Сампсон старец

Содержимое документа:

  • О старце Сампсоне
  • Как пройти к могиле старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

О старце Сампсоне

Иеросхимонах Сампсон рожден был в Петербурге в 1898 году. Некоторые источники указывают датой рождения 1900 год. Семья Сампсона была из аристократии, мать англичанка, а отец большой чиновник держали его в строгости. Его образование началось с училища при церкви, затем Петроградская гимназия и впоследствии Богословский институт. Сампсон не сразу пришел к служению. В 1918 году он поступил в стрелковый полк, в следующем году получил ранение и после лечения поступил на работу в комиссариат. Только в 1922 году он оставляет службу и уходит в монахи. Некоторые данные говорят, что на все протяжении своей службы в армии и на гражданке Сампсон посещал церковь. В этот же год он прошел постриг и был наделен именем Симеон. Вскоре у него случился в конфликт с Лаврой, который повлек за собой 3 года заключения в тюрьме. Известен факт, когда перед самим заключением к Сампсону подошел Серафим Саровский и прочитал над ним молитву, которая защищала его в заключении. Об этом он вспоминал и перед смертью.

После отбывания заключения он продолжает служить и в 1935 году получает сан иеромонаха. Но в 1936 году Сампсона опять берут под арест и начинаются длительные разбирательства. Его обвинили в антисоветских разговорах, которые он вел у себя дома, принимая людей. Старец сначала признал свою вину, затем показал на давление со стороны властей. В этот период у него обостряются болезни, не в силах дальше переносить муки он снимает с себя сан. В последующие годы Сампсон кочует по городам, отдавая себя служению. Первым местом служения становится Киргизия. Затем старца направляют в Ставропольский край. Даже побывал он в женском монастыре в полтаве. Два года его жизни заняло служение в Казанском соборе в Вологограде, он был вторым священником. После чего становится насельником Успенского монастыря, а потом негласно переезжает в Москву. В великую схиму произошел постриг в 1966 году. Именно в этот момент его нарекли именем Сампсон, по которому его все знают.

Скончался старец в 1979 году, был похоронен на Николо-Архангельском кладбище и отпет в церкви в Кузнецах. После смерти некоторые выдвигали предложения канонизировать Сампсона. Была собрана комиссия, которая исследовав весь путь его жизни решила, что он не заслуживает канонизации, так как противоречия его мытарств препятствуют священному сану.

Как пройти к могиле старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

Путь начинается от центральных ворот Николо-Архангельского кладбища

Устойчивая ассоциация сивого мерина с глупым животным пошла с давних времён. Так, Чехов в своём «Ревизоре» писал, что городничий «глуп как сивый мерин». Встречается этот фразеологизм и в других произведениях.

Понятно, что глупый человек частенько привирает, чтобы показаться умнее. Но почему именно пепельный конь стал синонимом заядлого врунишки?

Лживый конь

Современные городские жители вполне могут и не знать, кто такой мерин. А между тем мерин — это кастрированный конь. Сивыми же обычно называют коней пепельного или же седого окраса. И как известно, кони используют звонкое ржание, чтобы привлечь кобыл для спаривания. А те, заслышав жеребца, стремглав бегут к нему. А вот к мерину бежать незачем: он своего предназначения в силу обстоятельств выполнить не сможет.

Но не ржать, томясь от отсутствия общества самок, мерин не может, так уж устроена жизнь. Выходит, что подлец сивый мерин своим ржанием обманывает несчастных кобылок. С кобылами, кстати, тоже связано устойчивое выражение. Фразеологизм «бред сивой кобылы» употребляется, когда говорится о явной бессмыслице. А коварные сивые мерины обманывали не только лошадей, но и своих хозяев.

Старый конь борозды не испортит?

В давние времена среди крестьян было убеждение, что прокладывать первую борозду в поле с помощью сивого (белого) коня нельзя. Мол, неумная скотина всё испортит. К тому же, обычно такой масти кони становились к старости, когда уже не могли выполнять свою работу. Старых коней крестьяне весьма неохотно использовали для распашки поля. Считалось, что дряхлый мерин слишком часто отклонялся от маршрута, а борозда должна быть идеально прямой.

Поэтому в некоторых краях говорили «прёт аки сивый мерин». Вполне вероятно, что из-за ослышки это словосочетание стало звучать «врёт аки сивый мерин». Значение этого фразеологизма можно трактовать как «отклоняться с пути, портить что-то». А есть и другой фразеологизм про старого коня, который борозды не испортит. Выходит, что одно противоречит другому. Но вполне вероятно, что такая путаница со значениями этих выражений случилась из-за того, что их употребляли в разных регионах.

Российский барон Мюнхгаузен

Существует и другая версия, почему говорят «врёт как сивый мерин». В XVIII веке в российской армии употребляли выражение «врёт как Сиверс Меринг». По некоторым данным, в XIX веке в нашей армии служил барон Сиверс Меринг, известный своими небылицами. Врал он не хуже, чем приснопамятный барон Мюнхгаузен. Со временем его имя стало синонимом заядлого враля. А простые служивые люди переиначили его имя на более привычное слуху словосочетание «сивый мерин».

Однако никаких документов, подтверждающих, что такой барон действительно служил в российской армии, нет. Вероятно, это просто какой-то собирательный образ лгуна-вояки. Тем более, что употреблять фразеологизм «врёт как сивый мерин» начали задолго до XIX века.

Сивый мерин в литературе

Говорить, что кто-то «глуп как лошадь» стали ещё в начале XVIII века. У городских жителей лошади неизменно ассоциировались с не очень умной животиной. А вот выражение «врёт как сивый мерин» в литературе стали широко использовать в XIX веке.

К примеру, Гоголь в «Ревизоре» назвал городничего глупым как сивый мерин. Встречается подобное и у Салтыкова-Щедрина. В своих «Недоконченных беседах» он называет сборище глупых стариков «сивым мериньём». Кроме того, в разных произведениях русских писателей встречаются и другие выражения, связанные с сивым мерином. Например, «ленив как сивый мерин» или «упрям как сивый мерин». Связано это с тем, что к старости охолощенный конь становится ленивым и отказывается идти в поле.

Читайте также: Зачем драть сидорову козу? История популярного выражения

О том, что на Николо-Архангельском кладбище есть могилка удивительного старца батюшки Сампсона(Сиверса), мы узнали с подругой из газеты. И решили посетить святое место и помолиться. Теперь мы ходим к Батюшке Сампсону не только для того, чтобы обратиться за помощью, но и потому, что нас переполняет благодарность за его скорую помощь, благодарность,которую мы рады выразить молитвой и земным поклоном.
О том, что батюшка Сампсон «Живый и по смерти» — т. е жив после смерти, говорят совершенно справедливо. Ведь даже в наше время батюшка Сампсон продолжает совершать свои чудеса, прославляющие Бога именно для тех, кто обращается к нему за помощью. В этом я убедилась на личном примере. Причём, чудеса, которые совершает для нас батюшка, бывают в двух ипостасях — физического и духовного плана.
Если говорить о чудесах физического плана, то хочется сказать о следующем.
У меня двое детей, младший ребёнок страдал аллергией. И я попросила батюшку о его исцелении. Когда я принесла домой фотографию батюшки Сампсона, малыш буквально выхватил её у меня из рук. Я даже испугалась за её сохранность! Но малыш держал её очень бережно. Потом он стал прикладываться к образу старца губами, выражая таким образом почтение к батюшке и приговаривал:
— Деда, хороший, поможет…
И батюшка Сампсон, действительно, ему помог. Аллергия у ребёнка скоро прошла.
Хочется рассказать и другой случай. Один мой знакомый имел привычку пару раз в неделю снимать напряжение после работы при помощи алкоголя. Не скажу, что делал он это часто, но пару раз в неделю случалось. И я попросила батюшку избавить его от этой погубной привычки. В свою очередь, я рассказала своему знакомому про батюшку и пригласила его на могилку к Сампсону. Но знакомый всё откладывал свой визит до поры до времени. Тогда я стала просить батюшку, чтобы он сам пригласил его к себе в гости. И батюшка его пригласил очень необычным образом.
Спустя некоторое время, мне позвонил знакомый. Он спрашивал, как проехать к батюшке. Я спросила, что случилось, в ответ на что он сказал, что потерял к алкоголю всякий интерес. И теперь просто обязан поблагодарить батюшку.
У моей подруги есть в семье дедушка, это её свёкор. Ему уже далеко за восемьдесят. Некоторое время у него со здоровьем стало совсем плохо. Он перенёс инсульт и не вставал с постели. Не мог толком ни есть, ни говорить. Подруга принесла ему освящённое маслице на могилке батюшки Сампсона, и дедушка стал им лечиться. Теперь дедушка ходит с палочкой. Поднялся после инсульта. Да в таком возрасте!
Сама я недавно неудачно покаталась на лыжах. Вдохновилась рассказами мужа и дочери о зимнем лесе, свежем воздухе, пользе спорта для моего хрупкого здоровья. вдохновилась до такой степени, что совершенно забыла — я и спорт -вещи не совместимые.
Как результат — неудачное падение и сильный ушиб и растяжение правой руки. Особенно было обидно, что даже крёстное знамение я теперь на себя наложить не могу. Рука совершенно не слушалась меня. Прошло уже три недели, а я всё ещё не могла прийти в норму. И вот я отправилась с визитом к батюшке Сампсону, попросить его о помощи. Помолилась на его могилке. И вдруг, поймала себя на том, что худо-бедно, но перекрестилась! Хотя, до этого руку, практически невозможно было согнуть в локте. Я совершила попытку ещё раз. Больно, конечно, но получается! Так, постепенно, рука моя «ожила».
Как-то у мамы подскочило давление. Она попросила помолиться за неё батюшке. Я помолилась. Она через два дня перезвонила мне и сказала, что давление у неё, как у космонавта – т.е. полностью нормализовалось. Я рассказала ей про батюшку Сампсона и она прониклась к нему глубоким уважением.
Кстати, батюшка Сампсон очень необычным способом помог помирить близких и дорогих мне людей — мою маму и моего мужа.
Я слышала о том, что батюшка хорошо помогает в торговых делах. Моя мама уже целый год не могла продать свой гараж, примерно столько же муж продавал машину. Я попросила батюшку о помощи. Вскоре во сне мне явился батюшка и сказал, что не собирается помогать моим родным в этом вопросе, так как они находятся в ссоре между собой. Особенно, большие надежды в плане примирения он возлагал на мою маму, так и сказал:
— Не буду ей помогать, она не мирная!
Повторил несколько раз и строго покачал головой.
Вообще батюшка при жизни всегда говорил, что если человек не мирный, т. е. находится в состоянии конфликта с кем-либо, то у такого человека Господь молитв не принимает.
Я передала его слова маме. Мама удивилась.
Сначала она не уловила связи между перспективой примирения и грядущей вслед за тем продажей гаража. Но, проникнувшись глубоким уважением к батюшке Сампсону, поразмыслив над ситуацией, согласилась с ним насчёт необходимости помириться и приняла эту необходимость искренне, всей душой, после чего сказала:
— Ладно уж, помирюсь я как-нибудь с ним, с мужем твоим…
Видимо, в этот раз батюшка Сампсон принял искреннее намерение за реально совершённое действие.
… Мама продала свой гараж через неделю, а ещё через три дня муж продал машину.
На почве радостных событий, общение у них наладилось и они помирились.
Вот такой непростой батюшка Сампсон!
Если говорить о чудесах духовного плана, то за ними следует внутреннее преображение человека и он начинает оценивать события своей жизни иначе, уже не с бытовой точки зрения, а с духовной.
То же самое случилось и со мной. И всё благодаря батюшке Сампсону.
Была в моей жизни неприятная ситуация, когда муж потребовал убрать иконы. Они стояли на видном месте. Признался, что они его раздражают.
Часть икон я убрала, но на мужа затаила обиду. И мне не хотелось совершенно не общаться с ним, не молиться за него. И эта ситуация меня очень напрягала. Я обратилась к батюшке Сампсону за помощью.
Очень скоро батюшка приснился мне во сне. Лицо его скрывал широкий капюшон. И только потом я узнала, если батюшка мной не доволен, он скрывает своё лицо. Когда я стала воплощать в жизнь советы батюшки Сампсона, он стал приходить с открытым лицом и я могла видеть его глаза.
Но в этот раз чёрный капюшон полностью скрывал его лицо. Я думала, он мне посочувствует, а он, напротив, поругал меня! Сказал, что вера сильна не количеством икон, а искренней и чистой молитвой. И за мужа следует обязательно молиться, иначе не видать мне Царствия Небесного.
Сказал, что моей задачей является не то, чтобы отыскать укромный уголок и там молиться в своё удовольствие, а, напротив, мне следует в первую очередь молиться за своего мужа, и если моя молитва звучит вяло, то это равносильно тому, как если бы я пришла в церковь и принесла Деве Марии вялые цветы.
Эти слова батюшки буквально отрезвили меня. И если сравнить то, как я читала молитвы до этих слов батюшки Сампсона, то это просто небо и земля! Никогда не думала, что молитва может звучать так искренне и сердечно.
Позже я рассказала подруге о своём видении. Я опасалась, как бы у подруги не прошло желание молиться, ведь это — нелёгкое испытание для верующего, узнать, что твою молитву сравнили с вялым цветком… Я и сама, помнится, долго приходила в себя!
Прямо как гром среди ясного неба. А сколько я сама-то уже вялых цветочков преподнесла Святым, вспомнить страшно…
Но подруга восприняла подобное известие очень мудро и смиренно. И вскоре, в награду за это, видимо, сам Ангел принёс подруге слова чудесной молитвы, которую она стала читать перед тем, как начинать молитвенное возношение к Господу:
«Дева Мария, Великий Господь, помогите мне принести вам самые живые, благоуханные цветы, согретые любовью – мои молитвы».
Это молитвенное обращение она читает теперь каждый день перед началом основных молитв.
И ещё один совет батюшки крепко врезался мне в память.
Батюшка дал мне очень мудрое назидание: » Если между мужем и женой произошла ссора, то не надо осыпать своего супруга грязными словами и ругательствами. Напротив, надо успокоиться, привести чувства в порядок и прочитать про себя молитву, а затем супруга благословить. Вслух же можно сказать ему только добрые слова».
Сначала у меня не получалось это на практике, но потом постепенно получилось. И благодаря батюшке Сампсону у меня пропала всякая охота выяснять отношения, и появилось больше времени для молитвы за родных и близких.
А эти слова батюшки я не поленилась записать, проснувшись посреди ночи:
— Если вы отдаёте близким – тепло, доброе отношение, заботу – т. е свою любовь, а в ответ получаете страдание, то знайте, вы пострадали за Христа, т. к . Он и есть воплощение любви и ваше страдание – дар для Него.
После этих слов мне стало понятно, что даже самая малая молитва за наших близких имеет смысл, и ничего не проходит бесследно. Все молитвы попадают в обитель Бога Небесного.
Батюшка Сампсон, спасибо тебе огромное за то, что помогаешь мне в различных житейских нуждах, и за то, что научил меня как правильно молиться, как сохранить мир в семье, за то, что поддержал меня добрым словом. Спасибо за благое слово, батюшка Сампсон.
А всем паломникам, любящим и почитающим батюшку, хочу сказать следующее: когда мы читаем акафист на могилке у батюшки, затем встаём на колени и излагаем свои сокровенные просьбы, позже, когда поднимаемся с колен и прикладываемся ко кресту на могилке батюшки, в этот самый момент сам батюшка нас благословляет! И призывает в помощь Духа Святого, и в этот момент крест на могилке батюшки очень часто благоухает ароматом ладана. Но если вы почувствовали этот аромат, не надо считать себя особенными. Уж если кто и особенный – так это сам батюшка Сампсон.
Спасибо тебе, добрый батюшка Сампсон! Не оставляй нас, Помогай нам и впредь. Веди нас и дальше по жизни своими святыми молитвами.

Иеросхим. Сампсон (Сиверс)

Сампсон (Сиверс) (1900 — 1979), иеросхимонах

Распространенные варианты биографии о. Сампсона включают в себя факты, которые не только не подтверждаются документально, но и противоречат сохранившимся документам. В нижеследующем жизнеописании мы пытаемся собрать вместе все имеющиеся сведения с указанием их источников. Биография, распространяемая почитателями о. Сампсона, ниже по тексту будет именоваться «официальной биографией», т.к. по имеющимся сведениям сам о. Сампсон подтверждал приведенные в ней факты.

В миру Сиверс Эдуард Яковлевич, родился 27 июня 1900 года в Петрограде в англиканской семье. По официальной биографии, отец, граф Яспер Александрович Сиверс, имел чин полковника, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Северным округом под Ригой, личным советником и другом императора Николая II. Последний, посещая семью Сиверсов, часто брал на колени маленького Эдуарда. Согласно документам, отец Эдуарда Яспер-Иоган-Даниил Александрович Сиверс не был ни графом, ни полковником, он был чиновником Главного управления уделов, произведенным за выслугу лет в 1913 г. в коллежские асессоры .

23 июля 1900 года мальчика крестили в англиканской церкви .

В 1917 году окончил полный курс реального реформатского училища, после чего служил в жилищном отделе Центрального района в Петрограде.

В 1917 году он принял Православие с именем в честь прп. Сергия Радонежского.

По официальной биографии, в 1918 г. он отправился в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Группа вооруженных солдат-латышей, нагрянувшая в монастырь, арестовала его. Монахи ежедневно посещали послушника, принося хлеб и молоко. Под праздник Покрова Богородицы Сиверса расстреляли. Тем не менее он остался жив, был ранен в правую руку. Ночью монахи вытащили его из груды трупов и, одев в красноармейскую форму, доставили к матери. В военном госпитале в Тихвине врачам удалось справиться с начавшейся гангреной.

В протоколе допроса 1932 года зафиксированы иные сведения. В 1918 г. Сиверс добровольно поступил рядовым в Красную армию. При наступлении Юденича, 30 сентября 1919 г. Сиверс получил ранение разрывной пулей под городом Гатчина, следствием чего стали потеря правой руки и контузия головы. Ввиду тяжелого ранения пробыл в госпитале сперва в Петрограде, потом в Тихвине, более полутора лет. Будучи еще в госпитале, подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию. По выходе из госпиталя явился в Тихвинский уездвоенкомиссариат и предложил свои услуги продолжать службу в Красной армии, был взят на должность помощника военного уездного комиссара. Вышел из партии по религиозным убеждениям, вследствие чего был вынужден оставить должность помощника военкома и заведовал гарнизонным клубом. Тогда же стал открыто посещать церковь .

По официальной биографии, в Тихвине Сиверс познакомился с епископом Тихвинским Алексием (Симанским), у которого он тайно стал иподиаконом. Будучи заведующим клубом, читал общеобразовательные лекции в госпиталях, ездил в командировки по продовольственным вопросам. Во время последних выполнял поручения епископа Тихвинского Алексия, обеспечивая связь патриарха Тихона с опальными священнослужителями, в частности заключенным Новгородским митрополитом Арсением и др.

В Александро-Невской лавре

Благодаря помощи епископа Алексия, в мае 1921 г. поступил в Александро-Невскую лавру. На допросе в 1932 году Сиверс сообщал, что демобилизовался из Красной армии в начале 1922 г., после чего поступил в Историческую комиссию по изучению войны на море в 1904-1905 гг. при Военно-морской академии, в архив, где проработал около полугода. В январе 1923 г. службу в Исторической комиссии оставил по собственному желанию, так как решил принять монашество. Постриг принял в марте 1923 г. . О. Сампсон немного перепутал время, т.к. постриг был совершен в марте 1922 года, что зафиксировано документами Лавры.

25 марта 1922 года принял монашество в Александро-Невской лавре с наречением имени Симеон . Постриг совершил еп. Николай (Ярушевич).

Документы свидетельствуют о произошедшем в том же 1922 году конфликте между монахом Симеоном и духовным собором лавры. 13 декабря духовный собор принял прошение о. Симеона о принятии его обратно в лавру «с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры». Прошение было удовлетворено.

В 1923 году был рукоположен во иеродиакона обновленческим епископом Артемием (Ильинским) (лавра к тому времени перешла к обновленцам).

По официальной биографии, 19 января 1925 г. рукоположен в сан иеромонаха и стал казначеем лавры, но это не подтверждается, документы свидетельствуют о его рукоположении в священный сан в 1935 году. В официальной биографии также приводятся сведения о благословении в 1928 году прп. Серафимом Вырицким о. Симеона на старчество.

Арест, заключение в Свирлаг

17 февраля 1932 года был арестован в Лавре по групповому делу «Ленинградского филиала ИПЦ». 22 марта был приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Свирлаге НКВД, что подтверждается многочисленными документами, а не на Соловках, как указано в официальной биографии. В своем заявлении от 22 декабря 1936 г. на имя председателя суда о.Симеон собственноручно пишет: «Я был в болезненном состоянии психоневрастении, котор. я заболел 11/V с.г. (справка Свирлага НКВД, свидетельство врача невропатолога Соколова, от марта м.с.г.)»

Ссылка в Борисоглебск

Осенью 1934 года освободился, выслан в Борисоглебск (по другим сведениям, — в Воронеж).

20 января 1935 года был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Тамбовским Вассианом (Пятницким) .

Новый арест

17 мая 1936 года был арестован в ссылке в Борисоглебске. На первом допросе 17 мая иеромонах Симеон сообщил следователю, что «принимал для исповеди верующих у себя на квартире», и назвал имена нескольких своих знакомых. На вопрос следователя, признает ли он, что при этом велись разговоры антисоветского характера, иеромонах Симеон ответил: «Нет, этого я не признаю, т.к. в этой квартире я вел разговоры, исключительно религиозного характера». Однако на втором допросе, 31 мая, иеромонах Симеон признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и назвал имена и фамилии верующих. На третьем допросе, 9 июня, иеромонах Симеон продолжал оговаривать себя и других людей. Четвертый допрос, 20 июня, касался только незначительных формальностей. 10 июля был подписан Протокол об окончании следствия.

Находясь в тюрьме, иеромонах Симеон (Сиверс) написал девять заявлений. Первое заявление было написано еще до подписания Протокола об окончании следствия на имя начальника оп.сектора НКВД г.Борисоглебска. В заявлении говорится:

«Принужден обратиться с просьбою, ввиду того, что мое здоровье резко ухудшилось на почве психо-неврастении, о Вашем распоряжении о скорейшем окончании ведения следствия моего дела, и если возможно, найти возможность предоставить мне высылку в один из городов СССР, с соответствующим меня лишением и поражением в правах. Просимое мною, мотивирую единственно только моим сознательным раскаянием в мною содеянном, незлостностью мною совершенных вин, добросовестностью в моих признаниях в периоде всего предварительного следствия, хотя моя болезнь психо-неврастения этому очень мешала, и мое заявление о сложении с себя профессии и звания служителя религиозного культа, которое я намерен оформить чрез печать при первой возможности».

Сохранилось упомянутое заявление о сложении сана, написанное 10 августа 1936 года на имя начальника управления областного сектора НКВД. В нем говорилось:

Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества. Соответствующее заявление о моем отказе от профессии и звания служителя религиозного культа намерен объявить чрез печать в ближайшие десять дней.

В последующих заявлениях повторяется его желание снять с себя сан, однако в трех последних заявлениях нет ни подтверждения, ни опровержения решения сложить с себя священство. Девятое по счету, последнее из имеющихся в Деле 1934 года, заявление иеромонаха Симеона (Сиверса) от 22 декабря 1936 г. адресовано Председателю суда. В этом заявлении иеромонах Симеон пытается добиться справедливости и хотя бы отчасти раскрывает методы, которыми следователи НКВД вынуждали желаемые им показания: систематические оскорбления, угрозы расстрелом, переводом из обычной камеры в подвал, лишением передачи.

Иеромонах Симеон был приговорен к восьми годам исправительно трудовых лагерей .

Освобождение

По официальной биографии, в августе 1945 года о. Симеон бежал из лагеря в Узбекистане, т.к. документы на освобождение местное начальство от него скрывало. Он добрался до Киргизии, оттуда долетел на «кукурузнике» до Ташкента. В 1946 г. перебрался в Ставрополь к митрополиту Антонию (Романовскому), который дал ему приход сначала в с. Винодельном, затем в станице Когульта. Под влиянием Симеона молодежь вместо клуба пошла в церковь. Обеспокоенная таким развитием событий местная власть решила арестовать иеромонаха по окончании одной из литургий. О. Симеон бежал в Борисоглебск. Пензенский архиепископ Кирилл (Поспелов) назначил его настоятелем церкви в Рузаевке. Следующий приход — Макаровка, где иеромонах Симеон чудом получил паспорт

В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.

Ему стал покровительствовать архиепископ Сергий (Ларин).

Сталинград. Скандал с разоблачением в областной газете

В начале 1957 года иером. Симеон был переведен в Сталинград и назначен вторым священником в Казанский собор. Архиеп. Сергий (Ларин) в рекомендательном письме уполномоченному 17 апреля 1957 г. писал:

«Полагаю, что под руководством о. Димитрия Днепровского он будет полезен в соборе. Человек он интеллигентный, образованный. Допускал ошибки, но полагаю, что он должен уметь их исправлять. Его я знаю очень давно — по Ленинграду, как иеродиакона Александро-Невской Лавры, примерно с 1928-27 года. У нас по Ленинграду немало общих знакомых. Он отлично известен митрополиту Крутицкому Николаю, который его постригал в монашество. Знает его лично и патриарх. Отец его, генерал царской армии, затем — комдив Красной Армии. Его двоюродный брат, комдив Рудольф Фёдорович Сиверс был убит во время битвы при защите Царицына. Похоронен в Ленинграде на Марсовом поле (площадь Жертв Революции). Он был лично известен Сталину. Похоронен вместе с Урицким. Предок его известный декабрист. Но это всё в прошлом, и от него требуется дисциплинированность и аккуратность”

Епископ Сергий, оправдывая перевод в Сталинград иеромонаха Сиверса, сообщал С. Б. Косицыну, что «такой как Сиверс нужен в Сталинграде для «сглаживания” светской деятельности местного духовенства, т.е. чтобы меньше было жалоб и недовольств верующих на духовную неудовлетворённость от местных священников”. Уполномоченный С. Б. Косицын запрашивал уполномоченного по Мордовии Денисова о даче краткой характеристики, на что последний отвечал в нелестных и ругательных выражениях, что С. Я. Сиверс — «прожжённый мракобес”, укреплявший свои позиции не только с помощью проповеди, но и своих лекарских способностей. Показывал верующим, путём соблюдения постов, что «он — безгрешное существо, на его поведение надо равняться всем”. Он старался подчеркнуть, что «религия благотворно влияет на население” и что «коммунизм питается соками христианства” и поэтому, по его высказыванию, «идеи христианства никогда не умрут”. Доказывал, что христианская религия является научной. В отличие от других священников и архиепископа, Симеон не славословил в адрес вождей, что со времён Сталина стало правилом, а славил только Христа! Сиверс часто говорил: «Сейчас народ в нравственно-религиозном отношении стал колеблющимся, а потому надо больше работать среди прихожан, т.е. чаще читать проповеди на евангельское учение”.

Из отчёта уполномоченного С. Б. Косицына:

«В г. Сталинграде, в Казанском соборе, священник (мантийный иеромонах Симеон) Сиверс Семён Яковлевич активно занимается мистической деятельностью. Он практикует особое «отчитывание” по изгнанию бесов из беснующихся женщин. При совершении церковных обрядов, на пользуемые предметы культа, как шаман, плюёт, шепчет и пр. Особое внимание он уделяет исповеди женщин, которые он проводит всегда продолжительное время, пытливо и с большим пристрастием. После исповеди он каждой женщине-исповеднице выдаёт особую записку, в которой указывает — сколько и каких поклонов надо сделать перед иконой за совершённый тот или иной грех. Всеми этими действиями Сиверс, как врач по образованию, создал о себе, особенно среди женщин, определённую известность как о «чудодейце-исцелителе”. К нему стало много обращаться за исповедью женщин не только из числа местных жителей, но к нему приезжает много и из других областей. Например, в январе месяце 1958 г. к нему на исповедь приезжали из города Астрахани 6 студенток мединститута”.

22 мая 1958 г. в местной областной газете «Сталинградская правда» был опубликован фельетон «Две жизни отца Симеона». Епископ Сергий в докладе Патриарху подробно изложил все обстоятельства дела, касающиеся иеромонаха Симеона. Он пишет:

«Для окончательного выяснения всех обстоятельств появления гнусной статьи от 22 мая с/года в «Сталинградской правде» за N 119 я вылетел срочно в Сталинград на одни сутки. И к ужасу своему, как архиерей, убедился, что статья написана на фактическом материале гнусного письма о.Симеона одной из своих близких ему интимно женщин, некой Анне Акимовне Козолуповой в г. Саранск. Письмо представляет собой соединение квазирелигиозности, мистицизма, карьеристических устремлений с ярко выраженным гетеросексуализмом в самом изощрённом виде, причём всё перемешивается. И соборование, и исповедь, и …половые акты, и изощрённое влечение последователя Мазоха или старца из купальни Сусанны (Даниила. Гл. XIII).» .

Епископ провёл следствие, несколько раз допрашивал иеромонаха и добился от него признания в авторстве письма:

«Прибыв ко мне 23 мая в Астрахань, иеромонах Симеон убеждал меня в своей невиновности и облыжных на него обвинениях. Лишь 4 июня при личном допросе мною, в присутствии членов Епархиального Совета: архимандрита Сергия и протоиерея Евгения Смирнова, под давлением письма, предъявленного ему в копии, и косвенных улик, он признал себя виновным в том, что он писал это гадкое и скверное письмо. При этом он отрицает свои массовые интимные связи с разными девицами и женщинами, к нему приезжающими из многих мест Советского Союза под предлогом исповеди и говения. Его квартира в Сталинграде являлась местом для приезда многих девушек и женщин. Иными словами, он использовал Св. Таинство Покаяния в гнусных целях вовлечения женщин в сожительство с собой, да ещё противоестественным способом. Теперь понятно, почему Лидия Бушуева везде следовала за ним. Из Пензы и Саранска она отправилась в Полтаву, затем в Астрахань, с ним вместе в Сталинград и жила недалеко от него, при этом ей всего 24-26 лет. Мне приходилось наблюдать среди его «духовных чад” очень экзальтированных женщин и девиц. Его я не раз предупреждал о том, чтобы он прекратил их к нему паломничества, как единственно православному и благодатному пастырю. Сожительствующая с ним гражданка Александра Фёдоровна Шаталова не раз била Бушуеву по щекам на клиросе, но о. Симеон объяснял это нервностью и невоспитанностью А. Ф. Шаталовой”.

Запрещение в служении и заключение в монастырь

В результате иером. Симеон был уволен из Казанского собора и запрещен в священнослужении на 15 лет с пребыванием в Одесском монастыре. В 1963 году о.Симеона выгнали из монастыря. По сведениям Якова Кротова, причиной стала попытка совращения прихожанки.

В официальной же биографии этот период описывается так: по просьбе настоятеля храма владыка Сергий направил иеромонаха Симеона в Псково-Печерский монастырь, где тот находился с 1958 по 1963 г., по-прежнему привлекая молодежь проповедями и вызывая недовольство партийных и советских органов. Чтобы сохранить обитель, монастырская власть решила «пожертвовать» о. Симеоном и выслала его из монастыря.

Переезд в Москву, выход за штат

В 1963 год о. Симеон переезжает в Москву и выходит за штат.

16 сентября 1966 года принял схиму с именем Сампсон.

Скончался 24 августа 1979 года. Отпевание состоялось в московском Никольском храме в Кузнецах, куда о. Сампсон ходил последние годы.

В 1998 году почитатели иеросхимонаха Сампсона подали прошение о канонизации, поступившее в одну из рабочих групп Московской епархиальной комиссии во главе с игуменом Дамаскином (Орловским). Ее члены отыскали и изучили комплекс исторических документов, сосредоточенных в РГИА, РГВА, ЦГА г. Санкт-Петербурга, госархивах Волгоградской и Псковской областей, архиве УФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и архиве УФСБ РФ по Воронежской области. В ходе работы комиссии был выявлен ряд расхождений между опубликованной биографией иеросхимонаха и документами, обнаруженными в различных архивохранилищах. Комиссия пришла к выводу о невозможности ставить вопрос о канонизации иеросхимонаха Сампсона.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  • Романова С.Н., Головникова О.В., Крылов Н.С. «Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа…» Биография иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) по документам российских архивов
  • С. Синельников. Иеромонах Симеон (Сиверс) в Сталинграде в 1957 — 1958 гг.: правда и вымыслы
  • Яков Кротов. История Самсона, раздирающая душу (К вопросу почитания Сампсона Сиверса)

Из формулярного списка о службе чиновника VIII класса Главного управления уделов, коллежского асессора Яспера-Иоганна Сиверса —

Выписка из метрической книги Англиканской церкви в г. Санкт-Петербурге о крещениях за 1900 г. —

Протокол допроса Сиверса в УНКВД Ленинграда и Ленинградской области 9 марта 1932 г. —

Сохранился документ: «Допрос перед рукоположением во иеромонаха 1935 года января месяца 18 дня», написанный, по-видимому, собственноручно архиепископом Тамбовским и Мичуринским Вассианом (Пятницким), т.к. почерк подписей совпадает с почерком основного текста —



Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс) 1898-1979
Сампсон (Сиверс Эдуард Эсперович), иеросхимонах.
Преподобный Серафим Саровский явился к отцу Симеону во сне ровно за три часа до ареста. Вошел в келью неслышно, склонился в светлом балахончике над спящим и медленно, очень внятно стал читать молитву; молитву эту иеромонах прежде не знал, но почему-то сразу понял: она, «Всемилостивая», она спасет и сохранит… Святой старец между тем читал:»Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!»
Но что это? Что обжигает лоб ему? Как же он сразу не догадался: слезы, это капают слезы Преподобного! Иеромонах не осмелился стереть их и во сне боялся пошевелиться. И еще боялся, что не запомнит эту чудесную молитву, и силился вышептать губами каждое благодатное слово. Удивительно: он ничего не забыл, под утро проснулся и первым делом записал «Всемилостивую». Только успел точку поставить, как дверь кельи распахнулась от удара: на пороге колыхнулись смутные тени вооруженных людей. «Все, поп, собирайся!» Монах Симеон повернулся к чекистам с улыбкой на сияющем лице. «Всемилостивая» уже пела в нем богодухновенной пасхальной радостью.
Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс)
P.S. В лагере монаха Симеона (Старца Иеросхимонаха Сампсона) жестоко мучили. Так Господь и Пресвятая Богородица с батюшкой Серафимом укрепили в сострадании к его скорбям будущего старца перед тяжелейшим испытанием.
Источник:Церковь Владимирской иконы Божией Матери с.Бурла
Рожден 10 июля 1898 г. в Санкт-Петербурге в день прп. Сампсона Странноприимца. С самого детства маленький Эдуард получал от матери глубокое религиозное воспитание. В юности он кропотливо изучал все вероисповедания, с которыми встречался в Петрограде, очень часто один ходил в Православный храм. Ему очень нравилась Православная Литургия, хоть он и не знал русского языка.
После окончании гимназии , отец Сампсон поступил в Петроградскую Медицинскую Академию. В возрасте 19 лет, он принял Православие. Это произошло в воскресенье, в день Великомученика и Целителя Пантелеимона, в Петергофской церкви Целителя Пантелеимона. Нарекли его Сергием в честь Сергия Радонежского.
С 1918 по1919 – проходил послушание в монастыре прп. Саввы Крыпецкого Псковской губернии на ст. Торошино. Здесь в рясофоре о. Сампсона нарекли Александром в честь благоверного князя св. Александра Невского.
В 1919 г. отца Сампсона ареставали, перепутав его с Великим князем Владимиром (Иверским). Отец Сампсон просидел в вагоне 22 дня. Каждую ночь его допрашивали. Под Покров Божией Матери 14 октября 1919 г. отца Сампсона расстреляла бригада вагонщиков, человек 6-7, попали в руку с 10-15 шагов. Его караулили монахи, которые прятались под стогом сена. Подобрали его ночью и под видом раненого красноармейца увезли в Петроград. Благодаря заслугам отца (одного из ближайших соратников М.В. Фрунзе) о. Сампсона поместили в госпиталь, приставили к нему самых лучших врачей. Мастерством хирурга Эренштейна была спасена жизнь (после ранения — газовая гангрена) и правая рука, раздробленная в плечевом суставе и плечевой кости. После восьми операций пришлось около года лежать в госпитале.
Отца Сампсона эвакуировали в Тихвин, в военный госпиталь. В Тихвинском монастыре г. Тихвина Петроградской губернии он долечивался. После выздоровления остался в Тихвине читать лекции, чтобы утешать раненых.
С 1921 г. был послушником Александро-Невской Лавры и келейником иеросхимонаха Симеона, затворника.
С мая 1921 г. иподиакон в Крестовой лаврской церкви.
В 1925 г. рукоположен Патриархом Тихоном во иеродиакона, 19 января 1925 г. — во иеромонаха в Александро-Невской Лавре архиепископом Вассианом.
17 февраля 1932 г. арестован в Лавре. За 3 часа до ареста о.Сампсону явился преподобный Серафим Саровский и прочел ему медленно молитву — «Всемилостивую», которая сопровождала и оберегала его 18 лет лагерей и всего прочего. Это, по его словам, «была ненасытная пища» для него.
22 марта 1932 г. осужден по ст.2-11, 58-11 УК РСФСР на 3 года ИТЛ. С 1932 по 1934 г. находился в Соловецком лагере.
В1938г. отца Сампсона заключили в тюрьму.
Вторая Мировая война — ссылка в Баку в госпиталь под конвоем для расследования причин мора, т. к. о. Симеон еще и врач (1941 г.).
В 1945 г. — побег из тюрьмы. После побега о. Сампсон некоторое время жил в Борисоглебске, но жить без работы и без документов было невозможно и он поехал в Ставрополь к митрополиту Антонию.
Летом 1948 года был арестован, его приняли за шпиона. Когда разобрались, что волосы, борода и усы настоящие, не приклеенные, то его посадили в одиночную камеру, где он находился до 14 октября 1949.
В 1950 г. отец Сампсон поехал в Пензу, к Владыке Кириллу, который его направил в Рузаевку. С этого прихода началось его многолетнее служение в Мордовии.
В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.
Затем его в 1958 г. перевели в Волгоград..
24 августа 1979 г. Сампсон Многострадальный почил сном праведника, и захоронен на Николо — Архангельском кладбище под Москвой.

Несмотря на все его скорби, последнее завещание к ученикам: «Никому не делайте зла».
Молитва Пресвятой Богородице Всемилостивая, явленная преподобным Серафимом Саровским иеросхимонаху Сампсону:
Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!

Его расстреливали, пытали, сажали в тюрьмы и лагеря.
Он был духовником советских академиков И.П. Павлова, В.А. Филатова, А.П. Карпинского. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном,
уникальны.
Перед кончиной Старец пророческие говорил слова своим духовным чадам:
«Жить осталось совсем немного, не теряйте время на пустое, торопитесь жить для Бога.
Россия останется маленькой — времен Царя Иоанна Грозного, а граница пройдет по Печерам».
Советы старца об исповеди и грехах
Начинать исповедь надо с любого постоянного повторяющегося греха: у кого-то язык осуждает, у кого-то лень является его богиней, у кого-то слава и честь, свое «я».
Кто-то согрешил злыми помыслами, кто-то злым языком, кипением зла в самом себе, раздражительностью, нетерпеливостью, нежеланием быть снисходительным к людям, бесстрашием по отношению к Богу и своей собственной участи…
Раздражение, немирность — это измена Богу. Отчуждение от Бога…
Малодушие делает нас нервными, тут помогут только узелки (четки). Узелки и мольбы к Божией Матери…
Молиться надо узелками, акафистом Божией Матери. Молиться нужно и Святителю Николаю узелками. Узелками — лучше стоя, чем сидя…
Отчего бывает внутреннее раздражение? Это проявляется, вылезает наружу гнездящаяся в сердце гордыня!
Необходимо стряхнуть с себя все мешающее, наносное. Надо исповедью поглумиться надо всем этим мусором, напитаться благодатью и стать Божиим человеком.
Внимай себе! Потому что это дается лишь при условии того, что вы стряхнете с себя, порвете со своими слабостями.
Чтобы лучше «любоваться» своей мерзостностью, страстями и грехами своими, которые есть истинный гной привычек и перешли в постоянные грехи (настроения, повадки, мысли): предлагаю завести листки именований грехов-страстей, которые будут заполняться ежедневно. На эти листки будем фотографически точно заносить факты и корешки грехов.
Это глубокое — «любоваться», ужасаться своим гноем грехов — скорее заставит, от страха и стыда, взяться за передел своей жизни решительно — твердо, рассердясь по-настоящему на себя, и даст ревность молитвенную, надоедающую молитвенно о своих слабостях и язвах, ошибках и упущениях, любимых язвах греховных, привлекая Божию помощь и осенение благодати. Это привлечет Небожителей и Саму Пречистую, Которая увидит серьезное намерение покаяться и страх смерти.
ЦЕРКОВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ http://church.necropol.org/sampson.html —-ЗДЕСЬ подробное ЖИЗНЕОПИСАНИЕ Иеросхимонаха Сампсона
Период СТРАДАНИЙ в Псково-Печерском монастыре и Москве:
Вскоре власти решили закрыть монастырь и открыть в нем музей. Всех монахов записали на Афон. Все старцы и монахи плакали, а Батюшка сугубо переживал. Он сообщил эту весть своим чадам и сказал, что читать о монастыре, какие молитвы, а сам закрылся в затвор. После затвора он написал своим чадам радостную весть: «Я трое суток не был на земле. По моей худости монастырь остался цел, поездка на Афон лопнула, но месть будет от самого сатаны. Мне здесь не жить!» Приказ об отмене отправки на Афон пришел через 2 месяца. Отношения с игуменом Алипием установились очень хорошие. Однако гонения не прошли. После того, как о. Алипий отпустил Батюшку на 4 дня на лечение, Владыка епископ Иоанн вынес решение: «Поездку считать самовольной отлучкой, запрещен в священнослужении на год без права носить клобук, крест, мантию». В ответ о. Сампсон написал епископу Иоанну: «В тюрьмах, ссылках, одиночках, карцерах, изоляторах мне было легче нести горе, чем здесь, в монастыре. Избиваемый там, мучимый, умирал там — но таких мук душевных я не знал там». Потом о. Сампсон писал своим чадам: «Я мирен потому, что убедился этими неделями, что попущенное несчастье имеет очень и очень глубокое «назначение» по своему смыслу, что епископ Иоанн был руководим не капризом капризной барыни, а внушением от Духа Свята. Это поругание дано мне на глубокий самоанализ, на несчетные великие и великие труды над собою, людям неведомые… Признаюсь, я очень страдаю, я седею по часам, я буду скоро неузнаваемый, но все это нужно именно людям». В 1961 г. на Пасху владыка Иоанн снял с Батюшки все запреты. Игумен Алипий благословил его литургисать, исповедовать монахов и мирян, совершать молебны, соборовать больных, отчитывать бесноватых. И так, без устали, на радость людям служил о. Сампсон около двух лет. Но в 1963 году Господь попустил еще большую напасть: психически больная девица, из мести после отказа принять ее в духовные чада, оболгала о. Сампсона публично и в письменной жалобе владыке Иоанну. Гражданская власть завела на Батюшку уголовное дело, а монастырская власть в отсутствии наместника учредила свой «монастырский суд». Созвали всю братию, прочитали жалобу больной и применили самую страшную кару — снять с него все монашеское. Старцы и многие монахи плакали. На следующий день за оградой монастыря с большим трудом, облив ведром бензина, сожгли мантию Батюшки. Духовные чада собрали весь пепел и хранят его как святыню. После того как Батюшку административно раздели, ему была запрещена переписка и общение с духовными чадами. Бог вел о. Сампсона такими тернистыми путями, какие для человеческого разума просто непостижимы. Невозможно осознать сколько и как он страдал. Игумен Алипий очень защищал и помогал Батюшке в монастыре. Через неделю после «монастырского суда» начальство попросило Батюшку уйти из монастыря, и он поселился в доме своего духовного чада до окончательного гражданского следствия. Гражданское следствие было недолгое и о. Сампсона полностью оправдали. После этого он поехал в Москву лично к Патриарху Алексию и обжаловал учиненную над ним жестокость. Св. Патриарх Алексий вернул ему сан и право на служение, назначил пенсию и посоветовал пойти за штат. Батюшка с большой покорностью вышел за штат.
Московский период жизни (с 1963 г.) о. Сампсона был настолько сложным, что повествование о нем лучше начать словами самого Батюшки: «Будучи заштатным священником, живя в Москве, шатаясь и переезжая с квартиры на квартиру и терпя всевозможные невзгоды и неприятности, которых бы я врагу не пожелал, я дошел до того, что мое здоровье резко ухудшилось и я был разбит параличом (левосторонним), с чем и пролежал год, пережив страшно много и радостей и горя… За это время я в Москве переменил 11 квартир.» В Москве о. Сампсон полностью погрузился в духовничество: он был духовником Св. Патриарха Алексия, к нему приезжали многие архиереи, священники, монахи, ученые и простецы, студенты. Постепенно жизнь Батюшки и его духовных чад налаживалась. Нашли прекрасную дачу в Малаховке, на которой он жил летом 12 лет подряд. Зимой жил в Москве, постоянно ездил молиться в Богоявленский храм, совершал проскомидию. Когда о. Сампсона лишили возможности совершать проскомидию, тогда митрополит Иоанн Киевский благословил о. Сампсона устроить домашнюю церковь в честь Покрова Божией Матери. Так, по благословению митрополита Иоанна, по Промыслу Божию появился Московский «Покровско-Феофановский Кошский монастырь», как его назвал о. Сампсон, поскольку епископа Феофана Затворника он считал своим учителем.
24 августа 1979 г. Сампсон Многострадальный почил сном праведника, и захоронен на Николо — Архангельском кладбище под Москвой. Несмотря на все его скорби, последнее завещание к ученикам: «Никому не делайте зла».
В настоящее время могила старца посещаема, а благодарные за помощь и исцеления уже поют: «Преподобне Отче наш Сампсоне, моли Бога о нас»!
Биография публикуется по:
• соответствующая страница сайта Фонда «Русское Православие».
Могила:
Иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) скончался 24 августа 1979. Погребён на Николо-Архангельском кладбище близ города Москва.
Могила на участке 33А. На могиле установлена часовня, хорошо просматривающаяся с дорог кладбища. На пути к могиле установлены указатели вплоть от центрального входа на кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *