Синода

(от греч. sunodos — собрание) — высший гос. орган по делам росс. православной церкви. Создан в 1721 из Духовной коллегии; был приравнен к Сенату и именовался до 1726 Правительствующим, затем «Святейшим». В ведении С. находились разнообразные дела: чисто церк. характера (истолкование церк. догм, распоряжения по церк. обрядности и молитвам); церк.-адм. и хоз. дела (назначение и увольнение церк. должностных лиц, заведование церк. имуществом); дела церк.-полицейского характера — борьба с еретиками и раскольниками, заведование церк. тюрьмами (Соловки, Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале), церк. цензура; суд. дела духовных лиц. Чл. С. назначались императором из высших духовных лиц. Для надзора за деятельностью С. Петр I назначил в 1722 обер-прокурора. С нач. 19 в. возникла тенденция к превращению С. в простое мин-во. В 1817-1824 С. входил в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Власть обер-прокурора стала возрастать с 30-х гг. 19 в., она особенно увеличилась при К. П. Победоносцеве (1880-1905). Большое влияние на дела С. оказывал Г. Е. Распутин. С созданием мин-ва исповеданий (1917) должность обер-прокурора С. была ликвидирована. С. упразднен декретом Сов. власти 20 янв. (2 февр.) 1918.

=====

=====

Н. П. Ерошкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. синод — Синода, м. . 1. Высшее коллегиальное церковное учреждение в России, заменившее упраздненное Петром I патриаршее управление и существовавшее до 1917 г. (полное офиц. название – Святейший правительствующий синод; истор.). Большой словарь иностранных слов
  2. синод — Синод, синоды, синода, синодов, синоду, синодам, синод, синоды, синодом, синодами, синоде, синодах Грамматический словарь Зализняка
  3. синод — СИНОД а, м. synode m. < , гр. synodos собрание. 1. Высший коллегиальный орган православной церкви в дореволюционной России; в настоящее время — совещательный орган при патриархе. БАС-1. ♦ Святейший правительственный синод. Словарь галлицизмов русского языка
  4. синод — СИНОД м. греч. собор духовенства, высших духовных лиц. || Верховное духовное правленье. || Здание, в котором синод собирается. Синоду придан почет: святейшего. Синодные соборы. Синодские чиновники. Синодальная печатня. Толковый словарь Даля
  5. синод — СИНОД, а, м. (С прописное). В старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси. | прил. синодальный, ая, ое и синодский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  6. синод — СИН’ОД, синода, ·муж. (·греч. synodos — собрание). 1. Высшее коллегиальное церковное учреждение в России, заменившее упраздненное Петром I патриаршее управление и существовавшее до 1917 ·г. (полное офиц. Название — святейший правительствующий синод; ·ист. Толковый словарь Ушакова
  7. синод — синод м. 1. Высший коллегиальный орган по делам русской православной церкви (учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества); в настоящее время — совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси. Толковый словарь Ефремовой
  8. синод — Собор, собрание, высшая духовная власть. Краткий церковнославянский словарь
  9. синод — орф. синод, -а; но: (вместо Священный синод) Синод, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. синод — сино́д род. п. -а, в России – с 1721 г., у Ф. Прокоповича (Смирнов 276). Из греч. σύνοδος «собрание»; Смирнов (там же) предполагает посредство польск. synod. Ср. сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. синод — СИНОД -а; м. 1. В России: высший орган, управлявший православной церковью (заменивший упразднённое Петром I патриаршее управление и существовавший до 1917 г.,); Святейший правительствующий с. (ист. Толковый словарь Кузнецова
  12. синод — Сино́д/. Морфемно-орфографический словарь
  13. синод — см. >> совет Словарь синонимов Абрамова
  14. Синод — (от греч. sýnodos — собрание) собрание высших духовных лиц в ряде православных и протестантских церквей; высший орган управления православной церковью в России начала 18 — начала 20 вв. Большая советская энциклопедия
  15. СИНОД — СИНОД (от греч. synodos — собрание) — англ. synod; нем. Synode. Собрание духовных лиц для разрешения церковных дел. Социологический словарь
  16. синод — -а, м. 1. Высший орган по делам православной русской церкви, заменивший упраздненное Петром Первым патриаршее управление и существовавший до 1917 г.; в настоящее время — совещательный орган при патриархе. Малый академический словарь
  17. СИНОД — СИНОД (от греч. synodos — собрание) (Святейший синод) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения… Большой энциклопедический словарь
  18. синод — (святейший синод) (от гр. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения… Большой юридический словарь
  19. синод — сущ., кол-во синонимов: 1 совет 90 Словарь синонимов русского языка

Из этого глубокого природного колодца древние майя, даже несмотря на засуху, никогда не брали воду. Священный колодец (сенот) в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы принести жертвы Юм-Кашу, богу лесов и полей, и бросали в сенот не только драгоценности, но и прекрасных девушек.

— Salik.biz

Жертвы индейским божествам

Древний город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан прославился среди туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями, среди которых наиболее впечатляет ступенчатая пирамида Пернатого змея — таинственный храм Кукулькана. Однако не менее загадочен Священный сенот — его еще называют Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц. Это гигантская естественная карстовая воронка диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины.


Согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в Колодец смерти в период засухи майя бросали молодых красавиц и ценные вещи. Эти жертвы приносили индейским божествам, чтобы вымолить у них дождя для иссушенной земли. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу уходит в землю. поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.

Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который в свое время усиленно боролся с язычниками на полуострове Юкатан, где обитали племена индейцев майя. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Охотников за сокровищами особенно заинтересовало упоминание де Ланды о том, что в колодец попадали не только люди, но и драгоценности. Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его. так велико было почтение, которым индейцы окружали это место».

Рекламное видео:

Эдвард Томпсон покупает Священный колодец

Неизвестно, пытались ли испанские конкистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу — большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила служили надежным препятствием для любителей наживы.

Первую попытку обследовать дно колодца и достать драгоценности предпринял в 1882 году француз Дезире Шарнэ. Он с большим трудом доставил в Чичен-Ицу две землечерпалки, однако так и не смог начать работы из-за того, что неправильно оценил глубину колодца.

С помощью этой землечерпалки Эдвард Томпсон рассчитывал извлечь из-под воды сокровища майя

Первое обстоятельное изучение Священного сенота связано с именем Эдварда Томпсона, который в 1885 году получил место консула США на Юкатане. Томпсон специально добивался этого назначения, хотя его совсем не привлекала подобная работа. Он просто стремился совмещать полезное с приятным. изучая цивилизацию древних майя. Особенно Томпсона интересовал Колодец смерти, ведь новоиспеченный консул поверил записи де Ланды о том, что там, на дне, должны храниться несметные сокровища.

Эдвард Томпсон не был археологом, однако он настолько увлекался историей, что решил буквально посвятить свою жизнь исследованию Священного сенота. Он истратил почти все свое состояние, чтобы стать владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находился колодец. Остаток денег ушел на закупку необходимого оборудования. С большими сложностями из США в Чичен-Ицу доставили специальную землечерпалку, которую в 1904 году установили на южной стороне сенота.

Что же было на дне?

Землечерпалка исправно поставляла со дна сенота все новые и новые порции грязи, которую тщательно просматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время кроме камней и полусгнивших веток ничего не попадалось, но вот индейцы обнаружили два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при всех религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп (как установили потом, молодой девушки) и пару женских сандалий, что подтвердило записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях.

Хотя с помощью землечерпалки из колодца продолжали появляться кости жертв и древние предметы — сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита, — Томпсон понимал, что только погрузившись на дно сенота. можно обследовать все его впадины и расщелины и найти наиболее ценные предметы.


В 1909 году Томпсон вызвал телеграфом двух греческих водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование. Эдвард был полон решимости лично спуститься на дно и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого водолаза». Индейцы с тревогой наблюдали. как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить. уходил под воду. Они считали, что на дне колодца обитают злые духи и страшные чудовища.

Ни духов, ни чудовищ на дне колодца Томпсон не увидел, там царила абсолютная тьма. И хотя искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой. Это были статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя. Энтузиаста особенно поразили золотые рельефные диски с религиозными и военными эпизодами из жизни индейцев. Среди наиболее важных находок оказались прекрасная золотая маска и золотая же корона, украшенная изображением Пернатого змея.


Раскрывший тайну Священного сенота

Однажды Томпсон, находясь в колодце и раздумывая о новых находках, перед подъемом забыл про воздушные вентили и стал подниматься на поверхность с огромной скоростью. Хотя он все-таки успел их открыть, его сильно ударило о дно понтона, вследствие чего Томпсон практически потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Некоторые склонны видеть в этом происшествии некое подобие проклятия фараонов, считая, что таким образом человек понес наказание за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. Однако не стоит забывать, что археолог-любитель был довольно неопытным водолазом, к тому же, несмотря ни на что, ему удалось осуществить свою мечту и раскрыть тайну Священного сенота. В результате исследований была собрана весьма впечатляющая коллекция прекрасных ювелирных изделий и предметов быта древних майя, которую Томпсон передал в дар музею Пибоди при Гарвардском университете.

Новый штурм

Однако содержимое Колодца смерти не давало покоя и другому исследователю. мексиканскому археологу Давалосу Уртадо, который считал, что Томпсон со своим примитивным оборудованием не смог полностью извлечь все исторические ценности, накопленные там веками. В 60-е годы прошлого века Уртадо, используя современный землесосный снаряд и помощь целой команды аквалангистов. предпринял новый штурм Священного сенота.

Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались — в первый же день из недр колодца достали каучуковую фигурку божества, и это было только начало. Хотя золотых предметов команда Уртадо не нашла, все, что они выудили из колодца, с исторической точки зрения оказалось бесценным — тысячи фрагментов изделий из хлопковой ткани, немало плетеных и деревянных предметов, среди которых была и диковинная маска.

Давалос Уртадо мечтал на время осушить Колодец смерти и извлечь полностью все древности с его дна, но осуществить эту идею он не успел, умерев довольно рано.

Подводное хранилище истории майя

Инициатором третьего этапа подводного обследования колодца в Чичен-Ице был Ф. Кирк Джонсон. В 1967 году в сенот был засыпан хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и сделал воду прозрачной. Благодаря этому удалось достать множество керамических изделий и различные фрагменты человеческих останков.

К сожалению, «раскопки» сенота невозможно было производить как положено, слой за слоем, поэтому археологи датировали поднятые со дна предметы, сравнивая их с аналогичными находками из других мест. Любопытно, что многие обнаруженные в колодце вещи, которые ученые отнесли к наиболее ранней эпохе, перед тем, как попали в сенот, были намеренно повреждены — статуэтки из нефрита разбиты, а изделия из золота смяты.

Череп, извлеченный со дна колодца

В ранний период, с IX по XI век н.э., когда Чичен-Ица переживал свой расцвет, богам жертвовалось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI веках, правящая элита города уже обеднела. поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы.

Хотя, по древней легенде, в жертву сеноту приносились прекрасные девушки, и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало. что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети.

Все обнаруженные в колодце предметы и ювелирные изделия составили великолепную коллекцию, прекрасно иллюстрирующую историю легендарной цивилизации древних майя.

Федор Перфилов. Журнал «Тайны ХХ века» № 45 2010 г.

Что такое синод? Этим вопросом задаются многие православные люди, желающие больше узнать о конфессии, к которой они принадлежат. В этой статье мы попытались дать на него максимально развернутый ответ, написанный простым и понятным языком. После ее прочтения вы в полной мере узнаете об определении синода. Расскажем и о его истории и основных функциях.

Синод: определение и значение слова

Прежде чем погрузиться в дебри истории, необходимо дать краткое описание данному термину. Синод — это собрание участников христианской церкви, на котором решаются вопросы, связанные с вероучением, религиозной жизнью и нравственностью. Это один из высших органов церковного управления.

Истоки

Жители России и многих других стран СНГ наверняка знают про императора Петра I и его реформы, кардинально изменившие все русское государство 18 столетия. Именно эпоха правления Петра запустила процессы «европеизации» славянского общества, отразившиеся практически во всех сферах жизни необъятной империи. Петр начал переделывать политическое устройство страны и ее хозяйство, опираясь на западноевропейские государства. Несмотря на то что Россия уже неоднократно контактировала со странами Европы и до этого, при императоре эти процессы достигли своего пика.

Начало изменений

Для полного и всестороннего понимания того, что такое синод, необходимо окунуться в прошлое. Вы уже наверняка догадались, что реформы Петра I коснулись не только государственного аппарата и культурной жизни Российского государства, но и его церковного органа. Кардинальные преобразования в сфере религии император начал еще при жизни Патриарха Адриана. В 1697 году он издал указ, согласно которому все хозяйство архиерейских домов и монастырей было взято под контроль государства. В 1698 году в церкви, имевшие приходские дворы и угодья, прекратили поставлять хлеб и денежные средства. Поставки церквям, у которых не было дворов и угодий, были снижены в два раза. 16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался, и Петр I стал еще больше подчинять себе церковь.

Продолжение радикальных реформ

После смерти Адриана Петр отменил избрание нового патриарха, а затем назначил своего союзника Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. В первое десятилетие нового века государственный бюджет пополнился более чем на 1 миллион рублей, полученных с монастырских вотчин. В этот же период времени государство запрещало монахам переходить из одного монастыря в другой и ставило ограничение на их общее количество. Церковь стала выполнять функции устройства и содержания начальных школ, а также помощи больным людям и отставным военным.

Создание Священного синода

В 1718 году Петр отдал приказ о формировании Духовной коллегии или Святейшего правительствующего синода. Он должен был прийти на замену уже устоявшемуся патриаршеству. Ранее уже упоминавшегося Стефана Яворского назначили президентом Духовной коллегии, а ее участниками стали два епископа, одним из которых был Феофан Прокопович, архимандриты и протопопы. Главой синода был обер-прокурор, которого также назначал государственный правитель. Как правило, обер-прокурорами становились светские люди, которые до этого не имели серьезного отношения к религии. Они выполняли функции, связанные напрямую с деятельностью церкви: толкование догм, цензура религиозных изданий, противостояние ереси, заведование школами и другими учебными заведениями и т.д. Кроме функций, перечисленных ранее, синод также был своего рода аналогом Духовного суда. Присутствие данного органа состояло из 12 иерархов, которых также назначал государственный правитель.

Священный синод был центральным аппаратом церковно-административной власти в Российской империи вплоть до августа 1917 года. В 1918 году синод как орган, подчиняющийся государству, был ликвидирован Советом народных комиссаров, а его место вновь заняло возрожденное патриаршество. Некоторое время он выполнял функции коллегиального управляющего органа, но в 1924 году патриарх Тихон полностью его распустил. Полное восстановление деятельности синода состоялось в 1945 году в Поместном соборе.

Реакция духовенства

Что такое синод и как он формировался, вы уже знаете, теперь пришло время рассказать не менее интересную информацию, посвященную противостоянию церковников и Петра I.

Нет ничего удивительного в том, что такие резкие и кардинальные перемены в церковной жизни страны вызывали недовольство со стороны многих представителей духовенства. Более того, некоторые церковники прямо называли Петра антихристом. Такая ситуация, естественно, не нравилась правителю, а потому он стал прибегать к карательным мерам. К примеру, в 1700 году, задолго до отмены патриаршества и установления Священного синода, епископа Тамбовского Игнатия лишили кафедры. В 1707 году митрополита Нижегородского Исайю также лишили кафедры и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. В этой ситуации нельзя не упомянуть дело царевича Алексия. Долгое время он был за границей и на расстоянии общался с другими единомышленниками из церкви. В 1718 году царевич вернулся в Россию, где его лишили права на престолонаследие. Главной причиной этого поступка Петр I назвал «беседы с попами и чернецами». После этих событий были казнены ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный, протопоп Иаков Игнатьев и епископ Досифей. Митрополита Игнатия лишили кафедры, а митрополит Иоасаф, которого вызвали на допрос, умер по дороге из Киева.

Обязанности синода

Что такое синод? Думаю, вы уже прекрасно поняли смысл и значение этого слова. Теперь же вам стоит более подробно ознакомиться с обязанностями этого органа, о которых мы упоминали ранее:

  1. Попечение о неизмененном хранении и истолковании христианства, а также устоявшихся правил нравственности и благочестия, проповедуемых этой религией.
  2. Служение внутреннему единству РПЦ (Русской православной церкви).
  3. Поддержание союза с Православными Церквами из других государств.
  4. Поддержание необходимых отношений с государственными структурами, которые в полной мере соответствуют действующему уставу и законам.
  5. Планирование внутренней и внешней деятельности церкви, а также решение вопросов, возникающих на данной почве.
  6. Оценка ключевых событий, которые происходят в жизни самой церкви, в отношениях с другими конфессиями и религиями.
  7. Контроль действий всей Полноты РПЦ в ее попытках по достижению всеобщей справедливости и мира.
  8. Установка порядка владения и использования зданий и имущества, которые принадлежат Русской православной церкви.

Теперь вы знаете значение слова синод, историю этого церковного органа, а также его основные функции. Очень надеемся, что предоставленная в статье информация была вам интересна, и вы узнали из нее много нового.

У этого термина существуют и другие значения, см. Святейший синод. У этого термина существуют и другие значения, см. Священный синод.

Собо́р, или Сино́д (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — «совет»), — собрание наиболее влиятельных представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

Различают:

  • Вселенские соборы — собрания представителей, как правило епископов, всех поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.
  • Поместные соборы (иногда называемые «частными») — собрания епископов и других иерархов местной церкви или определённой её области.

Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии. В английском языке словосочетания general synod или general council могут обозначать «вселенский собор», хотя первый термин, применительно к Церкви Англии, означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента.

Термин «синод» в русском языке обычно относится к постоянному собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:2 407

Священный Синод

Свяще́нный Сино́д; Священный синод (греч. Σύνοδος — «собрание», «собор») — согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

В настоящее время в Русской Православной Церкви

Глава Пятая Устава Русской Православной Церкви гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Председатель

  • Кирилл (Гундяев) — патриарх Московский и всея Руси

Постоянные члены

  1. Владимир (Сабодан) — митрополит Киевский и всея Украины
  2. Владимир (Котляров) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
  3. Филарет (Вахромеев) — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии
  4. Ювеналий (Поярков) — митрополит Крутицкий и Коломенский
  5. Владимир (Кантарян) — митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
  6. Варсонофий (Судаков) — митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии
  7. Иларион (Алфеев) — митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Временные члены

Участники летней сессии 2010 года

  1. Агафангел (Саввин) — митрополит Одесский и Измаильский
  2. Лев (Церпицкий) — архиепископ Новгородский и Старорусский
  3. Ионафан (Цветков) — архиепископ Абаканский и Кызыльский
  4. Елисей (Ганаба) — архиепископ Сурожский
  5. Маркелл (Михэеску) — епископ Бельцкий и Фэлештский

Учреждения и комиссии

Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

  • Отдел внешних церковных связей;
  • Издательский совет;
  • Учебный комитет;
  • Отдел катехизации и религиозного образования;
  • Отдел благотворительности и социального служения;
  • Миссионерский отдел;
  • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
  • Отдел по делам молодежи;
  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Информационный отдел;
  • Отдел по тюремному служению;
  • Комитет по взаимодействию с казачеством;
  • Финансово-хозяйственное управление;
  • Управление делами Московской Патриархии;
  • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

  • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная Богослужебная комиссия;
  • Синодальная комиссия по делам монастырей.

В синодальный период (1721—1917)

По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений (номинально существовал до 1 февраля 1918 года).

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

Учреждение и функции

16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

Обер-прокурор Синода

Основная статья: Обер-прокурор

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Святейшего Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

Последние годы

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены «распутинцами»».

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.»

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А.Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его Товарищ Жевахов, Управляющий Канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.»

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было Всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады Обер-Прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения». Консервативная газета «Московскія Вѣдомости», называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А.Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.»

В апреле 1917 года, член Государственного Совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении Российской Церковью в последние годы царствования Николая II: «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни Православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м.м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. <…>»

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синодов за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию. Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: Московского митрополита Макария (Невского) и Санкт-Петербургского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду Обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Св. Синода, образованного Львовым, не пойдёт.»

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора.

25 июля 1917 В. Н. Львова на посту Обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 было учреждено Министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года.

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли Святейшему Патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. Ликвидирован де-юре, как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви).

Примечания

Литература о Святейшем синоде

  • Церковная реформа Петра I
  • Синод
  • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *