Семья для ребенка

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Моя мама (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее,

Мама – солнышко мое.

Я. Аким

С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

<…>И в нашей квартире

Ребята растут.

Кроватки четыре —

Их четверо тут.

Наташа постарше

И в школу пошла,

А Танечка наша

Мала и кругла.

На толстеньких ножках

Топочет она

То с куклой, то с кошкой,

То просто одна.

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья». Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры воспитатель возвращается к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Вы с ними играете?

– Вы их любите?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».

Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья»; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Очень-очень-очень-очень

Маленький мальчонка

Встретил очень-очень-очень-очень

Бойкую девчонку

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Очень-очень-очень-очень

Симпатичный папа

И очень-очень-очень-очень

Озорная мама.

Шли годы: осень на смену весне.

И у них появились

Морщины,

Седины,

Пенсне.

И теперь уже они

Не юноша и девушка,

А очень-очень-очень-очень

Бабушка и дедушка.

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

Очень-очень-очень-очень

Маленьким внучатам.

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее.

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой!

Ай да внучек мой

Молодец!»

– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:

Мы у бабушки

Ели кашку, пили

Простоквашку.

Простоквашка

Вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Скажем бабушке: «Спасибо».

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу <…>

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар —

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик —

Не мокрый

Трава —

Не зеленая.

Гром

На кого-то с неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать.

Мама молчит…

– Почему герою стихотворения все кажется странным?

– Почему мама не разговаривает с ребенком?

– Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть, здесь такой же случай?

– Что должен сделать герой стихотворения, что сказать маме, чтобы она его простила? (Извиниться, попросить прощения.)

– А сам обидчик как себя чувствует? (Плохо.)

– Значит, от обиды плохо становится всем?

– Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не обижать маму\’у а если это случилось, извиниться.)

– Давайте вместе придумаем название этому стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько вариантов на выбор, объясняет,почему лучше то или иное название: «Я обидел маму», «Почему мама молчит» и др.).

Обновление социальной информации к §14
Что такое хорошая семья?
Прослушайте мнения ребят на тему «Что такое семья и какие её главные ценности».

Дети говорят о семье

Как бы вы на их месте объяснили, что такое семья?

Перечислите, каких людей вы считаете членами своей семьи. Почему именно их?

Чем для вас важна семья?

Для большинства людей первым сообществом является Семья.

Опираясь на определение семьи ответьте, как связаны между собой её отдельные члены.

1. мама ↔ папа

2. брат ↔ сестра

3. мама ↔ сын

4. дедушка ↔ бабушка

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими, какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями. даже когда мы не правы или находимся в ссоре с кем-то из родных, эта любовь никуда не уходит, она с нами. Мы всегда можем на неё рассчитывать, можем быть в ней уверенны.

Все члены семьи соединены между собой разнообразными отношениями. Невозможно в семье оставаться отдельным и независимым островком. Семейные связи охватывают всех членов семьи таким образом, что каждый из них оказывается зависимым от другого. Очень важно, чтобы эти связи и отношения были крепкими.

Отношения между членами семьи могут складываться по-разному. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с подростками, когда родители бросали их на произвол судьбы или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы. Сегодня такого нет, современное общество защищает права детей; охрана их интересов стала предметом заботы со стороны государства.

Статья 54 пункт 2 Семейного кодекса Российской Федерации

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

Ознакомьтесь со своими правами, используя информативно-правовой ресурс для детей «Права ребёнка — твои права».

Права детей. Твои права в семье

Выпишите ваши основные права в семье из раздела «Ты и семья».

Кто из литературных персонажей, известных вам, был отдан в чужую семью на подсобные работы?

Посмотрите отрывок из сказки «Морозко».

отрывок из сказки «Морозко»

Ответьте на вопросы:

1) Какая из дочерей неродная? Как вы это поняли?

2) Какую роль выполняет Настенька в данной семье?

3) Выпишите, какие права ребёнка нарушаются в данной семье

Посмотрите на фотографии.

1) Какие качества хорошей семьи изображены на них?

2) Назовите противоположные качества.

Одним из условий становления хорошей семьи являются добрые взаимоотношения. В такой семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность. К каждому из этих слов надо добавить прилагательное «взаимное», так как всё в семье обоюдно, совместно.

В хорошей семье важно всё: то, как ведется хозяйство и как воспитываются дети, как удовлетворяются интересы всех её членов и как разрешаются конфликты. Создание такой семье — заслуга всех её членов, и прежде всего взрослых. Ведь дети следуют уже установленным нормам отношений и соблюдают сложившиеся семейные традиции и обычаи.

Какие традиции и обычаи существуют в вашей семье?

Заполните схему, ответив на следующие вопросы:

1) Какие качества должны преобладать в семье, чтобы всем было уютно находиться под крышей своего «дома»?

2) Какие негативные качества лучше оставить «за порогом дома»?

В хорошей семье царит доброжелательная атмосфера. Здесь каждый испытывает гордость за принадлежность к своей семье, переживает за другого больше, чем за самого себя, радуется его успехам, разделяет его печаль, во всём старается ему помочь.
Именно поэтому в наших сердцах зарождается и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, — любовь к своей семье, к родительскому дому. Это чувство даёт начало любви к своему народу, своей Родине.
Выполните следующие задания к двум репродукциям картин.

1) Рассмотрите внимательно репродукцию.

2) Что на ней изображено?

3) Какие чувства испытывают герои картины?

4) Как вы это определили?

5) Какие качества, присущее хорошей семье, вы можете отметить у героев данной картины?

6) Чем отличаются эмоции героев этой репродукции от предыдущей?

Eugenio Eduardo Zampighi «В центре внимания»

Ф.П. Решетников «Опять двойка»
Прослушайте песню Льва Лещенко «Родительский дом»

Лев Лещенко «Родительский дом»

Чем является родительский дом для человека?

Какова его ценность в жизни каждого из нас?

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «родительский дом»?

Прочтите притчу «Волшебная копейка».

Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

Какая основная мораль этой притчи?

Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

Прочтите притчу «Тепло семейного очага».

Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Какие негативные черты своего характера проявили все члены семьи, кроме хозяина?

Как вы думаете, почему именно хозяин дома оказался положительным героем в этой притче?

Роль семьи в жизни человека

Семья – что это? Как правило, представляется два человека, которые дают друг другу возможность комфортного сосуществования друг с другом. Почему-то первое, что приходит в голову – это шаблонный образ русской современной семьи. Он – перед телевизором или в телефоне (компьютере), она – на кухне варит борщ. Воскресенье… дети заняты собой или подражают поведению отца. Раз в неделю (может и в две) взрослые «позволяют себе» переспать друг с другом. Каждый из них ждет праздника, как правило – на природе.. шашлык… коньяк… И в общем то – кажется, что жизнь удалась. Но всегда «природа», «стихия», «энергия», по-русски говоря, нечто берет верх и появляются события, которые заставляют проверить семью на прочность, а так же понять – что же это такое? Семья…

В момент безудержного веселья или угнетающего отчаяния, скорее всего, Вы придете к выводу, что:

Семья – это чувства!
Как бы то ни было, но если бы не было вообще никаких чувств, то семья (гражданский брак или зарегистрированные в отделе ЗАГСа отношения) не появилась бы на свет. Ну вот не было бы ее, если бы мужчина не захотел обнять и прижать к себе женщину, а женщина на инстинктивном уровне не хотела бы родить ребенка этому самому мужчине. И даже так называемый брак «по залету» (как бы грубо и неуместно это не звучало) основан на чувствах, симпатии, страсти… Дети, простите, от святого духа в 21 веке не рождаются, а значит было что-то, что привело двух взрослых людей к процессу зачатия…

Чувства – это основа семьи.

Семья – это комфорт!

Казалось бы, прописная истина. Конечно, люди сходятся для того, чтобы им в отношениях было комфортно – что уж тут еще добавить! Но не тут то было… Комфорт – это то, что искажается в процессе построения быта в отношениях. Ведь, никто «на берегу» не договаривается о том, как ему будет комфортно в семье. А дальше кажется, что если поделиться с близким своим видением «комфорта» — то обидишь его. Так копятся собственные обиды, которые в один прекрасный момент превращаются в крупную ссору или доводят до развода.

Комфорт – это то, о чем стоит говорить в отношениях!

Семья – это поддержка!

Так или иначе, мы нуждаемся в поддержке. Даже самый заурядный эгоист. Слова, действия, объятия близких людей или просто жест поддержки руки – какой либо знак или сигнал поддержки означает для нас, что мы движемся в верном направлении. Ну, а раз так – значит мы способны еще больше! Мы движемся и развиваемся за счет взаимной поддержки в паре. Поэтому, безусловно:

Семья – это поддержка, это тот случай, когда близкий и нужный тебе человек верит в тебя и дает тебе «крылья».

Семья – это хобби, увлечение.

Одна из важных проблем и причина многочисленных разводов – это случай, когда еще пару-тройку лет назад и он, и она не могли и дышать друг без друга. Сейчас же, наступил тот самый момент, когда что-то хочется разделить. И вот она – самая главная ошибка семьи. Когда ты делишь увлечения на «твои», «мои», наращивая тем самым дистанцию между собой и любимым (любящим) для тебя человеком.

Семья – это одно увлечение. Не забывайте об этом! Если увлекаться чем-то – то вместе! Если планировать отдых – то не друг от друга. И даже когда Ваш партнер говорит, что ему нужно время, чтобы «отдохнуть от вас» — не совершите главную ошибку. Не отпустите его. Он лишь показывает Вам, что нуждается в долгом и откровенном разговоре с Вами…

Семья – это удовольствие.

То «де факто», которое приходится говорить буквально каждой супружеской паре. Семья – это настоящее удовольствие во всем: в общении, в физическом контакте и непосредственно в сексе. Если партнёр перестает получать какое либо удовольствие в семье – он обязательно найдет, где его получить. А самое страшное, что происходит в паре (особенно это касается женщин) – момент, когда кто-то перестает получать удовольствие, но «играет» обратное… Играть можно долго, но сцена может исчезнуть и появится истинное удовольствие. Только в другом месте…

Если Вы не испытываете удовольствие от своего партнера и от общения с ним – обсудите те моменты, которые мешают Вам получать всё и даже больше от Вашей семьи. Скажите то, чего Вам действительно хотелось. Ине бойтесь выглядеть как то «не так»… Вы уже выглядите «не так», если умалчиваете о своих проблемах.

Семья – это работа!

Да-да! И пусть термин «работа» Вас не пугает! Работа тоже бывает любимой! Но семья – это тот хрупкий мир, который нуждается во взаимной работе со стороны двух любящих и уважающих друг друга людей! Ведь, отношения меняются, время – меняется, социальная роль взрослых – меняется. Соответственно, отношения будут так же претерпевать изменения. Работайте над ними!

Почему то люди решили, что работать над отношениями, предпринимать какие то меры (вплоть до игры и упражнений) – это смешно, а вот терять друг друга, потому что вовремя двое взрослых и ответственных за свой выбор людей не предприняли ничего – не смешно…

Работайте над своей семьей и Вы сможете стать показательной парой! Как минимум – для самих себя!

Семья – это искренность!

Самое важное, о чем не стоит забывать. В семье мы те, кто мы есть на самом деле. Добрые, ласковые, взбалмошные, эмоциональные, яркие, спокойные – любые! Но – настоящие! Вы должны быть собой для того, чтобы сохранить отношения с любимым и научиться жить в гармонии с самым Важным для Вас человеком – с Самим Собой!

Будьте искренними с партнером и своими чувствами!

Удачи!

Анкета для родителей первоклассников

Общие сведения о ребенке и семье

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________________

Домашний адрес (регистрация) ___________________________________________________________

Домашний адрес (фактическое проживание) ________________________________________________

Домашний телефон _____________________________________________________________________

Какой детский сад посещал ребенок до школы, какой период? _________________________________

Ф.И.О. матери ________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________________

Место работы, занимаемая должность ____________________________________________________

Образование (подчеркнуть)

  1. Высшее

  2. Средне специальное

  3. Среднее

  4. Основное общее

  5. Нет образования

Телефон: рабочий ___________________ сотовый __________________________________________

Ф.И.О. отца ___________________________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год) ________________________________________________________

Место работы, занимаемая должность ____________________________________________________

Образование (подчеркнуть)

  1. Высшее

  2. Средне специальное

  3. Среднее

  4. Основное общее

  5. Нет образования

Телефон: рабочий ___________________ сотовый __________________________________________

Состав семьи (полная, неполная), сколько человек в семье ____________________________________

Гражданский брак (Ф.И.О. мужа, жены) ____________________________________________________

Другие дети (до 18 лет) в семье (количество)________________________________________________

Наличие в семье военнослужащего (мама, папа, где служит, кем, звание)

Наличие в семье сотрудника полиции, пожарной части, МЧС (мама, папа, где служит, кем, звание)

Инвалиды_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безработные (зарегистрированы на бирже труда) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другие родственники, совместно проживающие с ребенком, степень родства

Категория семьи (подчеркнуть)

  • малообеспеченная (состоит на учете в комитете соцзащиты)

  • многодетная

  • многодетная малообеспеченная (состоит на учете в комитете соцзащиты)

  • ребенка (детей) воспитывает мать – одиночка

  • ребенка (детей) воспитывает вдова (вдовец)

  • опекунская

  • семья военнослужащих

  • семья, воспитывающая ребенка – инвалида

  • семья инвалидов

  • семья беженцев

  • семья вынужденных переселенцев

  • семья безработных родителей

Состояние здоровья Вашего ребенка

правша (левша) (подчеркнуть)

зрение _________________________________________________________________________________

слух ___________________________________________________________________________________

осанка ________________________________________________________________________________

аллергические реакции (указать на что)____________________________________________________

хронические заболевания _________________________________________________________________

частые заболевания _____________________________________________________________________

Психологический портрет ребёнка:

Положительные черты характера______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные черты характера____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Увлечения, занятия, склонности

На что обратить внимание учителей при работе с Вашим ребенком _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности воспитания ребенка в семье

Есть ли у ребенка своя комната? __________________________________________________________

Если нет, то где и как оборудовано его спальное место, место для занятий и отдыха? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное образование ребенка (или куда планируете записать):

Увлечения в семье:______________________________________________________________________

Есть ли дома выход в ИНТЕРНЕТ?_________________________________________________________

Шаг к сотрудничеству

Будет ли Ваш ребенок посещать группу продленного дня?____________________________________

Кто будет забирать малыша из школы? ( Указать Ф.И.О., степень родства)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-коммунальная сфера по-прежнему остается одной из наиболее проблемных областей российской экономики. Наиболее остро проблемы жилищно-коммунального хозяйства ощущаются при пересечении с социальной сферой. Основной точкой такого пересечения является предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных различными нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня власти. К таким мерам в жилищно-коммунальной сфере относятся льготы и преференции по оплате жилищных и коммунальных услуг, субсидии на приобретение жилья и иные меры, предоставляемые за счет бюджетных средств.

Важной проблемой применения мер социальной поддержки является определение круга лиц, в отношение которых может быть применена соответствующая мера, что обусловлено, прежде всего, отсутствием систематизированной и согласованной нормативной базы. На практике указанная проблема выражается в сложности отнесения конкретного лица или группы лиц к той или иной категории льготников и определения объема государственной поддержки в их отношении.

📌 Реклама Отключить

Решение проблемы осложняется недостаточной нормативно-правовой определенностью некоторых категорий лиц, в отношение которых может быть применена соответствующая мера социальной поддержки. В частности это замечание относится к членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения, обладающим правом на соответствующие меры социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере.

Признание лиц в качестве членов семьи нанимателя или собственника жилого помещения, определение права членов семьи на получение соответствующей льготы или выплаты, порядок признания лица в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения – вопросы которые часто возникают на практике и нерешенность которых, с одной стороны, отражается на эффективности системы социального обеспечения, а, с другой стороны, создает потенциальную возможность нарушения прав и законных интересов лиц, в отношении которых действуют меры социальной поддержки.

📌 Реклама Отключить

При решении проблемы признания лица в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения в первую очередь следует руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Требования к составу членов семьи нанимателя жилого помещения закреплены в статье 69 ЖК РФ и в целом идентичны требованиям, установленным в отношении членов семьи собственников жилых помещений, хотя и имеют некоторые существенные особенности. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся:

📌 Реклама Отключить

  • проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители данного нанимателя;
  • другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
  • в исключительных случаях иные лица признанные членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, особенностями требований в отношении членов семьи нанимателя жилого помещения являются, во-первых, необходимость ведения общего с нанимателем хозяйства в случае признания в качестве членов семьи других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, во-вторых, обязательный судебный порядок признания в качестве членов семьи иных лиц.

Кроме того, важной особенностью статуса члена семьи нанимателя жилого помещения является требование, закрепленное частью 3 статьи 69 ЖК РФ, в соответствии с которым члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в обязательном порядке должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

📌 Реклама Отключить

Данные требования предусмотрены законодателем в целях обеспечения прав нанимателя и членов его семьи при приватизации жилого помещения или получении субсидий на приобретение жилья и направлены на избежание возможных споров со стороны третьих лиц в процессе оформления права собственности на жилое помещение.

Указанные законодательные установления нуждаются в более детальном рассмотрении.

Итак, ЖК РФ предусматривает несколько категорий лиц, которые могут быть признаны в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения.
К первой категории относятся супруг, родители и дети собственника или нанимателя жилого помещения.

Данная категория лиц соответствует положениям семейного законодательства об определении состава семьи. Так, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации под членами семьи понимаются супруги, родители и дети. Супругом собственника или нанимателя жилого помещения в соответствии со статьей 10 Семейного кодекса следует считать лицо, состоящее в браке с собственником (нанимателем), и брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

📌 Реклама Отключить

Следует также отметить, что в соответствии с действующим законодательством к родителям и детям приравниваются соответственно усыновители и усыновленные.

Условием признания супруга, детей и родителей (усыновителей и усыновленных) в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения является их совместное проживание. При этом не требуется установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Факт совместного проживания лиц может быть подтвержден справками органов власти и учреждений, свидетельскими показаниями.

Следует также отметить, что регистрация по месту жительства может служить доказательством факта совместного проживания наряду с другими доказательствами, однако не является при этом определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица в качестве члена семьи. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14) регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Важным аспектом, на который часто обращают внимание суды в своей практике, является постоянный и длительный характер совместного проживания. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в апелляционном определении от 18.10.2012 по делу N 33-2379/2012 установил, что в иске о признании членами семьи отказано правомерно, так как отсутствуют доказательства подтверждения долгосрочного и постоянного совместного проживания несовершеннолетних с ответчиком. Критерии постоянства и долгосрочности совместного проживания не установлены и оцениваются судами самостоятельно в каждом конкретном случае.

Признание супруга, детей и родителей в качестве членов семьи и условия такого признания являются общими как для членов семьи собственника, так и для членов семьи нанимателя жилого помещения.

Второй категорией лиц, которые могут быть признаны в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения являются другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы.

📌 Реклама Отключить

В пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 содержится конкретизация категории «другие родственники» — это родственники независимо от степени родства, например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие.

Под иждивенцами принято понимать лиц, находящихся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц.

При определении круга лиц, которых следует отнести к нетрудоспособным иждивенцам, необходимо руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении: находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.

📌 Реклама Отключить

Следует также учитывать, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 нетрудоспособные граждане могут состоять на иждивении, как самого собственника (нанимателя), так и членов его семьи.

Обязательными условиями признания иных родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи собственника или нанимателя являются:

1) юридический факт вселения их собственником или нанимателем в жилое помещение,
2) волеизъявление собственника или нанимателя на их вселение в качестве члена своей семьи.

Волеизъявление собственника или нанимателя на вселение лица в качестве члена семьи является определяющим. Это подтверждается имеющейся судебной практикой. В качестве примера можно привести апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 13.12.2012 по делу N 33-14250/12, в котором определено, что в иске о признании членом семьи, признании права на жилую площадь, заключении договора найма отказано правомерно, поскольку установлено, что факт проживания лица в помещении не является достаточным основанием для приобретения права на жилое помещение, для вселения лица в качестве члена семьи необходимо волеизъявление нанимателя, таких доказательств суду не представлено.

📌 Реклама Отключить

На важность определения содержания волеизъявления собственника или нанимателя жилого помещения указывает и Постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14: для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

📌 Реклама Отключить

Дополнительным условием для признания другого родственника или нетрудоспособного иждивенца в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма является факт ведения общего хозяйства.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Указанные условия должны учитываться в совокупности. Такой подход подтверждается имеющейся судебной практикой. Так, Санкт-Петербургский городской суд в определении от 12.03.2013 N 3061 установил, что наличие родства между заявителем и нанимателем жилого помещения при отсутствии доказательств ведения с умершим нанимателем общего хозяйства и проживания единой семьей, а также доказательств волеизъявления последнего на вселение истца в жилое помещение в качестве члена семьи не дает оснований для признания заявителя членом семьи нанимателя, сам по себе факт оказания внуком помощи бабушке (нанимателю) не свидетельствует о совместном проживании граждан и ведении ими общего хозяйства. В качестве другого примера следует привести апелляционное определение Тюменского областного суда от 12.09.2012 по делу N 33-3984/2012, в котором суд установил, что в удовлетворении иска о признании членом семьи нанимателя отказано правомерно, поскольку истцом не представлено доказательств вселения в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, ведения совместного хозяйства и документов, подтверждающих, что истец состоит с нанимателем в родственных отношениях.

📌 Реклама Отключить

Третьей категорией лиц, которые могут быть признаны в качестве членов семьи нанимателя, являются любые иные лица, не относящиеся к двум другим категориям, т.е. не являющиеся супругом, детьми, родителями, другими родственниками или нетрудоспособными иждивенцами. Данную категорию лиц следует рассматривать в качестве исключения, на что прямо указано в статьях 31 и 69 ЖК РФ.

Условием для признания иного лица членом семьи собственника жилого помещения достаточно факта его вселения в жилое помещение в таком качестве и соответствующего волеизъявления собственника.

Признание иного лица членом семьи нанимателя жилого помещения возможно лишь в судебном порядке, в том числе в случае отсутствия спора. При этом судом в любом случае будут учитывать факты вселения в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, ведения общего с нанимателем хозяйства, продолжительность совместного проживания.

📌 Реклама Отключить

Следует отметить, что признание в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения в случае возникновения спора возможно лишь в судебном порядке, внесудебного порядка признания лица в качестве члена семьи собственника или нанимателя действующим законодательством не предусмотрено.

Суды при этом отдельное внимание уделяют внутрисемейным отношениям, отсутствию конфликтов и ссор в семье, руководствуясь мнением Верховного Суда РФ, сформулированным в Постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14, в котором рекомендовано судам иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Например, определением Санкт-Петербургского городского суда от 29.05.2012 N 33-7763/2012 было установлено, что для признания факта возникновения права проживания у лица, не являющегося членом семьи собственника жилого помещения, но вселенного им в этом качестве, недостаточно доказать, что указанное лицо проживало в квартире некоторое время, поскольку для возникновения жилищных прав необходимо, чтобы между ним и собственником сложились семейные отношения, характеризующиеся взаимными уважением и заботой, общими интересами, ведением совместного хозяйства, ответственностью друг перед другом.

📌 Реклама Отключить

Помимо рассмотренных правили и условий признания лиц в качестве членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения, необходимо учитывать обусловленность права на получение социальной поддержки членами семьи правом самого собственника или нанимателя. Так, апелляционным определением Самарского областного суда от 18.10.2012 по делу N 33-9655/2012 установлено, что в удовлетворении исковых требований о признании членами семьи нанимателя жилого помещения отказано, поскольку истцом не представлено суду доказательств, что он имеет право на получение социальной выплаты, встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как имеющий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, кроме того, не представлено тех же доказательств и в отношении лиц, которых он просит признать членами его семьи для включения их в программу на получение субсидии по обеспечению жильем.

📌 Реклама Отключить

Так же следует иметь в виду, что меры социальной поддержки могут быть предусмотрены нормативным правовым актом лишь в отношении некоторых членов семьи, например, только для супруга, детей и родителей. Об этом должно быть прямо указано в нормативном правовом акте, устанавливающем правила применения мер социальной поддержки.

Рассмотренные в статье условия и правила признания лиц в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения могут быть применены не только в случае решения вопроса о праве члена семьи на соответствующую меру социальной поддержки или при расчете ее объема, но и при оформлении прав на жилое помещение, в том числе в случае приватизации, при признании граждан малоимущими и при решении иных вопросов в сфере жилищных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *