Схема иерархии

Скачать в других форматах:

Дональд Ферберн

Иными глазами…

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Всеобщая структура Православной Церкви

В отличие от Католической Церкви, халкидонские православные Церкви организованы в поместные общины (см. десятую главу). Некоторые из них за их древность, численность или значимость почитаются более других, но это вовсе не означает, что такие Церкви получают какую-то власть над другими. Шмеман следующим образом поясняет, как Вселенское Православие может быть организовано в иерархию без того, чтобы какая-либо определенная Церковь подчинялась другой Церкви:

Отсутствие «юрисдикционного» подчинения одной Церкви другой, одного епископа другому не значит, что не существует иерархичности и порядка. В раннем каноническом Предании этот порядок соблюдался разными уровнями первенства, т.е. епископских и церковных центров, или очагов единства. Но опятьтаки, первенство не есть «юрисдикционный» принцип. Если, согласно известному 34-му апостольскому правилу, епископы повсеместно должны признавать первого среди них, то же правило, утверждая это первенство, ссылается на Святую Троицу, в которой есть «порядок», но отнюдь не «подчинение». Функция первенства — выражать единство всех, быть его проводником и глашатаем.

Поэтому, так же как епископы выражают единство Церкви без подчинения мирян самим себе, так же и более почитаемые Церкви выражают единство всей Церкви, но при этом ни они, ни их епископы не стоят «над» другими Церквами или епископами. Как говорит Шмеман, такое понимание иерархичности основано на порядке в Троице, в Которой Бог-Отец занимает первенствующее положение как Источник Божества и объединяющая Первопричина, но при этом Бог-Сын и Бог-Дух не находятся у Него «в подчинении».

Согласно такому пониманию, первенство старшинства и чести среди православных Церквей принадлежит четырем древним патриаршествам, которые были центрами восточного христианства в Ранней Церкви: Константинопольское, Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское. Помимо них, существует также одиннадцать Церквей, которые называются «автокефальными» и являются национальными, кроме Афонского монастыря. Следующими по старшинству идут шесть Церквей, которые называются «автономными», но которым еще не присвоен статус «автокефальных». И, наконец, Церковные области в православном «рассеянии» (главным образом состоящие из иммигрантов, живущих за пределами исторически православных регионов), каждая из которых находится под юрисдикцией одной из автокефальных Церквей. Итак, всеобщая организационная структура Православной Церкви выглядит следующим образом:Древние патриаршества: Константинопольское, Александрийское, Антиохийское, Иерусалимское

Автокефальные Церкви:

Русская (Московский патриархат), Румынская,

Сербская, Греческая, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Чешская, Словацкая, Польская, Албанская и Афонский монастырь

Автономные Церкви:

Финская, Китайская, Японская, а также три Русские Православные Церкви (Зарубежная Русская Православная Церковь, Русская Православная архиепископия в Западной Европе и Русская Православная греко-католическая

Церковь Америки).

Здесь необходимо обратить внимание на то что, несмотря на утверждение, что ни одна Церковь не имеет власти над другой Церковью, все же «юрисдикционная» борьба в Православии присутствует. Существует несколько Церквей, которые официально находятся под юрисдикцией одной из автокефальных Церквей, но в то же время требуют присвоения им автономного статуса. Такими Церквами являются Украинская Автономная Православная Церковь и Македонская Православная Церковь.

Православное духовенство

Иерархия Православной Церкви называется «трехчинной», поскольку состоит из трех основных церковно-иерархических ступеней: епископ, священник и диакон, которые относятся к высшей степени клира. В зависимости от отношения к браку, духовенство подразделяется на две категории — «белое» и «черное», имеющие соответствующего цвета одежды. Представители «белого» духовенства обычно являются приходскими священниками и состоят в браке. «Черное» духовенство в брак не вступает и имеет право посвящаться в епископский сан. Никто из духовенства после посвящения в духовный сан права на женитьбу не имеет. Поэтому решение относительно женитьбы необходимо принять еще до посвящения в сан диакона, т.е. заранее выбрать категорию духовенства — «белую» или «черную». Если у священника из «белого» духовенства умирает жена, то он также не имеет права жениться во второй раз. К низшей степени клира относятся церковнослужители (причетники): иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы и пономари, находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви.

Среди православного духовенства существует структура церковных званий. К сожалению, использование их в Православии не всегда является последовательным. Ниже в виде таблицы представлены церковные звания и их значение в Греческой и Русской Православных Церквах:

Церковное звание в Греческой Православной Церкви в Русской Православной Церкви

Патриарх Глава группы автокефальных Церквей То же

Митрополит Почетное звание епископа Епископ столичного города или автокефальной Церкви

Архиепископ Епископ столичного города или автокефальной Церкви Почетное звание епископа

Архимандрит Почетное звание священникамонаха То же

Игумен Настоятель монастыря Почетное звание, которым может быть награжден любой священник-монах

Архиерей Почетное звание, равное званию архимандрита, которым награждается священник не монах То же

Протопоп То же что и архимандрит То же

Иеромонах Священник-монах То же

Иеродиакон Монах-диакон То же

Архидиакон Почетное звание иеродиакона То же

Протодиакон Почетное звание диакона не монаха То же

Православный литургический календарь

В третьей главе мы говорили об основных православных праздниках. Однако, для того, чтобы в праздниках было легче ориентироваться, лучше будет представить их в виде таблицы. Первая дата соотносится с григорианским календарем, а вторая — с юлианским, которого придерживается Православная Церковь в Иерусалиме, России и Сербии.

Название праздника Дата Значение праздника

Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Православный христианский год начинается с праздника Рождества того, кто родил Иисуса

Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября Празднуются важные исторически события, относящиеся к Кресту

Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря) Празднование полного посвящени Марии Богу и ее готовности исполнить свое призвание

Рождество Христово 25 декабря (7 января) Празднование воплощения Христа

Крещение Господне. Богоявление 6 января ( 1 9 января) Празднование крещения Иисуса Христа

Сретение Господне 2 (15) февраля Празднование принесения Иосифом и Марией младенца Иисуса в храм

Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) Празднование благой вести архангела Гавриила Марии о том, что она родит Мессию

Вход Господень

в Иерусалим За неделю до Пасхи Въезд Иисуса Христа в Иерусалим как Царя Иудейского

Пасха Самый главный праздник

православного христианского года

празднование воскресения Христа

Вознесение

Господне Через 40 дней

после Пасхи Празднование завершения дела

Христа на земле и Его вознесения к Отцу и Святому Духу

День Святой Троицы. Пятидесятница Через 50 дней после Пасхи Празднование рождения Церкви через сошествие Духа Святого

Преображение Господне 6(19) августа Празднование откровения

апостолам Божественной славы Христа

Успение

Пресвятой

Богородицы 15(28) августа Празднование смерти и

воскресения (через 3 дня) Марии

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВИЕМ

Ugolnik, Anthony. The Illuminating Icon. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1989.

Антоний Угольник (род. в 1944 г.) — американский русский во втором поколении, выросший в православной семье. Ветеран войны во Вьетнаме. В настоящее время преподает английскую литературу в колледже Франклина и Маршалла (Franklin and Marshall College), штат Пенсильвания. Будучи и американцем и русским одновременно, хорошо знает западную и восточную культуры. Главная идея его замечательной книги заключается в следующем: восточный и западный (а в частности, русский и американский) подходы к оценке окружающей действительности обусловлены их культурами, однако являются приемлемыми каждый в собственном культурном контексте. Хотя я не вполне согласен с утверждением Угольника о том, что культура носит нейтральный характер, все же его книга окажет читателю неоценимую помощь в понимании западного и восточного воззрений на христианские истины.

Ware, Kallistos. The Orthodox Way. Oxford: A. R. Mowbray & Co., 1979.

Каллист Уэр (род. в 1934 г.), англичанин. В 1958 г. перешел из Протестантизма в Православие и стал монахом, а затем епископом. Преподает в Оксфорде восточное богословие и литургию. В этой удобочитаемой книге он рассматривает христианскую жизнь как следование от земного мира к Царству Божьему, составляющее сердце православной духовности. Хотя Уэр недостаточно внимания уделяет вопросам, которыми озабочены относительно Православия евангельские христиане (а именно, молитвы к святым и почитание икон во время богослужения), все же он рассматривает Православие таким образом, что евангельский христианин начинает понимать православное богословие и сравнивать его с богословием евангельских христиан.

The Divine Liturgy of Saint John Chrysostom. Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1985.

Литургия является выражением православного Предания, которое имеет самое значительное влияние на православных христиан. Это издание включает в себя греческий текст Божественной Литургии Иоанна Златоуста.

Леонид Успенский (1902-1987) и Владимир Лосский (1903-1958) являлись членами Парижского общества, которое в XX веке было оплотом возрождения русской православной мысли, после того как в результате большевистской революции эти великие русские мыслители были изгнаны из России. В этом обществе Успенский отличился как иконописец и ученый в области иконографии, а Лосский проявил себя как величайший русский православный богослов XX века. Их книга является не просто защитой икон, но и богословски развитым объяснением важности икон в жизни Православной Церкви. В книге описываются иконы в порядке их размещения в православной церкви, что помогает читателю понять, какую пользу через участие в богослужении получает хорошо осведомленный в вопросах веры православный христианин. Книга также включает в себя детальный анализ разных типов икон с тем, чтобы показать, каким образом иконографическая традиция передает духовные качества обоженых святых. Поскольку эта книга представляет собой зрелый православный богословский взгляд на иконы, тем евангельским христианам, которые зачастую рассматривают иконы как идолов, будет особенно полезным прочитать ее.

Meyendorff, John. Catholicity and the Church. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1983.

Иоанн Мейендорф (1926-1992 гг.) также являлся членом Парижского общества. В 1949 г. окончил Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, который является одним из главных центров русской православной мысли со времени его основания в 1925 г. Иммигрировав в Штаты, он становится профессором Церковной истории и патристики в Свято-Владимирской Русской Православной семинарии в Нью-Йорке. В 1984 г. он становится деканом семинарии, сменив на этом посту покойного Александр Шмемана. Книга Мейендорфа является хорошим введением в православное понимание Церкви, а также включает в себя рассуждение о Церкви как месте действия Святого Духа и о «соборности». Он также дает историческое обоснование организационной структуре Православной Церкви.

Schmemann, Alexander. For the Life of the World: Sacraments and Orthodoxy. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1973.

Александр Шмеман (1921-1983 гг.), как и Мейендорф, получил образование в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже, а позже преподавал литургическое богословие в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В своей книге он дает тщательное объяснение сакраментальной природы Церкви посредством скрупулезного изучения Евхаристии и других таинств. Главной идеей его книги является радость, к которой призвана Церковь, та радость, которая наиболее полно осуществляется в Евхаристии.

Lossky, Vladimir. The Mystical Theology of the Eastern Church. Cambridge, England: James Clark & Company, 1957.

Хотя эта книга не легкая для чтения в силу сложности языка и терминологии, тем не менее, она является самым значительным исследованием XX века в области апофатизма православного богословия и мистического понимания «обожения». После того, как читатель ближе познакомится с православным богословием посредством чтения других книг, данная книга окажет ему неоценимую помощь в понимании мистического духа Православия.

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».

Староверы

  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Митрополит

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *