Секта богородичный центр

В первые годы с момента «разрешения религии» в России в первую очередь стали заметны «импортные» секты. Но не только. «Богородичный центр» и Белое братство уже тогда составили достойную конкуренцию иностранным. Как ни парадоксально, идеология «Богородичного центра» имеет некоторые важные черты, сближающие его с мунизмом: весьма вольное толкование христианства, большое значение «сексуальной мистики» и т. д.

История идеологии

Иоанн (в миру Вениамин Яковлевич Береславский; 25 сентября 1946, Москва) — основатель и глава (c 1996 по 2009) собора епископов нового религиозного движения (секты) «Православная церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»).

Как и у большинства тоталитарных сект, история идеологии «Богородичного центра» — это на 75 % судьба и взгляды основателя. Основатель секты — писатель Вениамин Яковлевич Янкельман (вторая фамилия, по жене, — Береславский, литературный псевдоним — Вениамин Яковлев, религиозное имя — архиепископ Иоанн).

Вениамин Береславский в середине 70-х годов пришел к православию. Много странствовал по святым местам. Проживал возле Почаевского монастыря, где находился под духовным влиянием «старицы» Евфросинии. В конце жизни она объявила себя «четвертой ипостасью Троицы» и «предрекла» свое Воскресение на сороковой день.

В 1984 году в Смоленске перед иконой Одигитрии Береславскому было «видение», которое он трактовал как посещение Богородицы. С той поры он якобы ежедневно слышит голос Божьей Матери.

«Услышанное» им за 10 лет составило около 20 томов «богодухновенных» текстов. Береславский решил, что он является пророком, собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которыми разработал псевдоправославное учение о третьем Богородичном завете.

«Богородичный центр» считает себя единственной истинно православной церковью и утверждает, что получил первые рукоположения в недрах «катакомбной церкви». Судя по всему, это правда, ибо с 1992 года глава Тихоновской Истинно Православной церкви (одна из ветвей так называемой катакомбной церкви, не имеющей ничего общего с аутентичной «катакомбной церковью», возникшей в 20—30-е годы) Феодосии осудил учение «Богородичного центра» как еретическое и отлучил Береславского и его ближайшего сотрудника «генерал-епископа» Петра Большакова от «церкви». Хотя не отлучают от своей церкви того, кто к ней никогда не принадлежал…

Деятельность и взгляды

«Богородичный центр» с самого начала активно вмешивался в политическую жизнь под антикоммунистическими лозунгами. По непроверенным данным, на разных этапах своей истории он имел связи в политических кругах.

Деятельность «Богородичного центра» и декларируемые им взгляды постоянно приводят к конфликтам с основными христианскими церквами, представленными в России. Особенно напряженные отношения сложились с Русской православной церковью.

В одном из своих документов «Богородичный центр» утверждает, что для победы над «красным драконом» необходимо «отрубить три его головы…

Две уже отрублены: КПСС и КГБ. Осталось отрубить третью» — Русскую православную церковь. В 1993 году «Богородичный центр» издал книгу «Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре».

Теснимый в Москве антисектантскими организациями и напуганный реакцией общественности на деятельность «Аум Синрикё» и Белого братства, «Богородичный центр» в начале 1993 году объявил о том, что Богородица «благословила» для их дальнейшей деятельности Петербург.

Переименовав Петербург в «Мариинград», центр провел в июне 1993 года в ДК им. Горького «Покаянный собор», который был «сорван» Белым братством и привлек внимание средств массовой информации. На этом съезде Береславский объявил, что Богородица «благословила» Сибирь.

С 1993 года секта прекращает шумную публичную деятельность, переходит на полуконспиративный режим и начинает потихоньку перебазироваться за Уральские горы, хотя и там она чувствует себя комфортно далеко не везде: в феврале 1996 года областной суд Иркутска запретил деятельность секты на территории области.

Одновременно она усиленно ищет себе союзников среди родственных сект за рубежом — так называемых марианских церквей, в богословии которых, так же как и в «Богородичном центре», Христос замещается Божьей Матерью и христианство превращается в марианство.

Основные положения «марианства»

Вот основные положения религиозного учения Вениамина Береславского, тексты которого корректирует «генерал-епископ» Петр Большаков.

Через какое-то время после того, как Господь дал человечеству два Завета — Ветхий и Новый, в мире физическом и в мире духовном произошли заметные изменения, и перед наступлением Тысячелетнего царства появилась необходимость дать людям Третий завет, исходящий от Девы Марии и доводимый до мира через «матриарха» и «пророка» Иоанна Береславского.

С 1984 года (дата первого «видения» Береславского) Бог проявляет себя только через Богородицу, через «Ее непорочное сердце». Марии дана особая благодать — мистическая.

До того существовал только один источник благодати — евхаристический. Без мистической благодати, идущей от Марии, благодать евхаристическая, идущая от Христа, недействительна.

Отныне искупительная миссия Христа дополняется и постепенно замещается искупительной миссией Марии, сердце которой страдает при виде падшего мира. Именно Марии и поручен суд над этим падшим миром.

Желая помочь миру, Мария через свои явления в Лурде, Фатиме, Междугорье, Каире и т. д. показывает человечеству путь спасения через преображение Церкви, в первую очередь православной. Путь преображения имеет пять ключевых мистических вех, три из которых уже обозначились:

  1. Явление в марте 1917 года иконы «Державная».
  2. Великая победа Марии над «красным коммунистическим драконом» в августе 1991 года.
  3. Рождение Церкви Непорочной Девы (еще одно название «Богородичного центра»).
  4. Громадное явление образа Божьей Матери во все небо.
  5. Излияние некоей «солнечной пятидесятницы».

Обновление православной церкви происходит в лоне Церкви Божьей Матери, то есть «Богородичного центра». В «Богородичном центре» происходит обновление священства, свободного от грехов «красной церкви», т. е. Русской православной церкви. Но «священником Божьей Матери» может стать лишь тот, на ком не «лежит родовой запрет», кто сохраняет в себе «наследственную способность служить людям». Это могут быть только мужчины, «богородичные отцы».

Женщины — второй сорт

Характерная особенность секты — религиозное восприятие мира через проблемы сексуальности. Иоанн утверждает, что мужчина может стать свободным, лишь освободившись от культа женщины (жены, матери), который «держится на генитальном уровне» (в оригинальных текстах приведенных здесь цитат употреблены нецензурные слова).

Согласно учению «Богородичного центра», на человеке лежат грехи всего его рода, которые передаются через женщину половым путем. Для борьбы с этим злом в центре существует тщательно скрываемый чин «отречения от матери». В общине женщины находятся на положении людей второго сорта.

«Богородичный центр» учит, что «Христа распяли блудницы» (собирательный образ греховного женского начала в мире), «а потом свалили на евреев».

Это греховное женское начало концентрируется в таинственном существе женского рода, которое в богословских текстах «Богородичного центра» называется то «матерью Антихриста», то «блудницей Вавилонской».

Сегодня, по учению «Богородичного центра», человечество вступает в завершающий этап христианской истории. Наступают «последние времена» и «преображение мира». Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. Если произойдет покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, то Богородица заменит Страшный суд на «тихий сон преображения».

В течение грядущего Тысячелетнего царства мир будет устроен правильным духовным образом, при котором «государственное христианство» сменится «христианским государством». Существующие монастыри и общины «Богородичного центра» являются прообразами, очагами или оазисами такого «христианского государства», во главе которого вместо «царя-помазанника» встанет «Мария-первопомазанница».

Иерархия ценностей

Надо сказать, что «Богородичный центр» почитает последнего императора и даже недавно причислил к лику своих богородичных святых Григория Распутина. Однако этот монархизм — поэтический, непосредственно на социально-политические установки не влияющий.

На практике богородичники ратуют за свободу совести, утверждают, что нахождение в данное время у власти демократов благословенно, что Богородица помогла демократам в августе 1991 года и в октябре 1993 года. «Богородичный центр» считает идеалом теократическое государство под управлением монарха, «похожего на мученика Николая II», но это идеальный уровень.

Совершенно особое место в иерархии «Богородичного центра» занимает сам Иоанн Береславский. Он зовется то архиепископом, то патриархом, то матриархом, но внутри организации его почитают как пророка. Утверждается, что на нем лежит особая миссия — открыть «тайны последних времен», связанные с особой ролью Марии, что пророк Иоанн Береславский соединяет Ветхий и Третий Заветы, подобно тому как Иоанн Креститель соединил Ветхий Завет с Новым.

В богородичной литературе сказано, что пророк Иоанн, данный России Богом, несет «полноту правды». Интересно следующее утверждение: ревность веры не зависит от тяжести греха, которая лежит на человеке; в церковной иерархии более высокие посты занимают люди с «самой тяжелой греховной чашей». И добавляется: тем, кто верно будет «исповедовать Марию Матерью Непорочного Зачатия», и тем, кто верно Ей служит, грехи не будут вменены.

Как и во всех сектах, в «Богородичном центре» царят тоталитарные порядки. Вся полнота власти концентрируется в руках «архиепископа Иоанна». Общины, разбросанные по всей стране, подчиняются «епископам» и «старшим пресвитерам».

По свидетельствам, просочившимся в прессу от «пострадавших», руководство секты вовсю обирает своих членов — заставляет продавать квартиры и иное имущество, работать за нищенскую плату.

«Богородичному центру» присущи претензии на исключительность, неуважение к свободе совести других людей, нетерпимость к инакомыслящим.

Русскую православную церковь богородичники именуют не иначе, как «дьявольской», «сатанинской», заявляя, что она переживает свои последние дни и что ей на смену идет истинная православная «Церковь Божьей Матери Преображения».

Для культа «Богородичного центра» также характерно наличие экзальтированных общих молитв. Богослужение сопровождается гимнами и маршевыми ритмами. «Богородичный центр» ведет активную работу по разрушению семейных и родовых связей, сеет вражду между людьми, отторгает детей от родителей, представляя последних «родовыми упырями».

Особенно настойчиво воспитывается ненависть к матери как к «источнику первородного греха, содомитке, сатанистке, энергетическому вампиру». Под влиянием подобной пропаганды некоторые молодые люди уходят из дома, открещиваются от родителей, оставляют работу и учебу.

⚓ Фантазируй, выбирая свою реальность

Сектантское движение внутри Церкви

Может ли прихожанин православного храма оказаться сектантом? Как не стать таким горе-христианином? Об этом – беседа схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской пустыни.

Одна из главных обязанностей православного христианина состоит в том, чтобы показывать миру подлинное, чистое православие. Для этого ему необязательно публично проповедовать об истинах веры. Проповедью должна быть вся его жизнь: так, чтобы неверующие люди, глядя на его поступки, убеждались в правде православия.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Но часто происходит как раз наоборот: мы примешиваем к нашему чистому вероучению чуждые, посторонние, нелепые воззрения и выставляем православие в карикатурном виде. Сейчас существует некий набор апокрифов, которые, с точки зрения некоторых людей, православный обязательно должен знать.

Если человек не принимает какого-либо мнения из этого «набора» (о всемирном заговоре, ИНН, штрих-коде, биометрических данных, антихристе с когтями, чипе, который вживляется в человека и может им управлять, и так далее), то он как бы уже и не православный.

О чем, с точки зрения некоторых людей, должно быть известно православному человеку в первую очередь? О том, как бороться со страстями? Как приготовить свою душу для вечности? Нет. Прежде всего надо знать, как избавиться от печати антихриста, которая будто бы содержится в паспорте. И как? Есть, оказывается, испытанный способ: берете микроволновку, кладете в нее паспорт, он «прожаривается» — и все, печать антихриста исчезла.

Обратите внимание на то, что в этом случае нужно прибегнуть к достижению современной цивилизации, использовать микроволновую печь, которая, скорее всего, имеет на себе штрих-код. А как же тогда ее купить? Неразрешимая дилемма. Заметьте, люди не хотят пользоваться обыкновенной сковородой — она печать антихриста не устраняет, нужна именно микроволновка.

Если человек православный, то он как бы обязан бояться, что в его паспорт занесут биометрические данные: например, отпечатки пальцев, фотоснимок радужной оболочки или сетчатки глаза. Притом он может совсем не протестовать против помещения в паспорте своей фотографии, хотя это тоже биометрия.

Но если можно сфотографировать лицо, то почему нельзя сфотографировать палец? Нет, вот лицо можно, а палец уже нельзя. Лицо с двумя глазами — можно, а один глаз отдельно — ни в коем случае, потому что этим обязательно воспользуется антихрист. Два глаза — это еще не опасно, а вот если он в один глаз заглянет — это будет очень опасно.

Несколько лет назад «ревнители православия» активно распространяли листовки с указаниями, что делать, если к тебе пришли люди, желающие дать тебе ИНН или новый паспорт. Нужно иметь при себе водяной пистолет, наполненный святой водой. Или шприц, с помощью которого «агентам антихриста» надо то ли брызгать в лицо, то ли делать укол.

Человек заходит, и ты стреляешь в него из водяного пистолета. Вот как люди готовятся к кончине мира — покупают водяные пистолеты. Будут брызгать в антихриста: брызг, брызг — и тот убежит.

Смешно? Да, было бы смешно, если бы не было так грустно. Если бы все эти нелепости не влияли на людей и не ломали их жизни. Вспомнить хотя бы событие, произошедшее несколько лет назад в Пензенской области. Люди вырыли землянку, заперлись в ней и несколько месяцев сидели там в ожидании кончины мира.

Две женщины погибли под землей, остальные вынуждены были подняться на поверхность из-за угрозы отравления трупным ядом. В прессе их называли сектантами, но они сами считали себя православными. Видимо, они и в церковь ходили, и молились, и соблюдали все церковные предписания.

И это самое страшное: в сознании многих современных людей православие подменяется уродливой и нелепой карикатурой, они превращают его, по сути дела, в сектантство.

Известный сектовед Александр Леонидович Дворкин, выражая свое мнение по поводу случившегося в Пензе, сказал, что сейчас внутри Церкви существует некое сектантское движение, которое имеет определенные признаки: непринятие ИНН, паспортов нового образца, а также почитание весьма сомнительных людей как святых.

Среди них царь Иван Грозный, который, хотя и является выдающейся исторической личностью, более известен своими пороками и зверствами. Среди них «оклеветанный старец» Григорий Распутин — личность также весьма одиозная: развратник, прельщенный или (что не исключено) просто шарлатан.

Кое-кто умудряется причислять к этим «святым» и трагически погибшего певца Игоря Талькова – может быть и хорошего человека, но никак не могущего претендовать на звание святого. И даже такую зверонравную, ужасную личность, как Сталин, тоже записывают в святые.

Есть и еще один важный признак сектантского движения внутри Церкви. Этим признаком является определенная разновидность антисемитизма — вера в так называемый жидомасонский заговор.

Возникновение секты внутри Церкви — явление не новое. Известно множество случаев, когда люди внешне соблюдали православные обряды, но, в сущности, являлись сектантами, составляя внутри Церкви некую замкнутую группу и находясь на нелегальном положении.

Можно привести в пример так называемых иоаннитов (точнее, иоанниток, потому что в этой секте были в основном женщины), которые почитали праведного Иоанна Кронштадтского Спасителем, вторично сошедшим на землю, а иные даже — воплощением Бога Троицы.

Конечно, сам отец Иоанн к учреждению этой секты не имел никакого отношения. Приходя в церковь, исповедуясь, причащаясь, соблюдая все нормы православной жизни, иоаннитки в то же время составляли некое отдельное общество. Отец Иоанн даже предавал их анафеме, но их это не останавливало.

В XIX веке в России была широко известна секта так называемых бегунов, или странников. Вот как об этой секте говорится в «Настольной книге для священно-церковно-служителей»: «Они требуют от своих членов прервать всякую связь с гражданским обществом, то есть не писаться в ревизии, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании, на том основании, что в мире ныне спасение невозможно.

Отсюда же они получили и название „бегунов”. Странники, принимая все начала беспоповщины, смотрят на Русскую Церковь, как на еретическую, и веруют, будто антихрист уже пришел и царствует видимо на земле, в правительственной российской власти, а потому отвергают исполнение всех исходящих от повеления сей власти гражданских обязанностей. Они сделали исключение только относительно денег, хотя и видят на них печать антихриста.

Держать деньги они признавали возможным потому, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица.Секта странников состоит из двоякого рода членов: из действительных странников и странников оседлых, так называемых жилых христиан, или странноприимцев.

Последними у странников называются такие лица, которым не воспрещается „мирщиться”, то есть ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям, жениться, вообще грешить сколько угодно, потому что поступление в действительные странники омоет все грехи протекшей жизни».

Заметьте, что значительная часть бегунов, «странноприимцы», формально считались членами Православной Церкви, ходили в храм, исповедовались и причащались — и одновременно придерживались сектантских взглядов. Со времени первого издания «Настольной книги для священно-церковно-служителей» прошло уже сто лет — но согласитесь, что описываемое в ней чрезвычайно похоже на то, что происходит в наши дни.

Почему-то считается, — конечно, негласно, — что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети.

Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно.

Если мы будем утверждаться не на апокрифах, а на святоотеческом учении, то и сами будем подлинно православными, и сможем привлекать в ограду Церкви других людей.

А что будет, если какой-нибудь «православный» начнет проповедовать оглупленное, искаженное православие неверующему человеку? Будет ему рассказывать про микроволновку, про паспорта, про то, как уничтожать печать антихриста, про святость Ивана Грозного и Сталина. Как нормальный человек на это отреагирует? Люди будут отвращаться от Церкви, скажут: «Да там же сумасшедшие, как туда можно пойти?»

Приведу такой пример. Когда я был на Святой Земле, то разговорился в гостинице с одним охранником. Он выходец из России, еврей, является членом секты «Мессианские евреи». По догматике она похожа на секту баптистов, только с некоторым национальным оттенком, поэтому они называют себя не христианами, а мессианскими евреями — как бы на еврейский лад: заменили слово «Христос» на слово «Мессия».

Как же он стал сектантом? Когда он был еще в России, он, из-за тяжелых жизненных обстоятельств, почувствовал тягу к религии. Заинтересовался христианством – естественно, в первую очередь православием. У него были православные друзья, и он обратился к ним за помощью, чтобы они дали ему какую-нибудь литературу.

И эти его добрые, милые друзья дали ему почитать в качестве апологетической литературы «Протоколы сионских мудрецов». Тот прочитал, и эффект, естественно, получился обратный — он стал испытывать к православию отвращение.

Он о «еврейском заговоре» никогда ничего не слышал: евреи про него узнают, как правило, не от евреев. Постоянно находясь среди представителей своей нации, они ни о чем таком и не подозревают. И вдруг какой-нибудь русский или украинец дает книгу и говорит: «Вот у вас что творится». Какая реакция должна быть у человека? Что он должен делать? Сказать: «Да, точно, у нас это творится», – когда он знает, что ничего подобного нет?

Естественно, человек воспринял это как клевету и от православия отвратился. Он тянулся к Церкви, его от нее оттолкнули, и он попал в секту. Вот результат проповеди так называемых ревнителей православия.

Нам нужно помнить, что воцерковленных людей в нашей стране лишь несколько процентов. Эти несколько процентов должны быть духовной элитой русского народа. Но если мы будем вести себя вызывающе глупо, то скорее превратимся в маргиналов и станем соблазном для людей, находящихся пока вне Церкви.

Как можем мы претендовать на то, чтобы стать вождями нравственного возрождения России, когда вместо того чтобы бороться со своими страстями, начинаем воевать против новых паспортов?

Фото: Maxim Vedeneev, photosight.ru

Спаситель назвал христиан светом мира. И сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Нам заповедано вести себя так, чтобы люди обращались ко Христу, всем сердцем принимали истинную веру.

Поэтому нетрезвое отношение к ИНН, паспортам и прочему — это совсем не безобидно. Мало того, что такая настроенность вредит самому человеку, уводя его от настоящей заботы о своем спасении к борьбе с «ветряными мельницами», — она еще и соблазняет других людей. Неверующий, видя такое поведение православного, может осудить православие и посмеяться над ним, а верующий может доверчиво принять эти взгляды и свернуть с истинного пути.

На ком лежит ответственность за то, что в православии появляются сектантские течения? Не только на руководителях этих течений, но и на каждом из нас. Если мы будем твердо знать православное учение и держаться его, если будем сохранять христианское трезвомыслие и не поддаваться экзальтации, тогда нам будет легче сохранить и единство нашей Церкви.

>Российские антисектантские центры

Москва

Информационно-консультационный центр свщмч. Иринея, епископа Лионского
г. Москва ул. Иловайская д. 9 корп. 2.
Руководитель — Александр Леонидович Дворкин
Тел. (495) 646-7147
E-mail: iriney@iriney.ru
Web-сайт – www.iriney.ru
Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова
109017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 20, храм «Всех скорбящих Радость»
Руководитель — иерей Евгений Тремаскин
Тел. 8-963-635-4094, 8-968-671-5717
Приемный день: вторник 12.00-17.00 ч.
E-mail: vsradoste@mail.ru
Web-сайт — www.glagolvery.ru
Страница «В Контакте»: Библейская школа жизни на Ордынке

Миссионерский центр преподобного Иосифа Волоцкого
Москва, ул. Академика Челомея, 3б. Храм Преображения Господня в Старом Беляеве. станция метро «Новые Черемушки». авт 721 остановка «Диспансер»
Руководитель — Андрей Иванович Солодков
Тел. 8-905-648-0864
E-mail: sai68@mail.ru
Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя прав. Иоанна Кронштадтского
109044, г. Москва, Крутицкая ул., 17, стр. 5, Крутицкое патриаршее подворье, Набережные палаты
Руководитель — иеромонах Анатолий Берестов
Тел.:(095) 276-67-63,
E-mail: berebtov@mtu-net.ru
Web-сайт — www.dp-c.ru

Центр духовного, патриотического и гражданского воспитания молодежи Подольского благочиния Московской епархии
Руководитель — иерей Алексей Суриков, сотрудник Миссионерского отдела Московской епархии, ответственный за миссионерскую работу в Подольском благочинии
Тел.: 8-985-991-36-86; 8-916-140-30-51
E-mail: sektoed@mail.ru

Помощь людям попавшим в секты:

  • Российские антисектантские центры — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
  • Святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках и иноверцах — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
  • Как помочь человеку, попавшему в секту — Православная беседа
  • Консультирование по вопросу выхода из секты — Миссионер Дона
  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
  • Действия семьи при попадании ребёнка в тоталитарную секту — Михаил Бедило
  • Православные, инославные и сектанты — Как нам строить отношения со знакомыми и ближними из числа инославных христиан и сектантов? — Вера-Эском
  • Веру не рассказывают, а показывают (взаимоотношения с инославными и сектантами) — иерей Александр Ильяшенко
  • Юридические советы для тех, чьи интересы попирают секты — Евгений Мухтаров
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
  • Противостояние сектам — это одно из дел любви Церкви к человеку — профессор Александр Дворкин
  • О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма «образованных» людей. Слово «образованных» привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) — Олег Заев
  • По следам «Бога КУЗИ» или о волках в овечьей шкуре (как и почему люди попадают в секты) — Олег Заев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *