Сербия религия

Просветительские труды святых Кирилла и Мефодия, в частности по переводу богослужебных текстов с непонятной латыни на славянский язык, способствовали христианизации балканских народов. Довершили дело своих учителей свв. Климент и Наум по переселении из Моравии в Охриду (Чехия и Македония – прим. авт.). Их усилиями с IX века на Балканах стали активно развиваться славянская письменность, культура и монашество.

Собор сербских святых

Одной из особенностей сербского православия стал тот факт, что относительно небольшая по территории и населению страна дала православному миру много великих святых. Примечательно, что немало подвижников благочестия принадлежали к высшей знати. Власть и богатство, которые для многих стали бы искушением и погибелью, благочестивые князья и короли Сербии использовали для благородного служения Богу и ближнему.

На иконе преподобного Симеона Мироточивого, в миру князя Стефана Немани, управлявшего Сербией в ХII веке, в виде виноградных ветвей изображена генеалогия святости его рода. Этого святого именуют «лозой сербского благочестия», от которого произошли праведные потомки, начиная с его любимого сына Растко, ставшего впоследствии великим святителем Саввой Сербским. Только в королевской семье Неманичей канонизированы как подвижники четыре человека!

Православная Церковь чтит Собор сербских святых 30 августа (12 сентября н.ст.).

История христолюбивого народа

Статус автокефалии (греч. «авто» – сама, «кефали» – голова) Сербская Православная Церковь (СПЦ) обрела благодаря упомянутому святителю Савве Сербскому в 1219 году, когда Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил монаха Савву Неманича в сан архиепископа. Независимость сербской Церкви была дарована по просьбе св. Саввы из-за усиления Папой Римским католического влияния на балканские земли.

Получив широкие полномочия по обустройству Церкви, святитель Савва основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — лучших подвижников Хиландара и Студеницы. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афона, монастырей Палестины и Малой Азии.

Еще одним важнейшим как духовным, так и политическим событием стало коронование Стефана Немани как главы Сербии его родным братом святителем Саввой. Так укрепилась и династия Неманичей, и национальное самосознание народа. С тех пор в истории страны и Церкви король Стефан, прославленный в лике святых, именуется как Первовенчаный.

Центр духовной жизни Сербии долгое время находился в Жичском монастыре. Там размещалась архиепископская резиденция и собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники.

В 1346 году король Сербии Стефан Душан созвал в г. Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция переместилась в г. Печь. Первым сербским патриархом стал Иоаникий II.

В те годы Сербия и ее страны-соседи страдали от набегов турок, которые стремились завоевать балканские земли.

В 1389 году 15 июня (по ст. стилю) на Косовом поле произошло сражение сербов и османцев, ставшее ключевым событием в дальнейшей истории страны и церкви. По преданию перед сражением святому князю Лазарю явился Ангел Божий и предложил ему сделать непростой выбор: «Господь дарует ему победу в этой битве, но независимость Сербии продлиться до смерти Лазаря, а затем страна будет завоевана. Или же княжеские войска проигрывают, но Православие в Сербии сохранится до скончания века». И святой князь посчитал, что сохранение веры важнее временной победы, избрав царство Небесное вместо царства земного. Накануне сражения все воины причастились Святых Христовых Таин. Как и было предсказано, турки разгромили лазарево войско и победили.

Почему же сербы были поставлены перед такой жестокой дилеммой? Историк и писатель Марко Маркович в своей книге «Сербия как апология России» отвечает: «Требовалось искупление. В душе сербского народа накопилось столько грехов, что искупить и очистить их можно было лишь кровавым жертвоприношением. Битва на Косовском поле уподобляется Божественной Литургии, на которой вместе с князем Лазарем вся сербская знать приносится за весь народ. Омытый кровью уподобивших себя Христу косовских героев и мучеников, сербский народ освящается и становится народом-Христоносцем. А кто со Христом страдает, тот со Христом и спасается».

В историю Сербии этот день вошел как праздник «Видовдан», ежегодно и по сей день отмечаемый всеми сербами 15 (28) июня.

Страна почти на пять веков оказалась под жестокой властью турок. На несколько столетий Патриархат был упразднён. Но православная вера была жива, несмотря на то что магометане пытались ее всячески искоренить: превращали храмы в мечети, насильно обращали сербов в ислам, а самых стойких христиан подвергали мучениям и смерти.

По мере освобождения балканских народов от турецкой экспансии стала возрождаться вера. Автокефалия сербской церкви была восстановлена в 1879 году.

Еще одна историческая веха – через год после создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославии) церкви стран Сербии, Черногории, Македонии, Албании, земель бывшей Австро-Венгрии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении объединились в единую Сербскую Православную Церковь.

И наступил расцвет сербского православия. Ему немало способствовала поддержка со стороны государства, а также русские эмигранты – лучшие представители духовенства, культуры и науки в благодарность сербам за спасение и гостеприимство обогатили страну знаниями, духовностью и другими плодами своей деятельности. Например, привезли балет в белградский Народный театр. Столичные здания Правительства, Патриархии и храм святой Троицы, именуемый белградцами как «Русская церковь», спроектированы архитекторами из России.

Вторая Мировая война стала самой трагичной и кровавой страницей в истории Сербии ХХ века. Началось массовое закрытие и разрушение храмов и монастырей. Помимо гонений на Церковь, в годы германской оккупации развернулся чудовищный геноцид сербского народа со стороны не только немцев, но и усташей (хорватское революционное движение, ультраправая профашистская националистическая организация). Жестокость последних в отношении сербов шокировала даже немцев.

Последующее правление безбожных коммунистов под руководством Броз Тито с 1945 по 1990 годы привело к борьбе с религией.

В это тяжелейшее время Господь явил не только сербскому, но и мировому православию двух праведников – епископа Николая (Велимировича) Жичского и Охридского, широко известного как святителя Николая Сербского и преподобного Иустина (Поповича). Их личный христианский подвиг и уникальный богословский талант помогли миллионам христиан укрепить веру «во тьме безбожия», охватившего не только Балканы, но и прогрессивные Запад и Америку, дерзко именовавшие самих себя как «постхристианские страны».

После падения коммунистического режима с 1990 году сербы вновь вернулись к своим религиозным истокам.

Огромную роль в укреплении Церкви сыграл Патриарх Сербский Павел, которого сербы почитают за святого человека и называют «ангелом сербской Церкви» за его миротворческие и пастырские труды (по восстановлению и основанию епархий, а также сохранению святынь страны), удивительную скромность и нестяжательность.

Возобновление строительства храма святителя Саввы Сербского, крупнейшего не только в Сербии, но и в мире, стало символом возрождения Православия на сербской земле.

Феномен «Святосаввия»

В Сербии много веков повсеместно существует такое уникальное явление как «Святосаввие» – политический, религиозный и культурный уклад сербов, основанный на единении народа вокруг почитания святителя Саввы Сербского. Святосаввие – второе название сербского Православия.

Преподобный Иустин (Попович) утверждал:

«Без Святосаввья, без Православия сербы не что иное, как труп на трупе, мертвец на мертвеце. Только святосавской верой и святосавской жизнью сербы показывают и доказывают, что они настоящие сербы…»

День памяти святого Саввы – всеобщий сербский праздник, именуемый «Савиндан», который отмечается 27 января (в РПЦ 25 января – прим. авт.). Особо благочестивые сербы накануне праздника даже держат пост, именуемый «савица».

В Сербии Святителя Савву считают покровителем школьников и студентов, а Савиндан во всех учебных заведениях официально объявлен выходным днем.

Именем всенародно любимого святого названы многие учреждения и географические объекты.

Кого славят на «Славу»?

Крестная Слава – уникальный праздник, который отмечается именно в Сербии и внесен в «нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО». У каждой семьи есть свой небесный покровитель. Его Слава передается из поколения в поколение по мужской линии. Незамужние девушки славят святого семьи, в которой родились – по отцу. Вступив в брак, женщины чтят уже Славу мужа.

Возникновению этой семейно-религиозной традиции сербы обязаны своему всенародно любимому святому – святителю Савве Сербскому. В то время в стране было еще живуче язычество. У сербов-язычников было семейное божество-покровитель рода. Мудрый святитель Савва не стал призывать полностью отказаться от праздника. Сохранив семейный день, он наполнил его глубоко христианским содержанием – архипастырь предложил новокрещеным сербам вместо языческого идола выбрать для своей семьи в качестве покровителя любого православного святого.

Как Славу сербы ежегодно чтят святых, которые особо помогают им при жизни или в день памяти которых когда-то крестились их предки.

Историки насчитывают более семидесяти Крестных Слав. Самые распространенные из них в честь сербских святых, а также Аранджеловдан (Архангела Михаила), Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая Чудотворца), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

Более того, помимо семейной Славы, сербы почитают Славы храмов, монастырей, а также страны, родной деревни или города и даже учреждений, у которых есть свои небесные заступники.

Всеобщей для Сербии и каждого серба является Крестная Слава, именуемая Савиндан, когда церковь чтит память святителя Саввы Сербского.

Удивительно, но во многом благодаря Крестной Славе в Сербии сохранялась вера во времена ее жестоких преследований. Этот праздник османы не запрещали полностью, но во многом ограничивали, принуждая сербов отказаться о религиозной составляющей. Одно время на торжестве обязательно присутствовал турок-мусульманин, который контролировал происходящее. Находчивые и остроумные сербы придумали во славу святого крестообразно чокаться бокалами друг с другом. А в качестве угощения предлагали гостям разнообразные блюда из свинины, запрещенной у мусульман. Турки уныло сидели за оживленным столом, к которому не могли притронуться, и вскоре прекратили посещать Славы на радость сербам.

Суровым преследованиям и запретам этот прекрасный праздник подвергся в годы правления коммунистического и диктаторского режима Броз Тито, хорвата по национальности. Коммунисты повели себя хуже иноверцев: за празднование Славы могли уволить с работы вплоть до лишения гражданских прав.

Празднование Крестных Слав возобновилось в стране после смены атеистических властей в 90-ых годах.

По традиции к Славе в семье тщательно и заранее готовятся. Накануне в дом приглашается священник: он освящает жилище и воду. На освященной воде хозяйка замешивает и выпекает славский калач, варит вкуснейшее коливо – пшеницу с медом, цукатами, изюмом.

На праздник вся семья идет в храм причащаться Святых Христовых Таин. Там же освящают калач, коливо и красное вино, с которых дома начинается трапеза.

Сербы невероятно хлебосольны. Именно на Крестной Славе в полной мере ощущаешь их гостеприимство. Родственники и друзья заходят в гости в любое время. Вас непременно угостят такими традиционными блюдами как «русский салат», похожий на «оливье», и сармой – голубцами из квашеных листьев капусты или винограда. Даже постное «славское» угощение, не говоря о скоромном, поражает обилием разносолов. Как на маленькую свадьбу!

Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

Духовные связи русских и сербов

Еще одной особенностью сербского православия является его теснейшая связь с Россией и русским благочестием.

Всё началось опять же с появления на свет святителя Саввы Сербского – родоначальника Сербской Афтокефалии, величайшего подвижника, богослова, проповедника и миротворца. Первоначальное мирское имя будущего святителя было Растко/Растислав с корнем «рас». В год рождения будущего подвижника афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, где впоследствии примет постриг Савва, был передан Русской Церкви. Желание монашества зародится в душе юного княжича под влиянием русских иноков, часто гостивших в доме его отца. Примечательно, что святитель Савва – первый сербский святой, которого стала почитать Русская Православная Церковь.

Столицей Сербии во времена правления династии Неманичей был город Рас. Его жители назывались «расеане». С тех пор и поныне на юго-западе Сербии существует историческое государство Рашка.

Дружба двух братских народов еще больше укрепилась в ХХ веке, благодаря заступничеству последнего русского царя. Пожалуй, сербский народ как никто другой, даже больше русских, по-настоящему любит и почитает святого страстотерпца Николая Романова, который вопреки политическому расчету по зову сердца в 1914 году вступился за православную Сербию. Он осознавал, что небольшая страна сама не в состоянии противостоять своим сильнейшим противникам – Пруссии и Австро-Венгрии. К слову, в то время Запад называл Сербию не иначе как «маленькой, гордой и непокорной Россией».

«Русским Лазарем» именовал императора святитель Николай Сербский, глубоко любивший Россию:

«Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы царь Николай II прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять…»

Не зря сербы так любят повторять свою поговорку: «Нас с русскими – 300 миллионов, а без русских – полгрузовика».

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)17

Сербская Православная Церковь

Описание:

Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы.

В IV в. здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 г. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 г., первый Патриарх Сербский Иоанникий (†1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов.

Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (†1389) и Стефана Щиляновича (†1515).

Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 г.), Успенская лавра «Студеница» (основана около 1183 г.) — мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в начале XIII в.), Печский монастырь — «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.).

Каноническая территория — страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий.

Патриаршая резиденция находится в Белграде.

***

Епархии Сербской Церкви:

  • Австрийско-Швейцарская епархия (образована решением Архиерейского Собора СПЦ в 2011 г.)
  • Банатская епархия, кафедра: Зренянин (Сербия, Воеводина)
  • Банялукская епархия, кафедра: Баня Лука (Республика Сербская, Босния и Герцеговина)
  • Бачская епархия, кафедра: Нови Сад (Сербия, Воеводина)
  • Белградо-Карловацкая архиепископия, кафедра: Белград (Сербия)
  • Бихачско-Петровачская епархия, кафедра: Бихач (Босния и Герцеговина)
  • Браничевская епархия, кафедра: Пожаревац (Сербия)
  • Британо-Скандинавская епархия, кафедра: Стокгольм (Швеция)
  • Будимская епархия, кафедра: Будапешт (Венгрия)
  • Будимлянско-Никшичская епархия, кафедра: Беране (СРЮ, Черногория)
  • Буэнос-Айрэсская епархия (образована решением Архиерейского Собора СПЦ в 2011 г.)
  • Восточноамериканская епархия, кафедра: в пригороде Нью-Йорка
  • Враньская епархия, кафедра: Вранье (Сербия)
  • Горнокарловацкая епархия, кафедра: Велюн
  • Дабро-Боснийская митрополия, кафедра: Сараево (Босния и Герцеговина)
  • Далматская епархия, кафедра: Шибеник (Хорватия), монастырь Крка
  • Жичская епархия, кафедра: Кральево (Сербия)
  • Загребско-Люблянская митрополия, кафедра: Загреб (Хорватия)
  • Западноамериканская епархия, кафедра: Альхамбра (США)
  • Западноевропейская епархия, кафедра: Париж (Франция)
  • Захолмско-Герцеговинская епархия, кафедра: Требинье (Босния и Герцеговина)
  • Зворницко-Тузланская епархия, кафедра: Зворник, (Босния и Герцеговина)
  • Канадская епархия, кафедра: монастырь Преображения Господня, Мильтон, Онтарио (Канада)
  • Милешевская епархия, кафедра: Приеполье (Сербия)
  • Нишская епархия, кафедра: Ниш (Сербия)
  • Новограчаницко-Среднезападноамериканская митрополия, кафедра: монастырь Св. Саввы, Либертвилль (США)
  • Австралийско-Новозеландская епархия, Новограчаницкая митрополия, кафедра: монастырь Св. Саввы «Новый Каленич», Холл (Австралия)
  • Американcкая и Канадская епархия, Новограчаницкая митрополия, кафедра: мон. Покрова Пресвятой Богородицы «Новая Грачаница», Либертвилль (США, Иллинойс)
  • Осиечкопольская и Бараньская епархия, кафедра: Даль (Хорватия)
  • Рашско-Призренская епархия, кафедра: монастырь Дечани, г. Призрен, (Сербия, Косово)
  • Славонская епархия, кафедра: Дарувар (Хорватия)
  • Среднеевропейская епархия, кафедра: Хильдесхайм (Германия)
  • Сремская епархия, кафедра: Сремские Карловцы (Сербия)
  • Тимишоарская епархия, кафедра: Тимишоара (Румыния)
  • Тимокская епархия, кафедра: Заечар (Сербия)
  • Черногорско-Приморская митрополия, кафедра: Цетинье (Черногория)
  • Шабацко-Вальевская епархия, кафедра: Шабац (Сербия)
  • Шумадийская епархия, кафедра: Крагуевац (Сербия)

В состав Сербской Православной Церкви входит автономная Православная Охридская Архиепископия (Республика Македония).

Епархии Скопльская (север Македонии), Охридско-Битольская (юго-запад Македонии), Злетовско-Струмичская (юго-восток Македонии) в 1967 г. выделились в автокефальную Македонскую Православную Церковь, не признанную ни одной Поместной Православной Церковью. Администратором этих епархий является епископ Враньский Пахомий (Гагич). Ведутся переговоры между СПЦ и представителями МПЦ; вопрос о каноническом статусе этих епархий остается открытым.

***

Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс

Страна: Сербия Город: Белград Адрес: Српска Патријаршија, Улица Краља Петра бр. 5, 11000 Београд, Србија Телефон: (381) 11 3025 101 Web-сайт: www.spc.rs Дочерняя организация: Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве (подворье Сербской Православной Церкви) Предстоятель: Ириней, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Гаврилович Мирослав)Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники

Сербия. Религия

Сербия удивительная во многих смыслах страна. Здесь между собой переплетается большое количество различных культур. В основном же культура Сербии была сформирована под влиянием православной церкви в Византийской империи.
В основном в Сербии исповедуется православие. Эта религия является основной. По приблизительным подсчетам, ее исповедует от 65 до 85 процентов населения страны. Такие приблизительные подсчеты связаны с тем, что последний раз официальная перепись населения в Сербии была в 2002 году, при этом жители Косово не учитывались, так как эта территория не контролируется сербскими властями. По данным на 2002 год, православие исповедовало 85%. Неофициальные опросы, которые проходили в последующие годы, дали результат, равный 65%. Поэтому сказать точно, сколько на сегодняшний день православных христиан проживает в Сербии, сложно.

Основная религия Сербии

Как уже говорилось, православие является государственной религией в Сербии, в связи с чем, несмотря на закон о свободе вероисповедания, перейти в другую религию нельзя. Сербская православная церковь имеет больше всего прихожан, однако существуют и другие православные общины. Состоит Сербская церковь из белградской, чачакской и нишской епархии, которыми управляет синод.

Сербы приняли православие раньше, чем Киевская Русь. Это произошло в то время, когда они входили в состав Византийской империи. Так, считается, что Сербию крестил император Ираклий приблизительно в 610-640 году.
История религии Сербии довольно объемна и насыщенна. Одной из ее наиболее значимых фигур можно выделить святого Савву, который еще в 1219 году провел переговоры с императором Греции и патриархом Константинополя. В результате Сербская Церковь получила собственного автокефального архиепископа. До этого существовало всего лишь две автокефальных церкви.
На сегодняшний день, отвечая на вопрос, какая религия в Сербии основная, ни у кого не возникает сомнений в том, что это православие. Здесь есть большое количество монастырей и церквей, многие из которых построены более пяти веков назад. При этом в большинстве монастырей устав тесно связан с афонскими обычаями и традициями, что также пошло еще со времен Святого Саввы.

Другие религии

В конституции страны сказано о том, что каждый человек имеет свободу вероисповедания. В Сербии людей, исповедующих не православие, а другую религию, довольно много. Это связано с тем, что исторически сложилось так, что Сербы в своем большинстве исповедовали православие, боснийцы и албанцы – мусульманство, а хорваты – католицизм. За последние десятилетия население этих стран смешалось и в итоге в каждой из стран бывшей Югославии исповедуется сразу несколько религий.

Так, католицизм исповедует приблизительно 5% сербов. В основном это жители Воеводины, где проживает большое количество выходцев из Хорватии, Чехии и Венгрии. Еще 1% населения Сербии исповедует протестантизм. Эти люди также проживают в Воеводине и в основном являются выходцами Словакии.
С мусульманами немного сложнее. По тем же данным 2002 года на территории Сербии их проживало всего лишь 3% населения, но в соответствии с более современными данными опросов мусульманство исповедует около 19% местных жителей. Такая большая разница в данных может быть связана с тем, что:
• За последние несколько лет в Сербию на постоянное место жительства переехало большое количество выходцев из Боснии и Албании;
• В 2002 году территория Косово не учитывалась, в отличие от более современных опросов. Так как в Косово проживает большое количество албанцев, исповедующих мусульманство, наблюдается такая большая разница в данных.
Также на территории Сербии проживает около 11% людей, исповедующих другую религию. Так, по данным за 2010 год, 1% из них занимают Свидетели Иегова, которые были официально внесены в Реестр, отвечающий за учет религиозных общин и церквей на государственном уровне.


«РУСКА ЦРКВА.» на Яндекс.Фотках В центре Белграда находится подворье Московской патриархии, на территории которого еще в 1924 году на средства эмигрантов из России был построен храм Святой Троицы.
При входе в церковь Святой Троицы с левой стороны стоит мраморная плита, посвященная одному из руководителей Белого движения, командующему Кавказской Армией, генерал-лейтенанту барону Петру Николаевичу Врангелю (1878—1928). П. Н. Врангель завещал похоронить его в братской славянской православной стране.


В Свято–Троицкой церкви хранятся православные святыни. В 1933 году церкви русскими монахами с Афона был подарен серебряный мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного и апостола и евангелиста Луки, святого великомученика Пантелеймона, мученика Маманта, святителя Григория Богослова, святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана. Здесь же находятся частицы мощей апостола Иакова, брата Господня, епископа Амвросия Медиоланского, патриарха Тарасия Константинопольского, священномученика Ермолая Никомидийского, святителя Тихона Воронежского. В церкви есть также две старинные иконы Божьей Матери, подаренные храму русскими семьями.


» В этом храме живет русская душа. Он всегда был напоминанием о далекой России, ее частью. Сначала для многочисленной русской эмиграции, затем для их потомков, для тех русских, которые сейчас приезжают в Сербию, для самих сербов. Прихожане храма — и сербы, и русские, поэтому проповедь я читаю на двух языках,»-протоиерей Виталий Тарасьев.


Освещение храма состоялось 24 декабря 1924 года. На Рождество 1925 года был установлен колокол — личный дар премьер-министра Николы Пашича, бывшего посланника Королевства Сербии в Петербурге. Русский храм был построен на собранные пожертвования и помощь, оказанную правительством Сербии и семьи Карагеоргиевичей, по проекту и под руководством инженера-полковника Валерия Владимировича Сташевского, на Ташмайданском холме в традициях псковско-новгородского зодчества. Над росписью 48 икон иконостаса в стиле новгородского письма XV века по предварительно разработанным эскизам, и при участии Е. И. Конопацкого, трудилось несколько художников.
В храме расположены и иконы в резных киотах: «Пресвятой Богородицы Донской» (работа известного иконописца Пимена Софронова), Пресвятой Богоматери «Знамение» (благословение русской обители на Афоне), «Св. Великомученника Пантелеймона» (благословение афонского Свято-Пантелеймоновского монастыря), а также киоты, созданные в память адмирала Александра Колчака (икона Св. Александра Невского), Патриарха Сербского Варнавы (преданного защитника русских беженцев, икона Св. Апостола Варнавы, — работа художника В. Я. Предаевича), протоирея Петра Беловидова (основателя прихода и первого настоятеля храма, икона Св. Петра Московского).
После Второй мировой войны в этот храм из города Сараево привезены Малый Сараевский киот с иконой «Воскресения Господня» и сень с иконами Святителя Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского (сооруженная в память убиенных Государя Императора Николая II и Югославского Короля Александра I). В храме также выставлено много ценных русских икон, подаренных прихожанами.
До 1944 года здесь в киоте хранилась и святыня-заступница Русского Зарубежья, чудотворная икона Божьей Матери «Знамения», известная как «Курская Коренная», вывезенная из России епископом Курским и Обоянским Феофаном (с 1957 года она находится в Нью-Йорке).


«Курская Коренная икона Божией Матери» на Яндекс.Фотках До 1944 года икона находилась в Свято-Троицкой церкви Белграда, затем, в связи с событиями Второй мировой войны, ее перевезли сначала в Вену, потом в Карлсбад. Весной 1945 года икона Богоматери Курская-Коренная оказалась в Мюнхене, откуда она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию. До 1944 года храм был хранилищем знамен и штандартов славных полков Русской императорской армии, вывезенных с юга России.
С октября 1929 года в храме покоятся останки Главнокомандующего Русской армией, Первого Председателя Русского Обще-Воинского Союза, генерал-лейтенанта, барона Петра Николаевича Врангеля.


«Петр Николаевич Врангель» на Яндекс.Фотках Революция и Гражданская война разметали миллионы русских людей по всему свету. И там, куда приводила их нелегкая судьба беженцев, появлялись православные храмы, напоминавшие о потерянной Родине. Эти русские соборы, общины, приходы объединяла Русская православная церковь за рубежом.

О том, что барон Врангель похоронен в Белграде, знали многие. Но вот сказать, где именно находится его могила, могли далеко не все. Много лет это захоронение скрывали от людей. И даже обладая сведениями, что оно находится в русской церкви, найти его было практически невозможно. Протоиерей Виталий Тарасьев — настоятель подворья Русской православной церкви в Белграде. Его дед, будучи ещё совсем молодым, был вынужден покинуть Россию после 1917 года. Он оказался среди тысяч русских беженцев, которые нашли пристанище в Сербии или Королевстве сербов, хорватов и словенцев, как с декабря 18 года называлось это государство. Он получил богословское образование, окончил семинарию и служил в этом храме, который построили вместе русские и сербы, и где теперь служит его внук. 21 сентября 1924 года, на праздник Рождества пресвятой Богородицы, храм освятили Святейший патриарх сербский Димитрий и духовный предводитель русской диаспоры митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий, который потом часто служил в этом храме вместе с другими русскими архипастырями, не по своей воле покинувшими свое отечество. Одна из главных святынь храма — киот из бывшего русского подворья в Сараево. Икона святителя Николая Чудотворца и Александра Невского — символ сербско-русских связей. Иконостас с образами, написанными князем Михаилом Сергеевичем Путятиным с 1924 по 1927 год. Иконы, привезенные из России русскими эмигрантами и пожертвованные храму. Далеко не у всех были средства, но каждый, как мог, старался поучаствовать в постройке русского храма! Недавно он был отреставрирован. Устраняли повреждения, нанесённые натовскими бомбежками. Ведь русский храм стоит совсем рядом со зданием белградского телевидения, до которого от алтаря храма по прямой линии всего шестьдесят метров. Телевизионный корпус был одной из мишеней для крылатых ракет. Храм был завален разлетевшимися обломками. В той атаке погибли шестнадцать человек, по словам очевидцев, фрагменты тел забросило даже на крышу собора! Жертвами стали рядовые сотрудники, — руководство запретило им покидать место работы. Теперь здесь поставлен скромный камень с именами всех погибших и одним лишь вопросом — «За что?»… Храм построен на территории Старого кладбища. Но многие из тех, кто его строил, похоронены на Новом кладбище. Во времена социализма русские могилы были не слишком ухожены, но теперь многое изменилось. Был отреставрирован памятник русским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. — «Вечная память императору Николаю Второму и двум миллионам русских воинов!» Такого величественного монумента нет даже в России, и неизвестно, будет ли, а сербы помнят то, что сделала русская армия для их страны, и чтут память погибших! Сейчас идет реставрация копии Иверской часовни, построенной здесь после того, как большевики снесли ее на Красной площади в Москве. Планируется реставрация надгробий, на которых немало известных имен. Михаил Родзянко — председатель 3-й и 4-й Государственных дум. Генерал Михаил Алексеев — участник осады Плевны, военачальник Первой мировой войны и верховный командующий Добровольческой армии. Архитектор Николай Краснов, построивший в 20 — 30-е годы чуть ли не пол-Белграда… и многие, многие другие, известные нам и не очень. В 1939 году на Новом кладбище в Белграде был поставлен памятник Николаю Хартвигу — русскому посланнику при сербском дворе. После убийства Франца Фердинанда в Сараево он вел переговоры в посольстве Австро-Венгрии. Он понимал, что от их результатов зависит судьба Сербии. Переговоры шли тяжело и сердце посланника не выдержало. Он умер от инфаркта прямо на лестнице австрийского посольства незадолго до начала Первой мировой войны. Говорят, что в посольстве дипломату показали проект ультиматума Сербии. И он сразу же понял, какими бедами грозит России и всей Европе дальнейшее развитие событий. Памятник генералу Врангелю в городе Сремски Карловцы был открыт 14 сентября 2007 года. Местом установки монумента была выбрана небольшая площадь вблизи исторического центра, — недалеко от дома, где жил барон, и от здания городского госпиталя, где размещались офицеры его штаба. Историк Радуле Чолакович рассказывает, что в те годы русская община состояла примерно из двухсот человек. Тихий и уютный городок понравился русским. Это православный храм, но выглядит он как католический. Что для Сербии конца 19 — начала 20 века было делом обычным. Ведь она в то время испытывала сильнейшее влияние Австро-Венгрии. И границы на протяжении тех времен менялись не один раз. Впрочем, на жизни горожан это отражалось не слишком сильно. Фонтан, за которым Димитр Захарич следил почти два века назад, находится в превосходном состоянии. Винодел Жарко Живанович рассказывает, что его семья живет в Сремских Карловцах уже больше трехсот лет. И все это время они производили вино и разводили пчел. Его предки ходили к фонтану на главной площади, молились в соборе Святого Николая, а его дед угощал своим вином многочисленных русских военных, которые после Первой мировой захаживали к ним в гости. В семье сохранились легенды и о Врангеле, который положительно отзывался о качестве местных вин. Семья Жарко Живановича живет здесь уже очень давно, переселившись из Греции. Она видела и турок, и австрийцев, и фашистов, и коммунистов, и националистов, и демократов… А на вопрос, когда же жилось лучше всего, Жарко дает такой ответ: «Трудно сказать, в какие времена было лучше всего, но если честно признаться, то это «Вторая Европа». Мы так называем время, когда этим районом владела Австро-Венгрия. Это была большая империя. Все было хорошо и четко отлажено. Мы много работали и могли спокойно торговать и зарабатывать. Нам никто не мешал. Это было хорошее время!» …Мировые войны и революции, несколько переделов границ, построение счастливого справедливого общества, тысячи жертв 90-х годов… Да, великих испытаний и лишений на долю сербов выпало с лихвой. Видимо, поэтому простые люди, такие как Жарко Живанович, так ценят чётко отлаженную жизнь, когда можно много работать, хорошо зарабатывать и спокойно торговать. И такие времена они считают самыми лучшими… Сюжет подготовил Воздвиженский Дмитрий

Серия сообщений «Русские на Балканах»:
Часть 1 — Ruska Nagrada
Часть 2 — Храм Святой Троицы в Белграде (Сербия)
Часть 3 — Русские на Балканах
Часть 4 — Русские в Сербии

Часть 25 — Гардемарины в Перасте
Часть 26 — Пётр Толстой — птенец гнезда Петрова
Часть 27 — Подвиг солдата
Серия сообщений «Монастырь, храм, церковь»:
Часть 1 — Храм Святой Троицы в Белграде (Сербия)

Религия в Сербии и Сербская Православная Церковь

Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим православным храмом и входит в 10-ку крупнейших христианских церквей мира.

Согласно конституции, Сербия является светским государством, гарантирующим свободу в выборе религии. Сербия – одна из стран Европы с религиозным разнообразием — с православным большинством, католическим и исламским меньшинствами и другими мелкими конфессиями.

Православные христиане (6 079 396 человек) составляют 84,5% населения страны. Сербская православная церковь исконно является самой крупной церковью страны, приверженцами которой в подавляющем большинстве и являются сербы. Другие православные общины в Сербии представляют такие народы, как черногорцы, румыны, влахи, македонцы и болгары.

Католиков в Сербии насчитывается 356 957 человек или, примерно, 5% населения, и проживают они, в основном, в автономной области Воеводина (особенно в ее северной части), являющейся родиной этнических меньшинств, таких как венгры, хорваты, буневцы, а также словаки и чехи. Протестантизм исповедуют всего около 1% населения страны – это, в основном, словаки, живущие в Воеводине, а также венгры-реформисты.

Мусульмане (222 282 человека или 3% населения) образуют третью по величине религиозную группу. Ислам имеет историческую обоснованность в южных регионах Сербии, прежде всего в южной Рашке. Боснийцы представляют крупнейшую исламскую общину в Сербии, по некоторым оценкам около трети цыган страны являются мусульманами.

В Сербии проживает всего 578 иудеев. Евреи из Испании поселились здесь после их изгнания из страны в конце 15-го века. Сообщество процветало и достигло своего пика, насчитывая 33 000 человек до начала Второй мировой войны (из которых почти 90% жили в Белграде и Воеводине). Однако разрушительные войны, которые позже опустошили регион, привели к тому, что значительная часть еврейского населения Сербии эмигрировала из страны. Сегодня Белградская синагога является единственной действующей, спасенной местным населением во время Второй мировой войны от уничтожения от рук нацистов. Другие синагоги, такие как синагога Суботицы, представляющая собой четвертую по величине синагогу в Европе, и Нови-Садская синагога были превращены в музеи и художественные павильоны.

Языки Сербии и сербский язык

Официальным языком является сербский, относящийся к группе Южнославянских языков и являющийся родным для 88% населения. Сербский язык является единственным европейским языком, активно применяющим диграфию (графическое двуязычие), используя как кириллицу, так и латиницу. Сербская кириллица была разработана в 1814 году сербским лингвистом Вуком Караджичем, который создал сербский алфавит, основываясь на фонематических принципах. Кириллица берет начало от преобразованного греческого рукописного шрифта Кирилла и Мефодия 9 века.

Признанными языками меньшинств являются: ​​венгерский, словацкий, албанский, румынский, болгарский и русинский, а также боснийский и хорватский, сходные с сербским. Все эти языки являются официальными и используются в муниципалитетах или городах, где более 15% населения представляют национальное меньшинство. В Воеводине местная администрация использует, помимо сербского, пять других языков (венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *