Секреты иконописца

Иконопись: рукотворное чудо, несущее добро

Икона — окно в тот мир.

Павел Флоренский

Начало 17 октября в 11:00

Курс рассчитан на 6 занятий по 4 часа.

по субботам.

Из всех философских доказательств бытия бога наиболее убедительно звучит эта: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Творец». Ведь именно гармония и красота побуждает людей чаще смотреть в небеса и делать добро. Даже ярые атеисты признают вклад мировых религий в сокровищницу художественной культуры, т.к. глубина образов и царственность обрамления иконостаса может многое рассказать о традициях и нравах людей прошлого и настоящего. Во все времена икона считалась главной защитницей домашнего очага. О силе иконы, которую человек пишет для себя или своих близких, ходят легенды: считается, что она может исцелять от болезней и исполнять самые сокровенные желания. Частичка души, вложенная автором в икону в момент создания, вдохнет в нее жизнь и особую позитивную энергетику, которая будет передаваться каждому, кто на нее взглянет. Тем более, если икона пишется по особому случаю – в подарок на венчание, день рождения или крестины ребенка. Такую особую икону Вы сможете написать сами под руководством профессионального иконописца на наших курсах. Для каждого ученика будет разработана индивидуальная программа, и Вы сможете написать икону своего святого или ангела-хранителя. Творец живет в каждом человеке, и мы поможем Вам его раскрыть. Ведь именно искусство иконописи является связью между небом и землей и помогает людям любить и быть любимыми!

Преподаватель- Ефремов Илья — практикующий иконописец, художник.

ПРОГРАММА: Курс «Основы иконописи»

Возможно обучение с нуля без специальной подготовки.

В процессе обучения вы узнаете:

Какие иконы существуют в православной церкви.

Что такое каноничная и неканоничная икона.

Какие иконописные направления существуют и в чем их отличие.

Какими материалами пользуется иконописец для создания иконы.

Изготовление иконной доски – основания.

Левкашение — приготовление и нанесение иконописного грунта.

Создание первичного рисунка.

Изготовление красок.

Золочение ( чеканка) иконы.

Техника создания ликов – живопись.

Покрытие олифой.

В конце курса каждый ученик создаст по канонам иконописания свой

СВЯТОЙ ОБРАЗ.

На первое занятие принести:

Краски темпера форма «Мастер-класс»

Красная, голубая «ФЦ», сажа газовая, церулиум, окись хрома, изумрудная зеленая. умбра жженая, сиена натуральная, кадмий желтый-средний, охра светлая, кадмий красный темный, белила титановые.

Кисти:

Колонок — № 0-4

Белка — №5,8,10.

Бумага А3, калька А4, меллимитровка, палитра, простые карандаши, ластик.

Сюжеты понравившихся икон.

12 3

Екатерина Дмитриевна Шеко, Михаил Иванович Сухарев

Основы иконописного рисунка. Учебно-методическое пособие

© Шеко Е. Д., Сухарев М. И., 2011

© Шеко Е. Д., Сухарев М. И., 2014, с изменениями

© Оформление. Издательство Православного

Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014

Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Данное учебное пособие содержит теоретическую часть курса «Иконописный рисунок», разработанного для студентов Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Рисунок – основа всякого изображения, в том числе и иконы. Прежде чем взяться за краски иконописец должен подготовить рисунок композиции будущей иконы. Рисунком определяется стилистика изображения, размер и пропорции фигур, движения и характер образов. Расположение линий рисунка создает тот каркас, который необходим для работы цветом. В иконе не должно быть случайных, хаотичных пятен – это один из главных принципов иконописания. Вся структура разделки деталей композиции, пробелов одежд и охрений ликов определяется исходным рисунком.

Традиции искусства иконописания выработаны многовековой практикой византийских и древнерусских мастеров. Наиболее совершенные произведения иконописи XII–XVI вв. являются непревзойденными образцами подлинно высокого искусства, к ним обращались иконописцы всех последующих веков, включая и наших современников. Эти образцы используются на Факультете церковных художеств в качестве основных учебных пособий. Иллюстрации для книги «Основы иконописного рисунка» также подобраны из числа лучших и наиболее сохранных из них.

Для изучения этих образцов на начальном этапе требуется копирование – как главный метод начального обучения иконописца. Поместный Стоглавый Собор Русской Православной Церкви 1551 г. (43 гл.) предписывает иконописцу «с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых, по образу и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Поэтому копирование как метод обучения применялся, судя по документальным свидетельствам, всеми без исключения мастерами и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и в школах эпохи классицизма: как копирование через прозрачную бумагу, так и срисовывание образцов.

В академических художественных школах вплоть до конца XIX в. использовали копирование учебных таблиц как метод обучения основам мастерства. И только ниспровержение академических основ рисунка адептами авангардизма на рубеже XIX–XX вв. объявило копирование «догматическим», «вредным», «приводящим искусство рисунка к тупику». Отголоски такого отношения к копированию до сих пор присутствуют в наших художественных школах. Безусловно, копирование (в смысле калькирования, создания абсолютно точного подобия оригиналу) не может быть методом работы профессионала (хотя создание хорошей копии это тоже дело художника). Но на стадии обучения копирование как метод «погружения в материал» – необходимо будущему иконописцу.

В настоящее время в России иконописание находится в стадии подъема. В Москве, Петербурге и других городах действуют многочисленные школы и курсы иконописи, церковные и частные мастерские. В Интернете легко найти множество публикаций современных икон. Но, к сожалению, приходится отметить, что средний уровень качества создаваемых произведений иконописи пока недостаточно высок. Выбор образцов и стилистики зависит от личного вкуса и образования иконописцев. А хороший вкус, знание иконографии и традиций иконописания, по всей видимости, еще не сформированы в должной мере.

Особенно сложная ситуация в системе обучения иконописанию. Здесь пока даже не существует общей концепции. Методики обучения в каждом случае исключительно авторские. Для обучения начинающих в настоящее время используются две основные методики: традиционное академическое рисование с натуры, и копирование изображений-образцов. Обе методики имеют и свои достоинства, и недостатки.

Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Система обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.

В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают совершенно иное отношение к геометрии изображаемого пространства. Получается очевидное противоречие, когда некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять рисунок и композиции древних образцов в сторону академической «правильности». А в последние годы появились иконы с нарочито утрированными диспропорциями фигур и ликов в угоду идее «обратной перспективы». Как правило, это происходит от непонимания внутренней логики иконописного рисунка. В тех произведениях в жанре иконописи, которые современный художник выполняет за плату (как это неизбежно происходит сейчас), чаще всего акцент делается только на внешнем подобии – получается муляж-имитация иконы, что неизбежно приводит к деградации содержания.

Перед современными мастерами церковного изобразительного искусства стоит проблема выбора образцов иконографии среди множества икон, написанных за всю историю Православной Церкви. Поэтому воспитание культуры иконописного рисунка является одной из важнейших задач обучения на Факультете церковных художеств ПСТГУ Учебные рисунки-копии лучших древнерусских и византийских икон выполняются не при помощи калькирования репродукции, а рисуются учащимися с образца самостоятельно – без измерений или сетки направляющих.

Главной темой предлагаемого курса является изображение фигуры и лика средствами иконописного рисунка. Изображение других элементов – горок, палаток, деревьев и т. д. – рассматривается только обзорно. Рисование этих предметов обычно входит в подготовительный цикл обучения. К изображению фигуры и лика учащиеся приступают только после освоения вышеназванных элементов иконописного рисунка.

Учебное пособие «Основы иконописного рисунка» предназначено для будущих иконописцев и реставраторов. Это только вспомогательный материал для практических занятий под руководством преподавателя, работающего индивидуально с каждым студентом, дающего задания в зависимости от уровня подготовки и способностей учащегося и контролирующего выполнение заданий. Параллельно с занятиями иконописным рисунком для развития глазомера и упражнения руки проходят уроки академического рисования с натуры.

Проблемы учебного иконописного рисунка рассматриваются в данном учебном курсе, не касаясь датировки и происхождения конкретных образцов. Все образцы, предлагаемые для изучения, являются высокохудожественными произведениями замечательных мастеров-иконописцев XII–XVI вв., сохранившимися в наилучшем состоянии до наших дней.

Теоретические основы обучения иконописному рисунку

Иконописание ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Отсюда символизм, идеальность и бесстрастность иконы. Отсюда единообразие иконописных ликов, отсутствие глубины пространства в картине и выпуклости объема, реалистичной направленной светотени как иллюзии материального мира. Отсюда преобладающая графичность изображения. Все лучшие образцы икон отличаются четкими и уверенными контурами, поэтому иконописцу необходимо иметь твердую руку. Процесс обучения иконописца невозможен без профессионального обучения рисованию.

Многие исследователи говорят о канонах иконописания. Действительно, на всем протяжении истории Церкви мы видим сложившиеся традиции изображения Спасителя, Богородицы, праздников и святых. Но при этом мы имеем такое многообразие «стилей», «школ», направлений, такие яркие индивидуальности знаменитых и безымянных мастеров, что говорить о каноне, как о жесткой схеме, подобной древнеегипетскому канону, в иконописи невозможно. «Каноном» в иконописи можно назвать ряд характерных особенностей изображения, которые сводятся к следующему:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *