Схизма, что это?

Русский

В Викиданных есть лексема схизматик (L168118).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. схизма́тик схизма́тики
Р. схизма́тика схизма́тиков
Д. схизма́тику схизма́тикам
В. схизма́тика схизма́тиков
Тв. схизма́тиком схизма́тиками
Пр. схизма́тике схизма́тиках

схиз-ма́-тик

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -схизм-; суффиксы: -ат-ик .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. религ. тот, кто принадлежит к схизме ◆ Кто находится вне церкви? ― Неверные, еретики и схизматики. Схизматиками признаются так называемые православные Л. Н. Толстой, «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», 1893 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. раскольник

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: схизма, схизматичка
  • прилагательные: схизматический

Этимология

Происходит от др.-греч. σχισματικός «раскольник», далее из σχίσμα «расщепление, раскол», от гл. σχίζω «расщеплять, раскалывать», далее из праиндоевр. *skeid- «раскалывать, разделять». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. schismaticus.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: schismatic
    • Украинскийuk: схизматик; схизмат

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      В последнее время довольно часто на страницах прессы и в Интернете можно прочитать такое, казалось бы, забытое слово, как «схизма».

      Испокон века в принадлежности к ней обвиняли друг друга христиане разных конфессий. Например, для православного католик является раскольником.

      Что такое схизма

      Древние греки не предполагали, что термин, применяемый ими для самого обыденного действия, например, для операций с грецкими орехами, станет определением самого жесткого нестроения в религии.

      Происхождение слова

      Слово это происходит от древнегреческого «σχίσμα», что означает «расщепление, раскол», а самые глубокие корни лингвисты выводят от праиндоевропейского «skeid» — «раскалывать, разделять». По латыни это слово пишется «schisma» и произносится соответственно.

      Значение понятия

      Так называется раскол в Церкви или иной религиозной организации, например конфессии одной и той же религии. Причинами раскола могут быть разногласия в толковании канонических догматов, несогласие части клира и прихожан с решениями церковного руководства, политические и другие противоречия.

      История Великой схизмы

      Датой раскола христианства на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую или Православную) Церкви считается 1054 год. На самом деле противоречия между ветвями Церкви Христовой проявились гораздо раньше.

      Причины возникновения

      Конфликты между Восточной и Западной церквами, равно как между Папой и Патриархом, начались еще в IV веке, когда император Константин сделал столицей государства Константинополь.

      С падением Рима возникла ситуация, когда его епископ вынужден был выступать в роли светского владыки, чтобы своим авторитетом стабилизировать политическую ситуацию во всей Западной Европе. Патриарх же оставался лишь священником, решающим голосом в политике не обладая. Такое положение не устраивало Восточную церковь, тем более что папство провозглашало примат Римской церкви в христианстве, а право Папы на светскую власть подкрепляло поддельными документами типа «Константинова дара» и «Лжеисидоровых декреталий». Когда же в 800 году именно Папа, а не Патриарх, короновал Карла Великого, это был прямой вызов папы в отношении Константинополя, считавшего себя истинным правопреемником Рима.

      Когда же в IX веке Запад единолично внес в общехристианский Символ Веры уточнение о исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, Восток это новшество категорически отверг. С тех пор вопрос filioque — исхождения Духа Святого — стал краеугольным камнем в канонических разногласиях двух конфессий. Кроме того, римских священников константинопольский Патриарший престол обвинял в брадобритии, субботнем посте, причащении верующих пресным хлебом.

      Когда же Патриарх Фотий прибавил к своему титулу определение Вселенский, возмутился уже Рим, воспринявший это как посягательство на его приоритет в христианской церкви.

      Но основные конфликты разгорались из-за влияния на те или иные земли, к примеру, на Болгарию. Поводом для полного разрыва стал спор о подчиненности приходов в византийских районах Южной Италии, которые Папа Лев IX принялся подчинять Риму.

      Между Патриархом Михаилом Керулларием и Львом IX началась переписка, в которой они вели дискуссию о примате и канонических противоречиях. В этой переписке оба они далеко не всегда проявляли такт и уважение друг к другу как братья во Христе.

      Исторические события

      В основе Великого Раскола лежал конфликт духовных владык Рима и Византии — Льва и Михаила Керуллария.

      Папа Лев IX появился в Риме в 1048 году после долгих уговоров со стороны клира и императора Генриха III. Он шел к престолу по улицам города босым, одетым во власяницу, и под громкие приветствия толпы, которой это весьма понравилось, на него надели тиару.

      С приходом Льва IX значение папства не только как духовного, но и как политического института значительно возросло. Новый Папа провел значительные реформы, выступил активным защитником всех притесненных и униженных, чем завоевал непререкаемый авторитет.

      Михаил Керулларий вступил на Патриарший престол в 1043 году. Аристократ, обвиненный в попытке дворцового переворота и постриженный в монахи, он все-таки дождался своего звездного часа. Император Константин из рода Мономахов приблизил его к себе, а затем по его рекомендации и с согласия клира Михаил был возведен в сан первоиерарха Восточной христианской церкви.

      Это был весьма властный человек, обладающий качествами государственного деятеля, не терпевшего никакого посягательства на авторитет Константинопольского престола.

      В тогдашней политической ситуации Риму была нужна помощь Византии. Италии угрожали норманны, захватившие Сицилию и нацелившиеся на материковые земли. Император Священной Римской империи необходимыми военными силами не обладал и помочь не мог, поэтому Лев IX был вынужден просить содействия у Константинополя.

      Невзирая на необходимость помощи с Востока, Папа настаивал на том, что Римская кафедра выше Константинопольской, а весь христианский Восток должен считать Римскую Церковь матерью. Этим утверждением Папа обосновывал и введенные на Западе в одностороннем порядке канонические новшества. Но если с этими обрядовыми нововведениями Патриарх Михаил и мог примириться, то в отношениях с Римом настаивал не меньше чем на равенстве, но не на подчинении. А с этим уже категорически не соглашался Папа.

      Развязка наступила в 1054 году, когда Лев IX отправил в Константинополь легатов, главой которых был епископ Гумберт. Легаты должны были провести переговоры как с императором, так и с Константинопольской Церковью.

      Посланцы Папы сразу же решили поставить своих оппонентов на место, устроили диспут с ведущим византийским теологом Никитой Стифатом, признали его проигравшим и сожгли представленный им трактат. Патриарх отомстил, разместив легатов во время богослужения в соборе за спинами греческих епископов. Гумберт простить такого поругания папской чести не смог, и 15 июля 1054 года в переполненном храме святой Софии прервал литургию и принялся обличать Михаила Керуллария.

      Легаты возложили к алтарю папскую буллу, отлучавшую Патриарха и его сторонников от церкви и перечислявшую обвинения их в ереси. После этого они ушли из собора. Когда же содержание переведенной с латыни буллы сообщили пастве, греки едва не разорвали легатов, которым пришлось бежать из Константинополя.

      20 июля Патриарх созвал Собор архиереев, на котором предал легатов Папы и всю Западную Церковь анафеме.

      Результаты и последствия

      В результате раскола христианского мира образовались две церкви — Православная и Католическая. Католическая до происшедшего в ней в XVI веке лютеранского раскола оставалась единой. Православная состоит из 15 поместных церквей.

      Во главе их стоят собственные предстоятели:

      • патриархи;
      • митрополиты;
      • архиепископы.

      Разделение церквей не только внесло разлад в христианскую веру, но и стало одной из причин размежевания в мире вообще. Падение Византии, вызванное усилением ислама, произошло не в последнюю очередь из-за этого раскола. Усилиями всех христианских стран можно было остановить мусульманские орды, не позволить им даже помыслить о штурме Константинополя, но в результате раскола под властью турок на долгие столетия оказались и Греция, и Балканы, под угрозой оказалась вся Европа.

      Как утверждают многие церковный историки, реальное разделение Церквей произошло после 1204 года, когда во время 4-го крестового похода крестоносцы разграбили Константинополь и перерезали тысячи его жителей. Если бы не эта пролегшая между конфессиями кровавая межа, события 1054 года вполне могли бы остаться досадным эпизодом, а грамоты с анафемами были бы только объектом изучения историков.

      7 декабря 1965 года на Втором Ватиканском Соборе была обнародована совместная Декларация Православной и Католической церквей, в которой анафемы 1054 года объявлялись снятыми. Декларацию подписали Вселенский Патриарх Афинагор и Папа Павел VI.

      Сегодня Рим и Константинополь поддерживают самые тесные связи.

      Расколы отдельных церквей

      Расколы по догматическим, историческим либо политическим мотивам не обошли ни одну мировую религию.

      В католицизме

      Избрание на папский престол сразу нескольких пап большинство историков расколом католицизма не считают, хотя почти целое столетие противостояние пап и антипап будоражило Католическую церковь. Но подлинный раскол в ней начался в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, чем положил начало Реформации.

      За столетие до этого в Чехии последователи Яна Гуса нанесли удар традиционному католицизму. Моравская церковь, существующая и по сей день, — наследница учения сожженного на костре реформатора.

      Далее события развивались следующим образом:

      • в 1527 году от Рима отделилась церковь Швеции, спустя несколько десятилетий — церкви Англии, Шотландии и Норвегии;
      • в 1870 году часть католиков откололась, выразив протест против решений I Ватиканского собора;
      • В 1919 году чешскими раскольниками создана Чехословацкая гуситская церковь.
      • В 60-х годах ХХ века католики-традиционалисты, выступившие под названием Братства св. Пия Х, не согласились с решениями II Ватиканского собора. Ныне они называются также Лефевристами.

      В православии

      Раскол Русской православной церкви 1666 года, вызванный протестом части прихожан и клира против реформ патриарха Никона, длится по сей день. Количество раскольников-староверов, по разным подсчетам, в современной России составляет от 300 тысяч до миллиона человек.

      Последующие события:

  1. В 1833 году от Константинопольского патриархата отделилась Элладская церковь, в 1872 — Болгарская. С течением времени обе они получили от Патриарха томос об автокефалии.
  2. В 1917 году Грузинская православная церковь объявила о возобновлении автокефалии и разорвала общение с РПЦ. Восстановлено в 1943 году.
  3. С 1922 по 1946 год — Обновленческий раскол в РПЦ.
  4. В 1924 году от РПЦ отделилась Польская православная церковь, признанная Патриархатом РПЦ вскоре после окончания Второй Мировой войны.
  5. С 1927 по 2007 годы длился раскол РПЦ на Московскую патриархию и РПЦЗ.
  6. В 1992 году произошло отделение от РПЦ многих украинских приходов, в результате чего образовалась непризнанная УПЦ Киевского патриархата.
  7. В 1996 году РПЦ временно разрывала общение с Константинопольским Патриархатом из-за юрисдикции над эстонскими приходами.
  8. В 2018 году Московский Патриархат разорвал каноническое общение с Константинопольским из-за снятия Патриархом Варфоломеем наложенной Москвой анафемы с глав УПК КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и отмены принятого в XVII веке постановления о передаче Киевской метрополии в управление Московскому Патриархату.

В иудаизме

Споры о том, было ли христианство сектой либо ответвлением иудаизма и можно ли считать христиан иудеями-раскольниками, не стихают уже почти два тысячелетия. Поэтому тут нет смысла приводить аргументы «за» или «против», что заняло бы слишком много места. Остановимся на расколах, произошедших непосредственно в иудаизме.

Отделение караимизма в VIII веке

Понятие «караим» возникло от древнееврейского слова кара́ («читать»). По мнению караимов, каждый иудей сам с точки зрения рационализма определяет применение закона Моисея. Провозглашая себя апологетами подлинного учения Торы, караимы считают, что Талмуд и прочие дополнения к Закону исказили смысл иудаизма.

В наше время в Израиле, Турции и некоторых странах Восточной Европы проживает несколько десятков тысяч караимов.

Отделение миснагдим в XVIII веке

Миснагдим, или «возражающие», являются противниками хасидизма. В основном это священники и старейшины еврейских общин.

Первым в активную оппозицию хасидизму встал Элияху бен Шломо Залман. Поскольку он жил в Вильно, Литва стала центром миснагдим, иногда называемых «литваками».

Основное противоречие — неприятие миснагдим «культа личности» авторитарных лидеров хасидских общин в противовес раввинистической учености, которую миснагдим считают единственным критерием для определения общественной ценности личности, придавая огромное значение изучению Талмуда. Для этого они в XIX веке создали на территории Литвы и Белоруссии сеть иешив — религиозных школ.

Ныне между хасидами и миснагдим достигнуто примирение при условии четкого распределения ролей в жизни общин.

Отделение прогрессивного иудаизма в XIX веке

Первые общины, ратующие за реформирование иудаизма, появилось в Германии и распространилось в Европе. Приверженцы этого течения ратуют за следование «этическим» заповедям и неприятие «ритуальных», не носящих рационального зерна.

Реформисты считают, что еврейская традиция не стоит на месте, а находится в развитии, и стремятся примирить современность с иудейским учением, отказавшись от средневековых традиций и обрядов.

В общинах прогрессивного иудаизма состоят в наше время около 2 миллионов евреев.

В исламе

Раскол ислама на две ветви произошел сразу после смерти его основателя. Смысл разделения в том, кого стоило признать главой уммы (общины) в возникшем в VII веке халифате.

Большинство мусульман посчитало, что халифов нужно избирать, те же, кто был наиболее близок к Пророку и чтил его память, начали отстаивать права его зятя Али, самого ближайшего помощника Мухаммеда в последние годы его жизни.

Али имел право унаследовать власть халифа по завещанию, которое оставил основатель ислама. Но, как это часто бывает, завещанию усопшего придали мало значения, и преданные Мухаммеду люди развернули широкую компанию в поддержку Али. Они стали называться шиитами , что переводится с арабского как «приверженцы».

Шииты уверяли, что главой мусульман должны быть не выбранные людьми, а «назначенные Богом» согласно рождению имамы: Али и его прямые потомки от дочери Мухаммеда Фатимы. То есть шииты верили в божественную сущность власти халифа, в данном случае Али и его сыновей.

Их противники в качестве возражений приводили тот факт, что в Коране нет ни слова касательно имамов и особых, закрепленных святым писанием мусульман прав рода Али на управление халифатом. Не написано об этом ничего и в Сунне — книге, являющейся, по сути, жизнеописанием Пророка, сводом правил и принципов, основанных на случаях из его жизни, делах, речах, зафиксированных его соратниками. Мухаммед, по мнению противников Али, тоже никак по этому поводу не высказывался.

В ответ на эти аргументы шииты предлагали подвергнуть наследие Пророка толкованию, трактовке его осведомленными людьми, то есть учениками свидетелей жизни и деяний Мухаммеда. Оппоненты обвинили шиитов в ереси, заявив, что священную книгу, такую, как Сунна, нельзя никак «толковать», а нужно принимать так, как ее изложили авторы, соратники Пророка, а не какие-то «ученики». Противники шиитов получили наименование сунниты, то есть сторонники буквального понимания Сунны.

Основной теологический конфликт между суннитами и шиитами состоит в том, что:

  1. Шииты видят в имамах посредников между Всевышним и человеком и придают им весьма широкие полномочия в общественной и религиозной жизни.
  2. Сунниты же не видят необходимости в каких-либо посредниках между Аллахом и верующим и поклоняются Богу непосредственно. В их понимании имам — отнюдь не мистическое лицо, каким шииты хотели бы представить Али, а простой религиозный деятель, и авторитет он должен заслужить не происхождением, а познаниями в богословии, безукоризненным служением Богу.

В наше время подавляющее большинство последователей пророка Мухаммеда — сунниты.

Шииты (их насчитывается лишь около 10 процентов от числа всех мусульман) живут:

  • в основном, в Иране, который является их оплотом и духовным центром;
  • в Азербайджане;
  • отдельные общины есть в Таджикистане;
  • на полуострове Индостан;
  • в Афганистане.

Есть они и в ряде арабских стран, исключая страны Магриба, являющиеся исключительно суннитским владением.

В других движениях

Буддизм, основатель которого Гаутама Будда не оставил наследников, способных повести за собой миллионы верующих, вовсе не считался им самим религией.

Тем не менее, буддизм стал мировой религией, позже разделившейся на три основные ветви:

  1. Тхеравада — самое «чистое», древнее направление буддизма. Согласно ему, мир не создан богами и не управляется ими. Единственный объект почитания — сам Будда. Ритуалы Тхеравады просты и естественны, а местные боги существуют в симбиозе с буддизмом, который является в данном случае философско-этической системой. Так что за помощью последователи Тхеравады обращаются не к Будде, а к богам местного пантеона. Последователи Тхеравады распространены в Шри Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
  2. Махаяна, или Великая Колесница, видит в Будде не просто Учителя, но божество. Это уже настоящая религия со своим пантеоном бодхисаттв и божеств, почитаемых в отдельных регионах, практикой богослужения и устоявшейся доктриной. Бодхисаттвы – это просветленные, отказавшиеся от нирваны ради бесконечного воплощения в любом облике с целью освобождения живых существ от страданий. В частности, Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания. Все Далай Ламы являются воплощением этого бодхисаттвы, как и богиня Гуань Инь, которую почитают буддисты Китая вне зависимости от конфессий. Учение Махаяны распространено среди буддистов в Китае, Вьетнаме, Корее, Тайване и в Японии.
  3. Ваджраяна , или Алмазная колесница, по другому именуемая Тантраяной, Колесницей Тантры, соединяет в себе Махаяну и тантризм Индии. В Тибете в ткань этих учений вплелись нити религии, которая носит название бон, поэтому буддизм Тибета некоторые исследователи полагают отдельной религией и часто называют ее ламаизмом. Ваджраяна, которая допускает возможность возвышения человека до состояния Будды, не подвергая его бесконечным перерождениям, в качестве религиозной практики использует сложнейшие техники манипулирования сознанием. Учение исповедуется в Тибете, Бутане, Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии.

Видео

В этом видео можно увидеть, как митрополит Волоколамский Иларион сообщает о разрыве отношений РПЦ с Константинопольским Патриархатом.

Великая схизма

Христианство
Портал:Христианство

· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

  • 1 История раскола
  • 2 Причины раскола
    • 2.1 Точка зрения западной (католической) церкви.
    • 2.2 Точка зрения восточной (православной) церкви
  • 3 Восприятие раскола на Руси
  • 4 Снятие взаимных анафем
  • 6 Примечания

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Причины раскола

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:

  1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
  2. Михаила неправо называют патриархом,
  3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
  4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  5. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  6. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  10. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  11. Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Точка зрения восточной (православной) церкви

Отлучительная грамота вряд ли могла быть названа легитимной и имеющей каноническую силу. Во-первых, грамота была написана и подписана не Папой, а кардиналом Гумбертом и другими легатами, начиналась она так: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер — всем сынам Католической Церкви…»

Во-вторых, в апреле, еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там.

Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.

В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.

Снятие взаимных анафем

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Ссылки и литература

  • Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9
  • Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период.
  • Православие, Римо-католичество, протестантизм книга Митрофана (Зноско-Боровского)
  • IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г. Глава из книги А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *