Школа приемных родителей

При содействии фонда «Измени одну жизнь». С появлением обязательных школ приемных родителей в России станут меньше усыновлять детей-сирот. Однако ШПР нужны, считает эксперт фонда

Со вступлением в силу нового закона, который обязывает будущих усыновителей и опекунов проходить обязательную подготовку, в нашем благотворительном фонде все чаще раздаются телефонные звонки примерно такого содержания: «Мы собрали уже все документы, а теперь нам говорят, что без сертификата об окончании школы приемных родителей мы не сможем усыновить ребенка… Это можно как-нибудь обойти? Может, можно кому-то заплатить, или экстерном, например?»

Если такой разговор услышит человек, не знакомый глубоко с проблемами российского семейного устройства детей-сирот, у него в голове моментально добавятся новые штрихи к мифу о том, что принять в семью ребенка из детдома – это безумно хлопотно, долго и дорого. Вот еще на два месяца увеличивается срок, отделяющий конкретных будущих родителей от конкретного ребенка. И все «благодаря» новому закону…

На самом деле, школа приемных родителей – дело безусловно полезное. Как говорят руководители московских ШПР, работающих уже почти 10 лет, около четверти слушателей школ на выходе принимают решение, что не нужно им приемное родительство. И это очень хороший результат – в течение одного только года это многие сотни детских судеб, которые могли бы быть искалечены возвратом из семьи в сиротское учреждение.

Кроме того, погрузившись в тему на время обучения, выпускники ШПР часто обнаруживают в себе ресурсы принять в семью не только голубоглазого беспроблемного младенца, а и ребенка постарше и посложнее, что, разумеется, тоже очень хорошо. Более того, те родители, которые подошли к вопросу серьезно, проходили обучение добровольно, хотя их никто не заставлял. И хотя это не гарантировало абсолютно безоблачного периода адаптации, через который проходят практически все новоиспеченные приемные родители и их дети, они были как минимум готовы к очень специфическим сложностям, настигающим семью в первые месяцы после появления приемного ребенка. Усыновив первого ребенка, я отчаянно жалела, что не прошла ШПР – многих проблем попросту бы не было.

В общем, сплошная польза от ШПР, и как было бы здорово, чтобы все будущие родители там обучались… и вот тут включаются множественные «но», из-за которых благая идея превращается местами в препон, местами – в профанацию, и по итогам года явно будет видно падение показателей по семейному устройству в последние 4 месяца текущего года.

Первое «но» – это отсутствие достаточного количества школ. Даже в Москве, где их больше, чем где бы то ни было, пойти записаться и сразу начать учиться невозможно. А начать обучение летом, до принятия закона – чтобы в начале осени уже стать приемным родителем – было невозможно, потому что единую программу подготовки Минобрнауки утвердил только в середине сентября.

Второе «но» – это кадровый вопрос. Открыть-то ШПР в достаточном количестве можно, но кто будет их вести? Где взять столько специалистов – психологов и юристов, да еще и не просто грамотных, а знакомых именно со спецификой приемного родительства? Многие уже состоявшиеся приемные родители признаются, что не обращались за психологической помощью в сложный адаптационный период только потому, что встречали со стороны «просто психологов» неадекватное отношение к самому факту появления у них некровного ребенка, слышали бестактные высказывания, непрошеные советы «сделать ЭКО вместо того, чтобы брать в семью ребенка с «испорченными» генами»…

И, наконец, третье «но» – непродуманность самого закона. От прохождения обязательной подготовки освобождены некоторые категории граждан – те, кто уже является усыновителем или опекуном, а также кровные родственники детей, оставшихся без попечения родителей, которые выразили желание забрать ребенка.

В отношении первой категории в законе заложена чудовищная несправедливость. Если человек является усыновителем и хочет принять еще одного ребенка, но не усыновлять, а взять под опеку (иногда ребенка просто нельзя усыновить из-за обстоятельств его «прошлой жизни»!) — то он должен проходить подготовку. Или если ребенок несколько лет живет в семье под опекой, и опекуны приняли решение его усыновить – им тоже придется учиться. Почему, зачем? Два месяца занятий в данном случае ничего не добавят к родительской компетенции, но лишат ребенка мамы и папы на несколько вечеров в неделю. А персональное внимание в огромных количествах – это первое и главное, что получает ребенок дома, и ему его отчаянно не хватает, даже если новые родители посвящают ему все свое время.

Каждый, кто близко знаком хотя бы с одной принимающей семьей, даже не задумывается о том, на основании каких законов и документов ребенок сейчас с мамой и папой. Любовь, забота, защита интересов – не зависят от формы принятия ребенка в семью.

А вторая «льготная» категория – это группа риска. Большинство возвратов детей из новых семей происходит как раз из семей родственников. Почему-то считается, что если «кровиночка» — то все проблемы разрешатся сами собой. И в голову никому не приходит, что кровным родственникам надо чему-то учиться, чтобы взять в семью ребенка одной с ними крови…

В отличие от «посторонних граждан, желающих принять ребенка в семью», родственники (за редким исключением) не пойдут к психологу ни с собственными проблемами адаптации, ни по поводу травмы ребенка. Им вообще не придет в голову, что «приемная семья» — это имеет к ним хоть какое-то отношение. Хочется надеяться, что в будущем закон будет усовершенствован с тем, чтобы больше учитывать наши реалии, и к его созданию привлекут квалифицированных консультантов из числа специалистов по семейному устройству, которые способны предвидеть отдаленные последствия исполнения новых законов.

Вот прочла сообщение о новом наборе и решила оставить свой отзыв. Я закончила курсы, 1 ступень(подготовка), в этом месяце. Чем могу поделиться?
1. Понравилось очень;
2. Много нужных и важных знаний, особенно по психологии;
3. Замечательные, сильные и небезразличные к твоим проблемам преподаватели, возможность получить консультацию по вашему конкретному случаю, особенно это актуально в рамках психолого-педагогического раздела;
4. Увлекательно-заинтересовывающий подход к сдаче зачётов в психолого-педагогическом разделе, способствующий глубокому пониманию сути вопросов(тупо сдать по тексту конспектов НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ, что и радует, т.к. в жизни обычно нужно разбираться в этих вопросах и уметь их примерять в конкретных жизненных ситуациях и просто изучение текста без понимания не всегда поможет решить возникшую проблему);
НО:
Скажу честно, что учиться для меня лично было не только очень интересно, но и ТРУДНО.Нужна дисциплина, сдавать зачёты нужно во время(кроме ситуаций с уважительными причинами)и много времени требует изучение материала и подготовка к сдаче зачётов, что с моей оравой ребятишек (тогда их было 6, теперь уже 10 человек)очень сложно было, училась по ночам.И хоть было нелегко, хочу сказать, что НИ СЕКУНДЫ НЕ ПОЖАЛЕЛА, что отучилась в ДШПР(даже грустно стало, когда сдала последний зачёт и получила ступень-ВЫПУСКНИК).Наоборот очень рада полученным знаниям.Планирую далее (когда малышка немного подрастёт) пойти учиться на 2 ступень- курс поддержки тех, кто уже принял ребёночка в семью.
Так что хочу порекомендовать всем эту школу приёмных родителей. Очень удобно учиться не выходя из дома(и в то время, когда удобно вам), да и не во всех городах есть очные ШПР. Кстати все материалы-конспекты остаются с вами и ВЫ можете ими пользоваться и потом, пригодиться очень.
Если есть какие вопросы, пишите, постараюсь ответить.
Так что желаю всем удачи, с уважением, Марина.

С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).

Кто должен пройти ШПР?

Все кандидаты, за исключением:

  • близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
  • отчима и мачехи,
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

Программа ШПР

Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.

Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).

Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.

Как проходит процесс подготовки?

Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.

Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.

В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.

Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.

Свидетельство о прохождении ШПР

По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.

Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).

Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.

Как выбрать ШПР?

При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы и удобству обучения.

Обучение в ШПР – бесплатное.

Допускается очно-заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных методов.

Какие знания можно получить в ШПР?

Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на

  • выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
  • формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
  • по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.

Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?

Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов — возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.

По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?

Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.

  1. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей.
  2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Банк данных.
  4. Процесс подготовки кандидатов в замещающие родители.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей.
  6. Требования к жилищно-бытовым условиям.
  7. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

Занятия в «Школе приемных родителей» предназначены для тех людей, которые уже стали или хотят стать прием­ными родителями. На них мы постараемся рассказать о некоторых моментах, с которыми сталкиваются приемные родители в своей новой жизни, о наиболее важных проблемах во взаимоотношениях в прием­ной семье. Мы хотим заранее предупредить вас, что иногда намеренно усиливаем ост­роту и выраженность многих затруднений в жизни приемной семьи. Для чего мы это делаем? Чтобы ярче проиллюстрировать опыт, который поможет вам получить более отчетливое представление о спосо­бах преодоления трудностей. Вам совсем необязательно ожидать подобных трудностей. Однако, совсем без проблем, увы, не обойдется. Ведь ребенок, попадая в совсем новую для него семью, должен приспо­собиться к вашим привычкам и жизненному укладу. Не надо забывать, что и вам надо приспособиться к его характеру. Помните, что как бы ни было вам сложно в какой-то трудной семейной ситуации, при­емному ребенку — еще сложнее. Ведь вы находитесь у себя дома, вы — зрелый взрослый человек, в отли­чие от него.

1. Несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей в силу различных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ:

  • смерть родителей;
  • лишение их родительских прав;
  • ограничение их в родительских правах;
  • признание родителей недееспособными;
  • болезнь родителей;
  • длительное отсутствие родителей;
  • уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
  • другие случаи отсутствия родительского попечения (например, случаи объявления родителя умершим либо пропавшим без вести).

Данные факты должны быть подтверждены официальными документами. Вместе с тем, причины, по которым ребенок остался без попечения родителей, выявляются в отношении каждого из родителей.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В Российской Федерации существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • приемная семья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, детские дома семейного типа, школы-интернаты, го­родские и частные приюты и т. д.).

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родитель­ских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее вы­полнение обязанностей, возложенных на него законом;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечи­вающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъ­екте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновитель;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным са­нитарным и техническим правилам и нормам;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие вой­ти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является, безусловно,необходимым, без него усы­новление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоя­нии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ре­бенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при от­сутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попе­чительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголов­ной ответственности в соответствии со ст. 155 УК РФ.

В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за про­живанием ребенка органом опеки и попечительства.

Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усы­новления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка.

  • Усыновление как форма устройства ребенка-сироты являлась бы, безусловно, на­илучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы со­кратилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.
  • Опека и попечительство
  • Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью ос­тается опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними — от 14 до 18 лет. Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться граждана­ми, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учрежде­ниями, а также органами опеки и попечительства.
  • В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных воз­растов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от име­ни подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на со­вершение подопечным сделок. Кроме того, есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.
  • Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ли­шенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учиты­ваются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опеку­ном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попе­чителя), а также желание самого ребенка.
  • Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкого­лизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опеку­нов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усынови­тели, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
  • На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установле­на выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
  • Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обяза­ны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотре­но только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отде­льно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.
  • Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на обще­ние со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).
  • Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребен­ка, если он достиг десятилетнего возраста.
  • Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство пре­кращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.
  • Приемная семья

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательс­тва. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки и детского учреждения.

Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осуществляется также специальным «По­ложением о приемной семье», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечи­тельства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Срок помещения ребенка в приемную семью определяется договором и может быть разным. Число детей, помещенных в прием­ную семью, включая и кровных, как правило, не должно превышать 8 человек.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства. Кроме того, прием­ному родителю производится оплата труда за воспитание ребенка в размере, уста­новленном правительством РФ. Кроме того, время исполнения обязанностей при­емного родителя засчитывается в трудовой стаж.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руко­водствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготов­ке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные ка­чества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими чле­нами семьи, проживающими совместно с ними.

Особенности усыновления:

  • Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе, по достижению ребенком совершеннолетия.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчест­во и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решения суда.
  • Государство не оказывает никакой особенной помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим де­тей, на общих основаниях.
  • Самые жесткие, по сравнению с другими формами устройства, требования к канди­датам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усынов­лен (на усыновление передаются лишь дети, единственный родитель).
  • Орган опеки и попечительства осуществляет контроль в течение трех лет.

Особенности опеки и попечительства:

  • Ребенок имеет статус подопечного.
  • Опека устанавливается решением главы органа опеки и попечительства в тече­ние месяца после обращения.
  • На содержание подопечного ребенка в случаях, установленных законами субъ­ектов РФ, опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.
  • Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).
  • Не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление яв­ляется приоритетной формой устройства ребенка.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственника­ми ребенка возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родитель­ских прав.
  • Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до со­вершеннолетия ребенка.

Особенности приемной семьи:

  • Требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительс­тва). Единственное отличие — желательно предварительное обучение.
  • На содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства.
  • Предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, ока­зывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
  • Могут выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.д.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жи­лье, если его у него не было.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и рас­ходование средств.
  • Приемный родитель должен заключить договор с органом опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.

3. Банк данных

Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием

Познакомиться с Федеральным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, можно здесь — http://www.usynovite.ru/db/

4. Процесс подготовки кандидатов в замещающие родители. Основные этапы прохождения инстанций при усыновлении:

  • знакомство с органами опеки по месту жительства;
  • сбор справок и подготовка документов для получения решения органов опеки о возможности быть усыновителями. Обучение в «Школе приемных родителей», получение Свидетельства о подготовке.

Перечень необходимых документов

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

  1. краткая автобиография;
  2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах (действительна в течение 1 года со дня выдачи);
  3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства (действительны в течение 1 месяца) или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действительна в течение 1 года);
  5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (действительно в течение 3 месяцев);
  6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иной документ, удостоверяющий личность.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

  • Подача документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки и обследование жилищных условий. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.
  • Получение заключения о возможности быть усыновителями.
  • После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
  • Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребенка, то возможно обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей.
  • Знакомство с ребенком, при желании, независимое медицинское обследование ребенка, проверка собственной решимости.
  • Подача заявления в суд, ожидание суда.
  • В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
  • Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
  • Получение в загсе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении, внесение записи о ребенке в паспорт. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителей.

Информация с сайта: http://www.mo-pv.ru/forms.html

5. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей.

Конечно, воспитание приемного ребенка (как и кровного, впрочем) — дело слож­ное. Вам потребуется много сил, иногда вам будет казаться, что вы совершенно из­мотаны, что у вас ничего не получается и никогда не получится. Именно в такие моменты вам и понадобится помощь. Вы должны помнить, что вы вправе рассчи­тывать на помощь специалистов. Конечно, не собираетесь же вы пройти весь этот путь в одиночку!

Где можно получить необходимую информа­цию, помощь и поддержку? К сожалению, литературы по воспитанию приемных детей не так уж много. Но в нашей стране ведут работу организации, которые участвуют в создании при­емных семей, организуют подготовку приемных родителей, помогают семье до и после принятия ребенка. С помощью таких организаций можно избежать лишних трудностей, неоправданных потерь времени и сил.

Для жителей Челябинска работает отделение «Школа приемных родителей» в МАУ СО «Кризисный центр», которое с 2008 помогает при­емным родителям и приемным детям найти общий язык, построить гармоничные отношения, создать семью в полном смысле этого слова. Наша организация может быть полезна замещающим родителям с разных точек зрения. Здесь мож­но пройти обучение в Школе приемных родителей, можно получить качественную юридическую, психологическую и социальную помощь. Представим Школу при­емных родителей, возможно, вы уже слышали о ней!

Школа приемных родителей

Занятия в Школе приемных родителей проводят специалисты: психологи, социальные работники, юрист. Обучение включает в себя тренинговые занятия, в которых каждый участник активно рабо­тает наравне с другими, и лекционные встречи, цель которых — донести до слушате­лей как можно больше необходимой информации. Пройдя обучение в Школе при­емных родителей, вы сможете:

  • стать более восприимчивыми к чувствам и реакциям других людей, прежде все­го, детей;
  • осознать реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться, что даст воз­можность в полной мере оценить свою ответственность и не бояться неизвестности; стать более уверенным в себе, узнать свои слабые и сильные стороны;
  • узнать о механизмах взаимодействия служб в системе социальной защиты детей, что позволит ощущать себя членом команды и чувствовать себя более уверенно.

Родители, прошедшие обучение в Школе приемных родителей и затем взявшие ребенка в семью, говорят, что Школа оказала им огромную поддержку, что без нее им было бы намного труднее справиться с проблемами.

Слово приемным родителям

  • Школа родителей обязательно нужна!
  • Я сначала была очень против Школы: не хотелось зря тратить время и силы. Но потом поняла, что поддержка и знания необходимы.
  • Школа очень поддерживает!
  • Мы словно живем в вакууме — должен быть союз родителей!
  • Встречи с другими родителями очень помогают: всегда перед глазами живой пример, как кто с трудностями справляется, у кого какие радости..

Школа является для ее участников не только источником знаний, но и обществом людей, которые в дальнейшем будут своеобразной группой поддержки. Обычно те, кто обучались в одной группе, становятся друзьями, с которыми можно поделиться своими переживаниями. Школа также помогает внутренне подготовиться к пред­стоящим переменам, заранее проиграть некоторые проблемные ситуации, про­жить их.

Телефон Школы приемных родителей в нашем центре 8-351-263-51-23.

Одно из самых важных прав каждого ребенка — право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в при­емной семье, чем в детском учреждении. Семейные формы устройства ребенка довольно разнообразны: усыновление (удочерение), опека (попечительство), при­емная семья, патронат, семейно-воспитательная группа и другие. Каждая форма имеет свои особенности.

Существует много мифов относительно приемных детей, которые следует осознать пред тем, как взять в свою семью приемного ребенка. Кроме того, непременно надо подумать о следующем:

Согласие семьи. Очень важным условием принятия в свою семью ребенка явля­ется согласие на это всех членов семьи. Если вы подойдете к этому недостаточно от­ветственно, то в будущем это может привести к сложностям во взаимоотношени­ях.

Время, терпение и постоянная забота. Помните, что для построения теплых и до­верительных отношений с приемным ребенком требуется время. Постоянное вни­мание очень важно для приемных детей, по крайней мере, первое время. Поэтому лучше всего, если у вас будет возможность много времени проводить дома.

Школа приемных родителей. Воспитание приемного ребенка отличается от вос­питания собственных детей. Вам могут потребоваться дополнительные знания и навыки, поэтому необходимо пройти обучение в Школе приемных родителей. И, кроме того, важно помнить, что Школа — это одно из мест, где вы можете получить поддержку специалистов и других приемных родителей. А на поддержку и помощь вы всегда имеете полное право!

6. Требования к жилищно-бытовым условиям

Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию.

Для уточнения формальных данных усыновители предоставляют:

  • выписку из домовой книги
  • копию финансово-лицевого счёта, свидетельства либо другие документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома,
  • количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком.

Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов органом опеки и попечительства. Поскольку желающие взять ребёнка в семью не обязаны предоставлять никаких других справок, кроме указанных выше, то обследование является основным элементом проверки. Обследование должно выявить фактическое состояние жилья, количество проживающих в нём людей, материальное положение семьи, санитарное состояние, наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр, оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка. Специалисты органов опеки, либо социальный педагог школы, общественный инспектор — эти лица могут проводить обследование по поручению ООП — обязаны осмотреть жильё, и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка. При возникновении спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствий санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор за свой счёт и своими силами. Требовать предъявления справок из этих организаций у усыновителей они не имеют права.

Не могут быть усыновителями лица, проживающие во временных строениях, общежитиях с временной регистрацией и помещениях (частных домах), признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания.

Если ребенок находится под опекой нужно учитывать, что детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей, если они не являются собственниками жилого помещения или им не может быть возвращена жилая площадь, которую они занимали ранее по выходу из-под опеки (попечительства) по достижению совершеннолетия, предоставляется жилое помещение социального найма.

Более подробно читайте на сайте: http://www.baby.ru/community/view/126541/forum/post/7385813/

7. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135255)

Программа занятий:
Программа (Введение).
1.1. Занятия основного курса.
1.1.1. Юридический блок.
Занятие № 1. Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних.
Занятие № 2. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.
Занятие № 3. Основные права и свободы несовершеннолетних.
Занятие № 4. (Продолжение). Основные права и свободы несовершеннолетних.
Занятие № 5. (Продолжение). Основные права и свободы несовершеннолетних. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка.
Занятие № 6. Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Занятие № 7. Органы опеки и попечительства.
Занятие № 8. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятие № 9. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление как одна из форм семейного устройства.
Занятие № 10. (Продолжение). Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление как одна из форм семейного устройства.
Занятие № 11. Опека и попечительство как одна из форм семейного устройства.
Занятие № 12. Формы и виды опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Занятие № 13. Приемная семья как одна из форм семейного устройства.
Занятие № 14. Патронатное воспитание как одна из форм семейного устройства.
Занятие № 15. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятие № 16. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
Консультации по наиболее часто задаваемым гражданами вопросам.
1.1.2. Медицинский блок.
Занятие № 17. Социальное сиротство — проблема российского общества.
Занятие № 18. Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства.
Занятие № 19. Заболевания нервной системы.
Занятие № 20. Режим дня и гигиенические требования к его организации.
Занятие № 21. Организация физической деятельности.
Занятие № 22. Профилактика респираторных заболеваний. Закаливание.
Занятие № 23. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания у детей.
Занятие № 24. Дефицитные состояния детского возраста: анемия, рахит, гипотрофии.
Занятие № 25. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей.
Занятие № 26. Требования к организации питания.
Занятие № 27. Йод и интеллектуальное развитие ребенка.
Занятие № 28. Особенности развития детей подросткового возраста.
Занятие № 29. Формирование здорового образа жизни.
Занятие № 30. Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья.
Занятие № 31. Подготовка ребенка в семью. Требования к состоянию здоровья кандидата в усыновители.
1.1.3. Психолого-педагогический блок.
I. Психология приемной семьи.
Занятие № 32. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка (постановка проблемы).
Занятие № 33. Семья и приемный ребенок (успешный опыт приема ребенка, рассказанный самими родителями).
Занятие № 34. Моя семья (структура семьи).
Занятие № 35. Моя семья (структура семьи).
Занятие № 36. Отношения в семье.
Занятие № 37. Роль поддержки и критики в семье.
Занятие № 38. Нормы и правила семьи.
II. Психологические особенности приемных детей.
Занятие № 39. Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка.
Занятие № 40. «И память сердца сохраняя». Что помнит ребенок о себе. Просмотр видеофильма «И память сердца сохраняя».
Занятие № 41. Влияние разлук и потерь на развитие ребенка.
Занятие № 42. Насилие над ребенком, виды насилия.
Занятие № 43. Возрастные особенности развития приемных детей.
Занятие № 44. Требования к возрастному развитию ребенка.
III. Основы воспитания ребенка в замещающей семье.
Занятие № 45. Сильные стороны семей, принимающих детей на воспитание.
Занятие № 46. Семейное воспитание приемного ребенка.
Занятие № 47. Наказания и поощрения приемных детей.
Занятие № 48. Как общаться с приемным ребенком.
Занятие № 49. Конфликты.
Занятие № 50. Посещение семьи ребенком (заключительное занятие основного курса).
1.2. Общий тест.
1.3. Дополнительный курс для родителей, воспитывающих приемных детей.
Занятие № 51. Что происходит, когда приемный ребенок начинает жить в семье.
Занятие № 52. Когда приемный ребенок сводит вас с ума или «как разрешать сложные проблемы приема»
Занятие № 53. Сложные ситуации из жизни принимающей семьи.
1.4. Приложение (Продолжение дополнительного курса).
1.4.1. Лекции — консультации по наиболее часто встречающимся вопросам.
1. Приемный ребенок в школе.
2. Как говорить с ребенком о его усыновлении.
3. Как лучше говорить о биологических родителях.
4. Домашние обязанности ребенка в зависимости от возраста.
1.5. Практикум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *