Сатанисты

Современные тоталитарные секты

Не сотвори себе кумира.

Библейское предостережение

В ХХ веке под влиянием усиливающихся гуманистических тенденций основные конфессии пересмотрели методы работы с людьми. В истории осталось все то, что было характерно для времен инквизиции, ордена иезуитов, монастырской практики.

Уважение к правам и свободам личности стало обязательным не только для светской, но и для церковной жизни. Однако, как говорится, «свято место пусто не бывает». Ослабленные вожжи жесткого манипулятивного влияния на души и сознание людей через их внутреннюю готовность к безоговорочной вере в нечто мистическое, потустороннее тут же подхватили многочисленные религиозные секты. Не случайно к числу основных направлений обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни Доктрина информационной безопасности РФ относит активное противодействие негативному влиянию на россиян религиозных сектантских организаций и их миссионеров, как правило, иностранного происхождения.

В нынешней духовно дезориентированной массе населения России для разных сект немало плодотворной почвы. Быстрое разрушение прежней системы отношений между людьми и патриотических идеалов, кризис семьи и школы привели к образованию пустот в духовной жизни молодежи. Экономические трудности, массовое мошенничество, рост преступности и безработица толкают людей на поиск сочувствия, поддержки, утешения. Именно с обещаний и утешений начинает свой контакт с людьми любой обманщик, в том числе оперирующий понятиями веры. Появлению сект способствует и неподготовленность молодежи к хитроумным ходам разного рода миссионеров.

Кроме того, в России, как нигде в мире, люди доверчивы, отзывчивы. Поэтому в нашей стране легко создаются любые секты. Но искоренить новую тоталитарную систему после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно. В случае преследований со стороны государства она уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Ее проявления напоминают метастазы раковой опухоли.

Перечислить все секты и мистические учения не представляется возможным. По разным подсчетам, в мире существует несколько тысяч сект и новых культов, по своей сути мало чем отличающихся друг от друга и создающих одни и те же гуманитарные проблемы. Американские специалисты насчитывают в США от 2500 до 3000 деструктивных культов с вовлечением в них до 15 миллионов человек. По данным общественной организации (Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий), в различные культовые новообразования на территории России уже вовлечено молодежи в возрасте до 18 лет — 500 тысяч, а от 18 до 25 лет — 1 миллион человек.

Секты растут, как раковые опухоли. Например, тоталитарная секта «Свидетели Иеговы» за последние четыре года увеличила в России свою численность в сто раз. Подобных процветающих организаций насчитываются многие десятки. Миллионы наших сограждан уже стали фанатиками, готовыми на все ради своих хозяев. Все больше случаев проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры управления, обороны, образования. Нарастает криминализация таких сект. Нередко сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков.

Реальная угроза вовлечения в сети нетрадиционных религиозных культов нависла сегодня над российской молодежью. Любая секта остро нуждается в молодых, энергичных профессиональных кадрах. Поэтому объектом особенного внимания «новых религиозных течений» является прежде всего студенчество. В нашем секуляризованном государстве, где по Конституции школа отделена от традиционной церкви, вербовка в секты начинается именно со школьного или институтского порога. В этом смысле, возможно, изучение в школах основ религиозной культуры уменьшит интерес к сектам.

Секта — это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Тоталитарными сектами, или деструктивными культами, называют секты, нарушающие права своих членов и наносящие вред путем использования методов «контролирования сознания». Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а методами их деятельности. Перечень основных сект представлен на рис. 5.1. Рассмотрим кратко наиболее активные секты.

Церковь Христа. «Международная Церковь Христа» (или «Бостонское движение») возникла в 1979 г. в Бостоне. Основатель — Кин Мак-Кин. Зарегистрирована Минюстом России в 1992 г.

«Церковь Христа» построена по пирамидальной структуре, для которой характерна строгая подотчетность «учеников» лидерам и жесткая иерархия. Жизнь каждого ученика находится под контролем наставника. Над каждым наставником есть свой наставник. Утверждается, что власть наставнику дана Богом.

Секта прибегает к классическим методам вербовки, используемым в большинстве тоталитарных культов. Существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого он должен обратить в новую веру. Детально разработана система психологического давления на личность, которая включает в себя следующие элементы:

кажущаяся ненавязчивость воздействия;

отсутствие свободного времени;

ограничение сферы общения между членами секты и теми, кто находится за ее пределами;

групповое давление на каждого индивида; ограничение сна; внушение комплекса вины;

установление максимального и непрерывного контроля над личностью. ящий момент Господь занимается разбором наших грехов для последующего Страшного Суда. Учитывая количество грехов, Суд состоится нескоро.

Версия о конце света является основной в религиозном учении адвентистов. Но есть и другие отличия от традиционного христианства. В частности, они признают выходным днем только субботу, считая перенесение отдыха на воскресенье грехом и потаканием язычеству. Эта секта не признает церковных празднеств, обрядов, икон, отвергает поклонение кресту и святым мощам.

Главное средство агитации у адвентистов — распространение литературы. В последние десятилетия они стали прибегать к помощи радио и телевидения. Адвентисты обязаны платить в церковную кассу десять процентов от доходов. Браки разрешаются только между членами секты.

Баптисты. Секта протестантского происхождения. Первая баптистская община была создана в 1633 г. в Англии, а уже в 1639 г. полностью переселилась в Северную Америку, штат Род-Айленд. Поэтому сказать, где зародился баптизм — в Великобритании или Америке, затруднительно.

Баптисты упростили культовую и церковную организацию протестантской церкви. Они не признают христианские таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми людьми. Баптисты отрицают крестное знамение, иконы, у них нет молитвенников.

Баптисты — одна из самых многочисленных и богатых общин в мире. И одновременно — одна из сект, наиболее активно пропагандирующих свою веру. В недавнем прошлом неоднократно возникали скандалы, когда представители этой секты являлись в православные храмы и заводили там разговор с прихожанами о преимуществах своей веры. После разрушения «железного занавеса» баптисты ведут себя более солидно — распространяют литературу, создают молодежные организации, ведут телевизионные передачи и до приставаний к людям на улицах не опускаются.

Свидетели Иеговы. Секта базируется на принципах иудаизма и имеет американское происхождение. Зародилась в конце девятнадцатого века.

«Свидетели Иеговы» — самая напористая, если не сказать агрессивная, секта. Благодаря активной пропагандистской деятельности с использованием всех возможных методик достигла численности, по отдельным сведениям, до пяти миллионов человек.

Иеговисты утверждают, что основывают свое учение на Библии, однако отрицают Бога-сына и чудо воскресения Христа. Впрочем, для верующих куда опаснее запрет членам секты при любых обстоятельствах соглашаться на переливание крови. В их журналах («Пробудитесь» и «Сторожевая башня») встречаются статьи, посвященные «подвигу» верующих, отказавшихся от переливания крови во время операции и тем не менее выживших. Во время Великой Отечественной войны многие сектанты отказывались защищать родину от захватчиков, проявляя таким образом «непротивление злу».

Каждый иеговист обязан привести в секту свою семью или развестись.

Характерной особенностью секты является непрерывное нагнетание нетерпимости к инакомыслящим и ожидание скорого конца света. За время существования секты ею было сделано множество пророчеств о конце света, например, в 1872, 1874, 1914, 1925 и 1975 годах.

Для вербовки своих сторонников «Свидетели Иеговы» настойчиво обходят жилые дома, со скандалами проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т. п. Они всячески избегают раскрывать свою принадлежность к секте и ненависть к православию до тех пор, пока не войдут в доверие. Таким образом, для вовлечения граждан они напрямую используют обман. Особая опасность секты заключается в массовых акциях для охвата населения.

Церковь Единения Сан Муна. Секта основана в Корее в 1954 г. Для привлечения последователей использует имя Христа, однако учение Сан Муна противопоставляется Новому Завету как более истинное.

Согласно утверждению Сан Муна, сейчас у него свыше трех миллионов последователей, и «пророк» прекрасно знает, каким образом употребить их рабочую силу: «Церкви Единения» принадлежат свыше ста пятидесяти корпораций в самых разных сферах производства и обслуживания — на них и используются, как рабы, последователи секты. В нашей стране деятельность Муна такого размаха еще не получила и от имеющихся сектантов просто требуют добывать деньги и учеников для «святого дела».

Первая задача вербовки — заманить жертву в секту. Дальше действует уже отработанная система: «бомбардировка любовью», всеобщее внимание и восхищение, дружба, чрезвычайно навязчивое общение.

Разумеется, жертвы «отсекаются» от любых контактов с родителями; их новый дом — секта, их новый отец — Сан Мун.

Сатанисты. Самое опасное по своему влиянию на будущее человечества и быстро распространяющееся сектантское направление. Нынешние последователи этого направления пытаются возродить сатанизм, впервые прошедший мощной волной по Европе на финальной стадии эпохи Возрождения, когда наряду с освобождением от гнета Средневековья, раскрепощением Разума и Свободы мир получил и нечто другое. История жизни того времени оказалась переполненной примерами дьяволопоклонничества и, как следствие, не знающего ограничений разврата, вероломных убийств, неприкрытого зверства в обращении вполне образованных людей того времени с врагами и своими подчиненными, насилия над женщинами и детьми, полного пренебрежения не только светскими, но и церковными нормами.

Тогда карающие возможности Церкви еще были практически безграничны и на европейской арене появилась инквизиция, испепелившая на своих кострах все дьявольское (и одновременно все свободно-разумное). Значительная часть населения Европы вскоре оказалась погруженной в обезличенную пуританскую серость.

Новый ренессанс сатанизма пришелся на конец ХХ века. К этому времени сатанинское движение в Америке (и отчасти в Европе) становится одной из характерных черт жизни в больших и малых городах. Многие специалисты — антропологи, культурологи, социологи, философы и историки, удивленные этим феноменом, посвящают специальные исследования этой проблеме.

В работе «Городские ведьмы» американский антрополог Э. Мэди отмечает, что «современная Америка переживает возрождение колдовства во всех социальных слоях — от клерка и парикмахерши до менеджера и бизнесмена, рабочего и политика, на всех возрастных уровнях — от подростков до восьмидесятилетних стариков.

Интерес к колдовству и сатанизму за последние два года стремительно вырос и достиг поистине драматических масштабов. Едва ли сегодня возможно найти хотя бы один массовый журнал, газету без статей о возрождении чернокнижия. Собрания ведьм, сатанинские церкви растут сегодня в Америке, как грибы после дождя, точно так же, как растет и число актов изгнания из людей, добровольно или насильно, вселившихся в них злых духов…».

Доминирующий сегодня тип организаций современных дьяволопоклонников представлен «Церковью Сатаны», основанной в 1966 г. американцем Энтони Лавеем. Ее структура бюрократически оформлена, имеет строгую иерархию. Как и все нынешние секты, эта «церковь» в высшей степени авторитарна. Чтобы стать ее членом, необходимо пройти сложные обряды, испытания и посвящения. Штаб-квартира церкви находится в Сан-Франциско, откуда Лавей и осуществляет руководство своей «черной» паствой. Отсюда он ежемесячно отправляет послания членам своей церкви, отвечает через газету на вопросы, присланные по почте, выступает по радио и телевидению.

Для сторонников этой «церкви» (по сути, секты) общим является цинично-потребительский взгляд на природу человека и его земную жизнь. Согласно Э. Лавею, жажда земных наслаждений составляет главную потребность человека; загробной жизни не существует (по крайней мере райской), потому надо спешить наслаждаться земными радостями. Их сатанизм — это крайний прагматизм.

Священной книгой прихожан «Церкви Сатаны» является «Сатанинская Библия», написанная самим Лавеем. На первой странице посвящения стоит много имен. Одни из первых в этом перечне — Григорий Распутин и Александр Калиостро. Вот некоторые заповеди «Сатанинской Библии»:

«Да будут благословенны сильные, ибо им принадлежит мир».

«Если тебя ударят по щеке, ударь в то же место врагу еще сильнее».

«Сатана проповедует здоровую жизненную силу, а не духовные иллюзии».

«Сатана одобряет грехи, если только они доставляют физическое, умственное или эмоциональное наслаждение».

Философия Э. Лавея сводится к следующему: в непрекращающейся схватке добра и зла явный перевес есть и будет на стороне зла. И значит, на Земле неминуемо торжество Люцифера, который является олицетворением зла. Поэтому люди должны поклоняться не Богу — символу добра, справедливости и света, а дьяволу — символу зла, ненависти и тьмы.

Как именно надо поклоняться этому символу зла, «Сатанинская Библия» описывает обстоятельно. В ней подробно излагаются обряды и мифы, почерпнутые по существу из разных эпох у разных народов и племен древности. «Сатанинская Библия» знакомит также читателя с тем, как вызывать дьявола, как продать ему душу, как поддерживать с ним постоянный контакт, как заниматься сатанинским сексом и многим другим.

Смысл жизни у сатанистов определяется как путь к власти и успеху. Этот путь может и должен быть освоен. Главное средство достижения цели на этом пути — черная магия. Согласно последователям сатаны, магия может быть только «черной». Белой, или альтруистической, магии для них не существует. Они считают, что человек постигает Сатану и черную магию в процессе обогащения и развития своего земного «Я», и только через этот процесс можно достичь полноценной эмоциональной жизни.

Сатанизм — фактически обратная сторона христианства. Например, его цвет — черный, символизирующий плотские увлечения и принцип вседозволенности; в отличие от белого — символа чистоты в христианстве. В сатанизме все как бы стоит вверх ногами: грех возведен в ранг добродетели, он не просто позволен — он благословлен свыше, если только он может доставить сатанисту наслаждение или принести какие-нибудь материальные выгоды. И поэтому, если ты хочешь украсть — укради, любишь врать — ври всегда и везде, решишь кого-нибудь убить — пожалуйста, убивай. И во всех своих действиях игнорируй христианские заповеди: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй». Поклонники Люцифера мечтают и всеми способами стремятся к тому, чтобы именно такой, перевернутый с ног на голову, мир — страшный мир зла и насилия — воцарился на планете. В этом главная опасность массового сатанизма для людей.

Важное место в деятельности сатанистских сект занимают специальные ритуалы. И чем мрачнее, мерзостнее и таинственнее ритуал, тем лучше для Сатаны. Все это привело к изобретению такого обряда, как Черная месса (или обедня святого Секария). Сатанинская «Черная месса» должна проводиться ночью, желательно в разрушенном храме, и сопровождаться чтением Библии наоборот. Нередко в завершение мессы верховный жрец укладывал на алтарь и подвергал сексуальному воздействию какую-либо приверженку этой секты. Главные символы сатанистов: перевернутый крест, пятиконечная звезда, череп козла и др.

Главное противостояние сатанинской и христианской теологии лежит в оценке того, что относится к миру священного и к миру светскому. Сатанисты утверждают, что их боги есть боги земные, а не небесные, что их вера своим основным направлением имеет подавление духовного, обмирщение священного и, напротив, превращение всего земного в культовое и священное. Сатанисты учат полностью отдаться утехам и плотским удовольствиям здесь, на Земле. Христианство представляется ими религией бессильных и растерянных людей. Сатанинское определение Христа — «это бледная и ни на что не способная немощь, висящая на кресте».

В чем же причины этого второго массового возрождения колдовства и сатанизма сегодня, в век грандиозных научно-технических изобретений и достижений, в век потрясающих открытий, совершенных человеческим разумом?

Одна из причин, по убеждению американца Э. Мэди, состоит в том, что от страданий людей не спасли ни Бог на небесах (нередко превратно понятый, «по уму» истолкованный), ни «боги» прогресса, науки и техники. Мы вложили в эти последние всю свою веру, но сейчас оказалось, что бог прогресса, как мы его понимали, есть двуликий Янус, требующий огромную, ужасную и непомерную цену за наше движение вперед, ведущий исключительно к все большему и большему потреблению и комфорту. «Богу науки» не удалось построить для нас рай, как мы ожидали, свободный от болезней, невежества, смерти. Вместо этого он опустошает наши души и угрожает гибелью посредством Апокалипсиса термоядерной войны или медленной смерти в результате загрязнения окружающей среды. Сегодня многие жители западных стран ощущают себя находящимися в окружении невидимых и не поддающихся определению опасностей, которых не знали их отцы. В такое жестокое время люди ищут новых богов или возрождают давно умерших. Для многих поиск истины вовне оказался неудачным, и они обратились к своему внутреннему миру, к идее собственного перерождения.

Э. Мэди прав в том, что «бог прогресса и техники» обманул надежды человечества. Однако не прав в другом: сатанизм, в отличие от христианства, не возвращает интерес человека к своему внутреннему (душевному) миру, забытому на путях прогресса и обогащения, не ведет людей к духовному перерождению. Все его ценности — в мире земных достижений и удовольствий.

Сатанизм не противостоит происходящему оболваниванию человека в современном потребительском мире, а пытается по-новому объяснить, оправдать и даже поднять статус его ценностей. Одновременно умалить роль духовных запросов и качеств в нашей жизни. Нынешняя волна сатанизма — это новая массированная попытка удержать от неизбежного падения идеологию «князя мира сего». На это работают не только сатанинские секты, но и многие другие попытки умалить значение христианства — например, через предъявление миру новых Евангелий (от Иуды, Фомы, Филиппа), разгадок «кода да Винчи» и т. п.

Сатанизм особенно опасен не закрытыми сборищами, ритуалами и рисунками на стенах, главная угроза в том, что его заповеди проникают в повседневную жизнь, формируют стереотипы и модели человеческого поведения, превращаются в особую бытовую философию. Опускаясь на уровень массового сознания, он нередко выступает уже в качестве жизненного принципа больших групп людей. В итоге, не осознавая того, люди все чаще руководствуются в повседневной жизни правилами «Сатанинской Библии»: «прекрати копаться в душе», «бери от жизни все», «сделай себя богатым и будешь счастливым», «для успеха все средства хороши». Мы не замечаем, как в практических делах и мыслях сатанизм скрытно овладевает людьми и подспудно начинает манипулировать их сознанием, навязывая сугубо потребительские образцы жизни.

Сатанинское движение приобрело уже довольно стройную структуру и организацию. Как пишет один из исследователей современного сатанизма Артур Лионе в книге «Вто- рое пришествие: Сатанизм в Америке», «имеется несколько международных объединений, включающих в себя национальные организации поклонников культа дьявола. Эти центры имеют определенную иерархию и центральные штаб-квартиры, исполняющие функции контролирующего органа над подчиненными им местными организациями сатанистов… При них же существуют и специальные школы, где проходят обучение будущие черные священники для сатанинских приходов».

Россия также вплотную столкнулась с сатанизмом. «Сатанизм, богоборчество и сознательное служение дьяволу с каждым днем усиливается в нашей стране. Появление сатанинских знаков и надписей на стенах храмов, расстрел Неугасимой лампады, установленной в память Святым Кириллу и Мефодию; зверские издевательства и попытки убийства архимандрита Иннокентия в Иосифо-Волоцком монастыре; распространение по всей стране самого дикого сектантства — все это и многое-многое другое — продолжение богоборчества, которого отнюдь не стало меньше в нашем отечестве. Только слепой, а точнее не желающий видеть, не поймет, что сознательное обнажение человеческих душ для воздействия самых низменных страстей — это не что иное, как сатанинские мистерии», — утверждает иеромонах Тихон.

В России существует несколько организаций сатанинской направленности. Среди них: «Антихристиане» (или «дьяволопоклонники»), «Южный крест», «Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», «Интернационал Люцифера», «Крысятницы», «Церковь сатаны» и др. Последователи «Церкви сатаны» пытаются строить свое учение на базе «Сатанинской Библии» Э. Лавея.

Психологи Великобритании и США, где колдовские и сатанинские секты регистрируются официально и обладают всеми правами религиозных объединений, отмечают, что среди сатанистов немало лиц с больной, извращенной психикой.

Прямой вербовки в свои ряды сатанисты не ведут. Более того, к неофитам, желающим стать сатанистами, в подобных «обществах» относятся свысока, заставляют их проходить некие испытательные сроки, подвергают экзаменам на «приверженность силам Зла». Активный интерес к своей деятельности поклонники Антихриста объясняют неубедительной деятельностью официальной Церкви, ее неспособностью помочь человеку в борьбе с реальными земными страданиями. Они же предлагают не спасительные беседы, а конкретные действия, радикально преобразующие отношение к жизни. Каждый новый «рекрут» дает клятву служить сатане, молчать обо всем увиденном и услышанном, читать «Черную библию» и не делать попыток к выходу из секты. Практикуется причащение новичков «общинной кровью», собранной в чашу из надрезанных рук членов секты.

Вместе с тем существуют и преступные молодежные шайки, желающие прикрыть свою деятельность сатанинским ореолом, придать им видимость дьяволопоклонничества. Проводимые ими «черные мессы» представляют собой банальные пьяные и наркотические оргии, сопровождаемые «свальным грехом». Служением Дьяволу они пытаются прикрыть распространение наркотиков, воровство, а то и более серьезные преступления, компенсировать свои неудачи. Но и расплата неминуема: конфликты с законом, тюрьма, неизлечимые наркомания и ВИЧ-инфекции.

Сектоведение. Тоталитарные секты

У этого термина существуют и другие значения, см. Сектоведение (значения).

Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования


Обложка третьего издания книги «Сектоведение»

Автор

Александр Леонидович Дворкин

Язык оригинала

русский

Издатель

Изд-во Братства во имя св. Князя Александра Невского

Страниц

ISBN

«Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» — книга, написанная православным исследователем сект, представителем российского антисектантского движения А. Л. Дворкиным. Книга посвящена описанию новых религиозных движений и организаций, относимых автором к тоталитарным сектам. Книга была написана как учебник для учебных заведений РПЦ.

В «Сектоведении» в основном рассматриваются действующие в настоящее время в России, в том числе официально зарегистрированные, новые религиозные организации, которые автор относит к «тоталитарным» или «деструктивным сектам». Кроме того, автор приводит параллели между «сектантством» и внерелигиозными группами, организациями и режимами, например, характеризует Гербалайф как «коммерческий культ» и намекает на признаки «сектантства» у коммунизма (в тоталитарной форме существовавшего, например, в СССР в 1930-х годах).

Книга широко используется в качестве источника в диссертациях, научных статьях и монографиях, рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия в вузовской программе по религиоведению. В 2000 году помощник Генерального прокурора Евгений Чуганов рекомендовал книгу как источник достоверных сведений о сектах при рассмотрении в Челябинске иска местного объединения свидетелей Иеговы к председателю областной Комиссии по правам человека Е. В. Гориной.

Книга переведена на болгарский, грузинский и литовский языки.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2 Просмотров:22 605 1 880
  • ✪ Дворкин. История сектантства
  • ✪ Дворкин Александр Леонидович. «Теология «процветания» в неопятидесятничестве»

Субтитры

  • 1 История написания
  • 2 Издания на русском языке
  • 3 Содержание книги
  • 4 Содержание концепции
    • 4.1 Цели сектоведения
    • 4.2 Определение тоталитарной секты
    • 4.3 Признаки тоталитарной секты
    • 4.4 Классификация религиозных групп по А. Л. Дворкину
  • 5 Отзывы о книге
    • 5.1 Критика
      • 5.1.1 Очерки российского сектоведения
    • 5.2 Положительные рецензии
  • 6 Ответы на критику
  • 7 Издание на других языках
  • 8 Примечания
    • 9.1 По содержанию теории
    • 9.2 Публицистическая критика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *