Сербская церковь

Каноническое устройство

Епархии Сербской Православной Церкви в югославских землях по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 30 мая 2011 г., commons.wikimedia.org

Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Европе по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 2 июня 2011 г., commons.wikimedia.org

Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Америке по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 1 июня 2011 г., commons.wikimedia.org

Епархии

См. также Епископат Сербской Православной Церкви

  1. Белградская архиепископия
  • Митрополии:
  • Дабро-Боснийская
  • Загребско-Люблянская
  • Черногорская
    • Епископии в югославских землях:
  • Банатская
  • Банялукская
  • Бачская
  • Бихачско-Петровацкая
  • Браничевская
  • Будимлянская
  • Валевская
  • Враньская
  • Горнокарловацкая
  • Далматинская
  • Жичская
  • Захумско-Герцеговинская
  • Зворницкая
  • Крушевацкая
  • Милешевская
  • Нишская
  • Осечко-Польская
  • Рашская
  • Славонская
  • Сремская
  • Тимокская
  • Шабацкая
  • Шумадийская
    • Епископии за рубежом:
  • Австралийская
  • Австрийская
  • Британская
  • Будимская
  • Западно-Европейская
  • Темишварская
  • Франкфуртская
    • Сербская Православная Церковь в Америке:
  • Буэнос-Айресская
  • Восточно-Американская
  • Западно-Американская
  • Канадская
  • Новограчаницкая
    • Автономии

    • Охридская Архиепископия:
  • Скопийская митрополия
  • Брегалницкая
  • Велесская
  • Дебарская
  • Положская
  • Преспийская
  • Струмицкая
  • Исторический очерк

    Первые семена Евангелия на Балканский полуостров принесли святые апостолы. В Далмации, исторической области Югославии, трудился апостол Тит. В IV веке на территории, входящей в состав Югославии, были Сирмийская митрополия и частично Фессалоникийская архиепископия. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году прислал к сербам греческих священников.

    С 1219 г. — автокефалия. С 1346 г. — первый (т.н. Печский) Патриархат. Первый Патриарх Сербский Иоанникий (+ 1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 году обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только после образования в 1815 году Сербского княжества Сербская Церковь вновь получила автономию в 1832 году, а в 1879 году — автокефалию. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С IV по VI век Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX — начале XI века имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.

    Предстоятели

    Митрополит Жичский, Архиепископ Сербский

    • Свт. Савва I (1219 — 1233)

    Митрополиты Печские, Архиепископы Сербские

    • Свт. Арсений I (1233 — 1263)
    • Свт. Савва II (1263 — 8 февраля 1271)
    • Даниил I (1271 — 1272)
    • Свт. Иоанникий I (1272 — 1276)
      • вдовство престола (1276 — 1279)
    • Свт. Евстафий I (1279 — 1286)
    • Свт. Иаков I (1286 — 1292)
    • Свт. Евстафий II (1292 — 1309)
    • Свт. Савва III (1309 — 1316)
    • Свт. Никодим (1316 — 1324)
    • Свт. Даниил II (1324 — 1337)
    • Свт. Иоанникий II (1337 — 1346)

    Архиепископы Печские, Патриархи Сербские

    • Свт. Иоанникий II (1346 — 3 сентября 1354)
    • Савва IV (29 ноября 1354 — 29 апреля 1375)
    • Свт. Ефрем (3 октября 1375 — ок. 1380)
    • Свт. Спиридон (1380 — 1389)
    • Свт. Ефрем, 2-й раз (1389 — 1390)
    • Даниил III (1390 — 1396)
    • Савва V (1396 — 7 октября 1407)
    • Даниил IV (1407)
    • Свт. Кирилл I (1407 — 1418)
    • Свт. Никон (1418 — 1435)
    • Феофан (1435 — 1446)
    • Никодим II (1446 — 1453)
    • Арсений II (1453 — 1459)
      • 1459/1463 — 1508 — вдовство престола (первое Османское упразднение)
    • Иоанн I, архиеп. Сербский
      • 1508 — 1524 — вдовство престола (второе Османское упразднение)
    • Марк, митр. Сербский
      • 1524 — 1527 — вдовство престола (третье Османское упразднение)
      • Павел (1527 — 1535) митр. Смедеревский, экзарх и местоблюститель
      • 1535 — 1557 — вдовство престола (четвертое Османское упразднение)
    • Свт. Макарий (Соколович) (1557 — 23 октября 1572)
    • Антоний (Соколович) (1572 — 1575)
    • Герасим (Соколович) (1575 — 1585)
    • Савватий (Соколович) (1585 — 1586)
    • Иерофей (1586 — 1591)
    • Филипп (1591 — 1592)
    • Иоанн II (Кантул) (1592 — 14 октября 1613)
    • Св. Паисий I Яневец (1613-1615 — 1646-1648)
    • Сщмч. Гавриил I (Раич) (1648 — 1655)
    • Максим I (Скопланин) (1655 — 1672)
    • Арсений III (Черноевич) (1672 — 1691)
    • Каллиник I (1691 — 16 августа 1710)
    • Афанасий I (6 января 1711 — 23 апреля 1712)
    • Моисей (Райович) (6 октября 1712 — 1725)
    • Арсений IV (Йованович-Шакабенда) (1725 — 1737)
    • Иоанникий (Караца) (1737 — 1746)
    • Афанасий II (Гаврилович) (1746 — 1 апреля 1752)
    • Гавриил II (1752)
    • Гавриил III (Николич) (1752 — 1758)
    • Викентий I (1758)
    • Паисий II (1758)
    • Гавриил IV (1758 — 1759)
    • Кирилл II (1759 — 1763)
    • Василий (Бркич) (1763 — 1765)
    • Каллиник II (1765 — 1766)
      • пятое Османское упразднение — сербские земли в составе Османской Империи входят в ведение Константинопольского Патриархата до 1879 года. Вне Османского владычества духовная жизнь Сербской Православной Церкви устраивалсь следующим образом:

    В Австрийской Империи:

    • В изгнании (Митрополиты Крушедольские), положение не определено
      • Арсений III (Черноевич) (1690 — 27 октября 1706) патриарх б. Печский
      • Исаия (Джакович) (нач. 1708 — 20 июля 1708)
      • Стефан (Метохияц) (1708 — 1709)
    • Митрополиты Карловацкие, автономия Печского Патриархата
      • Софроний (Подгоричанин) (23 апреля 1710 — 7 января 1711)
      • Христофор (Димитриевич) (1711 — 16 ноября 1712)
      • Викентий (Попович) (1712 – 1725)
    • Митрополит Белградский, автономия Печского Патриархата
      • Моисей (Петрович) (1721 — 1726)
    • Митрополиты Белградские и Карловацкие, автономия Печского Патриархата
      • Моисей (Петрович) (1726 — 1730)
      • Викентий (Йованович) (1731 — 1737)
    • Митрополиты Карловацкие, автономия Печского Патриархата, затем независимы, положение не определено
      • Арсений IV (Йованович-Шакабенда) (1737 — 1748) патрирах, б. Печский
      • Исаия (Антонович) (1748 — 1749)
      • Павел (Ненадович) (1749 — 1768)
      • Иоанн (Джорджевич) (1769 — 1773)
      • Викентий (Иоаннович-Видак) (1774 – 1780)
      • Моисей (Путник) (1781 – 1790)
      • Стефан (Стратимирович) (1790 — 1836)
      • Стефан (Станкович) (1837 — 1841)
      • Иосиф (Раячич) (1842 — 3 февраля 1848)
    • Патриархи Карловацкие, независимы, положение не определено
      • Иосиф (Раячич) (3 февраля 1848 — 30 февраля 1861)
        • Самуил (Мажиревич) (1861 — 20 июля 1864) в/у
      • Самуил (Мажиревич) (20 июля 1864 — 1870)
      • Прокопий (Иванкович) (1874 — 1879)
      • Герман (Анделич) (1881 — 1888)
      • Георгий (Бранкович) (1890 — 1907)
      • Лукиан (Богданович) (1908 — 1913)
    • Митрополиты Дабро-Боснийские, автономия Константинопольского Патриархата
      • Савва (Косанович) 1881–1885
      • Георгий (Николаевич) 1885–1896
      • Николай (Мандич) 1896–1907
      • Евгений (Летица) 1907–1920

    В Черногории:

    • Митрополиты-князья, Владыки Черногорские, независимы, совмещают духовную и светскую власть, положение не определено, рукополагались в России
      • Савва II (Петрович-Негош) (1735 — 1781)
      • Арсений (Пламенач) (1781 — 1784)
      • Свт. Петр I (Петрович-Негош) (13 октября 1784 — 18 октября 1830)
      • Петр II (Петрович-Негош) (1830 — 1851)
      • Даниил II (Петрович-Негош) (1851 — 1852)
    • Митрополиты Черногорские, независимы, положение не определено
      • вдовство кафедры (1852 — 1858)
      • Никанор (Иванович-Негош) (1858 — 1860)
      • Иларион II (Роганович) (1860 — 1882)
      • Виссарион III (Любиша) (1882 — 1885)
      • Митрофан (Бан) (1885 — 1920)

    В Сербии:

    • Митрополиты Белградские, автономия Константинопольского Патриархата
      • Петр (Йованович) (1833 — 1859)
      • Михаил (Йованович) (1859 — 1879)
    • Архиепископы Белградские, Митрополиты Сербские, автокефалия
      • Михаил (Йованович) (1879 — 1881)
      • Моисей (Вересич) (30 октября 1881 — 1883) местоблюститель
      • Феодосий (Мраович) (1883 — 1889)
      • Михаил (Йованович), 2-й раз (1889 — 1898)
      • Иннокентий (Павлович) (февраль 1898 — 1905)
      • Димитрий (Павлович) (1 сентября 1905 — 25 ноября 1920)

    Архиепископы Печские, Митрополиты Белградские и Карловацкие, Патриархи Сербские

    • Димитрий (Павлович) (25 ноября 1920 — 1930)
    • Варнава (Росич) (12 апреля 1930 — 23 июля 1937)
    • Гавриил (Дожич) (21 февраля 1938 — 7 мая 1950)
    • Викентий (Проданов) (1 июля 1950 — 5 июля 1958)
    • Герман (Чорич) (14 сентября 1958 — 27 августа 1990)
    • Павел (Стойчевич) (1 декабря 1990 — 15 ноября 2009)
      • Амфилохий (Радович) (15 ноября 2009 — 22 января 2010) местоблюститель, митр. Черногорский
    • Ириней (Гаврилович) (с 22 января 2010)

    История

    Основная статья: История Сербской православной церкви

    Возникновение церковной организации в Сербии

    На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

    По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мутимира византийский император Василий I Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

    Первый период автокефалии XIII—XVIII века

    В 1219 году с согласия «никейского» (в Константинополе тогда была Латинская империя) патриарха Мануила I Сербскую Церковь возглавил автокефальный архиепископ. Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

    После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233—1263) перенёс кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Пече, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

    На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

    При османском владычестве

    В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

    Печский патриархат был восстановлен в 1557 году и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

    Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Пече, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

    Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной границы и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. С 1870-х у Трансильванской и Буковинской митрополия появилась широчайшая автономия.

    С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

    В Княжестве и Королевстве Сербия

    По обретении Сербией автономии в составе Османской империи (1815), в Белграде, в январе 1832 года, под юрисдикцией Константинопольского патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Княжества (после Берлинского конгресса), Белградская митрополия в 1879 году получила автокефалию от Константинопольской патриархии.

    Восстановленная православная церковь вскоре оказалась подчинена государству. В 1862 году в Сербии был принят Закон об органах церковной власти православной веры, который предусматривал, что члены консисторий должны были утверждаться князем (как и работники их канцеляриций), приносить ему клятву как гражданские судьи и соблюдать общегражданские законы. Кроме того, консистории были обязаны соблюдать общегосударственные законы и получали жалованье как чиновники. Кроме того, этот закон ограничил церкви и монастыри в праве распоряжения недвижимым имуществом — для его продажи, покупки, дарения, сдачи в аренду требовалось согласие министерства. Закон также ограничил права Архиерейского собора, любое важное решение которого, теперь должно было утверждаться в Министерстве просвещения и религиозных дел. Даже выбранный собором новый архиепископ не мог быть хиротонисан пока не будет утвержден князем. Раз в три года каждый архиерей должен был объехать свою епархию и отчет о поездке направить Архиерейскому собору, который передавал его Министерству.

    В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. В 1882 году контроль над церковью был ужесточен — теперь митрополита избирал не собор, а специальный орган, включавший Архиерейский собор и представителей гражданских властей (министра просвещения и религиозных дел, председателей Государственного совета и кассационного суда, а также пять членов Скупщины). После избрания митрополит должен был быть утвержден в сане королём. Архиереи стали получать государственное жалованье в 10 тыс. динаров в год. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882—1888). Недовольные архиереи были сняты с должностей, а их епархии в 1886 году упразднены королём. С изменением политической ситуации (отречение короля Милана от престола) в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.

    В 1890 году был принят новый Закон о церковных властях восточно-православной церкви, который провозгласил православие государственной религией страны и зафиксировал деление Сербии на пять епархий. Архиерейский собор снова состоял только из архиереев, но подчинение их королевской власти сохранялось: для поездки митрополиту или епископу за границу требовалось разрешение от короля, епископ до хиротонии должен был быть утвержден королём, а после неё назначался на епархию королевским указом. Закон 1890 года закрепил избрание митрополита Архиерейским собором, но с участием государственных чиновников и с утверждением королём избранного кандидата. Также закон зафиксировал обязательное государственное жалованье архиереям. Этот закон с некоторыми изменениями действовал до 1918 года.

    По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

    В Королевстве Югославия

    Сербская православная церковь в Королевстве Югославия (сербохорв.)русск.

    По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Королевство Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии (Босния и Герцеговина; Хорватия; Словения; Банат, Бачка и Баранья), в соответствии с решениями конференций сербских епископов и с согласия Синода Вселенской патриархии, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь, которое получило государственно-правовую санкцию указом регента Александра Карагеоргиевича 17 июня 1920 года. 12 сентября 1920 года, день Собора сербских святых, в Сремски-Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской (Печской) патриархии. В состав восстановленной патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

    Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета. С начала 1920-х гг. в Югославии, чисто сельской тогда стране, до того не имевшей учреждений высшего богословского образования, находилось значительное число (около 44 тысяч в начале 1920-х гг.) беженцев из России, большинство из которых были лица с высшим и средним образованием образованием: военные, учёные, духовенство во главе с митрополитом Киевским Антонием Храповицким. Русским архиереям во главе с митрополитом Антонием (который в свое распоряжение получил дворец Карловацких патриархов) было дозволено создать в Сремских Карловцах собственный церковный центр, который с половины 1920-х годов притязал на юрисдикцию над всеми русскими приходами и епархиями за пределами СССР (известен как «карловацкий синод»).

    В 1929 году Сербская православная церковь была формально отделена от государства, но при этом осталась под контролем монарха: король сохранил право утверждать епархиальных архиеерев, а по закону 1930 года в выборах патриарха участвовали не только архиереи, но и государственные чиновники.

    В 1930-е годы Сербская патриархия активно противодействовала сближению Югославии с папством. Особенно жесткая борьба разгорелась вокруг конкордата, заключенного со Святым престолом и ратифицированного скупщиной Югославии в июле 1937 года по предложению регента Югославии Павла Карагеоргиевича. Против конкордата выступил патриарх Варнава Росич в меморандуме, направленном 3 декабря 1936 года премьер-министру Югославии Стоядиновичу. 24 июля скончался патриарх Варнава; его похороны превратились в массовую антиправительственную демонстрацию. В итоге, конкордат был де-факто отменен, так как не был послан для утверждения в сенат и не получил силу закона.

    21 февраля 1938 г. на патриарший престол был избран Гавриил Дожич.

    В период Второй мировой войны

    Основная статья: Сербская православная церковь во Второй мировой войне См. также: Хорватская православная церковь

    Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

    В СФРЮ

    Сербская православная церковь в СФРЮ (сербохорв.)русск.

    Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

    После распада Югославии

    После распада Югославии, в том числе и выхода Черногории из союза с Сербией (2006), Сербская патриархия продолжает притязать на юрисдикцию над всеми православными христианами во всех странах на территории бывшей Югославии, невзирая на существование неканонических Черногорской православной церкви и Македонской православной церкви (единственной признанной государством православной организации в Северной Македонии). В интервью газете «Политика» в феврале 2019 года (вскоре после дарования автокефалии Церкви Украины) Вселенский патриарх Варфоломей в ответ на вопрос о том, нет ли у него намерения изменить положения патриаршего томоса, данного Сербской церкви в 1920 году, заявил следующее: «Разница в отношении Украины, канонически и экклезиологически (церковно), состоит в том, что Россия вторглась и оккупировала Киевскую митрополию, которая ей никогда не была уступлена, в то время как Сербии принадлежит всё, что она имеет, и канонически и экклезиологически. Это означает, что Вселенский Патриархат не намерен вносить изменения в Устав Сербской Православной Церкви или изменять её границы — без наличия согласия и сотрудничества.»

    Примечания

    1. Штольц Б. Нация и язык: влияние русского языка на развитие сербохорватского и болгарского языков. // Славянские и балканские культуры XVIII—XIX вв. Советско-американский симпозиум / Отв. ред. В. И. Злыднев. — М.: Институт славяноведения и балканистики, 1990. — С. 38
    2. Хулап В. Ф. Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
    3. см. Список ныне живущих архиереев Сербской православной церкви
    4. 1 2 3 История Сербской Церкви
    5. 1 2 3 Радован Пилипович. Сербы в богословских учебных заведениях России во второй половине XIX века — мнениецарского дипломата Архивировано 15 марта 2016 года.
    6. 1 2 3 Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 16
    7. 1 2 3 Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 17
    8. 1 2 3 4 Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 18
    9. Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 19
    10. Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 20
    11. Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 20 — 21
    12. Ukaz regenta Aleksandra Karađorđevića o ukidanju Crnogorske crkve
    13. Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. проект портала Православие.Ru
    14. к. и. н. Елена Бондарева. Русская эмиграция в Югославии (1920–1945)
    15. Колиненко Ю.В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 21
    16. Масленникова Н.В. Священномученик Варнава, патриарх Сербский // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 4. — С. 136
    17. Между сербом и хорватом. 24.10.2001.
    18. Нисам „источни папа”. // «Политика», 21.02.2019.
    19. Документ Межсоборного присутствия «Церковнославянский язык в жизни РПЦ XXI века» и опыт подобной дискуссии в других славянских церквах. psmb.ru. Дата обращения 29 июля 2016.

    > Литература

    • Скурат К. Е. Сербская Православная Церковь // История Поместных Православных Церквей

    Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс

    По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература.

    Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт.Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из cыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.

    В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины.

    По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Cв. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца – св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

    В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников – подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

    После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Cаввой был основан знаменитый Печьский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св.Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт.Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере.

    Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю – в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св.Георгия в Аконе и св.Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево.

    Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому свт. Арсений Сремец перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя свв. Апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жиче. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Сербских архиепископов не была окончательно перенесена в Печ.

    Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324- 1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских».

    После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печьские патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.

    С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия.

    Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года.

    Патриарх Арсений III (Черноевич) Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печьской патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

    Сербы Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии,и далматинская епархия была подчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначально находилась в Шибенике, а с 1841г. переместилась в Задар. В 1871г. была открыта еще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним из епископов Задарских был магистр Киевcкой духовной академии Никодим Милаш, чей капитальный труд «Курс православно-церковного права» имеется в русском переводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту.

    За время Первой мировой войны СПЦ потеряла около трети своего духовенства. В общей сложности погибло и умерло свыше 1000 священнослужителей. После окончания войны было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в границах которого оказались все части Сербской Церкви. Вне границ нового государства (с 1929 года – королевство Югославия) остались только три епархиальных центра: Темишоар (Румыния), Будапешт (Венгрия) и Задар (захваченный Италией), а также Скадар с окрестностями (Албания) и сербские церковные общины в Вене, Триесте, Риеке, Америке и Канаде.

    Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. Для объединения было необходимо решить вопрос о юрисдикции Далматинской и Боко-Которской епархий, принадлежавших к Буковинско-Далматинской митрополии и сербских епархий в Боснии и Герцеговины, Южной и Старой Сербии, подчинявшихся Константинопольской Патриархии. Работой по объединению занимался специальный комитет носивший название «Центральный Архиерейский собор объединения Сербской Церкви». Председателем этого комитета стал митрополит Черногорско-Приморский Митрофан Бан.

    Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

    28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолонование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

    Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование патриархов происходило в древнем Печском монастыре.

    Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным.

    Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.

    После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосифа Броз Тито, и страдания Сербской Церкви не прекратились. Власти разрешили возвращение Сербского патриарха Гавриила на родину только в ноябре 1946 г. Прибыв 14 ноября в Белград, Патриарх сразу же столкнулся с многочисленными проблемами в организации нормальной жизни Церкви. Епископы и священники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму без всякого суда и следствия. Большое количество священников было убито. В окрестностях Аранджеловца был убит митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий. Епископ Бачский Ириней (Чирич) 17 месяцев содержался под домашним арестом. Уже после снятия ареста владыка был сильно избит и после тяжелой болезни скончался. Митрополит Скопльский Иосиф 18 месяцев находился в заточении в монастырях Жича и Любостиня, после чего он тяжело заболел. Митрополит Черногорско-Приморский Арсений (Брадваревич) и викарный епископ Хвостанский Варнава (Настич) прошли через многолетнее заключение.

    Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены всякой социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70.000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. Отнято большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. кое-где местные власти препятствовали клирикам осуществлять свое служение. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.

    На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравская епархия СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви.

    С возобновление нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник».

    Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова),который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию пренадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета » Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских патриархов более тридцати лет.

    В правление патриарха Германа осуществлялась реставрация и строительство храмов. Было построено новое здание Богословского факультета. Одной из главных заслуг патриарха Германа явилось открытие в 1964 году Семинарии во имя Св. Арсения в Сремских Карловцах. В монастыре Крка (Далмация) была открыта двухгодичная и пятигодичная семинарии. Возобновилась работа монастырской школы в Овчаре, а в 1967 году такая же школа открылась в монастыре Острог. В начале 1986 года начал свою работу Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Либертвилле (США). При Богословском факультете в Белграде открылся Богословский институт с двухгодичным курсом обучения. Развивалась издательская деятельность СПЦ . C 1965 г. снова стал выходить большой Церковный календарь, а с 1967 года новостной бюллетень Сербской патриархии «Православлье». Стало печататься детское издание «Светосавско Звонце»(«Святосавский колокольчик»). В 1968 года стал выходить богословский сборник «Теолошки погледи» (» Богословские взгляды»). Периодически на английском языке выходило обозрение «Српска Православна Црква у прошлости и садашньости» (» СПЦ в прошлом и настоящем»). За время патриарха Германа было основано несколько новых епархий. В то же время в СПЦ произошло два раскола: в 1963 году Американский, который был в последствии преодолен, и в 1967 году Македонский, продолжающийся до сих пор.

    В 1990 году Патриарх Герман, в связи с болезнью, был отправлен на покой. 1 декабря 1990 года новым предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел . Одним из первых дел нового предстоятеля СПЦ по вступлении на патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 было восстановлено долгожданное каноническое единство.

    Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными военными столкновениями на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Сербский народ был изгнан из многих районов на территории этих бывших республик СФРЮ вместе со своими епископами и священниками. В огне войны оказалось десять епархий Сербской Церкви. Как и во время Второй мировой войны разрушению подверглось большое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. При этом храмы, монастыри, церковные здания и православные кладбища, разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, так и после изгнания сербского населения в целях уничтожения памятников сербской культуры. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил КФОР. По официальным данным уже с июня 1999 года по настоящий день здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.

    Одновременно с этим во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни, было построено значительное число новых храмов и других церковных объектов. За время управления Сербской Церковью патриархом Павлом совершено большое количество епископских хиротоний. Основано несколько новых епархий. Возобновил свою работу ряд духовных учебных заведений. Не смотря на трудности происходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием является продолжающееся строительство в Белграде самого большого в Европе православного храма – собора Святого Саввы.

    В настоящее время в СПЦ насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь. Подготовка будущих священнослужителей и законоучителей осуществляется в шести семинариях: в Белграде, Сремских Карловцах, Нише (Призренская семинария перемещенная в 1999 году в г.Ниш), Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце. Действуют два богословских факультета — в Белграде и Либертвилле, а также Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье. В семинариях обучается более 1000 учащихся, а на богословских факультетах и академии более 1000 студентов. Помимо этих учебных заведений в 1993 г. Сербской Церковью была основана в Белграде Академия искусств и реставрации с несколькими отделениями – иконописи, фресковой живописи и реставрации.

    СОБОР СЕРБСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ

    Собор святых Cербских просветителей и учителей. Икона (XX-XXI вв.).

    Собор святых Cербских просветителей и учителей (в русской практике кратко именуется также как Собор Сербских святителей) — соборная память святых пастыреначальников Церкви Сербской

    Празднуется 30 августа

    Празднование Собору святых Cербских просветителей и учителей было соборно установлено в Сремских Карловцах в 1769 году . Службу Собору обычно приписывают Белградскому митрополиту Михаилу (Йовановичу), хотя вероятно части её были составлены ранее . Служба была впервые опубликована в предпринятом митрополитом Михаилом издании Сербляка 1861 года и без особых изменений перепечатана в Сербляке 1986 года. Перечень прославляемых в службе святых в наиболее сжатом виде представлен в следующем молитвенном воззвании (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни):

    Святии сербскии просветителие и учителие: Симеоне мироточиве, Савво равноапостолне, Арсение чудотворче, Савво вторый с Иоанникием, Евстафием и Иаковом премудрым, прехвальный Никодиме, Данииле, Ефреме, Иоанникие с пречудным Спиридоном; преславный Савво третий со Григорием богоносным; предивный Кирилле, Иоанне, Никоне, Макарие со праведным Максимом, вси бо раби блази и вернии, добри же делателие винограда Христова .

    В официальном календаре Русской Православной Церкви представлен немного сокращённый список Собора , в который входят:

    1. Свт. Савва I, архиеп. (+ 1237)
    2. Свт. Арсений I, архиеп. (+ 1266)
    3. Свт. Савва II, архиеп. (+ 1271)
    4. Свт. Евстафий I, архиеп. (+ ок. 1285)
    5. Свт. Иаков, архиеп. (+ 1292)
    6. Свт. Григорий, еп. Рашский (+ нач. XIV в.)
    7. Свт. Никодим, архиеп. (+ 1325)
    8. Свт. Даниил II, архиеп. (+ 1338)
    9. Свт. Иоанникий II, патр. (+ 1354)
    10. Свт. Ефрем, патр. (+ после 1395)
    11. Свт. Спиридон, патр. (+ 1388)
    12. Свт. Макарий, патр. (+ 1574)
    13. Сщмч. Гавриил I, патр. (+ 1659)

    Помимо этих святителей, в полный перечень упоминаемый в Сербляке входят также:

    1. Прп. Симеон Мироточивый (+ 1200)
    2. Свт. Иоанникий I, архиеп. (+ 1279)
    3. Свт. Савва III, архиеп. (+ 1316)
    4. Свт. Кирилл I, патр. (+ 1418/1419)
    5. Свт. Никон, патр. (+ ок. 1435)
    6. Свт. Иоанн, патр. (+ 1614)
    7. Свт. Максим Скоплянец, патр. (+ 1680)

    Собор Сербских святых. Фреска (XXI в.). Благовещенский храм монастыря Герцеговинская Грачаница. Требине, Республика Сербская.

    Из-за того, что в современном сербском языке слово «святитель» (светитељ) стало употребляться в смысле «святой», краткое название празднования — Собор Сербских святителей (Сабор српских светитеља) — обозначает «Собор Сербских святых». Это понимание закреплено в иконографическом сюжете, изображающем сонм сербских святых разных ликов святости и подписанном по-сербски «Сабор српских светитеља».

    Молитвословия

    Тропарь, глас 4:

    Первосвяти́телие Богоно́снии, отцы́ на́ши,/ я́ко просвети́телие се́рбстии,/ святи́и первопа́стырие и патриа́рси,/ и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний,/ столпи́ непоколеби́мии,/ Правосла́вия наста́вницы,/ Влады́ку всех Христа́ моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

    Кондак, глас 3:

    На престо́лех святи́тельских благоче́стно пожи́сте/ и лю́ди своя́ к богоразу́мию наста́висте,/ до́бре Бо́гу угожда́юще,/ сего́ ра́ди от Него́ нетле́нием и чудесы́ просла́влени бы́сте,// я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.

    • Темчин С. Ю., «Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)», SLAVISTICA VILNENSIS, 2018, № 63, с. 16:
    • Србљак, 1986, Београд, сc. 511-522:
    • «Собору Сербских святителей (тропарь и кондак)», сайт Андрея Хорликова Псаломщик. Богослужебные тексты и указания:

    Темчин С. Ю., «Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)», SLAVISTICA VILNENSIS, 2018, № 63, с. 16, , со ссылкой на Gil D., Serbska hymnografia narodowa, Kraków, 1995, 98, przyp. 78.

    Служба Собору во многом является переработкой песнопений Собору Московских святителей и святителю Никите Новгородскому, а также содержит ряд других влияний. Подробнее см. Темчин С. Ю., «Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986)», SLAVISTICA VILNENSIS, 2018, № 63, с. 16, .

    Србљак, 1986, Београд, c. 514,

    «30 августа», Русская Православная Церковь. Православный церковный календарь на 2018 год,

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *