Шариат, что это?

Запреты для мусульман основаны на наиболее авторитетных источниках исламского права – в частности, на аятах Священного Корана и достоверных хадисах. Следовательно, совершение харамного считается грехом, а отрицание его запретности даже может вывести человека из ислама. Соответственно, если верующий избегает всё запретное, то ему за это, по воле Аллаха, записывается награда.

В зависимости от степени распространения негативного влияния харам бывает двух видов:

1. Харам гайри зульми – запретные действия, которые наносят вред лишь тому, кто их совершает. В этом случае человеку нужно сделать тауба (покаяние) перед Аллахом.

Наиболее распространённые грехи, относящиеся к этой категории:

  • ширк (как большой – придание Аллаху сотоварищей, так и малый – совершение благих дел напоказ);
  • отказ от выполнения обязательных с точки зрения ислама действий (фард и ваджиб);
  • употребление спиртных напитков, а также иных веществ, вызывающих опьяняющее и одурманивающее воздействие;
  • приём в пищу свинины, а также мяса других запрещённых животных, включая мертвечину;
  • занятие колдовством самому, а также прибегание к помощи гадалок и колдунов;
  • излишествование в чём-либо (исраф, расточительство);
  • азартные игры;
  • чрезмерная привязанность к мирскому;
  • намеренное нанесение увечий себе, а также проведение экспериментов над своей внешностью (пластические операции без медицинских оснований, пирсинг и так далее);
  • высокомерие (когда человек считает себя лучше других);
  • обращение к Аллаху с мольбой о нанесении вреда кому-либо;
  • ношение украшений из золота мужчиной;
  • лицезрение срамных частей тела других людей (порно, фото обнажённых женщин или мужчин);
  • намеренное употребление в пищу продуктов или медикаментов, которые могут нанести вред организму (с целью похудения или по иным причинам).

2. Харам зульми – действия, которые вредят не только самому грешнику, но и кому-либо из окружающих людей, а также иным живым существам. В случае совершения такого поступка человеку предписано компенсировать убытки пострадавшей стороне (наряду с покаянием перед Всевышним).

Самые распространённые грехи, относящиеся к хараму зульми:

  • убийство или причинение вреда здоровью другого человека;
  • аборт;
  • воровство;
  • жестокое обращение с животными;
  • обман во время финансовых сделок и иных случаях;
  • продажа бракованных или некачественных товаров;
  • оказание услуг не должным образом;
  • затягивание с выплатой долгов при наличии средств для этого;
  • задержка заработной платы без уважительной причины;
  • сплетни и распространение ложных слухов о других людях;
  • разглашение чужих тайн, указывание на чьи-либо недостатки;
  • обвинение человека в том, что он является «кяфиром» («неверующим»), не имея доказательств этого;
  • оскорбление других;
  • несправедливое отношение к своей жене/мужу или детям;
  • не выполнение ранее данного обещания;
  • совращение чужой супруги или мужа;
  • нарушение личного пространства других лиц (например, чтение личной переписки);
  • способствовать вражде среди людей в корыстных целях;
  • говорить недостойное о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) и его сподвижниках (р.а.).

А Аллах знает лучше!

Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии. Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения. Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.

Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт. В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».

Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.

Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть. При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью. Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут. О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков. Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».

Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии. В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.

Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.

Фарз

Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается. Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.

Фарз айн

«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».

«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».

«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».

«Одеваться по мере необходимости».

«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».

«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».

«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».

«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».

«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».

Фарз кифая

«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».

«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».

«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».

«Воспитывать сирот».

Важиб

Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.

«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».

«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».

«Сказать покупателю о недостатках своего товара».

«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».

«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».

«Вырабатывать в себе хороший характер».

«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».

«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».

«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».

«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».

Суннат

Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.

«Оказывать почет пожилым людям, ученым».

«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».

«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».

«Больному показаться врачу, проводить лечение».

Мустахаб

Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.

«За столом вести себя прилично».

«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».

«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».

«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».

«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».

«Выращивать полезные лесонасаждения».

«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».

«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».

«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».

«Научиться писать красиво».

Мубах

Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.

«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».

«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».

«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».

«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».

Харам

Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.

Харам зулми

«Бить животных по морде».

«Издеваться, пытать людей, живых существ».

«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».

«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».

«Использовать для своих целей имущество сирот».

«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».

«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».

«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».

«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».

«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».

«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».

«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».

«Бить слуг».

«Беспокоить соседа, вредить ему».

«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».

«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».

«Бранить, позорить ученого».

«Позорить и унижать бедных за их положение».

«Нарушать взятое обязательство, слово».

«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».

Харам гайри зулми

«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».

«Любить мирское только ради мирской жизни».

«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».

«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».

«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».

«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».

«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».

«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».

«Избирать на руководящие должности жестоких».

Макрух тахрими

Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.

«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».

«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».

«Мочиться против ветра».

«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».

«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».

«Держать в комнате собаку».

«Величать и почитать богатого за его положение».

«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».

«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».

Мустакрух

Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.

«Наблюдать за принимающим пищу».

«Есть очень много».

«Есть что-либо, приносящее вред организму».

«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».

«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».

«Жить в деревне, на селе, где нет врача».

«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».

ШАРИАТ
(араб. «аш-шар’а» — «Закон», «ясно установленный путь»), комплекс верований (‘а’ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм’ («единогласное мнение») общины и ийс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» (‘ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм’ и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов (см. ИСЛАМ), которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете. Степень влияния и его границы. Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.
Влияние доисламских обычаев. Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.
Наследование женщинами. Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570-632) включил их в систему наследования. «Завещает вам Аллах», — говорится в Коране (4:11), — «относительно ваших детей: (а) сыну — долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) — женщины, числом больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина». Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь — по одной шестой. Классификация действий и ее влияние на нормы шариата. В исламе все действия человека разделяются на «запрещенные» (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; «нерекомендуемые» (макрх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; «безразличные» (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; «рекомендуемые» (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; «обязательные» (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие. Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве. Коран и сунна как источники исламского права. Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1), — в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения. По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам — преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну — «закон», ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран — для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха. Четыре основные суннитские школы фикха. Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм’ («единогласие») и ийс («соизмерение»), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. «хириййа» — «люди явного») признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. «биниййа» — «люди скрытого»), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та’вл «толкования» последних. Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: «И треть — это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других». В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой — является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ. Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак. Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.
Абсолютный и ограниченный иджтихад. К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Был объявлен запрет на абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный вывод факихом новых правовых норм, противоречащих основаниям существующих мазхабов. Вместе с тем внутри имевшихся правовых школ свобода нормотворчества сохранилась. Верующий может прибегнуть к фетве, или решению муфтия — знатока исламского права. Чтобы санкционировать намеченное действие или решить спорный вопрос, муфтий должен посредством кийас («соизмерения») вывести авторитетное обоснование из примеров, содержащихся в руководствах для верующих данного мазхаба. Если авторитетные тексты недвусмысленно высказываются против задуманного действия, муфтий все-таки может найти ему оправдание при помощи одной из многочисленных уловок. Предположим, какой-то человек захотел, чтобы его имущество было разделено после смерти среди его детей иначе, чем этого требуют сложившиеся правила. В рамках законодательства о наследовании такая возможность отсутствует. Однако в рамках законодательства о благотворительных фондах (вакфах) он может учредить семейный вакф (при одном обязательном условии: если линия его потомков прервется, весь доход будет роздан среди бедных). Вместе с тем он может назвать определенных детей и их потомков пожизненными получателями дохода с переданного в вакф имущества.
Шариат и современное общество. Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата. В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов. См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
ЛИТЕРАТУРА
Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1850 (репринт) Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ), тт. 1-3. Ташкент, 1911-1912 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959 Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII-XIII в. — В кн.: Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982 Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986 Сюкияйнен Л.Р. Средневековая мусульманская политико-правовая мысль. — В кн.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986 Ал-Хушани, Мухаммад. Книга о судьях. М., 1992

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *