Шииты в исламе

Литература

Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

  • Али (632—661)
  • Хасан (661—669)
  • Хусейн (669—680)
  • Зейн аль-Абидин (680—712)
  • Мухаммад аль-Бакир (713—743)
  • Джафар ас-Садик (743—765)
  • Муса аль-Казим (765—799)
  • Али ар-Рида (799—818)
  • Мухаммад ат-Таки (818—835)
  • Али аль-Хади (835—868)
  • Хасан аль-Аскари (868—874)
  • Мухаммад аль-Махди (874—?)

«Умеренные»: двунадесятники (иснаашариты) • зейдиты (нуктавиты) • кайсаниты
«Крайние» (гулат): исмаилиты • друзы • низариты • карматы (сабийя) • мубаракиты • мусталиты (даудиты и сулейманиты)
Прочие: алавиты (нусайриты), ахл-е Хакк • байаниты • гурабиты (ворониты) • илбаиты • камилиты • мансуриты • мугириты (мухаммадиты) • навуситы • сабаиты • харбиты • хаттабиты («абсолютные» хаттабиты, ма’мариты (му’аммариты), базигиты, умайриты и муфаддалиты) • шумайтиты

Двенадцать
имамов
Духовенство Направления
и секты

  • аль-Джамиа
  • аль-Джафр
  • Путь Красноречия (нахдж аль-Балага)
  • Сахифа аль-Махди
  • Сахифа Саджадия
  • Рисаля аль-Хукук

  • у ахл е-хакк: Калам-е Саранджам
  • у алавитов: Китаб аль-Маджму
  • у исмаилитов: Да’а’им аль-ислам, Рисалат ал-вазирийа

Работы от имамов Тафсиры сборники хадисов Писания гулат Другие

  • джафаритский мазхаб (источники права: Коран
  • сунна
  • иджма
  • акль; другое: усул аль-фикх, ахбариты, усулиты)
  • имамат
  • хауза

См. также
Фикх Терминология Прочее

Праздники (Идейн)

  • Ураза-байрам (Ид аль-фитр, праздник разговения)
  • Курбан-байрам (Ид аль-адха, праздник жертвоприношения)

Памятные дни и ночи

Праздники и трауры у шиитов

Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

16 ФОТО

1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.

2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.

3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.

4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.

7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS). 9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS). 10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP). 11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA). 12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).

masterok

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение Бамианских статуй Будды. Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула. И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая Древняя Пальмира основанная еще Царем Соломоном ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ — сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта — в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

автор Мариам Ахундова

Давайте еще вспомним, как произошел Великий раскол Церкви, а так же Где поклоняются «королю сказочной Америки». Вот вам еще история про Недвижимую лестницу и что такое Армия Сикхов и Миллион Будд храма Wat Phra Dhammakaya Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=67070Tags: Религия Subscribe to Telegram channel masterok

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *