Саваоф: кто это?

Сейчас открыл статью о Саваофе в Википедии. Там уже пишут, что это одно из имен бога. А ведь еще совсем недавно этого не было.Когда я несколько лет назад написал пост о Саваофе , то первый же комент был такой — да мелкий израильский божок воинств, как наполеон занявший не по седалищу трон. Пять лет прошло а как все изменилось.
Саваоф на куполе Храма Христа Спасителя.

Кстати там написано следующее — Савао́ф (ивр. ‏צבאות‏‎, Цеваот, мн. число от ивр. ‏צבא‏‎, цава — воинство, войско; буквально «Господь Воинств») .
Как бы это не совсем правильно. Вот как трактовалось это прежде.
А это текст, который описывает надпись на куполе Храма Христа Спасителя, рядом с нарисованным там Саваофом.
Т.е. войско вторично. Главное сила.Просто тогда она была только в войске. Кстати тоже самое верно и сейчас.Нет войска, нет силы.Но войско все равно вторично в этом понятии.
Это, кстати, характерный пример, как трактовка конкретного понятия меняется со временем.И потом уже часто не доискаться до того, как то или иное слово, понимали в древности. А значит меняется и трактовка истории, причем часто до неузнаваемости.
Там, в этой статье о Саваофе есть еще один абзац:
По другим данным, идея Бога в иудаизме развивалась от представления о последнем, как племенном покровителе, приносившем избранному народу военные победы и Землю обетованную, — отсюда и название саваоф, — к трансцендентной сущности, наполняющей собой всю вселенную. По мнению Рудольфа Отто, об этом изменении говорит восклицание серафимов «Свят, свят, свят», что в переводе с древнееврейского означает «Иной, иной, иной!»:

» Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2-3) «
В оригинале Ветхого Завета использовано слово каддош, что не имело никакого отношения к нравственности и означало «непохожесть», полную чуждость (К. Армстронг «История Бога», стр. 54).
_____________________________
Саваоф был еще и чужой.Свят. свят, чурь меня.
Нашел еще один интересный текст на эту тему :
Фраза «свят, свят, свят» дважды встречается в Библии – один раз в Ветхом Завете (Исаии 6:3) и один – в Новом (Откровение 4:8). Оба раза фразы озвучены небесными существами, и оба раза это случается в видении человека, который был приведен к престолу Бога: сначала пророк Исаия, а затем апостол Иоанн.
Ну точно чужой.Небеса раньше трактовались как другие планеты.
Вообще в связи с моими размышлениями на тему — Баал и Саваоф, кто более матери истории ценен? у меня закралась еретическая мысля. А что если в Ветхом Завете упоминается не один Бог а несколько ?
Цитирую по Вики : (Кстати там именам бога отведена цельная статья, между прочим.)
В Ветхом Завете имя Бога представляет свойства Его божественной природы и Его божественные атрибуты. Сущий — (‏היה‎‏‎ — Я есмь Тот, Кто есмь; с иврита «быть» переведено на русский «Сущий») «Бог сказал Моисею: Скажи сынам Израилевым Сущий послал» (Исх. 3:14) Элохим (однокоренные слова — Эль, Элоха) Саваоф Адонай имя, обозначающееся по-гречески как Тетраграмматон Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Шадай (или Саддай) — корнем его является (‏שד‎‏‎) — «сила» и в этом смысле это слово и производные от него, например, «ШАДдай», «меШАДед» неоднократно встречается в еврейском тексте Писания (например, в Книге Мишлей (Притчах Соломона). В средние века это имя стало «расшифровываться» как это аббревиатура «Шаддай» — ‏ שדי‎‏‎, состоящая из начальных букв трёх слов на иврите Шомер Длатот Исраэль ‏שומר דלתות ישראל‎‏‎ — Охраняющий двери Израиля. Данное имя используется иудеями в мезузе. Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог вечный» (Быт. 21:33). Эль-Гибор — «Бог Крепкий» (Исх. 9:6-7) Эль-Элион — «Бог Всевышний». Ветхий днями (Атик Йомин) — образ Бога из книги пророка Даниила. Шемхамфораш (שם המפורש Shem ha-Mephorash) — древнееврейская фраза, означающая «72-кратное имя Бога». Считается увеличенным Тетраграмматоном. Иногда к имени Бога прибавляется уточняющее определение (эпитет), выделяющее одно Его качество, характерное для проявления в общении с конкретным человеком или для места, на котором Он действовал. YHWH-Ро’и́ — «Яхве (Иегова) — Пастырь мой» (Пс. 22:1) YHWH-Ир’э́ — «Яхве (Иегова) усмотрит» (Быт. 22:8,14) YHWH-Шало́м — «Яхве (Иегова) — мир» (Суд. 6:24) YHWH-Роф’э́ха — «Яхве (Иегова) — Целитель твой» (Исх. 15:26) YHWH-Цидке́йну — «Яхве (Иегова) оправдание наше!» (Иер. 23:6) YHWH-Ша́мма — «Яхве (Иегова) там» (Иез. 48:35) YHWH-Нисси́ — «Яхве (Иегова) — знамя моё» (Исх. 17:15) YHWH-Мекаддишхе́м — «Яхве (Иегова), освящающий вас» (Лев. 20:8)

Мы же тоже сейчас говорим- бог Отец, бог Сын ( и святой дух),бог Зевс, бог Апполон, бог Юпитер, бог Марс .А можно еще вспомнить мои исследования на тему язычества, которое было древнеиудейской верой в римских-греческих- славянских- египетских богов.
Т.е. был конечно один верховный бог,типа Зевса или того же Саваофа, которые символизировали собой Силу.Но у Саваофа был и бог Сын, который вочеловечился и стал человеком, по прозвище «Спаситель от Бога». И , например, в Лицевом Своде Ивана Грозного, нарисованы именно два бога, бог Отец и бог Сын.Так может быть одно из имен бога в Ветхом Завете принадлежит Христу?
Кстати, как я понял, разница между древними иудеями и древними христианами была, в частности, в вопросе:, вочеловечился ли бог Сын в Христе или нет? Но, наличие второго бога Сына, никто из них, как я понимаю, тогда не отрицал.Это уже потом, при развитии общества и в связи с политическим заказом на пропаганду самодержавия, всех богов «утолкали» в одного, имя которого напрочь «забыли».А Христа сделали человеком. Что интересно, РПЦ не забыла Саваофа, он нарисован на куполах всех наших центральных храмов, в том числе и Храма Христа Спасителя.При этом сейчас есть официальная формулировка — Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Которую лично я раньше трактовал в том смысле, что Христос это Бог и Спас. И, я уверен, так это делает большинство верующих. А все потому, что с одной стороны есть запросы политической власти на определенную концепцию а с другой, церкви мира, и в частности РПЦ, стараются сохранить старые , изначальные знания. Особенно в этом преуспели иудеи с их кошерностью и субботой.И получается не религия и история а шизофрения. А нам,потомкам, разбирайся в этом хаосе.
Бытие определяет сознание. И веру с историей.
Дополнение:
Есть такая известная заповедь:
7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.(Книга Исход 20:7) Более известную сейчас как — не поминай имя Господа всуе. Лично мне кажется, что Бог просто просил не приставать к нему по пустякам. Об этом ясно говорят слова — напрасно и всуе.
Но, в связи с изменением самой веры и последующей политикой партии и правительства, сейчас научились это выражение трактовать совсем по другому. В смысле вообще нигде и никогда не произносить ИМЯ бога.И это правильно. А то вдруг в головы верующих может закрасться мысля, что богов то было несколько? А это уже ересь и богохульство.
Вот так люди забывают имена своих богов.Кстати, тогда получается, что у Бога было таки имя. А ведь по современным доктринам он просто бог-аллах-егова. Это не имя а определение.И более того, у католиков вообще неизвестно есть ли бог вообще? Косвенным доказательством его существования является Христос.Это я как то в статье одного из римских пап прочел.
По существу у христиан всего мира богом «назначили» Христа. Хотя он человек.Правда тут сослались на то, что бог Сын вочеловечился в Христа.Но в сознание обычного человека бога зовут Христос. Есть даже анекдот- кто самый счастливый человек на свете? Папа Римский. Каждый день, утром приходя на работу, он видит своего начальника распятым. Вот у нас вся история религий это один сплошной анекдот.

ГОСПОДЬ САВАОФ. Одно из имен Божиих в Священном Писании.

Имя (жен. род, мн. ч.) происходит от семитского корня, который встречается, например, в академических текстах ( — народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В еврейском языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге пророка Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ — Господь Вседержитель (так же передается имя); как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων — Господь сил (обычно в Псалтири).

Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище ( ) в Силоме (1 Цар 1. 3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1 Цар 4. 4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам — Решефу, Ваалу или Элу (Seow. 1992).

В еврейском тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» (включая варианты) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (так называемое Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам Ветхого Завета. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (например, у пророка Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Исходе 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис — 62), у Иеремии — 82 (в масоретской версии; в Септуагинте — 12), в Псалтири — 15, у послепленных пророков Аггея — 14, Захарии — 53, Малахии — 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого моря только однажды в 1QSb 4. 25).

В христианской традиции имя Господь Саваоф употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus). Особое значение ему придавали гностики — сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» (Fallon. 1978). Кроме того, найдены еврейские и греческие амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Господь Саваоф с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной (Johnson. 1978).

Иконография

Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 — 1565 годы.
В византийском искусстве с именем Господа Саваофа не связывается какая-либо иконография. Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в русском искусстве в XVI веке. В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа Ветхого денми: Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах, складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий — зеленой, волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде 2 пересекающихся ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы, встречающиеся в изображении Ангела-Софии (например, фигурки, сопровождающие евангелистов в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (80-е годы XIV века, разрушена), на тверских царских вратах (XIV века, ГТГ), называют «софийные»).

Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI век, ГТГ): Господь Саваоф изображен несколько раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» — спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» — поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» — Господь Саваоф со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Святой Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» — Господь Саваоф на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (середина XVI века, ГТГ) Господь Саваоф на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках — развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590 годы, СИХМ). Образ Господа Саваофа получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место — в куполе вместо традиционного изображения Господа Вседержителя. В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565 годы), Успенского в Свияжске (60-е годы XVI века), Смоленского в московском Новодевичьем монастыре (1598 год) представлена композиция «Отечество», где образ Господа Саваофа соответствует Ветхому денми в византийской иконографии. В перечисленных выше композициях Господь Саваоф, как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Святой Троицы.

Поясное изображение Господа Саваофа находится в юго-восточном малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547 года), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой церкви Александровской слободы (70-е годы XVI века), в центральном куполе церкви Святой Троицы в Вязёмах (конец XVI века), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1563 год).

Иконы «Отечество» с Господом Саваофом становятся средником праотеческого ряда иконостасов (например, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица — Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI века, СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Господа Саваофа в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на многих иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 годы — обе в СИХМ; 1603 год, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (начало XVII века, ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII век, СПГИАХМЗ); «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682 год, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение — Сошествие во ад» (40-е годы XVII века, ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX век, частное собрание). Изображения Господа Саваофа включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (конец XVI века, СИХМ); «Что Тя наречем» (середина XVII века, ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я половина XVI века, ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я половина XVII века, ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX век, церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др.

На миниатюрах XVI века, прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Господь Саваоф изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Господь Саваоф как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи церкви во имя Святой Троицы в Вязёмах, в церквах во имя святителя Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673 год) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675 год) и в Тутаеве (1679-1680 годы).

В XVII-XVIII веках образ Господа Саваофа встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в церкви великомученика Георгия Полошского монастыря (Македония, 1609 год), «Сопрестолие» в церкви монастыря Драгомирна (Румыния, 1607-1609 годы).

Образ Господа Саваофа был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов как несоответствующий православному вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца — неизобразимой первой Ипостаси Святой Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы так называемой новозаветной Троицы — «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию которых входит образ Господа Саваофа, продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

Понимание именования «Господь Саваоф» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» — Ам 5. 16) и относиться и к Святой Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею…» (см.: Ис 6. 3; Мф 21. 9). Широкое распространение иконографии Господа Саваофа обусловило его соотнесение с Иисусом Христом. Образ Господа Саваофа, как и Ветхого денми, могла сопровождать надпись: IC XC (например, на миниатюре «Сотворение человека» из сборника «Палея историческая, Апокалипсис с толкованием, изложение судных дел еретиков Ивана Висковатого и Матвея Башкина», 2-я четверть XVII века, ИРЛИ (ПД). Древл. Л. 23). На гравюрах Библии Василия Кореня (1692-1696 годы), в сценах «Сотворение мира», Творцом представлен Ангел со звездчатым нимбом, надпись: «Господь Саваоф». Таким образом, изображение Господа Саваофа принадлежит к таким символическим образам, как Ветхий денми, Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, которые основаны на различных текстах Ветхого Завета и широко представлены в византийском и древнерусском искусстве.

Иллюстрации:

Господь Саваоф. Икона из праотеческого ряда. Мастер Ждан Дементьев. 1630 год (КБМЗ);

Страшный суд. Икона. Начало XVI века (ГТГ);

Господь Саваоф. Роспись Архангельского собора в Московском Кремле. 1564 — 1565 годы;

Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. 1563 — 1564 годы.

Дополнительная литература:


Увидев в нашей галерее изображение «Господь Саваоф» я решил узнать подробнее, что означает это имя.
Имя «Господь Саваоф» упоминается в Библии много раз. И это имя что-то означает. Имя «Господь Саваоф» не исчезло с уходом Ветхого и приходом Нового завета. Как в Ветхом завете люди верили в Этого великого единого Господа, так происходит и в Новом завете. Господь не изменяется, и в Библии сказано, что Он вчера, сегодня и вовеки будет оставаться тем же.
Мы не можем сказать, что в Ветхом завете люди верили в Господа Иегову и верили, что Он — Господь Саваоф (что с еврейского языка означает «Господь воинств»), а мы сегодня верим в другого Господа. Нет! Мы верим в Того же Бога, в которого верили люди Ветхого завета, и мы живем по тем же заповедям.
Но сегодня мы с вами имеем больше, чем они. Сегодня мы имеем милость от Господа, милость получать прощение, когда согрешаем. Они этого не имели. За каждый грех следовало определенное наказание.
Чем отличается Ветхий завет от Нового? Новый завет — это завет милости, но ни одна из заповедей, ни одно из имен Бога, о которых мы читаем в Ветхом завете, не вычеркнуты. Истина не вычеркивается, а еще больше открывается. Из веры в веру и из славы в славу. Новый завет открыл нам большую славу истины. Он показал, что Господь еще и милостивый. Как сказано в Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Это то, из чего состоит Новый завет.
«Ибо так возлюбил Бог мир…» Какой Бог возлюбил мир? — Тот же самый, в которого люди верили во времена Ветхого завета. Открылось еще одно Его качество — милость. И теперь необязательно терпеть наказания за грехи, если ты раскаиваешься в них. Если ты исповедуешь, если ты принимаешь жертву Иисуса Христа, которую Он вознес Своим телом на крест. Он заплатил Своей кровью. И если ты сегодня веришь в это, то ты получаешь от Бога милость.
Согласно Ветхого завета, если ты согрешил, то тебя не спасет ничего, не важно веришь ты или нет. Как написано: «Душа согрешающая, она умрет». Вот он Ветхий завет.
Сегодня мы говорим о таком имени Господа, как Господь Саваоф (евр. «цеваот» от слова «цава» — войско). И я хотел бы начать с того, что сегодня очень многие христиане не понимают, что такое Церковь. Многие христиане, может быть, ошибочно думают, что Церковь — это тихая гавань, изо дня в день мирная и спокойная жизнь. Думают, что Церковь — это когда ты должен пребывать в состоянии «заторможенного отупения».
Это не христианство, это буддизм, это какая-то нирвана. Если взять индуизм, то это клубок заморочек; если взять буддизм, то это сплошная нирвана. Т.е. когда ты становишься буддистом, ты делаешься «тормозом». И ты веришь в то, что чем ты более заторможенный, тем тебе лучше.
Чем отличается христианство от ислама? Ислам — это извращенная, экстремальная форма иудаизма: если ты — неверный, то тебя надо уничтожить, ты не можешь жить на земле.
Что такое христианство? Христианство — религия, которая делает человека человеком, делает царя царем, который все расставляет на свои места. Вот это — христианство.
Если человек — алкоголик, то индуизм ему говорит, что такая у него карма. Спасай его, не спасай, — он алкоголик и алкоголиком умрет. Христианство говорит: нет, нужно все расставить на свои места. Ты родился человеком, поэтому получи от Господа прощенье, стань свободным и будь Человеком. Ислам говорит, что если ты алкоголик, то тебя надо убить. Христианство же расставляет все на свои места.
Если царь — христианин, то это самый мудрый царь. Если чиновник — христианин, то это самый мудрый чиновник. Если бизнесмен христианин, то это самый успешный бизнесмен. Если человек — христианин, то это самый человечный человек. Христианство дает тебе возможность быть тем, кем ты родился.
Бывает так, что человек, приходя в Церковь, успокаивается и начинает пребывать в чем-то вроде нирваны. И когда Церковь Божья сталкивается с войной, то они неспособны воевать, потому что у них ошибочное представление о христианстве.
Буддизм неспособен воевать, потому что это религия нирваны. Мусульмане наоборот могут только воевать. Христиане, когда надо быть в мире, могут находиться в мире, но когда дело касается войны, то это самые лучшие воины. Аминь.
Сегодня мы поговорим о том, что такое Церковь и кто Такой Господь Саваоф в нашей жизни.
Когда Господь Иисус Христос говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», Он говорил в будущем времени. Что это значит? Не что иное, как то, что Церковь постоянно должна быть готова к войне. Церковь — это не место нирваны. Бывают дни, когда Церковь должна защищать «Святую землю», на которой она стоит.
Мы должны не только верить в небеса, в заповеди, в истину, в Господа Иисуса Христа. Мы также должны уметь отстаивать эти убеждения. Нужно уметь отстоять свою семью, своих друзей, своего Бога и свою Церковь. Т.е. есть святые законы, которые не должны нарушаться. Если ты вступаешь в брак, то ты не можешь развестись. Если у тебя есть друзья, то ты не можешь разорвать с ними отношения, если они тебя не оставляют. Если ты уверовал в Господа, то ты не можешь вдруг сказать, что больше не веришь в Него. И точно так же, если ты есть в какой-то церкви, то ты не можешь сказать: «Сегодня я уже не хочу быть в этой церкви».
Мы должны отстаивать эти четыре закона. Нужно иметь смелость, ревность, мудрость и силу отстаивать то, во что мы верим.
Вы знаете, что имя Господа Саваоф не упоминается до книг Царств. Давайте откроем Первую книгу царств и будем читать о Давиде. Давид лучше, чем многие из нас знал, что такое Церковь. В то время, когда он был пастухом, он вдруг мог стать воином в нужный момент. Когда он был в мире, то был величайшим поэтом. Когда он был царем, то это был самый великий царь, который только мог быть.
Он не ограничивал Господа тем, что был просто хорошим поэтом. Когда наступали филистимляне, то он откладывал свои гусли, брал свой меч, снаряжал свою армию и побеждал. Когда же нужно было вести политические дела, то он вел их так, как никто. Когда надо было пасти овец, то он пас их, как самый лучший, как самый профессиональный пастух.

И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла (1Цар. 15:1-3).
Когда пророк от имени Господа Саваофа являлся к человеку, который должен был возглавить Израиль, он шел и говорил: «Я пришел к тебе от имени Господа войны, и я хочу, чтобы ты разобрался с врагами Израиля». Мы знаем, что Израиль — это ветхозаветный образ сегодняшней Церкви. В Израиле случалось разное, и бывало так, что приходилось вести войну.
Мы вспоминаем историю, когда Израиль воевал с филистимлянами: Голиаф вышел и поносил святой народ, приведя в испуг все израильское войско. В то время маленький пастушок Давид пришел в стан, чтобы доставить своим родственникам еду. Увидев, как этот необрезанный язычник, или как это звучало бы сегодня — этот грешный человек, который не является христианином, который не является святым человеком, поносил Божий народ, вышел и сказал очень удивительную вещь: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских».
Кто рассказал этому маленькому пастушку, что Господь — Бог Саваоф? Любовь к Господу дала ему определенное знание. Давид жил духовной жизнью. Если мы живем духовной жизнью, то у нас появляется знание от Господа, нас невозможно обольстить, нас невозможно обмануть, сбить с толку. Если ты каждый день молишься, если ты каждый день читаешь Библию, то Господь через все это вкладывает верные мысли.
С физической стороны Давиду ничего не светило, кроме поражения. Но в его сердце не было желания уйти. Потому что он знал, что не израильтяне начали войну, но филистимляне; не Израиль забирал в рабы юношей и девушек филистимских сел, но филистимляне. В той схватке нужно было все решить, надо было остановить врага.
И что случилось? Давид выступил, и Господь был с ним. Он пошел и победил. Не из-за того, что был супервеликим, а из-за того, что был под влиянием Духа Господа Саваофа.
Илия — это один из великих пророков в Израиле. В то время над Израилем воцарился один человек, который взял себе в жены язычницу. Она стала влиять на царя и, в буквальном смысле слова, заставила весь Израиль поклоняться языческим богам.
Это была война. Это была духовная война.
Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее (3Цар. 19:13,14).
Смотрите, Илия стал разговаривать с Господом, как с Богом воинств тогда, когда в Израиле случилась эта духовная война.
У Церкви также сегодня есть физическая война с клеветой, с грязью, с мошенниками и т.д. У Церкви есть также духовная часть войны, и каждое из этих направлений должен возглавлять определенный человек.

Не может царь вести духовную войну, он не совсем понимает, как это делается. Также и пророк не может вести войну физическую.
Смотрите, что сказал Илия: «Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе…» Т.е. уже пора начинать войну, уже пора освободить духовное поле Израиля от этих языческих капищ.
«Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом…» Пора выходить на арену человеку, который имеет духовную власть.
Как Илия выиграл эту войну? Он собрал всех людей Израиля и обратился к ним с речью: «Вы верили всю жизнь в Господа Иегову, но сейчас вы стали рабами язычества». По мере того, как Илия говорил, в их сердцах пробуждался дух, который усыпили языческие заблуждения. Заключительным его словом было: «Слушайте: если Ваал есть бог, то давайте служить ему. Но если наш Господь есть Бог, то давайте вернемся к Нему».
Мы знаем, что жрецы Ваала сделали жертвенник своему богу, а Илия сделал жертвенник Господу из двенадцати нетесаных камней. Жрецы Ваала возложили жертву и плясали, бесились, кололи себя ножами, умоляя, чтобы их бог разжег этот жертвенник. Но ничего не происходило.
Тогда Илия стал смеяться над ними. Этот святой Божий человек начал, в прямом смысле слова, издеваться. Все методы оправданы, когда с тобою Господь. Если дословно перевести то, что он говорил, то это ни в какие рамки не лезет: «Может, ваш бог в туалет пошел?» Ну, это мягко говоря.
И люди смотрели, возможно, думая: «Что это за неуважительный человек?» Но Илия знал, что делал. Его методы были оправданы.
Наконец он сказал: «Ладно, заканчивайте», велел залить жертвенник Господа водой, помолился Богу, огонь сошел с неба, и жертва возгорелась. В тот момент дух в людях воскрес. Это была духовная победа Божьего духовного авторитета. Точно такая же, как и победа маленького пастушка Давида над Голиафом.
Во времена Елисея Израиль тоже переживал духовный кризис. Иосафату, кто был царем над Израилем на тот момент, предстояло победить одну из сильнейших языческих армий. Он был очень мудрым человеком и потому обратился к пророку Божьему, послав к нему людей с вопросом вести царю войну или нет.
И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами… (4Цар. 3:14-16)
Пророк Божий дал царю определенные указания о том, как победить. И после того, как Иосафат со своей армией сделал так, как сказал Елисей, языческая армия была разгромлена. Бог был с ними.
Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено (Ис. 2:12).
Когда на Церковь восстает «гордое», «высокомерное» и «превознесенное», то для того, чтобы это унизить, Церковь должна воевать. Это будет исполнением воли Божьей. И мы, как духовные люди, должны желать всем своим сердцем, чтобы воля Божия исполнялась.

Поэтому, когда на Церковь восстает «гордое», «высокомерное» и «превознесенное», а Церковь не противостоит этому, — это нарушение заповеди Бога. Из-за чего Израиль был в страхе, когда Голиаф выходил и поносил их? Да, потому, что воины, которые должны были воевать, не выполняли свою задачу.
Почему Израиль был поглощен языческой религией во времена Илии? Потому что люди, которые должны были вести духовную войну, победить обольщение, и перстом не шевельнули, чтобы это сделать. Это грех.
Что же стоит за именем Господа Саваофа?
Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, — и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день (Ис. 2:12-17).
Это та аура, которая окружает имя Господа Саваофа, в Которого мы верим. Мы должны помнить об этом титуле Бога, когда находимся на стадии военных действий. Будь то духовная война, когда в Церковь вкрадывается обольщение, или война физическая, когда есть террористические акты по отношению к храмам или какие-то суды…
В этот момент мы должны верить в нашего Господа, как в Бога войны. Мы не можем просто стоять, как те солдаты, и смотреть на Голиафа, поносящего Божий народ.
Мы должны знать характер нашего Бога.
В Библии сказано: «Не мстите за себя». Если тебя обидели, то ты не должен мстить за себя. Но когда дело касается «Святой земли», то если ты молчишь, — ты грешишь.
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его (Пс. 17:26,27).
Это характер Господа. Если ты искренен, если ты чист, тогда Господь поступает с тобой так же. Но если ты начинаешь лукавить против Господа, против Божьей Церкви, то готовься к такому лукавству, которое ты выдумать даже не сможешь.
Если ты сын своего Отца, то должен взять характер Бога в свой дух. Ты должен любить искренних, ты должен с искренними быть искренним, с чистым быть чистым. Но с лукавым ты не должен быть чистым, с лукавым ты не должен быть искренним. С лукавым ты должен поступить «по лукавству его».
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2:13-17).
В этом эпизоде никто не обидел Господа Иисуса лично. Он просто вошел в Храм, на Святую землю. Но то, что Он там увидел, шокировало Его. Он не остался в покое, но сделал бич из веревок, выгнал всех, столы перевернул, а деньги у меновщиков рассыпал.
Это выглядело неприглядно. Ученики Господа к этому отнеслись верно. Этим и отличаются ученики от тех, кто просто находится рядом. Ученики Господа понимают Его характер. Кто-то спрашивал Иисуса: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Что это ты поступаешь как бандит?» Ни один из учеников не спросил этого. Но они вспомнили слова Писания, говорившие об Иисусе: «Ревность по доме Твоем снедает Меня».
Как же поступали апостолы?
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1Тим. 1:18).
Апостол Павел завещал Тимофею быть воином.
Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим. 1:19,20).
Что это значит? Это и защита, и нападение. Слово «сатана» значит «противник». Иными словами, Апостол Павел предупредил их: «Если вы не успокоитесь, то вами будут заниматься люди, которые будут так вам сопротивляться, что мало не покажется».
Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (2Кор. 10:2).
Апостолов обвиняли в том, что они поступали по плоти. Может быть, это связано с Именеем и Александром?
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (2Кор. 10:3).
Он говорит: «Мы не себя защищаем».
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится (2Кор. 10:4-6).
«Оружия воинствования нашего не плотские», т.е. не как у бандитов. Но у Бога есть сила — это Его закон. И закон светский — это тоже сила Бога.
Господь Саваоф — у нашего Бога есть такое имя. Если нужно воевать, Иегова вдруг становится Саваофом. Если нужно прощать, Саваоф становится всемилостивым Богом и отдает Своего Сына Иисуса Христа на крест за каждого из нас. Бога нельзя ограничить.
Единственное, что Его останавливает, — это когда в Его народ приходит разделение, когда в Его народе есть невежество. Невежество губительно. И мы должны ведать что делаем, мы должны знать. А знание мы получаем из Библии.
Пермская деревянная скульптура — Господь Саваоф :

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *