Символы апостолов евангелистов

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

Евангелие кожаный переплет

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, Луке-Телец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.

Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания

Икона с изображениями Льва, Ангела, Тельца и Орла

София Премудрость Божия Ярославль, сер.17 в.

В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония. Он считал, что Человек — это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.
Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.
Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.
Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

Икона Святой апостол Иоанн Богослов 17 в.

Образ Святой Иоанн Богослов

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Крест «Четыре Евангелиста»

Видение пророка Иезекииля
(Рафаэль, 1518 год)

Тетрамо́рф (др.-греч. τετρά-μορφος «четырёхобразный, четырёхвидный» от τέσσᾰρες, τέσσερες, τέττᾰρες, τέττορες, τέτορες «четыре» + μορφή, μορφά «вид, образ, очертание») — в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Книга «Зо́ар» называет эти четыре образа над таинственной колесницей — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. В каббале эти существа носят название «хайот а-еш» (букв. «святые животные»).

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения:

  • Матфей в образе ангела,
  • Марк в образе льва,
  • Лука в образе тельца,
  • Иоанн в образе орла.

Каждый из них крылат и держит Евангелие.

В Священных Писаниях

Тетраморф
(фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <…> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <…> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <…> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.

— Иез. 1:5-18

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

— Откр. 4:6-8

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

В религиозной традиции

Видение Иезекииля
Маттеус Мериан (1593—1650)

В иудаизме

В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма множественного числа «כרובים» (керувим), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.

В Каббале

Лев Орёл Человек Бык
Каббалистические миры Ацилут Брия Иецира Асиа
Сфирот (по версии Бааль-Сулам) Нецах Иесод Малхут Ход
(по версии Д. Л. Андреева) Хесед Гвура Малхут Тиферет
Стороны света Юг Восток Запад Север
Архангелы (согласно мидрашам) Михаэль Рафаэль Уриэль Гавриэль
Знаки зодиака Лев Скорпион Водолей Телец

Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» («Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.

В христианстве

Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:

«Святой Марк и лев»
(Эммануил Цанес, 1657 год)

Иллюстрация Существо Евангелист Значение
Человек (ангел)
(лат. imago hominis)
Матфей Человеческая природа Христа, его воплощение
Лев
(лат. imago leonis)
Марк Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол)
(лат. imago vitulis)
Лука Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва
Орёл
(лат. imago aquilae)
Иоанн Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне

Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века, а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

Первая версия: Впервые во II веке Ириней Лионский, толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали Анастасий Синаит, Арефа Кесарийский, Феофилакт Болгарский и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях. Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус Христос.

Вторая версия: В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали Викторин из Петтау, Епифаний Кипрский, Иероним, Григорий I и другие: «символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы». Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.

Третья версия: Ипполит Римский и Блаженный Августин придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света, а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, временами года, добродетелями. Григорий Великий (VII век) считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек (incarnatio), смерть принял как жертвенный бык (passio), при воскресении был львом (resurrectio), а вознёсся как орёл (ascensio). Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами.

О существах рассуждает Августин, Климент Александрийский. При этом Климент, комментируя описание Ковчега Завета из книги Исход, пишет что херувимы на его крышке символизируют » указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени». В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных (см. ниже).

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский (VI—VII века) пишет:

Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.

К тетраморфу евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на литургии, их он произносит за богослужением как возглас: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

В Православной церкви первая глава пророка Иезекииля, повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник.

В Русской церкви

Икона «Видение Иезекии», 14 век, Фессалоники

Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году. В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.

Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено. Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи.

Старообрядцы

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к Иринею Лионскому. В «Поморских ответах» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:

В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святіи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…

Астрономическая интерпретация

Изображение Созвездие Существо Значение Сторона света
Стрелец Человек всё убивающая зима юг
Лев Лев всепожирающая осень запад
Телец Бык питающее лето север
Пегас Орёл весна восток

Николай Морозов в своей работе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями. Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.

Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского (IV век)

Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея, орёл — созвездие Скорпиона.

Источник образов

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
  • Лев — бога войны Нергала (Марс)
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)

Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.

Бычий колосс (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)

При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. 1:9). Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез. 1:22). Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.

Аналоги в других традициях

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырём сторонам мирового древа; это хозяева и стражи «четырех сторон света», образы божественного покровительства, защиты от хаоса». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

  • В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, тигр, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро.
  • Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
  • В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.

В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:

Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.

Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха (Ноя): «сказали : «Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува’, ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!»». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.

Храмы

  • Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Эфиопской православной церкви.

Изображения в культуре

Вознесение Христа
(Евангелие Рабулы, VI век). Христос возносится на тетраморфе с огненными колесами, Крылья тетраморфа покрыты глазами

Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле, по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.

До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.

В Западной Европе

Тимпан собора в Бурже

Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.

Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.

В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».

В православии

Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря (1345 год), разрушенного во время Великой Отечественной.

В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе «Единородный Сыне» Спас держит в руке небольшой тетраморф.

В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на Царских Вратах иконостаса), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах, Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.

Прочее отражение в культуре

Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами. Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио.

Карта Таро «Мир»

Четыре евангелиста
(А. Блумарт, 1615 год)

  • В колоде Таро символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Повозка», «Колесо судьбы» и «Мир».
  • Тетраморф является одним из «монстров недели» в сериале «Секретные материалы». В серии посвященной ему, он представлен ангелом-серафимом, забирающим души своих дочерей-нефилим чтобы они не достались Дьяволу.
  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Город золотой, на стихи Анри Волохонского:

Одно — как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

  • Образы евангелистов также использованы в песне «Орёл, Телец и Лев», написанной Борисом Гребенщиковым («Аквариум»):

«Откуда этот редкостный напев,
Знакомых нот чудесное сплетенье?
Стук в дверь мою. Кто? — спрашиваю. Тени.
Они ответствуют: Орёл, телец и лев.»

См. также

В Викисловаре есть статья «тетраморф»

  • Четыре знака зодиака (Китай)
  • Четыре священных зверя (Вьетнам)
  • Четыре стихии
  • Символы святых
  • Лев святого Марка

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «τετρά-μορφος» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2020. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  2. «Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определённую форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырёх первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей» / Зогар // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Слово «смотри» отсутствует в лучших греческих рукописях (А.Подосинов. Символы четырёх евангелистов Архивная копия от 27 октября 2010 на Wayback Machine), включая Александрийский и Ефремов ексы; см. текст по NA.
  4. Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
  5. Талмуд, Хагига 13б
  6. Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
  7. 1 2 Предисловие к Книге Зогар. «Сафра дэ-Цниута» — Книга Скромности (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2009. Архивировано 12 мая 2011 года.
  8. Андреевская энциклопедия (недоступная ссылка). Дата обращения 31 июля 2010. Архивировано 6 декабря 2011 года.
  9. Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
  10. Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.
  11. Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с. Архивная копия от 28 октября 2006 на Wayback Machine
  12. Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти: так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале бе Слово, и Бог бе Слово. Евангелие от Матфея имеет лице человека: потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом: потому что оно начинается с пророчества об Иоанне: а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу: потому что начинается с священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа: тогда приносили в жертву и тельца. // Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Марка
  13. 1 2 3 Андрей Чернов. Иоанн Богослов — орёл или лев? Евангельский тетраморф в начальной русской традиции
  14. Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.
  15. «propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur» — Hieron. Comm. in Ez. 1,1
  16. Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)
  17. 1 2 Как изобразить непостижимое?
  18. Климент Александрийский. Строматы
  19. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
  20. Богослужение (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2009. Архивировано 20 ноября 2007 года.
  21. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. С.295. 21 мая 1722 г. № 625 С. 293—295.
  22. Полное Собрание Законов Российской Империи (1720—1722) ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. VI. С.763. 31 августа 1722 г. № 4079 С. 762—763.
  23. Денисова Е. В. — Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции ISSN 2227-8788
  24. Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»
  25. Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47
  26. «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света // Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов: Их происхождение и значение
  27. Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47
  28. Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700
  29. 1 2 Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 41.
  30. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 42.
  31. 1 2 Энциклопедия символов и знаков
  32. Коран 71:23
  33. Храм Гроба Господня В Иерусалиме (недоступная ссылка)
  34. Устройство православного храма
  35. Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5-7654-2517-8 С. 130

Ссылки

  • Symbols of the Four Evangelists (англ.). Дата обращения 15 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  • Фреска Архангел Михаил и тетраморф. Храм Эль-Моаллака, Каир, Египет. Дата обращения 15 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2012 года.
  • Выдержки из «Поморских ответов» об иконописи. Дата обращения 15 февраля 2009.
  • Андрей ЧЕРНОВ. ИОАНН БОГОСЛОВ – ОРЁЛ ИЛИ ЛЕВ? — Евангельский тетраморф в начальной русской традиции. Дата обращения 3 октября 2012.

Литература

  • Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
  • Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904.
  • Борхес, Хорхе Луис. Книга вымышленных существ. — М.: Азбука-классика, 2004. — 379 с. — ISBN 978-5-352-00757-0.
  • Дмитриева С. О. Изображение тетраморфа в куполе храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (канон и индивидуальность в средневековых храмовых росписях) // «Вестник» Международного университета природы общества и человека «Дубна». — 2008. — № 1.
Главы 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22
Основные события
Персонажи
Географические пункты
Прочее

Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Стражи «четырех углов мира» и четыре евангелиста.

Уже ранняя христианская Церковь представляет евангелистов в виде четырех существ с крыльями:

  • человека — Матфей;
  • льва — Марк;
  • вола — Лука;
  • орла — Иоанн.

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:

И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.

Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев — выражает царственную мощь,
  • телец — жертвенное служение,
  • человек — вочеловечение,
  • орел — боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348—420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка — лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» — Иоанна Крестителя;
  • Луку — жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна — орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес.

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.

Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями — мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью. Г. Хайнц Мор

См. также:

Христианская мифология Четыре евангелиста Евангелисты Евангелие Число 4 Крылья Ангел Херувим Орёл Лев Вол Звери Апокалипсиса Иоанн Евангелист, Св. Лука Евангелист, Св. Марк Евангелист, Св. Матфей Евангелист, Св.

Астрология

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

Телеце, Льве, Скорпионе (орел) и Водолее (человек) — средних для четырех времен года.

Искусство

Как самостоятельное представление евангелистов апокалипсические звери обычны в манускриптах и в скульптуре романских церквей. В эпоху готики они чаще всего обрамляют образ Бога. В эпоху Ренессанса они лишь атрибуты, четырех человеческих фигур.

Другими атрибутами евангелистов являются свиток и книга; они могут изображаться за написанием своих Евангелий, в то время как голубь Св. Духа вдохновляя парит над ними.

Вместе евангелистов можно видеть г.о. в декоре церквей в люнетах или парусах сводов под куполом.

В раннем средневековье символическим фигурам евангелистов сопутствовали их изображения в виде философов, облаченных в римскую тогу, с книгой и подставкой для чтения.

Часто объединяются с другими четверицами, в частности:

  • с докторами (отцами, учителями) церкви Церкви (Августин, Амвросий, Иероним и Григорий Великий) — фигурируют как толкователи их писаний;
  • с четырьмя великими пророками (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил).

Геральдика

Наиболее известен лев Марка — гербовое животное Венецианской республики (до 1797) и города Венеции, который украшает сегодня и морской, и торговый флаги Италии. Лев держит правой лапой открытую книгу с надписью:

«Pax tibi Marce evangelista meus» — лат. Мир тебе, Марк, мой евангелист.

Оккультизм

«Воплощение Бога, как всеобъемлющего духа, материализовавшегося в земной сфере, подчиняется законам четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Каждый из евангелистов, соответственно, представляет один из этих элементов, которые способствовали проявлению бога».

Матфей – воздух – Водолей (изображаемый как голова человека с крыльями)
Марк – огонь – Лев
Лука – земля – Телец
Иоанн – вода – Скорпион

Матфей именно тот из евангелистов, кто подчеркивает земное происхождение Христа, уникальную способность человека помнить и связывать множество мыслей в единое целое. Задача человека заключается в том, чтобы понять, что бесконечное разнообразие мира имеет единое происхождение. Тем самым исчезают и различия между людьми, человек перестает воспринимать себя как отдельное, обособленное существо, открывая в себе историю рода, и сознает себя как часть целого. Кстати, таково и значение начинающейся около 2000 года эпохи Водолея.

Имя Марк происходит от лат. Mars — бог войны. Так же, как архангел Михаил, он олицетворяет силу бога, его способность выводить душу человека из заблуждений и смятения. Лев означает трансформацию необузданной воли человека в истинные превращения добродетели: мужество, силу и любовь. Отображением этого процесса превращения является лев, мирновозлежащий рядом с овечкой. В христианском учении это символ человека, который полностью управляет своими силами.

Его латинское имя Луки — Lucius напоминает о падшем архангеле Люцифере, изгнанном из рая. Земля — его сила, а его знак Телец — земной аспект мужской энергии.

Еврейское имя lohanan означает «Божия милость». Иоанн был учеником Господа. Известно, что Иисус любил его за его полную самоотверженность. Знак Скорпиона связан с принципом земной любви и возрождения. Иоанну удалось преодолеть идею этого знака за счет абсолютного пренебрежения к самому себе. Тем самым ему удалось приобрести новое духовное измерение. В своем послании всеобъемлющего Логоса Иоанн преодолевает границы пространства и времени, и в соответствии с этим ему приписан новый знак — Орла. В греческо-ортодоксальной церкви часто обнаруживают двуглавого орла как символ Иоанна, стоящего над двойственностью пространства и времени. Логос — это слово христианская формула любви на абстрактном уровне; Логос, охватывая одновременно все вещи, снимает все противоречия благодаря любви, обнимающей всех и вся.

Символы четырех евангелистов изображаются с крыльями — указанием на то, что в них нашли выражение космические силы.

Сходный символ этих четырех основных сил имеется в египетской мифологии, это сфинкс, который имеет голову человека, тело льва, хвост быка и крылья орла. В эпоху раннего христианства евангелистов часто изображали в виде существ с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии, таким, как Минотавр. Лишь позднее их стали изображать отдельно, то есть евангелиста и рядом с ним его животное.

Эзотерики также рассматривают Матфея, Иоанна, Марка и Луку как символическое послание человеку: «Знай. Желай. Дерзай. Молчи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *