.

Над главным входом расположен деревянный портик с тремя окнами и балкончиком. Дом четко разделен на две части – жилую и хозяйственную. В хозяйственной крестьянская семья хранила рабочий инвентарь, посуду, продовольственные припасы.

Видео с видами на усадьбу Богословку с квадрокоптера:

Фотографии Покровской церкви

Покровская церковь в Невском лесопарке — это воссозданная копия 22-главого деревянного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, находившейся в Вытегорском погосте (Вологодская область) до 1963 года.

Из истории

Вытегорский погост расположен в семи километрах от города Вытегры в Вологодской области. Построенный в 1708 году деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы можно назвать одним из высших достижений русской архитектуры.

В 1956 году известный архитектор и реставратор Александр Ополовников составил обмеры храма с целью его реставрации для замены поздней деревянной обшивки и восстановления утраченных деталей. Но проект так и не был реализован, поскольку в 1963 году случился пожар, уничтоживший этот архитектурный памятник. По одной из версий в него ударила молния, но ходили слухи, что храм пострадал из-за чьих-то хулиганских действий.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы до пожара

В 20 веке Храм Покрова Пресвятой Богородицы имел 20 глав:

  • По четыре в первом и втором ярусах
  • Восемь в третьем ярусе
  • Одна — в центре наверху
  • Три главки над алтарными выступами с восточной части храма

Предполагают, что ранее центральную главу окружали еще четыре главки, утраченные при ремонте и одна глава была над западным крыльцом. Получается, что первоначально храм имел 24 или 25 глав.

Воссоздание Покровской церкви

Храм был восстановлен во Всеволожском районе Ленинградской области в Невском лесопарке при благословении Светлейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 16 октября 2003 года на месте будущего храма был установлен поклонный крест, а 26 октября 2004 года был отслужен молебен в честь начала строительства храма и была забита первая свая.

Все основные работы по заготовке леса и вырубке стен, изготовлению куполов и лемехов проводились в пригороде Петрозаводска. По достижению 18-го венца в апреле 2005 года храм был перевезен в Невский лесопарк и здесь были закончены работы по закладке фундамента. В его основание были заложены камни сгоревшего Покровского храма Вытегородского погоста. 26 июля 2006 года был установлен крест на центральной главке, а 14 октября этого же года храм был освящен полным чином митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

В своей основе храм имеет форму креста, его высота — 19 метров, длина — 32 метра и ширина — 30 метров, количество глав — 25.

Покровский храм — это доминанта комплекса под названием Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его состав входят также колокольня, Святые врата и ограда. Колокольня — это воссозданная колокольня Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии 1670-х годов. Святые врата и ограда созданы путем реконструкции оград Лядинского и Спасского погостов Каргопольского уезда Олонецкой губернии конца XVIII века. Рядом расположена небольшая часовенка. В Погост войдут также копия дома Манькина деревни Каскесручей в Карелии 1889 года и музей храма — отреставрированный Дом Костина 1871 года в деревне Верховье в Заонежье.

В свою очередь Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы станет частью масштабного комплекса под названием «Усадьба Богословка», где будут воссозданы Спасская церковь и Воеводский дом деревянной Каргопольской крепости 1664–1665 годов, сгоревшей в 1731 году. Здесь будет построен Паломнический центр с трапезной и гостиницей на 60 мест, Русский этнографический парк и причал для круизных теплоходов.

Режим работы Покровского погоста в 2020 г.

  • В летний период (с 1 июня по 30 сентября)
    • В будние дни с 10:00 до 18:00
    • В выходные и праздничные дни с 10:00 до 19:00
  • В зимний период
    • В будние дни с 10:00 до 17:00
    • В выходные и праздничные дни с 10:00 до 19:00
  • Время работы может быть изменено для проведения богослужений

Как добраться до Покровской церкви

  • Станция метро Ломоносовская, затем на автобусе №476 или маршрутном такси К-476.
  • Планируется ввести водный маршрут от причалов Санкт-Петербурга до причала комплекса

Адрес

Санкт-Петербург, а/я 20, Покровский погост

Виртуальные прогулки

Официальный сайт Покровской церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *