Саровская пустынь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве, которое расположено в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса.

Паломникам удобнее всего добираться до Дивеева через город Арзамас. В Арзамасе два пассажирских вокзала: Арзамас-1 и Арзамас-2. От вокзала в Дивеево ходят маршрутки (частных фирм), также около арзамасского торгового центра «Метро» каждый час останавливаются автобусы транспортных компаний «Пассажир» и «Попутчик». На них можно добраться до Дивеево. Первый автобус отходит в 5.30, последний около 23.30. Бронировать места надо заранее по телефонам: «Пассажир» 8-800-555-05-39, «Попутчик» 8-987-559-22-22.
ОАО «РЖД» производит продажу билетов по схеме «поезд+автобус». Пассажиры поездов № 112 Москва – Круглое поле, № 142 Москва – Чебоксары смогут пересесть на автобусы отправлением от ст. Арзамас-2 в 07:30.

До Нижнего Новгорода можно добраться самолетом (авиапассажиры прибывают в международный аэропорт «Стригино»), обычным или скоростным поездом. «Ласточка», «Стриж» и «Сапсан» преодолевают расстояние от от Москвы до Н.Новгорода за 4 часа. Время пути обычного поезда 7-10 часов. Из Нижнего Новгорода с 8:00 до 22:00 каждый час отправляются автобусы в Дивеево от парковки торгово-развлекательного комплекса «Небо» (ул. Б. Покровская, 82; рядом с площадью Лядова). Первые и последние рейсы автобусы совершают от ж/д вокзала (посадка под метромостом). Необходимо предварительное бронирование по телефонам перевозчика: «Пассажир» 8-800-555-05-39, «Попутчик» 8-987-559-22-22.

Через железнодорожную станцию Мухтолово маршрут будет длиннее, т.к. от ж/д вокзала нет прямого автобусного сообщения и придется делать несколько пересадок. Расстояние от Мухтолово до Дивеево 55 км.

На автомобиле из Москвы удобнее всего ехать через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром, а дальше — через города Навашино, Кулебаки, Ардатов — до села Дивеева.
С юга удобнее ехать через Рязань, Шацк, Сасово, Ермишь или через Саранск, Лукоянов, Шатки, Лесогорск.
С востока, например, из Самары, маршрут проходит через Ульяновск или через Пензу на Саранск.

Из Москвы до Дивеево, а также из Дивеево до Москвы можно добраться автобусами транспортных компаний «Попутчик» и Пассажир. Уточнить расписание и заказать билеты можно по телефону: 8-987-559-22-22 («Попутчик»), 8-800-555-05-39 («Пассажир»).

По вопросам размещения, питания, знакомства с монастырем следует обращаться в Паломнический центр (двухэтажное желтое здание напротив западных ворот, у Казанского собора).

Мультимодальные перевозки

С 5 июля 2018 года открыто курсирование мультимодального маршрута Москва – Арзамас – Дивеево. Ежедневно с железнодорожного вокзала Арзамас-2 отправляется автобус № 517/518 по маршруту Арзамас – Дивеево. Билет на автобус – 250 руб. Билеты на автобус и поезд можно оформить единовременно в любой кассе или на сайте http://pass.rzd.ru. Мультимодальные рейсы автобусов согласованы по времени отправления и прибытия с пассажирскими поездами АО «ФПК».

Расписание автобусов:

Пункт отправления Время отправления Пункт прибытия Время прибытия Прибытие автобуса к поездам
ст. Арзамас-2 07:30 с. Дивеево 09:00 № 112 Москва – Круглое поле,
№ 142 Москва – Чебоксары
с. Дивеево 20:00 ст. Арзамас-2 21:30 № 111 Круглое Поле – Москва,
№ 117 Новокузнецк – Москва,
№ 89 Петропавловск – Москва,
№ 81 Улан-Удэ – Москва,
№ 75 Нерюнгри – Москва

Адрес Паломнический центра Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь
тел: 8 (83134)4-34-45

Архитектура монастыря

Саровский монастырь Саровский монастырь, 2004

Саровская пустынь — заметный памятник монастырского зодчества XVIII-XIX веков. В монастыре богомолец оказывался в мире, отличном от своего собственного. В храмах он видел образцы высокого искусства, шедевры зодчества, живописи, прикладного искусства — чеканки, литья, золотого шитья, резьбы по дереву.
Строили храмы артелью. Вначале подмастерья-сметчики делали «сметную роспись» — определяли стоимость работ. Кирпичи для храма изготовляли недалеко от монастыря. В разные времена делались кирпичи разного размера, и сейчас, когда ведутся исследования строений монастыря, это помогает определить время строительства. Рабочий день строительной артели составлял 12 часов: шесть до обеда и шесть после обеда. Работали весь летний сезон. Всего в монастыре было девять храмов, а также колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.

К основным памятникам относятся:

Успенский Собор

Успенский собор Крест на месте Успенского собора

Главное украшение Саровской пустыни — Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу Киево-Печерского Успенского собора. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Вначале Успенский храм представлял собой небольшую каменную однокупольную церковь. Закончена она была в 1730 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым.

Маленькие храмы не вмещали приходящих богомольцев, и в 1770 году началось строительство нового большого собора. Успенский собор создавал талантливый саровский монах Иоаким, в миру Иван Федоров. По его замыслу прежнюю церковь не стали разрушать, а превратили в алтарь нового храма.

Строительство вели владимирские мастера. Купола храма были вызолочены червонным золотом, его высота превышала 60 метров. Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы из истории Ветхого и Нового Завета. Пятиярусный иконостас, резной и покрытый позолотой, был уставлен иконами византийского письма. По легенде рисунок этого иконостаса сделал архитектор В. Растрелли.

15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С северо-восточной стороны Успенского собора у алтаря были похоронены преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

Здание собора после закрытия монастыря в 1927 году просуществовало до 1951 года. В советское время этот памятник зодчества был взорван. В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году началось восстановление часовни, построенной в конце XIX века над могилой преподобного Серафима.

Церковь Живоносного Источника

Церковь Живоносного Источника Памятный знак

При входе в монастырь внимание паломников привлекал соборный храм Саровской обители, названный в честь Божией Матери, Живоносного Ея Источника. Это самый первый храм, построенный в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. Через три года храм был перестроен и в этом виде простоял до 1752 года. Каменное строительство однокупольного каменного здания было начато в 1752 году. Большое пятикупольное здание было завершено в 1846 году. Выполнено оно в формах, переходных от классицизма к русскому стилю XIX века. Храм называли «зимним собором», потому что он отапливался и в зимнее время там шли службы до самой Пасхи.

Обширный и светлый, храм поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главной ценностью собора была особо чтимая и богато украшенная икона Божией Матери, Живоносного Ея Источника.

У стен этого храма также были похоронены настоятели Саровского монастыря, знатные покровители обители и старшая братия. После закрытия обители здание использовали для различных целей. Среди жителей города за ним закрепилось название «Веревочка», так как храм имел белокаменные украшения, напоминающие переплетенные пряди каната.

В 1953 году здание было разрушено. В наши дни на его месте установлены камень и поклонный крест с лампадой.

Церковь Зосимы и Савватия

Церковь Зосимы и Савватия

Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев строилась совместно с больничным корпусом. Это здание вошло в периметр монастыря, наряду с келейными корпусами выполняя роль ограды монастырской территории.

Первое одноэтажное здание церкви было построено в 1745-1750 годах. Храм был поставлен на месте, где преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и исцелила его от недуга. Непосредственное участие в строительстве принимал сам Серафим, тогда еще послушник Прохор Мошнин. Исполняя в монастыре послушание столяра, он собственноручно изготовил для этой церкви кипарисовый престол.

В 1784 году одноэтажный храм по проекту саровского иеромонаха Вонифатия был перестроен в двухэтажный, выполненный в стиле барокко. Небольшая по размерам церковь имела золоченый иконостас и иконы искусного письма. Окончательный вид церковь приобрела в 1849 году.

После закрытия монастыря церковь была разрушена. В 1950-е годы на ее месте было построено трехэтажное здание.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи Восстановление церкви Иоанна Предтечи

Эта церковь построена не на горе, как остальные саровские храмы, а под горой. Основанием храма служат своды, под которыми находился источник первоначальника Иоанна с чистой родниковой водой. Родник был сильный, вода в нем как бы кипела. Из источника вытекал ручей, бегущий в Сатис.

Первое здание, стоящее на источнике, было построено в 1752 году. В 1821-1826 годах церковь перестраивается на средства астраханского рыбопромышленника Федорова, получившего в Саровской пустыни исцеление от недугов. Строился храм в стиле зрелого классицизма. Стены были украшены росписями. Иконостас с колоннами был украшен резьбою и ярко вызолочен.

Вода из родника поднималась вверх «машиной» и направлялась в водопровод, проложенный по всей территории монастыря. В дни освящения воды к источнику из обители совершался крестный ход.

Саровские пещеры

Подземная церковь, 2002г Пещеры, 2002г

Это самое древнее сооружение в Сарове. Возникновение пещер с галереями, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам существования Саровского монастыря. С благоговением и некоторым страхом богомольцы спускались в эти жилища первых поселенцев обители. При колеблющемся свете пучка свеч в руке монаха-проводника посетители осматривали подземные кельи отшельников, куда удалялись монахи, желавшие более строгого уединения. Келии напоминают затворы киевских пещер.

Подземная церковь во имя Киевско-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году. Через некоторое время деревянный иконостас церкви из-за сырости пришел в негодность, и в 1730 году служба в ней прекратилась. В 1780 году для подземной церкви сделали металлический иконостас, и службы возобновились. Для проветривания из подземной церкви была выведена кирпичная труба, а над ней возведена часовня с главой и крестом. В настоящее время пещерах идут восстановительные работы.

Храм Серафима Саровского

Храм Серафима Саровского Восстановленный Храм Келья Серафима Саровского Восстановленная келья

Заложили эту постройку по проекту архитектора А. С. Каменского в 1897 году, еще до канонизации Серафима Саровского. Первоначально собор строился в честь Пресвятой Троицы. Его возводили над кельей, где старец жил последние годы, поэтому у храма было и другое название — «храм над кельей Серафима Саровского». Освящен он был в ходе саровских торжеств 1903 года, когда Серафим Саровский был причислен к лику святых. Это первый храм преподобного Серафима в России и в мире.

Монастырская трапезная Монастырская трапезная, 2003г

В храме был установлен простой иконостас. Келия преподобного Серафима как дорогое сокровище находилась внутри храма. Ее можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи преподобного. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. Она стала походить на часовню.

К храму Серафима Саровского примыкает здание монастырской трапезной, которую построили в 1828 году. Пологий купол большого светлого зала трапезной был украшен росписью на евангельскую тему о насыщении народа пятью хлебами.

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых Церковь Всех Святых, 2003г

Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832-1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой.

Уникальность церкви в том, что ее купол — единственное место, где сохранилась живопись монастырских времен. Роспись выполнена в классической манере и выдержана в монохромной серо-голубой гамме.

Первоначальные исследования показали, что роспись принадлежит арзамасской школе академика А. В. Ступина. Специалисты не знают аналогов этой росписи по сюжету и композиции ни в России, ни за ее пределами. Здесь изображен один из эпизодов Апокалипсиса — перед сидящим на престоле Вседержителем Агнец открывает книгу за семью печатями.

В советское время здание храма использовалось под ресторан, затем под хозяйственный магазин. В 1992 году храм был возвращен православной общине и вновь освящен.

Колокольня

Колокольня Колокольня, 2003

Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель — Святыми вратами.

Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год и в 1999 году отметила свое 200-летие. Колокольня строилась на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота — 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на обзорные площадки колокольни. В хорошую погоду с них можно было увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим Карлом Ивановичем Бланком. Однако подтверждающих ее документов пока не найдено.

Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном.

Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 тонн). Его назвали «Тысячник», он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов. Восемь колоколов весили от 2 до 56 пудов, другие были еще меньше.

Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для подъема собрали с окрестных деревень пять тысяч человек, и с помощью четырех канатов колокол был поднят на колокольню за несколько часов.

В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую митрополию.

В поездке Святейшего Владыку сопровождают: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.

Визит Его Святейшества на Нижегородскую землю начался с посещения города Сарова.

У святых врат Успенского мужского монастыря Саровская пустынь Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиереи, прибывшие в Саров на торжества, посвященные дню памяти преподобного Серафима, директор Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев, наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), братия обители, духовенство Нижегородской митрополии.

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Нижегородский и Арзамаcский Георгий; митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Дальнеконстантиновский Филарет; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Котласский и Вельский Василий; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; епископ Павлово-Посадский Фома; игумен Никон (Ивашков), наместник Саровской пустыни; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления; архимандрит Александр (Лукин), наместник Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода; архимандрит Тихон (Затекин), наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; братия Саровской обители в священном сане, духовенство Нижегородской митрополии.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин; временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области Д.В. Паслер; глава администрации г. Сарова А.В. Голубев; глава города, председатель городской Думы г. Сарова А.М. Тихонов; директор РФЯЦ-ВНИИЭФ В.Е. Костюков; почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев; исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского С.В. Габестро; сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Среди молившихся были председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) и игумении ряда женских монастырей, участники общественной организации «Саровский духовно-научный центр», благотворители и строители возрожденного храма.

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Нижегородской митрополии (регент — протодиакон Антоний Молев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире Нижегородской областной государственной телекомпании ННТВ и православного телеканала «Союз». Прямую трансляцию Литургии осуществляли также официальный сайт Нижегородской митрополии и сайт информационного агентства правительства Нижегородской области «Время Н». Часть верующих следила за трансляцией на большом экране, установленном на площади Саровской пустыни.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Шалатонов, настоятель соборной церкви Живоначальной Троицы г. Нижнего Новгорода.

По окончании богослужения митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству напрестольный крест из Успенской Саровской пустыни. Крест был изготовлен московским серебряником Федором Никифоровым в первой трети XVIII века. В нем содержится 73 частицы мощей и других святынь. В 1730 году иерей Петр Григорьев, клирик московского храма Воскресения в Барашах, передал этот крест в обитель в качестве вклада на вечное поминовение своего отца — иерея Георгия, приявшего постриг в Саровской обители в 1727 году и через два года после этого скончавшегося. Этот крест упоминается в описаниях Саровской обители XIX — нач. XX вв. в разделе «Кресты напрестольные». В 1927 году Саровский монастырь был ликвидирован решением Антирелигиозной комиссии Политбюро ЦК ВКП(б). В настоящее время крест был выкуплен из зарубежного частного собрания и пожертвован монастырю.

Также митрополит Георгий от лица духовенства и паствы Нижегородской земли преподнес Его Святейшеству икону Явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды и передал в дар храму точную копию Тихвинской иконы Божией Матери.

«Пусть этот замечательный образ не только напоминает вам о сегодняшнем дне, но и о великой связи времен, о великой связи святых мест земли Русской, о той духовной силе, которая по милости Божией неистощима и которой обладает наш народ-богомолец, народ, запечатлевший веру во Христа силой своего исповеднического духа. Под Покровом Пречистой Царицы Небесной, пусть простирается и осуществляется жизнь сей святой обители и паломников, которые непременно будут эту обитель посещать», — сказал Святейший Владыка.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи Успенскому мужскому монастырю Саровская пустынь были наград удостоены:

  • полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • губернатор, председатель правительства Нижегородской области Г.С. Никитин — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • председатель правления ПАО «Т Плюс», временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области Д.В. Паслер — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • директор Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.В. Паньшин — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Нижегородской епархии А.В. Анциферов — ордена преподобного Андрея Иконописца III степени;
  • директор ООО «Даниилов град» А.П. Третьяков — Патриаршего знака храмостроителя.

Верующим были вручены иконки Успения Божией Матери с Патриаршим благословением.

***

В 1730 году в Сарове стали строить первый каменный храм. 25 августа 1744 году он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием (Сеченовым). 27 августа в церкви освятили придел в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Первоначально одноглавая Успенская церковь, построенная на средства московского купца Демидова и поэтому в обиходе именуемая Демидовской, имела достаточно скромные размеры — длина здания была не более 15 метров.

В 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова был построен Успенский собор больших размеров: 55,7х27,2 метра, высота до верха креста составляла 60 метров. Особенно необычным в Успенском соборе было то, что старая Демидовская Успенская церковь не была разрушена; большой новый храм был как бы пристроен к ней с западной стороны, и старая церковь стала его алтарем. А в алтаре старой церкви устроили ризницу. Такое оригинальное решение позволило сохранить в Сарове его первую каменную церковь, одновременно вдохнув в нее новую жизнь.

Отличительной особенностью интерьера храма был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям — 27. По легенде, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли.

В начале 1777 года все работы в новом храме были закончены, но его освящение было проведено только 15 августа 1778 года.

Успенский собор был летним, то есть неотапливаемым. В холодное время года, до праздника Пасхи, службы проводились в церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («зимнем соборе»). После того, как в Успенском соборе были помещены мощи преподобного Серафима, встал вопрос об устройстве в храме отопления, чтобы паломники, число которых после 1903 года многократно увеличилось, могли посещать собор круглый год.

В сентябре 1903 года были сложены 4 кафельные печи внутри собора, и с 1 октября начато отопление. Однако такой способ отопления был вскоре признан неудачным. Стала портиться настенная живопись и решено было заменить печное отопление паровым. Работы начались в 1904 году. Между архиерейским домом и трапезой был установлен котел, из которого по трубам, проложенным под землей, пар подавался в собор. Отопление было сделано к марту 1905 года. Работу провела техническая контора московского торгового дома «В. Залесский и В. Чаплин». Тогда же чугунный пол в соборе был заменен метлахскими плитами.

После закрытия монастыря в 1925 году собор стал ветшать. В 1951 году он был взорван. Формальным поводом послужило то, что от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание якобы могло обрушиться.

Весной 2016 года началось восстановление Успенского собора.

1 августа 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемого Успенского собора.

Патриархия.ru

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь.
Саровский монастырь был основан в 1706 году. Закрыт в 1927 году. Монашеская жизнь возобновлена в 2006 году. Подробнее смотрите в разделе Монастырь.
Саровский монастырь известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых православных подвижников и святых. Житие преподобного смотрите в разделе Серафим Саровский.
Также можно посетить отдельный информационный портал, посвященный 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В разделе Саров смотрите более подробную информацию о городе.
В разделе Новости публикуются последние новости монастыря и города, а также события с ними связанные.
В разделе Даты в хронологическом порядке представлена информация об основных фактах, связанных с историей монастыря и города.
В разделе Фотогалереи предлагается посмотреть фото монастыря, города, а также окрестных мест.
В разделе Видео собрана пока небольшая подборка видео-материалов, связанных с монастырем, городом и прп. Серафимом Саровским (в частности его наставления, оформленные в виде небольших видео-клипов).
В разделе Книги будут представлены литературные произведения, связанные с монастырем и городом.
В разделе Статьи будут представлены статьи, публикации, заметки, исторические очерки, связанные с историей монастыря и города.
В разделе собрана подборка ссылок на интернет-ресурсы, связанные с монастырем и городом.
В разделе Контакты приведена контактная информация монастыря. Вы также можете воспользоваться формой обратной связи для отсылки сообщений.
Последние новости


Все новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *