Самаритянин

Кто такие самаряне и почему они стали врагами иудеев?

В Библии самарянами (самаритянами) называется население Самарии, территории бывшего Израильского царства после уничтожения его ассирийским царем Саргоном II (в 721 году до нашей эры). Библейский летописец рассказывает о происхождении самарян следующее. Угнав большинство уцелевших израильтян в Ассирию, Саргон II поселил (в 721–710 годах) на их место колонистов из захваченных ассирийцами Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима. Поскольку вначале поселенцы не почитали еврейского Бога, Всевышний наслал на них львов. Самаряне уведомили ассирийского царя об этом несчастье, указав его причиной свое незнание законов Бога земли, на которой они теперь живут. Тогда ассирийский царь повелел послать к самарянам священника из уведенных в плен израильтян, чтобы тот научил поселенцев законам еврейского Бога. Приняв новую религию, самаряне продолжали поклоняться своим старым богам. Священников они впоследствии стали назначать из своей среды. После взятия в 648 году до нашей эры Вавилона ассирийским царем Ашшурбанипалом в Самарию были переселены также динеи, афарсафхеи, тарпелеи, апарсы, арехьяне, вавилоняне, сусанцы, даги, еламитяне «и прочие народы». Такое множество чужеземных народностей смогли ужиться между собой и даже образовать цельное национально-религиозное сообщество, какое представляли собой самаряне, во многом потому, что на территории бывшего Израильского царства осталось достаточно много евреев, под влияние которых поселенцы в значительной степени попали и с которыми в конце концов ассимилировались. Когда в 536 году до нашей эры иудеи возвратились из вавилонского плена и приступили к постройке нового иерусалимского храма, самаряне «пришли… к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и ему приносим жертвы». Иудеи отвергли предложенную от всей души помощь, чем вызвали озлобление и ненависть самарян. «И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их». Три века спустя самаряне помогали сирийцам подавить иудейское восстание, возглавляемое Иудой Маккавеем. Вражда между иудеями и самарянами продолжалась и в период, описанный в Новом Завете. Наставляя апостолов, Иисус говорил им: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Матфей 10:5). Когда Иисус попросил у самарянки воды, она удивленно ответила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». В качестве решающего аргумента в споре с Иисусом его оппоненты заявляют ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Впоследствии Иисус изменил свое отношение к самарянам, и многие из них стали христианами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.
Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.
В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.
Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.
На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.
Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.
Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.
Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.
Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.
История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.
Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» читайте проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кого называют самарянами в Библии.

Самаряне -– народ, который возник на территории Северного, или Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев. Когда евреев угнали в Вавилонский плен, их города (вместе со столицей Самарией) заняли переселенцы.

Ассирийский царь приказал вернуть в Самарию одного из взятых в плен израильских священников, чтобы он научил переселенцев -–язычников бояться и почитать Бога (4Цар 17:27 и далее). От языческих богов отказываться было необязательно. После возвращения из плена евреи заключали браки с переселенцами, их потомков стали называть самарянами.

Поскольку они не отрицали языческих богов, иудеи, вернувшиеся из Вавилонского плена, отказали им в участии в восстановлении храма в Иерусалиме.

Самаряне построили себе храм на горе Гаризим. Это противоречило иудейским представлениям о том, что храм может быть только в Иерусалиме. Между иудеями и самарянами возник настолько острый религиозный конфликт, что они даже не разговаривали между собой.

В Новом завете самаряне упоминаются несколько раз, в частности, в эпизоде о разговоре Иисуса Христа с самарянской женщиной у колодца Иакова на пути в Иерусалим (Ин 4). Воспоминание об этом разговоре и о самой женщине совершается в четвертое воскресенье после Пасхи.

В ходе разговора выясняется, в частности, что «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).

Для Христа не существовало подобного разделения между людьми, главным было внутреннее состояние и расположение сердца.

Именно в ответ на этот искренний интерес самарянской женщины к вопросам веры Христос открылся ей как Мессия (а ведь тогда он не говорил об это даже с апостолами!).

В одной из притч Иисуса Христа (Лк 10:33-35) именно милосердный самарянин приводится как пример исполнения заповеди о любви (Лев 19:18).

Первые христиане неевреи появились именно среди самарян (Деян 8:5-25; 9:31).

Самаритяне на горе Гризим. Источник фото wikipedia.org

Самария, или Шомрон — город, бывший столицей Северного Израильского царства, а также область, которой город Самария и дал название. К области Самария относят территории на восточном берегу реки Иордан между Изреэльской долиной (на севере) и Иудейскими горами (на юге). Шомрон — исконно еврейское название Самарии. Неправедные цари Израиля сделали Шомрон центром идолопоклонства. После захвата Израильского царства Ассирией десять колен Израиля были угнаны и потеряны. Вместо них в Шомроне царь Санхерив поселил племя кути (куттов), которые стали называться самаритянами, по месту их проживания (ивр. — шомроним). В Шомроне находятся важнейшие еврейские места: Шхем, Бейт-Эль, Шило. В наше время предполагаемое место древнего города Шомрон известно развалинами построенной позже царем Иродом крепости Себастия. А в области Самария, почти полностью принадлежащей палестинцам, процветают еврейские поселения.

Столица Северного Израильского царства

После смерти царя Шломо (Соломона) среди евреев начался раскол, который привел к образованию двух царств: Иудейского, куда вошли колена Йеуды и Биньямина, и Израильского — остальные десять колен.

Столицей Северного Израильского царства сначала был Шхем, потом — Тирца и, наконец, — Шомрон. Расположенная посредине Израильского царства, на перекрестке дорог и хорошо защищённая самой природой, благодаря особенностям местного рельефа, новая столица быстро превратилась в один из важнейших центров страны.

Столица была основана царем Омри на горе, купленной им y некоего Шемера, и названа им Шомрон по имени бывшего собственника горы (см. книга Царств (Мелахим),ч. I, 16, 24). Шомрон — это единственный город, изначально построенный (на пустом месте) евреями в Земле Израиля.

Шомрон был расположен над плодоносной долиной. Пророк Исаия поэтому называет Шомрон — «гордая корона Эфраима, увядший цветок его пышной красоты, что высится на вершине среди тучной долины» (Исаия, 28, 1).

Пророки часто сопоставляют Шомрон, столицу Северного царства, с Иерусалимом, столицей царства Иудейского. Цари Израильского царства, в отличие от царей Иудеи, отступили от пути Торы и увели народ в язычество. Про многих израильских царей повторяется в книге Царств фраза «и делал он злое в очах Г-сподних».

В 3021 году (739 г. до н.э.) в Шомроне воцарился Ахав, сын Омри. Этот царь-идолопоклонник взял в жены Изэвель, дочь финикийского царя Эт-Бааля, которая своей целью поставила уничтожить всех еврейских пророков в Израиле.

Царь Ахав построил в Шомроне капище Баалу и воздвиг Ашеру. Для поклонения идолам был выделен особый квартал, который назывался «город дома Баала», где располагалась также школа Бааловых пророков. Ахав окружил город стеной и застроил его роскошными зданиями, среди которых и «Дом слоновой кости» (т. е. дворец, разукрашенный внутри орнаментами из слоновой кости), упоминающийся в книге Царств I (Мелахим, I, 22, 39).

Вс-вышний не отвернулся от погрязшего в идолопоклонстве народа, и послал в Шомрон пророка Элияу, его ученика и преемника Элишу, а также пророка Ошеа, который предостерегал: «Осужден будет Шомрон за то, что восстал против своего Б-га — падут они от меча, младенцы их будут рассечены, а беременные их будут вспороты» (Ошеа 14:1).

Богатым был город Шомрон, и люди в нем жили тоже не бедные. Но, как часто это бывает, богатство соседствовало с пороками людскими, и не зря пророки предрекали гибель и уничтожение: «Горе тем, что беззаботны на Цийоне, и тем, что беспечны на горе Шомрон, называемым первыми из народов, к кому приходит дом Исраэля» (Амос, 6). «И сокрушу Я зимний дом вместе с летним, и разрушены будут дома (с украшениями) из слоновой кости, и уничтожены будут многие дома» (Амос, 3).

Ахав похвалялся перед Элияу, что его страна процветает — вопреки грозному предостережению Торы: «Берегитесь, чтобы …вы не служили чужим богам — чтобы не возгорелся на вас гнев Б-га, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая» (Дварим 11:16-17). В ответ Элияу предупредил царя, что из-за его порочных поступков в стране наступит страшная засуха (I Мелахим 17:1, Раши; Санхедрин 113а).

В один из самых трагичных для северной столицы дней царь Арама осадил Шомрон, «И был большой голод в Шомроне; и осаждали его, пока ослиная голова не стала стоить восемьдесят шекелей»(Мелахим 2, 6, 7).

Не зря столицу израильского царства построили на горе. Несмотря на полное отсутствие источников воды, топография горы имела несомненные стратегические преимущества. Ведь в то время основной страх был перед новоизобретёнными осадочными машинами ассирийцев. Но город на горе Шомрон нельзя завоевать осадочными машинами, их сюда просто не закатишь. Поэтому во всех описаниях войн Шомрона нет захвата города, а есть только длительная осада. Война против Шомрона — это война с помощью голода. И тут, в перенаселенной столице, он был особо тяжел.

Пророк Элиша предсказал по слову Вс-вышнего великое чудо — изобилие и дешевизну еды на следующий день. Царский сановник, услышав это от Элиши, сказал (Млахим II, 7:19): «Даже если бы Г-сподь открыл окна небесные (то есть высшие источники), — может ли быть такое?» Он был наказан за свои слова, по слову пророка: увидел ту еду, но не ел ее, так как был убит. Но остальные жители города Шомрон были в этот раз спасены Вс-вышним: арамейским воинам почудилось, что они слышат грохот приближающейся огромной армии, и их войско бежало в страхе.

Самария и самаритяне

Однако, в 550 г. до н. э. (3210 г. от с. м.) ассирийская армия захватила Израильское царство и выселила десять колен с их земель, размещая их по разным областям Ассирийской империи. Десять колен «потерялись» после неоднократных призывов пророков отказаться от языческих культов и вернуться на путь Торы.

В книге Мелахим, рассказывающей об этом трагическом событии, название главного города Шомрон обозначает всю область Северного Израильского царства. «И привел царь Ашшурский (людей) из Бавэла (Вавилона), и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сефарвайима, и поселил (их) в городах (близ) Шомрона вместо сынов Израиля. И они овладели Шомроном, и поселились в городах его». (II Книга Мелахим, 17, 24).

После падения Израильского царства понятие «Шомрон» сузилось и обнимало лишь область между Иудеей на юге и Галилеей на севере. Эта область, по-видимому, составляла, подобно Иудее, особый административный округ, как пишет Иосиф Флавий. Флавий определяет границы Шомрона: на севере — город Гинея (ныне Дженин), на юге — топархия Акрабаттена (ныне Акраба).

Вместо угнанных десяти колен Израиля ассирийский царь Санхерив переселил в область вокруг Шомрона другие народы, среди них и куттов, от которых впоследствии пошли шомроним — самаритяне.

Шомрон некоторое время оставался в запустении, и поэтому там развелись дикие звери. Кутты терпели большой ущерб от обитающих там львов, и, опасаясь, что это происходит из-за непоклонения Б-гу евреев, приняли иудаизм. Уже тогда правомочность их гиюра была сомнительной, а затем, когда у них были обнаружены элементы идолопоклонства, более поздним постановлением мудрецов был однозначно определен их статус как неевреев.

Самария эпохи Второго Храма

При Эзре и Нехемии, когда евреи стали возвращаться на родину из изгнания, в Шомроне правил Санбалат-шомрони.

В 333 г. до н.э. Александр Македонский, разбив персов, захватил Эрец Исраэль. В отличие от евреев, принявших Александра Македонского без кровопролития, самаритяне восстали против него, за что Александр разграбил город, выгнал его жителей и поселил там греков и македонцев, которые и переиначили еврейское название города Шомрон на свой лад — Самария. В Самарии были расквартированы солдаты Александра Македонского. При этом размеры города уменьшились в 10 раз, и он находился только на территории акрополиса. С тех пор Самария стала типичным эллинистическим городом, чуждым как иудеям, так и самаритянам.

Когда во II-м веке до н.э этнарх Иудеи и первосвященник Йоханан Гиркан, добившись полной независимости Иудеи, начал расширять ее границы, занял Шхем и разрушил храм самаритян на горе Гризим. Самарию он смог завоевать и разрушить только после осады, продолжавшейся целый год (как пишет Иосиф Флавий).

Во времена Александра Янная Самария была вновь отстроена. Помпей оторвал ее от иудейских владений и присоединил к Сирийской провинции, Габиний укрепил ее вновь.

Себастия

Последняя эпоха расцвета Самарии наступила в царствование Ирода, который, получив этот город в подарок от римского императора Августа, расширил его, укрепил, украсил и назвал Себастией. По-гречески «себастус» — это «великолепный». Иосиф Флавий пишет: «в Шомроне Ирод отстроил город и окружил великолепными стенами… И поселил там шесть тысяч человек, разделив между ними тучные земли вокруг… И поставил храм в честь императора…».

После смерти Ирода Самария досталась Архелаю; после его ссылки она подпала власти римских прокураторов. Только короткое время она принадлежала иудейскому царю Агриппе, а после его смерти прежнего значения Самария уже более не достигала.

Как один из римских центров страны Шомрон-Себастия достиг расцвета во II-ом — III-м вв., но население его стало таким маленьким, что уже не могло поддерживать и охранять крепостные стены. В 614 г. город был захвачен персами, а в 636 г. — арабами. Позже крестоносцы назвали город Себастас и превратили в административный центр Самарии.

В последний раз он был разрушен Салахаддином, после победы над крестоносцами при Карней Хеттам в 1187 г. После этого бывшая столица окончательно пришла в упадок. Вениамин Тудельский (Биньямин ми-Тудела) пишет в своем «Путешествии», что в его время (XII век н.э.) в Себасте (שבשת‎) евреев не было.

Еврейские исторические памятники Шомрона

В начале XX века начались археологические раскопки и исследования Шомрона. На шомронском холме-кургане были найдены руины практически всех эпох истории Земли Обетованной. От эпохи израильского царства сохранились остатки царского дворца, усыпальницы израильских царей, начиная с династии Омри, пластинки слоновой кости, черепки с надписями трехтысячелетней давности, часть крепостной стены, а на краю холма — могилы пророков Элиши и Овадьи.

От эллинистического периода осталась круглая башня; от римлян — форум, остатки святилища Августу, амфитеатр, стадион, торговая улица. Византийцы оставили церковь, названную в честь отрезанной головы Иоанна Крестителя, похороненной, по преданию, здесь; а крестоносцы — большую церковь, переоборудованную арабами в мечеть.

Внизу, в долине, есть много родников, но на холме нет ни одного. Археологи обнаружили в городе более 120 водосборников периода Танаха и акведук из Шхема времен Ирода. Даже при осаде города ассирийцами и арамейцами тут не было недостатка в воде.

Шомрон был практически брошен израильскими властями, несмотря на уникальные достопримечательности, находящиеся в нем, и их историческую ценность. На сегодняшний день армия официально разрешает посещение евреями Шомрона-Себастии около десяти дней в году. Никакие израильские официальные структуры им не занимаются, хотя он формально и числится до сих пор в списке израильских национальных парков.

Не только столица, но и вся земля Шомрона пронизана историей. Шхем — это место, где праотцом Авраамом был поставлен первый жертвенник (Берешит, 12:6—7). Яаков купил у жителей Шхема участок земли, где также установил жертвенник и вырыл колодец (Берешит 33:18—20). Впоследствии на этом же участке был похоронен его сын Йосеф, чей прах был принесен евреями из Египта. Шхем был первой столицей Израильского царства.

В Бейт-Эле Яаков получил обетование Земли Израиля, именно здесь ему открылась его задача: «Я Г-сподь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты находишься, тебе отдам ее и потомству твоему…».

Современное поселение Шило построено рядом с руинами древнего Шило, религиозной столицы еврейского народа в эпоху Судей. «И собралась вся община сынов Израиля в Шило, и поместили там шатер собрания, ибо земля была покорена ими» (Йеошуа, 18:1). Место, где стояла Скиния Завета, не так давно было обнаружено археологами.

Над долиной Иордана возвышаются развалины Сартабы — крепости Хасмонеев.

На горе Эйваль, подступающей с севера к Шхему, Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью и написать на них «все слова Закона» (Дварим, 27:2-8), там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйваль — проклятия нарушителям заповедей. Йеошуа бин Нун установил там жертвенник, как было предписано, и в конце 20-го века этот великолепно сохранившийся жертвенник был обнаружен археологами.

На горе Гризим можно увидеть руины храма самаритян, их поселения и синагоги периода Византии.

Шомрон в наши дни

В последние времена начало сбываться пророчество:
«И возвращу Я изгнанных народа Моего, Израиля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им, — сказал Г-сподь, твой Б-г» (Амос, 9).

Территория Шомрона состоит, в основном, из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней Иудее. Со времен Древнего Израиля здесь процветает культура олив и виноградарство.

Современный Шомрон граничит на севере с Изреельской долиной, на востоке — с Иорданской долиной, на юге — с Иудейскими горами и на западе — с областью Шарон.

Крупные города Шомрона — арабские: Рамалла, Шхем, Дженин, Калькилия, Туль-Карем. В Шомроне пока есть только один крупный еврейский город, основанный в 1978 году — Ариэль. В Ариэле есть не только Университет, но и религиозные учебные заведения, и синагоги, и вечерний русскоязычный колель.

Летом 2005 года правительством Израиля был осуществлен так называемый «план одностороннего размежевания», в результате которого жители 21 поселения Гуш-Катифа и четырех поселений северной Самарии: Ганим, Кадим, Хомеш и Санур — были выселены из своих домов, сами поселения были разрушены, а территории их отданы палестинцам. Выселение, называемое «поэтапной эвакуацией» якобы было необходимо для обеспечения безопасности израильских граждан, но, по сути, являлось предательством как по отношению к поселенцам, так и ко всем евреям, чья историческая родина стала разменной монетой в политических торгах.

Правовой статус Самарии

Согласно условиям Британского мандата, территория Шомрона должна была входить в состав еврейского государства.

В 1947 г. по решению ООН о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств, эта территория должна была отойти к арабам, но арабское население Палестины отказалось провозгласить свое государство.

Во время Войны за независимость в 1948 г. эта территория была захвачена Иорданией и аннексирована ею.

В Шестидневной войне 1967 г. Израиль занял эту территорию и контролирует её, но не аннексировал. Иордания в 1988 г. отказалась от претензи

й на нее. В настоящее время управление Шомроном осуществляется Гражданской администрацией, подчинённой израильской армии.

Шомрон, как и Иудея, — это самые исконные еврейские земли, воспетые Библией. До XX века ни один из ныне живущих народов, кроме евреев, не считал территорию Шомрона своей родиной, ни один другой народ не создавал и не пытался создать на ней государство, и ни один другой народ не предъявлял требований о создании здесь своего национального государства. И лишь в последнее время, начиная с прошлого века, Самария и Иудея стали объектом международного конфликта.

У нас на сайте можно посмотреть фоторепортаж о поездке в современный Шомрон и его столицу Себастию.​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *