Секта, это что?

Сектанты – кто это, чем они занимаются?

Многие слышали об опасности, которую представляют секты, их руководители и сами сектанты для окружающих людей. Однако, далеко не все знакомы с методикой их воздействия, целями, и используемыми для достижения этих целей средствами.

Между тем говорится: «предупреждён, значит вооружён». Постараемся подробнее разобраться, что такое секта, какие цели преследуют их создатели, и какую опасность они таят в себе.

В переводе с латыни понятие «секта» имеет весьма нейтральное значение, которое дословно означает «учение». Во времена Римской империи этим термином обозначались все религиозные направления и течения, отличные от официальной религии Рима с его пантеоном божеств во главе с Юпитером. В частности, в те годы сектантами именовались и христиане, преследуемые римской юстицией.

С точки зрения господствующей религии, секта – это некая группировка, отколовшаяся от традиционной религии, и противопоставляющая себя ей. Секты имеются во всех основных вероисповеданиях – христианстве, буддизме, мусульманстве.

Современная отечественная юриспруденция определяет секту как некое объединение людей по религиозному, или же псевдорелигиозному признаку, оказывающее негативное влияние на своих адептов, либо на общество в целом.

Российское законодательство прямо не даёт определения секты. Каждое религиозное объединение может признаваться сектой исключительно по совокупности дополнительных признаков и деяний.

С этой точки зрения, секта – это некое неофициальное объединение верующих, своеобразные «религиозные неформалы». В то же время, закон «О свободе совести в РФ» не воспрещает любому религиозному объединению получить официальную регистрацию, тем самым превратившись из секты в новую религию.

Признаки секты

Поскольку грань между сектой и религией довольно тонка, а для многих людей фактически неуловима, создатели сект продолжают с лёгкостью находить новых адептов. Рассмотрим основные признаки, позволяющие более или менее уверенно дифференцировать секту и официальную религию:

  1. Практически все сектантские течения достаточно молоды по сравнению с основными религиями. К примеру, буддизм насчитывает свыше 2,5 тыс. лет, христианство – 2 тысячи, а ислам – около 1,5 тысячи. Секты же редко переживают своих основателей, а если и переживают, то не более чем на несколько десятилетий. Конечно, во всех правилах бывают исключения, но в данном случае продолжительность жизни секты зависит исключительно от управленческого таланта и харизматичности лиц, принявших руководство организацией из рук её основателя.
  2. Другим важным отличительным фактором является существующий в сектах культ личности. Если в религии основным объектом поклонения выступает некое божество или обожествлённый пророк (Христос, Будда, Мухаммед), то в сектах на передний план всегда выдвигается реально существующая личность, выдающая себя перед адептами за мессию.
  3. Религии, в отличие от сект, не оказывают морального давления на личность человека. Любая религия всегда оставляет место для личностного роста своего адепта, а также позволяет ему по своему усмотрению менять религиозные убеждения. Секта же устанавливает для человека жёсткие рамки поведения, сковывает его некими обязательствами перед руководителями организации. Нарушение этих внутренних правил становится поводом для обструкции, морального и физического унижения «отступника», порой приводящее к его смерти.
  4. В большинстве случаев создатели секты преследуют некие корыстные планы. Это может быть финансовая выгода, когда религиозная организация, по сути, является своеобразным коммерческим предприятием, обогащающимся за счёт своих адептов. Иногда же лидеры секты ставят целью завоевание власти над личностями последователей, моральное самоутверждение, удовлетворение своих сексуальных девиаций и так далее.

Структура секты

Структура подобного религиозного объединения всегда выстраивается по строгому иерархическому принципу, напоминающему пирамиду. На вершине этой пирамиды всегда стоит некий руководитель.

В зависимости от размера секты, этот руководитель может быть единоличным (харизматичная секта), либо представлять собой некий конгломерат руководителей, наподобие совета директоров неких компаний (иерархическая секта). К первому типу можно отнести такие одиозные организации, как секта бога Кузи, Белое братство, Аум-Синрикё.

К «корпоративному», или иерархическому типу относятся более «продвинутые» секты, имеющие разветвленную структуру – иеговисты, пятидесятники, саентологи. Но в каждой секте существует определённый свод внутренних правил, охватывающий большую часть жизни адептов.

Эти правила регламентируют поведение и внутри сообщества, и вне его, прочно опутывая своими установками личную жизнь человека. Данные установки могут меняться лидерами сект в зависимости от обстоятельств, в то время, как догмы официальных религий являются незыблемыми, являясь одним из столпов веры.

Среднее звено руководителей секты составляют пастыри и жрецы, обычно выдвигаемые из наиболее способных адептов низшего звена. В сферу их деятельности входит надзор над духовной и личной жизнью рядовых последователей.

Низшее же звено адептов сект является, по сути, основой финансового благополучия организации, которое в обмен на «духовное просвещение» обязано выполнять ряд повинностей в пользу руководителей – финансовых, трудовых либо сексуальных.

Этапы порабощения

Согласно неофициальной классификации, все секты подразделяются на тоталитарные и свободные. В этом случае понятие «свободные» весьма относительное.Целью любой из них является установление контроля над личностью адепта, и «свобода» характеризуется лишь длиной контролирующего «поводка». Наиболее короток этот «поводок» у тоталитарных сект, деятельность которых запрещена действующим законодательством.

Процесс порабощения личности происходит в несколько этапов:

  1. Агитационная проповедь. Началом вовлечения в секту всегда служит доброжелательная агитация, предлагающая человеку приобщиться к некому знанию, способствующему спасению души, обретения покоя и благополучия.
  2. «Дымовая завеса». Как только потенциальный адепт попадает в лоно секты, служители культа начинают его психологическую обработку, ненавязчиво рассказывая о «счастье» и «просветлении», которое обрели адепты данного учения. В результате у человека складывается позитивное впечатление об организации.
  3. Приобщение. Как только человек становится полноправным членом секты, перед ним ставится ряд условий, необходимых для выполнения в данной организации. Делается это постепенно и ненавязчиво, а все запреты и установки сдабриваются демагогией о светлом будущем, которое ждёт всех, кто исполняет предлагаемые установки.
  4. Полное порабощение. Со временем круг общения человека сводится к кругу «избранных» – других членов секты. Любые отступления от установленных в ней правил становятся недопустимыми. Причём сам человек уже не представляет свою жизнь вне секты, становясь послушным орудием в руках её руководителей.

Примеры деятельности сект

В качестве живой иллюстрации следует привести ряд примеров из истории. Рассмотрим итоги деятельности наиболее одиозных сект:

  1. «Ветвь Давидова». Одно из подразделений Адвентистов, действовавшая в Техасе с 1955 г. В 1993 г. для прекращения деятельности данной тоталитарной секты властям США пришлось применить десяток танков и боевую авиацию. Во время штурма цитадели сектантов погибли 4 спецназовца и 132 сектанта, из них 20 детей. В отместку за разгром гнезда сектантов, во вторую годовщину штурма последователи «Ветви Давидовой» устроили теракт в г. Оклахома-Сити, жертвами которого стали порядка 170 мирных жителей.
  2. «Храм народов» (1976-79 гг.). Последователи данной секты из США построили в Гайане (Южная Америка) изолированное поселение Джонстаун. По свидетельствам бывших адептов секты, в городе широко практиковались телесные наказания и пытки. При попытке местных властей и американского конгресса прекратить деятельность организации, сектанты совершили массовое самоубийство, жертвами которого стали более 900 человек, в том числе порядка 270 детей.
  3. «Аум-Синрикё». Буддийская тоталитарная секта, существовавшая в Японии в 1984-2000 гг. Секта широко практиковала использование боевых газов в своей террористической деятельности. Первым актом использования газов стала атака в г. Мацумото в 1994 г., жертвами которой стали 7 граждан, а ещё 200 пострадали. В следующем, 1995г. адепты «Аум-Сенрикё» совершили газовую атаку в метро Токио, в результате которой погибли 12 человек, ещё 15 скончались позднее, а около полусотни человек получили отравление. По итогам расследования, 13 руководителей секты были приговорены к смертной казни, которая была приведена в исполнение в июле 2018 г.

Российским правосудием запрещена деятельность десятков религиозных сообществ, признанных тоталитарными или деструктивными сектами. Среди них наибольшую известность получили «Белое братство», иеговисты, саентологи, секта бога Кузи и прочие.

Сектант

Се́кта — термин, используемый для обозначения религиозной группы, общины или другой подгруппы, отколовшейся от господствующего религиозного направления.

Определение и особенности использования

Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».

В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»

Слово «секта» заключает в себе исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и обычно используется полемически или унизительно. В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения», «новые религиозные движения». Слово «секта» употребляется в основном публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), практически всегда в уничижительном смысле.

Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении. Не имея научного определения, эти понятия отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве. Термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах Российской Федерации и других стран. В 1998 году Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ в Решении № 4 (138) от 12.02.1998 г. указала, что «в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как «секта», в то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несёт безусловно негативную смысловую нагрузку» и, соответственно, его употребление не рекомендуется, поскольку может оскорбить чувства верующих.

Происхождение понятия

В латыни слово secta имело следующие значения:

  1. путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
  2. учение, направление, школа;
  3. ересь, ложное учение;
  4. шайка;

Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».

Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в дохристианскую эпоху.

В раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἵρεσις (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.

После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причём это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской православной церкви.

Типология

См. также: Сектоведение

В некоторых вариантах англоязычной типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквами обычно именуются основные традиционные деноминации (православная церковь и отдельные автокефальные церкви, католическая церковь, древневосточные церкви, англиканская церковь и некоторые другие). Причём каждая из церквей признаёт возможность называться церковью только за собой. К примеру, православная церковь утверждает, и доказывает на основании канонических правил, что лишь она является настоящей церковью, а остальные — это еретические организации, которые церквями могут называться лишь по своей структуре, но не по сути.

Тоталитарные и деструктивные секты

Основные статьи: Тоталитарная секта, Деструктивный культ

Термины введены в обиход православным деятелем А. Л. Дворкиным предположительно в 1993 году и нашли употребление практически исключительно в публицистике и работах самого А. Л. Дворкина и его последователей. Академических определений для этих понятий не существует, что позволяет пользоваться ими произвольно.

Англоязычные соответствия

В англоязычной терминологии понятию секта соответствуют термины sect и cult. В последнее время часто также используется понятие New Religious Movements (NRM). В то же время в английском языке слово sect также применяется по отношении к традиционным направлениям многих религий (например, основых течений индуизма, ислама или христианства).

Понятие секты в буддизме

Употребление слова «секта» в сочинениях по буддизму имеет совершенно другой смысл, отличный от того, который имеет этот термин в современном христианстве. В современном христианстве «секта» рассматривается как некая группировка, отколовшаяся от основного религиозного направления и подвергшая ревизии догматические положения. Таким образом, в христианстве «секта» часто употребляется как синоним ереси или же близкое ей понятие (организация сторонников определённой ереси).

С этой точки зрения в буддизме отсутствуют сектантские движения, так как любая школа, причислявшая себя к буддийскому учению, полностью разделяла основную доктрину — Четыре благородные истины. Поэтому в буддизме невозможно деление на ортодоксальные и еретические учения. Интеллектуальная свобода, присущая буддизму, позволяла в широких рамках трактовать религиозную доктрину и йогический опыт. А те течения, которые не разделяют Четыре благородные истины, буддийскими не считаются.

В работах, посвящённых буддизму, слово «секта» употребляется достаточно часто, не имеет негативного оттенка и означает самостоятельные течения в буддизме, то есть является аналогом слова «школа». Одновременно, по отношению к синкретическим религиозным школам, использующим буддийскую терминологию, но искажающим принципиальные основы буддизма, употребляется термин «синкретическая секта» (или просто секта, но в смысле — синкретическая, а не буддийская).

См. также

  • Сектоведение
  • Тоталитарная секта
  • Деструктивный культ
  • Религия
  • Новое религиозное движение
  • Ересь
  • Инославие
  • Конфессия
  • Культ
  • Церковь
  • Религиозное объединение

Примечания

  1. Определение секты по Далю.
  2. Определение секты по Ушакову
  3. Определение секты в Большом юридическом словаре
  4. 1 2 Как классифицировать религиозные организации
  5. http://slovari.yandex.ru/dict/jurid/article/jur3/jur-5510.htm?text=%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0
  6. Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г.
  7. 1 2 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. М.: «Русский язык», 1986. С. 694.
  8. См. об этом подробнее в англ. статье Church-sect typology.
  9. Шейх (араб., буквально— старик, старец), у арабских кочевников глава или предводитель рода, племени или союза племён. В странах распространения ислама термин «Ш.» приобрёл также значение почтенного человека вообще; чаще всего Ш. называли руководителей мусульманских сект, дервишских орденов (равнозначно — пир, муршид), видных богословов, мусульманских законоведов. На Ю. Аравийского полуострова и в районе Персидского залива Ш. — правители мелких княжеств (БСЭ).
  10. «Период, предшествовавший письменной фиксации буддийского канона, интересен прежде всего тем, что уже на данном этапе в рамках единой буддийской духовной традиции оформляются первые школы и направления. В специальной научной литературе эти школы часто именуются «сектами». Однако в данном случае слово «секта» никоим образом не связано с понятием ереси. Для буддистов еретики (тиртхики) — это последователи иных, небуддийских, религиозных доктрин, а любая школа, причислявшая себя к буддийскому вероучению, полностью признавала Слово Будды». Ермакова Т. В., Островская Е. П. «Классический буддизм».
  11. «Некоторые буддийские направления послужили основой для формирования синкретических сект. Школа цзин ту («Чистой земли»), основывавшая свою доктрину на вере в спасительное обетование будды Запада Амитабхи (кит. Амито-фо) и перерождение в счастливой «Чистой земле», дала рождение сектантской традиции «Белого лотоса» — байлянь-цзао». Духовная культура Китая. Энциклопедия. М., 2007 г., с. 264.

Ссылки

См. раздел СЕКТЫ

См. полный список литературы по Сектоведению

  • Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»
  • Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам свящ. Олег Стеняев

АУДИО о сектах * ВИДЕО о сектах

Се́кта – 1) религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию; 2) религиозная группа (община), обладающая собственным вероучением, созданным её основателем (основателями) с нуля или на основании заимствований вероучительных положений из других религиозных учений, жестко обособляющая себя от внешнего мира, имеющая во главе тоталитарного лидера, пользующегося манипулятивными и иными средствами для поддержания строгой внутренней дисциплины и эксплуатации адептов.

В христианском истолковании понятие «секта» чрезвычайно тесно связано с понятием ереси и лжеучения (ложного учения). Длительное время слова «ересь» и «секта» рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверглись в Новое время, когда слово «секта» стало обозначать группу или организацию, а «ересь» – ее учение. Однако в греческом православном богословии до сегодняшнего дня в обоих значениях используется лишь слово «ересь».

С точки зрения Православия, секта всегда несет отрицание христианской догматики, извращение основ христианского вероучения. Такое отрицание может быть скрытым или открытым. В первом случае, секта стремится сохранить видимую преемственность с христианством, использует христианскую символику и тексты. К таким сектам относятся Свидетели Иеговы, мормоны, муниты и пр. В дореволюционной России к ним принадлежали, например, хлысты и скопцы. Эти секты стремятся назвать себя христианами, используют Библию, однако пересматривают христологию – основу христианского вероучения, отрицают догмат о Воплощении Сына Божьего. Во втором случае отвержение христианской догматики происходит открыто и секта, как правило, имеет откровенно языческие истоки, представляя собой одну из форм современного неоязычества (например, «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрикё» и пр.). Такая секта уже не псевдохристианское учение, а, обычно, «осколок» одной или нескольких языческих религий.

При этом для всех сект свойственен:
1. молодой исторический возраст;
2. преувеличенное представление о личности лидера, с которого только и начинается история секты;
3. доктринальный конфликт с христианством как следствие отрицания христианского вероучения.

Секты не надо путать с инославием. Если секты для Православия становятся принципиальным иноверием (то есть иной религией), то инославие сохраняет основные Догматы христианства, не подвергает ревизии его вероучительный стержень.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».

1. Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).

2. На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере, «колеблющихся на погибель» (Евр. 10:39).

3. В наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей истинной веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище.

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми «Собором новой Святой Руси» (Богородичным центром), «Белым братством», «Церковью последнего завета» (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

6. В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах веры наших современников проповедники лжеучений упоминают всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что является кощунством и лжесвидетельством.

7. С другой стороны, через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них – «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («церковь Муна»), «новоапостольская церковь», «церковь Христа», «церковь сайентологии» Хаббарда, «церковь святых последних дней» (мормонов), «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрикё», «трансцендентальная медитация», различные направления учений «Новой эры», «Эры Водолея».

8. Проповедники лжерелигий используют самые различные формы для расширения сферы своего влияния: открыто выступают в средствах массовой информации, в концертных залах, в домах культуры и на стадионах; распространяют литературу, напечатанную на Западе и у нас; организуют свои издательства; открывают школы и курсы; финансируют обучение молодых людей за рубежом; оказывают населению гуманитарную помощь, которая сопровождается пропагандой их воззрений; проникают в светские школы и высшие учебные заведения.

9. Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности.

10. Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их деятельность.

11. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, «не испорченного историческими традициями», обладают новым откровением и призваны продолжить дело Христа на Земле.

12. Некоторые «новые религиозные движения» создают организации, в названиях которых используют слова «церковь» и «христианство». Так, «церковь Муна» руководит движением «Христиане мира за единство и социальные действия», ничего общего с христианством не имеющим.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

15. В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2Фес. 3:14-15).

16. Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим. 6:20).

* Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября – 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178.

***

Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам.

священник Олег Стеняев

В настоящее время современными религиоведами делается попытка внутри Церкви подменить православную терминологию светской и секуляризировать саму стратегию церковной проповеди в среде заблудших. Вытесняется традиционное для Церкви деление еретиков по трем чинам, и на передний план выходят социальный, уголовный, медицинский и правовой аспекты в оценке и классификации того или иного не православного вероучения. Такие состоявшиеся понятия, как «тоталитарные» секты, «деструктивные» культы и т. д., ни в коей мере не отвечают религиозным и вероучительным оценкам ложных вероучений, и перемещают проблему преодоления сектантской экспансии, из плоскости религиозной в плоскость политическую. Здесь на передний план выходит социальная оценка каких-либо сектантских вероучений и, таким образом, размывается представление о любой секте именно как о группе людей, одержимой той или иной ересью. Уже сейчас активность проведения миссионерской работы с какой-нибудь сектантской группой обусловливается не пагубностью ее заблуждений (ересей), а именно социальной респектабельностью или нереспектабельностью. Таким образом, целые религиозные группы инославных (по преимуществу) и сектантов оказываются вне поля миссионерской деятельности Церкви. И все внимание сосредотачивается на малочисленных маргинальных группах, не имеющих такого же обширного распространения на территории нашей страны, как католики, лютеране, баптисты, адвентисты и пятидесятники.

Подобное новое направление в отечественной миссиологии уже получило наименование в духовных школах Русской Православной Церкви как «тоталитарная теория».

Без сомнения, любое отступление от истины заслуживает пристального внимания со стороны православного миссионера. Но при этом нельзя забывать, что миссия священника, и миссия врача, тем более следователя прокуратуры, есть разные миссии, которые, следовательно, и используют разные методы и подходы в осуществлении своей работы. Не дело священника заниматься сыском, и не дело сыскаря – духовничество.

Но, с другой стороны, деление заблудших на «деструктивных» и «недеструктивных» обеспечивает по отношению к одним активность, а по отношению к другим – полную лояльность или даже экуменическую веротерпимость, что входит в противоречие с самим духом православного апостолата, призванного протянуть руку помощи каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»1. Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.

Неправославное отношение к сектам возникло в результате сильного влияния американских религиоведческих школ и направлений. Изжить этот виток секуляризации – и означает возвращение к библейскому и святоотеческому отношению к сектантам, еретикам и заблудшим.

Сама миссионерская работа с заблудшими не должна приобретать формы крайней нетерпимости и даже враждебности, что, без сомнения, будет противоречить духу христианской любви и евангельской открытости. Именно секуляризация различных форм миссионерской работы с сектантами привносит в сознание отдельно взятых горе-миссионеров дух мирской нетерпимости и агрессии по отношению к заблудшим. В основном подобным духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Войдя в Церковь, они так и не избавились от посткоммунистического метода ведения борьбы с «оппозиционерами» самыми дикими и бессердечными методами. Их «миссионерская» деятельность сводится только к сбору компромата на заблудших и организации их травли в судах и СМИ, с привлечением служб безопасности и законодательных органов власти.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся,— да что я говорю – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление»2.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам…»

Ап. Петр писал о своем Божественном Учителе: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос… нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21).

Исследуя отношение Сына Божия к сектантам Его времени, мы сумеем отделить религиоведческие плевелы всеянные на ниве российского апостолата от доброй пшеницы Евангельского Православного Благовествования.

Библейское учение о самарянах (с учетом выше обозначенных проблем) заслуживает нашего особого внимания. Самаряне: этническо-религиозная группа, классическая секта внутри иудаизма. Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское) царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (4Цар.17:24; 1Езд. 4:9-10), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами – 4Цар.17:27), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» (Втор. 27:4) заменено на «Гаризим» и т. д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит.

Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лук. 9:53). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны Громов» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54-55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная Толковая Библия Лопухина поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3:17), желавших, подобно Илии-пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа»3.

Господь не оставил «сынов Громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью»4.

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4:39-41).

Известная притча о Добром Самарянине (Лк. 10:30-37) есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте». Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно «добрый самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лук. 17:16).

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих правоверных и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» (Ин. 8:48).

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6-7).

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:19-22). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5).

Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… (Рим. 9:3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). «После первого и второго», — то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2Фес. 3:14-15). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2Кор. 2:6).

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин. 1:10-11). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23), Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:18). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1:22).

Ярким примером отличия «тоталитарной теории» видения проповеди по отношению к заблудшим может послужить и повествование из древнего патерика, которым я и хочу завершить данный доклад: «Говорили об авве Макарии Египетском, что однажды, восходя из скита на гору Нитрийскую, будучи близок к месту, он сказал своему ученику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встретил эллина – это был жрец Педала, который нес большую вязанку дров для сожжения и бежал. И закричав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вернувшись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оставил его наполовину мертвым. Потом, подняв дрова, он снова побежал. И пройдя немного вперед, авва Макарий встретил его и сказал ему: «Здравствуй, здравствуй, трудолюбец!» И жрец, удивившись, пошел к нему и сказал: «Что доброго ты нашел во мне, что почтил меня приветствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруждаешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруждаешь себя напрасно?» Он сказал: «Я умилился от приветствия, и узнал я, что ты – служитель великого Бога; но другой монах, злой, которого я встретил, оскорбил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец говорил: «Я не отпущу тебя, если ты не сделаешь меня монахом». И они пошли к месту, где находился брат, привели его в церковь горы; и когда увидели там жреца, были изумлены. Они крестили его, сделали монахом, и множество эллинов сделались христианами из-за него.

Авва Макарий говорил: «Слово худое делает добрых худыми; подобным образом и доброе слово делает худых добрыми»5.

Примечания:

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

Мормонские проповедники

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Собрание московских мунитов. 1997 г.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Секта Виссариона

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

Кришнаиты и идол Свами Прабхупады

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

«бог Кузя»

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

Роман Михайлович Конь

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

В Википедии есть страница «секта».

Русский

В Викиданных есть лексема секта (L161769).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. се́кта се́кты
Р. се́кты сект
Д. се́кте се́ктам
В. се́кту се́кты
Тв. се́ктой
се́ктою
се́ктами
Пр. се́кте се́ктах

се́к-та

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сект-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религиозная община, проповедующая идеи, не признаваемые господствующей церковью ◆ Наконец, в раннем исламе с его идеей «цепи пророков», последним из которых является Мухаммед, можно увидеть и черты гностической ереси: именно такую идею провозглашала известная гностическая секта манихейцев. Рафаил Нудельман, «Тайны вечных книг: ученые исследуют Коран», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. обособленная группа людей, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах ◆ Это была секта кустарей ― продавцов отретушированных, грубо подкрашенных анилиновыми красками трафаретных карточек со всякой неподцензурной всячиной; … А. В. Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. любая обособленная группа людей ◆ Я даже огорчаться не смею. Я низшая секта, неприкасаемый. Слышал мой разговор с Колькой? В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: сектант, сектантка, сектантство; сектоведение, сектология
  • прилагательные: сектантский

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Анаграммы

    • Акест, аскет, сетка, стека, тесак

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Белорусский

      се́к-та

      Существительное, неодушевлённое, женский род.

      Корень: -сект-; окончание: -а.

  1. секта (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Эвенкийский

    секта

    Существительное.

    Корень: —.

  1. ботан. ива ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

    От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *