Савва Сторожевский

Память о деяниях, и сотворенных им чудесах надолго сохранится в сердцах верующих. Одним из признаваемых святых на Руси является Савва Сторожевский.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Житие Саввы Сторожевского
  • Чудеса, сотворенные Саввой Сторожевским
  • Звенигородский монастырь
  • Источник преподобного Саввы
  • Скит святого Саввы
  • Икона святого
  • Для чего молятся звенигородскому святому

Житие Саввы Сторожевского

По некоторым источникам он был наследником знаменитого боярского рода проживавшего в Смоленском княжестве. С юных лет парень почитал Христа. Долгое время обретался в Троицком монастыре. Его признали одним из первых учеников Сергия Радонежского. Под руководством учителя, непрестанно обращаясь к Богу в молитве, он стал подвижником Христа, заступником царей, целителем и прозорливцем.

В обитель попал совсем молоденьким юношей. Не любил вести светских бесед, все время проводил в молитве. Носил одежду из плотной ткани, спать ложился на пол, употреблял пищу только растительного происхождения.

Пользовался большим уважением у иноков и мирян. Выполнял обязанности духовника Троицкой братии, когда скончался учитель, занял его место. Крестник святого монаха Сергия Радонежского князь Юрий Звенигородский избрал Савву своим священником для совершения таинства покаяния.

Но душа его требовала уединения. Поэтому он ушел на гору Сторожевскую, где построил деревянный храм и небольшую келью для себя. Но его затворническая жизнь продлилась недолго, слава о нем быстро распространялась, потянулись люди. Всех, кто приходил, он учил смирению и послушанию. А князь Георгий Дмитриевич дал преподобному Савве средства на возведение каменного монастыря. Для его росписи пригласили на тот момент никому не известного Андрея Рублева.

Умер Савва 3 декабря 1407 года. К лику святых причислен спустя 140 лет по ходатайству митрополита Макария и монастырской братии.

Видео: Житие Преподобного Саввы Сторожевского

Чудеса, сотворенные Саввой Сторожевским

После смерти Преподобного храм продолжал функционировать и развиваться. В период Смутного времени благодаря покровительству благословенного старца только Сторожевская обитель уцелела от сожжения и разрушения.

В 1812 году Савва снова отвел беду от монастыря, когда пасынок Наполеона занял его. Он пришел во сне к генералу Богарне, пообещав тому возвращение в родную землю при условии, что тот запретит своему войску расхищать святое место.

Еще не раз святой игумен спасал храм от разорения, а Алексея Михайловича Романова образ отшельника защитил от свирепого медведя. С тех пор царь почитал его своим защитником.

Звенигородский монастырь

Возведен на месте деревянной церкви в 1398 г. Были в его истории радостные и печальные моменты.

Не раз его посещали венценосные особы: Иван Грозный с женой и детьми, царь Алексей Михайлович основал себе здесь резиденцию.

В 1919 г. большевики разграбили, вывезли из него все ценности. К восстановительным работам приступили только в 1995 г., продолжаются они и до сегодняшнего дня. Патриарх Алексий II вернул мощи святого старца в собор.

Видео: Звенигородский монастырь Саввы Сторожевского

Источник преподобного Саввы

Купель появилась из земных недр в 700 м от центрального входа в лавру. Проживая в монастыре, Савва неустанно молился, произошло чудо, и возник источник. Он стал дополнительной, естественной защитой от нападений.

В наши дни верующие беспрепятственно могут посещать его, чтобы попить святой воды и окунуться в специально оборудованный исток. Чтобы справиться с болезнью, следует искупаться в нем.

Видео: Источник Саввы Сторожевского

Скит святого Саввы

Расположен недалеко от монастыря. Ранее это была небольшая пещера, выкопанная на склоне горы. Святой старец удалялся туда для совершения молитв.

Основали скит стараниями Московского митрополита, святителя Филарета и фабриканта П.Г. Цурикова. На том месте в конце XIX в. возвели церковь и кельи. Во время революции на его территории расквартировали солдат.

В наши дни проводят реставрационные работы по его восстановлению.

Икона святого

На святом образе Савва изображен в монашеской одежде, поверх которой надета черная мантия. Она олицетворяет отречение от всего мирского. Правой рукой звенигородский игумен благословляет верующих. В левой – держит свернутый свиток. Золотистый фон символизирует Царствие Небесное. Обрамление говорит о том, что земную жизнь преподобный старец провел праведно – подобно Иисусу Христу.

Лицом святой повернут к молящимся, что помогает тем настроиться на диалог с ним.

Для чего молятся звенигородскому святому

Савву Сторожевского просят об укреплении веры, об излечении. Монах помогает всем, кто обращается к нему со светлыми помыслами. На искреннюю молитву он обязательно отвечает. Достаточно рассказать ему о своих трудностях, сразу становится легче.

Видео: Молитвы Преподобному Савве Сторожевскому

По слову преподобного Силуана Афонского, молиться за людей – кровь проливать. Но мирской человек молится мало, говорил подвижник, а монах – постоянно. «Благодаря монахам, на земле никогда не прекращается молитва; и в этом польза всего мира; ибо мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет»,– утверждал старец, наш соотечественник, подвизавшийся на Святой Горе Афон в конце XIX – первой половине XX века.

Монахи, искавшие место строгого уединения, где можно было бы все силы отдать стяжанию непрестанной молитвы, уходили в скиты. В прежние времена многие из них жили под духовным руководством старцев, отказываясь от своей воли, желаний и полностью полагаясь на волю своего духовного руководителя. Сегодня трудно найти и старцев, и безмолвные места. И все же скиты в наших монастырях возрождаются. Некоторые, правда, берут на себя функции подсобного хозяйства обители. Но есть скиты, в которых ростки духовной жизни – бодрствование и молитва, чтение Святых Отцов – пробиваются сквозь «чащу» суетливых забот современной жизни.

Как развивается скит преподобного Саввы, созданный при Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, об этом мы говорили с наместником обители архимандритом Саввой (Фатеевым), скитоначальником – игуменом Феодосием (Чинаделем) и подвизающимся в скиту иеромонахом Корнилием (Гапоненко).

Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев):

– Прежде, чем рассказать о сегодняшнем дне скита, я должен обратиться к истокам его возрождения. Оно, как у всех святынь Русской Православной Церкви, переданных ей в разные годы после десятилетий безбожия, было трудным. Скит, построенный в километре от монастыря в 1862 году на месте пещеры (которую, по преданию, выкопал сам преподобный Савва и где он в посте и молитве провел последние два года жизни), находился в плачевном состоянии. В годы советской власти из 17 построек 15 были уничтожены. Остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. Жили люди и в храме преподобного Саввы. В 1998 году должны были состояться торжества в честь празднования 600-летия обители и возвращения в нее честных мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Братия приложила много сил, чтобы к осени закончить так называемые консервационные работы. И 24 августа1998 года в скитском храме прошла первая после безбожного периода Божественная литургия.

– Но впоследствии совершать здесь службы оказалось опасно. Я помню, как православные СМИ с тревогой сообщали об усилении оползневых процессов: скит постепенно сползал в сторону реки Сторожка, из основания алтаря церкви выпадали фундаментальные блоки. Спасали скит всем миром?

– Действительно, всем миром. Как раз это было накануне второй знаменательной даты – 600-летия со дня преставления преподобного Саввы. И Святейший Патриарх Алексий II, зная о положении дел, призвал восстановить национальную святыню, придать скиту прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность. Многие благодетели откликнулись. Один из них – московский предприниматель Геннадий Петрович Булгаков – взялся полностью отреставрировать общежительный корпус, находившийся в ветхом состоянии. Благодаря содействию Александра Георгиевича Гладышева, который в то время являлся главой Одинцовского района, было сделано ограждение скита, двухполосная дорога, ведущая к нему, а также брусчатка возле скитского корпуса и храма. Еще большая заслуга Александра Георгиевича – это укрепление ползущего западного склона с помощью подземных бетонных столбов. Потрудилась на совесть ремонтно-строительная компания «Ресма»: ее высококвалифицированные работники сделали реставрацию храма внутри и снаружи. Колоссальная работа была проделана!

– И тогда же была восстановлена пещера преподобного Саввы, куда сейчас люди идут и идут, чтобы помолиться Звенигородскому чудотворцу?

– Да. Также был возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, по какому принципу назначается скитоначальник?

– Важно, чтобы это был человек, стремящийся к молитвенному деланию. Человек, остро чувствующий ответственность как за духовную жизнь скита (чтобы там каждый день совершалось молитвенное правило), так и за сохранение облика скита в надлежащем состоянии. Когда меня в феврале 2006 года назначили исполняющим обязанности наместника монастыря, отец Феодосий уже был скитоначальником. И все эти годы я видел, что, кроме того, что он и молитвенник, и хороший проповедник, он старается в точности исполнить благословение наместника, без благословения ничего не делает.

– Кто еще подвизается в скиту преподобного Саввы?

– Иеромонах Корнилий (Гапоненко) – тихий, сосредоточенный на внутреннем делании монах, много времени уделяющий молитве и чтению Святых Отцов; монах Арсений (Каныгин), который тоже стремится к молитвенному деланию. Почувствовав, что ему мало молитвенного правила, совершаемого в обители, что хочется подумать о своей душе подальше от мирской суеты, создаваемой паломниками, он стал проситься в скит. Мы его долго испытывали, потому что Святые Отцы не рекомендовали братии сразу удаляться из общежительного монастыря, высказывались против торопливости в таких вопросах. Спустя какое-то время Духовный Собор обители принял решение благословить отца Арсения на скитскую жизнь. А недавно мы благословили туда еще одного насельника – инока Савватия (Трифонова). Послушаний хозяйственного толка там немного: зимой, например, надо снег убирать, летом и осенью – ухаживать за небольшим огородом и несколькими ульями, заготавливать дрова на холодную пору года. Так что времени на сугубую молитву остается достаточно.

– Отец Савва, есть ли доступ в скит мирянам, жаждущим получить ответы на духовные вопросы?

– В классические скиты, основанные на правилах строгого общежительного устава, мирян не пускают. У нас, можно сказать, несколько неуставное правило: каждую субботу на Божественную литургию в скитской храм преподобного Саввы приходят и мирские люди.

Скитоначальник игумен Феодосий (Чинадель):

– Храм во имя преподобного Саввы Сторожевского, построенный над намоленной пещеркой преподобного, стоит в овраге, а над ним нависают песчаные склоны. Церковь была освящена ревностным хранителем православия святителем Филаретом (Дроздовым) в мае 1858 года. Скит в свое время посещали император Александр II, императрица Мария Александровна, Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Елисавета Феодоровна. Страшно подумать, что мы могли потерять эту святыню! Причин критического состояния здания много. Одна из них заключалась в нарушении системы отвода воды. В песчаных склонах были вырыты глубокие колодцы, чтобы туда стекались весенние воды и не давили на фундамент, однако после революции 1917 года эти колодцы оказались заброшенными. Стали трескаться своды церкви. Требовалось провести масштабные инженерно-ремонтные работы.

Стали их проводить, в результате чего удалось капитально укрепить фундамент церкви. Саму гору во многих местах пришлось сверлить и вбивать туда трубки где-то метров по десять-двенадцать, а в них заливать раствор. Делалось это для того, чтобы гора не ползла, не давила на храм. Еще, чтобы гора не давила на грунт, из-под храма, стоявшего на песке, столько этого песка – в тележках, вручную – было вывезено! Был сделан под храмом подвал, что уменьшило на него нагрузку. Но это инженерно-технические тонкости. Главное – храм спасли! И двухэтажный каменный братский корпус капитально отремонтировали, полностью сменили в нем «начинку».

– Батюшка, стены удалось укрепить, удалось победить разруху. А как укрепляется духовная жизнь в скиту?

– Духовное строительство оказалось самым сложным в наши дни. Оскудение монашества и наставников умного делания – реалии времени, которые нельзя сбрасывать со счетов. И все же впадать из-за этого в смертный грех уныния тоже непозволительно. Несмотря на то, что враг рода человеческого нацеливает мир на рассеянное внимание, катастрофически удаляющее человека от Бога, возможность сокровенно молиться и духовно совершенствоваться у современного монашества есть. И тот монах, что стремится к христианскому совершенству, должен воспользоваться этой возможностью в полной мере.

Иеромонах Корнилий (Гапоненко):

– Я твердо убежден, что в первую очередь надо стремиться к тому, чтобы себя образовывать, а затем уж наставлять других людей. Нужно стремиться самому прежде пройти путь духовной брани, в которую вступает всякий, желающий нести благое иго Христово. Вот читаю «Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского» и вижу: будучи таким же человеком, как мы, он достиг святости через постоянную борьбу с греховными страстями. Каждый день, каждый час он боролся, чтобы Евангельская заповедь была исполнена, и победил!

В нашем монастыре имеется хорошая библиотека, фонд которой составляет 6,5 тысяч томов. Но у меня в скиту есть свои настольные книги, которые я читаю-перечитываю и замечаю удивительные вещи (хотя воля Божия всегда удивительна): когда я прилагаю усилия к тому, чтобы поступить, как советуют в своих трудах духоносные отцы: живший в VI веке преподобный авва Дорофей или известный русский подвижник, духовный писатель XIX века Святитель Игнатий (Брянчанинов), или почти наши современники валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) и игумен Никон (Воробьев), – все получается, как они говорят. Поступаю вопреки их советам – получаю противное. То есть действительно их труды, размышления, письма написаны водительством Духа Святого. А меня Господь проверяет на практике: усвоил ли я прочитанное только умом или сердце тоже согласилось? Сколько раз Господь посылал мне такие жизненные испытания, чтобы все это закрепилось на практике!

* * *

В этот день мы стали свидетелями неприятной сцены, омрачившей знакомство со скитом преподобного Саввы Сторожевского. Рядом с двухэтажным корпусом на территории скита (там находятся кельи монахов, домовый храм Святителя Николая чудотворца, богослужения в котором совершаются в дни памяти великого угодника Божия) послышались возбужденные громкие голоса. Трое мужчин неспешно шли по дорожке и разговаривали о ресторанных счетах, сортах виски. Какое уж тут безмолвие? Наместник монастыря архимандрит Савва сказал, что, видимо, следует внутри огороженной территории скита (а это, по его словам, территория немалая) выделить какое-то пространство, куда бы мирские люди не могли заходить, чтобы монахи не страдали от бесцеремонности внешнего мира и сохраняли свое внутреннее устроение.

На вопрос, каким ему видится будущее скита, отец Савва ответил, что, даст Бог, в скиту станут совершаться и ночные службы, как на Афоне. Будет в ночные часы возноситься в небо молитва с того благословенного уголка русской земли, где первый игумен Сторожевской обители святой Савва – ученик преподобного Сергия Радонежского – более шести столетий назад выкопал себе тесную пещерку для безмолвного жития и творил молитвенный подвиг.

Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф Владимир Ходаков

Фото

День почитания-13 сентября, 16 декабря

Молятся о укреплении веры, смирении, аскетического делания, благочестии, хранения девственности, при болезнях для исцеления.

Чудотворец Савва с самого детства был набожным и любил Иисуса Христа. Взрослея, он принял решение и направился к Сергию Радонежскому для пострига в монахи.

Став иноком преподобный Савва стремился попасть в рай, в стремлении угодить Богу, он совершал благочестивые поступки и боролся с искушениями. Монах Савва казался не особо мудрым, хотя на самом деле в мудрости он превосходил многих. Он первый приходил в церковь и последним уходил. Во время служб, инок мог расчувствоваться и заплакать, что очень умиляло других иноков. Иногда он даже мог зареветь, и настоятели прославляли его в качестве Благодетеля Бога.

Из-за своих мудрых советов и своей духовности святой Савва пользовался уважением в коллективе. Благодаря этому его назначили духовником братии. Позже его попросили временно заменить игумена Троицкой обители.

Своими богоугодными делами, Савва заработал себе хорошую репутацию и уважение князей. Князь Георгий Дмитриевич был очень набожным человеком. Однажды он пришел к Савве в монастырь преподобного Сергия и попросил того построить на его землях обитель. Савва согласился на предложение и покинул монастырь святого Сергия и разместился на пустынной горе Стороже. Гора находилась вверху Москвы — реки, неподалеку от города Звенигорода, приблизительно в 50 км от столицы Москвы. Эту гору он выбрал для основания монастыря. Многое ему пришлось вытерпеть на этой горе. Он был одинок, он переживал холода и жару. Но недолго он пробыл один. Слава о преподобном Савве разнеслось на многие километры и с каждой стороны к нему шли люди и монахи. Они хотели видеть Савву своим настоятелем в духовной жизни. Преподобный никому не мог отказать и наравне со всеми выполнял любую и даже самую сложную работу. Своим трудом он пытался привить всем любовь к труду и истребить лень, которая есть одним из главных пороков всего человечества.

Узнав об этом, набожный князь Георгий Дмитриевич выделил деньги для постройки храма. Преподобный Савва соорудил храм в честь великого Рождения Богородицы и основал прекрасную и удобную обитель для монахов. Савва стал прекрасным настоятелем, люди шли к нему за советами и помощью и не одному он не отказывал, еще больше укрепляя их веру.
Жизнь преподобного Саввы складывалась из богоугодных дел, и за это Господь одарил его даром предсказания. Во время войны против булгар в 1399 году, брат князя Георгия велел ему идти на сражение. Перед выходом, князь Георгий пришел к старцу за благословением. Савва принял его в своей обители и выслушал. Помолившись, преподобный дал благословение и предсказал князю победу над недругом.

Князь послушав старца, принял войско и чувствуя, что Господь не оставит его и поможет, двинулся в путь. Три месяца велись сражения с врагами, и во всех боях Георгий одержал победу. После своего возвращения, князь Георгий тут же помчался в монастырь Саввы и долго благодарственно молился Господу. Он молился молитвами преподобного и благодарил за победу и сохраненные жизни.
В глубокой старости преподобного одолела болезнь. Предчувствую свой уход, он собрал всех иноков и долго с ними беседовал. Он учил их праведности и благочестивым поступкам. Он рассказывал, как важно поститься, как важно укреплять свою веру молитвами и оставлять свое мирское тело в чистоте и непорочности. После, он выбрал одного из своих послушников и назначил вместо себя игуменом монастыря. Остальным велел проявлять послушание и покорность.

Дав свои последние наставления, он покинул этот мир, это было 3 декабря.

О том, что преподобный Савва покинул этот мир, тут же узнали все. На похороны пришли и простые прихожане, и много монахов с других монастырей, пришли и знатные семьи. После надгробного пения он был похоронен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам и построил.

По сей день его нетленные, чудотворные мощи даруют исцеления и помощь нуждающимся. Впервые чудотворные мощи преподобного Саввы обрели 1 февраля 1652 года. Второй раз это состоялось 23 августа 1998 года. В 1847 году построили новый покров, и 30 июля празднуется перенесение чудотворных мощей Саввы туда, где и находятся по сей день.

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице:

Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю;

Радуйся, земный ангеле и небесный человече.

Радуйся, верный слуго Господень;

Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.

Радуйся, зерцало веры благочестивыя;

Радуйся, образе кротости духовныя.

Радуйся, пустынножителей красото;

Радуйся, иноков наставниче.

Радуйся, многим ко спасению путеводителю;

Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет», — невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя:

Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый;

Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый.

Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый;

Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.

Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость;

Радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни.

Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия;

Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый.

Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный;

Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.

Имеяй прозорливость духовную учитель твой, богомудрый Сергий, провиде тя быти подобна ему сподвижника и благоискуснаго споспешника хотящим спастися. Сего ради, прежде отшествия своего, вдаде попечению твоему обитель Пресвятыя Богородицы, на реце зовомей Дубенке: ты же, смиренномудрия исполнен, аще и устрашаяся бремени начальства, обаче не преслушав воли святаго старца, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе:

Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю;

Радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя;

Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго.

Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати;

Радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный.

Радуйся, честное Святаго Духа селение;

Радуйся, преподобных светлое украшение.

Радуйся, иноков в подвигах постнических укрепляяй;

Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащался славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.

Слышаще ближнии и дальнии Богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения. И не забуди взывающих к тебе:

Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый;

Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий.

Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий;

Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий;

Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный;

Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый.

Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный;

Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченныя, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Видя благоверный князь Георгий смиренномудие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со Пророком: «Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и». И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася. В немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая:

Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная;

Радуйся, пустыни доброе прозябение, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавшее.

Радуйся, цвете присноцветущий;

Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый.

Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый;

Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый.

Радуйся, стаду твоему верный наставниче;

Радуйся, о всех градех и весех Российских молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Проповеди Евангельския послушав: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся», — упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеяла еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему Аллилуиа.

Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Российской, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих. Темже вопием ти:

Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы;

Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением.

Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении;

Радуйся, подвигов иноческих ревнителю.

Радуйся, страсти греховныя силою благодати в себе умертвивый;

Радуйся, нищеты и нестяжания образ.

Радуйся, светлое святыни зерцало;

Радуйся, всех добродетелей рачителю.

Радуйся, немощных целебниче;

Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: «Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!» Еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно, воспевающих тебе:

Радуйся, чистоты и воздержания хранителю;

Радуйся, лику древних постников сопричтенный.

Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый;

Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу.

Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй;

Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй.

Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй;

Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: ты ж зде, аки велия гора, показался еси им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в духе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со Пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб, день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый;

Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый;

Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный;

Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа Сына Божия венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный;

Радуйся, пречестная обитель Троицы.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная. Да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.

Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси. Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарив тебе зовем:

Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный;

Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший.

Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший;

Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный.

Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый;

Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.

Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший;

Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.

Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный и к лику другов Божиих на небеса преселивыйся;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем. Не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твои, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей. Да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российстии заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:

Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда;

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняющий.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается;

Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй.

Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих;

Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.

Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений;

Радуйся, струя, напаяющая и веселящая жаждущих правды.

Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление;

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву. Да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение. Темже и глаголем:

Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый;

Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый.

Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством;

Радуйся, милостивым обещанное воздаяние усвоивый.

Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый;

Радуйся, миротворениями многими в лике сынов Божиих быти сподобивыйся.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся;

Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй.

Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наши сердца утверждаяй;

Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается. Юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое, аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый;

Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый.

Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси;

Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию.

Радуйся, яко во дворех небесных с ним купно ликуеши;

Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши.

Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение;

Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют;

Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приимши, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавится всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил.

– Отец Самуил, вы давно в монастыре?

– В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году.

– Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий…

– Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия.

– Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии…

– В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели – все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

И вот еще один случай. Набирали новобранцев на фронт. Один новобранец снял крестик и в сердцах бросил его на снег, а другой поднял крестик и надел на себя. Это было в 1942 году. Так до конца войны тот, кто крестик подобрал и надел, даже ранен не был. А тот, кто снял, погиб очень скоро.

– Как сложилась ваша жизнь после войны?

– До ухода на фронт я учился во 2-м Московском пулеметном училище. Через полгода после моего поступления туда пришел приказ: пол-училища – на фронт, в Сталинград. Нас туда и послали. Но до Сталинграда мы не доехали: там ситуация стабилизировалась и дополнительные силы уже не были нужны. Нас повезли на Курскую дугу. Служил в пехоте, был автоматчиком. На Курской был ранен. После ранения попал в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно. В этой же школе остался преподавать. В 1954 году меня направили в Киевское танковое училище. Окончив его, стал еще и танкистом, зампотехом роты. Потом меня направили в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения). Был там старшим инженером-конструктором. Работал на оборону. Итого после всех своих образований имел специальности конструктора, механика и технолога. Хвалиться нехорошо, но при таком сочетании я имел некоторый успех в отделе.. Ушел на пенсию в 1984 году.

– А как вы пришли к Богу?

– В моей жизни не было чего-то чудесного, переворачивающего. В детстве я еще бессознательно, ощупью шел к Богу. Помню, когда мне было десять лет, сверстник мой сильно меня ни за что отлупил. А я решил: дай-ка я ему не отвечу, хотя мог – в детстве я был физически крепкий. С тех пор я всегда старался злом за зло не воздавать, как апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, всегда благодарите, злом за зло не воздавайте».

А чтобы оградить меня от греховной жизни, Господь послал мне скорбь. В 1954-м со мной произошел несчастный случай, и я получил сильную травму. Мне удалили почку, легкое разорвало, кости все были переломаны… Много здоровья потерял. Вышел я из госпиталя и думаю: а дай я половину уцелевшего моего организма сохраню. И стал вести скромную и строгую жизнь. Спиртного в рот не брал, не объедался. Человеку много не надо. Так и дожил в здравии до сего дня.

– Простите за наивный, может быть, вопрос, но… тяжело ли быть монахом?

– Преподобный Амвросий Оптинский как-то сказал: «Чтобы жить в монастыре, надо терпенья не воз, а целый обоз». Лично для меня совершенно не тяжело быть монахом. Когда был еще не на покое, все нагрузки для меня были легки. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Иго, то есть заповеди и нагрузки, на пользу, и если исполните их, заслужите Царство Небесное. Если выполнять с душой, будет легко.

Я исполнял все с охотой. Это потому, что в детстве трудно было. Нас – пятеро детей. Старшему тринадцать было, я второй, мне десять, когда мать умерла. Отца не было. Остались сиротами. Я видел много трудностей. Но мы никогда не побирались, никогда ничего не просили. Особенно тяжело было в начале войны. Помню, мальчишкой я соседке служил. Во время войны по карточкам хлеб получали. За довесок хлеба служил ей полдня. С шестнадцати лет брат мой стал всех нас кормить. В восемнадцать лет я уже пошел в армию, на фронт. Для меня там никакой перегрузки не было. Для других это было тяжелым испытанием. А для меня это был «курорт». Меня одевали, кормили, кров давали – полный пансион! Для кого-то – каторга, для меня – пансионат (смеется). После таких житейских трудностей монастырь мне легок. Все зависит от избалованности человека.

– В монастыре у каждого свое послушание. Какое послушание у вас?

– Сейчас я на покое. В миру это называется «на пенсии». Я освобожден от всех обязанностей и послушаний, но при желании, по доброй воле могу их исполнять. А до этого я был дежурным по храму. Сидел и присматривал за ним. Сейчас читаю помянники, молюсь за людей.

– Как вы думаете, какая у монахов миссия в этом мире?

– В миру есть пословица: «Если хочешь быть счастливым, будь им». А по-нашему, по-монашески, есть три правила счастья: счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастлив тот, кто счастья не желает, а несчастья не боится; счастье в том и состоит, чтобы других делать счастливыми.

Грехи, успехи, неудачи – все от нас зависит, как и счастье и довольство. Что можно своим назвать? Грехи – наши, а дача, «мерседесы» и все прочие блага – не наши. А что еще наше? Все то, что мы дали другим, добрые дела наши. С этим мы и предстанем пред Богом после смерти – с грехами и добрыми делами. Если денег нет, руками помоги; инвалид, рук нет – советом помоги. Все Господь примет! Простой совет может отчаявшегося человека спасти.

Вот посмотрите на меня: старый дед, что с меня возьмешь? Денег нет, сил тоже, а вот совет подал. Оказался удачным – благодарят. Для меня выше ничего нет, если люди стали счастливыми, что я помог кому-то.

Монах – это человек, который не себе служит. Вспоминается египетский подвижник авва Арсений. Он всю неделю плел корзины в своей келье и молился, а по воскресеньям шел в город и продавал их на базаре. Однажды пришел к нему в келью монах, и ему очень понравился нож Арсения. Это был единственный инструмент, и он был необходим для изготовления корзин. Арсений отдал нож монаху. Отдал последнее, от себя отнял. Вот это по-настоящему монашеский поступок: своего ничего нет, никакая вещь не должна обладать монахом.

– Отец Самуил, а что для вас значит пример преподобного Саввы Сторожевского?

– Подвиги преподобного Саввы были высоки. Есть его высказывание: «Сон – потеря времени». Он спал один час в сутки. В остальное время трудился для Бога. Жил в пещере, больше похожей на яму в земле. Вот сейчас у нас и отопление, и все удобства, а как там у него было, и представить не можем. Далеко нам до него. Нам-то хотя бы любить ближнего своего научиться. А помолиться за врага – самая большая награда. Даже если помолиться простым словом: «Спаси, Господи, Ивана-болвана!» Ну, за это какая награда? Монетка! Если умом помолиться – горсть золотых монет. А если помолиться, как за родное дитя, – мешок золота сразу на месте. Конечно, если бы за каждую молитву золото с неба падало, все бы сейчас за деньги друг друга любили. Но не этим Господь награждает, а радость духовную, благодать дарует. Было у меня так несколько раз, так мне никакой награды после этого не нужно!

Все дни неприятные Господь нам дарует. А искушает враг. Но не сам – власти у него такой сейчас нет. У каждого человека есть свой бесенок, который к нему прицепился. Он и искушает, если Господь попускает. Чтобы научить терпению. Если есть у человека терпение, то ничего больше и не надо.

Беседовал Георгий Бабаян,
студент Сретенской духовной семинарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *