Сеять разумное доброе вечное

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Анализ стихотворения «Сеятелям» Некрасова

Гражданская лирика – одно из основных направлений в творчестве Николая Алексеевича Некрасова.

Стихотворение написано в 1876 году. Его автору в эту пору исполнилось 55 лет, он доживает свой последний год, смертельно болен. Позади активная литературная с политическим подтекстом жизнь, работа в «Современнике» и «Отечественных записках». По жанру – гражданская лирика, по размеру – дактиль со сложной рифмовкой, смежной и охватной, 4 строфы. Только одна рифма закрытая. Лирический герой – сам автор, обращается он от имени всего прогрессивного человечества. Интонация меняется по ходу стихотворения. Вначале вопросительная, взыскательная, затем вдохновляющая на труд. Какого рода «знанья» поэт просит сеять? Безусловно, и просветительские, образовательные. Но также и демократические. Именно таким было его собственное творчество. Стихотворение полнится высоким пафосом, призывом потрудиться на «ниве народной». Он сетует, что до сих пор мало выискалось охотников сеять «разумное, доброе, вечное» (это один из самых известных некрасовских афоризмов). Неужели «почва бесплодна»? Герою трудно поверить в это. Значит, «худы семена», мало энтузиазма. Сеятели, похоже, сами не верят в то, что проповедуют, не способны к самоотречению. «Где же вы, умелые?» Отстающих, сомневающихся «двиньте вперед». Анафора, как завет от умирающего писателя: сейте! В заключительных строках он обещает всем потрудившимся «сердечное спасибо» от «русского народа». Многоточие в финале – признак волнения. Поэт тщетно силится разглядеть светлое будущее, которое, он твердо в этом убежден, наступит в России. Произведение воспринимается своеобразным завещанием, последней волей Н. Некрасова всем тем, кто прислушивается к нему, считает его авторитетом. Это реалистичное стихотворение аллегорично. Под видом сеятелей выступают просветители. Поэт дает развернутое сравнение их деятельности с хлебопашеством. Почва готова, брошены семена, остается только возделывать всходы, оберегая их от тлетворных влияний. Кошницы (корзины) полны жита. Еще несколько лексических повторов: робко, робок. Еще анафора: где же вы. Благодарность от сердца к сердцу – вот награда, ожидающая тех, кто будет верен своим идеалам.

Умирающий писатель продолжает созывать лучшие силы и умы России для работы на благо народное. В произведении «Сеятелям» он подтверждает неизменность своих политических взглядов, приверженность идеалам молодости.

Примеры

Стивен Кинг

«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 6, гл. 13:

«Я проглядываю исписанные листы, перекладываю их дрожащими, в почечных бляшках руками и думаю: а есть ли в написанном какой-то смысл, как в тех книгах, которые должны сеять доброе и вечное?»

Гиляровский Владимир Алексеевич (1855 – 1935)

«Москва и Москвичи» (1926 г.), Студенты:

«Тогда ходило по рукам много нелегальных стихотворений. Вот одно из них:

СЕЙТЕ!

«Сейте разумное, доброе, вечное».
Сейте студентов по стогнам земли,
Чтобы поведать все горе сердечное
Всюду бедняги могли.
Сейте, пусть чувство растет благородное,
Очи омочит слеза, —
Сквозь эти слезы пусть слово свободное
Руси откроет глаза,
Пусть все узнают, что нравами грубыми
Стали опять щеголять,
Снова наполнится край скалозубами,
Чтоб просвещение гнать…»

Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)

«Артисты приехали» (1934 г.):

«Вот приезжает эта группа. Здравствуйте, пожалуйста. С петрозаводским приветом, так сказать. Сейте разумное, доброе, вечное.»

Илья Ильф (1897 – 1937) и Евгений Петров (1903 – 1942)

«Золотой телёнок» (1931 г.), ч. 1 гл. 6:

«Ах, дети, милые дети лейтенанта Шмидта, почему вы не читаете газет? Их нужно читать. Они довольно часто сеют разумное, доброе, вечное.»

ч. 1 гл. 8:

«Ладно, — сообщил Остап, прощаясь, — сейте разумное, доброе, вечное, а там посмотрим. Прощайте и вы, служивые! Бросьте свои масляные краски. Переходите на мозаику из гаек, костылей и винтиков. Портрет из гаек! В наш век пара и электричества! Замечательная идея!»

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

«Леший» (1890 г.), д. 4, 7:

«Желтухин. Благодарю вас, дорогой Александр Владимирович! В свою очередь позвольте мне выпить за вашу плодотворную ученую деятельность.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *