Считается ли это грехом

Содержание

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Материал по теме

Мир, который увидят наши дети

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность — за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Материал по теме

Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века

Из его дневника мы видим не благостный хрестоматийный образ угодника Божия, а живого человека, который на своей шкуре знает, что такое грех, что такое страсть, который раздражается, гневается, обижается, соблазняется — но и находит в себе силы на подлинное покаяние, преодолевает все это в себе. Вот это очень полезно почитать тем, кто еще не сделал свой религиозный выбор: смотрите, вот как пролегает дорога к святости.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Материал по теме

Как святые меняли историю

Русские праведники в роли истребителей греха

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Богородичное правило — это очень сильная молитва! Богородичное правило — это очень сильная молитва! Если вам тяжело на сердце, случились какие-либо неприятности, читайте Богородичное правило, и все разрешится, проверено неоднократно. Пресвятая Богородица никогда не оставит в беде тех, кто призывает ее на помощь. Главное — Ð… «АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл… ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… Кто-то поедет на бал… А кто-то не поедет. Потому что надо остаться дома с больным ребёнком. С престарелым родителем. Или пойти на тяжёлую работу и заработать деньги на еду и одежду для всех. И надо копать грядки, мыть полы, варить суп, переодевать лежачего старика или ехать с мамой в больницу. И это…

10 вопросов о грехе

В учении Церкви ни о каких сковородках речь не идет. Вот как пишет о причине гееннских страданий преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поража-ются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! …Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, гееннское мучение есть раскаяние».

Господь гневается на грешников и наказывает их при жизни всякими болезнями и неприятностями, а после смерти — вечными муками в аду, потому что грех — это такой поступок, который почему-то очень сильно оскорбляет и сердит Бога ?

Грех — это всегда такой поступок, который противоречит самой природе человека, и поэтому закономерно причиняет ему страдание. А про отношение Бога к грешникам преподобный Антоний Великий пишет: «…Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют».

Отвечаем ли мы за грехи своих родителей?

Тут все зависит от понимания слова «отвечаем». В нравственном смысле — конечно же, нет. За каждый совершенный грех отвечает лишь его «автор» — перед Богом, людьми и собственной совестью. Но вот те повреждения человеческого естества, которые вносит в него грех, родители могут передать детям по наследству. Самый показательный пример этого — детский алкоголизм, который развивается у младенца еще в утробе у пьющей матери.

Почему я должен отвечать за грех Адама и Евы?

Современный греческий богослов Иерофей Влахос по этому поводу пишет «…из учения святых отцов видно, что наследуется не вина Адама, а последствия его греха, которыми являются тление и смерть. Поскольку через прегрешение Адама человеческая природа стала больной, тленной, то естественно, что и каждый человек, будучи неотделимой частью этой природы, не избегает царствующего в ней тления… Таким образом, отталкиваясь от всех этих положений, мы можем говорить о наследственной передаче только смертности, но не вины, как утверждает западное богословие».

Почему в церкви люди тоже грешат?

Потому, что Церковь — духовная лечебница. И грешат в ней люди ровно по той же причине, по которой в обычной больнице люди болеют. Еще в IV веке преподобный Ефрем Сирин говорил, что Церковь — не только собрание праведников, но еще и толпа кающихся грешников. Не всякую духовную болезнь можно вылечить сразу. Но в Церкви согрешившие ненавидят свой грех, оплакивают его и стремятся от него избавиться, тогда как вне Церкви этот же грех может составлять для человека главную цель и смысл жизни.

Воздаяние за грех в христианстве — это же самое, что и закон кармы в восточных учениях?

Нет, это далеко не одно и то же. Действительно, в христианстве есть мысль о закономерности воздаяния за грех. Вот как пишет об этом святой Марк Подвижник: «Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного». На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может отвратить даже в миллиметре от цели.

Почему в Церкви нужно исповедовать грехи, совершённые «помышлением», ведь мысли невозможно контролировать?

Речь не идет о покаянии в том бесконечном «потоке сознания», который часто несет в себе очень много мусора. Грехом являются только те помыслы, которыми человек увлекается, «возгревает в своем сердце». Исповедовать все греховные помыслы на исповеди — абсолютно нереальное дело: слишком часто мы грешим подобным образом. Но есть иной способ борьбы с ними. Немедленная покаянная молитва, обращенная к Богу, — самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своем внутреннем мире. И не нужно ждать для этого очередной исповеди. Святитель Феофан Затворник прямо говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <…> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним пока янием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».

Почему в Церкви принято делить грехи на смертные и не смертные?

Потому, что в Ветхом Завете описан ряд грехов, за которые невозможно было принести в умилостивительную жертву какое-либо животное. Эти грехи невозможно было изгладить жертвоприношением, они слишком глубоко меняли дух человека. Поэтому, согласно Закону Моисея, совершивших такой грех людей предавали смерти. К этим грехам относились: убийство (преднамеренное или по халатности) и приравненная к нему насильственная продажа в рабство; идолослужение; прелюбодеяние, любодеяние и различные половые извращения; волшебство и лжепророчество; непочитание родителей и старших; несоблюдение субботы и праздников; кощунство; богохульство. В Новозаветной Церкви практика предания смерти за эти грехи была отменена. Но само именование «грех к смерти», встречающееся в Новом Завете, прямо указывает на ту глубину духовной поврежденности, которая в древности каралась у иудеев смертью. Смертный грех неизбежно что-то меняет в жизни человека навсегда, какая-то часть души все равно умирает.

Почему после исповеди человек снова и снова впадает в тот грех, в котором он исповедовался?

Эту ситуацию удивительно точно описал когда-то блаженный Августин: «…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас”. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить». Если душа наша привязана ко греху, грех остается привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит: «Только не сейчас, Господи!» — то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того чтобы покаяться на исповеди, человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние и избавление от греха.

Как обличать грех и при этом не гневаться на грешника?

Обличать грех и не гневаться на грешника можно лишь в том случае, если грешник этот — человек, которого ты по-настоящему любишь, за кого готов жизнь свою отдать. Святые любили всех без различия, уподобляясь в этом Богу. Если же ты не свят, но видишь чужой грех и желаешь помочь человеку исправиться — подумай и постарайся честно ответить самому себе: на что ты готов ради этого человека и его исправления, насколько дорог он для тебя лично? Ведь мало просто помочь человеку увидеть свой грех, нужно еще и помочь преодолеть, встать рядом, подставить свое плечо. А это значит, что ты неизбежно понесешь часть воздаяния за его грех, тебе придется пострадать за него, взять на себя часть его ноши по закону любви. Если ты не готов на это —воздержись от обличения чужих грехов и подумай лучше о своих собственных.

>Почему люди грешат

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Ольга Баталова Уроки Православия

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Откуда берутся грехи, почему я грешу? Христианину, по его званию, знать ответ на этот вопрос не просто нужно, но и всей жизнью отвечать должно!

О том, как это непросто, говорил еще апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» , – и потом добавлял: «Не я делаю то, но живущий во мне грех».

В дни поста Церковь призывает нас к глубокому самопознанию, покаянию и борьбе со страстями.

Но прежде чем начать эту духовную битву, нам важно усвоить, что же является причиной греха и откуда вообще в мире появилось зло, если Бог благ?

Настоятель екатеринбургского храма в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» протоиерей Андрей Канев в программе телеканала «Союз» «Уроки Православия» так отвечает на этот вопрос: «Если мы посмотрим на сотворение человека, то увидим, что его Бог создает его по-особому – не как животных: Он берет персть земную и вдыхает в нее дыхание жизни – творит по образу и подобию Своему. Подобие это – в устройстве души, и потому образ Божий в человеке – это свобода, разум. Господь сотворил Адама не маленьким мальчиком, не знающим жизни, а совершенного умом. Господь дает ему заповеди, главная из которых – хранение рая.

Человек был создан совершенным, но это не значит, что его первозданное состояние совпадало с его конечным назначением. По словам св. Иоанна Дамаскина, «человеческая природа была создана обоживающейся» – устремленной к единению с Богом. А изначальное совершенство человека в том, что он со всеми его силами и способностями вполне отвечал назначению, для которого был создан. В нем не было никаких признаков противления добру. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. Все его силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой степени совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей после падения».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Трудно в нашем состоянии падения с отчетливостью понять, в чем состояло возделывание и хранение рая; но никак не должно понимать этих слов в плотском смысле, как бы о возделывании и хранении сада для его украшения и очищения от недостатков. Рай был насажден рукою Божиею, и недостатков в нем не было. Боговидец Моисей говорит, что сам рай сладости обильно и красноречиво вещает о Боге и проповедует Бога. Во внимании этой проповеди, в познании Бога состояло главное делание рая; изучение изящества созданий было деланием второстепенным. Но все же Адам был совершенен относительно. И изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него делание, достойное всего его внимания».

Отец Андрей Канев продолжает: «После этих слов нам становится понятно, что не к огородничеству и не к садоводству призывался Адам в раю. Под раем понималась душа Адама, ее райское состояние, и нужно было уметь хранить дарования и возрастать в них. Адам призывался к духовному труду – к обожению. Если мы поймем, что заповедь хранения рая была понятна совершенному уму Адама, то это повеление Божие первому человеку предстает для нас вполне определенно – рай надо было охранять от кого-то или от чего-то; Господь дал понять, что зло уже существует. От чего бы еще хранить? Адаму ничего не угрожало в раю – он был бессмертен. Но он должен был знать, от кого хранить – от падшего ангела. И Господь Адама предупреждает, что будет совершена диверсия, как проверка его свободы. Насколько трагедия грехопадения в этом свете становится очевидной: люди были предупреждены!»

Еще одна заповедь, которую дал Господь Адаму в раю, гласила: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь».

Отец Андрей Канев поясняет: «Этот плод отличался от других райских плодов принципиально – случайно и мимоходом съесть его было нельзя, за ним надо было целенаправленно потянуться; это принципиально: они потому и стали вожделенны. Господь здесь определил границу свободы Адама, как на горной дороге надо ставить поребрик – здесь уже край. И древо было такой границей – с Богом Адам или нет; в плодах не было информации – это не флэшка, но само срывание и поглощение плода показывало, что человек от Бога отходит. Зло вошло в человека, не потому что человек его вложил, но человек, обладая свободными разумом и волей, совершил свой выбор в пользу зла».

Адам и Ева, преступив заповедь Господню и вкусив запретный плод, не упали тотчас замертво у корней древа добра и зла. Но обещанная Богом смерть не была отменена. Ее действие не стало мгновенным, однако она уже вошла в жизнь первых людей.

Отец Андрей Канев продолжает: «Вместе с плодом в Адама и Еву входит сатана, пропитывая своим ядом все добродетели человека, а именно они были его жизненными силами: добродетели – это дары Божии, которые влекут человека к Богу; нарушив заповедь, Адам и Ева теряют эти силы. Зло отравило человеческое естество, и добродетели поменяли свою полярность. У Адама были свобода и разум, и они были им использованы, как и Денницей, против Бога».

Возможность выбора была дана Адаму именно чтобы жизнь его в раю была не только даром Творца, но и его личной заслугой. Перед ним стояла задача утвердить себя в свободе, в которой он был создан и пребывал. В соблюдении заповеди и в послушании воле Божией человек должен был развить полученный от Бога дар свободы. Как распорядились Адам и Ева дарованной свободой, мы знаем, и часто сами распоряжаемся ею так же. Но перед всеми нами никогда не закрываются двери покаяния, и первые, перед кем их распахнул Любящий Отец, – наши прародители. Уже сразу после грехопадения Господь давал им возможность покаяться, когда взывал к скрывшемуся Адаму: «где ты?». Но эта возможность не была использована.

Сейчас смысл этого повествования очень искажен в человеческих представлениях. Многие думают, что грех прародителей в том, что они вступили в супружеские отношения.

Они от Бога соблудили, потом уже все было остальное. Ум Адама повредился, и теперь мы, согрешая, как и он в тот момент, думаем: как нам спрятаться? Вопрос Бога: «Где ты?» – это на самом деле вопрос: «где твоя душа, человек?». В этот момент зло еще можно выдернуть из души покаянием. Но Адам обвиняет Бога.

Святитель Игнатий пишет: «Наши праотцы были глубоко повреждены познанием зла – оно молнией проникло в ум, в сердце, в душу, в тело. И они, не сознающиеся в своем грехе, гордо и дерзко оправдывающие себя, подверглись суду и наказанию Божию. Кара пала, во-первых, на змея, как на зачинщика и главу преступления; потом Бог карает жену, как первую преступницу заповеди и виновницу погибели мужа; наконец, Он поражает мужа, как отвергшего послушание Богу для послушания жене. А по изречении приговора Адам и Ева были изгнаны и низринуты из рая на землю».

Изгнаны потому, что закостенели во зле и в раю находиться не могли. Симеон Новый Богослов говорит: действие благодати Святого Духа могло попалить Адама, потому что грех вошел в него. Он мог испепелиться. Его добродетели превратились в страсти, с которыми он оказался на земле. Это и есть первородный грех. Это вовсе не проступок первых людей. Их повреждение привнесло яд, и он передается из поколения в поколение. Мы уже рождаемся со страстями, но это же силы, и сила обязательно будет реализовываться. Хотя ей еще нужно дать такую возможность… Младенец при рождении безгрешен – он не сотворил сам греха, но его крестят, чтобы Господь в Крещении очистил его от первородного греха.

В послании сщмч. Киприана Карфагенского о необходимости Крещения младенцев говорится: «Если и великим грешникам, прежде много грешившим, когда они уверуют в Бога, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать, то тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Да, в Таинстве Крещения христианин получает прощение всех своих грехов. Но в дальнейшем ему не удастся избежать и временных поражений, и падений, и отступлений под влиянием как внешних соблазнов, так и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый человек в частом исповедании своих грехов. Но что же особенно должно подталкивать нас к Исповеди? Какие мысли и чувства должны призывать нас к этому святому таинству? Архимандрит Лазарь (Абашидзе) отвечает на это так: «Прежде всего, это та духовная мука, та боль, те страдания, которые вызываются в душе всяким грехом и прегрешением. Часто соделанный грех вспоминается не умом – душа этот грех чутко помнит! И она ощущает в себе его яд, и оттого томится, страдает, болезнует, а человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся и не снятые с совести грехи (не только крупные, но и мелкие), тяготят душу так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх. Часто он и причину происходящего с ним не понимает, а кроется она в том, что на сердце человека тяжким бременем лежат неисповеданные грехи, и значит, в душе живут и бушуют страсти». О том, какими они бывают, как проявляются и что предлагает Церковь в борьбе со страстями – в следующих номерах газеты.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Христианство

Согласно Библии

Мастурбация (прелюбодеяние) — один из «Семи смертных грехов». «Не прелюбодействуй». Картина Иеронима Босха

В христианстве всегда было общепринятым мнение, что мастурбация является грехом. Основано это мнение на библейском сюжете, рассказывающем об Онане, который был наказан Богом смертью за то, что «изливал семя своё на землю» (Быт. 38:9). Однако, в наше время эта точка зрения, как и представление о сексуальной жизни христианина в целом, разделяется не всеми, так как преступление Онана скорее состояло в сути его действий, а именно: он не хотел дать наследника вдове своего брата, как обязывал его закон левирата. В этих целях Онан, видимо, использовал метод контрацепции «прерванный половой акт».

Другим аргументом христианской церкви в пользу того, что мастурбация греховна, является приравнивание самоудовлетворения к блуду или прелюбодеянию — грехам, о которых писал апостол Павел в 1-м послании Коринфянам (1Кор. 6:9):

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

Так как мастурбируя, человек обычно фантазирует о сексе с кем-либо, то, исходя из того, что блуд по церковным понятиям — секс вне брака, а прелюбодеяние — измена жене или мужу, Библией запрещена мастурбация как для христиан, не состоящих в браке, так и для супругов. Кроме того, одно из значений, приписываемых слову малакия, как раз и подразумевает онаниста. Так в современном греческом языке разговорное слово μαλακία имеет ряд значений, включая мастурбацию, а вышеприведённый фрагмент Нового завета был переведён именно с греческого языка.

Также косвенными аргументами за то, что мастурбация греховна, могут являться следующие цитаты из Библии:

  • «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну огненную» (Мф. 5:27)
  • «…гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23)
  • «Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело своё, и нечист будет до вечера; и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера…» (Лев. 15:16)

Греховность онанизма также описана в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова и в Книге Премудрости Соломона, которые являются Второканоническими книгами Ветхого Завета:

  • «…человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. Блуднику сладок всякий хлеб: он не перестанет, доколе не умрет. Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих. Страх его — только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал.» (Сир. 23:22)
  • «Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа, ибо дастся ему особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем.» (Прем. 3:14)

Тем не менее единства во мнениях о греховности мастурбации нет.

Католичество

В Католической традиции мастурбация однозначно называется грехом против своего тела, которое является «храмом Духа Святого» (ср. 1 Кор 6,19).

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Православие

В Русской православной церкви мастурбация называется «рукоблудие» или «малакия» и причисляется к грехам «против самого себя» наравне с физической близостью лиц одного пола. Общим названием для них является блуд противоестественный.

Так, Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807—1867), перечисляя смертные грехи, порождаемые страстью любодеяния, упоминает и малакию: «Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные». Рукоблудие, как и все блудные грехи, отлучает грешника от Бога, разрушительно действует и на тело и на душу, лишает спасения, обрекает на вечную муку. Святитель Феофан Затворник предостерегает: «…(Рукоблудие) делает вас виновным пред Богом, (и) вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочтите следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл. 6, ст. 9. Что здесь названо: „малакии“, то есть ваше дело. Оно лишает Царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе — и удовлетворяется… Поразмыслите об этом… И положите конец этому делу».

Святитель Феофан Затворник (1815—1894) пишет о разрушительном действии этой страсти и на тело и на душу: «Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански. В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её. Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием. По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется „похотию злою“ (Кол. 3:5), а по унижению ею разумного существа — „страстию бесчестия“ (Рим. 1:26)».

В «Нравственном Богословии для мирян» протоиерея Евгения (Попова) (1901) этому греху посвящён отдельный раздел, который называется «Малакия»: «Об этом грехе следует особенно сказать: „блудник грешит против собственного тела“ (1Кор. 6:18). Тайность и доступность этого греха зарождают его и поддерживают. В самом деле, здесь не нужно (как втайне мыслит рукоблудник) лицо другого пола, чтобы удовлетворить похоти: похоть дома около себя; и просить о ней никого не требуется, и опасаться за отказ нечего и следы греха составляют свой собственный секрет. Оттого-то между прочим этому пороку предаются не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, не только вообще падшие блудом, но даже не испытавшие полового совокупления, как например, отроки и отроковицы, даже люди равнодушные к другому полу, например, холостые к женщинам».

«Нравственное Богословие для мирян» называет мастурбацию «ужасным пороком», который не может для человека пройти бесследно. «Справедливо природа наказывает за него столько, как не казнит ни за какой другой грех. Рукоблудник (онанист) и тупеет памятью, и худеет лицом, и теряет зрение, и дрожит (руками), словом — весь делается, как «бродячий мертвец» — пишет протоиерей Евгений (Попов).

За грех малакии предусмотрены церковные наказания: «При таких казнях со стороны самой природы, Церковь уже с меньшею строгостью относится к виновному: она не подвергает его многолетней епитимии, как наказывает других грешников, но только назначает ему подвиги, помогающие исправиться от порока, например, сухоядение и по 100 поклонов в продолжении 40 дней (По прав. Иоан.пост.)».

Православному верующему, совершившему грех рукоблудия следует раскаяться и исповедаться в Церкви.

Протестантизм

Большинство признаёт грехом, но в некоторых течениях протестантизма мастурбация не считается грехом.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Ислам

Истимна (араб. استمناء‎ — мастурбация‎) — в исламском праве, мастурбация мужчин и женщин. Большинство богословов (улама) считает её недозволенной, основываясь на следующем фрагменте Священного Писания:

, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками… 23:5—7 (Кулиев)

Оригинальный текст (ар.) فَمَنِ ابْتَغَىٰ وَرَاءَ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْعَادُونَ‎

Ибн Касир комментирует вышеприведенные аяты так: «Имам Шафии и те, кто разделяли эту точку зрения, считали эти аяты доказательством того, что мастурбация запрещена, и говорили: „Позорное деяние (мастурбация) не в этих двух (законных) возможностях, а аяты гласят, то желающие сверх этого являются преступниками“».

Аллама Алуси пишет об этом аяте: «И есть различные мнения по вопросу мастурбации. Большинство из улама высказываются за его запрет. Мастурбация включена в аят: „желающие сверх этого являются преступниками“».

Запрет мастурбации имеется и в сборниках хадисов. Например, Машаих передал слова пророка Мухаммада: «Проклятие на тех, кто имел сношения со своими руками». Саид ибн Джубайр приводит другие слова Пророка: «Аллах накажет тех, кто ласкал свои интимные места».

Богословы ханафитского мазхаба считают, что онанизм может быть разрешен в трёх случаях:

  1. если человек холост;
  2. если он боится совершить прелюбодеяние (зина);
  3. если человек этим занимается для ослабления сексуального напряжения.

Если человек уверен, что если он не будет онанировать, то совершит прелюбодеяние (зина), то мастурбация в этом случае становится для него обязательной (ваджиб). В данном случае она производится только с целью освобождения от похоти, а не для её удовлетворения.

Иудаизм

В иудаизме мастурбация является тяжким грехом и категорически запрещена (кн. «Рейшит Хохма» 17 гл., кн. «Танья» 3-я книга). Один из основополагающих запретов иудаизма — это запрет, который запрещает проливать семя вне влагалища. (По этой же самой причине недопустимы оральные и анальные контакты). Основанием для такого запрета считается Тора:

Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

В целом, ситуация вокруг отношения к мастурбации в иудаизме довольно неоднозначная, однако о запрете на мастурбацию уже говорит хотя бы одна из десяти заповедей: «Не прелюбодействуй».

Вместе с тем, в иудаизме нет однозначного запрета на мастурбацию в том случае, когда она не приводит к эякуляции и выполняется как способ достижения эрекции перед половым актом, соблюдая таким образом запрет на вневлагалищное излияние семени. По этой же причине существуют разногласия между реформистскими и консервативными направлениями иудаизма в отношении женской мастурбации, которая также обходится без эякуляции.

Примечания

  1. Coogan, Michael. God and Sex. What the Bible Really Says. — 1st. — New York, Boston : Twelve. Hachette Book Group, October 2010. — P. 110. — «Although Onan gives his name to «onanism,» usually a synonym for masturbation, Onan was not masturbating but practicing coitus interruptus.». — ISBN 978-0-446-54525-9.
  2. http://www.catholic.com/tracts/birth-control Архивная копия от 29 ноября 2016 на Wayback Machine (official Catholic tract declared free from error by a book censor and approved by a bishop.) Quote: «The Bible mentions at least one form of contraception specifically and condemns it. Coitus interruptus, was used by Onan to avoid fulfilling his duty according to the ancient Jewish law of fathering children for one’s dead brother.»
  3. Ellens, J. Harold. 6. Making Babies: Purposes of Sex // Sex in the Bible: a new consideration. — Westport, Conn. : Praeger Publishers, 2006. — P. 48. — «He practiced coitus interruptus whenever he made love to Tamar.». — ISBN 0-275-98767-1.
  4. Confirmed by The Web Bible Encyclopedia at http://www.christiananswers.net/dictionary/onan.html quote: «Some have mistakenly assumed that Onan’s sin was masturbation. However, it seems clear that this is not the case. Onan was prematurely withdrawing from sexual intercourse with his new wife, Tamar. This is a form of birth control still practiced today (coitus interruptus).»
  5. Church Father Epiphanius of Salamis agrees, according to Riddle, John M. 1. Population and Sex // Contraception and abortion from the ancient world to the Renaissance. — Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1992. — P. 4. — «Epiphanius (fourth century) construed the sin of Onan as coitus interruptus.14». — ISBN 0-674-16875-5.
  6. «Блудники, малакии (грешащие онанизмом) … — Царства Божия не наследуют» . 1 Кор. 6:9-10.
  7. Patton, Michael S. Masturbation from Judaism to Victorianism (англ.) // Journal of Religion and Health (англ.)русск. : journal. — Springer Netherlands, 1985. — June (vol. 24, no. 2). — P. 133—146. — ISSN 0022-4197. — DOI:10.1007/BF01532257.
  8. Kwee, Alex W.; David C. Hoover. Theologically-Informed Education about Masturbation: A Male Sexual Health Perspective (англ.) // Journal of Psychology and Theology (англ.)русск. : journal. — La Mirada, CA, USA: Rosemead School of Psychology. Biola University (англ.)русск., 2008. — Vol. 36, no. 4. — P. 258—269. — ISSN 0091-6471.
  9. .
  10. 1 2 Портал Секс-Наука.ком — Отношение православной церкви к мастурбации (недоступная ссылка). sexnauka.com. Дата обращения 4 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
  11. 1Кор. 6:9
  12. Евгений (Попов), протоир. Нравственное Богословии для мирян / Протоир. Евгений (Попов). — СПб, 1901.
  13. Ибн Касир, «Дар аль-Муфид» 3/226
  14. Аллама Алуси «Рух аль-Ма’ани»
  15. Мустафа аз-Заркаа. Можно ли мусульманину заниматься онанизмом? (недоступная ссылка). Ислам для всех islam.com.ua. Дата обращения 28 января 2014. Архивировано 4 февраля 2014 года.
  16. Али Риза Демирджан, с. 25.
  17. Запрещена ли мастурбация в Исламе?
  18. Быт. 38:7-10
  19. Исход 20:1-17; Второзаконие 5:6-21
  20. sukkavissaṭṭhi

Ссылки

Что считается грехом

Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих.

Ин. 8. 24

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки — грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни — грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим — по гордости, злобе, лености и тому подобное — и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), — говорит пророк Давид, то есть, кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи.

Грешить «волею» — значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4. 5. 6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» — тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь:гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы — Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство Небесное.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *