Семинария это высшее или среднее образование?

Первые семинарии появились на территории Российской империи в XVIII веке. Тогда они учреждались при архиерейских домах и принимали на обучение главным образом сыновей тех, кто имел духовный чин. Первоначально в них готовились не только священнослужители, потому что в стране ощущалась острая потребность в клириках. Эти учреждения фактически выполняли те же функции, что и сегодняшние училища.На заре становления духовных семинарий продолжительность обучения составляла 8 лет. За это время молодой человек обучался риторике, философии, грамматике, пиитике, богословию и другим дисциплинам. Кроме того, он должен был освоить латынь, ведь все книги по перечисленным дисциплинам были на латинском языке. Затем митрополит Московский Платон ввел изучение и греческого языка. Только в XIX веке латинская схоластика была оставлена.

Начиная с 1814 года, когда были реформированы русские духовные школы, их приравняли к гимназиям. По окончании семинарии ее выпускник мог, как и гимназисты, поступать в любое высшее учебное заведение.

В семинарии мальчики учились бесплатно. Особо отличившиеся во время учебы затем переходили в духовные академии и получали чины священнослужителя или церковнослужителя. Немало выпускников оставались в духовных семинариях в качестве надзирателей и преподавателей.

К ХХ веку на территории нашей страны функционировало 55 учебных заведений такого рода. Сегодня в Российской Федерации открыты двери 51 семинарии. Все они подчиняются Русской Православной Церкви.

Поступление

Главные требования, предъявляемые к поступающим: это должны быть исключительно мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, исповедующие православие. Абитуриент должен подтвердить свою воцерквленность. Кроме того, обязательно иметь документы об окончании средней школы, то есть аттестат. Лица женского пола поступить в такое учреждение не могут.

Прекрасно, если священник из церкви, которую посещает абитуриент, сможет дать ему свои рекомендации. Также нужно представить свой военный билет.

Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть вступительные экзамены. Но это испытания не по математике или другим школьным предметам. Абитуриенты подтверждают свои знания в области Закона Божьего. Кроме того, они должны написать сочинение по одной из церковно-исторических тем. Попадание в семинарию случайных людей не поощряется, поэтому важно, чтобы молодой человек смог подтвердить, что он действительно готов служить людям и имеет опыт духовной жизни, будучи сторонником РПЦ.

Важно и семейное положение поступающего. В идеале, он должен быть холост. Допускаются и те, кто состоит в браке, но только в первом.

Для поступления потребуются следующие документы:

  • заполненное в канцелярии семинарии прошение к ректору;
  • рекомендательное письмо от священника церкви, которую посещает абитуриент (необходимо заверить его у епархиального архиерея);
  • восемь фотокарточек;
  • анкету и автобиографию, заполненные в отделе канцелярии;
  • ксерокопии страниц паспорта;
  • подтверждение медицинского страхования;
  • военный билет;
  • документ о составе семьи поступающего;
  • свидетельства: о браке (если человек женат) и о прохождении крещения;
  • справку из поликлиники;
  • удостоверение чтеца, если молодой человек проходил соответствующее обучение.

Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, необходимо прочитать литературу на тему православного богослужения, библейской истории, церковнославянского языка, вероучения Церкви и церковного пения.

Кроме экзаменов абитуриенту предстоит прохождение собеседования, во время которого его попросят не только прочитать молитвы, но и суметь правильно их истолковать. Его будут спрашивать о заповедях, тропарях и псалмах. Цель, которую при этом преследует комиссия, — убедиться, что юноша знаком с церковной жизнью и приобщен к ней. Могут прозвучать и вопросы, не связанные напрямую с религией, чтобы выявить интересы и увлечения, устремления и культурный уровень поступающего, узнать, как он будет относиться к тем или иным событиям и явлениям. Сфера духовного очень тонка, поэтому так важны нюансы и высокий нравственный уровень абитуриента.

Обучаться в российских духовных семинариях могут не только россияне, но и жители стран СНГ. Иностранцы, проходящие в них обучение, в основном являются выходцами из тех стран, где христианство преобладает как религия и где их окружало православное общество.

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Путь веры всегда непрост. Однако служение людям может сделать по-настоящему счастливым тех, кто принял решение нести Божий Закон в мир. Значимость такого решения невозможно переоценить, как и его актуальность и важность в наше время, когда люди отходят от Бога.

Молодой человек, который хочет служить Церкви в качестве священнослужителя, встает перед выбором, куда ему поступить, чтобы иметь соответствующее образование. Можно пойти в семинарию поближе к дому, выбрать одну из центральных духовных школ или поступить в церковный вуз.

Ректоры и преподаватели духовных школ Русской Православной Церкви делятся своими размышлениями о том, как сделать правильный выбор.

Епископ Петергофский Амвросий (Ермаков), ректор Санкт-Петербургских духовных школ:

Лично я глубоко убежден в том, что будущий священник должен учиться именно в духовном учебном заведении — в семинарии. Сейчас мы называем эту ступень духовного образования бакалавриатом. Семинария дает молодому человеку не только необходимые знания. Тот уклад жизни, которым он живет в течение четырех и более лет в семинарии, дает ему возможность максимально погрузиться в церковную жизнь, испытать себя в большой христианской общине, получить воспитание, необходимое для будущего служения в качестве церковнослужителя или священнослужителя, стать носителем и продолжателем церковной традиции. Ежедневные молитвы, регулярное участие в богослужениях, послушания, паломнические поездки, культурно-просветительские программы, социальная и миссионерская практика, даже совместные трапезы и общежитие — все это и многое другое, что присутствует в жизни семинарии, не просто дополняет, но сообщает смысл всему учебному процессу. Не научившись жить по Евангелию, познавать самого себя, каяться в грехах своих, не зная, что такое духовная брань и борьба со страстями, не познав силы и благодати смирения, не усвоив аскетический опыт Церкви на примере тех, кто достиг обожения, невозможно стать хорошим священником. Не секрет, что именно благодаря особому укладу семинарии студент может, испытав себя и поняв, что это не его путь, честно оставить прежнее намерение. Когда такое несоответствие призванию замечает руководство учебного заведения, оно также принимает решение о прекращении обучения того или иного студента. Никакой ВУЗ, пусть даже самый лучший, не способен дать человеку то, что он получает в семинарии. Тех, кто прошел эту школу, сразу заметно. Замечательно, если у будущего священника уже есть высшее светское образование. Но пройти школу семинарской жизни необходимо. Заметьте, что практически все те, кто возглавляет сегодня церковные ВУЗы (ПСТГУ, РПУ), кафедры или отделения в светских учебных заведениях, учились в наших семинариях и академиях. Уверен, что именно опыт собственной учебы в духовных школах позволил руководителям церковных ВУЗов создать достойные учебные заведения, которые, конечно же, могут давать богословское образование будущим священникам, но все же в процессе воспитания и формирования священника, по моему мнению, значительно уступают хорошим семинариям. Много раз, общаясь с представителями Поместных Православных Церквей, не имеющих возможности иметь собственные духовные учебные заведения и вынужденных давать образование будущим священнослужителям в государственных университетах, я слышал: храните свою традицию в вопросах образования, она уникальна! Ни в коем случае не теряйте ее!

Конечно, в системе духовного образования существует ряд проблем. Это и качество обучения в ряде региональных семинарий, и упорство государства в непризнании наших степеней и дипломов. Все эти трудности еще предстоит преодолеть. В нашей духовной академии высокий уровень преподавания и качества образования достигается не только административными решениями. Свой огромный вклад вносят ведущие профессора государственных ВУЗов Петербурга, которые преподают в духовной академии. Замечательно, что это происходит именно в стенах духовного учебного заведения, неповторимый микроклимат которого в первую очередь привлекает к нам светских профессоров.

Думаю, что я достаточно пространно обозначил свою принципиальную позицию.

Теперь о том, в какую семинарию лучше поступать. Ну, конечно, в Санкт-Петербургскую!:)

Перед поступлением абитуриент обязательно берет письменное благословение правящего архиерея. Таковы правила и необходимость. Очень часто местный владыка благословляет молодому человеку поступать именно в епархиальную или региональную семинарию. И, конечно, в этом есть своя логика: студент не потеряется, будет учиться в условиях местной культуры, климата, в своем часовом поясе, не потеряет из вида особенностей уклада жизни людей региона. Вместе с тем, ежегодно принимая экзамены в магистратуру, мы сталкиваемся с недопустимо низким уровнем знаний абитуриентов из других семинарий. А ведь обычно в магистратуру идут лучшие. Получается, что уровень образования, культуры, воспитания священнослужителей такой епархии так и остается на достаточно низкой отметке, а круг этой проблемы замыкается самим архиереем, который должен и свою или региональную семинарию заполнить, и вместе с тем желает, чтобы его духовенство было хорошо подготовленным. Что же делать? Покойный бывший архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, в епархии которого в то время было духовное училище, из всех желающих поступать в Петербург или Москву, никогда никому не чинил препятствий, если только желающие доказывали своей подготовкой и образом жизни, что они способны учиться в центральных духовных учебных семинариях. Как правило все они возвращались в свою епархию. И сейчас некоторые архиереи, которые имеют свои семинарии, честно понимают, что епархиальные учебные заведения значительно уступают центральным, отправляют лучших в Петербург или в Москву. Важно, что они еще и заботятся о своих студентах, помогают материально, окормляют их духовно на протяжении всей учебы.

Конечно, есть и среди епархиальных очень достойные семинарии. Так, например, Саратовская епархия ежегодно присылает в нашу магистратуру несколько выпускников своей семинарии. Это прекрасно подготовленные, способные и вместе с тем скромные, достойные во всех отношениях, ребята. Они становятся одними из лучших учащихся магистратуры и свободно поступают в аспирантуру.

Те же, кто хочет получить богословское образование и не собирается готовиться к рукоположению, пусть идет в церковный или светский ВУЗ. Там есть еще много разных факультетов, кроме теологического, а по окончании можно получить диплом государственного образца. Конечно, я ни в коем случае не утверждаю, что учась на теологической кафедре государственного университета или в церковном университете, студент не может хорошо подготовиться и стать священником, но положа руку на сердце, отдаю предпочтение традиционным академиям и семинариям, которые в рейтинге Учебного комитета занимают достойные места.

Игумен Андрей (Мороз), ректор Якутской духовной семинарии:

В хорошее время мы живем! Сегодня абитуриент поступающий в церковные вузы уже стоит перед дилеммой, куда пойти учиться. Это замечательно, потому что разнообразие духовных школ предоставляет возможность выбора. Есть славные школы с укладом учебного и воспитательного процесса, измеряющиеся десятилетиями непрерывного развития и совершенствования. Есть школы молодые, но уже именитые, что называется «на слуху». Много духовных учебных заведений, имеющих статус «епархиальных».

Советуя поступать другим, я задумался о том, куда бы я направил свои стопы сегодня, будь мне 17, с сегодняшним школьным аттестатом на руках? Наверное, я сделал бы тот же выбор — пошел учиться в семинарию своей родной епархии. Молодой человек, выбирая такую семинарию, решает сразу несколько проблем, которые неминуемо возникнут в процессе обучения. А они, в конечном счете, не носят тривиальный характер. Прежде всего, епархиальные семинарии предлагают индивидуальный подход к семинаристу. В них нет пресловутой «системы», которую так часто склоняют студенты и выпускники семинарий при академиях. Епархиальная семинария не выключает студента из жизни епархии, где студенту — будущему пастырю придется служить. В период обучения молодой человек уже сможет войти в контекст традиций, существующих в епархии, сможет органически сообразоваться с жизненным укладом региона. Близость к дому — так же преимущества, как материального, так и психологического значения.

Помню, как в семнадцатилетнем возрасте посещал кафедральный город, как было трудно привыкнуть к новой, хотя и церковной обстановке. Думаю, что и наши юные современники не лишены зовущей привязанности к малой родине, которая, конечно, притупляется с годами. Еще один хороший фактор епархиальных семинарий — это включенность в миссионерское служение. Каждый студент на счету, каждый получает не теоретическое только, но прежде всего, практическое измерение этого ответственного служения Церкви.

Думаю, что тем, кто захочет продолжить свое обучение в столицах, всегда это можно сделать и после семинарии, поступив в академию.

Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии:

Юноша, обдумывающий свое житие и сердцем склонившийся к возможному церковному служению, сегодня может направить свои стопы либо в одну из 36 семинарий Русской православной Церкви (говорю только о тех, которые расположены на территории Российской Федерации, а есть еще семинарии в Украине, Белоруссии, Латвии, Европе, Средней Азии), либо в православное высшее учебное заведение открытого типа, то есть институт или университет.

Любой из этих выборов должен быть обусловлен принципиальным желанием впоследствии служить в Церкви, а не только расширить круг своего образования и уж тем более не стремлением просто провести в каком-то вузе 4-5-6 лет. Сегодня в духовные учебные заведения поступают в основном очень молодые люди, только что получившие высшее, а то и среднее образование, поэтому непременно нужно обратить внимание на то, чтобы выбор был осознанным. Ответственность выбора поэтому непременно должна подкрепляться благословением духовника, и этим православные учебные заведения принципиально отличаются от светских. Разумеется, благословение можно брать на поступление в любое учебное заведение, но факт в том, что светские вузы его не требуют. Именно с духовником важно обсудить основательность своего решения, а также обговорить, какую духовную школу лучше выбрать.

Допустим, духовник благословил. В большинстве епархий есть испытательная комиссия, которая оценит предварительную готовность молодого человека к поступлению. Скажем, в Москве каждый потенциальный абитуриент проходит Епархиальную комиссию, которая дает или нет одобрение на его поступление в православное высшее учебное заведение.

На сегодня, как кажется, нет принципиальной разницы, в какую духовную школу пойти, поскольку, если у молодого человека откроется способность к углубленному занятию церковной наукой и желание продолжить обучение, за ступенью бакалавриата может последовать ступень магистратуры, которая есть в центральных духовных школах и ряде провинциальных школ.

Одни духовные школы сильны в научном отношении, другие лучше ориентированы в практическом смысле. Если изначально есть стремление к церковно-богословскому, научному, преподавательскому, церковно-административному служению, центральные школы с первых курсов дадут преимущественную подготовку.

Православные вузы, думается, преимущественно подходят для тех, кто в силу возраста, семейных обязательства и характера работы не может оказаться на семинарском стационаре на четыре или шесть лет и должен сочетать студенческую жизнь с рабочими, семейными и иными неотложными обязанностями.

Протоиерей Геннадий Егоров, проректор по учебной работе ПСТГУ:

Кратко на эти вопросы можно ответить так.

Если молодой человек желает служить на приходе в родной епархии, то хорошо поучиться в местной семинарии (если там, конечно, чему-то учат, мне кажется, раньше были, не знаю, как сейчас, такие, что можно было понести некоторые потери в интеллектуальном плане). Местная семинария позволяет сразу хорошо вписаться в клир епархии, не разрывает радикально социальные связи (если конечно, епархиальный центр не в тысяче верст от родного дома, иногда бывает проще до Москвы добраться, чем до него).

Для этого случая подходит и одна из центральных семинарий, преимущество в возможности получить лучшее образование (опять же в плане интеллектуальном). Но есть и риски, т.к. завязываются новые связи, причем в том возрасте, когда они очень крепки, слабеют старые, и выпускнику зачастую проще остаться на новом месте, чем возвращаться и начинать все заново. Тут многое зависит от мудрости епархиального архиерея, насколько он сможет создать психологически комфортную обстановку для возвращения и вживание в «новую старую» жизнь.

Если же юноша имеет желание послужить в столичных регионах или нести послушание в синодальных структурах, то, конечно, более короткий путь туда лежит через столичные семинарии. Тут он и на виду и подготовку лучшую получит, и знакомства нужные заведет. То же верно и для случая, если отрок желает больше времени уделять церковной науке – шансов гораздо больше в крупном городе с сильной семинарией, но все равно неизбежный следующий шаг – Академия или Общецерковная аспирантура и докторантура.

Последний абзац можно отнести и к «церковным вузам», особенно если будущее служение будет связано с частыми контактами с «внешним миром». Тут можно получить для этого подходящую закалку. Из минусов – максимальная дистанция от «системы», что для части архиереев может служить признаком «неблагонадежности».

Само собой, что фраза «молодой человек желает» подразумевает наличие воли Божией о нем, которую юноша и стремиться исполнить. Если же этого нет (призвания или стремления), то лучше подумать о каком-то ином поприще.

Михаил Степанович Иванов, проректор по учебной работе Московской духовной академии:

Желание стать священнослужителем Церкви заслуживает одобрение и воспринимается в церковных кругах весьма положительно. Однако при этом необходимо учитывать, что такое желание всегда должно быть обусловлено призванием к будущему высокому церковному служению. Призвание же является своего рода ориентиром не только в личной духовной жизни христианина, но и в осмыслении им определенного направления, избираемого им для осуществления того вида церковного служения, какое ему будет полезно и какое будет соответствовать Божественной воле. Напоминание о призвании делается здесь не случайно. Дело в том, что духовные учебные заведения знают случаи, когда в них пытаются поступить абитуриенты, не имеющие никакого представления о призвании и, одновременно, буквально с порога заявляющие, что одни из них будут священниками, а другие – монахами. Призвание необходимо всегда. Крайне необходимо оно в наше время духовного одичания и попрания норм христианской нравственности. Призвание как духовный ориентир одновременно может помочь и в выборе того церковного учебного заведения, в каком абитуриент хотел бы учиться. Поэтому никаких рекомендаций в плане такого выбора мы давать не будем. Отметим лишь те особенности, какие, на наш взгляд, отличают то или иное церковное учебное заведение.

Вариант 1. Абитуриент ставит вопрос о поступлении в региональную духовную семинарию.

В таком случае желательно иметь хотя бы общее знакомство в учебным заведением: его место согласно рейтингу Учебного комитета, состояние библиотечного фонда, профессиональный уровень преподавателей, бытовые условия и материальное обеспечение студентов, духовная атмосфера в учебном заведении, духовное, культурное, интеллектуальное воспитание студентов и т.п.

Вариант 2. Абитуриент хочет поступить в одну из лучших, согласно рейтингу Учебного комитета, семинарий.

В таких семинариях, как правило, существует конкурс, что налагает на абитуриента повышенную ответственность при подготовке к вступительным экзаменам. Кроме того, такие семинарии имеют более высокий образовательный уровень, что для одаренных студентов является неоспоримым положительным явлением. Для студентов же, имеющих скромные природные способности и слабую успеваемость, это преимущество зачастую обращается в дополнительные трудности, т.к. такие студенты оказываются не в состоянии освоить тот образовательный уровень, который для успешно успевающих студентов является нормальным. В результате они оказываются в списках хронических должников по учебе и как таковые отчисляются из учебного заведения за плохую успеваемость.

Вариант 3. Абитуриент ставит вопрос о поступлении в ПСТГУ.

Образовательный уровень этого церковного вуза довольно высокий. Поэтому все те особенности и предостережения, какие были высказаны по Варианту 2, применимы и в данном случае. Известно, что процент отчисляемых из этого вуза за плохую успеваемость довольно высок. Однако желающим изучать церковную науку глубоко и серьёзно ПСТГУ такую возможность предоставит. Вопрос в другом: желает ли сам абитуриент, который осознаёт своё призвание стать священнослужителем, серьёзно заниматься церковной наукой?

Вариант 4 связан поступлением учиться в РПУ.

Поскольку это учебное заведение является социально ориентированным, а его учебные планы и программы непосредственно не связаны с посвящением выпускников в священный сан, для желающего принять такой сан поступление в РПУ едва ли станет оптимальным вариантом исполнения его желания.

Вариант 5. Поступление на теологический факультет государственного вуза.

Для принятия священного сана этот вариант представляется наименее удачным по целому ряду причин. Во-первых, становление и развитие факультетов теологии далеко от стадии завершения. На этих факультетах, как правило, слабая научно-методическая база, почти полное отсутствие богословской литературы и церковных учебных пособий, много случайных преподавателей, которые о церковной науке имеют отдаленное представление и т.п. Тот факт, что выпускники таких факультетов получают диплом государственного образца, для желающего принять священный сан не имеет решающего значения.

Подготовили иерей Павел Лизгунов и Ольга Богданова.

Минское духовное училище

Минское духовное училище – среднее специальное учебное заведение Белорусской Православной Церкви. Училище было открыто решением Священного Синода Русской Православной Церкви по ходатайству Высокопреосвященнейшего Филарета (Вахромеева), митрополита Минского и Белорусского, в 1988 году. Духовное училище имеет уникальный 30-летний опыт в обучении церковнослужителей и иных специалистов для приходов Белорусской Православной Церкви.

В Минском духовном училище три отделения: регентско-певческое отделение, отделение катехизаторов и отделение звонарей, которые обеспечивают получение духовного образования по семи специальностям. Срок обучения, в зависимости от выбранной специальности, — от четырех месяцев до трех лет.

Регентско-певческое отделение осуществляет подготовку специалистов в области церковно-певческого дела по следующим специальностям: регент, псаломщик, певчий церковного хора, уставщик-чтец, чтец. Сроки обучения зависят от специальности и составляют от 2 до 3 лет. Формы получения образования: дневная, вечерняя и заочная. Учащимся дневной формы предоставляется стипендия и бесплатное питание. Иногородним учащимся дневной и заочной форм обучения предоставляется общежитие.

Отделение катехизаторов осуществляет учебный процесс в рамках базового православного духовного образования для мирян и готовит специалистов по следующим специальностям: преподаватель основ Православной веры и чтец. Форма обучения – вечерняя. Срок обучения – 2-4 года.

Отделение звонарей обеспечивает подготовку специалистов по звонарскому делу для церковных приходов. Срок обучения – 6 месяцев. Форма обучения – вечерняя. Отделение проводит активную деятельность, осуществляет социальные проекты в деле возрождения искусства колокольного звона в Беларуси.

Учебный процесс в Духовном училище обеспечивают высокопрофессиональные преподаватели, имеющие высшее богословское или музыкальное образование. Среди них: кандидаты наук, выпускники духовных академий, магистры, преподаватели высшей категории, опытные руководители церковных хоров Минской епархии.

Директором Минского духовного училища является настоятель прихода храма в честь Святого Духа п. Гатово протоиерей Иоанн Задорожин.

Сотрудники, профессорско-преподавательский состав и учащиеся Минского духовного училища принимают активное участие в международных конкурсах, фестивалях, православных выставках-ярмарках. На базе училища организуются и проводятся межреспубликанские семинары, мастер-классы, фестивали, концерты. Хор регентско-певческого отделения участвует в архиерейских и праздничных богослужениях на малых приходах Минской епархии.

Многие выпускники училища впоследствии продолжают образование в высших духовных учебных заведениях: семинариях, академиях, в Институте теологии БГУ.

Сайт училища: mindu.by.

Училище располагается в здании духовно-просветительского центра прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска.

17.07.2020 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16-17 июля 2020 года, было принято публикуемое ниже Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии. Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокое сожаление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общины. Означенное решение принято без учета ходатайств и ясно выраженной позиции Предстоятелей и иерархов Православных Поместных Церквей, представителей иностранных государств, многочисленных международных общественных и правозащитных организаций, духовных лиц различных конфессий и религиозных традиций. Оно задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах. В условиях, когда христианство является гонимой религией во многих местах на планете, когда продолжается исход христиан из стран Ближнего Востока, данное решение турецких властей приносит особую боль. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение. Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *