Семижды семидесяти раз

Поговорим о прощении…. Непростая тема для разговора…. Сколько людей, столько и понятий о том, за чтО можно прощать, а за чтО нельзя………
Смотрела как-то видео-передачу с Валентиной Талызиной (озвучившей героиню, сыгранную актрисой Барбарой Брыльской в фильме «С лёгким паром»)…………
Валентина рассказала о трёх случаях в её жизни, когда ей (и её маме) пришлось почувствовать в себе это тягостное чувство, вмещающее обиду, горесть, унижение, оскорбление…..И соответственно нужно было простить или нЕ простить того, кто вызвал это чувство в сердце….
От них ушёл её отец….к другой женщине…..(Мама так и не простила его до конца жизни)…
От самой Валентины тоже ушёл её любимый человек…..
И ещё обида, связанная с фильмом – Талызина озвучила роль польки, «подарила» (как она сказала) ей свой голос….фильм имел большой успех у публики… Брыльска получила за эту роль государственную премию СССР, а Талызина – «ничего»…даже Барбара ей спасибо не сказала…..
(Правда, скажу заранее, что по прошествии лет двадцати Барбара осознала свою неблагодарность и на юбилейном праздновании Валентины просила у неё прощения…, говорила о том, что премия принадлежит не ей, а Талызиной, и что она(Барбара) тогда была молодая и глупая …)
Каждый из нас имел и имеет в жизни много различных поводов для того, чтобы почувствовать себя обиженным или несправедливо обвинённым.., оболганным и пр….., затаить в сердце непрощение …,боль….
Так происходит потому, что люди уже давно потеряли ту первоначальную святую природу любви, общения и понятий, которые у них были….,живут в грязном мире амбиций..,личных понятий о справедливости.., зле.., и своём праве на счастье, которое сами нарисовали в своём воображении…..люди не понимают порой себя, не говоря уже о том, что они «не видят» и не понимают других людей, закономерностей своих и чужих сУдеб, «плодов», которые собирают…..Но это отдельный разговор….
Сейчас же поговорим о прощении…….
В Евангелии от Матфея ( гл. 18:21) Апостол Пётр спрашивает Христа:
«Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?», на что Христос ответил: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.»…..
Из этого ответа Христа многие, читающие Слово, заключили, что прощать необходимо всех.., за всё…,всегда.. и бесконечно….
Хорошо…,давайте ещё раз прочтём вопрос Петра…. О кОм он спрашивает? Говорит ли он: «сколько раз прощать ЧЕЛОВЕКУ?»…..Нет….Но он спрашивает: » сколько раз прощать БРАТУ моему, согрешающему против меня?» …….——— Под словом БРАТ можно подразумевать родного брата, верующего….или всякого человека, который тебе, как брат….
Теперь давайте прочитаем Притчу, которую Господь рассказал в связи со своими словами о прощении (в той же главе):
«23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Как видим из этой Притчи, Господь объясняет, что все мы есть должники перед Богом, имея множество грехов и вины перед Ним и людьми…..Но если мы приходим к Богу и просим простить нам наши грехи, то Он «будучи верен и праведен» прощает нам и не вспомянет более эти грехи , ежели мы отвратимся от них …….,снимет с нас наказание и не отдаст на СУД…
Теперь мы – не должники Его!….Мы свободны от вины и наказания!….
Поэтому, говорит Господь, и те, кого Господь простил, теперь должны и других прощать, ибо если не простим, то будем подобны рабу неправедному, который сам, будучи прощён за большой долг перед Царём, не сжалился и не проявил милость к своему должнику….
ДОЛЖНИК…..КТО есть ДОЛЖНИК НАШ?…. Это ли только тот, кто должен нам деньги или другие материальные средства?…..
Из примера с Валентиной Талызиной можно понять, например, что её должницей была Барбара Брыльска….Ведь она ДОЛЖНА была хотя бы поблагодарить Валентину за труд, который не был оценён в полной мере….
Или муж (должник), бросивший жену, которая вложила в их земное счастье свою душу, силы, молодость…,родила детей, ухаживала за ним и детьми..,ночи не спала…,готовила…,убирала….,а он взял и ушёл к другой — молодой и красивой………
Из Притчи мы видим, что царь простил раба после того, как тот ПОПРОСИЛ у него прощение….
И товарищ раба тоже ПРОСИЛ ПРОЩЕНИЯ , говоря: «потерпи на мне, и всё отдам тебе…»
Думаю, что Господь, говоря о «бесконечном» прощении имел в виду тех, кто ПРОСИТ ПРОЩЕНИЕ…, КТО РАСКАИВАЕТСЯ В СВОИХ ГРЕХАХ ЧИСТОСЕРДЕЧНО…,КТО ОСОЗНАЁТ СВОЁ ЗЛО…..
Например, муж, осознав своё зло, возвращается к жене и просит раскаянно прощения…..жена прощает…..
Тогда кто-то скажет: чтО же получается: теперь муж может ещё раз изменить жене и снова попросить прощения…,и она опять должна простить…и так до бесконечности?…..
Давайте снова обратимся к Притче…..Царь ОДНАЖДЫ простил раба неправедного….но когда Царь увидел, что сердце у раба лукавое, и прощение он просил НЕ искренне, То разгневался царь и отправил раба в темницу, наказав его…..
Поэтому, когда Христос говорил о прощении должников наших «до седмижды семидесяти раз», то наверняка имел ввиду тех, кто искренне каются и НЕ повторяют своего проступка, НО, может, совершают какие-то другие…..
Например, брат твой (или сестра, муж, жена, друзья…) может обижать тебя и приносить боль на протяжении жизни в разных обстоятельствах – слово какое обидное сказал…,или не понял твоих порывов…,или подвёл в чём…, или позавидовал….,или заподозрил в чём…,или не навестил тебя в больнице….,или деньгами не поделился, когда тебе нужны были…, или не разделил с тобой твоих взглядов и понятий в каком-нибудь деле….., или поссорился из-за детей ваших, которые что-то не поделили….или не пошёл с тобой туда, куда ты хотел идти…., и т.п…..Вы ссоритесь…он просит прощения….и ты прощаешь……Или ты сам осознаёшь, что зря на него обижался и поэтому «отпускаешь» обиду…..
Но если человек подобно рабу лукавому просит прощения неискренне, а для вида только…,и продолжает повторять этот грех, зло…, то о каком прощении может идти речь?….Ведь и Царь наказал раба, увидев его лукавство!…И Бог наказывает тех, кто кается перед Ним ложно, только для вида, желая получить спасение, прочитав молитву покаяния, а сам продолжает жить греховной, блудной жизнью…То и получит наказание такой человек, и грех не будет снят с его души, не омыт Христовой Кровью, останется на человеке…..с ним и на Суд придёт….
Но вот ещё важный принцип Жизни, которому учил Господь, говоря о прощении ——
ЧТО бы не происходило с нами…, как бы нас не обижали, не злословили, не унижали…..мы призваны Богом не собирать в сердце зло на кого бы-то ни было….
ПРОСТИТЬ – ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЯТЬ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, БЫТЬ С НИМ РЯДОМ, ОСТАВАТЬСЯ ДРУГОМ, ЖЕНОЙ, БРАТОМ ВО ХРИСТЕ…..
Предполагаю, что немного найдётся людей, кто стал бы дружить (быть в близких духовных отношениях) с тем, кто, например, убил его мать, ребёнка, жену….даже если они раскаются в этом…..
Думаю, что даже поняв причину их злодеяния.., осознав ПОЧЕМУ Бог допустил пострадавшему это Зло, исследовав логику происшедшего и того урока, который был необходим человеку через сокрушение в данном обстоятельстве жизни.., уразумев, что это совершилось во благо спасения твоей или чьей-то души……..люди всё равно не в состоянии дружить и любить (как родного и близкого) того, кто нанёс им глубокую кровоточащую рану…..
Читала такой случай, когда две сестры были во время войны в концлагере….там их мучили фашиствующие надсмотрщики…..одна сестра умерла от истощения и побоев…другая (которая молилась) выжила….Через десятки лет на одном из христианских собраний она встретила бывшего надсмотрщика этого концлагеря, который издевался и над её сестрой….
Он, конечно, был уже совершенно другим человеком…, кротким и тихим…,.. поведал о своём сокрушении и «рождении свыше»…..осознании своих тяжких грехов….Узнав женщину, он стал у неё просить прощения…..Но ей очень трудно было простить его, ведь она помнила ВСЁ….и свою погибшую сестру….И только молясь Богу, прося у Него силы и милости, она смогла простить своего бывшего врага, видя и его перерождение…..
Но ведь, это произошло через десятилетия…. уверена, что если бы это произошло сразу после войны, то она не смогла бы простить тогда, как смогла сейчас……
Конечно, Христос сам дал нам пример того, КАК прощать тех, кто «не ведает, что творит»….ведь трудно даже представить, каким образом Он вытерпел все унижения.., оскорбления.., издевательства.., избиения.. и саму Казнь!…..КАК вытерпел всю ту тяжесть грехов человеческих, которые вознёс на Древо…., которые Взял на Себя, и даже Отец на какое-то время оставил Его, ибо Свят и ненавидит Грех!………………….НО Христос видел сердца людей…,понимал, что они настолько закрыты.., забиты.., замурованы в своих амбициях и представлениях, что действительно не видят и не понимают, что совершают Величайшее Зло!……
Вот ещё пример прощения Христова – Ученик Христа Пётр, ( который так любил Христа!), тем ни менее, предал Его, отрёкся от Него в момент, когда пришла опасность для его жизни…, а до этого уверял Господа, что никогда такого не случится!…..Но Господь простил Петра, потому что понимал немощность человеческой природы перед страхом смерти и наказания…..И Господь видел, что в своём сердце Пётр очень сожалеет о происшедшем, раскаивается и желает истинно оправдаться перед Ним…..
Расскажу такой пример из современной жизни…— Над одной семьёй жила этажом выше женщина с матерью….И она с какой-то периодичностью заливала своих соседей водой….. Семья (живущая ниже этажом) бегала наверх, ругалась, грозилась судом…..женщина в ответ огрызалась и обзывала их….Но однажды соседка снизу забежала в открытую дверь верхней квартиры и увидела картину – старая больная мать сидит на полу в луже с водой и поливает себя ладошками….а «молодая» вытирает пол….—
Вникнув в суть «дела», соседка сверху узнала, что мать женщины страдает болезнью Альцгеймера, а у её дочери нет средств оплачивать сиделку, но отправлять в дом престарелых не хочет, потому что любит мать и жалеет её….сама же днями бывает на работе….мать не всегда «вне себя»….провалы в памяти сменяются «трезвостью» мышления…. Женщина эта (дочь больной матери) была ожесточена жизнью, людьми…, духовно закрыта…никто не знал, КАК она живёт и какие имеет «комплексы» в душе….
Закончилась же история тем, что соседи подружились….стали помогать этим людям, оплатили сиделку…, да и сами навещали и делали всё, что могли….Потопы прекратились…..Злость и чувство отмщения ушло, а на смену пришло сострадание и милость…..
Хочу привести ещё такой самый простой пример: транспорт, давка…кто-то кого-то отталкивает и обзывает, мол, заняли весь автобус, такой-сякой…..А в ответ слышат подобное..начинается ругань..проклятия….В данном случае хочется вспомнить слова Христа из Нагорной Проповеди (Матфея 5:44): » А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас..»
Здесь Христос имел ввиду все случаи, когда нас неправедно злословят, оскорбляют, унижают, говорят в наш адрес обидные слова и мнение, осуждают…упрекают….Почему же мы должны благословлять в ответ на злые слова?…— Потому что злом зло не побеждается, а только усиливается….Зло можно победить только любовью….В данном случае любовь наша будет в том, чтобы суметь понять и простить данного человека….ведь, если он так груб и зол, то понятно, что у него много внутренних проблем..,он не имеет мира в сердце…,он не знает Бога…наверняка он тоже кем-то много раз оскорблён и бит…,унижен и оплёван….привык защищаться, нападая…..бороться за своё «место под солнцем»…
Человек, у которого всё хорошо, у которого доброта внутренняя, никогда не станет орать и оскорблять других…..Кричат и ругаются именно те, в сердцах которых колючки и пустыня….Поэтому если в ответ на злые слова мы отреагируем добрыми словами извинения, благословения, успокоения этого человека….то он почувствует в сердце упрёк совести своей …и быстрее успокоится….увидит, что не все люди злые, не все ему желают плохого (как он думал)….но есть любящие…Наше благословение для него станет, как бальзам на душу….как луч света в темноте…
Вот здесь совершится как раз тот случай, когда мы прощаем человека ЗАГОДЯ, не дождавшись от него просьбы о прощении….прощаем по милости и сочувствию к его немощам духа….Ведь, знаем, что у многих начальники есть злобные….всегда придираются….на повышенных тонах разговаривают….— Из моего опыта и опыта других христиан хочу сказать, что молитва о них и благословение в их адрес.. изменяет их настроение, отношение…производит перемены в отношении к людям и делу….
Если вам хочется кому-то отомстить, то помните, что нас видит Бог, а мы сами бываем часто не правы перед Ним, поэтому ненавидя и не прощая кого-то, сами попадаем под осуждение…значит, и нас не будут прощать и миловать, случись что…..Сказано в Слове (Римлянам 12:19) : » Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.»
Приведу пример: Один брат во Христе встретил бывшего собутыльника….Брат во Христе уже не пил, не блудил, а жил праведной жизнью….но бывший «товарищ по бутылке» ненавидел его за «отступление» от греха…..И вот при встрече покрыл его матом и проклятием, обозвав самыми плохими словами….Брат во Христе в ответ благословил «друга» Именем Христа и пошёл своей дорогой…— В этот же вечер сгорел у «товарища» дом – он в пьяном виде пожар сам и учинил, оставив включенной плитку….а сам уснул….чуть и сам не сгорел…..
А вот продолжение примера с Валентиной Талызиной ..— Она (в отличии от мамы) простила своего отца …не держала на него зла…..Прошли годы…И вот отец сообщает ей : » Валя, дочь моя, помоги мне!…—Женщина, (к которой он когда-то ушёл, бросив их с матерью), теперь вместе с их детьми…его в психбольницу упрятала, отказавшись от него……………..Только ты, Валя, можешь меня вызволить, потому что такая же у тебя фамилия, как у меня….ты – дочь мне….. —— Валентина отцу помогла…вызволила….. и в Сибирь к родственникам отвезла…..Так отец был наказан и отмщён по закону Бога: » что посеешь, то и пожнёшь»………….
Благословение верующего – это не только молитва за человека, но всякое доброе слово напутствия, ободрения, прощения…..И, конечно, при возможности материальная и физическая помощь…………..
Можно задать вопрос : Разве можно простить тех, кто творил великое зло и не раскаялся в этом, например, Гитлер…Сталин….убийца-маньяк, изверги всех родов и свойств???
Разве можно простить тех, кто осознанно и целенаправленно делает зло, мучает, калечит, издевается? —
Конечно же, если таковые не раскаиваются, но с дьявольским ожесточением делают свои тёмные дела, то таким нет прощения!…..Ибо будут они на Суде осуждены Самим Богом и наследуют царство Тьмы……….
А вот есть и такое место Писания ————
В Евангелии от Иоана (гл. 20: 23) Иисус после Воскресения Своего, прийдя к Ученикам и вдунув Духа Святого в них, сказал: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» ————
Православие из этих слов сделало целое учение о том, что священники имеют право отпускать грехи человеческие, то есть прощать их от Имени Бога…,что и делают перед Причастием, совершая «обряд Исповеди»………….
Это, конечно, искажение Истины, ибо «отпускать» грехи ( то есть избавлять человека от вины за них перед Судом Вечности) может только Бог! — В Матфея 9:6 в ответ на мысли законников о том, что только Бог может прощать грехи, Христос сказал о Себе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи..», тем самым утвердив и то, что ОН – БОГ, и ТО, что как ОТЕЦ, ТАК И СЫН ИМЕЮТ ВЛАСТЬ ПРОЩАТЬ И «ОТПУСКАТЬ» наши грехи!………
Мы же – люди имеем способность и право прощать друг друга в сердце своём по любви к ближнему и милости к нему…..для своего же блага, чтобы и нам быть прощёнными Богом, чтобы и нам не быть осужденными ближними….чтобы нам не ожесточиться, не потерять Благодать…чтобы нам не стать превратными, неистинными судиями…..,ведь, сказано Христом: «Не судите по наружности, но судите судом праведным.» (Иоана 7:24)……
Но даже и наш праведный суд далёк от Праведного Суда Божьего, ибо Один только Бог видит каждого из нас во всей глубине и ясности…видит сердце и все причины и следствия данной жизни……Ведь вот, простил же Он разбойника на Кресте….хотя тот ещё и пожить праведно не успел…только покаялся в сердце своём, сокрушась перед Господом….— Значит, Господь увидел сердце этого человека, увидел, что в нём есть достаточно любви и света (не смотря на его прошедшую жизнь)…, есть понимание своей безбожной никчёмной жизни и желание быть с Господом!…………..
А другой разбойник так и ушёл во тьму, не сокрушась о душе своей, не признав Господа….
Люди, приходя в Православный Храм на Исповедь перед Причастием, ежели сокрушены сердцем своим и каются искренне, держа в сердце Христа-Спасителя( ВЕДЬ ТОЛЬКО ОН СПОСОБЕН ЗАБРАТЬ НАШИ ГРЕХИ!)….конечно, получат освобождение от грехов, но это происходит не потому, что священник их «отпускает», а по Воле Бога, видящего сердце человека и его устремление к Жизни Вечной….
Но если человек надеется на человека же ( в данном случае на священника), думая, что достаточно перечислить свои грехи (на словах только)….и довольно слов священника: «отпускаются тебе, чадо, грехи твои»…., ТО не сможет человек освободиться от грехов, но возвратясь домой, он снова начинает жить по-старому…..
Поэтому слова Христа к Апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» ….— Думаю, означают только то, что дано было Апостолам Знание от Духа Святого, ( в них пребывающего) – видеть грех человеческий перед Господом и возмездие за этот грех , а так же сообщить человеку об этом…Наподобие пророка Нафана, обличившего Давида во грехе против Урии и Вирсавии) —
2 Царств 12: «9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.»
В Деяниях Апостолов описан подобный случай обличения Анании и Сапфиры….когда они солгали перед братьями во Христе, Пётр сказал (Деяния гл.5) :
«3 Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это…..
А далее сказал и Сапфире (жене Анании):
«..что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мёртвою и, вынеся, похоронили подле мужа её.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это……….
И далее сказано:
«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом……
То есть Бог являл в те дни через Апостолов Свою Силу и Святость, потому что сами Апостолы были посвящены Ему всей своей жизнью, духом и разумом….
Есть другие толкования этого Места Писания, в том числе и такое, что Апостолам, которые создавали церкви, дана была «воспитательная» власть над теми, кто согрешал, являясь членом данного церковного собрания, в том числе – отлучение на срок исправления тех, кто согрешая, повторяет свой грех, не принимая увещевания и обличения…..
Так же есть такое толкование, что Апостолы и те, кто следуя за Христом, несут людям Весть о Спасении через Покаяние…., Присутствуя рядом с человеком в момент его покаяния, если видят истинное сокрушение и плач данного человека, ( понимая это Духом Святым, живущим во всех христовых людях), могут провозглашать этому человеку, что Христос теперь его простил и снял вину с него….
И, напротив, видя, что человек не сокрушён, а находится ещё в сомнениях и гордыне, объявить ему, что необходимо тебе, человек, ещё как следует осознать свои грехи и вознуждаться в Господе по-настоящему…, искренне.. , от всего сердца…тогда и от грехов тебя Господь освободит, а пока ещё грехи на тебе…….
Подводя итог сказанному, хочу ещё раз повторить мысль о том, что мы призваны Господом прощать ближних своих, ибо сами являемся должниками Бога и людей, но часто этого не понимаем и не замечаем….Прощая других, мы таким образом и сами получаем прощение от Господа, а в сердце обретаем мир и покой, милость и любовь…
Если простить кого-то очень тяжело, то всё равно мы должны понять, что ежели Бог допустил этому быть, значит, это на пользу тому, кто смирится …, кто увидит в этом урок или возможность проявить любовь и милость, Свет Христа…. нужно понять, что смиренному Бог воздаст, а обидчиков постыдит и Сам воздаст Суд по Закону сеяния и жатвы!………
В любом случае помнить, что все люди ограничены в своём понимании многих происходящих событий и происшествий…. Но у всякого Зла есть посевы…..Ничего просто так не бывает…..
А » любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.» (Римлянам 8:28)

Сколько раз можно прощать человека по Ведам?
Вы знаете, что существуют древнейшие на Земле писания — Веды. Они не индийские и не чьи-либо ещё. Как Знание — оно не принадлежит ни кому. Веды — это также и европейское слово, потому что территорией ведической цивилизации — была вся планета Земля. И сейчас эта культура в тех или иных формах искажения сохранилась в определённых её районах.
Веды говорят о таких феноменальных фактах, до которых наши учёные сейчас лишь подходят. Например ведическая астрономия. Кто-то мог бы считать её раньше выдумкой. Однако когда появился телескоп и человек стал летать в космос — всё подтвердилось. Веды — это Знание. Они всегда говорят то, что есть.
Что же они говорят по поводу того, сколько раз прощать и нужно ли прощать? Разумеется, с позиции абсолютного добра.
Конечно же кто-то сейчас скажет — нужно прощать столько, сколько человек согрешит. Но Веды так не говорят.
Они говорят, что нужно прощать только три раза. Если Вы прощаете больше раз — то начинаете разделять плохую карму с этим человеком.
Почему? Во-первых потому, что Вы должны помочь человеку перестать творить зло. Мы живём не на необитаемом острове. Мы живём в социуме. Человек, который делает Вам постоянно зло — а Вы его постоянно прощаете — опасен для социуму. Сегодня он например Вас ударил — Вы простили, а завтра он будет бить детей и женщин. Понимаете? Своим прощением — Вы сами начинаете создавать зло.
Веды, как мать — они защищают Вас своим знанием, они дают Вам правильное понимание и видение тех тонких вещей, которые происходят. Чтобы Вы не накапливали плохую карму.
Те, кто постоянно прощают — на самом деле не любовь творят, а зло. Жизнь привела к Вам человека, который должен в Вашем лице увидеть стену, которая скажет: «Всё, стоп, хватит делать плохие вещи». Если Вы как безвольный человек позволяете проходить сквозь Вас злу — то это плохо для обоих. Поэтому Веды конкретно говорят — три раза простить можно. Это могло быть ошибкой, это могло случиться по неопытности, это может быть по глупости. Но после трёх раз — это зло уже целенаправленное. Если Вы не остановите — значит сами станете участником всего, что породили своим бездействием.
Веды уберегают Вас от зла. Они хранят Вас руками знания. Прислушайтесь к нему.
© Веретенников Сергей (сайт твоя йога)

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». (Мф. 18:21–22)

Прощение обид – всегдашняя наша обязанность. – Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. – Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. – Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. – Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. – Польза безропотного перенесения обид. – Должно скорбеть о причиняющих нам зло.

1. Петр думал, что говорит нечто великое, почему, как бы желая похвалиться любовью к ближнему, заключил вопрос свой словами: «До семи ли раз»? Ты повелел, – говорит он Иисусу, – прощать обиды ближнему; сколько же раз я должен делать это? Если, например, ближний часто будет погрешать и, по обличении всегда будет раскаиваться, – то сколько раз Ты повелишь нам прощать его? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении оставить, сказав: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь», а для раскаивающегося не положил никакого предела, но велел принимать его. Итак, сколько же раз должно прощать его, когда он по обличении раскаивается? Довольно ли семи раз? Что ж отвечает Христос, человеколюбивый и благий Бог? «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: «тысячу раз» употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Например, и в словах: «бесплодная рождает семь раз» (1Цар. 2:5), под словом «семь» Священное Писание разумеет множество. Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность. То же самое объяснил Он и в следующей далее притче. Чтобы повеление, заключающееся в словах: «до седмижды семидесяти раз» не показалось кому-либо великим и трудным, Он присоединил эту притчу, в которой разъясняет смысл предыдущих слов, посрамляет того, кто бы стал гордиться прощением обид, и вместе показывает, что таковое повеление не трудно, а напротив весьма легко. Потому-то Он представил в ней человеколюбие Свое, чтобы ты отсюда познал, что, хотя бы седмижды семьдесят раз прощал ближнему, хотя бы все вообще его прегрешения всегда оставлял, – и тогда твое человеколюбие будет столь же далеко от бесконечной божественной благости, которая для тебя нужна на будущем суде при требовании от тебя отчета, сколько капля воды от беспредельного моря, даже еще более. Вот слова Христа: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (Мф. 18:23–25). Потом, когда этот должник, помилованный господином, вышедши, стал душить своего товарища, должного ему сто динариев, и тем разгневал господина, то последний приказал снова ввергнуть его в темницу, пока не отдаст всего. Вот как велико различие между грехами против Бога и грехами против человека! Так же велико, как между десятью тысячами талантов и сотнею динариев, и даже еще более. Причина этого заключается как в различии лиц, так и в непрерывном повторении грехов. На глазах человека мы удерживаемся и опасаемся грешить; а Бога, хотя Он каждодневно на нас смотрит, не стыдимся, – напротив, и делаем все, и говорим обо всем безбоязненно. И не от этого только зависит важность грехов, но еще и от благодеяний и той чести, которою мы почтены от Бога. И если вы желаете знать, что значит «десять тысяч», – и даже гораздо более – «талантов», т. е. грехов к Богу, то я постараюсь показать это вкратце. Но я опасаюсь, чтобы чрез это или не подать большего повода ко греху тем, которые склонны к беззаконию и любят непрестанно грешить, или не ввергнуть в отчаяние малодушных, которые, подобно апостолам, может быть, спросят: «Кто же может спастись» (Лк. 18:26)? Однако же скажу, чтобы внимательных сделать более твердыми и благодушными. Страждущие неизлечимою болезнью и не чувствующие ее, и без моих слов не оставят своего нечестия и нерадения. Если же мои слова подадут им больший повод к беспечности, причина будет заключаться не в них, а в самой их бесчувственности. По крайней мере, поучение мое внимательных может обуздать и довести до сердечного сокрушения, а мягких сердцем, показав им тяжесть грехов их и открыв силу покаяния, более расположить к нему. Потому почитаю нужным говорить. Таким образом в слове своем я изложу грехи как по отношению к Богу, так и по отношению к людям, – и притом не частные, но общие, так как частные каждый может присовокупить, советуясь с своею совестью. А для того предварительно изображу божественные благодеяния. Итак, какие же благодеяния Божии? Он даровал нам бытие и сотворил для нас все видимое: небо, море, землю, воздух и все в них содержащееся: животных, растения, семена; но невозможно исчислить всех Божиих дел по причине беспредельного их множества! Из всех тварей, населяющих землю, в нас только одних вдохнул душу живую; насадил рай, дал помощницу, поставил владыками над всеми бессловесными, увенчал славою и честью. Потом, когда человек оказался неблагодарным к своему Благодетелю, Он удостоил его еще большего благодеяния.

2. В самом деле, смотри не на то только, что Бог изгнал человека из рая, но обрати внимание и на ту пользу, которая произошла отсюда. По изгнании из рая, Он оказывал людям бесчисленные благодеяния, совершил различные строения спасения, и наконец послал единородного Сына Своего к облагодетельствованным Им и ненавидящим Его, отверз нам небо, отпер двери рая, и нас, врагов Своих неблагодарных, соделал сынами. Потому прилично теперь сказать: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33)! Он дал нам крещение во оставление грехов, освободил от наказания, сделал наследниками царствия, обещал бесчисленные блага добродетельно живущим, простер к нам Свою руку, и излил Духа в сердца наши. Итак, что же, после таких бесчисленных Божиих благодеяний? Какое мы должны иметь расположение к Нему? Воздали ли бы мы не только достойную, но даже самомалейшую часть долга и тогда, когда бы каждый день умирали за Того, Который столько возлюбил нас? Нимало. И это самое обращалось бы в нашу пользу. Но такие ли мы имеем к Нему расположения, какие должно иметь? Мы каждодневно нарушаем Его законы. Не оскорбляйтесь, если я обращу свое слово против грешников: я буду обвинять не вас только, но и самого себя. Итак, с кого бы мне начать, по вашему желанию? С рабов или с свободных? С воинов или простолюдинов? С начальников или подчиненных? С жен или мужей? С старцев или юношей? С какого возраста? С какого рода? С какого чина? С какого звания? Угодно ли вам, чтобы я начал свое слово с воинов? И что же? Не грешат ли они каждодневно, оскорбляя, понося других, неистовствуя, и всячески стараясь сделать их несчастными? Будучи подобны волкам, они никогда не чужды злодеяний. Да и может ли море быть без волн? Какая страсть не возмущает их! Какая болезнь не обдержит их души! По отношению к равным они водятся ненавистью, завистью и тщеславием; по отношению к подчиненным – корыстолюбием; по отношению к тяжущимся и прибегающим к ним как к пристани – коварством и клятвопреступлением. Сколько производят они хищений! Сколько у них обманов! Каких нет между ними клевет и непозволенных торгов! Сколько между ними раболепных ласкательств! Теперь противопоставим каждому пороку закон Христов. «Кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5:28). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Воины же надмеваются пред подчиненными и вверенными их власти, которые трепещут пред ними и страшатся их, так как они жестокостью своею превосходят зверей. Ничего не делают ради Христа, а все для чрева, для корыстолюбия и тщеславия. И можно ли исчислить в слове все беззаконные их поступки? Кто в состоянии описать их насмешки, неумеренный смех, неприличные разговоры, постыдные слова? А о корыстолюбии и говорить нечего. Как монахи, живущие в горах, не знают, что такое корыстолюбие, так и воины, – только по противоположным причинам. Первые не знают этой страсти потому, что слишком далеки от этой болезни: а последние не чувствуют того, какое великое зло эта страсть, по той причине, что чрезмерно упиваются ею. Эта страсть до того искоренила в них добрые расположения и так возобладала над ними, что не почитается даже у этих неистовых людей и тяжким преступлением. Но не угодно ли вам, оставивши воинов, посмотреть на других, более кротких? Обратимся, например, к художникам и ремесленникам. Кажется, эти люди преимущественно пред другими снискивают пропитание справедливыми трудами и собственным потом; но и они, при всех трудах своих, подвергаются многим порокам, когда бывают невнимательны к себе самим. К праведным трудам своим они часто присовокупляют неправедную продажу и куплю; из корыстолюбия лгут, клянутся и нарушают клятву. Они заботятся только о настоящей жизни, прикованы к земле: все делают из корыстных видов и, желая умножить свое имение, мало пекутся о подании помощи нуждающимся. Кто может изобразить употребляемые при этом злословия, обиды, барыши, проценты, договоры, коварно заключаемые бесчестные торговые дела?

3. Впрочем, если вам угодно, оставим и этих, и перейдем к другим, – более, по-видимому, справедливым. Кто же это? Это те, которые владеют поместьями и собирают богатство от плодов земли. Но можно ли найти кого несправедливее их? Если посмотрите, как они поступают с бедными, несчастными земледельцами, то увидите, что свирепость их превышает жестокосердие варваров. Тогда как земледельцы истаивают от голода, изнуряют себя всю жизнь трудами, – они непрестанно налагают на них новые тяжкие оброки, определяют их к самым трудным работам и употребляют их вместо ослов и лошаков, и даже вместо камней. Не давая им ни малейшего отдыха, и во время плодородия, и во время бесплодия равно угнетают их и никакой пощады им не оказывают. Есть ли кто-нибудь несчастнее этих бедняков, которые трудясь всю зиму, проводя ночи на холоде, под дождем, без сна, и за все это не получая никакой платы, но еще задолжавши, принуждены бывают убегать от своих господ, не столько спасаясь и боясь голода и домашнего расстройства, сколько мучений, насилия, истязаний, тюрьмы и неизбежных работ – от управителей? Что сказать о торгах, чрез них производимых, и о неправедных прибытках, отсюда получаемых? Господа, их притесняющие, наполняя свои точила и подточилия от трудов и пота их, не позволяют этим беднякам брать в свои дома ни малейшей части; но весь плод от винограда вливая в свои неправедные сосуды, бросают им за это самую малую плату. Они выдумывают новые роды процентов, недозволенные законами даже у язычников; составляют самые бесчестные долговые акты, в которых требуют не сотой части, но половины всего имения от должника; и хотя бы последний имел жену, воспитывал детей, хотя бы был человек бедный и собственными трудами собирал в свое гумно и точило, – они об этом не размышляют. Потому уместно здесь привести слова пророка: «ужаснися небо, и убойся земля!» (Иер.2:12) До какого неистовства дошел род человеческий! Говоря обо всем этом, я не осуждаю искусств, земледелия, воинского звания, поместьев, – но нас самих. И Корнилий был сотником, и Павел был скинотворцем, и после проповеди занимался своим ремеслом, и Давид был царем, и Иов был господином большого имения и получал великие доходы; но все это никому из них не послужило препятствием к добродетели. Итак, рассмотревши все это и вспомнивши о тьме талантов, потщимся хоть поэтому прощать ближнему малочисленные и неважные оскорбления. Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали. Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов, – то есть, забвение обид. А чтобы лучше уразуметь это, выслушаем всю притчу по порядку. «Приведен был, – говорит Спаситель, – к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей» (Мф.18:24–25). Почему же велел и жену продать? Не по жестокости или бесчеловечию (в таком случае раб его потерпел бы новый урон, так как тогда и жена сделалась бы рабою), но по особенному намерению. Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать. Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия. Но почему же он не сделал этого, и не простил ему долга прежде такого повеления? Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему. В самом деле, если он и тогда, как узнал и тяжесть своего долга, и великость прощения, стал душить своего товарища, то до какой бы жестокости не дошел он, если бы наперед не был вразумлен этим средством? Как же на него подействовало это средство? «Потерпи на мне, – говорит он,– и все тебе заплачу» (Мф. 18:26). Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие? Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его. Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, – но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды. Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением. «Умилосердившись над рабом тем, -:сказано,– отпустил его». Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга (иначе он был бы совершенно посрамлен), и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.

4. И действительно, в это время раб был добр и чувствителен: он ни от чего не отрекся, – дал обещание заплатить долг свой, припал к господину с прошением, возгнушался грехами своими и познал великость своего долга. Но последующие его поступки совершенно не соответствуют прежним. Выйдя же тотчас, – не чрез несколько времени, но тотчас, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, – он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. «Нашел, – говорится, – одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). Не очевидно ли человеколюбие господина, не очевидна ли и жестокость раба? Заметьте это, поступающие так из-за прибытков! Если не должно так поступать во внимание к греху, то тем более из-за прибытков. Итак, что же сказал должник? «Потерпи на мне, и все отдам тебе» (Мф. 18:29). Но тот не тронулся этими словами, которые спасли его самого: ведь и он, сказав то же самое, прощен был в десяти тысячах талантов; он не вспомнил о пристани, спасении его от потопления; та же самая просьба не напомнила ему о человеколюбии господина. Но по любостяжанию, жестокосердию и злобе, пренебрегши всем этим, душил своего товарища с жестокостью, несвойственною даже диким зверям. Что ты делаешь, человек? Или не чувствуешь собственного обольщения? Не вонзаешь ли меч в самого себя, вооружая против себя милость господина и отпущение им долга? Но он нимало об этом не размышлял, подобного случая, бывшего с ним, не припомнил, а потому и не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя последний просил о долге и не так важном. Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, – потому что сказано: «посадил его в темницу…Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30–31), обвинили его пред господином. Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга! Что же сказал господин? «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32–33)? Примечай опять кротость господина! Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший), а потому и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего»? Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить; хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его. Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое. Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну. Если бы ты то и другое сравнил между собою, то увидел бы, что первое гораздо легче последнего. Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его. Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!» Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего. Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей. «Отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34), – т. е. навсегда, потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием. Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон. Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? Господин не только предал раба своего мучителям, но и прогневался на него. Когда он приказывал его продать, то приказание дано было без гнева; Потому-то он не исполнил последнего, и это служит яснейшим доказательством его человеколюбия. Но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания. Итак, что означает эта притча? «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», – потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.

5. Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим. Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему). Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца. Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. Чем и в такой ли мере причинит тебе зло оскорбивший тебя, сколько ты сам себе причинишь, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога? Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя. Итак, не говори, что другой оскорбил тебя и оклеветал, и причинил большое зло: чем больше будешь говорить, тем более покажешь, что он твой благодетель. Он доставляет тебе случай освободиться от грехов, так что, чем больше наносит тебе обид, тем больше становится причиною очищения грехов твоих. Действительно, если мы захотим, нас никто не может обидеть; самые даже враги величайшую доставят нам пользу. Но что говорить о людях? Может ли кто быть лукавее дьявола? Но и он может доставить нам удобнейший случай к нашей славе, как это показывает пример Иова. Если же дьявол доставляет случай получать венцы, то для чего бояться врага – человека? Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов: первая и важнейшая – отпущение грехов; вторая – терпение и великодушие; третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его; четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках. Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами. Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. Притом тебя будут уважать все, даже и сами враги, хотя бы они были демоны; вернее же сказать, поступая таким образом, ты уже не будешь иметь и врага. Но что всего важнее, ты приобретешь милосердие Божие. Если ты согрешил, получишь прощение грехов своих; если прав, получишь большее дерзновение к Богу. Итак, не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, – и тогда, хотя бы мы десятью тысячами талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас. Но ты обижен ближним? Потому-то и будь снисходителен к нему; не питай ненависти; плачь и рыдай, а не презирай его: ведь не ты прогневал Бога, но он; а ты, перенесши обиду, поступил достохвально. Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать. Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло. Но ближний тебя обидел при всех, и даже ударил? Это значит лишь, что он при всех обесчестил и посрамил самого же себя, и тысячу обвинителей вооружил против себя, тебе же, напротив, приготовил многие венцы и дал многих глашатаев твоего великодушия. Но он оклеветал тебя пред другими? Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету? Он только прибавил лишний повод для своего наказания, так как должен будет дать ответ не только за свои поступки, но и за то, что осудил тебя.21 Тебя он оклеветал пред людьми, а сам сделался виновным пред Богом. Если же для тебя этого недостаточно, то вспомни, что и Сам Владыка был оклеветан и от сатаны, и от людей, и притом пред теми, которых Он наиболее любил. То же самое испытал и единородный Сын Его, Который потому и сказал: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф. 10:25)? И не только оклеветал Его злой тот демон, но даже успел клевету свою выдать за истину, и оклеветал не в маловажном чем-нибудь, но в величайших и позорных преступлениях: называл Его и беснующимся, и льстецом, и противником Богу. Но ты, оказав благодеяния ближнему, терпишь от него обиду? Поэтому-то особенно плачь и болезнуй о причинившем тебе зло, а о себе радуйся: ты уподобился Богу, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45). Но если подражание Богу превосходит твои силы (хотя для ревностного и это не трудно, но пусть тебе кажется это сверх твоих сил), то мы укажем тебе пример для подражания в подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако же, облагодетельствовал их; посмотри на Моисея, который, после бесчисленных против него злоумышлений иудеев, молился за них; посмотри на блаженного Павла, который, не мог даже исчислить страданий, какие потерпел он от иудеев, и при всем том желал еще быть за них под анафемою; посмотри на Стефана, который, будучи побиваем камнями, молился об отпущении греха этим убийцам. Припомнив все это, оставь всякий гнев, чтобы и тебе Бог оставил все прегрешения твои, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вопрос. Мы должны разуметь только то, что написано, или это содержит в себе какой-то внутренний смысл – вопрос Петра и ответ Господа ему вопрошающему: «Сколько раз, если согрешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз?». На это Господь изобильно отвечал «Аминь, говорю тебе, не только до семи, но до седмижды семидесяти». Ответ. Хорошо и уместно, конечно, и на пользу обеим сторонам – и согрешающему, и прощающему. Первому – что он просит, исправиться в том, в чем согрешил, а второму – что он виноват в тех же вещах, ибо нет никого без греха и вины, только единая вышевластвующая и несравниваемая Святая Троица во едином естестве. Ибо говорит богоносное слово Писания: «Кто похвалится, что у него чистое сердце? Или кто дерзнет рассматривать себя как чистого от греха?» Прежде Спасителя дивный Иов, незыблемый столп, когда его бил диавол, а он не слабел от страданий, не истощался, этот человек явным образом восклицает: «Никто не чист от греха». Даже если и один день живет он на земле, он проживает жизнь, а не из ложесн выходит жить. Но с возрастанием тела и завершением ума – начало Промысла о житии. Ибо Петр желал взять ключи Царствия Небесного и церковного устроения. Под ключами нужно понимать власть прощать грехи. Вместо ключа у нас есть язык, который отворяет небеса и затворяет. И при нас это – языком себе отворять или затворять небеса: первое – когда мы делаем достойное, а второе – когда делаем недостойное того, что изречено Богом. Тот, у кого надежда приять власть прощать грехи, спрашивает Господа: «Сколько раз, если согрешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз?» Почему он не ищет четного или круглого числа, а здесь спрашивает «до семи»? Думаю я, что он желал узнать тайну об убийце: удостоен ли будет прощения Крещением и покаянием тот, кто впал в семь грехов. Первый в мире убийца Каин осужден на столь великие мучения соответственно связанным с убийством грехами. Первый среди людей Каин сотворил зло – первый убил. Первый солгал Богу, когда Бог спрашивал о убитом. Первый доставил родителям плач и рыдыние, убив брата. Первый породил ненависть и ревность. Первый лукаво принес початки хлеба. Первый землю осквернил кровью, став посредником ее проклятия. Семь раз он был в убийственном действе – равночисленное мучение приносит божественный глас: безплодие и безхлебие земли, не принимающей при этом убийцу, стон и дрожь по всему телу… Подобает понимать, что мучение завершилось по этому числу. «Проклята земля от тебя» – первая мука. «Возделывай землю» – вторая. Он сопрягся с некоей неизреченной необходимостью, которая заставляла его страдать на земле и трудиться. И не позволит земле даровать от своего обилия – третье мучение – трудиться и от усилий не иметь никакого приплода. «Стенать и дрожать на земле» – к трем мукам Божие устроение прибавляет две: беспрестанное стенание и не отпускающую дрожь, так что нельзя доставить телу ни пищи, ни питья, чтобы правая рука не устала, ибо крепость руки убила брата: здоровьем надо искупать болезнь. Шестая мука, что он лишился дерзновения к Богу, а это страшная и тяжелая мука все выдерживать, когда Бог отвращается. В ней, рыдая, находясь в этом искушении, он просит смерти, которая бы избавила от бедствия, и она лучше, чем жить отверженным от Бога. И сказал: «Если отлучишь меня от земли», то есть не велишь при этом наслаждаться ее плодами, и «от лица Твоего скроюсь», раз земного, что служит потребностям, я лишился. «И когда Ты велишь, я не могу явиться, и пусть любой, кто меня встретит, меня убьет, лучше мне умереть, чем жить, жестоко мучимым». К нему Господь сказал: «Никак нет. Я поставил знак на тебе, чтобы тебя не убил никто из встречающихся тебе». Это седьмая мука – не удостоиться смерти, которая обращает в прах всякий позор и «славу», но продолжать жить в мучениях, будучи обличаемым знаком, что он есть начинатель злых среди людей. Ибо это самая тяжелая мука – позор среди наделенных даром разума и слова. Виновным суд Божий налагает запрет, когда говорит: «Воскреснут эти в жизнь вечную, а эти – в срам и похуление вечное». Так как убийца внес семь зол, то столькими же наказаниями был осужден. Знал Петр, что седьмой день назван почтенным Господним днем: Господь в этот день прекратил Свои дела. И не почему-либо другому, но именно поэтому закон почитает субботу, чтобы, в соответствии с названием, отдыхать от трудов. И число семь особо выделяется и почитается иудеями. И в нем все численные установления. В нем день очищения. А седьмой год у них – в честь прощения. Шесть лет вспахивая землю и собирая урожай, учреждают на седьмой год, чтобы она отдыхала и была нетронутой, изобилуя самосевом хлеба. Раб, поработав семь лет, получал свободу, когда седьмой год заканчивался. Семьдесят лет пробыли иудеи пленниками в Вавилоне. Прибавляется и святой Христоносной нашей Церкви благодать седьмых. «Семь раз днем я восхвалил Тебя», – сказал Давид, божественный песнопевец. Днем он называет настоящий век (настоящую жизнь), восхваляя семь дней недельного круга. Исайя насчитывает семь духовных даров, и «семь очей Господних», что сказал и Соломон: «Премудрость создала себе храм и поддержала его семью столпами». Премудрость – это Христос, как объясняет божественный Павел, а дом – это небо и Церковь. Семь столпов – это ангельские чины. А в Церкви – те, кто вместе со Стефаном и Филиппом – семь диаконов апостольских. И опять же другой из святых сказал: «Семь раз праведник падет и встанет», – не иначе как покаянием. Седьмой от Адама Енох по преставлении не увидел смерти. Итак, его преставление указует, что мы сможем из тленного и временного жития в бессмертное житие Церкви, сохраненные от потопа бесов, как духовно понимаемый Ной, имея Христа кормчим. Седьмой после Ноя – Авраам; он принимает обрезание, отбрасывая плотное и тучное жизни. Седьмым после Авраама явился божественный законодатель Моисей: изменение жития, очищение от беззакония, возвращение благого Закона. Он даст дивный устав, чтобы на седьмой год почитать «субботу»: чтобы была свободна пахотная земля, чтобы должники были прощены от долгов, а рабы освобождены из рабства. Семьдесят седьмой от Адама рождается Христос, как свидетельствует божественный Лука по числу родов. И именно поэтому Священное Писание число прощения грехов дает по уставу семи; по седмицам продолжается и настоящее житие. Седьмой день совершен у Творца. Седмица, возвращаясь всегда к себе, несет отпущение грехов через покаяние – для тех, кто склоняется к исправлению (выпрямлению) и трезвению, дарованному от Бога. Мы об этом ленимся, но вскоре мы, отринувшись от весьма горшего, опять прикоснемся деланию добра. Омоем одежды и сердце от скверны, убежав от нее, чтобы не задохнуться, и взойдем к древнему возвышенному житию. Слух приклоним к Божией воле, забудем земное. И приобретем верховный град добродетели от любви. И на скрижалях сердца начертаем Божий Закон, став доской в руках Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *