Схема вседневной утрени

Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

(30 голосов: 4.7 из 5)

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник

1-й умилительный

2-й бесплотным

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».

Вторник

1-й покаянный

2-й св. Иоанну

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».

Среда

1-й Кресту

2-й Богородице

«Слава Господи, Кресту Твоему честному»

«Пресвятая Богородице, спаси нас»

Четверг

1-й святым апостолам

2-й свт. Николаю

«Святии апостоли молите Бога о нас»

«Святителю отче Николае моли Бога о нас»

Пятница

1-й Кресту

2-й Богородице

см. Среда
Суббота

1-й всем святым

2-й мертвенный

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».

ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

2-я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

2. Литургия

Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

4. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховне;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

2. Ипакои

3. Степенны антифоны.

4. воскресный прокимен на утрени.

5. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

6. Каноны на воскресной утрени:

Название канонов Припевы к тропарям канона
1-й Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему»
2-й Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению»
3-й Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

6. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

Приложения Октоиха

  1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
  2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
  3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
  4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
  5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
  6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
  7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.
  8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
  9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
  10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
  11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
  12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
  13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

Краткая история устава. История пра­во­слав­ного богослужения, страница 10

i 1., с.87.

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

? Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром, то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков», хор: «Аминь»,

Шестопсалмие, & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря, который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов — кафизм. Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы.

Вседневное (Будничное) богослужение

  • •Конспект по литургике
  • •Введение.
  • •Предисловие
  • •1.Виды Богослужения
  • •2.Место церковного Богослужения
  • •3.Происхождение храма
  • •4.Внутренний притвор
  • •5.Средняя часть храма
  • •6.Иконостас
  • •7.Алтарь и его принадлежности
  • •1. Священнослужители лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.
  • •2. Церковнослужители лица, получившие благословение прислуживать в церкви вовремя богослужения. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через хиротесию.
  • •1. «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши врага, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты».
  • •2. «Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим».
  • •1. При совершении Литургии;
  • •3) Ударение в «тяжкая» напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.
  • •1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября
  • •1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня
  • •Краткая история устава
  • •Взаимосвязь новозаветного христианского и ветхозаветного богослужений.
  • •Апостольский век.
  • •Центры церковной жизни, уставы которых легли в основу современного Типикона.
  • •Состав богослужения.
  • •Основные богослужебные тексты.
  • •Богослужебные круги и книги, им соответствующие.
  • •Порядок суточных служб по Часослову.
  • •Седмичный богослужебный круг.
  • •Годовой богослужебный круг.
  • •Краткий обзор богослужебных книг
  • •Приложения Минеи.
  • •Обозначения богослужебных книг, использованные в тексте.
  • •Службы суточного круга.
  • •Богослужебные часы
  • •Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.
  • •Краткая история состава службы часов.
  • •Краткая схема часов.
  • •Подробная схема вседневных часов
  • •Особенности последования вседневных богослужебных часов.
  • •Порядок чтения тропарей и кондаков на часах.
  • •Вседневное (Будничное) богослужение
  • •Вседневная (будничная) вечерня
  • •Краткая схема вседневной вечерни
  • •Подробная схема вседневной (будничной) вечерни
  • •Пояснения к схеме вседневной вечерни.
  • •Ектении́
  • •Количество стихир на «Господи, воззвах…»:
  • •Прокимен
  • •Вседневная (будничная) утреня
  • •Краткая схема вседневной утрени
  • •Подробная схема вседневной (будничной) утрени
  • •Пояснения к схеме вседневной утрени.
  • •Кафизмы
  • •Образ соединения канонов на утрени.
  • •Светильны
  • •Особенности вседневной вечерни и утрени, если в Минее служба двум малым святым.
  • •Воскресное всенощное бдение
  • •ВеликАя вечерня воскресного всенощного бдения
  • •Пояснения к схеме великой вечерни воскресного всенощного бдения.
  • •Катавасия.
  • •Образец — великАя вечерня воскресного всенощного бдения глас 6-й, 2-е июля, в Минее служба со славословием – Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • •Образец — великАя вечерня воскресного всенощного бдения глас 6-й, 5-е июля, святой с бдением (прп. Сергий Радонежский)
  • •Утреня воскресного всенощного бдения
  • •Образец — утреня воскресного всенощного бдения глас 6-й, 6-е июля, малый святой (прп. Сисой Великий)
  • •Образец — утреня воскресного всенощного бдения глас 6-й, 2-е июля, в Минее служба со славословием – Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • •Образец — утреня воскресного всенощного бдения глас 6-й, 5-е июля, святой с бдением (прп. Сергий Радонежский)
  • •Службы малых и средних праздников в Неделю.
  • •Святой «на 6» в Неделю.
  • •Служба со славословием в Неделю.
  • •Святой с полиелеем в Неделю.
  • •Святой с бдением в Неделю.
  • •Праздники Богородицы в Неделю.
  • •Недели (воскресные дни) годового круга,
  • •Особенности воскресного всенощного бдения, если в Минее служба двум малым святым.
  • •Особенности великой вечерни воскресной службы, если не совершается всенощное бдение.
  • •Службы малых и средних праздников в седмичные дни. Краткая история развития годового богослужебного круга.
  • •Великие праздники
  • •Средние праздники
  • •Малые праздники
  • •Служба святому «на 6».
  • •Служба со славословием.
  • •Краткая схема службы со славословием
  • •Полиелейная служба.
  • •Паремии.
  • •Величание.
  • •Служба с бдением.
  • •Краткая схема праздничного богослужения (святому)
  • •Утреня (праздничная)
  • •Уменьшение и увеличение знака праздника.
  • •Субботнее богослужение
  • •Виды субботних служб.
  • •Порядок совершения и особенности субботней службы напечатаны:
  • •Общие особенности субботней службы.
  • •Незаупокойная субботняя служба.
  • •Краткая схема незаупокойной субботней службы
  • •Заупокойная субботняя служба.
  • •Празднуемый святой в субботу.
  • •Великопостное богослужение
  • •Подготовительные Недели к Великому посту.
  • •Порядок суточных служб в седмичные дни Великого поста.
  • •Особенности богослужебных часов в седмичные дни Великого поста.
  • •Последование Изобразительных в седмичные дни Великого поста.
  • •Особенности вечерни седмичных дней Великого поста.
  • •Особенности утрени седмичных дней Великого поста.
  • •Песни троичны, образ их исполнения.
  • •Великопостные светильны, образ их исполнения.
  • •Канон великим постом
  • •Образ соединения
  • •Образцы песней без трипеснца.
  • •Особенности 3-й и 6-й песней без трипеснца
  • •Образцы песней с трипеснцем
  • •Особенности 2-й песни

Чинопоследование вседневной утрени

Свящ-к, облачившись в епитрахиль и фелонь, отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20). Затем «Слава, и ныне», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»… — «Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» — «Предстательство христиан непостыдное…».

Во время чтения псалмов и тропарей свящ-к совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Благословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветх Завете заповедано было Богом, «да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано» (Исх. 30, 7). После каждения Свящ-к входит в алтарь «южною страною», т.е. дверью, и кадит престол.

Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити свящ-ку братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением свящ-ка. «Долженствует же, — говорится в Типиконе, — внимати чтец и свящ-к, егда имать рещи: «Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения свящ-к произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: «Яко милостив…» свящ-к в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…».

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, косно). В нек-рых храмах, но не везде свящ-к в это время совершает каждение алтаря и всего храма.

После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием назыв-ся 6 избранных псалмов, а именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Оно предваряется след. литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангел. славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 пс: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых 3х псалмов шестопсалмия (т.е. 3, 37 и 62).

Эти 3 псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные 3 псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения 3х последних псалмов свящ-к выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12).

После шестопсалмия следует великая ектения «Миром Господу помолимся», после к-рой диакон произносит «Бог Господь…» со стихами.

Хор в ответ поет: «Бог Господь…» (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если свящ-к служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь» со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте.

Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом.

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в след. порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на «Слава, и ныне» — Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари 2м святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» — тропарь другому святому — (один раз) и на «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» — святому, «И ныне» — празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды).

Далее читается седален. Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы 2м празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3-й песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 пс, за к-рым следует канон.

Канон состоит из 9 песней. 1-й стих каждой песни называется ирмосом, т.е. «связью» — образцом для др. стихов, за ним следующих, к-рые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.

Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» явл-ся указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари 2-го и 3-го канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе неск-ких празднований. 11 глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью явл-ся ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия» — «схождение». В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В др. праздники, в т.ч. и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в качестве катавасии. В 19 главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами свящ-ка. Кроме того, эти же песни (т.е. 3-я, 6-я и 9-я) сопровождаются: 3-я — ипакои и седальном, 6-я — кондаком и икосом; 9-я — светильном и экзапостиларием.

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 глава).

Хор поет: «Величит душа моя Господа…».

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунад. праздники, их отдания, а также нек-рые др. дни поются особые припевы, начинающиеся словами «Величай, душе моя…». Об этом подробно рассказывается в 20 главе Типикона «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После 9-й песни, если совершается вседневная служба, поется «Достойно есть…», а затем — малая ектения. Малая ектения произносится свящ-ком в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектении положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая (16-я) глава «О светильных на утрене». По 9-й песни, после «Достойно» како глаголются в седмице; кроме недели». В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» — светилен Минеи, на «И ныне» — «Богородичен», а в среду и пятницу — Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется светилен Октоиха, на «И ныне» — Богородичен. Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, напр, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число к-рых, как и утренних воскресных Евангелий, 11.

Вслед за светильном — экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы.

«Хвалите Господа с небес…» (148);

«Воспойте Господеви песнь нову…» (149);

«Хвалите Бога…» (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, к-рое поется и к-рое читается на утрене. Славословие, к-рое поется, оканчивается пением ангел. песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, к-рое читается, оканчивается словами молитвы «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

Далее диакон или свящ-к произносит просит. ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви…», «Главы наша…».

После возгласа свящ-ка хор поет стихиры на стиховне из Октоиха — особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, к-рые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш…».

После возгласа свящ-ка поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения к-рого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится 2 святых, из к-рых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи — по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…»

Затем: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Свящ-к: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже…».

Далее чтец читает 1-й час.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *