Шапка боярина

Годом написания этого известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно. Что же это за одежда?

Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере (Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды.

Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом («шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое»). Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда.

Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).

Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея.

Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку (еще одно название — кацавейку) крестьянские женщины надевали в праздничные дни.

Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной одеждой были, пожалуй, летники. Изначально это была и мужская, и женская одежда.

Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).

В этой сказке известного российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом — а дальше чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?

А это рукава-колокола летника. Если не держать руки согнутыми — могли и волочиться по земле, настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной (преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были равны длине самого летника, в ширину — половине длины, вот какие рукава! От плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.

Летники были легкой верхней одеждой, шились без подкладки, само название известно с I486 года. Называли их также и холодники — именно в силу того, что это была одежда легкая. У бояр и дворян был особый вид холодника — ферязь (само слово арабского происхождения). Ферязь, таким образом — также старинная русская одежда, мужская и женская (ферезея), весьма широкая, до трёх метров в подоле, а длиною почти до лодыжек, без воротника и с длинными рукавами, свисающими до земли. Именно благодаря ферязи появилось знакомые всем выражения «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — очень непрост был сам процесс надевания одежды с такими рукавами.

Ферязь — праздничная одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) — к каждому празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди.

Разновидностей ферязи было множество («Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые»). Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи.

К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха (соболь, горностай, бобр) — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен (само слово «опашень» — с 1359 года). Опашень (и женская опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.

Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии. Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.

А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово — персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» — высокий стоячий воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем. С тех пор и пошло выражение «ходить козырем», а вовсе не с эпохи распространения карточных игр.

В коротком очерке невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков. О сарафанах можно будет прочитать в следующий раз.

Теги: Российская Империя, одежда, история костюма, Русь, интересный факт, русская одежда

Шапки играли в костюме большую роль. В старину мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но обязательно с меховым околышем. Опушка из дорогого меха или даже наушники были отличительным признаком княжеских шапок.
Со временем шапка стала символом определенного социального слоя. Именно поэтому в помещении, в гостях, на приемах и даже перед государем шапки не снимали. Чем выше шилась шапка, тем знатнее был носивший ее боярин. Такое значение слова «шапка» и доселе сохраняется в пословице «По Сеньке и шапка». Высокие шапки означали знатность рода и сана. Приходя домой, дорогую шапку не бросали, а надевали на специальное приспособление, расписанное и являющееся украшением в доме. Оно называлось болванец.


Колпаки и шапки

В XV—XVII вв. шапки русской знати были четырех видов. Богатые люди, следуя восточным обычаям, дома на бритую голову надевали маленькую, расшитую золотым шитьем, бисером и жемчугом бархатную шапочку типа круглой или четырехгранной тюбетейки. Она называлась тафьей или скуфьей. Носили такие шапочки дома и не снимали даже в церкви. Специальное постановление церковного Собора 1551 г. запрещало входить в церковь в тафьях даже богатым людям.
Другой формой шапки был уже известный и ранее остроконечный колпак. Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого, с пристегнутым околышем, унизанным жемчугом и золотыми пуговками, драгоценными камнями. На передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой колпаки подбивали мехом, который выворачивали наружу широкой полосой. Колпаки делали с продольными разрезами спереди и сзади, которые окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Разновидностью колпака была шапка, которая отличалась от него совсем небольшими загнутыми вверх полями.
Третий род шапок — четырехугольная низкая шапка с меховым околышем из черной лисицы, соболя или бобра. Летом этот околыш пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом и хлопчатобумажной тканью. На шапке делали такие же прорехи, как и на колпаке. Верхушка ее была из вишневого, зеленого, червленого или черного сукна. Такие шапки носили бояре, дворяне, дьяки. Муромолка была похожа на предыдущую шапку, но повыше, с плоской тульей, несколько расширяющейся к голове. Вместо околыша шапка имела меховую лопасть в виде отворотов, которые спереди у тульи пристегивались в двух местах пуговицами. Делали ее из ткани, затканной узорами и расшитой бисером.
Четвертый род шапок — так называемые горлатные шапки, исключительная принадлежность князей и бояр. Горлатные шапки были высотой в целый локоть (около полуметра), составляли полную противоположность колпакам, вверху были шире, а книзу уже. Назывались они так потому, что делались из лучших мехов горла животных. Высокий верх тоже был из меха куницы или чернобурой лисицы. Спереди на шапке делали прореху, окаймленную вдоль образцами или плащами. С одной стороны от прорехи нашивали петли, изображающие какую-либо фигуру — змейку или львиную голову, а на другой — золотые пуговицы. Петли и пуговицы украшали жемчугом и камнями. Верх горлатной шапки отделывался золотой, серебряной или жемчужной кистью. Во время выхода боярин надевал тафью, на тафью колпак, на него уже горлатную шапку.


Бояре в шапках.
Фрагмент картины И. Я. Билибина «Стрельчиха перед царем и свитой»

Цитата сообщения KYKOLNIK Мужские головные уборы… 4. Тафья, горлатная шапка

Справедливости ради надо отметить, что эти головные уборы не относятся к народным.
Их носили только знатные мужи — князья и бояре.

Тафья — маленькая шапочка из сафьяна, сукна, атласа, бархата или парчи, украшенная золотом и жемчугом, прикрывавшая только макушку (как тюбетейка). Их носили только в комнате, и только знатные люди.

«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин

Павел Рыженко «Алексей Михайлович Тишайший»

Лебедев К. В. «К боярину с наветом» 1904

А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича» 1893

К.Е.Маковский «Боярин с кубком»

Журавлев Фирс Сергеевич «Автопортрет»

Ф.Г.Солнцев

К.Е.Маковский «Портрет старика» 1890

Бронников Федор Андреевич (1827 – 1902) «Любитель» 1881

К.Е.Маковский «Боярин»

К.Е.Маковский «Боярин»

К.Е.Маковский «Боярин с кубком»

Во время парадного выхода боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак — горлатную шапку. Вернувшись домой, напяливали последнюю на болванец, нарядно расписанный и служащий украшением в доме.

Шапка горлатная — меховой головной убор в локоть высотой, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Шапки горлатные обшивались лисьим, куньим или собольим мехом. Мех брался из горлышек, откуда и произошло название.

Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.

Павел Рыженко «Тайна царя Феодора Иоановича»

Андрей Рябушкин (1861–1904) «Ожидают выхода царя» 1901

Е.М.Бём «Буки из «Азбуки»»

* * *

Горлатную шапку пошили для Сеньки,
И взяли за шапку хорошие деньги.
А шилась горлатная шапка, бывало,
Из шкуры, что горло зверью закрывала.

Пусть Сенька с рождения не был атлетом,
Но значимость шапка давала при этом,
Ведь Сенька — боярин, он знатного рода,
И значит на голову выше народа.

Никто не считал его лобные пяди,
А шапка скрывала белесые пряди,
А может и плешь, коль такая имелась…
Но в шапке ему и гулялось, и пелось.

Боярское звание не было шатко,
Коль прочно сидела горлатная шапка,
А Сеньке жилось и доходно, и сыто,
Коль шапка по Сенькину званию сшита.

Вот мы поговорку с тобой получили,
Что в школьные годы еще заучили:
Что честь по заслугам, как шапка по Сеньке
Но честь не пошить, словно шапку, за деньги!

Н.Б.Шумов

Серия сообщений «Русский народный костюм»:
Часть 1 — Саккада
Часть 2 — Девичьи головные уборы. Перевязка, головодец

Часть 19 — Шапка в пословицах и поговорках
Часть 20 — Мужские головные уборы… 3. Треух, малахай, картуз
Часть 21 — Мужские головные уборы… 4. Тафья, горлатная шапка
Часть 22 — Народные головные уборы. Практикум

В старом крестьянском быту полотенцем называли полотнище домотканого холста, концы которого украшали вышитыми или ткаными узорами, кружевом, полосами узорного ситца или кумача, лентами. Полотенца, имеющие только бытовое назначение, называли утиральниками, утирками; как правило, они имели скромную орнаментацию. Для свадебного обряда готовились особенно нарядные полотенца. По традиции, каждая девушка должна была приготовить к свадьбе от 30 до 100 полотенец.

Одно из самых красивых полотенец, приготовленных невестой, завязывал на поясе

жених, полотенцами обвязывались и другие главные участники свадьбы15. На второй день после свадьбы новобрачная развешивала полотенца по стенам дома, чтобы родня мужа могла оценить трудолюбие и художественный вкус нового члена семьи.

Для свадебного ритуала предназначалось особое маленькое полотенце — ширинка, расшитое узорами.

Ширинкой невеста перед отъездом к венцу утирала слезы; ею жених обвязывал невесте правую руку, за которую выводил ее из родительского дома, отправляясь в церковь. Такой ширинкой могли связывать руки жениха и невесты во время венчания. В вышивке северных полотенец нашли отражение мифологические представления древнего аграрного культа славян. Особенно широкое распространение получили изображения солнечной ладьи с человеческой фигурой. В орнаментике свадебного полотенца XIX в. из Новгородской губернии (на странице слева, размер 284×39 см), по-видимому, воплощена легенда о солнечном божестве, совершающем свой ночной путь в золотой ладье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *