Символ веры православия

Содержание

Историческая справка

Молитва «Верую во единого» является той основой, на которой держится вселенская церковь. Эти слова должен знать и понимать каждый христианин, чтобы уберечься от соблазнов дьявольских и не утратить жизнь вечную. Это то оружие, с помощью которого можно противостоять сатане и его войску. Молитва веры была составлена отцами церкви в далекие времена, когда нужно было разъяснить новообращенным духовную сущность веры и подготовить их к принятию Таинства крещения.

Молитва Верую во единого бога Отца произносится на каждом богослужении в церкви.

В старые времена в христианство обращались, в основном, взрослые люди, поэтому текст молитвы Верую был составлен именно для них. Накануне принятия крещения новообратившийся произносил Символ Веры, выражая свою волю стать членом вселенской церкви и посвятить свою жизнь служению Христу. Однако в разных местах текст Символа Веры часто не совпадал, поэтому отцы церкви встретились на Соборе в городе Никее (325 год н. э), чтобы утвердить единую форму Символа Веры. Через несколько лет Символ был дополнен на Некео-Царьградском Соборе, а в 431 году был окончательно утвержден на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе.

С тех пор текст молитвы не менялся, и не может быть изменен. На каком бы языке не звучал Символ Веры, он имеет один и тот же смысл.

Объяснение

Давайте разберем, что обозначают 12 членов Символа христианской веры.

Верую во единого бога Отца

Слово «верую» здесь является основополагающим. Это направленность сознания человека на конкретный объект. Вера не предполагает размышление на тему, она утверждает и убеждает в истинности. Однако эта истина сокрыта, ее невозможно увидеть или потрогать — поэтому человеку необходима вера. Верят в то, что невозможно ощутить земными органами чувств. Однако вера дает внутреннее знание, которое и убеждает человека в истинности.

Вера является сокрытой тайной, которая может раскрыться только чудесным образом. Ученые так и не смогли найти ключ к раскрытию тайны веры, потому что он глубоко спрятан в сердце человека и не имеет вещественной природы. Это духовное явление, которое невозможно исследовать материальными инструментами познания. Даже работа мозга была детально исследована учеными мира, но в мозге не нашли веру. Потому что вера находится выше знания.

Вера может проникнуть за тайны бытия, войти в другие измерения — духовные. Это ключик к духовным мирам, где царствуют иные законы мироздания. Только верой можно ощутить бога, познать его истину и прикоснуться к нетленному.

Когда в человеке рождается вера, он может ощутить единого бога Отца. Без веры это сделать невозможно.

Сколько не объясняй атеисту чудо творения мира, он не услышит — нет веры в сердце. Верующий ощущает, что весь мир был создан единым богом. Если наши языческие предки поклонялись целому сонму богов, то христианство утверждает — бог един. Язычники ощущали, что мир сотворен богом, но приписывали это множеству богов. Они искали бога в природе и находили множество разных сил. Оставалось только найти единый источник этих сил природы, что и сделало христианство.

Учение Христа дает нам не просто бога, но бога Отца. Он наполнен любовью к миру и людям, посылает только благо. Только Отец может любить своих детей, заботиться о них и наполнять радостью. Только Отца могут любить дети, отдавая свои искренние сердца. Символ Веры устанавливает между богом и людьми доверительные отношения родственников, которые основаны на взаимной любви и почитании. Также статус детей обязывает их к послушанию, что немаловажно понимать.

В Символе Веры подчеркивается, что Отец христиан является еще и Вседержителем, так как сотворил всё мироздание. Созданный им мир полон совершенства, мудрости и красоты. Мир пронизан высшим смыслом, который можно постичь только верой. Многие люди видят в мире зло и уродство, потому что не осознают сущности творения и не наполнены любовью к миру. Когда в сердце человека поселяется вера, она наполняет его любовью и мудростью.

И во единого Господа Иисуса Христа

Этот догмат веры является центральным, ибо без Иисуса Христа нет и самого христианства. Вера в бога присуща многим мировым религиям, но в них нет единородного Сына. Христиане верят, что Иисус Христос был богочеловеком. Иисус — это имя человека, а Христос — это титул помазанника божьего. Это помазание облекло человека божественной властью и наделило Духом Святым.

Христос был послан в мир, чтобы принести благую весть (евангелие) о спасении.

Чтобы понять, о каком спасении идет речь, нужно хорошо знать Ветхий Завет. В древние времена бог избрал еврейский народ, чтобы он послужил источником света для всех народов земли. Это был народ-богоноситель. Но евреи не справились с этой миссией и отпали от бога. Они стали жить в ненависти к друг другу и распрях, забыли о любви. Христос пришел в мир, чтобы явить людям божью любовь и благодать, спасти от грехопадения и открыть истину. Это был Мессия, посланный небесами во имя спасения всех людей на земле.

Именно с принятием тайны богочеловека начинается христианство.

Сам бог явился к людям во плоти, чтобы даровать спасение от зла и ненависти, смерти и тлена. Этот догмат является самым основным в христианстве. Это непостижимо для земного разума, но на то и нужна вера, что разумом постичь невозможно. Разве можно сомневаться в силе того, кто словом своим сотворил мироздание? Разве не сможет он явиться во плоти через сына своего единородного? Сомневаться в этом, значит, отказывать богу в могуществе и власти.

Ради спасения сшедшего с небес

Каждый христианин понимает, что спасается верой. Это вера спасения, данного даром. Есть религии, которые предлагают улучшение жизни, а христианство предлагает спасение души от вечных мук. Об этом можно прочитать в Ветхом Завете, где бог дает людям 10 заповедей спасения. Иисус выполнил все заповеди вместо нас, и теперь через веру в него каждый может обрести спасение. Однако это не значит, что мы теперь можем нарушать заповеди божьи, просто нам даровано спасение вселюбящим Господом.

От чего спасает нас Христос? От тлена смерти и адских мук. Современные люди пытаются забыться в суете земной жизни, полагая, что после нее ничего уже не будет. Но евангелие говорит, что душа человека вечная, и именно она нуждается в спасении от вечных мук. Если сердце человека расположено к вере, он услышит эти слова и обретет спасение. Если человек полностью погрузился в материальный мир и видит лишь в нем смысл жизни, он останется глух к словам истины.

Христос своей смертью и воскресением показал миру, что есть жизнь вечная, и что наша земная жизнь не является настоящей. Когда человек смотрит на образ распятого Христа, он начинает задумываться о смысле своей жизни. Ради этого и пришел Спаситель в наш мир, чтобы люди задумались — ради чего они живут? Он предлагает нам жизнь вечную, которая уготована богом Отцом от основания мира. Он дарит нам вечную жизнь, взяв все грехи мира на себя. В этом и состоит благая весть (евангелие), которую проповедует христианство.

И воплотившегося от Святого Духа

Это сакральная часть христианской веры, которая прямо указывает на божественное происхождение Христа. Ни один человек не сможет спасти людей от грехов, только богочеловек. Иисус обладал двойной природой — человеческой и божественной. Человеческая природа была необходима для воплощения в материю, божественная — для выполнения миссии спасения.

Однако именно этот догмат становится камнем преткновения для принятия христианства. Люди не могут поверить, что подобное вообще возможно. Однако разве есть что-либо невозможное для создателя мироздания? Стоит просто об этом задуматься, чтобы понять — для него нет ничего невозможного, и факт непорочного зачатия не является чем-то фантастическим. Это не более фантастическое событие, чем создание вселенной. Тот, кто создал миры, разве не в силе создать зародыш с помощью своего Духа?

Распятого за нас

Этот догмат христианской веры тоже вызывает недоумение у атеистов и представителей других вероисповеданий. Зачем нужна эта жертва, кому? Чтобы понять трагичность ситуации, нужно обратиться к Ветхому Завету, где упоминается о смерти за совершение грехов. Вот именно от этого и спас нас Иисус, погибнув на кресте вместо нас. Это была заместительная жертва, без которой невозможно спасение от вечной гибели.

Иисус вместо нас пострадал, чтобы избавить от возмездия за нарушение божьего закона. А где этот закон находится? Он прописан в законах природы, он установлен создателем мира от начала. После трагичной гибели на кресте Иисус чудесным образом воскресает и является ученикам в новом теле. Это говорит о том, что смерти нет — она иллюзорна. Но чтобы обрести вечное спасение, нужно иметь безгрешную душу. Душа Иисуса была безгрешной, и он отдал ее во имя спасения человечества.

На кресте умер человек, а воскрес — бог. В этом и раскрывается божественная природа Иисуса, богочеловека.

Когда христиане совершают Таинство Евхаристии, то они чудесным образом соединяются со Христом. Это нам заповедал Иисус на последней вечере перед своей казнью. Он преломил хлеб, раздал ученикам и сказал: сие есть тело мое, за вас ломимое. Затем налил вина и сказал: сие есть кровь, за вас проливаемая. С тех пор на богослужениях в церкви совершается Таинство причастия, так как без него невозможно соединиться со Христом и получить спасение.

Когда мы соединяемся со Христом через Таинство причастия, обретаем божественную природу. После смерти мы так же воскреснем и обретем новые совершенные тела. Это звучит нелепо для атеистов, но современные ученые физики уже доказали двойственность квантов. Также они доказали, что вся материя иллюзорна и подчиняется мыслям человека. Это значит, что любое тело может воскреснуть из небытия, если того возжелает дух. В наши дни тема воскресения звучит уже не так фантастично, как в прошлые века. Просто ознакомьтесь с трудами квантовых физиков.

Бессмертие

Человеческий разум отказывается понимать бессмертие, так как постоянно видит вокруг себя смерть. Но эта смерть относится к иллюзорной материи, из которой соткан наш мир. Иисус своим воскресением показал, что существует иной мир, над которым смерть иллюзорной материи не имеет власти. Неужели создатель, сотворивший миры, не способен создать бессмертное тело? Разум атеистов постоянно ограничивает возможности создателя своими рамками земных критериев. Но невозможно понять бога земным разумом, поэтому и необходима вера.

И восшедшего на небеса

Здесь имеются в виду не материальные небеса, а иной мир. В евангелии он называется горним, то есть, высшим. Высшим, значит, выше нашего мира. Небеса — это слово аллегорически выражает нечто высокое и недоступное человеку в рамках земного мира. Это иные пространства и измерения, которые мы не можем ощутить земными органами чувств. Поэтому нам нужна вера.

Молитва «Символ веры» — нужно знать крестным наизусть

Подготовка к Таинству Крещения — очень важное время в жизни будущих крестных родителей. Во время огласительных бесед очень подробно рассказывается о чинопоследовании Крещения, а также о том, что должен в обязательном порядке знать восприемник. К этой категории относится и «Символ веры».

По своей сути, Символ веры — это не молитва. В ней нет обращения, молитвенной просьбы к Богу, Богородице или Святым. В «Символе веры» сосредоточено краткое и очень точное изложение основ всего христианского вероучения, которое было составлено и утверждено еще на Первом и Втором Вселенских Соборах.

«Символ веры» крестным нужно выучить наизусть, поскольку во время Крещения она произносится восприемниками в храме. Но очень важно не только выучить, но еще и понимать, о чем говорится в молитве.

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

12 догматов православного Символа Веры с толкованием

«Символ веры» состоит из двенадцати догматов. В каждом — особая истина православной веры:
1-й догмат говорит о Боге Отце, со 2-ого по 7-й рассказывается о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о Крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.

1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

В первую очередь этими словами мы признаем существование Бога, как Бесконечной Сущности, которую невозможно познать, исследовать, узнать человеку до конца. Все, что существует, получило «жизнь» от Него. Для христианина нет больше никаких других «богов» (перун, кришна, зевс и т.д.).

Бог — Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.

2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о том, что Иисус Христос — равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.

3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.

Карточка с текстом Символа веры, молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» вложена в каждый крестильный набор нашей мастерской.

4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел страшные муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскресе. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.

5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

8-й догмат: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Теперь в «Символе веры» говорится о еще одной «Личности» Святой Троицы — Святом Духе. Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков.

Прослушайте текст Символа веры

Представлены два варианта — в исполнении хора и в прочтении батюшки.

Аудиофайлы можно также скачать.

9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

На земле Церковь — это собрание христиан. Все нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой — единственной, так как Она одна и нет других.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.

10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Здесь говорится о значимости и важности Таинства Крещения, потому что через него христианин обретает «новое рождение» от воды и Святого Духа. После этого человек может участвовать во всех Церковных Таинствах (Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования)

11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.

Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.

Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной.

Грешники же будут брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его «ангелами». Там их ожидает неугасимый пламень. И мучения их не прекратятся никогда.

Надеемся, что это краткое толкование «Символа веры» поможет будущим крестным родителям сделать первые шаги к познанию Закона Божьего, следованию заповедям Христовым, и, пожалуй, самое главное, становлению их полноценными христианами.

История христианских символов веры

Основа христианской веры есть утверждение, что Бог ради спасения людей от бремени первородного греха послал своего Сына на землю, который родился от Приснодевы Марии и воплотился (вочеловечился) в Иисусе Христе, был распят, умер и воскрес в третий день, победив смерть.

Первые отцы Церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis (правило истины), и входила в состав христианской disciplinae arcanae (тайное учение). Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei (правило веры), преподана апостолами, которые сами получили её от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 года в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Святого Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах церкви коптской.

Первый прообраз Символа веры появляется у апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор. 15:3-7).

Руфин Аквилейский и Маркелл Анкирский приводят Староримский Символ веры на латинском (Руфин) и греческом (Маркелл) языках. К Староримскому восходит Апостольский Символ веры.

Руфин нашёл так называемый Апостольский Символ веры, написанный на латинском языке. В толковании на этот Символ веры Руфин утверждал, что это — подлинный текст Символа, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраною от возможного разногласия. Они назвали своё коллективное произведение «Символ веры», что указывает на сбор или выборку содержащегося в нём учения из проповеди всех апостолов. Найденный им символ Руфин называет Апостольским или потому, что каждое слово в нём дано апостолами (1 Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно, проповеданную апостолами.

Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название Апостольского Символа веры справедливо и по отношению ко многим другим символам веры.

Римско-католическая церковь считает «Апостольский Символ веры» одним из важнейших христианских символов веры, в частности, он входит в состав молитвы Розария. Слово «Апостольский» по современному толкованию означает, что Символ излагает проповеданную апостолами веру, а не принадлежность текста перу апостолов, хотя в Средние века даже предпринимались попытки предположить, какие именно слова в Апостольском Символе веры какому именно апостолу принадлежат.

Самим Руфином текст Апостольского Символа веры очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи («Dictionnaire», стр. 755) сообщает четыре текста этого Символа с разными чтениями. Современный текст Символа впервые встречается в письменных источниках VI века.

С точки зрения православия, основным документом христологии которого является Халкидонский символ веры, в триадологии завершительным актом в области символов веры служит Никео-Цареградский Символ веры, первая часть которого была составлена на Никейском соборе (325 год), а вторая — на соборе Константинопольском (381 год), где обе части Символа веры были соединены в один документ. Исповедание и прочтение Никео-Цареградского Символа при крещении есть неотъемлемая часть таинства; за крещаемых младенцев Символ веры читается его восприемником.

Происхождение понятия

Символ веры. В книге «Чинопоследование соединяемым из иновеных к православнокафолической восточной церкви». Киев, 1759. ГИМ. Аналогично прочитанному вел. кн. Екатериной Алексеевной при переходе в православную веру 28 июня 1744 года

Самое название «Символ веры» в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского в его «послании» (XLII) к папе Сирицию I. Вообще, обычай называть «исповедания веры» символами — обычай западный, и самое слово «Символ веры» вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры».

Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали «исповеданиям веры» имени «Символ веры», называя их «изложениями веры» или «верою». Во главе «вероизложений», сделанных отдельными богословами, Чельцов ставит рассуждение пресвитера Викентия, монаха Леринского монастыря (пис. ок. 434 г.). Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными иерархами или другими учеными лицами вследствие особых обстоятельств, например, по просьбе какой-либо церкви, уклонившейся некогда от восточно-православного и вселенского единства.

Чельцов приводит следующие заглавия символов веры:

  • апостольская вера иерусалимской церкви;
  • церковная вера кесарие-палестинской церкви;
  • вселенская вера антиохийской церкви;
  • апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских;
  • апостольские догматы александрийской церкви;
  • апостольский символ веры римской церкви.

О происхождении этих символов веры от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести символов по содержанию.

Ириней и Тертуллиан, указывая на формы символов веры, говорят о них не как о чём-то новом, а как о предании апостольском (1 Тим. VI, 12; 1 Петр. III, 21). Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений». Он же замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причем «вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии».

Кирилл Иерусалимский Символ веры Иерусалимской церкви, сохраненный им в надписях его огласительных поучений, называет «святою и апостольскою верою»; Макарий Иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на соборе Никейском тот же Иерусалимский Символ веры назвал «апостольскою непреложною верой, которую церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки». Иоанн Кассиан, приводя текст Антиохийского Символа веры, замечает, что в нём изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех. Александр, епископ Александрийский, называет Александрийский Символ веры «апостольскими догматами Церкви», то есть получившими начало от самих апостолов.

Символы веры в богословии

В течение почти двух тысячелетий существования христианства в мире каждое христианское общество вырабатывает свои символы веры. Возникла новая отрасль богословия — символика, изучающая сравнительно символы веры разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое, или обличительное, богословие старого времени. Шлейермахер называет символику «сравнительной догматикой», Пельт — средством к «познанию конфессиональных принципов всех вероисповеданий».

Апостольский Символ веры

Основная статья: Апостольский Символ веры

Самым ранним символом веры, которому было дано собственное название, был Апостольский Символ веры. Христианское предание приписывает его всем двенадцати апостолам: якобы каждый из них сказал одно предложение этого символа веры. Само такое приписывание вряд ли верно, но Апостольский Символ веры сам собой довольно старый; скорее всего он был составлен на основе катехизиса, используемого в крещении взрослых, и в этом виде он мог быть составлен во II веке. Апостольский Символ веры, скорее всего, был сформулирован в противовес докетизму и другим аналогичным идеям.

Никео-Цареградский Символ веры

Основная статья: Никео-Цареградский Символ веры

Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году (см. Никейский Символ веры); в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Цареградского Символа. Никео-Цареградский Символ веры унаследовал основные свои положения из Апостольского Символа веры. Кроме того, в него Первым Вселенским собором добавлены положения из христологии и о Троице, ставящие своей целью отторжение арианства (в частности, отдельным решением Первый Вселенский собор установил, что арианство является ересью).

Никео-Цареградский Символ веры используется как в православии, так и в католичестве. В последнем случае обычно с дополнением «филиокве» (указанием на нисхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына»). Филиокве обязательно в латинском обряде Католической церкви, однако в ряде Восточнокатолических церквей (например Греческой) филиокве не используется.

Другие христианские символы веры

Среди всего остального множества символов веры можно выделить следующие:

  • Символ или «Изложение веры» Григория Неокесарийского;
  • Афанасьевский Символ веры;
  • Халкидонский Символ веры;
  • Тридентский Символ веры — католический Символ веры, принятый на Тридентском соборе;
  • Символ веры Народа Божия Папы Павла VI, (1968 год);
  • Аугсбургское исповедание от 1530 года;
  • 39 статей — вероисповедание Англиканской церкви;
  • Символ веры методистской церкви.

Сколько было Вселенских Соборов?

Вселенских Соборов было семь:

  • 1-й — Никейский (325 г.)
  • 2-й — Константинопольский (381 г.)
  • З-й — Ефесский (431 г.)
  • 4-й — Халкидонский (451 г.)
  • 5-й — Константинопольский второй (553 г.)
  • 6-й — Константинопольский третий (680 г.)
  • 7-й — Никейский второй (787 г.)

Откуда взято правило собирать Вселенские Соборы?

Правило созывать Соборы основывается на примере Апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (Деян.15). Основанием для этого служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник.
«Повеждь (скажи) Церкви, аще же и Церковь преслушает (не послушает), буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф.18:17). Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор.

Для чего собирались Первый и Второй Вселенские Соборы?

Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны по следующим причинам: первый — для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария; второй — для утверждения учения о Святом Духе, против ложного учения Македония.
Сколько было правил создано на Первом и Втором вселенском соборе?
Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), Второй Вселенский Собор составил 7 правил.

Символ веры — перевод

Верую – верю, я убежден;

О Христе

Единороднаго – единственного;
прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности;

единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом;
Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено;

воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое;
вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом;

воскресшаго – ожившего:
по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день;

восшедшаго – вознесшегося;
одесную– по правую сторону Бога Отца;

паки – опять,
во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут;

Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его;
Животворящаго – дающего жизнь;

О Святом Духе

спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну;
Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков;

О Церкви

Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной;
исповедую – открыто признаю словом и делом;
чаю – ожидаю;
И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *