Серафимович монастырь Волгоградская

Чем впечатляет: Двухэтажный Казанский храм впечатляет своим величием и размерами. Но в Долгопрудном его построили совсем недавно. Не прошло и десяти лет. При этом окружили церковь более древние храмы: церковь Георгия Победоносца в стиле северного деревянного зодчества, часовня в псевдорусском стиле и храм святой Троицы. Огромный двухэтажный шатровый Казанский храм в Тарбееве прекрасно виден всем, въезжающим в Долгопрудный по Лихачевскому шоссе. Но здесь находится не один храм, а целых четыре! При этом самая большая церковь среди них — наиболее юная.
Самый древний храм комплекса — деревянная церковь Георгия Победоносца. Ее построили в 1774 году по прошению князя Долгорукова. Но впервые храм святого Георгия упоминается в XVI веке. Село тогда называлось Гнилуши и принадлежало окольничему князю Петру Ивановичу Татеву. А название Тарбеево появилось лишь в 1723 году.
Менялись времена, хозяева, жизнь в селе, но стояла Георгиевская церковь, построенная по традиционному типу клетского храма из дуба и мореной сосны без единого гвоздя. Стены ее снаружи были украшены тонкой резьбой, а окна — тесовыми наличниками. Отапливался храм русской печью.
А рядом стояла небольшая звонница, построенная в XX веке. Сейчас на ее месте новая с часовней Георгия Победоносца.
В 1930-х годах в Тарбеево появился лагерь заключенных, строивших канал имени Москвы. Храм, конечно, закрыли, но уже в 1946 году он был возвращен верующим. В 1961 году храм был закрыт вновь. И хотя Георгиевскую церковь взяли под охрану как памятник деревянного зодчества, это не спасло ее от разрушения: крыша прохудилась, пол и стены прогнили, иконы и церковная утварь бесследно пропали.
А в 1988 году храм был освящен вновь, и сейчас он восстановлен. Тогда же силами протоиерея Владимира Симакова началось строительство дома причта с храмом Святой Троицы по проекту В.В. Овчинниковой.
В 1997 году отец Владимир задумал строительство грандиозного Казанского храма в Долгопрудном. По его замыслу церковь высотой 50 метров должны были увенчать 33 купола по числу лет земной жизни Христа. В разработке проекта принял участие архитектор Валентин Иванович Ненароков. В 2008 году храм был освящен.
Сейчас при храме действуют Воскресная школа и благотворительная столовая.

Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:

Сайт Казанского храма в Тарбеево
Что есть что в церкви

26 октября 2014 года по инициативе администрации церковноприходской школы «Источник» при храме Михаила Архангела города Суровикино состоялась паломническая поездка в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Основание монастыря относится к первой половине XVII века. По одним сведениям, монастырь был основан в 1638 году, по другим — в 1652 году. Расположен он был вблизи устья реки Медведицы и назывался «Межигорская пустынь» по имени Межигорского монастыря, расположенного в Киеве.

Основание монастыря, как сообщают исторические документы, было произведено по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. Обитель была мужской и находилась под покровительством Войска Донского.

В 1652 году монастырь перенесли с левого берега Дона на правый, расположив напротив станицы Усть-Медведицкая, которая в ту пору все еще оставалась на левом берегу.

Строительство монастыря на новом месте закончилось в 1665 г. Монастырь не был велик. Братии насчитывалось всего четырнадцать человек. По заведенному тогда порядку обитель была обнесена рвом и насыпью для защиты от набегов. Однако такие укрепления не спасли монастырь от природных сил. На Пасху 1752 года площадка, на которой располагались храм и другие строения, оказалась размытой разлившимися водами реки Дон, после чего монастырь вновь был перенесен в безопасное место подальше от берега, примерно в полукилометре от прежнего, где находится и по сей день.

В 1785 году, по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского, Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В этом статусе монастырь просуществовал до 1927 года, когда был закрыт безбожными властями.

На месте монастыря в разное время располагались детская колония, электростанция, склады, пионерский лагерь.

Восстановление его (как мужского) началось в 1992 году. Были проведены восстановительные работы первой необходимости, обустраивалась территория, начались службы в храме.

В августе 2001 года монастырь снова был преобразован в женский.

В сентябре 2012 года произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери, а в 2014 году — освящен вновь построенный храм в честь Преображения Господня.

Более подробно об истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря можно прочитать пройдя по ссылке на сайт Волгоград православный.

В путешествие приглашались ученики церковноприходской школы и их родители. Но присоединиться к паломнической поездке мог любой желающий. Всего в Серафимович отправилось более пятидесяти человек.

Выезд был назначен на раннее утро с таким расчетом, чтобы успеть к началу Божественной литургии.

До Серафимовича добрались без приключений, и к назначенному часу автобусы с суровикинскими паломниками подъехали к воротам монастыря.

У ворот монастыря

Оказалось, что в связи с переходом на зимнее время, произведенным накануне в ночь, до начала Литургии оставался еще целый час. Неожиданным подарком каждый воспользовался по-своему. Кто-то смог пообщаться со священником,

кто-то решил зайти в монастырскую лавку с богатым выбором книг, икон, ювелирных изделий, сувениров…

В монастырской лавке

… а кто-то просто прогулялся по территории, осматривая храмы и окружающий ландшафт в мягком утреннем свете.

Утренний мороз

К началу Литургии все собрались в храме Казанской иконы Божией Матери. Красивое убранство храма и нежное пение монахинь настраивали душу на разговор с Богом.

Многие из приехавших суровикинцев заранее готовились к Исповеди и Причастию, соблюдая пост и читая молитвы. А паломники младенческого возраста (до 7 лет) были допущены к Евхаристии как всегда — без особых приготовлений.

После Богослужения всех пригласили в монастырскую трапезную, где накормили нехитрым, но сытным обедом.

В трапезной

После обеда монастырские сестры специально для нашей группы провели экскурсию по обители.

храм Арсения Великого

Экскурсия началась с нижнего храма в честь Арсения Великого. Паломники услышали об истории монастыря и его насельников.

В Казанском храме

Алтарь в Казанском храме

В верхнем, Казанском, храме на мраморных колоннах видны надписи, сделанные вандалами в период, когда он находился в состоянии запустения. Надписи эти оставлены специально: для памяти и назидания.

Следы разрухи

В Казанском храме

Спустились паломники и в монастырские пещеры, где находится одна из святынь монастыря — камень с отпечатками ладоней и колен Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

К сожалению, фотографировать в пещерах запрещено, поэтому посмотреть фото пещер и Богородичный камень (он же — «монашкин камень») предлагаем на другом сайте по указанным ссылкам.

Завершилась экскурсия в храме в честь Преображения Господня. После длительного строительства храм был освящен лишь в сентябре 2014 года. Деревянный, увенчанный тридцатью тремя золотыми маковками, он стал узнаваемым символом Усть-Медведицкого монастыря.

Золотые купола

Сейчас изображения этого храма часто можно увидеть на календарях, открытках или сувенирах.

Экскурсия в Преображенском храме

Паникадило Преображенского храма

Некоторые росписи храма всё еще не закончены.

Росписи в Преображенском храме

Алтарь Преображенского храма

После экскурсии оставалось еще немного времени, чтобы прогуляться по территории обители, полюбоваться благолепием наших святынь, посидеть на скамеечках…

Звонница

Однако, спустя час, разместившись в автобусах, паломники отправились домой, в Суровикино…

Н.Павленко

Посетителей (6310)

В Волгоградской области, на берегу Дона, стоит Усть –Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.
Время его возведения (1652 год) связано с благословлением Патриарха Московского и всея России Иоакима.
Монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в эти места : одни помолится, другие – увидеть своими глазами чудесный камень Пресвятой Богородицы.

Камень Пресвятой Богородицы

Серафимовичский женский монастырь находится на берегу Дона, но, я думаю, не только поэтому его называют жемчужиной Донского края – в первую очередь это историческое и святое место, а может еще из-за внешнего вида главного храма монастыря – его стены в наши дни белоснежные.
Серафимовичский — это его народное название, историческое же название — Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Почему в народе его называют Серафимовичским?
Все очень просто – он находится на территории г. Серафимовича Волгоградской области в 260 км от Волгограда. Но городом с таким названием он стал в 1933 году и назван в честь писателя Александра Серафимовича, который здесь жил. Ранее, с 1589 года, это была Усть-Медведицкая казачья станица войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Вид сверху.
Сам монастырь был основан в 1652 году и был он мужским. Изначально он располагался на левом берегу Дона и, несмотря на то, что это было подтопляемое место из-за весенних разливов, он просуществовал на этом месте почти сто лет. Но вода сделала своё дело и однажды, во время сильного разлива, разрушился деревянный храм монастыря. Это произошло во время утренней молитвы, но, к счастью, никто из братьев не пострадал.

И тогда было принято решение перенести монастырь на правый высокий берег Дона, на этом месте монастырь находится и по сей день. Был построен новый храм Преображения Господня, сначала деревянный, позже его разобрали и построили каменный.
К концу 18 века на земле войска Донского существовало уже 3 мужских монастыря. Но потребность в монастырской жизни была и у донских женщин. Выразительницей этого желания была вдова Мария Абрамовна Карпова, которая имела влияние в высших кругах общества и, по её ходатайству, донские атаманы просили Священный Синод о преобразовании Усть-Медведицкого монастыря в женский. В 1775 году это преобразование произошло.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
ИГУМЕНЬЯ МОНАСТЫРЯ — МАТУШКА АРСЕНИЯ
Монастырь стал знаменит и достиг наивысшего расцвета — материального и духовного – при пятой игуменьи монастыря матушки Арсении.
Родилась Анна (в будущем — сестра Арсения) 3 июля 1833 г. в Себрове Усть-Медведицкого округа в богатой и знаменитой семье. Род Себряковых старейший в области.
Её светлое будущее предсказали, когда ей было 3 года. Как только ей исполнилось 16 лет, она, отказавшись от замужества, пришла в монастырь и стала сестрой Арсенией. В миру она носила имя Анна Михайловна Себрякова. Она происходила из знатного рода, ее отец знаменитый генерал Михаил Васильевич Себряков был влиятельным человеком в войске Донском.
Игуменья Арсения.
У Анны было блестящее образование, она была изящна, красива, вела строгую, подвижническую жизнь, не гнушалась любой работы и вызывала у простодушных монахинь благоговейное чувство, она казалась им Ангелом Божиим. Она прошла путь от простой послушницы до игуменьи – в 31 год в 1864 году по просьбе сестер Арсения возглавила монастырь и была его настоятельницей 41 год. В 1905 году она умерла, ей было 72 года.
За годы её руководства монастырь из обители с одним храмом и убогими деревянными кельями превратился в настоящий город.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Усть-Медведицком монастыре. 1874-1885 гг.
Архивное фото монастыря
Вместо тесных и ветхих келий были построены двухэтажные корпуса для сестер и священнослужителей, гостиница для паломников, много хозяйственных построек. Первым делом она открыла школу, что бы обучать грамоте девочек из ближайших деревень и безграмотных монахинь. Позже была организована духовная библиотека, и открыто бесплатное женское училище, в котором получали четырехклассное образование девочки разных сословий.
При матушке Арсении были организованы рукодельные мастерские – швейная, стегальная, иконописная, причем матушка Арсения сама писала иконы. Одна из икон — «Плащаница Спасителя» — сохранилась до наших дней и находится в монастыре.
Преподобная Арсения
Монастырь со временем становился довольно посещаемым местом и, хотя на территории монастыря было уже два храма — храм Преображения Господня и храм Петра и Павла, но этого было недостаточно. И в 1874 году матушка Арсения получила благословение архиепископа на строительство Казанского собора.
Строить его решили на месте храма Петра и Павла, он был разобран и должен был совершиться молебен. Сколько людей прибыло на освящение места можно судить по тому факту, что из ямы, вырытой для пожертвований на строительство храма, деньги ведрами носили в дом игуменьи.
Казанский храм в форме креста строился по проекту известного архитектора И.И. Горностаева. Но что интересно, ещё в отрочестве матушка Арсения видела этот храм. У неё было чудное видение – она увидела величественный храм, на стенах которого золотыми буквами были написаны женские имена, было там и ее имя. И вдруг она услышала голос, который ей сказал, что она построит храм и что это имена ее сподвижниц.
Строился храм 11 лет и это были не простые годы. С самого начала матушке Арсении пришлось самой руководить работами, потому что в год, когда был заложен первый камень, умер архитектор проекта. Было много трудностей и очень часто не хватало средств, но строительство шло и порой деньги каким-то чудесным образом появлялись. Так было с колоннами – их привезли из Италии и они путешествовали по России почти два года, прежде чем она попали в монастырь. На то время, каждая колонна оценивалась около 180 рублей серебром, это были не малые деньги. По сей день так и не известно имя человека, кто сделал такое пожертвование. Благодаря этим колоннам храм выстоял среди всех советских перипетий и даже выдержал взрыв.
Пещера, выкопанная Игуменей Арсенией и помощницами
И наконец, в 1885 году Собор в честь Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкой и Спасо-Преображенской обители был построен. На его освящение за две недели прибывали люди и палаточными городками располагались вокруг обители. Всего на освящении храма присутствовало более 15 тысяч человек, один только хор состоял из 500 человек.
Но это были не все великие дела матушки Арсении.
В 1874 г. еще не окончив строительство Казанского храма, Арсения решила, в тайне от всех, устроить под ним ещё один храм — пещерный.
По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает… пещеры. Руками!
Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.
В общей сложности на обустройство пещер ушло 13 лет. Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Пещеры игуменьи Арсении представляли собой круг, образующийся из двух узких ходов. Матушка назвала их — «Крестный путь Спасителя» и «Страстной путь Божией Матери». Она хотела создать под землей пещерный храм, но не успела.
Подземные ходы соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки. По пути хода имеются ответвления на небольшие кельи для молитвенного уединения.
Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.
В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.
Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был полностью вырыт Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.
Вход в пещеру и к камню Богородицы.
Следует сказать, что древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области не мало. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.
И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада…
А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров полностью вырублен в твёрдых меловых скалах.
По легенде, в одной из пещер до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ Каменнобродского монастыря, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.
Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией.
Туристам и паломникам открыт доступ только в одну келью, где находится чудотворная святыня обители — святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень или камень Арсении. Камень представляет собой прямоугольную глыбу, на которой отпечатались женские ладони и колени.
КАМЕНЬ БОГОРОДИЦЫ
Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи.
Чудотворный ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Иногда он влажный, словно на нём выступает роса.
Камень Пресвятой Богородицы
Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.
Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Так, тридцатитрёхлетняя паломница Ирина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Два года назад Ирина побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его.
И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала поблагодарить Пресвятую Богородицу за дарованного ребенка.
Когда распространился слух об исцелениях, происходящих от камня, к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.
Монашки неоднократно пытались вынести камень на поверхность.
Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.
Есть две версии появления камня со следами на нем.
Камень Пресвятой Богородицы
По одной, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился.
По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.
Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. В 70-е годы советские ученые, чтобы «разоблачить святыню», проводили ультразвуковые исследования камня. Результаты оказались неожиданными. Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких камней больше нет. Может, действительно с Неба прилетел?
МОНАСТЫРЬ В ХХ ВЕКЕ И В НАШИ ДНИ
В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение монастыря второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер.
В Советское время, в 1927 году, монастырь был закрыт. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, были закрыты в 1929 г.решением президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета.
Монахинь вместе с игуменьей Святославой сослали по этапу, на территории монастыря была устроена детская колония для беспризорников. Позже в самом Казанском храме была устроена электростанция и только благодаря этому, храм не был разрушен и дожил до наших дней.До какого года там располагалась детская колония неизвестно, но за все время существования Советской власти в монастыре располагались электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.
В 1942—1943 годах монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. В послевоенное время монастырь находился в бесхозном состоянии и немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные «недоброжелатели».
Разрушенный Усть-Медведицкий монастырь
Первым шагом для восстановления былого облика Преображенского храма, было закрытие в него доступа. Были заделаны оконные и дверные проемы от «неблагодарных потомков». Предполагалось, что в восстановлении храма будет участвовать молодежь, но местные власти отклонили «любительское благоустройство», предпочтя профессиональную реставрацию.
Когда в 1990 году монастырь был возвращен православной церкви, он представлял собой жуткое зрелище. Практически все постройки были разрушены, стены храма и колонны были исписаны нецензурными надписями, внутри храма была полная разруха, в некоторых местах рухнули перекрытия, не было крыши.
В 1991 году монастырь был передан Волгоградской епархии и открылся как мужской монастырь. Первыми насельниками были 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах и небольшое число послушников. Старшим среди них был назначен иеромонах Савин (Аганин). В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстанавливались пещеры, оборудована домовая церковь. Монастырю принадлежит 191 га пахотной земли.
В 2001 году в монастыре поселилась большая женская община из Украины под руководством монахини Георгии (Боровик). В июле 2002 года за заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании монастыря из мужского в женский.
Рассказывают, что во время восстановления Казанского собора произошло одно необъяснимое и Чудесное явление.
Когда монастырь вернули, то монахини первым делом решили навести порядок в храме. Они стали счищать нецензурные надписи, белить стены и вдруг обнаружили, что надписи на стенах колокольни стали бледнеть и вскоре исчезли совсем.
В 2003 году община насчитывала 43 сестры. За эти годы отремонтированы бывший игуменский дом, для сестер построен трёхэтажный келейный корпус, для проживания священников и приезжающих гостей двухэтажный дом. В двух одноэтажных корпусах доставшихся от пионерлагеря расположились пошивочная и рукодельная мастерские, просфорня, пекарня, рыбный цех. Введен в эксплуатацию строительный цех по изготовлению строительных блоков, построен банно-прачечный комбинат.
В 2003 году начали строительство храма Преображения Господня.
Но полностью восстановить Казанский собор было не так просто, на это ушло 20 лет и открылся для посещений он только в 2012 году.
В настоящее время этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест Волгоградской области.
Сейчас это, конечно, обустроенная территория и даже не верится, что не так давно здесь была разруха.
Белоснежный Казанский собор поражает своим величием, он состоит из двух храмов: верхний — Собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого и здесь же вход в пещеры.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Восстановлен в 2012 году
Собор Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери
9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.
Внутреннее убранство собора Казанской иконы Божией Матери
Благоустраивается территория монастыря: разбиты газоны, клумбы и цветники, посажены саженцы, намечены основные тротуарные дорожки и лестницы, заложен фонтан. Строится монастырская ограда, хозяйственный блок №2 и гостиница для паломников. Ведется работа по проведению газопровода в монастырь.
На средства благодетелей заново строился (из дерева) Спасо-Преображенский храм, восстановлена нижняя церковь Арсения Великого.
Нижний храм в честь Святого Преподобного Арсения Великого (построен в 1888г., восстановлен в 2002г.)
Глубочайшее впечатление производит 33-главый Спасо-Преображенский храм. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа.
Храм Преображения Господня
Храм Преображения Господня
33-х главый Спасо-Преображенский храм освящен 7 сентября 2014 года.
Алтарь храма Преображения Господня
Четвертый храм обители — Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле этого года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.
Никольский надвратный храм
Верхний храм Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря
07 августа 2005 года была в память столетия кончины святой игумении Арсении совершена архиерейским служением Божественная Литургия впервые со времени открытия монастыря в 1991 году в верхнем храме монастырского Божией Матери Казанского собора. Трудами матери настоятельницы он был вчерне восстановлен с временным иконостасом, идет внутренняя отделка.
Звонница Усть-Медведицкого монастыря — оставшаяся часть дома матушки Арсении
Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря и для приезжих, большая церковная лавка, очень красиво обустроена вся территория – есть небольшой водопад, очень много цветов, различных растений. Словами и не пересказать эту красоту, а какой чистый воздух. Трудами Матушки игуменьи Георгии и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.
Колокольня
Колокола на закате
В планах монастыря: возведение богадельни, ещё одного келейного корпуса, приюта для девочек, трапезной.
Грот
В 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II монахиня Георгия (Боровик) была назначена настоятельницей монастыря с возложением креста по должности.
Монахиня монастыря. 2013г.

Увидев в интернете фотографии великолепнейших церквей и благодатной обители, я твердо решила для себя, что обязательно должна побывать в Серафимовичском монастыре. И как только выдался свободный денек, отправилась в путешествие.

Два поворота в рай

Добраться туда несложно: сначала едем от Волгограда до Михайловки, а там сворачиваем на Серафимович. Всего 260 километров.

На самом деле монастырь называется Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский. До 1933 года город Серафимович был Усть-Медведицкой казачьей станицей войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.

Два поворота налево по указателям на западном краю Серафимовича, и перед нами открывается поистине божественный вид: на правом берегу Дона сияют на солнце храмы, утопающие в цветах и зелени, и только звон колоколов изредка нарушает тишину и покой.

Сегодня монастырь практически полностью отреставрирован и заселен монашками. Хотя за четыреста лет его перестраивали и отстраивали после войн, потопов и советских устоев несколько раз. В какое-то время в обители даже располагалась тюрьма, потом пионерский лагерь, а чуть позже — местная электростанция. И только в 1992 году его благословили на возрождение.

По приезде первым делом идем в церковную лавку — от ворот прямо, никуда не сворачивая. Во-первых, здесь можно купить все, начиная от свечей, сувениров и икон до платков ручной работы. А еще всевозможные святыни, которые лечат от бессонницы, головных болей и других болезней. Во-вторых, если вы приехали неорганизованной группой, здесь можно у старшего лавки попросить провести для вас экскурсию. Идем вдохновляться.

У храма Преображения 33 купола — в честь земной жизни Спасителя.Фото: Наталья ГЛАЗУНОВА

Четыре жемчужины

На территории монастыря сегодня расположено несколько храмов. Самый большой — Казанский собор. Большую лепту в становление храма внесла матушка Арсения. 11 лет ушло на его возведение, и в 1885 году он был готов. Средства собирали буквально по крупицам со всего мира. Например, колонны храма, поддерживающие его изнутри, доставили из Венеции, а обработали в Петербурге. В наши дни за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым европейцам.

Про историю храма в деталях вам с удовольствием расскажут в самом монастыре, а также обо всех чудесах, которые здесь случались. Кстати, там даже есть специальная тетрадка, куда люди записывают свои чудные истории и исцеления после посещения монастырских святынь. А еще уникальные пещеры, история которых насыщена загадками. О них вам тоже поведают. Вход в пещеры расположен в нижней части храма Казанской иконы Божией Матери в притворе церкви Арсения Великого.

Третий невероятной красоты храм — храм Преображения. 33 купола — в честь земной жизни Спасителя, блестят на солнце так, что невозможно отвести глаз.

Четвертый храм обители — Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле 2015 года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.

Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен в 2015 году.Фото: Наталья ГЛАЗУНОВА

Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря, и для паломников. Есть даже небольшой водопад и много-много цветов. Трудами матушек и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.

Святыни

Монастырские пещеры

Общая длина — около 165 метров. Есть две версии их появления. Основная — их со своими духовными дочерьми вырыла игуменья Арсения. Главный ход пещер она назвала «Крестным путем Спасителя», другая часть — все, что вокруг — «Страстным путем Божией Матери». По другой версии, они были вырыты задолго до строительства Казанского храма.

Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Перед спуском монахини любезно напоминают правила поведения в святом месте.

Кстати, все пещеры имеют направление в гору на юг. Ходы узкие — едва расходятся два человека. По пути встречаются ниши, где хранились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу.

Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Есть легенда, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона и по нему можно было перебраться в Монастырский лес на другой стороне реки. Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы.

Звонница Усть-Медведицкого монастыря — оставшаяся часть дома матушки Арсении.Фото: Наталья ГЛАЗУНОВА

Камень

В одной келье пещеры находится святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень. Это глыба, на которой отпечатались женские ладони и колени.

По преданию, игуменья Арсения молилась на нем, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица.

Именно к этой святыне за помощью и верой едут тысячи паломников со всех уголков света. Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нем освящают иконы и нательные кресты. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество. Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть.

Колонны Казанского собора, поддерживающие его изнутри, доставили из Венеции, а обработали в Петербурге.Фото: Наталья ГЛАЗУНОВА

НА ЗАМЕТКУ

Храмы открыты ежедневно с 7.00 до 20.00. Но в верхний этаж храма Казанской иконы Божией матери туристов пускают только на время богослужения.

Экскурсии по территории монастыря проводятся регулярно по просьбе прихожан и посетителей. Для этого надо обратиться к старшему в церковную лавку.

Экскурсии в принципе бесплатные, но пожертвования приветствуются. Большинство символически платят по 100 рублей, и только взрослые.

Как найти

Волгоградская область, город Серафимович, улица Преображенская, 7.

Телефоны: +7 (903) 371-70-49, +7 (84464) 4-45-44.

Как добраться

На машине 250 километров. Расход топлива — 25 литров.

Автобус Волгоград — Серафимович ходит 7 раз в день. Цена билета — 450 рублей в один конец.

От автостанции в Серафимовиче до монастыря можно добраться на такси за 100 рублей, на единственном автобусе, который курсирует по городу и ходит раз в час, или пешком (от остановки ДРСУ 30 минут).

Где остановиться

В Серафимовиче есть две гостиницы — «Пристанская» и «Лазоревая». Их уровень остался в Советском Союзе, а цены рыночные — от 500 рублей. Турбаза «Донские просторы» — от 550 рублей в сутки номер эконом-класса.

Материал подготовлен в рамках проекта «Места знать надо!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *