Семья пророка мухаммеда

Счастливая семейная жизнь пророка Мухаммада (ﷺ)

Сподвижники пророка спрашивали у матерей правоверных о семейной жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и старались быть похожими на него.

Те, кто не придавал женщинам значения до посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), после религии, принесенной пророком и модели прекрасной нравственности, которой он обучил, пережили большие перемены. Сподвижник Умар (да будет доволен им Аллах), живший в обоих периодах, сказал:

«До того, как мы были удостоены быть мусульманами, в эпохе невежества не придавали никакого значения женщинам, не ценили их. Пришел ислам и мы узнали, что в Книге Аллаха упоминаются женщины, которым выделяется доля в наследстве. Мы узнали, что они имеют некоторые права по отношению к нам». (Бухари, Тафсир, Сура 66)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в прощальной проповеди рассказывая о правах женщин, определил их в качестве аманата. Он рекомендовал использовать силу и превосходные качества мужчины на пути добра по отношению к женщинам. В соответствии с установленными обязанностями пророк сообщил, что мужчина является главой семьи и имеет некоторые преимущества. (Ниса, 34)

Тем не менее, он повелел мужчинам вести себя с достоинством. Посланник Аллаха сказал: «Женщин будет ценить лишь тот, кто обладает честью и достоинством. Однако плохие и мерзкие люди будут относиться к ним плохо». (Ибн Асакир)

Пророк (мир ему) обращал внимание на гигиену

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вследствие своего уважения к Господу и людям уделял большое внимание вопросам гигиены и уходу за собой. Он соблюдал гигиену и чистоту, которые являются очень важными вопросами для семейного счастья. Кода мать правоверных Аишу спрашивали: «Что делал пророк как только заходил домой?», — в ответ на это она говорила: «Он чистил зубы мисваком». (Муслим, Тахарат, 43-44)

Из этого и подобных хадисов видно, что пророк (мир ему) уделял большое значение чистоте зубов, но не только. Так же он держал в чистоте свое тело и одежду и использовал благовония. Стрижку ногтей, укорачивание бороды и усов, удаление нежелательных волос он считал естественно необходимыми и сунной всех пророков. (Бухари, Либас, 63-64) Уход за собой имеет очень важное значение для семейного счастья. Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выдавал замуж свою дочь Фатиму, он рекомендовал ей быть ухоженной и чистой перед своим мужем.

Уделял время на приветствие и общение

Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заходил к себе домой, он непременно приветствовал домашних. Он говорил о том, что приветствие дает благо как самому приветствующему человеку, так и членам семьи. После утреннего и послеполуденного намазов пророк посещал каждую из своих жен по отдельности и спрашивал о ее состоянии. Передаются хадисы о том, как пророк проявлял свою любовь по отношению к своим женщинам.

Членов своей семьи он спрашивал о самочувствии, выслушивал их с улыбкой на лице. В вечерние часы он собирал всех членов своей семьи, чтобы поговорить с ними, (Муслим, Никах, 46, 1464) передается, что на этих беседах пророк приводил поучительные рассказы, а иногда рассказывал анекдоты, вызывающий общий смех.

Пророк не был таким хозяином семьи, по возвращении которого все члены семьи разбегались по углам от страха. Он был искренним и терпимым в семье. Члены семьи рядом с ним чувствовали себя свободно и шутили. Передается от матери правоверных Аишы, что он в один прекрасный день сварила кашу из муки для пророка. Рядом с ней была Савда, пожилая мать правоверных. Аиша предложила кушанье Савде: «Вот пожалуйста, ты тоже ешь». Однако она отказалась. Аиша настояла: «Если не попробуешь, намажу на твое лицо». Савда снова отказалась, и тогда Аиша на самом деле взяла кусок каши и намазала ею лицо собеседницы. В это время наблюдающий за ними пророк рассмеялся и, положив свою руку на Савду, сказал: «Что стоишь? Ты тоже намажь ей лицо». После того как Савда намазала кашей лицо Аиши, пророк тоже посмеялся. (Хайсами, Заваид, 4, 315-316)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был откровенным со своими женами, чтобы еще больше укрепить узы любви. Широко известно его соревнование в беге с Аишей. (Абу Давуд, Адаб 103) Опять же он разрешил матери правоверных на фестивале эфиопов смотреть игры «щита и меча».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) брал своих жен в военные экспедиции. Когда его приглашали на какое-то мероприятие, он говорил, что хочет взять свою жену с собой.

Передается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах): сосед пророка, иранец по происхождению, который очень вкусно варил суп, пригласил однажды посланника Аллаха в гости. Пророк спросил о том, может ли его жена Аиша участвовать в этом мероприятии. Получив в ответ отказ, пророк сообщил, что тоже не придет. Сосед три раза приглашал пророка, но каждый раз пророк отвечал, что придет только с Аишей. После того, как человек сказал «пусть придет и Аиша», пророк пришел вместе с ней. (Муслим, Ашрибе, 19)

За дастарханом не случалось беспокойства

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не желал сидеть один за приготовленным ему дастарханом, а предпочитал сидеть со всей семьей. Так же побуждал своих сподвижников принимать пищу со всеми членами семьи: «Принимайте пищу коллективно, а не разобщено, без сомнения, благодать в коллективной еде» (Ибн Маджа, Ат’има, 17)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в случае, если еда ему была не по душе, отказывался от неё, но не говорил плохо о еде. (Бухари, Ат’има, 21)

Так же он не одобрял, если о еде говорили плохо. «Если еда не нравится, оставь, но не запрещай есть другим», — подчеркивал пророк об уважении к вкусу других. (Абу Давуд, Эдах, 5)

Он был справедливым и понятливым

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был очень справедливым в качестве главы семьи. В то время как большинство его жен были преклонного возраста, Аиша была довольно молодой. Кроме того, из-за его ума, знаний и подобных преимуществ, пророк питал к ней отдельную любовь. Несмотря на это, он заботился, чтобы действовать по справедливости между женами.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поочередно проводил ночь со своими женами, сделав себе принципом оставаться всю ночь у одной жены. Кроме этого, он действовал по справедливости, когда нужно было рассудить между ними.

Однажды, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был рядом с Аишей, мать правоверных Сафия послала пророку блюдо с едой. Аиша под влиянием чувств ревности, уронила сосуд с едой на землю и разбила тарелку.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с чувством досады встал на ноги и начал собирать осколки посуды. Аиша увидев признаки гнева на лице пророка, попыталась порадовать его словами: «Я прибегаю к посланнику Аллаха, чтобы он сегодня не говорил мне плохих слов». Пророк сказал Аише, чтобы она отправила такую же посуду обратно. (Муснад, VI, 227, 178)

Когда один из вас сердится, пусть замолчит!

В семье посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был очень спокойным и терпимым. Он контролировал свою злость и не реагировал быстро. Он хвалил кротость, то есть сокрытие злобы: «Аллах кроткий, любит кротость. Прекрасное, что Он не дал насилию и грубости, Он дал мягкому слову и поведению». (Муслим, Бирр)

Воодушевленные этим, жены пророка иногда имели смелость повышать голос на него. Он не спешил гневаться на них, а продолжал быть спокойным.

Передается со слов Ну’мана бин Башира: «Однажды Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) постучал в дверь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он услышал, как изнутри издается голос Аиши на повышенных тонах по отношению к пророку. Как только он оказался внутри, он поймал свою дочь, чтобы побить ее. Однако посланник Аллаха оказавшись рядом, воспрепятствовал ему это сделать. Абу Бакр в ярости покинул дом».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише: «Ты видела, как я спас тебя. Через несколько дней Абу Бакр вновь посетил пророка и увидев супругов помирившимися, сказал: «Так же как вы впустили меня во время ссоры, впустите и во время мира». Посланник Аллаха ответил: «Впустили, впустили»». (Абу Давуд, Адаб, 92, 4999)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Научите, облегчайте, не способствуйте отягощению. Приносите благую весть, не способствуйте отвращению и ненависти. Когда один из вас рассердится, пусть замолчит! Когда один из вас рассердится, пусть замолчит! Когда один из вас рассердится, пусть замолчит!» (Ахмад бин Ханбал, Муснад, том 1)

Помогал своим женам

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ждал службы от своей семьи, а делал все сам. Мать правоверных Аиша сказала: «Он делал дома то же, что и другие члены семьи. Он заштопывал свою одежду, ремонтировал обувь, доил овец, все делал сам». (Муснад VI, 49,241,256, 260)

Тем не менее, матери правоверных видели честь в службе пророку (мир ему). Но не только они, а жены сподвижников пророка тоже помогали своим мужьям, делая домашние дела. Сообщается, что даже у дочери пророка достопочтенной Фатимы ладони были в мозолях от использования ручной мельницы. Передается, что она таскала воду и подметала дом. (Абу Давуд, Адаб, 101)

Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не упрекал своих жен, что они недостаточно служили ему.

В случае возникновении спора…

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), с одной стороны выполняя великую и сложную миссию, с другой стороны показывал примерное поведение во всех жизненных ситуациях. Когда возникали споры с его женами, самой большой его реакцией, которую он мог показать, было отчуждение от жен на целый месяц. В этом событии, которое стало причиной ниспослания суры «Тахрим», матери правоверных, договорившись между собой, выступили против пророка, тем самым огорчив его. Конечно, они тоже люди и могли совершать ошибки, чтобы стать для нас примером, какими должны быть наши действия в подобных ситуациях.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на месяц отдалился от своей семьи и оставался в находящейся по соседству мастерской по обработке кожи. Его жены побоялись, что он бросит их и сожалели о содеянном. Пророк (мир ему и благословение) простил их.

У посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был мягкий характер, но в то же время он был принципиальным человеком. Он не был из тех, кто оставлял решение жизненных вопросов своим женам. Например пророку (мир ему) больше нравилась простая жизнь. Даже когда в его руки переходили большие трофеи, он тратил их на пути служения исламу, для семьи же тратил в мере, достаточной для существования. Таким образом, он хотел, чтобы они своей простой жизнью были образцом для подражания для мусульман. Однажды жены пророка попытались восстать против этой ситуации. Посланник Аллаха же сообщил, что не собирается менять свой образ жизни. В последствии Всевышний Аллах повелел Своему пророку рассказать женам следующее:

«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». (сура Ахзаб, 28-29)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как только был ниспослан этот аят, первым делом прочитал его Аише, затем посоветовал ей: «Посоветуйся с родителями прежде, чем принять решение». Но Аиша ответила сразу:

«О тебе я буду советоваться со своими родителями? Нет, я предпочитаю Аллаха и Его посланника. И хочу, чтобы ты никому из своих жен не говорил о моем выборе».

Касательно этого вопроса пророк сказал: «Воистину, Аллах не послал меня как принуждающего и создающего трудное положение, а послал как учителя и избавителя от трудностей. Кто из моих жен скажет о своем предпочтении, я незамедлительно дам им это».

После этого жены посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проявили терпение в своем положении и впредь не затрагивали данную тему. Таким образом, пророк (мир ему и благословение) наравне со своим мягким характером, показал, что является довольно принципиальным.

Родные и близкие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах, затем Абдульмутталиб, Хашим, Абдуманаф, Кусайю, Килаб, Муррат, Каабу, Луайю, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Муаадди, Аднан.

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Братья отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис, Кусам, Зубайр, Хамзат, Аббас, Абу Талиб, Абу Лахаб, Абдуль Кааба, Хаджл, Зирар, Гайдак. Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас.

Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:

Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.

Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)

Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.

Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).

Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.

Жёны Пророка (мир ему и благословение)

Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.

Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!

Рождение, детство, юность

Праздновать день рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.) начали через 300 лет после установления ислама. Возможно из-за давности времен, точная дата значимого события неизвестна. Предположительно это произошло в 570 или 571 году по христианскому стилю летоисчисления. В 2018 году дата выпадает на 20 ноября, в каждом последующем смещается на 11 дней назад.

Начиналось все так. На 12 день месяца раби-уль-авваль в Мекке на свет появился необычный мальчик. Младенец мог держать головку, опираться на ручки, был обрезанным. Отец умер до его рождения, матери во сне явился ангел и сообщил, что она носит под сердцем особое дитя.

В 2 года ребенок был отдан на воспитание бедуинской женщине Халиме, в 6 лет, после кончины матери Амины, полностью осиротел. Опекуном стал дед – глава клана хашимитов Абдуль Муталиб. После его смерти воспитанием мальчика занимался дядя Абу Талиб, обучивший племянника торговле.

Сиротская доля заставляла много работать, но уже с подросткового возраста Мухаммад (с.а.в.) интересовался мирозданием. Также он преуспел в торговле, водил караваны, имел безупречную репутацию.

Определенный приказчиком в дом богатого человека Хувайлида, в возрасте 25 лет женился на его дочери. Хадиджа (р.а.) была дважды вдовой, старше своего избранника на 15 лет, и сама предложила заключить брак, который оказался удачным.

Становление на жизненном пути

Женившись, Мухаммад (с.а.в.) стал вести более размеренный образ жизни. Он часто уединялся на горе Хира, пустынном холме неподалеку от Мекки, молился, размышлял, получал откровения свыше. Главным озарением было то, что никакой рукотворный идол не может заменить единственного Бога – Аллаха.

В 40 лет волею Всевышнего определилась жизненная миссия будущего Пророка. Во время молитв в ночь Предопределения Ляйлат-аль-Кадр к нему был направлен ангел Джабраил (а.с.), который повелел: «Читай!».

Будучи неграмотным, Мухаммад (с.а.в.) не смог выполнить волю Божьего посланника. Тогда Джабраил (а.с.) вслух произнес первые пять аятов 96 суры Корана. С этого началось ниспослание Священной Книги, которое продолжалось в течение 23 лет, до самой смерти Пророка.

Встреча с ангелом полностью изменила жизнь Мухаммада (с.а.в.). Он начал читать проповеди, обращать людей в ислам, призывать к праведной жизни, почитанию Аллаха, избавлению от многобожия и идолопоклонничества.

Правители Мекки увидели в этом угрозу власти, ополчились на последователей новой религии, всячески унижали и притесняли их. Мухаммад (с.а.в.) со сподвижниками вынужден был переселиться в Медину, где исламская община окрепла и обрела статус мировой религии.

Особенности празднования

В день рождения Пророка традиционными мероприятиями считаются Мавлиды. На коллективных собраниях принято читать стихи религиозного содержания, а также повествующие о жизни и особой миссии Посланника Аллаха.

В мечетях проводятся проповеди. При невозможности их посетить, приветствуются домашние собрания, чтение Корана, молитвы. Повсеместно раздается милостыня, оказывается помощь больным, слабым, обездоленным, вершатся любые богоугодные дела.

Принято приглашать гостей, посещать и одаривать родных, близких, соседей, вести благочестивые беседы, любым способом выражать радость, возносить восхваление Аллаху.

При жизни Пророка совершалось все, что включает в себя Мавлид, позже появилось лишь название, обобщающее желательные действия. Отсутствие термина в хадисах порождает небольшие разногласия. Но благодарность в сердцах людей при упоминании имени и жизненного пути Посланника Аллаха не может быть греховной.

Радость по поводу рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.) означает высшее проявление любви к Богу, исламу и почитание своей религии.

Поделитесь с друзьями: Подпишитесь на новые статьи

Подписываясь, даю согласие на обработку персональных данных.

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе — смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду — 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году — и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман — Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли — культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы — дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в сентябре месяце 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) — Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами — врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы — пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) — главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» — это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават — ми. ч. от газва — набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку — в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В июне месяце 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Жёны пророка Мухаммеда

Мухаммад ибн Абдуллах
ибн Абд аль-Мутталиб

8 июня 632 года (61 год)

нет

нет

Касим, Абдуллах, Ибрахим

Зайнаб, Рукаййа,
Умм Кульсум, Фатима

Рождение

Путешествие в Сирию

Поездка в Бусру

Начало пророчества

Жизнь в Медине

начало войны против курайшитов

женитьба на Аише

женитьба на Хафсе и
Зайнаб бинт Хузайма

женитьба на Умму Салама

женитьба на Джувейрие
и Зайнаб бинт Джахш

женитьба на Сафие,
Умм Хабибе и Маймуне
Байа Ридван
Худайбийский договор

прощальное паломничество
смерть

Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир

1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука

Гатафан · Бахран

Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд

2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва
Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян

Б. Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак
3-я Кура · Датуль-Рика · Бану Бакра

Мекка · Хунейн · Аутас · Таиф · Табук

Мухаммед
Мухаммад — (محمد)
Биографические данные Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Похоронен Национальность
Семья Отец Мать Братья Сёстры Супруги Сыновья Дочери Потомки
Имена и титулы

Полное имя

Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Титулы

Биография

Жизнь в Мекке

571 583 585 595 610 619 621 622 623 624 625 626 627 628 632
623 624 625 626 627 628 630
См. также

Коран — Сунна — Хадисы — Сира
Мавлид — Салават — Мечеть — Нур
Сахаба — Джахилия — Зульфикар
Хиджра в Эфиопию

Жёны пророка Мухаммеда или матери правоверных (араб. أمهات المؤمنين‎) — женщины, вышедшие замуж за пророка Мухаммеда. Известный историк Аль-Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк, Йакуби, пишет, что Мухаммед имел 21 или 23 жены. Йакуби отмечает, что Мухаммед вступил в физические отношения только с 13 жёнами, а остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо он развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам», а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа. (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших Мухаммеда (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён. Все жены, кроме Аиши, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Энциклопедичный YouTube

Амина, мать Пророка Мухаммада (мир ему)

Мать Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Она была дочерью Вахба бин Абдуманафа из рода Бани Зухра племени Курайш. Она родилась в Медине. Отец ее Вахб был правителем своего рода. Его дочь получила отличное воспитание. Амина по красоте и воспитанию не имела себе равных среди курайшитов. Она превосходила всех девушек племени Курайш и благородством происхождения.

Ее родословная и родословная ее мужа Абдуллаха восходят к одним общим предкам. Когда Амине исполнилось четырнадцать лет, ее отдали замуж за самого родовитого из юношей племени Курайш, Абдуллаха бин Абдульмутталиба. Этот брак оказался очень счастливым и гармоничным. Но был он недолгим. Спустя некоторое время, Абдуллах, возвращаясь из Шама (город в Сирии) с торговыми делами, умер в Медине в возрасте двадцати пяти лет243. Смерть мужа явилась крушением мира молодой женщины. Единственным ее успокоением теперь оставался сирота, сын Абдуллаха, которого она носила под сердцем. Этим сиротой был последний пророк Аллаха, посланный как милость всем мирам, – Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Наступило время рождения солнца обоих миров. 20 апреля 571 года, который пришелся на 12-й день месяца Раби’уль-Авваль, в понедельник утром весь мир заполнился светом. Рождение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) очень обрадовало Амину. Прижимая младенца к своей груди, она пыталась забыть о пережитом горе.

При рождении Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) его мать Амина не чувствовала ни боли, ни дискомфорта. Будто ее благословляли праведная Асия, жена фараона, и пречистая Марьям, мать Исы, и помогали все небесные ангелы. Во сне ей пришло повеление назвать ребенка Мухаммадом. Мать будущего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Амина так рассказывала о его рождении: «Когда пришло время рожать, я услышала громкий голос. Меня начало трясти. Потом я увидела белую птицу, она подлетела ко мне и провела по мне крылом. После этого страх и дрожь прошли. Мне сильно хотелось пить. Я вся горела. Я увидела рядом сосуд с белым, как молоко, шербетом (напиток). Мне дали этот шербет, и я выпила его. Он был слаще меда и прохладный. Как только я выпила, жажда сразу же исчезла. Потом я увидела свет, весь мой дом осветило так, что я не видела ничего другого, кроме света. Тогда я увидела много женщин. Все они были высокими, а лица их светились подобно солнцу. Окружив меня, они прислуживали мне… Затем с моих глаз была приподнята завеса. Я увидела всю землю с востока до запада. Я видела три знамени. Одно из них развевалось на востоке, другое на западе, а третье над Каабой. Вокруг собралось множество ангелов. И как только Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) появился на свет, он сделал сажда (земной поклон) и поднял указательный палец».

Тетя Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Сафия рассказывала о его рождении так: «При рождении Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) весь мир залило светом. Как он появился, сразу сделал сажда. И, подняв голову, ясно произнес: «Нет Божества кроме Аллаха, я Посланник Аллаха». Когда я захотела вымыть его, мне было сказано: «Мы послали его помытым». Он появился уже с обрезанными пуповиной и крайней плотью. Когда я пожелала запеленать его, то увидела на его спине родимое пятно. А на нем была видна надпись: «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха!» Сразу же после рождения, совершая сажда, он что-то говорил шепотом. Когда же я поднесла ухо, чтобы расслышать что он говорит, то услышала: «Община моя, моя умма!». Амина больше не выходила замуж. Когда ей было 20 лет, возвращаясь после посещения могилы Абдуллаха, она умирает в местечке Абва, что на пути между Мединой и Меккой. Там же она была и похоронена. Поэт прекрасно передает это в стихах:

«О, та, что покоится в месте Абва,

Самая прекрасная из всех на свете,

Расцвела в твоем саду роза…»

Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) тогда было всего шесть лет. В последние мгновения своей жизни, прижав свое дитя к груди, Амина сказала: «Каждый живой умирает, все новое стареет, все старое уходит, также и я умру однажды. Но имя родившей такое чистое и благое дитя никогда не умрет…» Сказав это, она закрыла глаза для этого бренного мира. Теперь уже оставшись и без матери, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся в Мекку со служанкой Умму Айман, сопровождавшей их в поездке. И в этих сплетениях судьбы таилось много мудрости. Мальчика взял под опеку его дед, а затем ― его дядя.

Отец и мать Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) следовали религии Ибрахима (алейхиссалям). Они были верующими. Ученые Ислама говорят, что его родители были воскрешены, чтобы услышать и подтвердить слово единобожия, и таким образом вошли в умму Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Амина, мать Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), занимает в истории Ислама особое место. Она удостоилась такой чести, какой не удостаивалась ни одна другая женщина, а именно, родить на свет последнего Пророка Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), посланного как милость для всех миров. Пусть Всевышний Аллах благословит каждую женщину, рождающую ребенка!

Коллектив авторов — Жизнь Пророка Мухаммада

12 3 4 5

Коллектив авторов

Жизнь Пророка Мухаммада

© ООО «Садра», 2016

Вступление

Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла из себя жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия – безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склепы, в которых существа под названием «люди», копошась, проводили свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой.

Войны и междоусобицы были привычным явлением в общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители были торговцами и ростовщиками, скупавшими человеческие души за дирхемы и динары.

Племенной образ жизни и скотоводство, сопряжённые с жестоким гнётом обездоленных, были неотъемлемой частью общественного строя Аравии. Духовный кризис, возникший в Аравии, был только частью того мирового духовного кризиса, одним из свидетельств которого было усиление гнёта, разрушившего спокойствие и социальный порядок в обществе.

Группа богачей и ростовщиков, занимавшаяся в Мекке торговлей, приобретала незаконными путями огромные состояния, эксплуатируя низшие слои общества. Ростовщичество и жёсткая эксплуатация способствовали лишь увеличению противоречий и усиливали духовное обнищание населения.

Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм.

Неблагопристойные обычаи и сам уклад жизни уничтожали величие целой нации. Развращённость арабов до Исламского периода привела к ситуации, о которой в истории говорится: «Её плодами были нравственное разложение и преступность, пищей – мертвечина, лозунгом – страх, логикой – меч…»

Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Иначе говоря, в эпоху первоначального невежества (джахилийа) хорошо известный XX веку национализм был культом доисламской Аравии. Каждое племя гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием.

Набеги, грабежи, варварство, гнёт, агрессия, вероломство характеризовали приоритеты арабов того времени. Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!..

Дочь в семье означала позор, и нередко унизительная крайняя бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу-язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же зарыть живьём в землю и «тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой наличие даже одной девочки в семье считалось предосудительным».

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что арабский народ проживал в глубокой трясине разврата и духовного упадка. Арабы превратились в свирепых людей и разбойников. Они, как и многие другие народы мира, следовали суевериям, выдуманным легендам, служившим основой их «религии».

Совершенно очевидно, что основательное преобразование подобного общества было необходимо. Но этим движением возрождения должен был руководить божественный человек, направляемый самим Всевышним, поскольку только в таком случае можно было избежать совершения ошибок и просчётов. На пути к достижению благоустройства общества такой человек не будет руководствоваться корыстолюбием. Уничтожая своих личных противников, он не будет преследовать свои интересы, делая это под видом «фильтрации» непокорных ему элементов. Напротив, такой человек будет пытаться изменить этих людей в лучшую сторону. Он будет идти по пути Аллаха и работать во благо народа. Ибо ясно одно: вождь, лишённый моральных и нравственных качеств, не в состоянии исправить общество и привести его к спасению. Это дано сделать исключительно божественным предводителям. Именно с помощью вдохновения свыше они способны глубоко и всесторонне преобразовать индивидуальные и социальные аспекты жизни человека.

А теперь настало время посмотреть на нового мирового предводителя, на его личность и изменения, которые он принёс с собой…

Рождение и детство его светлости Мухаммада (С)

Мекка была погружена в темноту и тяжёлое оцепенение ночи. Не было ни следов жизни, ни проявления какой-либо деятельности. Лишь высоко в небе луна медленно всходила из-за гор, проливая свой неяркий свет на простенькие домишки среди песков.

После полуночи упоительный ветерок охватил горячие земли Хиджаза, подготавливая их для недолгого отдыха. В то же время звёзды присоединились к этому бесхитростному торжеству ночи, придавая ему блеск, великолепие и скромное оживление. Они смотрели вниз и улыбались спящим жителям Мекки.

Едва забрезжил рассвет, как в том райском воздухе послышалось пение пробуждающихся рано утром птиц, будто изливающих свою душу.

Наступило утро, но до сих пор в городе царило неясное молчание. Все были погружены в сон, и лишь Амина не спала. Она ощутила боль, которую ждала… Понемногу боль усиливалась… Неожиданно она заметила в своей комнате несколько незнакомых и лучезарных женщин, от которых исходило благоухание. Роженица была поражена. Кто они? Как вошли в закрытые двери?!.

Прошло немного времени, и на свет появился дорогой сердцу Амины младенец. После долгих месяцев ожидания ранним утром семнадцатого рабби’аль-аввала её глаза осветились чудом – рождением ребёнка.

Все были рады появлению маленького Мухаммада (C). Но в то же время, как младенец озарил одинокую опочивальню Амины, рядом с ней не было её молодого супруга Абдуллы. Ибо так сложилась судьба, что, возвращаясь из поездки в Сирию, он умер в Медине и был похоронен там, покинув Амину навсегда.

Мухаммад (С) – необыкновенный младенец

Рождение Пророка Мухаммада (C) сопровождалось рядом необычных явлений, которые наблюдались в небе и на земле. В частности, они были обнаружены на Востоке, считавшемся в то время колыбелью цивилизации.

Поскольку этот младенец родился, чтобы спасти народы от разврата, духовного упадка и разложения и заложить новый фундамент во благо прогресса и процветания человечества, уже в момент появления на свет Мухаммада (C) в мире произошли события, побуждающие человека очнуться от сна невежества и забвения.

Исполненный величия дворец Ануширвана являлся в глазах людей символом вечного могущества и власти. Но в ту ночь замок содрогнулся, и четырнадцать зубцов его стены рухнули. Неожиданно погас огонь в зороастрийском храме Фарса, пламя которого горело вот уже тысячу лет…

Халима – кормилица Мухаммада (С)

В старину среди арабов был распространён обычай отдавать новорождённых детей на воспитание кормилице, проживающей в окрестностях города, поскольку ребёнок в этом случае не только растет на чистом и свежем воздухе пустыни, но также изучает лучший, подлинный арабский диалект, который можно было обнаружить только на пустынных просторах Аравии.

Итак, следуя этому старинному обычаю и ввиду того, что у Амины не было молока, Абд аль-Муталлиб, дед и поручитель Мухаммада (C), намеревается нанять для своего любимого внука (единственное напоминание о сыне Абдулле) почтенную и надёжную женщину, которая заботилась бы о нём. После предварительных поисков в качестве кормилицы он выбирает Халиму из племени Бани Са’д, которое славилось среди арабов своей доблестью и красноречием. Халима являлась одной из самых целомудренных и благородных женщин своего времени. Она вернулась с Мухаммадом (C) в родное племя и заботилась о нём, как о своём собственном ребёнке.

Надо заметить, что люди племени Бани Са’д долгое время переживали засуху. Засушливые пустынные просторы и лишённое влаги небо были причиной обострения их печального, бедственного положения. Но с того дня, как Мухаммад (C) пришёл в дом Халимы, благодать снизошла на неё: жизнь, протекавшая в нищете, теперь стала налаживаться, и бледные лица женщины и её детей приобрели свежесть, грудь Халимы, в которой было мало молока, наполнилась. Пастбища тех краёв, где обычно паслись стада овец и верблюдов, покрылись зеленью. А ведь до Мухаммада (C) это племя переживало тяжёлые времена!

В сравнении с другими детьми Мухаммад (C) рос быстрее, был проворнее всех в беге, а также хорошо говорил. Счастье и благополучие сопутствовали ему, что сразу понимали окружающие его люди. Харис, муж Халимы, даже сказал однажды ей: «Знаешь ли ты, что за благословенный ребёнок дан нам судьбой?..»

Мухаммад (С) в водовороте событий

Когда Мухаммаду (C) исполнилось шесть лет, его мать Амина, забрав его с собой, покидает Мекку и направляется в Медину, дабы повидать родственников. Существует также версия, что она поехала посетить могилу своего супруга Абдуллы. Но ей не суждено было вернуться. Амина умерла на обратном пути и была погребена в местечке под названием Абва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *