Семейный детский сад как организовать

С 2007 года в Москве многодетные мамы, сидящие дома с детьми, могут оформиться в районный детский сад, и получать зарплату за воспитание своих собственных детей. Как устроена эта система?

Рисунок Дмитрия Петрова

«Раньше была воспитателем, потом понизили до няни»

«В 2010 году от своих многодетных друзей я узнала, что, если у тебя есть трое детей дошкольного возраста, можно оформить семейный детский сад. В тот момент у меня их было 4, и мы пошли в ближайший к дому садик, чтобы договориться об оформлении.

Надо было сделать медицинские карты – мне и детям, собрать еще некоторые бумаги, но, в общем, оформление не было очень сложным. Меня взяли на работу воспитателем, стали платить зарплату – 25-27 000 в месяц, а также деньги на питание детей – около 2 500 рублей на каждого.

Детей в семейном детском саду должно быть не менее трех

В тот время почти не было отчетов, мы лишь собирали чеки из продуктовых магазинов на ту сумму, которую детям выделяли на питание.

Затем правила изменились, стали требовать отчеты о том, чем я занимаюсь с детьми дома, и выяснилось, что у меня нет высшего образования. Воспитателем я быть не могла. Мне предложили стать нянечкой и понизили зарплату до 20 000 рублей. Но отчеты требовать перестали. Кстати, год назад отменили и продуктовые чеки». (Алена, 7 детей)

В каких-то садиках заведующие охотно оформляют мамочек в качестве сотрудников, в каких-то – не очень. Где-то требуют ежемесячные отчеты, ходят с проверками в квартиру и чуть ли не запрещают увозить детей на все лето на дачу, а где-то вообще не интересуются тем, чем занят ребенок дома.

Но даже при самых строгих заведующих, многодетные мамы (а домашний детский сад рассчитан, прежде всего, на них) активно пользуются этой возможностью – получать деньги за воспитание детей.

Дневник воспитателя, чеки, цели и задачи

Рисунок Дмитрия Петрова

У Дарьи 9 детей, дошкольников – 4. С 2008 года у Дарьи оформлен семейный детский сад. В прошлом году заведующая предупредила, что с будущего года воспитателем детского сада может быть только человек с высшим профильным образованием – вступает в силу единый педагогический стандарт. То, что у Дарьи диплом МГУ и кандидатская степень, не дает ей права работать у своих детей воспитателем.

Как и некоторые другие ее подруги-матери больших семей, Дарья поступила в Свято-Тихоновский гуманитарный университет, чтобы получить второе высшее образование. За 2 года она стала дипломированным воспитателем – слушала лекции, участвовала в семинарах, писала эссе (одно их них – «Злословие как болезнь души» стало своего рода бестселлером) и как раз недавно защитила диплом на тему «Духовно-нравственное воспитание на базе семейного детского сада».

Придется получить второе высшее образование — педагогическое

Но необходимость получить профильного образования – не единственная сложность, с которой столкнулась Дарья.

Каждый месяц (до 5 числа) она должна сдавать в детский сад «дневник воспитателя» — он отправляется по электронной почте. Здесь Дарья пишет, чем она занимается с детьми каждый день. Все должно соответствовать плану – два раза в неделю надо рисовать, один раз в неделю лепить. И никак не наоборот.

Если вдруг в «Дневник воспитателя» закралась лишняя лепка, могут сделать замечание. Рисунки и поделки надо фотографировать, сканировать и прилагать к записям.

Раз в полгода требуют отчеты о проделанной работе

Дарья должна в краткой форме – на одной странице – написать о том, какие цели и задачи ставит, как собирается их решать. Чего ее дети достигли за полгода, а что им не удалось, и главное – над каким проектом они сейчас работают. Иногда требуют презентацию с фотографиями.

Комиссия из сада также может прийти домой – проверить условия проживания детей, их спальные места, рабочие столы. «Ко мне, — говорит Дарья, — приходят нечасто — за 8 лет были всего раз пять». Но, на самом деле, такие проверки возможны только если семья сама готова принимать представителей детского сада.

Летний отдых воспитательниц

Рисунок Дмитрия Петрова

Отдельной сложностью для многих мам-воспитательниц становится лето. В некоторых случаях руководство сада ведет себя так, как будто они — следователи по особо важным делам.

Они могут не разрешить без проверки специальной комиссии вывозить детей в непонятные условия. Одной маме руководство сада сообщило, что если она хочет сохранить свою зарплату, то должна оставаться с детьми в Москве, а они могут «в любой день к ней прийти и посчитать детей по головам».

Во всех подобных случаях надо обязательно советоваться с юристами. Администрация сада может вести себя некомпетентно. Часто недоразумения возникают и в случаях расчета летней зарплаты мамы-воспитателя.

42 дня отпуска — то оплачивают, то нет

Например, если детский сад не работает в летнее время, то многодетных мам заставляют подписывать заявление об отпуске за свой счет на все лето. В других детских садах мамам оплачивают положенные 42 дня отпуска, а остальные дни они берут за свой счет. Или наоборот, сад работает все лето, но 42 дня отпуска воспитателя почему-то не оплачиваются. Когда спрашиваешь мамочек, почему так, что говорят в отделе кадров, они пожимают плечами – ссориться, ругаться и «качать права» почти никто их них не готов.

Хотя, на самом деле, добиваться правды можно. У Юлии 6 детей. Раньше она числилась в семейном саду «младшим воспитателем» и получала небольшую зарплату, но затем Юлия и некоторые ее подруги-многодетные мамы узнали, что такой должности не существует. Они стали писать письма депутатам, в Департамент образования и в итоге их должность была изменена на «воспитателя», а зарплата увеличена. Как и Дарья, Юлия получила недавно второе высшее образование, стала дипломированным воспитателем детского сада.

Дети выросли: прикрепляем соседских

Когда старшие дети в многодетной семье начинают посещать школу и дошкольников становится меньше трех, детский сад может продолжить свою работу. Но для этого многодетной маме-воспитателю надо найти маленьких детей в многодетных семьях своих подруг и прикрепить их к своему семейному садику.

Это на первый взгляд кажется сложным, но, на самом деле осуществимо.

А зарплату, как и обязанности, и дотацию на питание, можно делить пополам

Именно так поступила Ирина, мама 6 детей, 5 из которых уже учатся в школе. Когда ее четвертый ребенок должен был пойти в первый класс, она позвонила своей подруге, у который также старшие дети учились в школе и предложила ей присоединить двух своих дошкольников к ее саду.

Надо также иметь в виду, что дети из семейного детского сада имеют право посещать занятия в обычном садике, к которому они прикреплены, — музыкальные, спортивные, занятия логопеда. Если в садике есть свой бассейн, семейный детский сад также может заниматься там плаванием. Это касается всех детей, оформленных в семейном детском саду.

Отдать ребенка в разновозрастные платные сады в районах Москвы

Родители, заботящиеся о здоровом образе жизни, хорошем настроении и развитии малыша, предпочитают отдать ребенка в разновозрастные платные сады в районах Москвы. Заключение договора с частным детсадом связано с целым рядом преимуществ: удобное географическое расположение (около метро), круглосуточный график работы, оптимальные цены – блага для родителей, а доброжелательная атмосфера, беспрерывная забота и внимание, общение с детьми, прогулки и игры – мир, способный увлечь малыша.

Семьи, заинтересованные в услугах наших детсадов, могут:

  • оформить ребенка в сад, близлежащий к дому;
  • выбрать удобный график посещения;
  • высказать особые пожелания к уходу за малышом;
  • заключить договор с частным домашним детским садом на выгодных условиях;
  • быть уверены в безопасности ребенка и его эмоциональном благополучии.

Посещение домашнего детсада позволяет детям успешно пройти первые этапы социализации. Малыши учатся общаться друг с другом, делиться игрушками и находить общие интересы. Воспитатели ценят личность каждого ребенка и находят индивидуальные подходы. Домашняя обстановка позволяет детям чувствовать себя не оторванными от привычной среды. Родители могут записать малышей в частный детский сад в Перово, и других районах. Во всех учреждениях будет обеспечен квалифицированный уход, малыши смогут развиваться интеллектуально, нравственно и физически, а также получать знания, соответствующие возрасту. Домашний детсад способен подарить малышам счастливое детство, ведь во главе всего стоит уважение к личности ребенка и внимание к его интересам.

Оформить детей в частный детский сад можно в любое время, предоставив необходимый пакет документов, предварительно можно получить консультации по телефону +7 (915) 395-74-96.

Что воспитывает детский сад?

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех — совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и с взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Общение со сверстниками для дошколят — необходимо для гармоничного полноценного развития. Главная причина тому — развитый эффект подражания у деток, который позволяет осваивать новые умения и знания гораздо быстрее, когда происходит обучение в коллективе. Конечно, многих родителей может пугать процесс адаптации малыша в детском саду. Сгладить этот процесс сможет только грамотное поведение воспитателей и ваша поддержка и поощрение малыша. Но однозначно можно сказать, что этот процесс наиболее безболезненный, наиболее щадящий, в отличие от тех трудностей, с которыми придется столкнуться домашним деткам в школьном коллективе.

Программа воспитания в детском саду включает обучение основным существующим законам общения: малыш учится искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. Под присмотром воспитателя детки приобретают свои первые взрослые навыки самостоятельности (одеваться, умываться, заправлять кровать, убирать со стола посуду после обеда и так далее), которые бесценны для самоорганизации малыша дома и, в скором времени, в школе. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.

Безусловно, воспитание детей в детском саду, нисколечко не умаляет важности домашнего образования. Тем не менее, учитывая, что сегодня довольно редко в современных семьях рождается больше одного малыша, самым доступным для ребенка источником общения в коллективе и, таким образом, полноценного развития остается именно дошкольное учреждение.

Программа воспитания в детском саду помимо знакомства ребенка с социумом, направлена на умственное, физическое, эстетическое и нравственное его развитие. Все это является необходимыми компонентами для формирования самодостаточной, целостной личности.

Воспитание детей в детском саду имеет очень сильные отличия от последующего образования деток в школе. Ведь, у каждого возраста свои законы, в соответствии с которыми развивается ребенок. На плечи воспитателей в детском саду ложится очень сложная и серьезная задача: передать маленьким деткам все необходимые навыки, без которых невозможно будет обойтись в последующем, развить в детках все те способности, которые могут пригодиться в жизни на дальнейших этапах развития.

Детский сад — второй социальный институт после семьи в жизни малыша. Это колоссальный опыт для любого ребенка, особенно активно развивающегося и любознательного. В детском саду воспитание детей дошкольного возраста направлено, в первую очередь, на то, чтобы деток научить жить в социуме, научить необходимым навыкам общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от других. Это сложный процесс, растягивающийся на годы. Что же воспитывает детский сад?

Контактность

«Можно с тобой поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?» В детском саду ежедневно завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.

Поведение в группе

Совместная игра ставит перед детьми сразу несколько требований: надо договориться о ролях, приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь, решать задачи сообща. Уже трехлетние малыши помогают друг другу, чтобы справиться с какой-нибудь проблемой: сложить игру-головоломку, построить замок из песка. При этом важно уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют речью, тем легче им сблизиться друг с другом.

Чуткость

Это основная предпосылка нормального социального поведения. Трех-четырех-летние дети по своему умственному развитию еще не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что-то его глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре плачет, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в виде утешения предлагают ему собственного плюшевого мишку, потому что им самим в подобной ситуации он помогает. Но только с шести лет дети начинают понимать, почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку вместе.

Понимание правил

Оно необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими — это большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны только с четырех лет. Ведь для этого надо договориться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой пес — и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру в роли собаки. Если они ведут себя неправильно, рвутся с «поводка» или во время «выгуливания» не задирают ногу, старшие им выговаривают. Так малыши учатся, как надо правильно играть роль.

Способность сдерживать желание

Для детей детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают проблемы, если надо становиться в очередь и ждать, когда придет твой черед. Маленькие дети лишь с большим трудом могут преодолеть разочарование: проиграв, они тут же разражаются слезами. Справляться с разочарованиями удается лишь детям школьного возраста.

Скромность

Не быть в центре внимания — для многих это что-то совершенно непривычное. Впервые им надо стать частью группы, чтобы получить признание. Хорошая тренировка: в течение года празднуется день рождения каждого ребенка, и в этот день все остальные автоматически оказываются на заднем плане — важный опыт поведения в коллективе.

Великодушие и предупредительность

Этому способствует прежде всего смешанный возрастной состав групп. Дружеские отношения между маленькими и большими обеспечивают поддержку и способствуют взаимопониманию. Шестилетние помогают четырехлетнему подняться на лесенку, потому что хотят, чтобы он оставался с ними.

Дети учатся правильному социальному поведению, в первую очередь, через собственные переживания и опыт. Воспитательница помогает создать фон для игрового опыта, вмешивается в случае конфликтов, уговаривает, если слабых исключают из коллективной игры, разъясняет, почему необходимо внимательно относиться друг к другу. И она должна быть примером, ведь дети очень наблюдательны.

ольга терехова
Эссе «Воспитатель — это многодетная мама»

«Эссе».

«Воспитатель — это многодетная мама. Женщина познавшая материнство легко откроет дверь в мир детства»

Окончив Орловский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»- педагог дошкольного образования, передо мной распахнул свои двери удивительный мир детства, детский сад. Вся профессиональная деятельность воспитателя пронизана особыми чувствами-радостью, гордостью, переживаниями за успехи, а иногда и за неудачи детей. Быть воспитателем –искусство. Оно многогранно и сложно как всякое искусство. Каким же должен быть воспитатель: пытливым учёным, бесстрашным путешественником, талантливым художником, тонким психологом, а может быть, просто понимающим, добрым человеком? В зависимости от обстоятельств воспитателюприходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит; и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель — это мудрец, к которому дети идут за советом.

А кто же такой «современный воспитатель»? Я думаю, это человек, который не только живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат. Прежде всего это мама которая каждый день знает, чего хотят ее дети. Играть, читать, собирать, исследовать, мастерить, творить. Творческая личность, которая стремится найти себя.

Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками. Это та самая профессия, когда воспитатель в душе, всегда остаётся ребёнком, иначе дети просто не примут его в свой мир, не подпустят к своему сердцу. Я считаю, что самое главное – любить детей, просто так, ни за что, просто за то, что они есть.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.

Как выяснилось, это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется еще больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития и самореализации. И только при желании, стремлении можно достичь наивысшего уровня мастерства в профессии.

На современном этапе развития общества требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, старающийся творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Сегодня, как никогда развитие творческих способностей дошкольников можно поставить на первое место. Ведь именно в творчестве ребенок ощущает себя свободным, и для этого у него есть множество способов самовыражения.Поэтому для себя я выбрала тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционной техники рисования»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие творческих способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Фундаментальный факт заключается в том, что творческая деятельность пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию творческой деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в творческой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Я убеждена в том, что подлинное право на воспитание – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основное педагогической деятельности.

Думаю, что профессия воспитателя стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, отдавать свою любовь, знания детям и становиться вместе с ними чище и богаче душой.

Сейчас в нашей стране достаточно остро стоит проблема нехватки детских садов. Иногда будущим мамам приходится договариваться с заведующей ДОУ еще до рождения малыша. Другие родители решают проблему по-своему: нанимают няню, отдают ребенка в частное образовательное учреждение или решают открыть свой собственный домашний детский сад. На последнем варианте хотелось бы остановиться подробнее.
Домашний детский сад (ДДС) организуется одним или несколькими родителями на базе своей квартиры или в съемном помещении. Обычно руководителем ДДС становится мама с педагогическим образованием и опытом работы в МДОУ. В ДДС может быть задействована целая семья: мама-воспитатель, папа занимается техобслуживанием и перевозками, бабушка готовит и убирается, подросшие дети участвуют в роли помощников воспитателя. В итоге получается семейный бизнес, который, чаще всего, существует полулегально.

Правовой аспект

Понятия «Домашний детский сад» в нашем законодательстве не существует. Получается, что для организации ДДС возможен лишь нелегальный или полулегальный путь. Такой вариант может быть создан на базе собственной квартиры. Родители договариваются между собой, набираются дети (обычно от 4 до 10 человек), и организуется что-то наподобие мини-садика. Кроме мамы-руководителя, в нем могут работать еще воспитатели, няня, повар, учителя музыки, рисования, иностранного языка и т.д. Чтобы частично легализовать домашний детский сад, можно получить разрешение на индивидуальную трудовую деятельность и назваться не садиком, а организацией досуга детей или развивающим кружком, поскольку официально разрешение именоваться детским садом выдается лишь учреждениям, расположенным в нежилых помещениях, которые удовлетворяют всем требованиям надзорных органов.
Главный минус такого полулегального варианта в том, что и у организаторов, и у посетителей ДДС могут возникнуть серьезные проблемы. У руководителей – с налоговыми и контролирующими органами. У родителей также есть определенная доля риска. Из-за отсутствия четкой документации и правового регулирования предъявить какие-либо претензии работникам ДДС довольно сложно.
Для официальной регистрации садика обязательно потребуется нежилое помещение и получение лицензии на ведение деятельности (как ИП или как ООО). Такой детский сад больше подходит под понятие «частный», а не «домашний».

Как организовать свой ДДС

Итак, Вы решили открыть домашний детский сад. На что надо обратить внимание прежде всего?
Помещение. Если у Вас большая квартира, и Вы сможете предоставить каждому воспитаннику спальное место, выделить зону для игр и обучения, то этот вариант самый простой. В противном случае, Вам придется найти и снять помещение. В этом варианте вполне возможны дополнительные затраты: ведь кроме аренды квартиры может понадобиться ремонт. По нормам, на каждого ребенка должно приходиться не менее 6кв. м помещения. Помещение обязательно должно быть безопасным для воспитанников и иметь отопление, воду и канализацию.
Оформление деятельности. Для начала можно посоветовать не торопиться, попробовать в первое время поработать без регистрации. Когда станет понятно, что дело идет хорошо, Вы уже сможете решить, что для Вас будет лучше. Можно оформить ДДС в качестве организации отдыха детей. А, может быть, появится смысл в лицензировании и оформлении частного садика со всеми вытекающими нюансами. Но не затягивайте с документацией! Достаточно жалобы родителей или соседей, чтобы к Вам пришли с проверкой и наказали за ведение незаконной деятельности.
Подбор персонала. Определитесь, сколько человек Вам понадобится для работы. Сможете ли Вы заниматься с детьми и, одновременно, готовить еду и убираться? Исходя из этого, набираются сотрудники. Это может быть еще один воспитатель, чтобы работать посменно (чтобы у Вас оставалось свободное время для оформления документов и закупок). Няню можно, к примеру, совместить с поваром. Продумайте все варианты. Хорошо, например, договориться с мамой одного из воспитанников.
Смета. Просчитайте стоимость пребывания детей в Вашем саду. Составьте смету расходов: аренда помещения, покупка материала для занятий и игрушек, питание, лекарства, оплата труда работников, налоги и т.д. Добавьте немного на непредвиденные расходы. Исходя из этих цифр и количества воспитанников, Вы сможете рассчитать оплату за пребывание детей в садике.
Подбор детей. Обычно в группу ДДС ходят не более 10 детей. Самый простой вариант поиска воспитанников – «сарафанное радио». Дети набираются через друзей и знакомых. Если это не получается, то придется заняться рекламой. Как на ней можно сэкономить? Расклеить объявления в людных местах, где бывают родители (парки, зоны отдыха, образовательные учреждения, поликлиники и т.д.). Можно распечатать листовки и разложить их на видных местах или раздавать прохожим. Можно поместить объявление в газетах (они бывают и бесплатные) или на городском сайте.
Оформление детей. Обязательно составьте договор с родителями. Образец можно найти в Интернете или взять в любом МДОУ. Постарайтесь подробно прописать в нем все нюансы ответственности, как своей, так и родителей детей. На каждого ребенка оформите папку. В нее нужно включить всю медицинскую документацию, копии свидетельства о рождении, полисов, паспортов родителей и т.д. Составьте на воспитанников анкеты. Обязательно зафиксируйте информацию о здоровье малыша, контактные телефоны и рекомендации родителей, как поступать в экстренных случаях. Отметьте особенности характера ребенка, привычки в питании и поведении, необходимость диеты. Подготовьте квитанции об оплате. Если оплата будет происходить наличным путем, Вам понадобятся приходные кассовые ордера. При безналичной оплате – Ваш лицевой счет. С родителей лучше всего брать деньги вперед, или, как вариант, договориться о частичной предоплате. Это поможет избежать многих проблем.
Оборудование ДДС. Кроме спального места для каждого малыша, потребуется организовать зону для игр, обучения и питания. Продумайте, какое количество столов, стульев Вам понадобятся. Главные к ним требования – удобство и безопасность. Хорошо если в прихожей для малышей будут специальные вешалки и скамеечки. В ванной раковина должна быть удобна для умывания детей, можно придумать подставку, чтобы малыши смогли достать кран с водой. Каждому воспитаннику полагается свой горшок и полотенце. Обеденный стол может быть общим, но посадочные места необходимо просчитать для каждого ребенка. Лучше всего, если одна комната будет игровой (в ней же можно проводить занятия и мероприятия), а другая станет спальней. У каждого ребенка должна быть своя кроватка и стульчик для одежды. Что потребуется еще? Наборы посуды, одинаковой для всех воспитанников, салфетки. Игрушки для помещения и улицы, подходящие по возрасту. Канцтовары и материалы для творческих занятий (лепка, рисование, аппликация, конструирование, природный материал и т.д.). Книги для чтения детям, аудио и видеодиски. Спортивный инвентарь (это может быть спорткомплекс, маты, батут, мячи, массажные коврики, обручи и т.д.). Необходимая бытовая техника (холодильник, плита, микроволновка, стиральная машинка, блендер, гладильная доска и утюг, неплохо иметь также посудомойку и пароварку).
Питание. Меню для своих воспитанников составляет мама-организатор. Чаще всего, это домашние рецепты, исключающие полуфабрикаты. Здесь все зависит от фантазии повара. Желательно на каждого воспитанника завести табличку с предпочитаемыми продуктами и противопоказаниями. Затем, исходя из нее, составляется меню, оптимальное для всех малышей.
Воспитание и обучение. С детьми в ДДС проводятся развивающие занятия воспитателем. Обычно дополнительные педагоги не приглашаются. Потому рассчитывать на высокий уровень подготовки к школе, чаще всего, не стоит. Хотя бывают и исключения. Для проведения занятий можно приобрести специальную литературу, найти материал в Интернете, пообщаться, если есть возможность, с методистами МДОУ.
Оказание медицинской помощи. Хорошо если организаторы ДДС имеют специальное образование. В любом случае этот вопрос необходимо тщательно продумать. Что делать в неожиданных ситуациях, к кому обратиться за помощью, куда звонить. Обязательно должна быть аптечка с самыми необходимыми лекарствами, надежно спрятанная от детей.

Плюсы ДДС

  • Не нужно ждать очереди для поступления в садик, ребенка могут принять практически в любом возрасте.
  • Небольшое количество детей в группе позволяет воспитателю оказывать больше внимания каждому малышу. Детям обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей характера.
  • Домашняя атмосфера в ДДС и небольшое количество воспитанников помогаю малышам быстрее адаптироваться.
  • Есть возможность скорректировать меню, исходя из потребностей каждого ребенка. Это хорошо для детей, требующих особой диеты.
  • Воспитанники обычно разного возраста, поэтому старшие привыкают заботиться о малышах, а маленькие быстрее развиваются.
  • Плюсом для родителей является удобный гибкий график, можно договориться об индивидуальном времени начала и окончания дня.
  • В ДДС не возникает проблем с отсутствием прививок.
  • Цена ниже, чем в частном детском саду.

Минусы ДДС

  • Деятельность домашнего детского сада не лицензирована. Соответственно, такое учреждение никем не проверяется и не контролируется, не подчиняется какому-либо ведомству. Поэтому сложно найти «управу», если возникнут какие-то проблемы. Организаторов довольно трудно привлечь к ответственности, даже при наличии договора.
  • Не контролируется качество и количество занятий с детьми, а также отношение к ним воспитателя. Родителям придется следить за этим самим.
  • Из-за полулегального оформления могут возникнуть проблемы с контролирующими органами.
  • Зачастую у ДДС отсутствует отдельная территория для прогулок. Поэтому чаще всего дети находятся в квартире. В условиях обычной детской площадки во дворе или парке одному человеку сложно уследить за всеми детьми и обеспечить им безопасность. С этой точки зрения оптимальный вариант – расположение ДДС в отдельно стоящем доме с огороженной территорией для прогулок.
  • Могут возникнуть проблемы с оказанием медицинской помощи. Отдельного специалиста в ДДС обычно нет.
  • Оплата ДДС выходит дороже, чем в муниципальном садике.

Домашние детские сады в России пока не имеют четко проработанной юридической базы, хотя в США, к примеру, они очень широко распространены и популярны. У нас же это дело новое, а потому законодательно пока не оформленное. Хотя как для организаторов, так и для родителей ДДС является хорошей альтернативой муниципальным и частным детским садам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *