Синие листья осеева

Синие листья (рассказ)

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш!
А Катя говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
– Ну что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.

— КОНЕЦ —

Осеева В. Иллюстрации

Ранней весной, когда солнышко только начинало греть землю, а деревья просыпались от долгого, зимнего сна, маленький, зеленый листочек терпеливо ждал своего появления на свет. Шло время, листочек подрастал, и в его темнице-почке места становилось все меньше и меньше; и вот однажды, темница распахнулась, выпустив его на встречу яркому, весеннему солнцу. Листочек расправился, потянулся и огляделся вокруг.
— Как же здесь красиво! – подумал он, глядя, как маленький солнечный лучик прыгает с ветки на ветку, пытаясь разбудить остальные листики. Медленно раскрываются почки, выпуская на свет его братьев и сестер. Вся природа оживает, приветствуя весну. Птицы весело щебечут, здороваясь друг с другом. После долгого сна проснулись труженики-муравьи и принялись неутомимо наводить порядок в своем муравейнике.
День пролетал за днем, листик рос и наблюдал за всем происходящим вокруг. Он стал больше, сильнее и уже не боялся неожиданных порывов весеннего ветра. Раньше он думал, что ветер злой, что он хочет оторвать его от дерева и унести далеко-далеко от родного дома. Но ветер не собирался причинять вред листику, своими порывами он укреплял его и тот становился только сильнее.
Настало теплое лето. Листик радовался всем изменениям, которые происходят в природе. Он любил ласковый дождик и теплый ветерок, он радостно приветствовал птиц сидящих на ветках его дерева и букашек, ползающих по стволу.
Но вскоре и лето стало подходить к концу. Листик заметил, как суетятся муравьи, что-то таская в свой муравейник, тревожнее стали птичьи голоса, а ночи уже не такие теплые, как раньше.
Пришел сентябрь. Он принес собой кисточки с красками и принялся раскрашивать деревья в причудливые цвета. На одних листьях оставил зеленую краску, другие выкрасил в желтый или багряный цвет, чтобы было веселей, ведь скоро придет зима и ярких красок больше не будет.
Ветер уже перестал листочку казаться ласковым, а дождик с каждым днем становился все холодней и лил все дольше. Листик понимал, что скоро настанет момент, он оторвется от дерева и полетит вниз, танцуя в воздухе свой последний осенний вальс. Но он не боялся этого, он знал, что так нужно, что так происходит всегда. Ведь следующей весной он и его браться с сестрами снова украсят проснувшиеся деревья и будут радоваться каждому новому дню.
Налетел сильный порыв ветра и на этот раз листочек не удержался и полетел за ним в места, где никогда раньше не бывал. Пролетая высоко в воздухе, он прощался с осенью, с птицами, летящими в теплые страны, с пожелтевшей травой и, с уже почти голыми, деревьями.
Он улыбался и кричал им: — До следующей весны!
-До следующей весны! – улыбаясь, вторили они ему в ответ.

Валентина Осеева «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена.

А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы»

  1. Дидактическая цель урока:

формировать умения анализировать художественное произведение

  1. Задачи:

  1. Формирование умения выразительно читать текст

  2. Воспитание личностных качеств, способствующих формированию толерантности учащихся

  3. Развитие коммуникативной компетентности

  4. Формирование умения выполнять работу по заданному образцу.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Постановка темы и целей урока.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно,

Спинки выпрямили.

  1. Психологический настрой.

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

  1. Постановка цели.

— Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

— Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты

«Раскрой свое сердце добру».

— Что такое добро? Сегодня мы с вами попытаемся

ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

  1. 2.Основная работа по теме:

а) Беседа.

Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

— Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы детей:

— Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа.

-Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
— Добрый человек – это тот, кто
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
• Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека».
• Как вы понимаете эти слова?
• А как называют человека, который делает добро другим?
• Как вы поймете, что человек добрый?
• Умеет → СОчувствовать
СОпереживать
Содействовать
Сострадать

— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

» Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

А знаете, кто самый главный на планете Добра? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: «Ребята, давайте жить дружно”)

Уч-ль: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классе, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.

Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй.

«Разговор о доброте”.

1. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

2. Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

4. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

— Посмотрите на эти записи с послания с планеты Добра

«Хорошее»

«Кто хозяин?»

«Сыновья»

«Три товарища»

«Почему»

«Бабка»

«Плохо»

«Синие листья»

— Как вы думаете что обшего в этих записях?

-Мы продолжим знакомство с произведениями В.А.Осеевой.

В.А.Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли.

В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: — Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Я не знала. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

Мало уметь читать, надо уметь и думать.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. Итак как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

— Читать вы все умеете, будем вместе учиться думать.

Кот Леопольд желает послушать новый рассказ В.Осеевой «Синие листья»

-Могут ли на деревьях листья быть синими?

V.Первичное знакомство с произведением.

Чтение учителем произведения

-Когда листья бывают синими?

(когда люди бывают жадными)

VI.Повторное чтение рассказа.(Жужжащее чтение)

-Почему Катя не дала свой карандаш подруге сразу? Какие отговорки она придумывала? Почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей все-таки предложила его? А почему Катю это удивило?

-Почему автор говорит о Кате «…лицо недовольное сделала!»

Почему Лена молчала, а Катя покраснела как рак?

-Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль?

VII.Чтение рассказа по ролям.

— Что вы можете сказать о каждой из девочек?

— Как вы к ним относитесь?

-Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене?

Исправится ли Катя?

-Можно ли назвать девочек подругами?

-Как бы вы разрешили эту сложную задачу? Можно не дать свою вещь?

(Только отказ нужно объяснить обосновать, так, чтобы человеку стало понятно и необидно)

-Ну а уж если это просто жадность, то она жадность и есть, как бы вы ее не прикрывали…

-А как вы думаете, если Катя покраснела как рак… Испытала очень сильный стыд, есть надежда, что она исправится?

Научит ли этот случай чему-нибудь Катю?

-Какой ваш совет помог бы подругам?

-Что им делать, если они хотят сохранить дружбу?

-Прочитайте слова Лены, когда она обратилась к Кате?

— Что вы можете сказать?

— Все-таки невежливое обращение тоже сыграло большую роль в просьбе.

-Чему учит рассказ «Синие листья»?

-О чем все рассказы В.Осеевой? (о дружбе, доброте, взаимопомощи)

VIII. Закрепление.

-Дома вы подготовили пословицы о доброте о дружбе.

Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать.
• Спешите делать добро.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Лучше потерять глаз, чем доброе имя.
• Людей сближает улыбка.
• Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
• Добро помни, а зло забывай.
• Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
• Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет
• Красив тот, кто красиво поступает
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Доброго чтут, а злого не жалуют.
-Подберите пословицу к нашему рассказу.

— В пословицах есть подтверждение тому, что люди должны быть добрее, дружнее. Это подтверждает и кот Леопольд.

-В чем заключается волшебная сила слов и поступков?

(она делает добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее)

«Дерево Добрых Дел»

-Перед вами «Дерево Добрых Дел», которое поможет вспомнить, какие добрые дела вы совершали в своей жизни и напишите эти добрые дела на сердечке, которые лежат у вас на парте.

— В результате на дереве появятся столько сердечек, сколько добрых дел вы напишите.

Итог урока.

Хочется подвести итог нашему уроку. Еще раз послушайтеи запомните то, чему мы с вами сегодня говорили.

1. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

2. И если кому-то, когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется «Если добрый ты”…

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку!

Рефлексия.

Подпиши картинку на доске.

Чьи слова?

«Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…» (Старик, Осеева «Волшебное слово»);

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»(Юрка, Осеева «Хорошее»);

Няня:Убери посуду, Юрочка

Юра:Убери сама — некогда мне.

Юра:Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

Собака: «Пи-и – ить…»

Юра:Пошел вон! Не мешай думать!

(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).

Ребята, поступки каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?

2.»Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали!- удивились мальчики.

Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.

3.» Сзади раздался смех. » Надо мной смеются,- подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки».

4.»Не знаю, — тихо сказал Витя. Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, -сказал Миша. А Володя ничего не спросил».

5.Посмотрел учитель на обеих: » Надо так давать, чтобы можно было взять».

6.» Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

«Раскрой свое сердце добру»• Музыкальная минутка. Назовите главную черту характера Леопольда. Караоке из мультфильма «Приключения кота Леопольда» «Если добрый ты»

р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *